Малый бизнес в башкортостане проблемы

Развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) является одним из главных приоритетов государственной политики. Создание новых рабочих мест, увеличение ВВП, экономическая гибкость, быстрое реагирование на изменения в структуре рынка — вот основные преимущества субъектов МСП. Несмотря на активную государственную поддержку представителям малого и среднего бизнеса приходится самостоятельно преодолевать ряд препятствий и ограничений. С какими проблемами сталкивается владелец малого и среднего бизнеса в Башкортостане? В основном, с теми же самыми, что и по всей России.

Введение. 2
1. Малое и среднее предпринимательство Республики Башкортостан, проблемы и пути их решения. 4
2. Долгосрочная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» на 2013-2018 годы. 11
Заключение. 17
Список литературы. 20

Файлы: 1 файл

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года № 370, одной из основных экономических задач Правительства Республики Башкортостан является поддержка деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение решения следующих задач:

На форуме в Башкортостане обсудили проблемы малого бизнеса

сохранение возможности и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования деятельности;

поддержка существующих темпов создания новых субъектов предпринимательства.

Малый и средний бизнес присутствует во многих отраслях экономики Республики Башкортостан, в деятельность малых и средних предприятий вовлечены все социальные группы населения. Развитие предпринимательства оказывает непосредственное влияние на общее состояние экономики республики, способствует насыщению рынка товарами и услугами, развитию экономически оправданной конкуренции, созданию новых рабочих мест и новых производств, а также формированию налоговой базы.

По предварительным итогам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, в Башкортостане насчитывается более 112 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства. Наибольшая доля в общем количестве субъектов бизнеса (64,3%) приходится на индивидуальное предпринимательство. Число замещенных рабочих мест в сфере малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан составило на конец 2010 года 462,5 тыс. человек, или 22,76% всего экономически активного населения (26,1% среднегодовой численности занятых в экономике). По объему инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий республика занимает
5 место в Приволжском федеральном округе с показателем
17,1 млрд. рублей.

По данным Федеральной службы государственной статистики, оборот малых и средних предприятий за 9 месяцев 2011 года составил 275,2 млрд. рублей и вырос по сравнению с прошлым годом на 7,3%. Доля же оборота средних и малых предприятий в общем обороте организаций уменьшилась по сравнению с аналогичным периодом 2010 года и составила 16,7%. Малыми и средними предприятиями произведено продукции на сумму 119,1 млрд. рублей, что на 14,6% больше показателя аналогичного периода. Малый и средний бизнес формирует пятую часть валового регионального продукта Республики Башкортостан .

Проблемы малого бизнеса и предпринимателя в России

Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в консолидированный бюджет Республики Башкортостан составляет в среднем 20,3% (по итогам 2012 года налоги от субъектов малого и среднего предпринимательства в абсолютном выражении составили 2598142 тыс. рублей) и растет высокими темпами: более чем на 57% за последние три года.

Согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, ежегодно проводимому Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», по результатам 2011 года Республика Башкортостан вошла в десятку лучших регионов Российской Федерации по уровню развития бизнеса.

Важной составляющей развития малого и среднего предпринимательства является государственная поддержка, осуществляемая на системной основе. Нормативное правовое регулирование поддержки и развития малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан» и другими нормативными правовыми актами, касающимися экономических, правовых и имущественных вопросов.

Применяемый на протяжении нескольких лет программно-целевой подход позволяет проводить планомерную работу по созданию благоприятного климата для развития малого предпринимательства в республике, осуществлять мониторинг влияния программных мероприятий на динамику показателей работы субъектов малого предпринимательства, контролировать исполнение намеченных результатов.

Общий объем привлеченных в 2011 году средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства республики превышает 2,7 млрд. рублей, в том числе:

в рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2010-2011 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 3 марта 2010 года № 64
(с последующими изменениями), – 100 млн. рублей;

на условиях софинансирования из федерального бюджета –
288,6 млн. рублей;

по программе финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства открытого акционерного общества «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» – 2,3 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов муниципальных образований Республики Башкортостан на финансовое обеспечение мероприятий муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства – 42,6 млн. рублей.

В 2012 году объем средств на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 марта 2012 года № 84, составил 113,5 млн. рублей. На условиях софинансирования из федерального бюджета привлечено 362,5 млн. рублей.

Период первоначального формирования условий для развития предпринимательской деятельности в Башкортостане завершен. Предпринимаемые на республиканском уровне меры по устранению административных барьеров и повышению инвестиционной привлекательности позволили сформировать благоприятные условия для реализации предпринимательского потенциала населения, что подтверждается не только официальной статистикой, но и высокими оценками и рейтингами общественных и экспертных организаций. Ключевым достижением в данной области стала номинация «Лучший регион (субъект) Российской Федерации по развитию малого и среднего предпринимательства и созданию для этого наиболее благоприятных условий», полученная Республикой Башкортостан в мае 2011 года в Москве по итогам X юбилейного федерального выставочно-конгрессного мероприятия «Дни малого и среднего бизнеса России – 2011».

Читайте также:  Как настроить бизнес сайт

В то же время существуют определенные институциональные ограничения, препятствующие успешной реализации потенциала территорий Республики Башкортостан, основными из которых являются:

слабая имущественная база (недостаточность основных фондов) малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

проблема доступности кредитов из-за достаточно высоких по сравнению с доходностью бизнеса ставок платы за кредитные ресурсы и жестких требований банков к залоговому обеспечению;

высокие издержки при «вхождении на рынок» для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения, трудности при решении вопросов доступа к инженерным сетям;

недостаток квалифицированных кадров;

проблемы продвижения продукции (работ и услуг) на региональные и международные рынки (недостаточно эффективная маркетинговая политика и др.);

недостаточное внимание со стороны органов местного самоуправления Республики Башкортостан к вопросам развития малого и среднего предпринимательства.

Использование программно-целевого метода позволит:

обеспечить единый комплексный подход к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в республике;

использовать единые принципы управления на всех направлениях и этапах проектирования и реализации Программы;

обеспечить высокую эффективность бюджетных расходов на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;

обеспечить координацию деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан;

повысить качество и обоснованность управленческих решений за счет создания и использования единого научно-методического обеспечения;

обеспечить объективный контроль за реализацией Программы.

Программа является логическим продолжением предыдущих программ по поддержке предпринимательства и разработана с учетом:

новаций в области законодательной, финансовой, информационной и иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства в целях выполнения Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Закона Республики Башкортостан «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан»;

современных реалий развития и потребностей субъектов малого и среднего предпринимательства в условиях модернизации экономики.

Для увеличения объемов финансирования мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства предполагается дальнейшее участие республики в конкурсах, проводимых Министерством экономического развития Российской Федерации, на получение средств федерального бюджета, выделяемых на оказание государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Во всем мире главная задача малого бизнеса — не налоги, а занятость, самозанятость, стимулирование потребительской активности через рост производительности труда и как следствие этого – рост зарплат работников. Очевидно, что государство не должно давить на малый бизнес, а наоборот – предоставлять реальные налоговые преференции. Освобождать малый бизнес от уплаты налогов в первые три-четыре года (налоговые каникулы), параллельно снижая налоги на малый бизнес в целом. Но пока подобных послаблений мы не видим.

Другое препятствие — административные барьеры. По результатам опроса, проведенного в республике Башкортостан, основной проблемой развития малого и среднего бизнеса башкирские бизнесмены считают именно коррупцию и административные барьеры (34 % опрошенных). На втором месте – налоговое бремя (25 %). На третьем месте – недоступность кредитов (11%).

Защита малого бизнеса – вот о чем стоит подумать. Заниматься этим должны специальные структуры. Например, действенным инструментом по вскрытию существующих проблем может стать Республиканская комиссия по устранению административных барьеров.

Нужен целый институт по защите малого бизнеса. И ориентироваться в этом стоит на мировой опыт. В частности, по аналогии с отделом защиты администрации бизнеса США, необходимо создать похожий отдел защиты в нашем Госкомитете. Его задача – доводить до системного решения проблемы, вскрытые Комиссией, а также заниматься профилактикой нарушений в нормативно-правовой сфере.

Очень важно четко определить регламент взаимодействия государства с общественными организациями предпринимательства – союзами, объединениями. Ключевой момент — деловое сообщество должно само выступать с необходимыми им законодательными инициативами. А также — частично брать на себя функции по аналитическому сопровождению разрабатываемых нормативных актов.

Необходимо принятие Федерального закона о цивилизованном лоббировании, который обеспечит прозрачность и легальность взаимодействия между деловым сообществом и органами госвласти в сфере продвижения интересов малого бизнеса.

Ну и наконец, статистический учет в сфере малого бизнеса. Он должен быть более оперативным.

Одно из важных направлений — информационная поддержка и обучение предпринимательских кадров.

Пример из зарубежной практики: группы SCORE в США. Они объединяют 10,5 тысячи нынешних, а также бывших руководителей и владельцев малых предприятий. Группы SCORE проводят прямые и интернет-консультации по маркетингу и бизнес- планированию, разрабатывают тренинги и т.д. Почти в 400 филиалах SCORE можно получить индивидуальные практические советы.

В республике это можно реализовать через информационно-консультационные центры, оборудованные в каждом муниципалитете. Плюс — удаленное обучение через специальный интернет-портал. Это повлияет на повышение экономической и юридической грамотности уже работающих малых предпринимателей, а также направит в правильное русло и окажет поддержку начинающим.

Только создание цельной системы господдержки малого бизнеса с учетом лучшего существующего мирового и регионального опыта создаст условия для роста количества малых предприятий, новых рабочих мест и вклада малого предпринимательства в ВРП.

Список использованных сокращений

Администрации МР и ГО РБ — администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан

Читайте также:  Этичное ведение бизнеса это

АНО «ЦМФ» — автономная некоммерческая организация «Центр микрофинансирования субъектов малого предпринимательства

Минэкономразвития РБ — Министерство экономического развития Республики Башкортостан

ММПС РБ — Министерство молодежной политики и спорта Республики Башкортостан

МПИП РБ — Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан

НО «ФСРВИ МП НТС РБ» — некоммерческая организация «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Башкортостан»

РГАУ МФЦ — Республиканское государственное автономное учреждение Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг

Источник: www.yaneuch.ru

Малый бизнес: проблемы и методы решения

Данная научная статья раскрывает проблемы развития малого бизнеса в Республике Башкортостан и описывает помощь, оказываемую государством предпринимателям. На основе анализа полученных данных приводятся возможные варианты дополнительного содействия начинающим бизнесменам.

Ключевые слова

МАЛЫЙ БИЗНЕС, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

Текст научной работы

Сегодня правительство РФ большое внимание уделяет развитию малого бизнеса в стране. Это выражается как в упрощенной форме подачи документов, так и в их уменьшенном объеме. Так же производится субсидирование, кроме того устанавливаются льготы на определенные затраты, такие как кредит и лизинг.

Данная помощь оказывается по причине того, что малые предприятия играют отнюдь не малую роль в жизни общества и государства. Это производство товаров мелкого общественного потребления, на потребность которого в данном регионе правительство мало обращает внимания. Так же подобные предприниматели становятся более политически активными, способными донести информацию о проблемах до глав своих регионов. И, кончено, они являются большой группой налогоплательщиков, отдавая часть своей прибыли в казну государства.

В данной статье рассматриваются проблемы развития малого бизнеса в Республике Башкортостан, а также возможные методы их решения.

В 2012 году общее количество начинающих предпринимателей составило 38899, что на 6454 больше чем в 2011. Но при этом количество средних предприятий и индивидуальных предпринимателей уменьшилось.

Из них микропредприятия

Но почему при подобной оказываемой помощи количество ИП и средних предприятий уменьшилось?

Во-первых, многие начинающие предприниматели не выдерживают конкуренции с крупными торговыми компаниями.

Во-вторых, отсутствие различий в размере штрафов как для начинающих предпринимателей, так и для крупных заводов.

В-третьих, растущие требования по безопасности окружающей среды, выполнение которых экономически затратно.

По мнению самих уфимских предпринимателей, наиболее сильное давление на развитие оказывают:

  • повышающиеся арендные платежи и налоги;
  • необоснованные штрафы;
  • нарушения, допускающиеся при проведении проверок;
  • незаконные действия по ликвидации бизнеса.

При этом актуализируются проблемы несовершенства системы налогообложения, бюрократизм, трудность получения информации о состоянии рынка. Но больше 50% предпринимателей и населения РБ оценивают условия для развития предпринимательства в городе положительно.

На данный момент сильное воздействие оказывает уровень инфляции и рост цен. В первую очередь это влияет на предприятия, которые производят бытовые услуги, для оказания которых необходимы закупки материалов, сырья, товаров, стоимость которых растет.

По статистика Института стратегического анализа и развития свыше 70% малых предприятий вследствие данных проблем нуждаются в государственной поддержке. Анализируя полученные с помощью опросов данные мы видим, что в первую очередь необходима помощь в снижении уровня налогообложения, во вторую- разрешение проблем с неплатежеспособностью заказчиков, затем со спросом на предложение на внутреннем рынке и повышении конкурентоспособности на рынке отечественных предприятий.

Проанализировав полученные данные можно разделить на 3 группы возможные решения по развитию бизнес среды в РБ.

Группы решений проблем малого бизнеса.

К политическим можно отнести законодательное введение основ экономической помощи начинающим предпринимателям.

К образовательным не только оказание помощи в создании малого бизнеса, но и создание «пиар кампании», привлекающей внимание к той помощи, которое оказывает государство малому бизнесу. Например, создание рекламы на телевидении, радио, билбордах о преимуществах создания малого бизнеса. Обозначение дней, когда будут проводиться особые экскурсы по оформлению документов и пр. Развитие системы кредитования, которая могла бы еще больше увеличить экономическую помощь в развитии.

К экономическим поддержка внутреннего спроса; социальная поддержка граждан; оказание помощи в создании инновационных проектов. [5]

Одной из точек роста и развития малого бизнеса, которая сегодня находится практически вне внимания предпринимателей, является страховой бизнес. По состоянию на 1 января 2012 года на территории Республики Башкортостан работают 100 страховых организаций и филиалов (на 1 июля 2011 года их было 96). При этом на территории Республики действуют 97 филиалов страховых организаций, зарегистрированных в других регионах России (главным образом в Москве и области) и всего 3 страховые организации, зарегистрированные в РБ, имеющие лицензии на осуществление страховой деятельности. Низкая доля собственных страховщиков, в частности, отрицательно сказывается на объеме налоговых поступлений в региональный бюджет. Для сравнения: в Республике Татарстан из 112 страховых организаций 16 являются местными (14,3 %), в Челябинской области соответственно 93 и 7 (7,5 %), хотя в ряде других регионов Приволжского федерального округа доля региональных компаний сравнима с Республикой Башкортостан.

Сбор премии на одного жителя в 2010 г. в Республике Башкортостан составил 1 784,7 руб., что значительно ниже уровня Российской Федерации в целом (3 904,9 руб. на жителя), а также Приволжского ФО (2 317,0 руб. на жителя), в состав которого входит Республика Башкортостан. Ниже он и по сравнению с тождественными по экономическому потенциалу регионами ПФО, с таким, как Республика Татарстан (3 736,5 руб. на жителя), Пермский край (2504,503 руб. на жителя), Нижегородская область (2736,85 руб. на жителя). Такая же расстановка наблюдается по показателю страховая премия на одного жителя по страхованию жизни. На 2014 год ситуация не изменилась.

Читайте также:  Преимущества и недостатки создания собственного бизнеса

При этом Республика Башкортостан остается одним из лидеров ПФР по абсолютному показателю — объему собранной страховой премии, за последний ряд лет стабильно занимая четвертое место в Округе после Республики Татарстан, Самарской области, Нижегородской области.

Нам представляется, что в республике необходимо разработать и законодательно утвердить Концепцию развития страхования и в ее составе в качестве одной составных частей раздел о развития малого страхового предпринимательства, в том числе с государственной поддержкой. Такие документы приняты в ряде регионов России, в частности, в Свердловской области, Республике Татарстан, Краснодарском и Хабаровском краях, Приамурье, Республиках Бурятия и Саха (Якутия), Тамбовской области. Активно разрабатывается Концепция страхования Пермского края.

В итоге, мы можем видеть, что на современном этапе развития проблемы развития предпринимательства должны выдвигаться в центр государственной политики. Фактически, за время реформ малый бизнес был одним из немногих секторов экономики, который обеспечивал отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов. [3]

Малый бизнес в зарубежной практике

  1. Саляхова Э.К.

Основы государственного регулирования и государственной поддержки развития малого бизнеса в России

  1. Лескина О.Н.

Государственная поддержка малого предпринимательства в Республике Башкортостан

  1. Гильманова Л.А.
  2. Шайхутдинова Н.А.

Источник: novainfo.ru

Жить будет, не помрёт. Почему в Башкирии с малым и средним бизнесом все хуже, чем в соседних регионах?

Одним из важных индикаторов состояния экономики является успех малого и среднего бизнеса. Поэтому его развитию во всех странах уделяется особое внимание.

Жить будет, не помрёт. Почему в Башкирии с малым и средним бизнесом все хуже, чем в соседних регионах?

Башкирия занимает третье место среди субъектов Приволжского федерального округа по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства и 11-е место – по России. Однако если учесть, что по численности населения в ПФО мы занимаем 1-е место, а в России – 6-е, то успехи в развитии предпринимательства не кажутся столь впечатляющими. Наша республика – в «середнячках».

Падение на треть

Наиболее важным показателем состояния экономики в республике является не число субъектов малого предпринимательства, а количество людей, которые работают в этой сфере. В январе 2021 года 331 тысяча работников была занята в малом и среднем бизнесе, а в декабре 2022 года – 313 тысяч человек, то есть число работников сократилось на 18 тысяч (5,4%).

И пока индивидуальные предприниматели Башкирии за последнее пятилетие стабильно обеспечивают занятость около 60 тысяч человек, численность сотрудников на предприятиях малого и среднего бизнеса сокращается. Среднее количество работников, занятых на предприятиях малого и среднего бизнеса, в России в 2022 году по отношению к 2016 сократилось на 4,6%.

Здесь следует отметить неблагоприятные факторы: пандемию и СВО. В Приволжском федеральном округе наиболее сильное падение численности работающих произошло в Башкирии – на 27,6%. Отрицательная динамика свидетельствует о неблагоприятном климате для предпринимателей в республике, который значительно хуже, чем в целом по России.

таблица1.jpgЧисленность работающих на предприятиях малого и среднего бизнеса сократилась с 314,9 тысячи человек в 2016 году до 228 тысяч в 2022 году. Следует отметить, что если до 2018 года наблюдался определённый рост, то после этого происходило сокращение численности работающих, т.е. негативные тенденции в экономике начали действовать ещё до пандемии. Наиболее значительное сокращение работников произошло в 2021 году (77 тысяч человек), когда в остальной части страны уже началось восстановление экономики после COVID-эпидемии. таблица2.jpg

На одно созданное – 4,8 ликвидированных

О существующих проблемах развития бизнеса в Башкирии также свидетельствует информация о демографии организаций. Так, в октябре 2022 года в республике было создано 344 организации, а ликвидировано 1638, т.е. количество ликвидированных организаций оказалось в 4,8 раз выше созданных.

Также следует учитывать, что малое и среднее предпринимательство в большей степени ориентировано на внутренний спрос, который во многом определяется уровнем доходов населения. В прошедшем году реальные денежные доходы населения Башкортостана составили 82,5% от уровня 2013 года. Соответственно, данный фактор значительно ограничивает возможности развития малого бизнеса.

Кроме того, каждый пятый работник в Башкирии получает меньше 20 тысяч рублей в месяц – в основном это «бюджетники». После обязательных платежей у этой части населения просто нет средств на приобретение товаров и услуг, что также сужает возможности развития предпринимательства в Башкирии.

Малый бизнес особо важен для сельских районов Башкирии, так как в агропромышленном комплексе – их главном работодателе – количество трудоустроенных в этой сфере с 2016 года сократилось в 1,8 раза. Поэтому существует потребность в создании новых рабочих мест, иначе сельские территории продолжат свою деградацию, связанную в первую очередь с депопуляцией населения. Крупному бизнесу сельские районы малоинтересны в связи с незначительными трудовых ресурсов, отсутствием необходимых кадров, соответствующей инфраструктуры. Однако системного подхода к развитию малого бизнеса на селе в Башкирии нет.

На грани выживания

  • Мы писали, что в Башкирии вместо поддержки малого предпринимательства отменили налоги на НДФЛ для торговых центров. В таком послаблении заметили лоббирование от премьер-министра Андрея Назарова, который является бенефициаром ряда ТЦ в Башкирии.
  • Почитайте наше интервью с экс-бизнес-омбудсменом Флюром Асадуллиным о том, как коммерсанты выживают в современных условиях. «Крупный бизнес обращается к нам уже из СИЗО», — заявляет он.
  • А недавно экономисты объяснили, почему малому бизнесу в Башкортостане далеко до Татарстана. «На одно созданное предприятие — 4,8 ликвидированных», — так отозвались о малом бизнесе в Башкирии.

Источник: prufy.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин