Шильникова, Л. В. Проблематика государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства (на примере Кировской области) / Л. В. Шильникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79645/ (дата обращения: 19.01.2023).
В настоящей работе приведен анализ государственного регулирования и поддержки предпринимательства в Кировской области, сформулированы проблемные аспекты.
Ключевые слова: малое предпринимательство, государственное регулирование, поддержка предпринимательства.
С момента вступления в силу Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 28.06.2014 № 172), определившего правовые нормы разработки и внедрения стратегий и прогнозов социально-экономического развития, принцип системности прочно закрепился в стратегическом планировании Российской Федерации.
Разработка и утверждение на федеральном уровне стратегических целей и задач развития государства играет основополагающую роль в системе стратегического планирования Российской Федерации.
Малый бизнес Кировской области
На региональном и местном уровнях создаются собственные стратегические планы, которые в большей части направлены на конкретизацию и адаптацию федеральных установок на соответствующий уровень власти. Тем самым достигается соподчиненность и отсутствие противоречий в политике, направленной на комплексное развитие отраслей экономики и жизнедеятельности государства и общества.
Начиная с «майских указов» Президента Российской Федерации 2012 года, одним из стратегических направлений развития государства является поддержка малого и среднего предпринимательства [3].
Эта тенденция сохраняется и в Указах Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 и № 474 от 21.06.2020 о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2024 и 2030 года соответственно.
Так, национальной целью до 2030 года является «увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 миллионов человек» [5].
В соответствии с положениями Федерального закона от 28.06.2014 № 172 настоящая цель находит свое отражение в стратегических документах как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, а также в таком инструменте государственного регулирования как система национальных проектов.
Таким образом, актуальность исследования государственного регулирования и поддержки малого и среднего предпринимательства определяется стратегической важностью как в рамках страны в целом, так и в рамках отдельно взятого субъекта, а также тем, что именно малый бизнес является одним из важных и потенциальных источником развития экономики и достижения плановых показателей социально-экономического прогноза. Вместе с тем, изучение процессов развития малого предпринимательства в России позволяет выявить целый ряд проблем.
Киров похороны малого бизнеса.
Прежде чем исследовать проблемы государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства в Кировской области, необходимо дать анализ существующей ситуации в регионе.
Критерии отнесения хозяйствующего субъекта к малому или среднему предпринимателю установлены в Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Общими для всех предприятий вне зависимости от организационно-правовой формы являются следующие признаки [1, 6]:
- зарегистрирован в соответствии с законодательством Российской Федерации в налоговом органе и находится в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства;
- предельное значение дохода от ведения предпринимательской деятельности за предшествующий год не белее 800 млн. рублей;
- среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек.
В настоящее время в Кировской области зарегистрировано 43206 микропредприятия, 1933 субъекта малого предпринимательства, 132 — среднего [7].
Инфраструктура поддержки предпринимательства в Кировской области представлена следующим образом [8]:
– АНО «Центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства Кировской области»;
– «Кировский областной фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (микрокредитная компания)» и его филиалы в муниципальных образованиях;
– НКО «Государственный фонд развития промышленности Кировской области».
Предприниматели могут воспользоваться широким спектром мер государственной поддержки, в том числе финансового характера.
При этом органы исполнительной власти Кировской области не только осуществляют функции государственного регулирования политики, направленной на развитие малого предпринимательства, но и в рамках своей компетенции оказывают поддержку. Например, министерством экономического развития и поддержки предпринимательства Кировской области и министерством промышленной политики Кировской области на регулярной основе проводятся рабочие совещания с руководителями предприятий и организаций региона, а также тематические семинары для представителей бизнес-сообщества, направление на популяризацию существующих мер государственной поддержки, а также на проработку направлений взаимодействия и создание благоприятных условий для развития отраслей промышленности.
Также стоит обратить внимание, что в рамках Указа № 204 на всех уровнях публичной власти организована реализация национальных и соответствующих региональных проектов по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, в рамках которых также предусмотрен комплекс мероприятий, как финансовых, так и нефинансовых, способствующий развитию сферы предпринимательства, а также формированию соответствующей политики в органах исполнительной власти.
Однако, не смотря на обеспеченность региона объектами инфраструктуры поддержки деятельности малого и среднего предпринимательства и наличие федерального финансирования на обеспечение их деятельности, а также целенаправленную региональную политику по поддержке предпринимательства, в Кировской области по-прежнему остаются не решенными следующие проблемы:
– низкий уровень инновационной активности субъектов предпринимательства;
– высокая тенизация субъектов малого и среднего предпринимательства;
– низкая предпринимательская грамотность и владение профессиональными компетенциями в сфере бизнеса;
– недостаточная информированность субъектов предпринимательства о существующих мерах и программах поддержки;
– недостаточная развитость кооперации субъектов малого и среднего предпринимательства и крупного бизнеса;
– высокая конкуренция со стороны иностранных производителей в отношении ценовой политики и качества продукции;
– зависимость объемов предоставления финансовых мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства от объемов финансирования областного бюджета из федерального бюджета.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что с целью дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства, а также системы поддержки региональным органам исполнительной власти, ответственным за реализацию соответствующих функций в обозначенной сфере, необходимо выстроить такую политику, которая бы удовлетворяла следующим критериям:
– совершенствование правового обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства;
– совершенствование системы регионального управления позволяющей снизить зависимость областного бюджета от федерального финансирования;
– развитие информационной поддержки предпринимательской деятельности, наряду с общим развитием системы информирования, в том числе о деятельности объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства и существующих мерах поддержки;
– создание необходимых условий для повышения профессиональной подготовки предпринимательских кадров совместно с ведущими образовательными учреждениями региона.
Все это должно быть в центре постоянного внимания органов исполнительной власти Кировской области, деятельность которых направлена на обеспечение получения высоких экономических показателей развития региона.
- Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
- Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».
- Указах Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
- Указ президента Российской Федерации от 21.06.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».
- Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
- Выписка из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства. — Текст: электронный //: [сайт]. – URL: https://ofd.nalog.ru/statistics.html?statDate=fo=5
Впрочем, Кировская область в отношении помощи развития моногородов является скорее хорошим исключением.
В Кировской области создан Совет по развитию моногородов. Основная цель его работы — помочь предпринимателям установить партнёрские отношения с научным и бизнес-сообществом.
Субсидирование малого бизнеса в моногородах с помощью муниципальных программ существует с 2010 года. Средства направлялись на поддержку и развитие предпринимательства, обучение начинающих бизнесменов, модернизацию и создание производства, возмещение затрат по лизингу. Результатом такой поддержки за 6 лет (с 2010 по 2016 годы) было создано более 380 новых бизнесов и почти 2000 рабочих мест.
28 ноября на базе школы управления «Сколково» команды моногородов Мурыгино и Кирс защитили свои проекты. Еще девять команд моногородов прошли обучение и защитились в первой половине этого года.
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
Специализация и возможности для инвестирования в моногородах Кировской области_
Моногород Специализация Направления развития в настоящее время Направления для инвестиций
Белая Холуница Машиностроение Производство упаковочных материалов, пеллет, чугуна, крепёжных изделий и метизов. Деревообработка, швейное производство Общепит; производство строительных материалов, гостиничные услуги, частные детские сады, автомастерские и автомойки, производство мебели, дверей, окон
Луза Деревообработка Производство клеёного бруса Общепит; производство строительных материалов, гостиничные услуги, производство мебели, дверей, окон, строительство тепличных комплексов для выращивания овощей
Вятские Поляны Машиностроение Производство оборудования для лифтов, строительство и ремонт судов, производство посуды, муки, туризм Развитие фермерского хоз-ва, общепит, развлекательные центры, прачечные и химчистки
Мурыгино Производство бумаги Производство бумаги, картона, швейное производство, строительство спортивно-оздоровительного комплекса Общепит, услуги по ремонту обуви и пошиву верхней одежды
Кирс Производство Деревообработка, производство Туризм, охота, рыбалка, переработка торфа, кварцевого песка, общепит, гостиничные услуги, сбор и переработка лесных ресурсов (ягод, грибов, лечебных трав)
Уржум Производство алкогольных и пищевых продуктов Развитие пищевого производства Развитие фермерского хозяйства (растениеводства и животноводство), общепит, прачечные, химчистки.
Демьяново Деревообработка Фермерские хозяйства, деревообработка, логистический центр Общественное питание и деревообработка
Кирово-Чепецк Химическое производство Наукоёмкие медицинские изделия, строительство тепличных комплексов, деревообработка, логистический центр Переработка торфа, производство строительных материалов, обработка и утилизация отходов, производство скобяных изделий замков и петель
Омутнинск Металлургия (чёрная) Деревообработка, развитие фермерского хозяйства Производство строительных материалов, ж/б изделий, сбор и переработка лесных ресурсов, общественное питание
Красная Поляна Деревообработка Производство упаковочных материалов Деревообработка, общественное питание
Стрижи Производство строительных материалов Деревообрабатывающее производство, гидролизный завод Деревообработка, общественное питание
Федеральное агентство по развитию моногородов разработало программу, которая даёт направление развитию таких населённых пунктов. Этот проект был разработан Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».
Называется программа «Пять шагов благоустройства повседневности». Какие направления развитию даёт эта программа?
Шаг 1: «Сегодня в центре». Благоустройство оживленного общественного пространства.
Шаг 2: «Будущее есть». Создание возможностей для времяпрепровождения молодёжи.
Шаг 3: «Найди прошлое и гордись им». Обновление городских достопримечательностей.
Шаг 4: «Фокус внимания — социальный объект». Обновление или создание объектов социальной инфраструктуры.
Шаг 5: «Подбери брошенное». Активация заброшенных или неэффективно используемых зданий и помещений.
В рамках этой программы уже в 2017 году реализовано 35 проектов. Их общий бюджет составил почти 37 миллионов руб.
Министерство развития предпринимательства, торговли и внешних связей Кировской области предоставило в текущем (2017) году 64 миллиона рублей субсидий на поддержку муниципальных программ моногородов. Из этой суммы — 60,8 миллиона рублей — федеральные средства, 3,2 миллиона рублей — помощь областного бюджета. Направляются эти деньги на:
•субсидии по лизинговым платежам — на 100% погашение авансового платежа, но не более 1 миллиона рублей.
•в сфере социального предпринимательства субсидии направляются на покупку оборудования, на приобретение, а также аренду помещений, оплату услуг ЖКХ, электроснабжения. Размер субсидии — не более 1,5 миллиона (85% от общей суммы затрат).
Средства предназначены для малого бизнеса, который осуществляется на территориях девяти моногородов: Луза, г. Вятские Поляны, г. Кирс, г. Белая Холуница, г. Омутнинск, г. Кирово-Чепецк, г. Уржум, пгт. Красная Поляна, пгт. Стрижи. Предполагается, что как минимум 60 предприятий получат финансовую поддержку и смогут создать более 100 рабочих мест.
Из федерального и областного бюджета было выделено более девяносто двух миллионов рублей на реализацию программы «Формирование комфортной городской среды». С помощью этих средств было отремонтировано 75 дворов и 16 мест общего пользования. Также были произведены ремонты входных групп поликлиник во всех одиннадцати моногородах.
К 1 ноября 2017 года было создано 3792 рабочих места (новых и временных). Это составляет 133% от плана на 2017 год. А к концу 2018 года должно быть создано ещё 3820 рабочих мест. Лучше всего работа в этом направлении ведётся в Кирово-Чепецке, Белой Холунице, Кирсе.
Так в Лузе было создано 125 мест, а в Белой Холунице 155 мест. Эти два города признаны территориями опережающего развития. Это значит, что предприятиям, которые откроют на территории этих моногородов свои производства предоставляются налоговые льготы, для них снижаются тарифы в Пенсионный фонд, фонды социального и медицинского страхования — с 30,2% до 7,6 %. Кроме того, как Луза, так и Белая Холуница получили субсидии в количестве 247 и 241 миллиона рублей соответственно.
Благодаря этим средствам в этих городах были произведены следующие мероприятия:
•в Лузе — провели реконструкцию дороги и очистных сооружений.
•В Белой Холунице — реконструировали дорогу, канализационно-насосную станцию и канализационный коллектор.
В следующем году планируется профинансировать производство клеёного бруса на территории моногорода Луза.
Малый бизнес становится важнейшим работодателем в моногородах. Чем чаще его проблемы будут выноситься на открытое обсуждением с участием представителей власти, тем быстрее будут создаваться и расширяться производства, а значит, у людей появится стабильность. Предпринимателям стоит и самим активнее участвовать в программах. Федеральная программа развития моногородов позволяет нам комплексно решать проблемы, модернизировать не только предприятия, но и инфраструктуру моногородов отметил губернатор Кировской области Игорь Васильев.
1. Дмитриева Е.О. Государственная поддержка моногородов РФ в условиях восстановления экономического роста // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/37EVN117^(доступ свободный).
2.Ткачук С.Н. Малый бизнес — важный резерв развития моногорода https://cyberlemnka.ru/article/v/malyy-biznes-vazhnyy-rezerv-razvitiya-monogoroda
3.Официальный сайт Правительства Кировской области http://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=84128 http://www.kirovreg.ru/news/detail.php?ID=81847
4.Интернет-портал поддержки малого и среднего предпринимательства www.mbko.ru
5.Кировская правда сайт https://www.kirov.kp.ru/daily/26761.4/3791353/
ИВАЩЕНКО ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА — магистрант, Вятский государственный университет, Россия.
Источник: cyberleninka.ru
«Ни одной реальной меры поддержки не принято». Что происходит с кировским бизнесом и помогает ли государство
В Кировской области вновь продлили режим самоизоляции, из-за которого многие организации остаются закрытыми и теряют прибыль. Однако и те предприятия, которые продолжают работу в карантин, испытывают трудности. Мы узнали, что предпринимают бизнесмены, чтобы удержать своё дело на плаву, и как их поддерживает государство.
О чем говорится в статье:
- Снизится спрос на продукцию
- Бесплатное не ценится
- Всё в формате рассмотрения
Генеральный директор ООО «Компания «Вятка-уголь» Дмитрий Русских отметил, что в компании небольшой штат сотрудников, которые работают на удалёнке, контактируя с поставщиками из других регионов России по телефону и электронной почте.
— Мы сегодня работаем практически в том же режиме, так как у нас отрасль жизнеобеспечения, и стараемся обеспечить все контракты, несмотря ни на что. Мы предвидим, что будут проблемы с оплатой наших поставок — из-за постановления правительства РФ об отсрочках по оплатам ЖКХ и отмене процентов за неуплату до 1 января. Конечно, будет видно снижение собираемости платы компаниями, которые обеспечивают теплом. На выходе мы получим проблему с оплатой [контрактов]. Это и так всегда был сложный вопрос, а сейчас усугубится на 15-20%, — отметил Дмитрий Михайлович.
Несмотря на сложную ситуацию, компания не планирует сокращать сотрудников и снижать зарплату. Дмитрий Русских обращался в налоговую и банки с просьбой разъяснить существующие меры поддержки, но оказалось, что компания не подходит под предлагаемые программы.
— Мы сами себе подтвердили, что спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Кроме как на себя рассчитывать не на кого, — подчеркнул Дмитрий Михайлович
Снизится спрос на продукцию
В число 140 системообразующих организаций, которые начали работу с 6 апреля, попала строительная «Фирма «Маяковская». Генеральный директор компании Дмитрий Сергеев пояснил, что на строительных объектах работа ведётся в полном объёме, часть офисных сотрудников выведена на удалёнку, часть отправлена домой с сохранением зарплаты. Также ограничен доступ людей на строительные объекты и в офис предприятия.
— Для нас в плане приобретения новых дольщиков это [карантин] минус, но я считаю, что это необходимая мера. Мы стараемся общаться с клиентами удалённо — по телефону, через соцсети, сайт. В большей степени у меня вызывает беспокойство снижение покупательской способности и, соответственно, спроса на нашу продукцию.
Документы через МФЦ не принимались, поэтому мы на какой-то период приостановили регистрацию договоров долевого участия, дополнительных соглашений и всех других действий. Со следующей недели мы планируем эту работу возобновить. К концу месяца будет понятно дальнейшее развитие ситуации, — заметил Дмитрий Валерьевич.
Сергеев подчеркнул, что цены на квартиры планируют оставить на прежнем уровне. В то же время стоимость строительных материалов, которые идут на экспорт или которые привозят из-за границы, — металла, стекла, фурнитуры, запчастей, электроинструмента — растёт.
— Соответственно, у нас увеличится себестоимость, и насколько долго мы сможем при росте цен на стройматериалы удерживать стоимость недвижимости, которая есть на данный момент, я не могу сказать. Я надеюсь, что государство примет меры поддержки для нашей отрасли — субсидирование процентных ставок по ипотеке и по проектному финансированию. Эти вопросы уже рассматриваются правительством России. Если процентная ставка по ипотеке не будет расти, те люди, которые сохранят работу и будут стабильно получать зарплату, смогут этой поддержкой воспользоваться, и цена кредита будет меньше. На региональном уровне возможностей поддержать застройщиков, наверное, нет, — подчеркнул Дмитрий Сергеев.
Дмитрий Валерьевич добавил, что для сферы строительства характерна некоторая инертность и задержка любых процессов — как положительных, так и отрицательных — которая даёт время, чтобы адаптироваться к новым условиям.
Бесплатное не ценится
У руководителя Клуба маркетологов Кировской области Алексея Обжерина три предприятия в разных сферах бизнеса: торговля (сейчас закрыта), торговый центр (работают только магазины, деятельность которых разрешена) и консалтинг.
— По торговле придётся осваивать онлайн-направление, но нужно понимать, что поток заказов не будет таким большим, чтобы обеспечить выручку фирмы. Всё равно конкурентные методы борьбы никто не отменял. Даже если мы уйдём в онлайн, это не даст гарантии, что всё будет хорошо, мы просто продолжим жить в новом качестве, — пояснил Обжерин.
2130 5
По торговому центру Алексей Обжерин сделал антикризисный SWOT-анализ (выявление факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: сильные и слабые стороны, возможности, угрозы – прим. ред.), который показал, что необходимо привлечь те компании, которые могут работать в кризис, возможно, которые связаны с медициной.
Что касается консалтинга и обучения, то сейчас все курсы проходят в режиме онлайн. По словам Алексея Обжерина, в сети наблюдается переизбыток бесплатных предложений, но люди их не потребляют.
— Я разработал для себя контент антикризисного характера, который планирую продвигать. Возможно, сделаю обучение платным, потому что бесплатного много, и оно не ценится. Сейчас слишком много предложений, идёт борьба за внимание слушателя, — считает он.
Всё в формате рассмотрения
Предпринимательница Юлия Долгоаршинных пояснила, что сейчас вся её группа компаний (кофейня «Шоколадница», салоны обуви и одежды, бытовой техники, посуды и аксессуаров для кухни) занимается онлайн-торговлей и доставкой всех видов товаров до дверей покупателей. По её словам, выручка с начала кризиса упала на 98%, все подразделения закрыты, а кофейня работает «на вынос».
— Что касается персонала, я делаю всё возможное для того, чтобы у них была возможность зарабатывать и сейчас. А уж использовать этот шанс или нет — выбор каждого, — заметила Долгоаршинных.
Юлия плотно взаимодействует с Вятской торгово-промышленной палатой, у предпринимателей розницы есть общий чат, где они получают оперативную и официальную информацию.
— Я участвую в подписании всех возможных обращений к власти, потому что мы обязаны говорить о том, что сейчас происходит в малом бизнесе и к чему это может привести. Розница не попала в список отраслей, пострадавших от ограничений, связанных с коронавирусом. И в этом состоит основная проблема. Проблема глобальная!
Мы не получим вообще никакой поддержки, если не попадём в этот список. Что касается общепита, а он есть в этом списке, пока ни одной реальной меры не принято. Всё в формате «на рассмотрении». Банки смогут помочь крайне малому проценту населения, очень много ограничений. Фактически, я и мой бизнес полностью остался без поддержки со стороны государства.
Руководитель группа компаний СПК-NEON Илья Редькин намерен сохранить всех сотрудников, несмотря на приостановление деятельности. Сейчас работает только доставка еды, но и она, по словам Редькина, абсолютно убыточна.
— Доставка существует только для поддержания деятельности предприятия, чтобы не было 100-процентного простоя, чтобы мы могли выдать часть зарплаты сотрудникам. Со стороны местных или федеральных властей нет никаких мер поддержки предпринимательства, они отсутствуют для нашего сектора полностью. Фонд поддержки предпринимательства не работает до понедельника, обращаться туда бессмысленно. Несколько арендодателей пошли на уступки на один месяц аренды, другие требуют полной оплаты, — рассказал Илья Редькин.
Он также добавил, что озвучивал необходимые меры поддержки бизнес-омбудсмену и президенту Вятской ТПП. Последние составили письмо в правительство области, но ответа до сих пор нет.
Источник: kirov-portal.ru
В правительстве региона обсудили перспективы развития малого бизнеса в условиях социально-экономических изменений
В правительстве Кировской области состоялось совещание, посвященное развитию малого и среднего предпринимательства с учетом реализации соответствующего национального проекта и обсуждению стратегии социально-экономического развития региона на 2019-2035 годы. Совещание инициировал первый заместитель председателя правительства Кировской области Александр Чурин.
Участие в заседании приняли депутаты ОЗС, руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области Денис Смехов, уполномоченный по защите прав предпринимателей в регионе Владислав Попов, представители министерства экономического развития и поддержки предпринимательства, экономисты-эксперты и общественники.
Александр Чурин отметил, что встреча является продолжением открытого диалога с предпринимательским сообществом, который состоялся на заседании координационного совета при губернаторе Кировской области в декабре 2018 года. Чтобы не только озвучивать проблемы, но и предлагать конструктивные варианты их решения необходимо взаимодействие власти, бизнеса, соответствующих общественных организаций и экспертов. Особенно важно проводить эту работу в период меняющейся экономической ситуации и новых стратегических задач, обозначенных в национальных проектах.
– Перед нами стоят задачи, определенные в «майском» указе президента, – вовлечь к 2024 году в предпринимательство порядка 220 тысяч человек, а это почти 40% от прогнозной численности занятых в экономике Кировской области. Для этого необходимо понять, какие реальные проблемы стоят перед бизнесом, какие существуют препоны для его успешного ведения и что может сделать правительство области, муниципалитеты для того, чтобы поступательно двигаться вперед, – отметил в приветственном слове Александр Чурин.
Об основных положениях нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» рассказала министр экономического развития и поддержки предпринимательства региона Наталья Кряжева.
В рамках реализации национального проекта планируется сформировать в Кировской области максимально комфортные условия для ведения бизнеса. Для этого будет усилена информационная работа с бизнесом по вопросам изменений в законодательстве РФ, в том числе налоговом. С целью расширения доступа представителей бизнеса к финансовым ресурсам планируется обеспечение финансовой поддержки в виде поручительств и микрозаймов.
Кроме того, будет предусмотрен комплекс мер по развитию и модернизации региональной инфраструктуры поддержки предпринимательства, оказывающей комплекс услуг бизнесу. Так, в 2019 году в Кирове может появиться дом для предпринимателей – «Мой бизнес». Это единая площадка, где представители бизнеса смогут получать муниципальные, государственные услуги и консультации по поддержке в одном месте.
До конца 2024 года планируется увеличить количество МСП на 3,5 тысячи, также сохранить долю малого и среднего предпринимательства в ВРП региона, как следствие – увеличить поступления налогов, обеспечить занятость населения. Как подчеркнула министр, динамика развития бизнеса оказывает прямое влияние на динамику роста валового регионального продукта, поэтому необходимо исходить не только от количества субъектов МСП, но и качественно улучшать их структуру, уделяя особое внимание новым производствам.
Представитель экспертного сообщества Азиз Агаев согласился, что увеличить количество МСП до 40% несложно. «Когда мы говорим о малом и среднем бизнесе, то в основном имеем в виду мелкие услуги и торговлю. Важно делать акцент на качестве новых бизнес-проектов. Существенно повысить налоговую базу могут обрабатывающие производства», – отметил Азиз Агаев.
Член Общественной палаты Кировской области Светлана Занько рассказала, что у студентов ВятГУ есть немало разработок, но не все ребята готовы масштабировать свои идеи в бизнес-проекты. «Наша задача – выявлять таких людей и направлять», – считает Светлана Занько.
Еще одной темой для обсуждения стал проект новой редакции Стратегии социально-экономического развития Кировской области со сроком действия на 2019-2035 годы. Главная цель новой Стратегии – создание экономически благополучного и социально комфортного пространства на территории Кировской области.
– Говоря об экономическом потенциале региона, нужно отметить, что предприятия, которые производят добавленную стоимость, находятся не просто в Кировской области, они находятся на территории конкретных муниципальных образований. И развитие экономики невозможно без развития территорий. Именно поэтому отдельно хочу остановиться на пространственном развитии Кировской области, цель которого — сократить дисбалансы в развитии отдельных территорий с учетом видов экономической деятельности, определяющих их специализацию, – пояснила Наталья Кряжева.
Совместно с научными сотрудниками Вятского государственного университета был проведен анализ и оценка параметров экономики, динамики численности населения и развитие социальной сферы муниципальных образований. Результаты показали, что территорию области можно условно разделить на 8 макрорайонов, для которых характерно наличие компактности, территориальной общности населения, единого инфраструктурного обустройства (производственного, социального, рыночного, информационного). Сформированные макрорайоны являются основой для пространственного развития Кировской области.
– Сейчас идет работа по поиску точек роста в этих макрорайонах, которые в совокупности и будут определять дальнейшее развитие территорий. Где-то это будут крупные промышленные предприятия, где-то представители малого бизнеса, сельскохозяйственные предприятия. Самое главное – это должны быть предприятия реального сектора экономики, – подчеркнула министр. – Далее мы сформируем потребности предприятий в трудовых, финансовых, инфраструктурных, иных видах ресурсов, а также факторы, которые сдерживают их развитие. Основная задача – включить в эту работу не только предприятия, реализующие масштабные инвестиционные проекты, но и средний и малый бизнес, который имеет потенциал для своего развития, а зачастую является основой экономики всего района.
От того, насколько комплексно будут отработаны потребности предприятий, зависит динамика развития реального сектора экономики региона, являющегося основой собственных доходов бюджета. Определение точек роста должно стать основой для размещения социальных объектов, а также объектов инфраструктуры. Приоритеты в реконструкции, модернизации уже имеющихся таких объектов должны определяться наличием в непосредственной близости от них производств.
Депутат ОЗС Сергей Мамаев подчеркнул, что принятие такой стратегии важно для региона. «Я уверен, что у Кировской области есть очень большой скрытый потенциал и нам есть над чем работать».
В заключение Александр Чурин отметил, что правительство региона продолжит серию встреч, посвященных развитию предпринимательства и обсуждению положений стратегии, с представителями власти, бизнеса и экспертного сообщества.
Пресс-центр Правительства Кировской области
Источник: www.kirovreg.ru