Современная внешняя среда формирует нестабильные условия для долгосрочной устойчивости и развития бизнеса и характеризуется такими особенностями, как непрерывное усиление конкуренции, динамичное насыщение товарного предложения, трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя», …сложность и многоаспектность внешнего окружения. В такой ситуации бизнесу становится всё сложнее гибко реагировать на эти быстроизменяющиеся условия внешней среды. Адаптация к данным изменениям крупных корпораций, характеризующихся сложностью организационной структуры, многоуровневостью менеджмента, бюрократизированностью процесса принятия решений и негибкостью многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов, выглядит ещё более сложноразрешимой задачей.
Это заставляет активно искать механизмы и инструменты адаптации к вызовам внешнего окружения, использование которых позволит сохранить устойчивость корпорации и преумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе.
В таких условиях выживут и займут прочные и лидирующие позиции только те компании, которые научатся эффективно работать в предлагаемых обстоятельствах, найдут способ сделать свои товар или услугу лучшим выбором своих клиентов. В данной ситуации главный приоритет управленческой деятельности всей корпорации логично определить как удовлетворение и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента.
Однако на практике из-за многообразной текущей деятельности корпорации многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию, а результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности…
Эта простая взаимосвязь способствует формированию понимания бизнесменов и экспертов того, что главным залогом эффективного долгосрочного развития фирмы, корпорации является выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами…
Многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться… (Г.А. Резник, О.В. Яшина)
21. Какие черты крупной корпорации перечислены в тексте? Назовите любые три черты. Для чего, по мнению авторов, осуществляется активный поиск новых механизмов и инструментов адаптации к вызовам внешнего окружения?
22. Как в тексте сформулирован главный приоритет управленческой деятельности корпорации? Какие трудности, связанные с реализацией идеи клиентоориентированности, отмечают авторы? Назовите две трудности.
23. Авторы приводят характеристики современной внешней среды развития бизнеса. Назовите и кратко поясните любые три характеристики.
24. Авторы пишут о необходимости выстраивания долгосрочных партнёрских отношений с клиентами. Почему это важно? (Дайте пояснение.) Опираясь на обществоведческие знания и личный социальный опыт, укажите два способа закрепления подобных отношений, превращения их в долгосрочные.
25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «конституционный строй»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ, и одно предложение, раскрывающее действующий в РФ принцип идеологического многообразия.
26. Назовите любые три негативные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.
27. В государстве Z существует многопартийная система и регулярно проводятся выборы в парламент. Какая дополнительная информация позволит определить тип избирательной системы (мажоритарная или пропорциональная), действующей в государстве Z? Сформулируйте три вопроса для получения необходимой дополнительной информации.
28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Научное познание как один из видов познания». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)
«Богатство – это сбережения многих в руках одного». (Ю. Тувим)
«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития». (Э. Фромм)
«Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля». (В.В. Путин)
«Право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы: первое касается исключительно внешних действий, вторая даёт закон внутренним побуждениям». (Б.Н. Чичерин)
ОТВЕТЫ
21. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, например: господство – это форма власти, при которой приказы её субъектов эффективны именно потому, что те, кем командуют, считают эти команды обоснованными и законными, т.е. легитимными;
2) ответ на второй вопрос (два обстоятельства), например:
– действие механизма обмена;
– общий интерес в достижении поставленной цели;
– солидарность, обусловленная их общей религиозной верой, этнической или клановой принадлежностью и т.д.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты,
так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста
22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: влияние есть форма власти, реализуемая путём следования конкретным моделям или образцам поведения, идеалам и мировоззренческим установкам, тактическим или стратегическим программам;
(Ответ на вопрос может быть представлен как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основной идеи соответствующего фрагмента текста.)
2) объяснение, допустим: власть реализуется посредством поощрения поведения, соответствующего командам, и наказания
за противоречащее таким командам поведение.
(Может быть дано другое объяснение.)
23. В правильном ответе должны быть названы виды легитимного господства и признаки каждого из них:
1) традиционное (власть основана на убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций);
2) рационально-легальное (соответствует существующему порядку, установленному законом, волеизъявлению граждан);
3) харизматическое (опирается на веру в особые качества, сакральные способности субъекта власти).
Признаки могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Могут быть названы другие признаки
24. В правильном ответе могут быть приведены следующие аргументы.
Легитимность политической власти, т.е. её принятие гражданами, их готовность подчиняться этой власти, не зависит напрямую от типа политического режима потому, что:
1) в общественном сознании может быть закреплён идеал деспотической власти, а в политической культуре могут преобладать ценности культуры подданнического типа;
2) легитимность власти может обеспечиваться исключительно харизматическими качествами политического лидера;
3) законная демократическая власть может восприниматься как нелегитимная в силу её неэффективности в решении важнейших социальных проблем.
Могут быть приведены другие аргументы
25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: Мышление – способность к познанию существенных свойств и связей (причинно-следственных, структурно-функциональных, пространственных и др.) объектов, выходящих за рамки чувственной информации
и практического опыта человека;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией об основных операциях (приёмах) мышления, опирающейся на знание курса, например: Основными операциями (приёмами) мышления являются анализ
и синтез, сравнение, абстрагирование, моделирование, обобщение;
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о двух и более основных операциях (приёмах) мышления.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса творческий характер мышления, например: Особенности мышления человека позволяют ему выходить за рамки привычных представлений, предлагать идеи, не имеющие аналогов.
(Может быть составлено другое предложение, раскрывающее
творческий характер мышления.)
26. В ответе должны быть названы характерные черты семьитрадиционного (патриархального) типа и приведены соответствующие примеры, допустим:
1) совместное проживание минимум трёх поколений, среди которых роль лидера отводится старшему мужчине (например,
в семье А. взрослый сын, имеющий собственную семью, живёт вместе со своими родителями, за дедушкой признаётся роль старшего в семье);
2) экономическая зависимость женщины от супруга (например, жена гражданина А. не занята в общественном производстве
и живёт исключительно на предоставляемые мужем средства);
3) чёткое функциональное разделение, закрепление мужских
и женских обязанностей (например, муж – кормилец; жена – хозяйка);
4) признание безусловного приоритета мужчины в вопросах семейного главенства (например, конечное решение любой семейной проблемы остаётся за гражданином А. и его отцом, женщины в этой семье не имеют права голоса).
Могут быть приведены другие примеры, названы
и проиллюстрированы иные характерные черты
27. В ответе должны быть следующие элементы:
1) два противоречия:
– Кириллу 17 лет, поэтому согласие хотя бы одного из родителей не требуется;
– несовершеннолетний работник подлежит обязательному медицинскому осмотру, при поступлении на работу он должен представить справку о состоянии здоровья;
2) две особенности: работник в возрасте до 18 лет:
– не должен работать в ночное время;
– имеет право на сокращённую рабочую неделю;
– имеет право на отпуск продолжительностью 31 календарный день в удобное для него время;
– имеет право на оплачиваемый отпуск до истечения шести месяцев непрерывной работы;
– не может быть отозван из отпуска и др.
Противоречия и особенности могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.
Могут быть названы другие особенности
28. Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие рыночной конкуренции.
2. Функции конкуренции в рыночной экономике:
в) контролирующая и др.
3. Совершенная конкуренция и её признаки:
а) большое количество фирм на рынке;
б) продажа товаров по свободным ценам;
в) беспрепятственное вхождение на рынок любой новой фирмы;
г) доступность для всех экономической информации и др.
4. Несовершенная конкуренция и её типы:
а) монополистическая конкуренция;
в) монопсония и др.
5. Последствия монополизации экономики.
6. Защита конкуренции государством как одна из его функций в рыночной экономике.
Вариант 2
21. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) три черты из перечисленных (ответ на первый вопрос), например:
– сложность организационной структуры;
– бюрократизированность процесса принятия решений;
– негибкость многочисленных взаимосвязанных бизнес-процессов;
2) ответ на второй вопрос, допустим: использование новых механизмов и инструментов адаптации к вызовам внешнего окружения позволит сохранить устойчивость корпорации и преумножить финансовые результаты деятельности в долгосрочной перспективе.
(Ответ на второй вопрос может быть дан как в форме цитаты, так
и в форме сжатого воспроизведения содержания второго абзаца текста.)
22. В правильном ответе должны быть следующие элементы:
1) ответ на первый вопрос, допустим: удовлетворение
и предвосхищение потребностей клиентов на всех уровнях менеджмента;
2) две трудности (ответ на второй вопрос), например:
– многие руководители различных подразделений забывают, что именно клиент является центральной фигурой обмена и главным источником притока прибыли в организацию;
— многие руководители различных подразделений забывают, что результирующая цель работы всех функциональных подразделений корпорации заключается в формировании потребительской ценности;
– многие компании, которые разделяют идею клиентоориентированности, больше называют себя таковыми или стараются таковыми казаться.
Элементы ответа могут быть сформулированы иначе
23. В правильно ответе должны быть названы и кратко пояснены любые три характеристики из перечисленных:
1) непрерывное усиление конкуренции (постоянно на рынок приходят новые производители товаров, включая иностранных товаропроизводителей);
2) динамичное насыщение товарного предложения (рынок быстро заполняется товарами того же качества по более низким ценам или товарами более высокого качества по таким же ценам и др.);
3) трансформация «рынка продавца» в «рынок покупателя» (производители переориентируются на потребности и запросы покупателя);
4) сложность и многоаспектность внешнего окружения (на развитие бизнеса могут влиять политическая нестабильность в стране, регионе, макроэкономические показатели развития страны и др.).
Могут быть даны другие пояснения
24. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) пояснение, например: выстраивание долгосрочных партнёрских взаимоотношений с клиентами важно для стабильного долгосрочного развития фирмы;
2) два способа, допустим:
– предоставление скидок постоянным клиентам;
– постоянное повышение качества сервисного обслуживания постоянных клиентов.
(Могут быть указаны другие способы.)
25. Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) смысл понятия, например: конституционный строй – это система основополагающих базовых общественных отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства;
(Может быть приведено иное, близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
2) одно предложение с информацией о разделении властей в РФ, опирающейся на знание курса, например: Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную (Федеральное Собрание РФ, законодательные органы субъектов РФ), исполнительную (Правительство РФ, министерства и ведомства РФ и субъектов РФ) и судебную (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, система судов общей юрисдикции и др.);
(Может быть составлено другое предложение, содержащее информацию о разделении властей в РФ.)
3) одно предложение, раскрывающее с опорой на знание курса действующий в РФ принцип идеологического многообразия, например: В РФ никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
26. В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие социальные санкции:
1) выговор (например, за опоздание на работу без уважительной причины гражданке М. был вынесен выговор);
2) штраф (например, за переход улицы в неположенном месте две студентки были оштрафованы);
3) понижение в должности (например, за невыполнение планового задания и срыв работы отдела начальник отдела был переведён в рядовые сотрудники).
Могут быть приведены другие примеры, названы и проиллюстрированы другие санкции
27. В правильном ответе могут быть сформулированы следующие вопросы, например:
1) Граждане голосуют за конкретного кандидата или за партию?
2) Как определяется победитель на выборах (по большинству голосов или в соответствии с числом голосов, поданных за партии, участвующие в выборах)?
3) Есть ли избирательный барьер для политических партий?
4) Сколько избирательных округов формируется в ходе выборов?
5) Как распределяются места в парламенте?
Могут быть сформулированы другие вопросы
28. Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Познание как деятельность.
2. Виды познания:
в) художественное и т.д.
3. Особенности научного познания:
а) стремление к объективности;
б) рациональная обоснованность;
г) проверяемость и др.
4. Уровни научного познания:
а) эмпирическое познание;
б) теоретическое познание.
5. Методы научного познания:
г) выдвижение гипотез и др.
6. Истина как результат научного познания.
Источник: poisk-ru.ru
С1. Используя текст, укажите любые две характерные черты рыночной экономики, рассмотренные автором
1-я характерная черта: материальные факторы производства находятся в собственности отдельных граждан, капиталистов и землевладельцев.
2-я характерная черта: свободное предпринимательство.
3-я характерная черта: покупатели определяют, что следует производить и какого качества.
Читаем С2. Используя текст, приведите три объяснения идеи автора о том, что хозяин рынка – потребитель.
Очевидно, что во втором абзаце текста речь идет о роли потребителя (покупателя). Поэтому 3я характеристика выглядит явно ошибочной. Это ответ к С2. Тем не менее, нужные «две характерные черты рыночной экономики» в тексте найдены, 2 балла.
Напомним, что при контекстном поиске в тексте в качестве черновика уместно применять сам КИМ с текстом:
Ответы выпускника:
С2. хозяин рынка потребитель, потому что:
1) покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями.
2) они определяют, что следует производить и какого качества
3) они делают бедных богатыми, а богатых бедными.
Видим еще одну типичную ошибку в этом задании. Это подмена смысловой оценки автора, которую требуется найти, эмоциональной.
Зеленое — эмоциональные высказывания, а не логические суждения. Они не показывают связи потребителя с рынком, влияние его экономического выбора на производителя. Требуемых трех объяснений мы не видим, поэтому лишь 1 балл из двух возможных.
Вот еще несколько важных рекомендаций ФИПИ по проверке заданий С1-С2 для экспертов ЕГЭ:
Пойдем дальше. С3. Какой неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите любые другие два неценовых фактора и один из них проиллюстрируйте конкретным примером.
С3. неценовой фактор: доходы потребителя
другой неценовой фактор: мода
ещё другой неценовой фактор: сезонность (пример: зимой люди не будут покупать летние босоножки, следовательно, спрос падает)
ещё неценовой фактор: инфляционные ожидания
Что мы видим? Вопрос трехсоставный. Нам нужно 1 найти неценовой фактор формирования спроса приведён в тексте. 2 указать укажите любые другие два неценовых фактора и 3 один из них проиллюстрируйте конкретным примером. Выпускник явно видит это, но отдельно не выделяет, что может быть поводом для снижения балла. Если вы часто теряете элементы ответа в части С, то выделяйте для себя их прямо в тексте:
Фактически из ответа выпускника непонятно, какой фактор спроса привел автор, а какие два приводит он сам дополнительно. Здесь следует писать так: Автор (в тексте) приводит такой неценовой фактор спроса, как доходы потребителя. Хотя, это и неверный ответ:
О доходах потребителя, которые влияют на спрос, и безусловно, являются его неценовым фактором, как мы видим, речь не идет. мы видим дешевле, но это о цене. Какие мы знаем еще неценовые факторы спроса?
Итак, в тексте речь, конечно, идет о моде на товар (У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу…Запросы потребителей).
Таким образом, 1й элемент ответа не засчитывается, а вот два остальных верны (есть еще 2 верных дополнительных фактора, есть правильно приведенный пример). Обратите внимание, что выпускник абсолютно верно подстраховался, привел на 1 фактор больше, чем его просили, таким образом спас 1 балл. Дело в том, что моду в свой пример явно бы не зачли, раз этот фактор есть в тексте. Итого в лучшем случае (даже если придираться, а будут. ) к неверному выделению элементов ответа, 2 балла.
И С4. Иногда государство поддерживает убыточные предприятия. В каких ситуациях, по Вашему мнению, это может быть целесообразно? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, укажите две ситуации и кратко поясните своё мнение.
Как видим, вопрос уже не связан с текстом, и требуется привести свое видение поднимаемой отвлеченной напрямую от текста проблемы. Вот ответ выпускника:
С4. По моему мнению, государство поддерживает некоторые убыточные предприятия из-за того, что они производят продукцию, лежащую в его интересах.
1-я ситуация: государство поддерживает предприятия по пошиву национальной одежды с целью сохранения культуры народа, а также самоидентификации.
2-я ситуация: учёные изобрели новую технику, инновацию, и занялись её массовым производством. Но в силу маленького спроса на неё по причине недоверия населения к новому, их бизнес был убыточным. Государство, поддержав различными способами это предприятие, развивает не только внутренний рынок, но и занимает хорошие позиции на мировом.
Мы видим верное объяснение проблемы и два не совсем корректных примера (в легкой промышленности обычно царит настолько серьезная конкуренция, что государство и население в любом случае получит искомую продукцию; убыточные инновации в современной рыночной экономике не поддерживаются, вспомним пример разорившегося недавно ё-мобиля). Здесь корректнее приводить в пример разработки, предприятия оборонной отрасли, так как государство всегда будет нуждаться в военной мощи, терпеть любые убытки ради сильной армии.
Следуем рекомендациям ФИПИ:
Эти рекомендации универсальны для заданий С3, С4, С6, С7.
То есть здесь в теории ответ вроде верный, но примеры именно житейские (не совсем корректные, не иллюстрирующие теоретические тенденции в полной мере, в некоторых моментах противоречащие ей). 2 балла. Итого за С1-С4 7 баллов из 10 возможных.
Далее, следующий блок заданий — теоретические С5 и С8 и проверяющие применять знания на примерах из социальной практики С6 и С7.
Задание С5. Выполнение данного задания открывает три источника информации, позволяющих судить об уровне подготовки учащихся: 1) раскрытие смысла указанного базового понятия (его сущности, основных признаков); 2) раскрытие определённых аспектов данного понятия (его видов, типов, форм, взаимосвязь с другими понятиями, формулирование суждений и др.);
3) характер приводимых суждений (наличие информации о рассматриваемом явлении, опора на знания обществоведческого курса, содержательная корректность с точки зрения научного обществознания).
ФИПИ приводит следующий пример задания с максимально оцененным 3 баллами ответом выпускника:
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «спрос»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о любом из неценовых факторов, влияющих на формирование спроса, и одно предложение, раскрывающее закон спроса.
В проверяемом нами выполненном варианте в формате этого задания конкретизации нет (она, напомним, появилось лишь в этом году), и выглядело оно так:
Источник: mydocx.ru