Наличие статуса малого предпринимательства подразумевает налоговые и надзорные каникулы, упрощенные способы ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Каким критериям должна соответствовать компания для отнесения ее к субъектам малого предпринимательства?
Критерии отнесения компаний к субъектам малого и среднего предпринимательства содержатсяв ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее по тексту — Закон №209-ФЗ).
К субъектам малого предпринимательства относятся помимо хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Хозяйственными обществами являются акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью (п.4 ст.66 ГК РФ).Таким образом, кредитные, жилищно-строительные, садоводческие, дачные, гаражные кооперативы не подпадают под статус малых предприятий.
Для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:
- А) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем 25 % долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 25 % голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем 49 % долей в уставном капитале ООО либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем 49 % голосующих акций АО.
Данное ограничение в отношении суммарной доли участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется:
- на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный годи среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с пп.1 п.3 ст.284 НК РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
То есть доход иностранных учредителей за предшествующий календарный год (2018 г.) не должен превышать 2 млрд руб. (Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265), а среднесписочная численность — не более 250 чел. (пп. «б» п.2 ч.1.1 ст.4 Закона №209-ФЗ).Такие изменения действуют с 1 декабря 2018 г. (п.2 ст.2 Закона №313-ФЗ).
Напомним, что до 1 декабря 2018 г. условием отнесения ООО к субъекту малого и среднего предпринимательства, являлось, в частности, условие о том, что суммарная доля участия иностранных юридических лиц в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 49%.
А соответствие критериям по среднесписочной численности и доходу иностранных учредителей будет подтверждаться на основе заключения аудиторской организации.
- Б) акции АО, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством РФ;
- В) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
- Г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника «Сколково»;
- Д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в правительственный перечень, которым предоставляется государственная поддержка инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 г. №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».
Третьим критерием является ограничение в части величины среднесписочной численности работников.
Критерий среднесписочной численности работников
Для отнесения предприятия к субъектам малого предпринимательства среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
- от 101 до 250 человек для средних предприятий;
- до 100 человек для малых предприятий (до 15 человек — для микропредприятий).
Расчет показателя среднесписочной численности осуществляется по правилам, утв. приказом Росстата от 28.10.2013 г. №428 «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», №П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», №П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», №П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», №П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации».
Среднесписочную численность и доход оценивают за предыдущий год, доход считают по данным налогового учета без НДС.
Четвертым критерием является размер дохода. Так, доход хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемый по всем осуществляемым видам деятельности и применяемый по всем налоговым режимам, не должен превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Доход определяется по правилам п.1 ст.41 НК РФ (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 г. №265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»). В этом случае учитываются не только выручка от реализации товаров (работ, услуг), но и внереализационные доходы.
Величина предельного размера дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, должна составлять:
- для микропредприятий — 120 млн рублей;
- для малых предприятий — 800 млн рублей;
- для средних предприятий — 2 млрд рублей.
Источник: rosco.su
Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Статья 2. Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации
Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов публичной власти федеральной территории, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 351-ФЗ)
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) субъекты малого и среднего предпринимательства — хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
2) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
3) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
4) (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 29.06.2015 № 156-ФЗ)
5) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также — поддержка) — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов публичной власти федеральной территории, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства (далее — государственные программы (подпрограммы) Российской Федерации, государственные программы (подпрограммы) субъектов Российской Федерации, муниципальные программы (подпрограммы), а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства (далее также — корпорация развития малого и среднего предпринимательства), его дочерних обществ, деятельность акционерного общества «Российский экспортный центр» (далее — Российский экспортный центр) по поддержке экспортной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», его дочерних обществ, деятельность заказчиков, указанных в части 1 статьи 161 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 29.06.2015 № 156-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 02.08.2019 № 293-ФЗ, от 02.07.2021 № 351-ФЗ, от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
6) финансовая организация — профессиональный участник рынка ценных бумаг, клиринговая организация, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, специализированный депозитарий инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, акционерный инвестиционный фонд, кредитная организация, страховая организация, негосударственный пенсионный фонд, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ)
7) социальное предпринимательство — предпринимательская деятельность, направленная на достижение общественно полезных целей, способствующая решению социальных проблем граждан и общества и осуществляемая в соответствии с условиями, предусмотренными частью 1 статьи 241 настоящего Федерального закона; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
8) социальное предприятие — субъект малого или среднего предпринимательства, осуществляющий деятельность в сфере социального предпринимательства; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2019 № 245-ФЗ)
9) национальная гарантийная система поддержки малого и среднего предпринимательства (далее — национальная гарантийная система) — система взаимодействующих организаций, осуществляющих деятельность в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, к кредитным и иным финансовым ресурсам, состоящая из участников национальной гарантийной системы, к которым относятся корпорация развития малого и среднего предпринимательства, акционерное общество «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства», а также фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств) (далее — региональные гарантийные организации), соответствующие требованиям к региональным гарантийным организациям и их деятельности, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 01.04.2020 № 83-ФЗ)
10) программа по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в целях их потенциального участия в закупках товаров (работ, услуг) (далее — программа развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) — комплекс мер по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, субъектам малого и среднего предпринимательства — участникам программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков) (далее — участники программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков), реализуемых заказчиками, указанными в части 1 статьи 161 настоящего Федерального закона, при участии корпорации развития малого и среднего предпринимательства и (или) организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, заинтересованных органов (организаций); (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
11) индивидуальная карта развития субъекта малого или среднего предпринимательства — индивидуально определенный перечень мероприятий по оказанию финансовой, правовой, методической, информационной и иной поддержки, предусмотренной законодательством Российской Федерации, участнику программы развития поставщиков (исполнителей, подрядчиков). (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 14.07.2022 № 285-ФЗ)
Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства
1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. (В редакции федеральных законов от 29.12.2015 № 408-ФЗ; от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
11. В целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
1) для хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований: (В редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, общественные или религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды (за исключением инвестиционных фондов) владеют суммарно не более чем двадцатью пятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем двадцатью пятью процентами голосующих акций акционерного общества, а участники хозяйственного общества либо хозяйственного товарищества — иностранные юридические лица и (или) юридические лица, не являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, владеют суммарно не более чем сорока девятью процентами долей в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо складочном капитале хозяйственного товарищества или не более чем сорока девятью процентами голосующих акций акционерного общества. Предусмотренное настоящим подпунктом ограничение в отношении суммарной доли участия общественных объединений инвалидов, иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не распространяется: (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
на участников хозяйственных обществ — иностранных юридических лиц, у которых доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не превышает предельного значения, установленного Правительством Российской Федерации для средних предприятий в соответствии с пунктом 3 настоящей части, и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год не превышает предельного значения, указанного в подпункте «б» пункта 2 настоящей части (за исключением иностранных юридических лиц, государство постоянного местонахождения которых включено в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
на хозяйственные общества, соответствующие условиям, указанным в подпунктах «б» — «д», «ж» настоящего пункта; (В редакции Федерального закона от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
(Подпункт в редакции Федерального закона от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
в) деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств — бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
г) хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Юридические лица включаются в данный перечень в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, при условии соответствия одному из следующих критериев:
юридические лица являются публичными акционерными обществами, не менее пятидесяти процентов акций которых находится в собственности Российской Федерации, или хозяйственными обществами, в которых данные публичные акционерные общества имеют право прямо и (или) косвенно распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, либо имеют возможность назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета);
юридические лица являются государственными корпорациями, учрежденными в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
юридические лица созданы в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 211-ФЗ «О реорганизации Российской корпорации нанотехнологий»;
е) (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 03.07.2016 № 265-ФЗ) (Утратил силу — Федеральный закон от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
ж) участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем двадцать пять процентов; (Дополнение подпунктом — Федеральный закон от 18.07.2019 № 185-ФЗ)
2) среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 № 222-ФЗ; от 03.08.2018 № 313-ФЗ)
а) до ста человек для малых предприятий (среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек); (В редакции Федерального закона от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
б) от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий, если иное предельное значение среднесписочной численности работников для средних предприятий не установлено в соответствии с пунктами 21 и 22 настоящей части; (В редакции Федерального закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ)
21) Правительство Российской Федерации вправе установить предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год свыше установленного подпунктом «б» пункта 2 настоящей части для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере легкой промышленности (в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности) и среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превысила предельное значение, установленное подпунктом «б» пункта 2 настоящей части. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что доля доходов от осуществления такого вида деятельности по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов юридического лица; (Дополнение пунктом — Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ)
22) для средних предприятий — хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, соответствующих одному из требований, указанных в пункте 1 настоящей части, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют в качестве основного вида деятельности предпринимательскую деятельность в сфере общественного питания (в рамках класса 56 «Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков» раздела I «Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания» Общероссийского классификатора видов экономической деятельности), предельное значение среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год устанавливается в размере 1500 человек. Соответствующий вид предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим пунктом, признается основным при условии, что в составе сведений о хозяйственном обществе, хозяйственном товариществе, хозяйственном партнерстве, производственном кооперативе, потребительском кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве в едином государственном реестре юридических лиц и об индивидуальном предпринимателе в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей содержится соответствующий код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности в качестве основного вида деятельности по состоянию на 1-е число месяца внесения сведений о юридических л
Источник: www.kremlin.ru
Кто относится к субъектам малого предпринимательства — критерии отнесения 2023
Развивать бизнес, способствовать его росту и процветанию – правильно, но существуют причины соблюдать критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП) и не выходить за их рамки. Льготы для субъектов малого предпринимательства предусматривались всегда, но они были существенно расширены на 2020 и 2021 годы из-за пандемии COVID-19.
Запускаете бизнес?
Подготовьте пакет документов для регистрации ИП или ООО за 5 минут и без ошибок. Это бесплатно.
Обратите внимание
Компании и ИП в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства попадают автоматически, заявлений писать не нужно. Некоторые дополнения о выпускаемой продукции, оказываемых услугах, контрактах с госпредприятиями, контакты, можно внести посредством электронной системы ФНС.
Кто относится к субъектам МСП, критерии отбора
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства не связаны с правовой формой. МСП может быть АО, ООО, ИП, самозанятым и другим видом юрлица. Какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства, в законе объяснено запутанно и сложно. Чтобы удобнее разбираться, основные критерии субъектов малого предпринимательства упорядочим в табличном виде:
Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства
Учредители и участники | Доля участия РФ или субъектов, МО, общественных или религиозных организаций, фондов не более 25%. Иностранных компаний или тех, что не относятся к МСП – не более 49%. Акции АО относятся к высокотехнологичному разделу экономики. Бизнес – реализация результатов интеллектуальной деятельности. Участник проектов «Сколково». Учредитель или участник – юрлицо из списка компаний, поддерживающих инновационную деятельность. |
Среднее число работников за год | 100-250 чел. – среднее; < 100 чел. – малое; < 15 чел. – микропредприятие. |
Доход за прошлый год | 2 млрд. руб. – среднее предприятие; 800 000 000 руб. – малое; 120 000 000 руб. – микро. |
Субъект малого предпринимательства подходит под один пункт каждого из трех критериев, приведенных в таблице. По этим же критериям определяется категория субъекта МСП – малое, среднее или микропредприятие. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение при получении льгот или заключении контрактов.
Если осталось непонимание, что такое субъект малого предпринимательства, достаточно заглянуть на сайт реестра и проконтролировать, попадают ли в него компании или ИП, бизнес которых знаком.
Обратите внимание
На официальном сайте ФНС РФ сказано, что реестр МСП – системное решение, принятое, чтобы сократить расходы МСП и власти на процедуру подтверждения статуса МСП для получения поддержки, облегчить участие в закупках товаров и услуг или получение кредитно-гарантийной поддержки.
Реестр субъектов МСП и как туда попасть
Любой субъект малого предпринимательства занесен в список – единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. В нем, доступно для просмотра и использования, перечисляются данные о юрлицах и ИП.
Обратите внимание
Благодаря тому, что каждый может найти, какие организации относятся к субъектам малого предпринимательства, представителям бизнеса не нужно обращаться за справками, раскрывающими их статус. Потенциальный заказчик или партнер может сам заглянуть в список.
Сведения о субъектах МСП, указанные в реестре
Сведения, которые можно узнать в реестре о тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства:
- название или фамилия;
- ИНН и дата регистрации;
- адрес;
- категории субъектов малого и среднего предпринимательства;
- отметка о недавно зарегистрированном ИП или юрлице;
- коды по ОКВЭД;
- информация о полученных лицензиях.
Обратите внимание
Чтобы возможные контрагенты могли найти их через Государственный реестр субъектов МСП, некоторые компании и бизнесмены самостоятельно добавляют данные о выпускаемых продуктах, работе с закупками по 223-ФЗ, контрактах с ГУП или МУП в предыдущем году. Для этого передают заверенные электронной подписью данные на сайт реестра.
Порядок внесения дополнительной информации в перечень для субъектов малого предпринимательства
На сайте ФНС нужно пройти авторизацию по ИНН компании или предпринимателя. Чтобы заверить сведения, понадобится усиленная электронная подпись. Оформляют ее в специальном центре, получившем аккредитацию Минкомсвязи РФ. Найти их перечень можно на официальном сайте.
Обратите внимание
Новые данные появятся на сайте ФНС в следующем месяце после 10 числа. Если в течение месяца субъекты малого предпринимательства отправляли несколько документов, то актуальными будут считаться последние.
Достоверность данных в реестре о тех, кто является МСП
Специальная проверка данных не ведется. Часть из них, которая касается общей информации – из официальных налоговых документов. Сведения о доходах, штате компании, попадают туда из отчетов, отправляемых компаниями и ИП в налоговую инспекцию. Проверяются они в общем порядке, установленном для отчетности.
Информация, вносимая по желанию того, кто относится к субъектам малого предпринимательства, полностью остается на его ответственности. Если перечень для субъектов малого предпринимательства используется в качестве источника сведений при заключении договоров и ведении бизнеса, риски и ответственность также остаются на лицах, предоставивших информацию.
Как попасть в реестр субъектов малого предпринимательства?
К малому бизнесу компанию или предпринимателя относят автоматически, на основании данных в ЕГРЮЛ или ЕГРИП и сданной годовой отчетности. Соответственно, если вовремя не отчитаться по налогам, то в список субъектов малого предпринимательства на следующий год компания или предприниматель не попадет.
Обратите внимание
В список тех, кто относится к субъектам малого предпринимательства, сразу попадают абсолютно все только что открытые юрлица и зарегистрированные ИП. Пользователей патентной системой налогообложения также заносят в список субъектов малого предпринимательства.
Как проверить, подходит ли компания под критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства?
Проще всего зайти на сайт реестра, воспользоваться формой расширенного поиска и проверить, есть ли там интересующая компания. Если она зарегистрирована меньше месяца назад, то сведений может еще не быть. В остальных случаях подходящие под критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства компании и ИП в списке обязательно присутствуют.
Обратите внимание
Информацию с сайта реестра используют для представления новым контрагентам. На сайте приведены специальные формы. Можно отправить партнерам ссылку на запись об организации или ИП.
Бесплатная консультация по налогам
Профессиональные юристы готовы проконсультировать вас по вопросам налогов и страховых взносов.
Льготы и особенности налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Все компании и ИП, попавшие в Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса, по умолчанию имеют право на льготы, предложенные государством для поддержки этих категорий юрлиц. Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы дать людям возможность выйти из теневого бизнеса и развивать новые виды инновационной деятельности, обеспечить их соцподдержкой на рабочих местах. Самый эффективный способ добиться этого – создать льготы для субъектов малого предпринимательства и послабления при уплате налогов.
Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства существовали давно в виде УСН, ЕНВД, ЕСХН. В последние годы к ним добавилась новая форма – налог на доходы для самозанятых, статус которых получил правовое положение субъектов малого предпринимательства.
В 2020 и 2021 годах из-за проблем и осложнений, которые принес бизнесу коронавирус, для организаций и предпринимателей, которые попадают под критерии субъектов малого предпринимательства, введены дополнительные льготы:
- по налогам: списание платежей или отсрочки, возврат уплаченного самозанятыми налога, перенос сроков представления деклараций;
- отсрочки по кредитам и дополнительное кредитование на льготных условиях, в том числе – для выплаты зарплат сотрудникам;
- выплаты на официально оформленных сотрудников;
- арендные каникулы.
Что дает статус субъекта малого бизнеса
- Правовое положение субъектов малого предпринимательства гарантирует запись в Реестре, в котором нередко ищут возможных контрагентов. Также можно использовать форму учетной записи в нем, как возможность представить бизнес новому партнеру.
- Особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства – упрощенные системы отчетности, минимальные налоговые ставки. Из-за пандемии COVID-19 в 2020 и 2021 годах – налоговые и арендные каникулы, выгодные кредиты, выплаты от государства.
- Не нужно думать, как попасть в реестр субъектов малого предпринимательства – компании туда вносит ФНС автоматически после регистрации или сдачи отчетности.
Источник: dokia.ru