«Успех — скверный учитель. Он кружит голову. Он ненадёжен. Бизнес-план или новейшая технология — верх совершенства сегодня, завтра могут так же безнадёжно устареть, как восьмидорожечные магнитофоны, телевизоры на электронных лампах или мэйнфреймы. Я пристально следил за тем, как это происходило. Долгое и внимательное наблюдение за множеством компаний помогло извлечь неплохие уроки, научило, как планировать на годы вперёд» — Билл Гейтс. («Дорога в будущее», 1995)
Удивлялась силе воли Валентина Юхнова ( vk.com/id25081122 )
Делился историей Анатолий Рубцов — специалист по разработке цифровых продуктов ( vk.com/b_fck )
Взгляд профессионала: Анна Михеева — коуч, имиджмейкер ( vk.com/miheeva_a )
Фотографии из личного архива героев
Просматривая статистику по количеству закрытых бизнесов, мы наткнулись на довольно пасмурные перспективы. Только за 2019-й год меньше половины предпринимателей решились открыть новое дело. Учитывая сложившуюся сейчас ситуацию, к концу 2020-го процент смельчаков будет только снижаться. Остаётся надеяться, что те, у кого бизнес всеми своими силами цепляется за финансовые ступеньки и всевозможные шероховатости системы, продолжат свою деятельность и после карантинного кризиса.
Что происходит сейчас? Кажется, что большое число людей отказывается от своей мечты. Но почему так происходит? Что движет человеком во времена раздумий? Каким образом решиться закрыть дело, которому ты посвятил больше, чем себя и своё время?
Все эти вопросы побудили нас к желанию понять причины, по которым бизнес пора закрывать. Путем долгого сёрфинга в интернете, вычитки статей на всевозможных сайтах, мы выявили наиболее частые:
- продукт/услуга оказались не нужны либо утратили свою необходимость (тут встаёт вопрос о правильности выбранного направления, отсутствие спроса может сыграть злую шутку предложением);
- целевая аудитория потеряла интерес (этот пункт вообще похож на страшный сон бизнесмена, ведь если нет интереса, то нет и заработка);
- изменилась картина рынка (был первым — стал многим из сотен тысяч, или технологии перешли на новый уровень, вариантов того, что может пойти не по плану, довольно много, стоит задуматься о том, насколько вы и ваше дело актуальны);
- нет роста (даже маленький прирост несомненно радует руководителя, но если и такового нет, стоит задуматься о правильности своих действий в отношении дела, которым занимаетесь);
- нет средств на выплату кредитов, зарплат работникам, налогов государству;
- потеря интереса к своему делу (наверное, самое худшее, что может произойти, когда становится всё равно и бизнес медленно, словно подбитый корабль, опускается в пучину).
Нам очень хотелось понять, через что прошёл человек, закрывший свой бизнес. Своим опытом поделился Анатолий Рубцов — специалист по разработке цифровых продуктов, активно пробующий себя и в других сферах.
Анатолий Рубцов
Как вы поняли, что нужно закрывать бизнес?
Три года назад я закрыл свой бар. К этому подвели обстоятельства. Нельзя сказать, что всё произошло одномоментно. Просто однажды стало понятно, что прибыли нет, убытки большие, и на поддержку бизнеса в живом состоянии мне приходится солидно вкладываться из других источников дохода, при этом терпя значительные неудобства. Когда терпение лопнуло — взял и закрыл.
Как решились на закрытие? Какие эмоции испытывали?
Грустно было, конечно. Много труда было вложено в открытие, много всего там произошло и многое связывало с этим местом. Но что поделаешь.
Чтобы сделать что-то новое, иногда приходится разрушить что-то старое.
Какие уроки вам преподал этот период жизни?
Тратить больше времени на подбор помещения, чтобы не было проблем с вентиляцией, соседями. Заранее заниматься продвижением. Если в общем, то нужно больше подготовительных работ перед непосредственным открытием. «На удачу» не всегда работает, как выясняется. Самое главное, это не открывать бизнес с друзьями. Потеряешь и бизнес, и друзей.
Есть ли новые проекты?
Не люблю рассказывать о своих планах! Но да, несколько концепций в стадии проработки, даже что-то из оборудования уже закуплено.
Подобного рода деятельность сопряжена с большим количеством рисков, а из стрессов разных видов можно себе готовить бутерброд. Ни в коем случае не ешьте его, лучше прочитайте, что следует делать прежде всего с самим собой в этой непростой ситуации. Мы спросили, как быть, у Анны Михеевой — коуча, имиджмейкера.
Источник: dzen.ru
Как понять, что пора закрывать бизнес, чтобы не потерять всё до последнего
Основатель «Школы траблшутеров» Олег Брагинский разобрал план действий на случай негативного сценария.
- задумайтесь о закрытии как можно раньше;
- учтите интересы сотрудников, особенно ключевых;
- наймите для проведения действий проверенных специалистов;
- проведите полный анализ компании, оцените риски, просчитайте бюджет;
- не используйте незаконные схемы, чтобы это не привело вас к уголовной статье.
Отдельный разговор о личных обязательствах по долгам. Ограниченная ответственность общества действует, пока существует юридическое лицо. А вот если ООО признаётся банкротом, то участников или руководство могут привлечь к дополнительным санкциям. Кредиторы приложат к этому все усилия.
- искажение, утрата, хищение документов организации;
- принятие решений о сделке без учёта известной информации;
- совершение операций в ущерб компании, в пользу личного интереса;
- сокрытие сведений о деталях деятельности без одобрения участников;
- непринятие мер для получения данных, имеющих значение для работы фирмы.
В этих случаях собственник вправе подать в отношении руководителя иск о возмещении причинённого ущерба. Если же директор докажет, что в процессе работы был ограничен распоряжениями или требованиями собственника, в результате чего бизнес стал убыточным, то ответственность с него снимается.
Подать заявление о признании банкротом может руководитель, работники, контрагенты, налоговые органы, если требования преодолели рубеж в 300 тыс. рублей и три месяца. Сторона, подавшая иск, назначает выбранного арбитражного управляющего, а это имеет особое значение в привлечении владельца к обязательствам ООО.
Истец вправе оспорить сделки, совершённые в течение года до принятия заявления о признании должника банкротом. В случае, когда операция совершена по ценам ниже рыночных, срок оспаривания увеличивается до трёх лет, поэтому срочное переписывание активов на друзей и родственников результатов не принесёт.
- вывод активов из фирмы накануне ликвидации ведёт к уголовному преследованию;
- ответственность может быть неограниченной и погашаться за счёт личного имущества;
- утрата или искажение документов — объект особого внимания, указывающий на умышленное банкротство;
- займодавцы должны доказать связь между финансовой несостоятельностью общества и действиями участника;
- процедуру банкротства лучше инициировать самому, чтобы иметь возможность назначить конкурсного управляющего;
- кредиторы вправе требовать взыскание долгов с учредителей, если последние не в состоянии отвечать по обязательствам;
- предусмотреть порядок ведения управленческой отчётности, позволяющей видеть полную картину состояния дел в бизнесе.
Процесс ликвидации компании вопрос многоступенчатый, нестандартный, и почти всегда нервный. Лучше доверить его профессионалам, чтобы ускорить процесс, сохранить репутацию и избежать субсидиарной ответственности учредителей. Как это сделать, читайте в следующей статье. Ничего невозможного нет.
Источник: spark.ru
Это конец или есть шансы? Как понять, что пора закрывать свой бизнес
Бывает так, что стартап заработал, продемонстрировал свою состоятельность, но нет тех темпов роста, на которые рассчитывали его создатели. Иногда это повод подумать, как скорректировать бизнес-модель. Но бывает и так, что проект правильнее всего закрыть. О том, как понять, что такой момент настал, рассказываем на примере нью-йоркской компании Artsicle.
Алексис Трион стала сооснователем Artsicle в 2010 году. Компания занималась онлайн-продажами оригинальных произведений искусства тем, кто хотел оформить свое жилище, не тратя при этом миллионы долларов на аукционах. Первые месяцы результаты были весьма многообещающими. Появились хвалебные рецензии, все новые и новые художники и скульпторы регистрировались на сайте для продажи своих произведений. Не заставили себя ждать и венчурные инвестиции.
Но потом бизнес расти перестал. В первый год на услуги компании подписалась сотня клиентов. Но и во второй столько же, и в третий… «Первая сотня должна была вырасти до тысячи, а потом и до десяти тысяч. Но этого так и не произошло», — вспоминает Трион.
Artsicle попыталась расширить свой профиль и выйти на явно не менее широкий рынок — начать работать с компаниями, которым произведения искусства нужны для оформления офисов. Но этот план потребовал намного больше усилий, чем предполагалось. Нужно было не только поддерживать сайт, который сводил художников с покупателями, но еще и заниматься холодными продажами, бесконечно обзванивая потенциальных клиентов.
Тогда придумали еще один продукт — онлайн-платформу для художников, где они могли выкладывать свои портфолио. Этот проект был популярным, но не прибыльным. Инвесторы стали терять терпение. «Они хотели, чтобы мы либо победили, либо ушли», — говорит Трион.
В итоге в 2015 году Artsicle прекратила свое существование. О чем жалеет Трион? «Нужно было сделать это раньше, — говорит она. — Но мы не были к этому готовы эмоционально».
С подобными ситуациями сталкивается немало владельцев компаний. И суровая правда заключается в том, что многие стартапы, даже если они неплохо функционируют, не могут достичь тех масштабов, на какие надеются их основатели. «Предприниматели по определению оптимисты, а иначе они бы не рискнули заняться бизнесом», — говорит юрист из Майами Джейн Мюир, специализирующаяся на предпринимательстве.
Читать также
Как же отличить полосу неудач, которую бизнесу нужно просто преодолеть, от смертельного диагноза? Если у вас есть доступные денежные средства или вы достаточно мотивированы, то вам, возможно, и не стоит сдаваться. А вот если на личных банковских счетах у вас уже минус, а конца и края расходам при этом не видно, то лучше задуматься. «Ваш бухгалтер без обиняков говорит вам, что бизнес придется закрыть, если до конца года он не принесет прибыли», — рассказывает предпринимательница Ди Боуден. Примерно в такой ситуации в 2008 году она закрыла свою инкассаторскую фирму Bowden Revenue Collection Services (сейчас у нее новая компания – BCS Solutions).
Если вы задумались, протянет ли ваш бизнес еще один год или лучше обойтись малой кровью и начать работать над новым проектом, задайте себе следующие вопросы.
1. Можно ли его продать?
Мюир советует рассмотреть все возможные варианты, прежде чем сворачивать бизнес. «Существует ли стратегия, которая поможет вам справиться с неплатежеспособностью? Может быть, крупная компания захочет приобрести ваш бизнес, чтобы получить ваши талантливые кадры? Можете ли вы продать ценные бумаги, чтобы привлечь инвестиционный капитал?» — говорит она.
Трион пыталась продать Artsicle. Она провела переговоры с двумя десятками потенциальных покупателей, но никто из них так и не решился на сделку.
2. Разделяет ли ваш партнер по бизнесу вашу точку зрения?
У ваших партнеров может быть больше или меньше оптимизма относительно перспектив компании. Авни Пател Томпсон, сооснователь стартапа Papaya + Post, в первое время наблюдала со стороны пользователей довольно большой интерес. Но постоянных заказчиков было совсем мало. «Мне не понадобилось много времени, чтобы признать очевидное», — говорит Томпсон.
Но ее компаньонка придерживалась другого мнения. «Она считала, что мы просто еще мало поработали, что пока еще идет период строительства бизнеса». Партнеры обсуждали этот вопрос снова и снова, пока, наконец, не договорились назначить крайний срок, до которого можно ждать подъема продаж Papaya + Post. Но продажи так и не выросли — сервис был закрыт.
Читать также
3. Можно ли попытаться снова?
Томпсон поняла, что ей хочется создать бизнес, который бы «изменял жизнь и изменял рынок». Этой цели она теперь пытается достичь со своим новым стартапом Poppy — сервисом по подбору нянь и воспитателей.
К моменту закрытия Artsicle у нее сложилась эффективная команда для разработки и поддержки сайта. Сейчас ей это не нужно, но она не теряет надежды снова запустить большой и эффектный проект, так что не упускает бывших коллег из виду. «Теперь, когда я кому-то представляюсь, я называю себя бывшим и будущим основателем стартапов», — говорит она.
Источник: incrussia.ru