Особенностью национальной поддержки малого бизнеса является наличие в законодательстве нескольких определений понятия «малое предприятие». Их можно разделить на три вида.
Во-первых, это определение, содержащееся в п.3 ст.3 Закона N 88-ФЗ. Оно определяет субъектов малого предпринимательства, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные федеральным законодательством.
Во-вторых, это определения малого предпринимательства, содержащиеся в законодательных актах субъектов федерации. На примере Москвы и Московской области можно сказать, что понятие малого предприятия в региональном законе может несколько отличаться от того, что содержится в Законе №88-ФЗ. Региональное законодательство определяет малые предприятия как субъекты, которые вправе претендовать на льготы и преимущества, предусмотренные субъектам малого предпринимательства региональным законодательством.
В-третьих, это определение субъектов малого предпринимательства, которые вправе перейти на упрощенную систему налогообложения, а также определение субъектов малого предпринимательства, которые имеют право на льготы по налогу на прибыль. Хотя как в первом, так и во втором случае под малыми предприятиями понимаются субъекты, отнесенные к таковым в соответствии со ст.3 Закона №88-ФЗ, круг лиц, которые вправе воспользоваться упрощенной системой или могут использовать льготы по налогу на прибыль, значительно уже по сравнению с теми лицами, которые определены в Законе №88-ФЗ.
Согласно п. 1. ст. 3 Закона №88-ФЗ субъектами малого предпринимательства могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. Соответственно статус малого предприятия не могут иметь такие некоммерческие организации, как учреждения, потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды и др. При этом коммерческие организации должны отвечать двум требованиям.
Первое требование. Должен быть соблюден определенный законом №88-ФЗ размер участия в уставном капитале малого предприятия некоторых субъектов.
Так, малым предприятием может быть только такая коммерческая организация, в уставном капитале которой не превышает 25% доля следующих субъектов:
- — Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом Закон не устанавливает размер (долю) участия в уставном капитале малого предприятия муниципальных образований;
- — общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов;
- — одного или нескольких юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства. Это требование полностью поглощает предыдущие, поскольку общественные и религиозные организации и фонды являются некоммерческими организациями.
Второе требование. Для того чтобы предприятие имело статус малого, средняя численность работников за отчетный период не должна превышать следующих предельных уровней: в промышленности — 100 человек; в строительстве — 100 человек; на транспорте — 100 человек; в сельском хозяйстве — 60 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
При отнесении предприятия к той или иной отрасли необходимо руководствоваться Общесоюзным классификатором «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ).
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Значит, в случае когда наибольшей долей в годовом объеме оборота обладает один вид деятельности (по ОКОНХ), а наибольшей долей в годовом объеме прибыли обладает другой вид деятельности, предприятие считается малым, если хотя бы по одному из этих видов оно удовлетворяет требованиям к предельной численности работников. То есть предприятие самостоятельно определяет, какой из показателей должен применяться — объем оборота или объем прибыли.
Однако в региональном законодательстве возможны случаи, когда власти субъекта федерации сами определяют, какую деятельность принимать для расчета многопрофильными предприятиями.
Средняя за отчетный период численность работников определяется с учетом работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени.
Порядок расчета средней численности работников представлен в инструкции по заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения, утвержденной Постановлением Госкомстата от 07.12.98 №121, и инструкции по заполнению формы федерального государственного статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 29.02.2000 №17.
Что касается индивидуальных предпринимателей, то они признаются субъектами малого предпринимательства независимо от каких-либо условий, в том числе и от количества наемных работников.
В случае превышения малым предприятием предельной численности работников указанное предприятие лишается предусмотренных законодательством льгот на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца.
Приведем критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой экономикой. Итак, в Европейском сообществе с 1 января 2007 г. к малым предприятиям относятся предприятия при не превышении ими следующих показателей:
количество занятых работников до 50 человек;
годовой оборот менее 8 млн. ЭКЮ;
сумма баланса менее 4 млн. ЭКЮ.
В отдельных развитых странах количественный размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства может отличаться от общепринятого в ЕС. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким — от 24 до 99. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 чел., в то время как в розничной торговле — это предприятие с оборотом не выше 500 тыс. фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум следующим из критериев:
оборот не более 4,3 млн. ЭКЮ;
активы не более 2,5 млн. ЭКЮ;
средняя численность не занятых до 50 человек.
Используя такие конкретные отраслевые показатели: численность занятых работников, объем оборота, а в грузоперевозках — количество автомашин.
Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 чел. И годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 350 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 чел.
Считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 чел. Относятся к категории малых предприятий.
Итак, рассмотрим, размер показателей отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства в России.
Источник: vuzlit.com
Малый бизнес: понятие и критерии формирования
Организация финансовых потоков и управление ими, состав и структура финансовых ресурсов зависят от многих факторов, в том числе от типа бизнеса и размеров предприятия. Хозяйствующий субъект следует рассматривать как некую социально экономическую систему, инициирующую потоки ресурсов и преобразующую их в продукцию или услуги, реализация которых оправдывает сам факт создания данного субъекта. Значимость того или иного ресурса варьируется, однако общей тенденцией в развитии экономики последних десятилетий является стабильно значимая роль финансовых ресурсов. Действующим казахстанским законодательством предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, отличающихся по размерным формам, что накладывает определенный отпечаток на принципы управления их финансами, масштабы и формы государственной финансовой поддержки.
В современных словарях предоставленных услугами сети Интернет «Малый бизнес – это бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Малый бизнес характерен для некоторых видов и форм производства, торговли, сферы услуг» [1] в другом словаре это – «бизнес, опирающийся на предпринимательскую деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения» [2].
В другом сайте источнике малый бизнес это «совокупность мелких и средних частных предприятий наиболее мобильный сектор экономики, играет важную стабилизирующую роль и объединяет значительную часть трудовых ресурсов страны» [3]. В словарях казахстанских авторов, почти нет конкретного определения малого бизнеса, существуют лишь схожие определения как «малое предприятие».
Так, в словаре банковских и финансово-экономических терминов предприятие малое это «самостоятельный, хозяйствующий субъект правами юридического лица, отличительными признаками которого являются ограничения, касающиеся численности работающих или объема хозяйственной деятельности. Ограничения по формам собственности не предусматриваются.
Малое предприятие может быть ТОО, частным, кооперативным, государственным или смешанным в зависимости от состава его учредителей. Предприятие малое имеют льготы по налогообложению» [4, с. 56]. По мнению другого составителя словаря экономических терминов М.Н. Абишева, малое предприятие «может создаваться и функционировать… на основе любой формы собственности, осуществлять все виды хозяйственной деятельности и иметь численность работающих до 200 человек» [5, с. 65].
Таким образом, «малый бизнес» бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую деятельность частных предпринимателей, небольших фирм, малых предприятий. Действительно, в общественном сознании малый бизнес воспринимается как нечто небольшое по своим размерам.
Нетрудно заметить, что авторами вышеприведенных определений предпринята попытка отразить экономическую сущность феномена малого бизнеса. Однако без упоминания о существовании законодательно установленных критериев при определении субъектов малого бизнеса такие попытки лишены смысла. Таким образом, считаем, невозможным рассматривать экономические и юридические аспекты малого бизнеса в отрыве друг от друга.
Заслуживает внимания формулировка авторов М.Г. Лапуста и Ю.Л. Старостина, определяющих малый бизнес как «предпринимательскую деятельность, осуществляемую субъектами рыночной экономики при определенных установленными законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституциирующих сущность этого понятия» [6, с. 45].
Все вышеприведенные определения можно назвать неформальными, хотя авторы последнего указывают на необходимость рассмотрения именно формальных критериев к определению малого бизнеса.
Как видим, малый бизнес не поддается простому определению. Отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение, по-видимому, заранее обречены на провал. Это объясняется многообразием задач, для решения которых может требоваться формальное определение малого или среднего предприятия, и разнообразием макросреды существования малого и среднего предпринимательства (далее МСП) в различных странах и регионах, а также для различных целей всегда будут появляться вариации на эту тему, соответствующие конкретным условиям и специфическим задачам. Отметим также, что для решения одних задач необходимо строгое или формальное определение, для других – достаточно наличия общих согласованных подходов к пониманию содержания, стоящего за тем или иным понятием. Кроме того, для разных целей могут использоваться различные определения.
Практика развития бизнеса позволяет выделить проблемные области, приводящие к необходимости использования формального определения размера предприятия или неформального согласованного подхода: статистические наблюдения и сопоставление деятельности МСП, разработка государственных программ поддержки МСП, налогообложение, образование, научные исследования.
Итак, очевидна необходимость закрепления четких строгих определений в гражданском законодательстве, для чего нами был проведен сравнительный анализ определений малого бизнеса в Европейских странах, направленный на отработку понятийного аппарата, уточнение терминологии и дефиниций.
При рассмотрении вариантов подходов к определению малых и средних предприятий как правило используются количественные, качественные и комбинированные подходы к определению МСП. В определениях, основанных на количественном подходе, чаще всего используют такие легкодоступные для анализа критерии как:
- Финансовые:
- совокупные активы – совокупность наличных средств, товарно-материальных запасов, земли, машин, оборудования и других ресурсов, находящихся во владении предприятия;
- собственный капитал – совокупные капиталовложения, сделанные инвесторами. В корпорации инвесторами обычно являются акционеры, которые приобретают акции;
- структура уставного капитала;
- ежегодная выручка от продаж, т.е. максимальный годовой оборот.
- Нефинансовые критерии:
- количество работников.
Каждый критерий имеет свои достоинства и недостатки. Так, например, не свободен от критики такой наиболее распространенный в мировой практике количественный финансовый критерий как годовой оборот фирмы. Его законодательное закрепление направлено на ограничение бизнеса в высокодоходных отраслях и, следовательно, вывод малого бизнеса из специфических видов деятельности, возможная «угроза» в результате использования такого критерия – искусственное дробление бизнеса.
Несмотря на распространенность вышеперечисленных критериев, разброс мнений об их количественных параметрах чрезвычайно широк даже в пределах одной и той же страны, не говоря уже о разных странах, что вполне объяснимо как широким спектром задач, для которых используются формальные определения, так и различным уровнем развития экономики в разных странах и регионах.
На наш взгляд, можно выделить следующие признаки хозяйственных единиц, относящихся к малому бизнесу:
- занятие относительно малой ниши на рынке однородной продукции;
- участие в управлении собственника предприятия;
- кажущееся отсутствие контроля над принятием решений;
- высокая гибкость предприятия малого бизнеса, во всех областях производственной и сбытовой деятельности;
- ориентация своего развития на основе внутренних ресурсов.
Эксперты Международного банка реконструкции и развития, занимающиеся малыми предприятиями, насчитали до 50 определений малого бизнеса с различными вариантами численности занятых, параметрами технической вооруженности, капиталоемкости, объемов продаж и т.д. Из-за множества критериев затруднено точное определение понятия малого предпринимательства, в соответствии с которым проводится классификация малых предприятий в мировой практике. Наиболее часто используются следующие 3 критерия, которые могут варьироваться по величине в зависимости от отраслевой или региональной специфики: среднее ежегодное число работников на предприятии, величина активов, ежегодный оборот, полученный предприятиями.
Например, в Европейском сообществе к малым предприятиям относятся предприятия при не превышении ими следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро; и сумма баланса менее 2 млн. евро.
В некоторых странах показатели отнесения предприятий к малым могут отличаться от общепринятого в ЕСТР. Наиболее четко на основе 3 факторов разработаны критерии разграничения предприятий при отнесении их к малому и среднему предпринимательству в законодательстве Великобритании. Здесь, помимо числа занятых работников, оценивается также величина баланса и годовой оборот. Отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых, различающихся в зависимости от отрасли экономики. Департаментом по проблеме мелкого бизнеса Великобритании была разработана схема, по которой фирмы делятся на 6 категорий по числу занятых: 119; 20-49; 50-99; 100-499; 500-999; 1000 и более (7, С. 102).
Наиболее эффективными являются фирмы с числом занятых 1-19 человек. Ежегодно вновь создаваемые фирмы с таким числом занятых обеспечивают 57% всех новых рабочих мест. Фирмы из 20-49 человек имеют стабильный состав занятых, а у остальных 4-х категорий занятость ежегодно уменьшается на 6% и более, как и в других странах Запада.
По мнению И. Разумновой, законодательством США не предусмотрено единое толкование термина «мелкая фирма» (8, с. 6). В американской экономике это понятие, как правило, дано в общем виде, без конкретизации и часто толкуется довольно произвольно.
В США к малым, как правило, относятся предприятия с численностью занятых работников менее 500 человек. Но это еще не значит, что в США нет предприятий, имеющих в штате одного двух человек.
Таких предприятий в США миллионы, поскольку антрепренерство, так в Америке называется возможность каждого человека включиться в бизнес, не просто поощряет такое включение, а составляет важную часть американского образа жизни. Департамент малого бизнеса проводит градацию предприятий по объему годовой выручки с дифференциацией ее по отраслям. Для фирм, занятых в сфере транспорта, отнесение предприятий к категории малых возможно при объеме годовой выручки в диапазоне от 3,5 до 20 млн. долл. США; в строительстве 9-21 млн. долл. США (9, с. 40).
Проведенный анализ показывает, что особое место в критериях разграничения предприятий занимают количественные показатели. Более устойчивы и надежны критерии разграничения фирм малого бизнеса на основе оценки количества занятых в производстве, объема основных фондов предприятий и годового оборота. Исходя из перечисленных критериев в зарубежной литературе к малому бизнесу, как правило, принято относить предприятия с численностью занятых от 1 до 500 человек, с последующей разбивкой: от 1 до 20 человек ремесленные; от 20 до 100 человек малые; от 100 до 500 –средние. В разных странах эти границы отнесения предприятий к мелким, малым и средним различны. Более укрупненные группировки приводятся в статистическом сборнике Германии.
Результаты исследования количественных характеристик, определяющих принадлежность предприятий к малому бизнесу в разных странах для наглядности можно свести в таблицу (таблица 1).
Таблица 1. Сравнительная характеристика количественных критериев малого бизнеса в разных странах
Источник: articlekz.com
Критериальные признаки определения малого предприятия как одна из проблем экономики
Несмотря на длительную историю развития рыночной экономики в мировой практике нет унифицированного определения малого бизнеса. В настоящее время в странах Европейского союза, Японии, США уже существует опыт исследований национального и международного уровней по различным аспектам проблемы развития малых и средних предприятий (МСП)[3,5].
Появляются примеры таких исследований и в России [7,8], а также в других странах Восточной Европы[4]. Однако полученные данные носят достаточно фрагментарный характер. Во многом это объясняется различием подходов к определению малого и среднего предприятия. Вместе с тем, отдельные попытки как зарубежных, так и отечественных исследователей выработать единое или обобщенное определение малого бизнеса, по-видимому, изначально обречены на провал (Рис. 1) [6].
Данная статья является актуальной, в силу многообразия задач, для решения которых может потребоваться формальное определение малого или среднего предприятия, а также разнообразия объективных условий макросреды функционирования МСП в различных странах и регионах. При этом для решения одних задач необходимо строгое или формальное количественное определение, а для решения других — достаточно общих согласованных (неформальных качественных) подходов (Табл. 1) [5].
Цель данной статьи является исследование критериальных признаков для определения малого предприятия. Исходя из цели исследования, в работе предполагаются быть разрешенным следующие задачи:
־ исследование теоретической основы формирования критериальных признаков определения малого бизнеса;
־ исследование практической основы формирования критериальных признаков определения малого бизнеса;
־ выявление основной классификации критериальных признаков для определения малого бизнеса;
Объектом исследования являются критериальные признаки малого бизнеса.
Учитывая современную практику развития МСП, можно выделить следующие проблемные области, приводящие к необходимости использования формальных определений размера предприятия или неформального подхода [6].
Статистические наблюдения и сопоставление деятельности малых и средних предприятий, включая следующие уровни анализа:
• межфирменный (сравнительный анализ самого широкого спектра, например, сопоставление стилей менеджмента, производительности и других аспектов деятельности фирм самых разных отраслей, регионов);
• внутриотраслевой (сравнительный анализ деятельности МСП, работающих в одной и той же отрасли);
• межотраслевой (сопоставление деятельности МСП, работающих в разных отраслях – микроуровень, а также сопоставление отраслевых секторов МСП – макроуровень анализа);
• межрегиональный и международный (сравнительный анализ как деятельности фирм (микроуровень), так и секторов МСП (макроуровень) различных регионов и стран).
Разработка государственных программ поддержки малых предприятий различных уровней: местных, региональных, федеральных (национальных) и межгосударственных. Налогообложение (также различных уровней);
• бизнес-образование (ориентация, преимущественно, на микроуровень и на управленческие аспекты);
• экономическое образование (ориентация, в большей степени, на макроэкономические аспекты МСП как сектора экономики).
• изучение предприятий малого и среднего бизнеса на микроуровне, (стили менеджмента, особенности маркетинга, и другие аспекты управления);
• изучение МСП как сектора экономики и процессов управления развитием этого сектора (макроуровень) [6].
Несмотря на невозможность разработки единого универсального определения для всех перечисленных выше и возникающих новых задач, в ЕС уже в течение ряда лет делаются попытки использования единого определения для решения задачи статистических наблюдений за феноменом МСП [ 2].
В то же время в каждой стране – члене сообщества, параллельно существуют свои национальные подходы к определению МСП, варьирующиеся для конкретных задач.
В общемировой практике не выработано единых подходов к определению сектора малого и среднего бизнеса. Большинство стран при установлении границ сектора, прежде всего, ориентируются на внутреннюю политическую и экономическую ситуацию, и уже только после этого пытаются обеспечить межстрановую сопоставимость[11].
Проблемы, возникающие при сравнительных исследованиях уровня развития малого и среднего бизнеса в отдельных странах, наглядно демонстрируют методологические и практические трудности, связанные с установлением единых подходов к определению границ МСП.
В ходе анализа международной практики выработки критериев выделения сектора малого и среднего бизнеса, как правило, используются либо количественные, либо качественные ограничения, причем первые, в силу их измеримости, используются чаще и являются более предпочтительными.
В зависимости от сложившихся экономических моделей и культуры разных стран, как количественные, так и качественные критерии могут существенно различаться. Нередки ситуации, когда различаются даже цели разграничения на малые, средние и крупные предприятия внутри одной страны.
- 1 Качественные критерии определения сектора малого бизнеса
- 2 Количественные критерии выделения сектора малого бизнеса
- 2.1 Основные количественные критерии
- 2.1.1 Численность работающих на предприятии
- 2.1.2 Годовой оборот (объем продаж)
- 2.1.3 Итог баланса (балансовая стоимость активов и т.п.)
- 2.1.4 Критерий определения самостоятельности бизнеса (ограничения на структуру капитала)
Качественные критерии определения сектора малого бизнеса
Поскольку качественные критерии имеют описательный характер, их достаточно тяжело формализовать и измерить, а потому в рамках данного проекта представляется важным установить количественные ограничения для выделения российских МСП, а качественные использовать как вспомогательные на этапе, предшествующем установлению числовых ограничений. В связи с этим международный опыт применения качественных критериев здесь носит скорее справочный характер[11].
Для начала рассмотрим качественные критерии [9,11]. Качественные критерии можно разделить на две основные группы: формальные и неформальные. К формальным показателям можно отнести юридические и экономические критерии отнесения, к неформальным — критерии, непосредственно затрагивающие культуру предпринимательства.
Кроме того, как к любой системе, к малому бизнесу применимо как структурное, так и функциональное описание. Если первое характеризует бизнес с точки зрения наличия в нем тех или иных элементов и взаимосвязей между ними, то при втором типе описания следует исходить из основных особенностей функционирования, целей их создания и развития. При этом структурное описание носит более объективный характер, а функциональное более субъективный, поскольку требует изучения целей, которые ставят перед собою предприниматели при создании бизнеса или при принятии решений о направлениях его развития. Среди качественных критериальных признаков, свойственных малому предпринимательству, и традиционно указываемых в международной практике, следует назвать следующие[11]:
• единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Владелец, как правило, сам управляет предприятием, беря на себя риск и неся ответственность не только за инвестированный капитал, но и за принимаемые текущие решения;
• так называемая обозримость и прозрачность малого предприятия, масштабы которого позволяют владельцу быть в курсе практически всего происходящего на фирме, от каждого изделия и его особенностей до контакта с каждым работником и знания его интересов и трудностей, что создает более действенный механизм мотивации труда;
• персонифицированный характер отношений предпринимателя с партнерами-поставщиками ресурсов и покупателями готовой продукции, а также неформальный, личностный характер отношений с каждым работником предприятия;
• относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие малой фирме оказывать существенное влияние на цены и объем реализации продукции в рамках отрасли, что вынуждает их применять стратегии приспособления к среде. Из этого правила есть исключения. Некоторые малые фирмы столь удачно определяют свою рыночную нишу, что практически становятся в ее пределах монополистами;
• семейный характер предприятия, ведение дела: семья нередко включается в число работников, базовый капитал малого предприятия часто формируется за счет семейных сбережений, само дело наследуется представителями семьи и т.д.;
• малым фирмам свойствен особый характер финансирования. Если крупные корпорации формируют необходимые финансовые средства через фондовые биржи, то малое предприятие может рассчитывать на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и неформальный рынок капитала (средства берутся взаймы у друзей, родственников, других предпринимателей и т.п.).
Предложенную выше классификацию критериев определения малого предприятия можно представить в виде следующей рисунок 1[11]
При этом российский малый бизнес обладает некоторыми качественными особенностями, отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран. Наиболее значимыми из них являются[10]:
• совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности, невозможность, в большинстве случаев, ориентироваться на однопродуктовую модель развития;
• стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;
• низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
• высокий уровень квалификации кадров малого бизнеса в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;
• недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;
• высокая степень приспособляемости к сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в системе государственного управления и криминализацией общества;
• неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
• стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных рынков, в том числе и на международные рынки;
• работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих услуг.
Эти особенности качественных критериев необходимо по возможности принять в расчет при определении количественных критериев.
Количественные критерии выделения сектора малого бизнеса
Количественные критерии [11], как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора МСП, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.
В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:
-численность работников;
— годовой оборот;
— валюта баланса.
В международной практике при установлении пороговых ограничений по указанным выше показателям принимаются в расчет следующие обстоятельства:
• критерии устанавливаются для тех категорий бизнеса, которым государство по тем или иным причинам считает целесообразным оказывать различного рода помощь, как правило, дифференцированную в зависимости от типа бизнеса. Из этих соображений, в первую очередь, выделяют микро-, а также малый бизнес, как типы предпринимательства, в большей степени нуждающиеся в поддержке.
• более подробная детализация и уточнение критериев отнесения применяется в рекомендательных и инструктивных документах, касающихся разработки и реализации программ поддержки, предоставления льгот и т.п.;
• при разработке программ развития сектора в целом или отдельных направлений могут применяться количественные критерии, отличные от принятых законодательством или используемых статистикой. Отсутствие жестких рамок в основных критериях сектора МСП позволяет без изменения законодательства разрабатывать специальные подкритерии для выделения различных типов МСП, как на уровне страны, так и на более низком территориальном административном делении. Законодательство не запрещает такую гибкость при установлении критериев. Почти во всех странах используются «плавающие критерии», пересмотр которых осуществляется в зависимости от приоритетов и задач проводимой государственной политики.
Основные количественные критерии
Численность работающих на предприятии
Ограничение на численность занятых является самым распространенным общепринятым количественным критерием, присутствующим в законодательстве всех стран, где выделяется МСП. Хотя цели разграничения отдельных категорий бизнеса зачастую сильно разнятся, по численности занятых, как правило, выделяют три группы хозяйствующих субъектов (в порядке частоты использования):
Но даже в использовании критерия по численности занятых есть свои особенности:
— разнятся межстрановые подходы в определении самого понятия занятости. В одних случаях используется показатель средней численности занятых за год, в других — среднесписочная численность или среднесписочная численность без учета определенных категорий наемных работников и т.п.;
— отличаются масштабы применения данного критерия. Так, критерий может быть единым для всего сектора или же дифференцироваться по видам деятельности. Например, в ЕС микропредприятиями считаются все предприятия с численностью занятых до 10 человек, независимо от вида деятельности.
— цели выделения: только для статистического учета и мониторинга; с целью выделения категорий, нуждающихся в различных видах поддержки или льгот.
Отметим, что наиболее часто используется в качестве показателя занятости «среднесписочная численность». Сразу подчеркнем, что в российских условиях, когда для малого и среднего бизнеса широкое распространение получили такие формы привлечения работников, как внешнее совместительство или заключение договоров гражданско-правового характера, предпочтительнее оперировать показателем средней численности занятых.
Годовой оборот (объем продаж)
Показатель используется вместе с критерием по численности занятых как дополнительный ограничитель при определении типов предприятий. К основным причинам применения ограничений на объем продаж (оборот) в качестве критерия выделения сектора можно отнести:
— однозначность трактовки показателя;
— отсутствие необходимости организовывать специальный учет. Оборот отслеживается любым субъектом хозяйствования вне зависимости от формы учета финансов;
— простота выделения требуемой группы субъектов хозяйственной деятельности.
Итог баланса (балансовая стоимость активов и т.п.)
Валюта баланса используется как дополнительный, уточняющий критериальный признак вместе с признаком по числу занятых и размеру оборота. Показатель важен для определения размеров бизнеса в зависимости от имущественных прав.
Поскольку не все предприниматели, и в особенности микро-бизнес, ведут отчетность в виде балансов, использование критерия по размеру активов имеет ограниченное применение. В частности, в российских условиях, где существенна доля субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему отчетности или уплачивающих единый налог на вмененный доход, его использование было бы нецелесообразным.
Критерий определения самостоятельности бизнеса (ограничения на структуру капитала)
Ограничения на структуру собственности — широко распространенный ограничивающий критерий, позволяющий точнее выделять самостоятельные, независимые субъекты МСП, которые в первую очередь нуждаются во внимании со стороны государства, а не используются другими крупными игроками в целях получения различного рода преференций.
Использование данного ограничения позволяет исключить из категории МСП несамостоятельные и зависимые предприятия (дочерние, ассоциированные или государственные предприятия).
К сожалению, при анализе международной практики в области выделения сектора МСП, в большинстве случаев не представляется возможным получить методологию по определению критериев. Тому есть две причины.
Первая — страны с развитой рыночной экономикой установили критерии выделения сектора МСП настолько давно, что документы для обоснования границ сектора уже можно считать архивными. Их поиск тем более бесполезен, что изначально принятые критерии часто пересматривались и могут сильно отличаться от действующих.
Вторая причина заключается в том, что в большинстве случаев решение принимается исходя из субъективных представлений исследователей или политиков о том, что такое малое или среднее предприятие. Используются так называемые экспертные оценки. Достаточно часто в качестве принципа установления ограничений для МСП происходит простая апелляция к международной практике, «слепое» заимствование.
Литература
- Chakradhari Agrawal. Global study on Status of Small and Medium Enterprises. Part 1. / World Assembly of Small and Nedium Enterprises.1989.
- Focus on SMEs/ Panorama of EU Industry. EUROSTAT. №6, 1995, pp.61-69.
- PROMEESE Profiles of Management Excellence in European Small Enterprises. A European research project coordinated by the Industrial Training Authority of Cyprus/ 25th European Small Business Seminar, 1995.
- Коndratowicz A., Maciejewski W., Moravski L. Polish SMEs 94. Empirical Research 1992-1994./ Warshaw 1995.
- Колесников A., Колесникова Л. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения/ Колесников A., Колесникова Л. // Вопросы экономики – 1996.- №7 – С. 20-25.
- Колесникова Л.А.. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием, М. – 2000. – 210 с.
- Малый бизнес в России. Институт стратегического анализа и развития предпринимательства. М., КОНСЭКО, 1998. – С.45 — 47.
- Покровская Н.Н. «Подходы к определению малого предпринимательства», журнал «Личность и Культура». — 2001. — №1/2. — С. 32-34
- Путеводитель предпринимателя Петербурга — 2003г. Государственная поддержка предпринимательства. //www.smesupport.spb.ru
- Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации, М – 2003 г. Государственная поддержка предпринимательства.// www.smesupport.spb.ru
—Альбина 15:52, 12 января 2009 (UTC)
Аспирант красноярского государственного торгово-экономического института А.С.Данилова
Научный руководитель О.М. Федорова, кан. эконом. наук, доцент
Источник: science.fandom.com