Порядок создания моделей бизнес правил должен включать следующие шаги:
Разработку моделей бизнес правил.
Построение ссылки из диаграммы процессов на диаграмму бизнес правил.
На поле диаграммы «Все модели в разделе Use Case View» должен быть помещен пакет с наименованием: «5. Бизнес правила», например, как представлено на рис. 7.3.
Диаграмма Main следующего уровня иерархии и ее поле должны быть поименованы как «5. Бизнес правила». На ее поле должны быть размещены пакеты с наименованием: «5.1. Бизнес правила по процессу 1», «5.N. Бизнес правила по процессу N», например, как представлено на рис.
7.4. для процесса кредитования.
Иерархия пакетов с описанием бизнес правил должна повторять иерархию бизнес процессов.
На предпоследнем уровне иерархии следует размещать пакеты с наименованием бизнес правила по конкретному процессу (рис. 7.5), и на самом последнем уровне собственно модель правил (внутри соответствующего пакета или под пакетом) (рис. 7.6).
Рис. 7.3. Состав моделей в разделе Use Case View
Рис. 7.4. Модель второго уровня при описании ролей
Рис. 7.5. Состав моделируемых бизнес правила процесса кредитования юридических лиц в валюте
Рис. 7.6. Пример модели правила вывода
Рис. 7.7. Пример модели структурного бизнес правила
7.4. Практические задания
Тема: Построение модели бизнес правил в Rational Rose
Задание 1. Построить бизнес правил в соответствие с примером
Постройте модель бизнес правил в Rational Rose в соответствие с примерами на рис. 7.3-7.7.
Задание 2. Построить модель бизнес правил
Постройте в Rational Rose модель двух бизнес правил международного перевода в Банке.
Правило 1: по одному заявлению на переводу оформляется либо одно сообщение SWIFT МТ 100 или одно сообщение TELEX МТ 100.
Если банк имеет Свфит и корреспондент банка имеет Свифт, то сообщение отправляется по Сфит иначе по телексу.
Заключение
Результаты моделирования, выполненные в соответствие с методикой бизнес моделирования, представленной в данном пособии, можно использовать следующим образом:
На основе модели классификации бизнес процессов определяются подсистемы разрабатываемой системы.
На основе основных шагов конкретных бизнес процессов определяются компоненты подсистем.
На основе функций конкретных ролей определяются функции компонент.
На основе моделей сущностей проектируется интерфейс пользователя, перечень выходных сигналов и документов, классы, реализующие функции.
Бизнес правила используются определения правил системы.
Приложение 1. Технология оформления международного перевода в банке
Деятельность
Подразделения
Действующие лица
Менеджер фирмы заключает контракт на поставку товаров и услуг.
Менеджер фирмы обращается в банк с контрактом, в отдел по работе со счетами клиентов к экономисту с просьбой оплатить услуги по контракту со счета фирмы в банке.
Отдел Банка по работе со счетами клиентов.
Пустой бланк заявления на международный перевод.
Экономист отдела по работе со счетами клиентов выдает менеджеру пустой бланк заявления на международный перевод.
Отдел Банка по работе со счетами клиентов.
Экономист отдела по работе со счетами клиентов.
Пустой бланк заявления на международный перевод,
заполненный бланк заявления на международный перевод.
Менеджер фирмы получает пустой бланк заявления на перевод от экономиста, заполняет его и снова передает его экономисту.
Отдел Банка по работе со счетами клиентов.
Заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”.
Экономист отдела по работе со счетами клиентов проверяет средства на счете клиента;
проставляет на бланке заявления на международный перевод печать “Сальдо счета позволяет”;
бронирует средства по счету клиента на текущую дату;
передает бланк заявления и контракт в отдел международных расчетов сотруднику этого отдела.
Отдел Банка по работе со счетами клиентов.
Экономист отдела по работе со счетами клиентов.
заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”.
Сотрудник отдела международных расчетов получает бланк заявления и контракт. Проверяет правильность заполнения бланка. Если бланк заявления оформлен неверно, он передает его менеджеру фирмы для исправления.
Отдел международных расчетов.
Сотрудник отдела международных расчетов,
Заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”.
Сотрудник отдела международных расчетов передает бланк заявления на международный перевод в отдел корреспондентских отношений позиционеру для бронирования средств по кор. счету.
Отдел международных расчетов.
Сотрудник отдела международных расчетов.
Заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”, кодом корреспондента банка и датой валютирования.
Позиционер получает бланк заявления на международный перевод, бронирует средства на уход по кор. счету на дату валютирования, проставляет на бланке заявления код корреспондента и дату валютирования и передает его сотруднику отдела международных расчетов.
Отдел кор. счетов.
Заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”, кодом корреспондента банка и датой валютирования,
МТ100 в формате телекса,
МТ100 в формате СВИФТ,
Сотрудник отдела международных расчетов получает бланк заявления на международный перевод от позиционера и оформляет заявление на перевод в формате телекса или СВИФТ МТ100 и мемориальный ордер с проводками. Оформленные документы и контракт передаются на подпись начальнику отдела международных расчетов.
Отдел международных расчетов.
Сотрудник отдела международных расчетов.
заполненный бланк заявления на международный перевод с печатью “Сальдо счета позволяет”, кодом корреспондента банка, датой валютирования и подписью начальника отдела международных расчетов,
МТ100 в формате телекса с подписью начальника отдела,
МТ100 в формате СВИФТ с подписью начальника отдела,
мемориальный ордер с подписью начальника отдела.
Начальник отдела международных расчетов подписывает документы и возвращает их обратно сотруднику отдела международных расчетов.
Отдел международных расчетов.
Начальник отдела международных расчетов.
МТ100 в формате телекса с подписью начальника отдела,
МТ100 в формате СВИФТ с подписью начальника отдела,
мемориальный ордер с подписью начальника отдела.
Сотрудник отдела международных расчетов передает МТ100 в формате телекса или СВИФТ в отдел телекса или СВИФТ, мемориальный ордер в бухгалтерию.
Отдел международных расчетов.
Сотрудник отдела международных расчетов.
МТ100 в формате телекса с подписью начальника отдела,
МТ100 в формате СВИФТ с подписью начальника отдела.
Сотрудники отдела телекса или СВИФТ отправляют заявления на перевод (МТ100) корреспонденту Банка.
Сотрудник отдела телекса,
сотрудник отдела СВИФТ.
Мемориальный ордер с подписью начальника отдела.
Бухгалтер получает мемориальный ордер и заносит его в операционный день банка
Источник: studfile.net
Виды бизнес-правил.
Определения для каждого из приведенных на рис. 3.44 видов бизнес-правил и примеры их формулирования приведены в табл. 3.3.
Виды бизнес-правил по К. Вигерсу
Факты — это верные утверждения о бизнесе. Они описывают связи и отношения между важными бизнес-терминами. Факты также называют инвариантами — неизменными истинами о сущности данных и их атрибутах. Обычно факты напрямую не преобразуются в функциональные требования к системе. Сведения о сущности данных, важных для системы, применяют в моделях данных, создаваемых аналитиком или архитектором базы данных
Доставка заказа оплачивается клиентом
Определяют, какие операции могут выполняться в рамках системы. Как правило, при формулировании ограничений используются слова и фразы вида: должен / не должен, может / не может, только
При отгрузке заказа менеджер должен запросить у бухгалтера товарно-транспортную накладную и счет-фактуру
Правило, при определенных условиях приводящее к выполнению каких- либо действий. Выражение вида «Если , то », — это ключ, который описывает активатор операции
Если заказанный товар отсутствует на складе, то заказ передается в производственный отдел
Вывод — это правило, устанавливающее новые реалии на основе достоверности определенных условий. Вывод создает новый факт на основе других фактов или вычислений. Выводы зачастую записывают в формате «если — то», применяемом при записи активаторов. Однако раздел «то» вывода заключает в себе факт или предположение, а не действие
Если оплата по счету не поступила в течение 15 дней, заказ считается отмененным
Вид бизнес-правил, определяющий вычисления, выполняемые с использованием математических формул и алгоритмов. В отличие от активирующих, операции бизнес-правил, для реализации которых иногда приходится создавать специфические функциональные
«Если сумма заказа составляет от 50 руб. до 100 руб., скидка составляет 5%».
«Если сумма заказа составляет
Окончание табл. 3.3
Определение
требования, правила вычислений в той форме, в которой они выражены, можно рассматривать в качестве требований к программному обеспечению
от 100 руб. до 200 руб., скидка составляет 10%».
«Если сумма заказа составляет свыше 200 руб., скидка составляет 15%»
При этом приведенная в таблице классификация не является канонической. Согласно Business Rules Group, бизнес-правила могут определяться посредством:
- — бизнес-терминов, являющихся базовым элементом бизнес-правил. Само определение терминов уже является правилами, так как определяет, как мы должны думать о тех или иных объектах. Как правило, термины объединяются в глоссарий или в сущности концептуальной модели;
- — фактов, связывающих термины между собой и описывающих суть операционной структуры. Факты могут документироваться в виде текста на естественном языке или как отношения, атрибуты или сущности в графических моделях;
- — ограничений (в англ, также называются «action assertions»). Каждая организация имеет свои специфические ограничения на деятельность, которые часто связаны с тем, какие данные можно, а какие нельзя преобразовывать;
- — производных (Derivations). Бизнес-правила, включая законы природы, определяют, каким образом знания и их форма могут быть преобразованы в другие знания, возможно, в другую форму.
- [1] Вигерс К., Битти Дж. Разработка требований к программному обеспечению.СПб. : БХВ-Петербург, 2016.
Источник: studme.org
Примеры бизнес-правил (службы Master Data Services)
В этой статье приведены примеры бизнес-правил для Master Data Services. Эти примеры можно найти в примерах моделей, включенных в установку Master Data Services.
Инструкции по развертыванию образцов моделей см. в разделе Установка и настройка служб Master Data Services.
Примеры бизнес-правил
Customer | Customer | Персональные условия оплаты | Задает условия оплаты по умолчанию для заказчиков. |
В следующем бизнес-правиле, если значение атрибута CustomerType соответствует is equal rule condition, then the defaults to rule action is applied to the PaymentTerms attribute. В противном случае не выполняется никаких действий.
If CustomerType is equal to 2 Then PaymentTerms defaults to CASH Else None
Customer | Customer | Условия оплаты для организаций | Определяет условия оплаты по умолчанию для организаций. |
В следующем бизнес-правиле, если значение атрибута CustomerType соответствует is equal rule condition, then the defaults to rule action is applied to the PaymentTerms attribute. В противном случае не выполняется никаких действий.
If CustomerType is equal to 1 Then PaymentTerms defaults to 210Net30 Else None
Продукт | Продукт | DaysToManufacture | Задает диапазон сроков собственного производства. |
В следующем бизнес-правиле, если значение атрибута InHouseManufacture соответствует is equal rule condition, then the must be between rule action is applied to the DaysToManufacture attribute. В противном случае не выполняется никаких действий.
If InHouseManufacture is equal to Y Then DaysToManufacture must be between 1 and 10 Else None
Продукт | Продукт | Обязательные поля | Задает обязательные поля для элементов сущности продукта. |
В следующем правиле is required validation action is taken for the specified attributes. Значения атрибутов не могут быть Null или пустыми.
If None Then Name is required ProductSubCategory is required Color is required StandardCost is required SafetyStockLevel is required ReorderPoint is required InHouseManufacture is required SellStartDate is required FinishedGoodIndicator is required ProductLine is required Else None
Продукт | Продукт | Стандартная стоимость | Устанавливает требование, согласно которому стандартная стоимость должна быть больше 0. |
В следующем бизнес-правиле must be greater than rule action is applied to the StandardCost attribute of products.
If None Then StandardCost must be greater than 0 Else None
Продукт | Продукт | Стоимость MSRP FG | Указывает, что для готовой продукции розничная цена производителя и цена продавца должны быть больше 0. |
В следующем бизнес-правиле, если значение атрибута FinishedGoodIndicator соответствует is equal rule condition, the must be greater than rule action is applied to the MSRP and DealerCost attributes.
If FinishedGoodIndicator is equal to Y Then MSRP must be greater than 0 DealerCost must be greater than 0 Else None
Продукт | Продукт | Имя по умолчанию | Задает название продукта по умолчанию на основе значений атрибутов Color и Class. Если значение атрибута Color не равно YLO, а значение атрибута Class не равно NA, название по умолчанию — Yellow NA. |
В следующем бизнес-правиле, если значения атрибутов Color и Class не соответствуют условию правила is equal , то defaults to применяется к атрибуту Name.
If (Color is equal to YLO AND Class is equal to NA) is not true Then Name defaults to Yellow NA Else Name defaults to Other
Просмотр примеров бизнес-правил в образцах моделей
- Перейдите на веб-сайт Master Data Services, настроенный после установки MDS, и щелкните поле Администрирование системы.
Инструкции по настройке веб-сайта см. в разделе Установка и настройка служб Master Data Services. - Щелкните образец модели, содержащий бизнес-правило из приведенных выше таблиц, а затем щелкните Сущности.
- Выберите сущность, к которой применяется правило, как указано в таблицах выше, а затем щелкните Бизнес-правила.
- Щелкните имя бизнес-правила, которое нужно просмотреть. В пользовательском интерфейсе отобразятся инструкции If, Then и Else .
Источник: learn.microsoft.com