Более двух лет бизнес живет в состоянии неопределенности, которая требует быстрого реагирования на внешние изменения и адаптацию процессов. Пандемия заставила в ускоренном режиме перевести деятельность в цифровой формат, а геополитическая обстановка двух последних месяцев в буквальном смысле «обнулила» все наработанные каналы поставок и сбыта.
Сегодня не проходит и недели, чтобы против России не были введены очередные ограничения. К концу апреля их число превысило 10100, а отдельные порталы публикуют подробную статистику по географии и количеству санкций.
С рынка уходят поставщики, заказчики, дорожает сырье, комплектующие. Привычные финансовые каналы не работают. Компаниям приходится быстро переориентироваться на другие источники сырья и рынки сбыта, пересматривать планы. Прежние бизнес-процессы становятся неэффективными. Требуется их глобальная перенастройка — реинжиниринг.
«Потушить пожар»
Реинжиниринг поможет компаниям резко увеличить количественные показатели бизнеса и разработать целостную стратегию развития в новых условиях. Вспоминая опыт пандемии, максимально безболезненно прошли изменения и даже оказались в плюсе те, кто в максимально короткие сроки сумел перевести процессы в онлайн-формат. Так было в банках и ИТ-компаниях.
Реинжиниринг нового времени предполагает оперативные изменения. Здесь, безусловно, не обойтись без помощи профессионалов, так как «потушить пожар» и сделать процессы более прозрачными нужно быстро.
Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте
Вспомним книгу Нассима Талеба «Антихрупкость». Реинжиниринг как реакция на кризис позволяет сделать бизнес антихрупким, адаптируя его к новым вызовам и изменениям.
Как провести реинжиниринг?
В каждой компании он проходит по-разному, но можно выделить пять обязательных шагов:
- Сформируйте пул статистических показателей о текущем положении дел в компании и на рынке.
- Проанализируйте основные бизнес-процессы: как они соотносятся между собой, какие процессы утратили актуальность и перестали работать.
- Создайте модель «как должно быть», к каким показателям вы стремитесь, как должен выглядеть каждый процесс после изменений.
- Скорректируйте или создайте новые бизнес-процессы вместо неэффективных.
- Проведите обучение сотрудников и перераспределите роли согласно новым бизнес-процессам.
Команда проекта
Почти каждая трансформация требует создания отдельной команды. Можете включить туда главных сотрудников с опытом проведения реинжиниринга в вашей компании. Еще вариант: нанять сторонних консультантов, они пройдут с вами весь путь перестройки бизнес-процессов. Или принять одного консультанта, который на всех этапах будет взаимодействовать с вашей командой по реинжинирингу.
Ваши задачи как лидера проекта: распределять ответственность в команде, контролировать достижение поставленных целей реинжиниринга.
В команду реинжиниринга должны войти:
- Менеджеры компании, которые будут утверждать ключевые решения.
- Руководители отделов, чью деятельность затрагивает реинжиниринг. Они отвечают за корректировку существующих бизнес-процессов или разработку новых, следят за дедлайнами проекта.
- Сотрудники отделов непосредственно описывают и корректируют бизнес-процессы.
Методы реинжиниринга в новых реалиях
Вот несколько примеров, как можно оптимизировать процессы в компании.
- Упрощение закупок. В условиях подорожания сырья, материалов, комплектующих вам необходимо искать более дешевые варианты. Для этого надо поменять критерии отбора поставщиков, чтобы упростить для них вход при закупке.
- Сокращение сроков согласования и/или количества согласующих. Оцените возможность сокращения количества звеньев цепи согласований при принятии решений. Работа будет выполняется быстрее, и у многих менеджеров освободятся руки для выполнения более стратегических задач.
- Объединение параллельных функций. Синхронизируйте дублирующие процессы. Например, складские запасы учитываются в новой CRM, а отчеты по заказчикам формируются в Excel. Эти функции можно выполнять в одной программе.
- Сохранение качества продукта/услуги при закупках более дешевого сырья/материалов. Сейчас главное — сократить расходы и производственные потери. Значит, вам нужно переориентироваться на более дешевые источники сырья и при этом пересмотреть технологию, чтобы сохранить качество продукции.
Вовлеченность сотрудников
При проведении реинжиниринга уделите особое внимание коммуникациям с сотрудниками. Люди обычно сопротивляются изменениям, боятся, что оптимизация функций приведет к сокращениям. Проводите регулярные встречи с коллективом, озвучивайте основные бизнес-показатели, рассказывайте о ситуации в вашей отрасли, о влиянии рынка на работу вашей компании, о предстоящих изменениях и т.д.
Когда сотрудники знают о состоянии дел в компании, они чувствуют ответственность за общее дело, вовлекаются в решение проблем, поддерживают изменения. Люди будут четко понимать, для чего нужен реинжиниринг и к каким позитивным результатам он приведет. В первую очередь, поможет сохранить компанию и рабочие места в кризис.
В период неопределенности, с которым столкнулась Россия, важно менять бизнес-процессы, адаптируя их к новым условиям и делая максимально прозрачными. Открытый диалог и способность меняться позволят выровнять ожидания относительно результатов совместной работы со старыми клиентами, повысят доверие со стороны сотрудников и позволят найти точки роста.
Фото на обложке: Unsplash
Источник: rb.ru
Модернизация бизнес-процессов
Мало того, что бизнес-процессы нужно описать, оптимизировать, внедрить и научиться ими управлять. Бизнес-процессы ещё нужно периодически модернизировать. Определим те события, по которым происходит модернизация бизнес-процессов.
1. Модернизация стратегии
Изменение рыночной ситуации или целей собственников, новые идеи управленцев предприятия могут привести к пересмотру стратегии развития. Оптимизация бизнес-процессов должна быть подчинена стратегии предприятия. Следовательно, при изменении стратегии бизнес-процессы должны быть модернизированы, оптимизированы под новую стратегию.
2. Модернизация организационной структуры
Организационная структура должна быть подчинена стратегии. К сожалению, на российских предприятиях организационную структуру часто меняют просто потому, что кому-то показалось, что «так будет лучше». Это плохо, но хотя бы нужно не забыть модернизировать бизнес-процессы в соответствии с новыми правилами группировки и подчинения сотрудников.
3. Модернизация управленческой информационной системы
Информационная система (ИС) должна поддерживать бизнес-процессы, основанные на стратегии. К сожалению, на российских предприятиях часто покупают управленческое программное обеспечение, инсталлируют его, а потом начинают ломать, извините, «модернизировать» бизнес-процессы под типовую конфигурацию.
И это вместо того, чтобы настроить, доработать ИС в соответствии с оптимизированными под стратегию бизнес-процессами.
4. Устаревание бизнес-процессов
Бизнес-процессы могут спроектированы плохо. Тогда жизнь, как вода, которая «всегда дырочку найдёт», исправит бизнес-процессы, и сотрудники найдут способ работать в обход неудачных бизнес-процессов.
Другая причина устаревания бизнес-процессов — это то, что указанные в пп. 1-3 изменения происходят постепенно, без формализации и проработки последствий изменений стратегии и организационной структуры, модернизации информационной системы.
Вообще говоря, за выполнением бизнес-процессов нужно следить и модернизировать их, если обнаружились недостатки первоначального описания.
Но многие ли предприятия у нас таким мониторингом занимаются? Поэтому очень полезно периодически, например, раз в квартал, проводить проверку соответствия реальных бизнес-процессов их описаниям. На основании такой ревизии нужно либо модернизировать бизнес-процессы, либо устранять причины, мешающие выполнению утверждённых описаний.
Если проанализировать перечисленные выше 4 типа событий, требующих модернизации бизнес-процессов, можно прийти к выводу, что обоснованным поводом для модернизации бизнес-процессов является только п. 1 — изменение стратегии. Остальные причины пересмотра бизнес-процессов — это дань сложившейся практике управления на многих предприятиях малого и среднего бизнеса. Подчиняться ли этой практике или стараться выстроить системный менеджмент бизнеса, решают собственники предприятия.
По следующей ссылке можно посмотреть некоторые примеры разработанных нами описаний бизнес-процессов. На сайте также размещена процедура заказа работы по совершенствованию бизнес-процессов. В разделе «Стоимость описания бизнес-процессов» мы рассказываем, как сэкономить при заказе этой услуги.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, оптимизирующее ваши расходы на выполнение этой работы.
Как заказать наши услуги
УЗНАТЬ ПОДРОБНЕЕ
- Наши услуги
- Сколько стоит консалтинг?
- Примеры работ
- Отзывы клиентов
- Подписка на рассылку
В соответствии со ст. 1274 ГК РФ при публикации материала сайта в Интернете, указание авторства и индексируемая ссылка на источник публикации обязательны.
197183, Санкт-Петербург, Представительство в Москве
+7 (962) 684-45-80 +7 (812) 430-19-53 +7 (921) 962-08-63 —>
Источник: piter-consult.ru
Как правильно использовать реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов может использоваться в двух случаях:
- Для планового развития предприятия, с целью повышения его эффективности.
- Для предотвращения краха компании, у которой накопилось много проблем.
Суть реинжиниринга бизнес-процессов
Реинжиниринг бизнес-процессов является настолько всесторонним действием, что он должен происходить на всех уровнях и включает в себя:
- Изменение рабочих регламентов для сотрудников.
- Перестроение протекающих внутри компании процессов.
- Реформу структуры предприятия или конкретных отделов.
- Переосмысление целей и миссии компании.
- Изменение мышления сотрудников и руководства.
- Автоматизацию с использованием BPM-систем.
- Постановка конкретных задач.
- Анализ существующей модели работы.
- Создание новой модели работы (идеальной).
- Просчёт изменений, необходимых для перехода на новую модель.
- Внесение этих изменений.
Эффективность реинжиниринга может быть очень высокой, особенно если он сочетается с использованием современных BPMS систем. Например, компании IBM он помог повысить производительность труда в 100 раз, а компания Форд на три четверти сократила число своих сотрудников в отделе поставок. В большинстве случаев реинжиниринг предполагает длинный и непростой путь развития компании, но если она его пройдёт, то может достичь действительно заметных результатов.
Обычная модернизация или реинжиниринг?
Казалось бы, и то и другое приводит к похожим результатам: повышение показателей эффективности, улучшение работы предприятия. Но разница очень существенна.
Простая модернизация, как правило, касается отдельных элементов – например, технического оснащения склада. Проводится она сравнительно быстро (на монтаж оборудования будет затрачена пара недель). Работа склада после этого ускоряется, но существенно не меняется: те же самые действия просто затрачивают меньше времени.
Реинжиниринг предполагает другое мышление, которое не опирается на уже имеющиеся структуры и процессы в компании. Задача здесь – оптимизировать бизнес-процессы, опираясь на то, что важно для клиента. В той же ситуации со складом может оказаться так, что вместо его модернизации эффективнее будет арендовать ещё один склад или использовать ещё более неожиданные решения.
Реинжиниринг бизнес-процессов на практике
На самом первом этапе ставятся конкретные задачи. Понятно, что итоговая цель у каждой компании одна – получить больше прибыли. Однако увеличить прибыль можно как за счёт получения большего дохода, так и за счёт сокращения расходов, разницы никакой нет.
Поэтому при сохранении главной цели, ставятся конкретные задачи: увеличение числа клиентов, либо увеличение числа обращений от каждого клиента, или же снижение затрат на конкретные процессы – например, доставку продукции в магазины.
На втором этапе фиксируется текущая схема бизнес-процессов компании, причём обязательно вычисляется, сколько времени и ресурсов потребляет каждый этап. Такой подсчёт позволяет сразу увидеть наиболее «узкие» и проблемные места.
Далее происходит построение идеальной схемы, а затем – поиск решений для её реализации, например системы BPM.
Что требуется для успешного реинжиниринга
Реинжиниринг бизнес-процессов сможет принести свои плоды, лишь если выполнены все условия:
- Готовность персонала и сотрудников к изменениям.
- Наличие достаточных ресурсов и времени.
- Технологические решения.
Ещё более серьёзной сложностью может стать нежелание персонала, а часто и самого руководства, идти по этому пути до конца. Первые трудности пугают и заставляют повернуть назад, а первые удачи наводят на мысль о том, что можно уже остановиться – и в обоих случаях процесс не доходит до конца.
Только решимость и понимание необходимости комплексных образований позволяют руководству донести эти идеи до каждого сотрудника, в чём главный залог успеха реинжиниринга.
Идея реинжиниринга пугает многих тем, что требуется резкий, “революционный” переход от модели “так, как есть сегодня” к новой, “идеальной” модели. В итоге бизнес получает большую “встряску”, которая может на какое-то время вообще выбить его из колеи.
Другая проблема: составление моделей “как есть” и “как надо” затрачивает много времени, и пока оно происходит, в реальности обе модели уже поменялись. То есть, бизнес работает уже не совсем так, как описано в первой модели, а цели его трансформации отличаются от описанных во второй. В итоге, нужно реформировать модели, начиная эту работу чуть ли не с начала.
Выходом становится отказ от перехода от прежних принципов к новым “за один шаг”. Вместо этого всё чаще используется последовательное внесение изменений в отдельные бизнес-процессы или этапы работы бизнеса, с последующим отслеживанием результатов и корректировкой стратегии. Такой подход позволяет осуществить более плавный переход. А самое главное, для того, чтобы начать и сделать первый шаг в данном направлении, требуется гораздо меньше времени и ресурсов.
Елена Гайдукова, маркетолог-аналитик. Работает в сфере BPM и автоматизации процессов с 2014 года. В настоящее время является бренд-менеджером решений на базе Comindware Business Application Platform.
Похожие записи:
Опубликовано: 25 декабря 2020 в разделе BPMS, Бизнес-процессы, Мир процессов
Источник: www.comindware.ru