Киров малый бизнес проблемы

Шильникова, Л. В. Проблематика государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (на примере Кировской области) / Л. В. Шильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79645/ (дата обращения: 25.05.2023).

В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.

С момента вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172), определившего правовые нормы разработки и внедрения стратегий и прогнозов социально-экономического развития, принцип системности прочно закрепился в стратегическом планировании Российской Федерации.

Разработка и утверждение на федеральном уровне стратегических целей и задач развития государства играет основополагающую роль в системе стратегического планирования Российской Федерации.

В Кировской области проходит экономическая перепись малого бизнеса (ГТРК Вятка)

На региональном и местном уровнях создаются собственные стратегические планы, которые в большей части направлены на конкретизацию и адаптацию федеральных установок на соответствующий уровень власти. Тем самым достигается соподчиненность и отсутствие противоречий в политике, направленной на комплексное развитие отраслей экономики и жизнедеятельности государства и общества.

Начиная с «майских указов» Президента Российской Федерации 2012 года, одним из стратегических направлений развития государства является поддержка малого и среднего предпринимательства [3].

Эта тенденция сохраняется и в Указах Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 и № 474 от 21.06.2020 о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 и 2030 года соответственно.

Так, национальной целью до 2030 года является «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [5].

В соответствии с положениями Федерального закона от 28.06.2014 № 172 настоящая цель находит свое отражение в стратегических документах как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, а также в таком инструменте государственного регулирования как система национальных проектов.

Таким образом, актуальность исследования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства определяется стратегической важностью как в рамках страны в целом, так и в рамках отдельно взятого субъекта, а также тем, что именно малый бизнес является одним из важных и потенциальных источником развития экономики и достижения плановых показателей социально-экономического прогноза. Вместе с тем, изучение процессов развития малого предпринимательства в России позволяет выявить целый ряд проблем.

Ситуация с малым бизнесом в Кирове

Прежде чем исследовать проблемы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в Кировской области, необходимо дать анализ существующей ситуации в регионе.

Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимателю установлены в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Общими для всех предприятий вне зависимости от организационно-правовой формы являются следующие признаки [1, 6]:

  1. зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговом органе и находится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
  2. предельное значение дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий год не белее 800 млн. рублей;
  3. среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.

В настоящее время в Кировской области зарегистрировано 43206 микропредприятия, 1933 субъекта малого предпринимательства, 132 — среднего [7].

Инфраструктура поддержки предпринимательства в Кировской области представлена следующим образом [8]:

– АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области»;

– «Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания)» и его филиалы в муниципальных образованиях;

– НКО «Государственный фонд развития промышленности Кировской области».

Предприниматели могут воспользоваться широким спектром мер государственной поддержки, в том числе финансового характера.

При этом органы исполнительной власти Кировской области не только осуществляют функции государственного регулирования политики, направленной на развитие малого предпринимательства, но и в рамках своей компетенции оказывают поддержку. Например, министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области и министерством промышленной политики Кировской области на регулярной основе проводятся рабочие совещания с руководителями предприятий и организаций региона, а также тематические семинары для представителей бизнес-сообщества, направление на популяризацию существующих мер государственной поддержки, а также на проработку направлений взаимодействия и создание благоприятных условий для развития отраслей промышленности.

Читайте также:  Установка окон как бизнес

Также стоит обратить внимание, что в рамках Указа № 204 на всех уровнях публичной власти организована реализация национальных и соответствующих региональных проектов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которых также предусмотрен комплекс мероприятий, как финансовых, так и нефинансовых, способствующий развитию сферы предпринимательства, а также формированию соответствующей политики в органах исполнительной власти.

Однако, не смотря на обеспеченность региона объектами инфраструктуры поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства и наличие федерального финансирования на обеспечение их деятельности, а также целенаправленную региональную политику по поддержке предпринимательства, в Кировской области по-прежнему остаются не решенными следующие проблемы:

– низкий уровень инновационной активности субъектов предпринимательства;

– высокая тенизация субъектов малого и среднего предпринимательства;

– низкая предпринимательская грамотность и владение профессиональными компетенциями в сфере бизнеса;

– недостаточная информированность субъектов предпринимательства о существующих мерах и программах поддержки;

– недостаточная развитость кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса;

– высокая конкуренция со стороны иностранных производителей в отношении ценовой политики и качества продукции;

– зависимость объемов предоставления финансовых мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от объемов финансирования областного бюджета из федерального бюджета.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, а также системы поддержки региональным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию соответствующих функций в обозначенной сфере, необходимо выстроить такую политику, которая бы удовлетворяла следующим критериям:

– совершенствование правового обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;

– совершенствование системы регионального управления позволяющей снизить зависимость областного бюджета от федерального финансирования;

– развитие информационной поддержки предпринимательской деятельности, наряду с общим развитием системы информирования, в том числе о деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и существующих мерах поддержки;

– создание необходимых условий для повышения профессиональной подготовки предпринимательских кадров совместно с ведущими образовательными учреждениями региона.

Все это должно быть в центре постоянного внимания органов исполнительной власти Кировской области, деятельность которых направлена на обеспечение получения высоких экономических показателей развития региона.

  1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
  4. Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  5. Указ президента Российской Федерации от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
  6. Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  7. Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=fo=5https://moluch.ru/archive/356/79645/» target=»_blank»]moluch.ru[/mask_link]

    В Кирове умирает малый бизнес

    Контрольно-счетная палата проверила, насколько законно и эффективно расходовались средства городского бюджета на реализацию муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства». Оказалось, не эффективно: Киров теряет предпринимателей.

    В Кирове умирает малый бизнес

    Фото: Newsler.ru / Сергей Зубарев

    Городская Контрольно-счетная палата (КСП) провела проверку расходования средств из казны города на реализацию программы «Развитие малого и среднего предпринимательства». В частности, проверялся период с 2019-го по первое полугодие 2021 года. За это время из казны города на эту программу развития было выделено всего без малого 12,8 млн рублей.

    В 2019 году управление предпринимательства горадминистрации предоставило субсидию МБУ «Центр инвестиционного развития» на финобеспечение муниципального задания на оказание 6 муниципальных услуг для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) в размере 3,9 млн рублей. К слову, этот «Центр инвестиций» ликвидирован по решению учредителей, то есть горадминистрации, и прекратил деятельность в феврале 2021 года.

    Ликвидировал его Михаил Шишкин, известный по банкротству «Зуевской птицефабрики» и «КРИНа». Он же сейчас занимается и ликвидацией МУП «Кристалл». На эти цели, согласно отчету КСП города, было потрачено более 1,1 млн рублей. Интересно, что в проверяемом КСП периоде 2021 года муниципалитет не выделил ни рубля на поддержку предпринимательства.

    Не говоря уже о том, чтобы поддержать некоммерческие организации: программа поддержки социально ориентированных НО в Кирове не разработана и, соответственно, не утверждена. На основе отчетов горадминистрации, КСП сделали не утешительный вывод: количество предпринимателей в Кирове сокращается.

    Так, если в 2018 году в Кирове было 16108 малых и микропредприятий, то в 2020 году их осталось 14222. Инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2020 году снизились и достигли 6,4 млрд рублей, что ниже уровня 2018 года. Для сравнения, в 2019 году этот показатель был чуть выше 7 млрд рублей.

    Снизился и показатель занятых в сфере малого и среднего предпринимательства: в 2020 году он был на уровне 108 тысяч 212 человек. Это также ниже уровня 2018 года. Для сравнения: в 2019 году в этой сфере было занято 114 тысяч 369 человек.

    Источник: www.newsler.ru

    «Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство

    «Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство

    В Кировской области вновь продлили режим самоизоляции, из-за которого многие организации остаются закрытыми и теряют прибыль. Однако и те предприятия, которые продолжают работу в карантин, испытывают трудности. Мы узнали, что предпринимают бизнесмены, чтобы удержать своё дело на плаву, и как их поддерживает государство.

    О чем говорится в статье:

    • Снизится спрос на продукцию
    • Бесплатное не ценится
    • Всё в формате рассмотрения

    Генеральный директор ООО «Компания «Вятка-уголь» Дмитрий Русских отметил, что в компании небольшой штат сотрудников, которые работают на удалёнке, контактируя с поставщиками из других регионов России по телефону и электронной почте.

    — Мы сегодня работаем практически в том же режиме, так как у нас отрасль жизнеобеспечения, и стараемся обеспечить все контракты, несмотря ни на что. Мы предвидим, что будут проблемы с оплатой наших поставок — из-за постановления правительства РФ об отсрочках по оплатам ЖКХ и отмене процентов за неуплату до 1 января. Конечно, будет видно снижение собираемости платы компаниями, которые обеспечивают теплом. На выходе мы получим проблему с оплатой [контрактов]. Это и так всегда был сложный вопрос, а сейчас усугубится на 15-20%, — отметил Дмитрий Михайлович.

    Несмотря на сложную ситуацию, компания не планирует сокращать сотрудников и снижать зарплату. Дмитрий Русских обращался в налоговую и банки с просьбой разъяснить существующие меры поддержки, но оказалось, что компания не подходит под предлагаемые программы.

    — Мы сами себе подтвердили, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Кроме как на себя рассчитывать не на кого, — подчеркнул Дмитрий Михайлович

    Снизится спрос на продукцию

    В число 140 системообразующих организаций, которые начали работу с 6 апреля, попала строительная «Фирма «Маяковская». Генеральный директор компании Дмитрий Сергеев пояснил, что на строительных объектах работа ведётся в полном объёме, часть офисных сотрудников выведена на удалёнку, часть отправлена домой с сохранением зарплаты. Также ограничен доступ людей на строительные объекты и в офис предприятия.

    «Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство

    — Для нас в плане приобретения новых дольщиков это [карантин] минус, но я считаю, что это необходимая мера. Мы стараемся общаться с клиентами удалённо — по телефону, через соцсети, сайт. В большей степени у меня вызывает беспокойство снижение покупательской способности и, соответственно, спроса на нашу продукцию.

    Документы через МФЦ не принимались, поэтому мы на какой-то период приостановили регистрацию договоров долевого участия, дополнительных соглашений и всех других действий. Со следующей недели мы планируем эту работу возобновить. К концу месяца будет понятно дальнейшее развитие ситуации, — заметил Дмитрий Валерьевич.

    Сергеев подчеркнул, что цены на квартиры планируют оставить на прежнем уровне. В то же время стоимость строительных материалов, которые идут на экспорт или которые привозят из-за границы, — металла, стекла, фурнитуры, запчастей, электроинструмента — растёт.

    — Соответственно, у нас увеличится себестоимость, и насколько долго мы сможем при росте цен на стройматериалы удерживать стоимость недвижимости, которая есть на данный момент, я не могу сказать. Я надеюсь, что государство примет меры поддержки для нашей отрасли — субсидирование процентных ставок по ипотеке и по проектному финансированию. Эти вопросы уже рассматриваются правительством России. Если процентная ставка по ипотеке не будет расти, те люди, которые сохранят работу и будут стабильно получать зарплату, смогут этой поддержкой воспользоваться, и цена кредита будет меньше. На региональном уровне возможностей поддержать застройщиков, наверное, нет, — подчеркнул Дмитрий Сергеев.

    Дмитрий Валерьевич добавил, что для сферы строительства характерна некоторая инертность и задержка любых процессов — как положительных, так и отрицательных — которая даёт время, чтобы адаптироваться к новым условиям.

    Бесплатное не ценится

    У руководителя Клуба маркетологов Кировской области Алексея Обжерина три предприятия в разных сферах бизнеса: торговля (сейчас закрыта), торговый центр (работают только магазины, деятельность которых разрешена) и консалтинг.

    — По торговле придётся осваивать онлайн-направление, но нужно понимать, что поток заказов не будет таким большим, чтобы обеспечить выручку фирмы. Всё равно конкурентные методы борьбы никто не отменял. Даже если мы уйдём в онлайн, это не даст гарантии, что всё будет хорошо, мы просто продолжим жить в новом качестве, — пояснил Обжерин.

    «Крик души». Депутат призвал принять реальные меры для поддержки малого бизнеса

    2177 5

    По торговому центру Алексей Обжерин сделал антикризисный SWOT-анализ (выявление факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы – прим. ред.), который показал, что необходимо привлечь те компании, которые могут работать в кризис, возможно, которые связаны с медициной.

    Что касается консалтинга и обучения, то сейчас все курсы проходят в режиме онлайн. По словам Алексея Обжерина, в сети наблюдается переизбыток бесплатных предложений, но люди их не потребляют.

    — Я разработал для себя контент антикризисного характера, который планирую продвигать. Возможно, сделаю обучение платным, потому что бесплатного много, и оно не ценится. Сейчас слишком много предложений, идёт борьба за внимание слушателя, — считает он.

    Всё в формате рассмотрения

    Предпринимательница Юлия Долгоаршинных пояснила, что сейчас вся её группа компаний (кофейня «Шоколадница», салоны обуви и одежды, бытовой техники, посуды и аксессуаров для кухни) занимается онлайн-торговлей и доставкой всех видов товаров до дверей покупателей. По её словам, выручка с начала кризиса упала на 98%, все подразделения закрыты, а кофейня работает «на вынос».

    «Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство

    — Что касается персонала, я делаю всё возможное для того, чтобы у них была возможность зарабатывать и сейчас. А уж использовать этот шанс или нет — выбор каждого, — заметила Долгоаршинных.

    Юлия плотно взаимодействует с Вятской торгово-промышленной палатой, у предпринимателей розницы есть общий чат, где они получают оперативную и официальную информацию.

    — Я участвую в подписании всех возможных обращений к власти, потому что мы обязаны говорить о том, что сейчас происходит в малом бизнесе и к чему это может привести. Розница не попала в список отраслей, пострадавших от ограничений, связанных с коронавирусом. И в этом состоит основная проблема. Проблема глобальная!

    Мы не получим вообще никакой поддержки, если не попадём в этот список. Что касается общепита, а он есть в этом списке, пока ни одной реальной меры не принято. Всё в формате «на рассмотрении». Банки смогут помочь крайне малому проценту населения, очень много ограничений. Фактически, я и мой бизнес полностью остался без поддержки со стороны государства.

    Руководитель группа компаний СПК-NEON Илья Редькин намерен сохранить всех сотрудников, несмотря на приостановление деятельности. Сейчас работает только доставка еды, но и она, по словам Редькина, абсолютно убыточна.

    — Доставка существует только для поддержания деятельности предприятия, чтобы не было 100-процентного простоя, чтобы мы могли выдать часть зарплаты сотрудникам. Со стороны местных или федеральных властей нет никаких мер поддержки предпринимательства, они отсутствуют для нашего сектора полностью. Фонд поддержки предпринимательства не работает до понедельника, обращаться туда бессмысленно. Несколько арендодателей пошли на уступки на один месяц аренды, другие требуют полной оплаты, — рассказал Илья Редькин.

    Он также добавил, что озвучивал необходимые меры поддержки бизнес-омбудсмену и президенту Вятской ТПП. Последние составили письмо в правительство области, но ответа до сих пор нет.

    Источник: kirov-portal.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин