Устойчивость деятельности бизнеса — это его способность развивать и поддерживать свою жизнедеятельность на долгосрочную перспективу в рамках выбранных стратегических целей, генерируя и сохраняя необходимый уровень прибыльности и доходности.
Нарушение устойчивости деятельности бизнеса связано с возникновением несоответствия (проблемы) управления внешним и внутренним условиям, при котором снижается эффективность производства или ослабляется конкурентная позиция в отрасли и на рынке, вследствие чего снижаются спрос на выпускаемую и предлагаемую продукцию, объем производства, доходность, прибыльность, рентабельность капитала и другие показатели.
При выполнении требований обеспечения устойчивости бизнеса взаимодействуют две группы целей, которые могут на определенных этапах развития фирмы вступать в противоречие:
- • краткосрочные цели, финансовые интересы фирмы и соответствующие им финансовые показатели или системы финансовых показателей, характеризующие эффективность деятельности;
- • стратегические цели и нефинансовые показатели, которые не всегда имеют количественные оценки, однако именно они определяют долгосрочную устойчивость деятельности фирмы.
С 1970-х гг. характер изменений во внешней среде заставил владельцев и руководителей бизнесов определить новые приоритеты и цели деятельности — не максимизация прибыли, а сохранение устойчивости развития, т.е. стратегические интересы стали более важными, чем краткосрочные — финансовые. Возникла задача сбалансировать стратегические интересы по сохранению устойчивости с финансовыми интересами и эффективностью деятельности бизнеса.
Стратегические цели, направленные на обеспечение устойчивости фирмы, связаны с факторами внешней и внутренней среды.
Важными факторами внешней среды сегодня можно считать макроэкономические, отраслевые и рыночные.
Макроэкономические факторы, которые могут обеспечить стабильность банковской и финансовой систем в мире и в экономике страны, включают:
- • уровень развития экономики и обеспечения интересов и условий социальной защищенности населения;
- • уровень развития и внедрения в экономику новейших технологий;
- • обеспеченность сырьем или доступность его;
- • эффективность государственного регулирования экономики и др. Всемирный финансово-экономический кризис, начавшийся
в 2008 г., показал неэффективность роли государства в обеспечении устойчивости развития экономики многих стран.
Отраслевые и рыночные факторы, способствующие усилению конкуренции, роли потребителей и активной борьбы бизнесов за своих потребителей, включают:
Устойчивость будущей деятельности бизнеса зависит от усилий, предпринимаемых для модернизации бизнес-процессов:
- • внедрение новых технологий;
- • вовлечение персонала в достижение общих целей и создание продукта или потребительской ценности;
- • обеспечение высокой операционной эффективности бизнес-процессов;
- • использование современных систем управления, ориентированных на капитализацию человеческого потенциала, инновационность, вклад каждого в конечный результат и др.
Стратегические цели будущего требуют инвестиций в развитие бизнеса сегодня, однако неопределенность поведения внешней среды повышает риски инвестиционной деятельности. Поэтому интересы будущего приходят в противоречие с финансовыми интересами владельцев в настоящем или краткосрочном периоде будущего.
Деятельность компании должна подчиняться стратегическим целям, а главная из них — обеспечение устойчивости развития, что возможно только с помощью выбора стратегий, создающих устойчивые конкурентные преимущества бизнеса за счет факторов внешней и внутренней среды. Поэтому разработка стратегий по достижению стратегических целей направлена как в сторону внешней среды — стратегии ориентации, взаимодействия и позиционирования (эта задача относится к области стратегического планирования), так и внутренней среды — стратегия управления изменениями. Проблема обеспечения устойчивости развития бизнеса — центральная задача стратегического управления.
Источник: studref.com
Что такое устойчивый бизнес?
Понятие устойчивости в российском бизнесе ещё ново: в большинстве своем лишь крупные компании, осуществляющие деятельность на международном рынке, стали уделять внимание долгосрочной стратегии устойчивого развития (УР) и ежегодно подготавливать отчетность о её реализации. Тогда как малый и средний бизнес редко публично афиширует свою приверженность принципам УР, да и особо не видит в этом смысла.
Люди же, не знакомые с концепцией УР, зачастую под “устойчивостью” в бизнесе понимают экономическую стабильность, а именно — стабильную выплату зарплат работникам или стабильно растущий доход от предпринимательской деятельности (рост бизнеса). Частично такое представление является истинным, но в действительности под устойчивым бизнесом понимается далеко не каждый растущий бизнес, регулярно выплачивающий зарплату трудящимся.
Устойчивый бизнес характеризуется той или иной степенью прогресса в трех направлениях: в направлении экологической устойчивости, социальной и экономической. Рассмотрим подробнее каждую из них.
Экологическая устойчивость
Процесс производства бизнесом товаров и услуг не должен негативно влиять на окружающую среду ни в локальном масштабе, ни в глобальном. Помимо этого, следует учитывать не только прямой негативный эффект на окружающую среду (загрязнение почвы, рек), но и косвенный — работа с инвесторами, которые вкладывают свои деньги в “грязное” производство, например, в производство угля, нефти, пальмового масла ( прим. : при производстве “пальмы” в Азии часто вырубаются особо ценные тропические леса для расширения плантаций).
Устойчивый бизнес, как правило, производит экологически чистые товары и услуги, тем самым создавая альтернативу традиционным небезопасным для природы и человека товарам, имеющимся на рынке. Часто такие компании основаны на использовании уникальных современных технологий производства. Например: экологически чистая бытовая химия, чернила для принтера из водорослей, электромобили, одежда из переработанного пластика. Обобщая, экологически устойчивое предпринимательство, в большинстве своем, направлено на решение какую-либо экологическую проблему за счет производства инновационных товаров или услуг.
Примерами внедрения принципов экологической устойчивости в малом и среднем бизнесе также могут быть:
- замена одноразовой посуды/предметов гигиены на многоразовые альтернативы;
- внедрение раздельного сбора отходов (РСО);
- повышение энергоэффективности, снижение потребления воды;
- партнерство с локальными производителями продукции;
- озеленение территории, стен и крыш и т.д.
Социальная устойчивость
Устойчивый бизнес ориентирован на соблюдение прав человека, на развитие личности и общества в целом. Работники в социально ориентированном бизнесе — не расходный материал, которому можно платить гроши, заставляя оставаться на постоянные переработки. Устойчивый бизнес вкладывается в своих работников, создает комфортную и дружественную обстановку на рабочем месте, способствуя профессиональному развитию и укреплению командных отношений.
Предприниматели, придерживающиеся концепции УР, платят достойную заработную плату всем работникам вне зависимости от пола, расы, возраста, сексуальной ориентации и физических возможностей человека. В коллективе поощряется наличие гендерного и этнического многообразия. Социологические исследования и практика показывают, что такие коллективы не только способствуют равенству прав и более дружественной обстановке, но и принятию самых нестандартных решений, а также более эффективной работе. Подробнее о многообразии и инклюзии можно почитать в статье Forbes ( прим .: от англ. inclusion — включение, или процесс участия всех граждан в социуме).
Помимо этого, под социальной устойчивостью бизнеса может пониматься положительное влияние компании на общество (как локально, так и глобально). Например, идея работы компании заключается в трудоустройстве незащищенных слоев населения (пожилых людей, инвалидов) и улучшении их качества жизни за счет создания интернет-платформы, где они могут предложить свои услуги, отдавая небольшую комиссию проекту. В результате, люди получают спрос на услуги, которые они могут выполнить, компания получает прибыль, а безработица снижается.
Аналогично, подобные компании могут иметь и широкую географию влияния и способствовать трудоустройству людей не в одной, а в десятках стран. Например, в экономически развивающихся регионах мира (Азия, Африка, островные государства), предлагая работу в онлайне через Интернет.
Примерами внедрения принципов социальной устойчивости в бизнесе также могут быть:
- стремление к гендерному равенству в компании (например, стремиться к показателю к 30–40% работников-женщин в коллективе);
- доступная среда в офисах компании (пандусы, лифты, отсутствие плинтусов для беспрепятственного передвижения людей с ограниченными возможностями);
- достойная заработная плата, трудящиеся получают равную з/п за тот же объем работы в независимости от пола, расы и т.д.;
- партнерство с компаниями и инвесторами, придерживающихся принципов социальной устойчивости;
- отказ от партнерства с компаниями и инвесторами, поддерживающих социально не приемлемые условия труда (производители кофе или одежды, использующие детский труд);
- благотворительность (отчисление средств малоимущим, бездомным, приютам, детдомам и т.п., благотворительные акции).
Экономическая устойчивость
Экономический рост компании благоприятно влияет на развитие региона, в котором она юридически зарегистрирована, так как размер налога в региональный бюджет будет увеличиваться. Чем более развит бизнес в регионе, тем он богаче и может позволить себе больше расходов в разных сферах — от образования до здравоохранения. Вдобавок, расширение производства и создание рабочих мест позволит снизить локальную безработицу и обеспечить большее количество людей достойными зарплатами и социальными гарантиями.
Но я бы отнесла к экономической устойчивости бизнеса не только стабильный экономический рост компании, но и её гибкость, скорость реагирования на внешние негативные факторы. Самый свежий пример — пандемия коронавируса, из-за которой закрылось огромное количество малых и средних предприятий по всему миру. Те компании, которые быстро смогли подстроиться под ситуацию, перевести процессы взаимодействия в коллективе и с заказчиками в онлайн или на доставку смогли сохранить свой бизнес, а некоторые — даже приумножить его.
На экономическую устойчивость компании зачастую сильно влияет степень внедрения инновационных технологий в её бизнес-процессы, а также корпоративная культура, которая больше относится к социальной устойчивости.
На сегодняшний день всё больше и больше предпринимателей переходят на устойчивый путь развития. Это происходит по нескольким причинам.
Во-первых, компании становятся все более продвинутыми и социально ответственными, осознавая значимость существующих социальных и экологических проблем и желая уменьшить свое влияние на них.
Во-вторых, усиливается общественный контроль за приверженностью концепции устойчивого развития. Со стороны клиента уже сформировался стабильный спрос на товары и услуги, отвечающие принципам УР, потому что потребители не хотят платить за то, что косвенно наносит вред обществу или окружающей среде.
Поэтому, разработка стратегии УР крупными международными компаниями скорее необходимость, чем прихоть. А для малого и среднего бизнеса это может стать сильным конкурентным преимуществом на рынке: повысит лояльность клиентов и увеличит прибыль в долгосрочной перспективе.
Таким образом, не про все компании можно однозначно сказать являются ли они устойчивыми или нет. Большинство из них только находятся на пути к устойчивости. Тем не менее, все больше и больше предпринимателей стараются внедрять принципы устойчивого развития в свои бизнес-процессы, осознавая их общественную значимость и ощущая наличие клиентского спроса на них.
Источник: dzen.ru