Субъектами корпоративного менеджмента являются корпорации. В литературе существуют различные определения этой хозяйствующей структуры. Однако, большинство из них сводится к тому, что корпорация — это юридическое лицо, которое ведет предпринимательскую деятельность, имеет право приобретать ресурсы, владеть акциями, делать и продавать продукцию, предоставлять кредиты и брать в долг, выступать в суде как истцом, так и ответчиком.
С более общих позиций можно определить, что корпорация представляет собой предпринимательскую организацию, обладающая развитой организационной структурой управления, широким спектром видов деятельности, существенной долей рынка, обширными хозяйственными связями и профессиональными управляющими.
Корпоративный бизнес отличается по своей форме от бизнеса индивидуальных предприятий и партнерств:
— ограниченной ответственностью; то есть акционеры не обязаны отвечать по обязательствам и долгам корпорации (потерять они могут только то, что инвестировали в компанию);
— простотой перехода прав владения акциями при их реализации;
— бессрочностью (а следовательно стабильностью своего существования, потому что переход акций из одних рук в другие не подрывает целостности корпорации.
Корпорация (лат. — объединение) — общество, союз, совокупность лиц, объединенных на основе цеховых, кастовых, коммерческих и других интересов; договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников; замкнутая группа лиц, объединенных вузькофаховими, сословными и другими интересами; акционерная компания (общество), в которой на основе централизации капиталов и сбережений наемных работников осуществляется коллективное присвоение результатов производственной деятельности в зависимости от величины полученных на внесенные средства акций.
Термин «корпорация» традиционно используется, как правило, российскими и зарубежными учеными, а также является на сегодня весьма многозначным и применяется в нескольких значениях. Некоторые из специалистов науки управления делает акцент на юридическом аспекте термина «корпорация». Другие исследователи рассматривают преимущественно экономическую сторону данного понятия.
Среди отечественных и зарубежных ученых до сих пор не существует единого подхода к понятию «корпорация». Корпорациями в отечественной экономической и правовой литературе называются хозяйственные общества (прежде всего акционерные общества), которые имеют статус юридического лица и образованы путем объединения имущества учредителей.
В Хозяйственном кодексе Украины корпорация определяется как «договорное объединение, созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов предприятий, которые объединились, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления корпорации» [Ст. 120 ГК]. В отечественном праве любые коллективные образования — субъекты гражданского права — определяются с помощью категории «юридическое лицо» [Ст. 23 ГК]. Обобщая мнению зарубежных ученых следует отметить, что они рассматривают данную категорию с двух точек зрения, а именно, «корпорация» — это:
— во-первых, доминирующая форма предпринимательской деятельности в мире, значительная организационно-хозяйственная структура национального или международного масштаба, которая функционирует на основе высокого уровня обобществления производства, концентрации и централизации капитала;
— во-вторых, совокупность внутренне-корпоративных взаимоотношений, возникающих во время реализации определенной цели корпоративными подразделениями, ради которой они объединились.
Во Франции, Германии, Швейцарии, России термин «корпорация» в законодательстве напрямую почти не используется, а только встречается в экономической литературе. В странах англосаксонской правовой системы понятие «корпорация» фактически используется как синоним юридического лица.
Наиболее общее, «универсальное» определения этого понятия представлено в современном экономическом словаре, согласно которому «корпорация» — это совокупность лиц, объединенных для достижения общих целей, осуществления совместной деятельности и образующих самостоятельный субъект права — юридическое лицо.
Согласно приведенным выше определениям, критериям корпорации выступают: статус юридического лица; принцип ограниченной ответственности; бессрочное существование; свободная (или принудительная) передача акций; централизация менеджмента. Но главный признак корпорации — это объединение. В организационно-правовом аспекте — это объединение на добровольной основе физических и юридических лиц, имеющих общие интересы и единую стратегию взаимодействия и развития; в ресурсном аспекте — это объединение капиталов для формирования целостной системы корпоративного капитала.
В экономической науке термин «корпорация» применяется как:
— синоним понятия «компания» (такой подход широко используется в американской экономико-правовой системе) и в значении хозяйствующего субъекта, капитал которого получен долевым участием нескольких лиц (юридических и/или физических);
— интегрированная структура, особым образом упорядочивает имущественные отношения участников при совместном ведении бизнеса;
— надфірмове образования (организационно оформленное как концерн, холдинг, группа компаний, бизнес-альянс и т.д.), что концентрирует права собственности и контроля над деятельностью других предприятий, имеющих ограниченную самостоятельность.
Корпорация — это сложная производственно-техническая и социально-экономическая система (табл. 1.3). Сложная система корпорации требует квалифицированного управления. По этому поводу принято употреблять два определения корпоративного управления: в широком и узком смысле.
В широком смысле корпоративное управление — это процесс установления баланса между экономическими и социальными целями корпорации, между индивидуальными, групповыми и общественными интересами. Другими словами, это формирование системы управленческих отношений между кооперованими хозяйственными единицами (включая внешние, в частности, государственные органы) с целью гармонизации их интересов. Конечно, корпоративное управление можно охарактеризовать как процесс обслуживания интересов инвесторов (акционеров).
Принципиальная схема корпоративного управления показана на рис. 1.1.
Следует отметить, что менеджмент корпорации (в дальнейшем сроки «корпоративный менеджмент», «управление корпорацией» и «менеджмент корпорации» будут использоваться как синонимы) предполагает присутствие определенных корпоративных признаков, получивших название «корпоративная идентичность», что означает степень соответствия системы управления данного конкретного предприятия принципам и признакам корпоративного управления. Корпоративная идентичность содержит в себе такие понятия как корпоративная культура, корпоративная философия, корпоративный стиль управления.
Таблица 1.3. Корпорация как система
№ п/п
Блок
Общий состав (функции)
Источник: studbooks.net
Корпорация — как комплексная бизнес-система
Можно выделить три основные области деятельности, без сильных позиций в которых предприятие ОПК не имеет шансов на успех в конкурентной борьбе, а, следовательно, на выживание в долгосрочной перспективе:
Лидерство в маркетинге
Лидерство в НИОКР (военной науке)
Эффективное специальное производство (низкие издержки и высокое качество).
В реальности, за редким исключением, оборонное предприятие имеет собственную научно-исследовательскую базу. Специально создаваемые объединения, между производственными предприятиями и научно-исследовательскими институтами, не обеспечивают эффективного взаимодействия НИОКР и производства. Результатом несбалансированности интересов и отсутствия эффективных механизмов взаимодействия участников объединений является недостаточное финансирование НИОКР, катастрофическое снижение объемов исследований и разработок, снижение инновационного потенциала предприятий, и, как следствие, потеря конкурентных позиций на рынке.
Как правило, предприятия ОПК не реализуют функции маркетинга в необходимом объеме. Имеются как объективные причины, обусловленные спецификой оборонной отрасли, так и субъективные — пассивный и неэффективный менеджмент. С одной стороны, имеется возможность, хотя и не гарантированная, получения государственного заказа, в условиях отсутствия реальной конкуренции.
С другой, — экспорт продукции осуществляется только через государственное агентство. С точки зрения контрольных и политических функций, необходимость централизации экспорта через государственное агентство не вызывает сомнения.
Однако, имея эксклюзив на экспорт вооружений, государство не принимает на себя никакой ответственности за выполнение согласованных планов объемов продаж и не способно обеспечить лидерство российских предприятий в области маркетинга. Да это и невозможно обеспечить силами одного агентства, вследствие объективных организационных и операционных ограничений.
В результате предприятия ограничены или пассивны в реализации функций маркетинга на международных рынках, как с точки зрения самостоятельного поиска новых возможностей (потребителей и рынков), так и изучения потребностей клиентов, с целью создания новых конкурентоспособных видов продукции. Следует также учитывать, что сегодня важнейшей функцией любой корпорации, действующей на рынке, является обеспечение эффективного взаимодействия с клиентами (Customer Relation Management).
Тем более что конкурентная борьба смещается в область стратегий дифференциации, через повышение эффективности сервисного обслуживания и других услуг, обеспечивающих добавленную стоимость: поставки комплектующих, модернизация, обучение, ремонт и другие. Для экспортного агентства, усилия которого, в основном сконцентрированы на получении крупных контрактов, это вторичная и не столь важная область деятельности. Однако для предприятий экспортеров — это наиболее важная область деятельности на существующем этапе развития рынка. Сегодня многие российские компании теряют рынки модернизации и сервисного обслуживания, а последствиями этого являются полная утрата связей с потребителями и потеря конкурентоспособности.
В отличие от предприятий, производителей отдельных компонентов и узлов специальной продукции, предприятия, обеспечивающие изготовление конечной продукции, находятся, в более ли менее, благополучном положении. Однако, несмотря на то, что некоторые из таких предприятий имеют внутренние или экспортные заказы, они начинают понимать, что их будущее в роли производственных площадок не столь безоблачно.
Некоторые начинают создавать собственные научно-исследовательские подразделения, а иногда и институты. Однако это оправдано в тех случаях, когда конструктивный и прочный альянс с существующими научными центрами невозможен, например, если они находились в других республиках бывшего СССР. Другие, — пытаются диверсифицировать свою деятельность, целенаправленно сокращая долю продукции, разработка, производство, маркетинг и сбыт которой не может контролироваться предприятием. При этом многие предприятия, имеющие средства от экспортных контрактов, инвестируют их в совершенно новые, стратегически несвязанные области деятельности. Попытки такой, крайней диверсификации чаще всего неуспешны.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнение, что на рынке конкурируют не отдельные продукты, а корпорации, представляющие эти продукты. Неудачи в одной стратегической области бизнеса должны компенсироваться успехами в других и не приводить к разрушению корпорации в целом. Следует также принимать во внимание, что предприятия ОПК вынуждены конкурировать на рынке с международными корпорациями. Не с производственными площадками и исследовательскими институтами, а комплексными бизнес-системами, обеспечивающими выполнение всех, без исключения, бизнес-фукнций, необходимых для лидерства в конкурентной борьбе.
Победить в конкурентной борьбе с такими соперниками можно только одним путем — создав более эффективную и полноценную бизнес-систему: с единым центром принятия стратегических решений, общим видением будущего, сбалансированной системой целей, эффективной организационной структурой и ключевыми бизнес-процессами. Хочется надеяться, что в процессе реформирования оборонного комплекса не превратится в очередную кампанию. Десять лет потерь должны были научить нас принимать более ответственные и взвешенные решения, которые позволят сохранить то, что еще осталось и создать условия для эффективного развития в будущем.
Источник: poisk-ru.ru
16.Сущность и корпоративного менеджмента
17.Бизнес-система корпорации. Функции корпоративного менеджмента
Бизнес-система является производной от миссии, целей и стратегии корпорации, т.е. указанные элементы определяют бизнес-процессы (производственную структуру компании), а последние в свою очередь организационную структуру управления компании (иерархию подразделений, распределение полномочий и ответственности) и наконец, названная структура определяет систему кадрового обеспечения бизнес-процессов. Современную корпорацию можно представить как бизнес-систему, основные элементы которой показаны на рисунке 1. Рис. 1. Корпорация как бизнес-система Основой бизнес — системы корпорации являются бизнес-процессы. Бизнес-процесс — это комплекс взаимосвязанных видов деятельности, в ходе которых потребляются различные ресурсы и в результате их переработки производится определенная продукция или оказываются определенные услуги, необходимые потребителям. В современной экономике существует множество бизнес-процессов, наиболее характерные из которых можно объединить в группы, представленные в таблице1.
Производство продукции | Все виды деятельности но переработке сырья и материалов в 1 готовую продукцию, удовлетворяющую потребителя |
Материально-техническое обеспечение | Деятельность по изысканию источников поставки исходных сырья, материалов, запасных частей, комплектующих, топлива и энергии, по доставке вышеперечисленного потребителю |
Маркетинг и сбыт | Рекламная деятельность, продвижение товаров и услуг на рынок, ценообразование, привлечение потребителей |
Сервисное обслуживание | Все работы по непосредственному обслуживанию потребителей (профилактика, ремонт, модернизация продукции и т.д. ) |
Разработка новых технологий, продукции, видов услуг | Комплекс работ научно-исследовательского и опытно- конструкторского характера, направленных на создание новых видов товаров и услуг, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей клиентов |
Подготовка и повышение квалификации персонала | Система мероприятий по разработке учебных планов, набору учащихся, организации учебного процесса |
Обеспечение | Комплекс процессов по юридическому, финансовому обеспечению всех видов деятельности компании |
Функции корпоративного менеджмента формируются в соответствии с этапами управленческого цикла и находятся в тесной связи с бизнес-функциями компании, создавая целостную систему корпоративного менеджмента и позволяя специализировать отдельные органы управления и труд отдельных менеджеров. Взаимосвязь основных функций менеджмента показана на рис. 2. Рис. 2. Взаимосвязь основных функций корпоративного менеджмента 18.Сравнительная характеристика моделей корпоративного управления: англо-американская, немецкая, японская
Источник: studfile.net