О заработке, структуре бизнеса в регионах и сочетании творчества и предпринимательства рассказал владелец студии звукозаписи и прокатного агентства в Челябинске Илья Соколов.
6918 просмотров
Илья Соколов
Быть организатором концертов и фестивалей — это не только весело проводить время под любимую музыку, но и брать на себя ответственность за распределение финансов и административную рутину. В индустрии я больше девяти лет, и мой путь не всегда строился правильно, но интересно.
От идеи к первым шагам в индустрии
Всё начиналось, как и у многих музыкантов, с желания играть свои песни. На аренду репетиционных точек не было денег, и тогда мне пришла в голову простая и в то же время гениальная идея — открыть собственную репточку, на которой можно зарабатывать, сдавая в аренду, и самим репетировать безлимитно.
Помощником и партнёром был товарищ и коллега по музыкальному цеху. Вместе мы подбирали аппаратуру, искали средства и помещение. Надо сказать, деньги пришлось занимать. Да и знаний в технической части, акустике помещения, маркетинге, ведении дел было не очень много.
Как организовать концерт? Организация мероприятий. Организация праздников. Бизнес кейсы.
Тем не менее первую репточку открыли, и пошли клиенты. Немного, но всё же. Я ликовал. Это был успех.
Через полгода, когда пути с товарищем разошлись, я стал заниматься проектом в одиночку. Поступали предложения озвучивать концерты, заниматься техническим обеспечением площадок. Я брался за всё, где платили хоть какие-то деньги. На начальном этапе это нормально и правильно: набирается опыт, нарабатываются связи.
Ещё через год возникла необходимость записать песни собственной группе. Мы закупили дополнительные микрофоны и стойки. Опыта было мало, поэтому я записал всё сам, а на сведение (обработку отдельных дорожек и соединение их в полноценный трек) отдал исходники внешнему звукорежиссёру. Наверное, он старался, но результат мне не понравился.
Так само собой пришло решение учиться студийной звукорежессуре, чтобы делать весь цикл самостоятельно.
Сейчас я работаю в трёх направлениях: выступаю как технический специалист (прокатчик аппаратуры, звукорежиссёр), как организатор и соорганизатор и как музыкальный продюсер фестивалей, концертов, мероприятий. Брать на себя ответственность за все направления одновременно не рекомендую, слишком много работы для одного человека.
Если я прокатчик на мероприятии, подбором артистов занимается организатор. Моя задача — обеспечить хороший звук. Также в мою работу может входить организация шоу: свет, дым, вентиляторы и прочее.
Если я выступаю как организатор или соорганизатор, артистов подбираю я сам или советуюсь с коллегами. Если я музыкальный продюсер фестиваля, подбираю всё сам полностью.
Выбор исполнителя и взаимодействие с артистом
Что касается подбора артистов — тоже всё довольно просто. Главное — следить за тенденциями рынка музыки. Наблюдать, кто популярен, кто сколько может привести зрителей на концерт, кто ведёт активную жизнь в социальных сетях, какая у кого аудитория и так далее. Также важно понимать, придётся ли артист «в тему» на конкретном мероприятии.
Концерты и шоу, как бизнес-идея. Бизнес-план концертной площадки. Бизнес-план концертного агентства
Если откровенно, есть только две категории артистов: те, кто собирает зал и делает кассу, и те, кто зал не собирает и кассу не делает. Всё остальное — стиль, жанр, возраст и прочее — для бизнеса имеет мало значения.
У всех артистов есть сайты, страницы в социальных сетях. Где-то там обязательно есть контакт менеджера или директора, того человека, с которым можно обсудить условия выступления (или райдер), даты, гонорар и все иные вопросы.
С инициативой о концерте могу выступать я, как организатор, или продюсер и сам артист. Если артист известен, обладает активной базой поклонников по всей России и за её пределами, то на исполнителя выходят сами организаторы. Анализируя ситуацию, райдеры, гонорар, прочие требования артиста, становится ясно, выгодно сотрудничество или нет. Если выгодно, тогда обсуждается конкретика.
Те артисты, которые только начинают гастрольную деятельность, выходят на контакт сами. Их условия зачастую, но далеко не всегда, более лояльны и скромны.
Собственно, ровно то же самое происходило и с моей группой Lasar, когда мы только начинали: мы сами везде лезли, спрашивали, договаривались, условия для организаторов были максимально лояльны.
С течением времени, наработкой опыта и обретением известности мы сдвигаем вектор в сторону более выгодных условий для нас. Такой подход верный, если артист собирает залы и делает кассу — и организаторы это прекрасно понимают.
О техническом и бытовом райдере
Каждый пункт в техническом райдере нужен, чтобы обеспечить хорошее шоу. И зачастую там есть несколько вариантов одной позиции, например, артисту нужна барабанная установка определённых фирм и моделей.
Если нет возможности поставить на площадку ни один из озвученных вариантов, то всё обсуждается с менеджером или звукорежиссёром артиста, если он есть. Далее райдер утверждается письменно, чтобы избежать недопонимания с той или другой стороны.
Также в договоре прописываются все форс-мажоры и возможные проблемы. Если концерт отменён по вине площадки, то платит площадка, если по вине артиста — то артист, если по природным обстоятельствам — тут как договоришься, бывает по-разному. Зачастую концерт просто переносится.
У гастролирующих артистов в технических райдерах всё по делу и без лишних понтов. А в бытовом райдере бывают варианты, читать их точно стоит внимательно. Некоторые артисты закладывают пункты, которые нацелены на проверку внимательности и подхода организаторов. Если что-то кажется уж совсем диким, можно обсудить с менеджером или самим артистом.
Из необычного в райдерах, например, одна японская группа попросила привезти им в гримёрку 12 бутылок русской водки. Другой коллектив, кажется из Англии, попросил отсортировать мармеладных мишек по цветам и поставить их в гримёрку в разных мисках: это как раз был тот случай, когда артист проверяет внимательность организатора к райдеру.
Однажды мы работали с артистом из Южной Африки, его просьба была простая — покататься на лыжах после концерта. Но у нас было лето, и этот пункт райдера выполнить было невозможно, наш отказ артист принял с пониманием.
Ещё диджей из Англии сказал: «Слушайте, вы, русские — самые безумные, я это знаю. И я уверен, у вас тут есть какой-нибудь максимально безбашенный клуб. Отведите меня в этот клуб после концерта, и обратные билеты на самолёт я куплю за свой счёт!». От такого предложения мы, конечно, не могли отказаться.
А бывает, что исполнитель, коллектив или менеджер предъявляют необоснованно высокие требования. Зачастую это либо совсем начинающие артисты, либо те, кто когда-то был известен, потом пропал на 15 лет и сейчас вновь хочет окунуться в славу. Что тем, что другим надо чётко понимать: если ваши требования не соответствуют уровню ваших сборов, то работать с вами не будут.
Но многие музыканты крайне интересные личности. Со многими есть о чём поболтать. Бывает, артисты просят организовать экскурсии по городу или каким-то специальным местам. И это тоже довольно интересно.
Адекватного человека видно сразу: он нормально общается, вежлив, контактен, отвечает на вопросы и поддерживает диалог. Потому что такой человек ведёт бизнес и его цель — с минимальными издержками заработать максимум денег. Цели организатора и артиста в этом случае полностью совпадают.
Гонорар артиста, расходы на рекламу и прибыль
Артисты недаром скрывают свои гонорары. Я тоже не буду раскрывать конкретные суммы. Любой читатель может запросить сумму гонорара у артиста через сайт или социальные сети. Скажу вот так: самый плохой концерт — это минус много денег.
К счастью, со мной такого не случалось, но ряд коллег попадал в такую ситуацию. А самый хороший — это когда дохода с одного концерта хватает на четыре-пять месяцев вольготной жизни. Что касается количества концертов: так как у меня три направления, то бывает до 40 концертов в год.
На привлечение аудитории и рекламу расходуется от 20% до 35‑40% бюджета концерта. Немного уличных афиш, немного флаеров в местах скопления целевой аудитории и иногда анонсы по радио. Основной канал — таргетированная реклама в интернете.
Чтобы войти в этот бизнес, нужно много денег и большой опыт. Либо делать всё поэтапно. Но даже при наличии денег и опыта не всё даётся легко. Тут, как и везде в России, многое завязано на знакомствах. Если тебя никто не знает, заказывать твои услуги не будут, если касаться проката и технического обеспечения.
И с тобой не будут работать хоть сколько-нибудь крупные артисты.
Особенности концертного бизнеса
Я не часто хожу на концерты в свободное время, но выбираю всегда что-то такое, где меня знатно развлекут и с технической стороны всё будет хорошо. В основном меня приглашают или сами артисты, или коллеги-организаторы-прокатчики. Покупал билет за деньги на концерт за это время всего три-четыре раза. Из артистов, чьи выступления мне нравятся, могу выделить Стинга, Григория Лепса и Милен Фармер.
В концертном бизнесе довольно остро стоит вопрос специфики города. Мы работаем по уральскому и сибирскому регионам и не раз занимались организацией различных мероприятий вроде Дня города. Где-то прям очень хорошо проходит, где-то не совсем.
Например, в областных городах организаторами концертов зачастую выступают местные чиновники или бизнесмены в рамках PR-кампании. При этом сам заказчик не вполне понимает задачи, которые должны решаться благодаря выступлению. И уж тем более заказчик не учитывает потребности самой аудитории, и в таком случае получить положительный отклик от зрителей не всегда возможно.
Горожане не понимают, в чём вообще смысл мероприятия, и говорят что-то вроде: «Лучше бы дороги сделали нормальные и инфраструктуру». А если заказчик всё хорошо проанализировал, качественно подготовился, понимает, что и зачем он делает, — всё проходит прекрасно. Со всеми этими вопросами мы можем и всегда готовы помочь.
Источник: vc.ru
Бизнес план постройки концертного зала
Организация концертов сегодня — перспективный вид деятельности, на котором сегодня пытаются заработать многие. Но на практике организовать выступление востребованного артиста и грамотно провести концерт достаточно сложно. За кажущейся простотой скрывается упорный, порой многолетний труд. И одного желания здесь недостаточно – необходим опыт и понимание, как работает мир шоу-бизнеса.
Организация концертов – особенности бизнеса .
С одной стороны, творческая деятельность привлекает своим креативом, возможностью знакомства с интересными людьми, высокой прибыльностью, с другой – заниматься этим делом сможет не каждый. Тот, кто только задумывается об открытии своего агентства, должен иметь опыт работы в этой сфере. Кроме того, потребуется набор личностных качеств, без которых вряд ли получится запустить проект.
организатору необходимо понимать, насколько важны следующие нюансы:
- взаимоотношения с публичными людьми построить непросто – для этого, как минимум, нужно самому разбираться в шоу-бизнесе, знать и понимать нужды артистов, уметь с ними договариваться. Часто это избалованные известностью люди, не слишком стремящиеся к компромиссам;
- нужно определить свой порог популярности – у исполнителей напряженный график, вклиниться в который сложно. Кроме того, стоимость билетов в небольшом городе с большой вероятностью не окупит сумму гонорара. А если приглашать на мероприятия никому не известные таланты, собрать полные залы не получится. В конечном итоге неумение находить золотую середину приведет к разорению;
- нельзя составлять репертуар, основываясь на собственных вкусовых предпочтениях – необходим анализ целевой аудитории, поиск потенциального зрителя. Полезно собирать информацию в группах социальных сетей, периодически запуская посты с голосованием-опросом;
- Здесь требуются лидерские и организаторские качества – нужно найти помещение под аренду, оформить все документы, вовремя запустить рекламу. Необходимо также позаботиться о доставке и размещении артистов, обеспечить им тот уровень комфорта, который указан в договоре. Сделать все самому сложно, поэтому потребуются помощники;
- нельзя экономить на всем, что может испортить репутацию агентства – расположении и оформлении офиса, квалификации и уровне сервиса, квалификации персонала. Если уровень конкуренции в регионе высокий, мало удержаться в своей нише услуг. Важно найти преимущества, которые позволят выделиться среди всех остальных.
Плюсы и минусы .
Организация концертов – не только увлекательное и интересное занятие.
Этот бизнес имеет ряд преимуществ:
- это интересный и творческий процесс;
- такой проект легко маштабировать;
- иметь концертное агентство – престижно. Кроме известности, это еще и возможность знакомиться и сотрудничать с публичными людьми. Полезные связи – вот то, что в качестве дополнительного бонуса к прибыли получают владельцы подобных компаний. Со временем в кругу ваших знакомых появятся не только артисты, но и те, кто ходит на их концерты – политики, инвесторы, и другие люди, способные помочь в решении серьезных проблем;
- при наличии постоянных контрактов рентабельность бизнеса очень велика Сложно добиться таких показателей в других сферах предпринимательства, например, в производстве или торговле.
Минусы:
- отсутствие гарантий на этапе запуска. А чтобы заслужить репутацию, могут потребоваться годы упорной работы – сразу привлечь к себе внимание сложно. В большом городе конкуренция агентств зашкаливает, а в маленький популярный артист вряд ли поедет;
- при отсутствии контрактов все может рухнуть. Нестабильность – главный бич компаний по организации концертов и праздников;
- могут потребоваться серьезные вложения на старте;
- не подходит для маленького города.
Пошаговый план действий, как стать организатором концертов .
Организация любого бизнеса начинается с его регистрации. В данном случае из возможных вариантов лучше сразу выбирать ООО. Потратить на это нужно порядка 35 000 рублей (4 000 — госпошлина, 10 000 — минимальный уставный капитал, плюс дополнительные расходы). Придется запастись временем на оформление документов.
Также важно составить грамотный бизнес план. Стартовать без него очень рискованно.
Доступны варианты:
- работать без собственного офиса и все переговоры вести по телефону. Не самый лучший вариант: деньги на аренде сэкономить получится, а вот с имиджевой политикой – полный провал;
- аренда – лучше всего выбирать место под офис в центральной части города, с хорошей проходимостью. Кроме статуса, это дает возможность приобрести свой юридический адрес.
Следующий шаг – персонал. Вначале можно работать самостоятельно. Но даже при наличии 2-3 концертов в месяц (а именно столько нужно, чтоб бизнес держался на плаву) в одиночку управлять процессом очень сложно. Наличие нескольких профессиональных сотрудников развяжет владельцу руки, поможет избежать ошибок и форс-мажора.
Пошаговая инструкция руководителя концертного агентства выглядит следующим образом:
- Выбор и привлечение артиста. Как определиться с исполнителем, мы разобрали выше. Заинтересовать его проще всего гонораром. Его размер определяет статус артиста. Кроме этого, нужно обеспечить артисту комфортные условия для пребывания;
- Подписание контракта – та часть процесса, которая решается с представителем артиста — менеджером, продюсером. Нужно обсудить предполагаемую дату, место проведения, условия, оплату и выслушать требования второй стороны. Можно поговорить о скидках. Чтобы минимизировать риск отказа, когда билеты уже будут проданы, желательно по факту подписания контракта внести предоплату;
- Выбор площадки – в приоритете те, к которым удобно доехать, есть метро. Лучшее решение – центр города;
- Поиск спонсоров – шаг не обязательный, но желательный. В обмен на свои инвестиции они получат вашу рекламу. Сотрудничество подкрепляется договором с указаний взаимных обязательств сторон;
- Рекламная компания концерта – важнейший подготовительный этап. Чем больше людей узнает о готовящемся мероприятии, тем больше шансов собрать полный зал. Самые популярные варианты – интернет, наружная реклама и раздача флаеров. Распространять их следует грамотно – вблизи музыкальных торговых точек, учебных заведений, мест скопления молодеж;
- Пресс-конференция – ее проводят за неделю до планируемого события. Можно организовать небольшой фуршет, позвать местную прессу. Средства на его организацию есть смысл взять у спонсора;
- Выбор оборудования. Важно понимать предпочтения артиста в уровне звука и светового сопровождения. Их нужно учесть в первую очередь. Нужно заранее все установить и проверить, как будет работать оборудование в конкретном зале;
- Охрана . Концерт – это всегда массовые скопления людей, причем плохо контролируемые. Лучшее решение для обеспечения безопасной обстановки — услуги профессионального охранного бюро;
- В день мероприятия нужно лично встретиться со всеми участниками и еще раз осмотреть место проведения;
- После концерта произвести финансовый расчет со всеми – артистами, персоналом, компаниями, оказывающими сопутствующие услуги. Если оставшийся доход не впечатлит, не стоит расстраиваться – первый опыт намного полезнее заработанных денег. Даже выйти “в ноль” — приемлемый вариант для первого концерта.
Вложения и заработок .
Какими должны быть инвестиции в проект, и за сколько получится выйти в плюс, зависит от ряда факторов:
- вашего региона;
- уровня конкуренции в городе;
- масштабов агентства и его штатного расписания.
Деньги пойдут на следующие
- покупка оборудования. Сэкономить получится, если удастся найти хорошую, но уже бывшую в употреблении технику. Ее стоимость будет на треть ниже, но даже в этом случае речь идет о сотнях тысяч рублей. Важно! Качество звука – это главное, на что следует обращать внимание в погоне за дешевой ценой. При наличии полного комплекта оснащения у арендодателя эти затраты можно исключить. Но нужно быть готовым к тому, что стоимость аренды самого концертного зала при этом будет намного дороже. И все равно, некоторые устройства и приборы придется приобретать самостоятельно – например, оформление для сцены;
- аренда. Вам понадобится помещение для деловых встреч, ведения переговоров, подписания контрактов. От его внешнего вида и презентабельности будет складываться общее впечатление от компании. Цена — от 25 000 в месяц;
- регистрация бизнеса – стоимость услуги определяет выбранная форма деятельности. Если большого количества наемных сотрудников не планируется, можно открыть частное предприятие – но это только в том случае, если речь идет о небольшом административном центре. При работе в большом городе лучше сразу получить статус юридического лица, поскольку не все готовы сотрудничать с ИП;
- фонд заработной платы сотрудников – в среднем, от 30 000 рублей на штатную единицу;
- реклама – применительно к концертной деятельности отдайте предпочтение созданию собственного сайта. Цена — от 30 000 рублей. Также стоит уделять внимание ведению страниц в социальных сетях и городских интернет-порталах.
На величину дохода и рентабельность бизнеса влияют
- фактор сезонности;
- целевая группа посетителей;
- уровень развития инфраструктуры в городе, обеспечивающий материальную состоятельность его жителей – от этого зависит средняя стоимость билета;
- гонорар и условия тех, кто дает концерт – требования к проживанию, размеру и оформлению зала у всех разные.
На практике, показатель рентабельности бизнеса варьируется в диапазоне от 50% до 200%. Иными словами, окупить затраты можно уже спустя несколько концертов, а можно лишь через месяцы проведения регулярных мероприятий.
Реализовать проект по организации концертов сложно на старте. Кроме больших инвестиций, потребуется много сил, терпения, и желания работать на долгосрочный результат. Но сделав себе имя, можно не только пожинать лавры успеха, но и получать заслуженную прибыль. Концертный бизнес – одна из самых перспективных и доходных ниш для старта своего проекта.
Бизнес план бизнес свежевыжатые соки
Бизнес-план оконного бизнеса: расчет затрат и оборудование для производства пластиковых окон. Как раскрутить продажу окон
Источник: bizlana.ru
Об особенностях организации концертов в России и не только о них
Журналисты нашей редакции нередко посещают различные концерты. В очередной раз побывав на подаваемом организаторами как «незабываемое» шоу, мы решили задуматься о качестве организации концертов в России как таковых. В ходе расследования выяснилось, что в «концертном королевстве» дела обстоят далеко не ахти, если не сказать плохо!
Итак, начнем. Что мы имеем на весну 2017 года? Для того, чтобы получить по возможности объективную картину, мы отправили запросы в различные российские промоутерские агентства с просьбой ответить на ряд вопросов (- Какие концерты, проводимые вашей компанией, были на ваш взгляд самыми удачными по посещаемости в 2016 году? — Какие концерты вашей компании были самыми кассовыми, несколько цифр? — Как отражается экономический кризис на сфере развлечений в концертно-клубной сфере в целом (особенно в свете закрытия в январе 2017 года нескольких крупных клубов — Bud Arena, Space, Sterео Hall. И переезда Brooklyn — в Brooklyn Hall, Точки Сборки — в Гарцующий Дредноут) и так далее?).
Откликнулись на наш запрос далеко не все! Хотя, казалось бы, промоутерские компании и их руководство тема организации концертов и их качества должна занимать в первую очередь. Ан, нет! Видимо, находятся более важные дела. Впрочем, все меняется.
Пока же отметим, что сегодня получается так, что «мировые стандарты концертного сервиса» – почти бессмысленное сочетание по своей сути.
BRITFLOYD. (09.2014)
Deep Forest
Во-первых, в России не так много промоутерских компаний, которые могут предположительно позволить себе заплатить в 2014 году «гонорар не менее 2 миллионов евро за концерт известной и популярной рок-группы (Muse)» в СК «Олимпийский», продав 28 тысяч билетов за две недели. Фан-зона (у сцены) при этом стоила не менее 100 евро» — (цитируется по информации от сетевого издания «The Village» от 19.12.2014 «Глава концертного агентства Сергей Мельников – о Мадонне, Radiohead и возвращении концертов». Милослав Чемоданов).
Во-вторых, каждый промоутер сотрудничает со «своими» группами (и артистами), которые он регулярно возит и с которыми работает. Такое трудно предсказать, но предполагаем, что промоутеры примерно представляют, какую отдачу в экономическом плане даст тот или иной концерт и кто на него придет (то есть целевую аудиторию).
В-третьих, развитие бизнеса на российском концертном рынке, по словам руководителя крупного концертного агентства «Мельница» Сергея Мельникова «очень сильно тормозят всякие залетные промоутеры. Они попадают на рынок на год-полтора и, заработав на одном концерте, начинают его рушить. И потом с рынка пропадают — а нам приходится с помощью своих резервов держать планку.
Например — есть группа Deftones, которую мы когда-то привозили. Когда мы снова вступили с ними в переговоры три года назад, выяснилось, что существует предложение, в два раза превышающее наше. Нерентабельное — но агент группы на него соглашается: ему какая разница?
Промоутер делает концерт, ничего не зарабатывает — а в итоге в следующий раз группа за те деньги, которые стоит реально, сюда не поедет. Недавно похожая история произошла с Massive Attack. Первый раз привозили их мы, а потом — одна из компаний, которая недавно появилась и, думаю, скоро успешно с рынка уйдет. И что? Гонорар группы был в полтора раза увеличен, выбрали очень неправильное место проведения — Ледовый дворец на Ходынке — в итоге полный провал». (цитируется по интервью Сергея Мельникова Александру Горбачеву для сетевого издания afisha.ru от 25.03.2011 г.).
Форум «Глэмпинги и не только», который планировалось провести в конце текущей недели, перенесен на неопределенный срок. Местом проведения был выбран парк Малевича в Одинцовском районе Подмосковья.
В-четвертых, складывается впечатление, что на российском концертном поле играет всего 20-30 агентств. Сам рынок, судя по всему, поделен между несколькими крупными игроками, обладающими опытом, связями и финансовыми ресурсами, позволяющими при желании «перебивать» предложения остальных игроков. Остальные находятся как бы на перефирии процесса и «погоду не делают», довольствуясь малым.
Но хорошо ли знают промоутеры свою целевую аудиторию, насколько качественно они обслуживают ее потребности? Проводились ли исследования по запросам аудитории на тех или иных артистов? Мы не можем утверждать наверняка, но по нашей версии, такие исследования не только не проводились, но и считаются излишними. А зачем их делать крупным концертным агентствам?
Артисты в основном везутся в Россию по накатанной дорожке через знакомых зарубежных агентов. Ход рассуждений (по нашей версии) у глав таких компаний может быть следующим: «вышел новый альбом, группа в туре, давайте ее и в Россию завезем, сыграют, снимем сливки. Зачем везти кого-то неизвестного, рисковать? Кризис тут у нас экономический, понимаете ли.
В Москве и Санкт-Петербурге отыграют, зритель «схавает». Сэкономим на декорациях, свете и звуке… да еще и на корпоратив (если получится) за нал «всунем». Все — довольны! Радуйтесь тому, что привозят и нечего тут. А не хотите, очередные «поющие трусы» местного поп-разлива фонограммно «разведут печаль» своими руками».
Вот и получается так, что страдаем от этого, в первую очередь, мы с вами, как зрители, которых искусственно ограничивают подобные «креативные» промоутерские схемы, дающие огромный простор для манипуляций с ценами на билеты, работы с наличными и размытыми границами гонораров артистам!
5fdp (30.06.2015)
Предполагать такой расклад нам позволяет тот факт, что из года в год в Россию в основном возится проверенная на протяжении долгих лет плеяда (бесспорно замечательных!) но одних и тех же музыкантов. Регулярно приезжают Deep Purple, Red Hot Chili Peppers, Scorpions и группы калибром поменьше, вроде UDO или Тарьи Турунен. Например, в 2017 году одно из крупных промоутерских агентств снова привозит Aerosmith (которые только что были осенью 2016 года в Москве) с очередным финальным туром и Depeche Mode с новым альбомом.
Мне на это могут возразить, что «народ-то ходит». А что ему, разрешите спросить, остается делать? Отзывы в социальных сетях потом будут искрить от писка молодежи, которые в первый раз увидят тех же KISS, а люди постарше выразятся более конкретно о «старых клоунах эксплуатирующих уже несколько десятков лет когда-то наработанный имидж и безумно задранных ценах на билеты».
Справедливости ради, надо сказать, что не все так грустно. Есть активно работающие промоутеры и их сотрудники, благодаря которым мы хоть как-то можем информировать вас о происходящем, но их немного. Функционируют несколько неплохих концертных площадок, но на такой гигантский город, как Москва их также ничтожно мало!
Также учтем, что каждый зал, клуб, концертная площадка имеют свой индивидуальный, специфический саунд, обусловленный требованиями по инсталлированию в них оборудования их владельцами и изначальной проектировкой здания. Для концертных площадок и их звука могут быть соблюдены лишь некие общие технические параметры.
Про качество концертного звука и техническое оснащение площадок — это отдельный объемный и непростой разговор. К нему мы вернемся в дальнейшем, а пока приведем данные, предоставленные нам ЦДХ и YOTASPACE ГЛАВCLUB (экс — Б1).
В отчете популярной во всем мире сети быстрого питания «МакДональдс» указали размер убытков, который корпорация понесла из-за решения приостановить свою деятельность в России и на Украине.
Приведем выборочную статистику аншлаговых мероприятий в ЦДХ. По данным ЦДХ «в 2016 год ими стали следующие концерты: Алексей Иващенко и Георгий Васильев (январь); Хор Валаамского монастыря Ассаи (февраль); Алексей Айги (март); Несчастный случай (апрель); Варвара Визбор, Фестиваль Ирландской музыки (октябрь); Петр Мамонов (ноябрь); Пикник, Олег Митяев, Леонид Фёдоров, Евгений Маргулис (декабрь)».
Далее приведем комментарий от Михаила Евграфова, управляющего партнера YOTASPACE ГЛАВCLUB:
«В первую десятку лидеров по посещаемости у нас входят исключительно концерты российских рок-исполнителей: Гарик Сукачёв, Жанна Агузарова, Ногу свело!, Чичерина, Браво, Кровосток, Хлеб.
Лидирующим музыкальным направлением, с точки зрения востребованности его зрителями, у нас, бесспорно, является русский рок.
Для площадки нашего размера высоким считается результат в диапазоне 5-10 миллионов рублей за концерт. В этот диапазон попадают российские топ-артисты, а также иностранные звезды уровня
Ноэля Галлахера, Morcheeba, Эмира Кустурицы, Горана Бреговича, Roisin Murphy, The Offspring, Cypress Hill. Особый интерес у артистов и зрителей вызывают двухдневные концерты.
Для артистов — это возможность для путешествия по всему репертуару или по всей истории творчества, с разносторонней программой из двух частей. А для зрителей — это возможность побывать на пяти-шести часовом шоу на расстоянии вытянутой руки от любимого артиста. У нас отлично прошли двухдневные концерты Мумий Тролля, Garbage, Noize MC, Lumen, а группа Тараканы! играла аж 4 дня подряд! Надеемся на Сплин, ДДТ, Ленинград, Земфиру*».
По поводу отражения экономического кризиса на сфере развлечений в концертно-клубной сфере в целом Михаил выразил мнение, что «Для кого-то кризис — возможность, а для кого-то — причина. Для нас кризис — возможность предложить на рынок новые продукты и решения, как это было с билетами по 100, а впоследствии по 300 рублей.
Сейчас это абонементы и групповые билеты, есть еще пара интересных идей. Полагаю, что причины закрытия упомянутых клубов у каждого свои. В любом случае, если бизнес успешен, то владельцы найдут возможность реализовать его в другой географии. Площадки открывались, открываются и будут открываться, свято место пусто не бывает».
Muse-2016 Олимпийский
5fdp (30.06.2015)
Как видите, у разных промоутеров – разные подходы! Развивая тему, попробуем сделать небольшую калькуляцию стоимости концертных услуг на примере работы такого крупного и известного концертного зала Москвы, как СК «Олимпийский». Чтобы понять, является ли этот бизнес сегодня прибыльным, насколько справедливы наши упреки в отношении промоутеров и хоть как-то спрогнозировать вектор развития этой развлекательной отрасли.
Итак, СК «ОЛИМПИЙСКИЙ». Вместимость всего зала (обычно он открыт наполовину ) – до 30.000 зрителей. Если зал открыт наполовину – до 18.000 зрителей. Цена на билеты зависит от сегмента места. Фан-зона – 5-6 тысяч рублей. Вип-партер – 8-15.000 рублей. Где-нибудь на галерке – 1,5-2 тысячи рублей.
Поэтому средняя цена на билет в 2.500-3000 рублей будет корректна. Аренда зала – точно высчитывается под конкретное мероприятие, но предположим, что не менее 400 тысяч рублей (по данным аренды некоторых помещений на сайте cian.ru).
Финская сеть быстрого питания Hesburger объявила, что летом закроет все свои рестораны в России и Белоруссии. В РФ работает 38 ресторанов Hesburger, еще 4 — в Белоруссии.
Артисту платится оговоренный гонорар. Предполагаемый гонорар Muse в 2 миллиона евро (по курсу весны 2017 года – 60 рублей за евро) составит 120 миллионов рублей. Получаются нестыковки, несмотря на то, что зал на Muse был открыт полностью! То есть, промоутер возможно «отбил» озвученный внушительный гонорар группы, но почти ничего не заработал!
Значит средняя цена на билеты должна быть выше или из поля нашего зрения выпадают какие-то рекламные и спонсорские деньги и возможный корпоратив на стороне. Тогда картинка более-менее проясняется. Также учитываем, что концертов такого уровня некоторые промоутеры могут дать в СК «Олимпийский» за год несколько (два или три).
Общий объем рынка концертных услуг мы (на основании наших приблизительных выкладок) не оценим, но это хотя бы что-то. Еще раз подчеркну, что наши выкладки являются субъективными и примерными.
Также напомню, что в наших обзорах о различных концертах, размещенные на нашем сайте versia.ru в статьях о группах Placebo «Альтернативная пилюля», Ногу Свело «Тройной Тулуп», Black Sabbath «Конец начала», «Максидрим», БГ «Диагностика кармы», Nightwish «Дурная бесконечность», Frost Fest «Веселенькие картинки», The Black Queen «Электронная лихорадка», Антон Румянцев «Джаз и волшебство Queen» и других, а также отчетах с музыкальной выставки NAMM, профильной Moscow High End Show и «Концертные фокусы», вы можете видеть объективный и протяженный по времени (почти два года) срез разностилевых представлений, данных различными артистами на совершенно разных площадках. И картина получается, к сожалению, далеко не радостная!
На этом пока остановлюсь. Скажу так, что мы остаемся открытыми к разговору и комментариям по обозначенной концертной теме (и ее качеству) со всеми заинтересованными сторонами процесса. В первую очередь, с директорами промоутерских компаний (а также зарубежными агентскими и промоутерскими компаниями для полноты картины) чтобы наладить диалог и прямую связь, приводящие к формированию объективной картины и правильных путях решения проблем, к чему всегда стремилась «Наша Версия».
В продолжение нашего исследования мы будем и в дальнейшем мониторить информацию по рынку и в социальных сетях. Также планируем вернуться к обсуждению темы концертного звука и концертного сервиса, опросив выступающих в клубах музыкантов, звукорежиссеров, архитектурных акустиков, владельцев клубов и концертных залов, клубных арт-директоров и, конечно, зрителей.
Выражаем признательность за конструктивное взаимодействие и предоставление информации YOTASPACE ГЛАВКЛУБ (Наталье Шиняевой, Игорю Тонких, Михаилу Евграфову), ЦДХ (Ольге Реполовской, Игорю Васеневу, Алексею Бурулеву).
* Певица Земфира внесена Минюстом в реестр физических лиц, признанных иностранными агентами
Источник: versia.ru