Содержание:
- Какие бывают модели монетизации?
- Фиксированная стоимость за определенный период
- Ежемесячная подписка
- Процент от продаж
- Размещение рекламы
- Монетизация данных
- Продажа лицензии
- Как подготовиться к монетизации?
- Как избежать ошибок?
Какие бывают модели монетизации?
Вариантов монетизации достаточно много, выбор зависит от типа продукта и особенностей отрасли. Например, в сфере стриминговых сервисов (таких как Netflix, Start, Spotify) наиболее частая модель — ежемесячная подписка:
- это позволяет компаниям создать регулярную базу пользователей и гарантированный доход;
- удерживать их за счет производства нового контента, предоставляя большой выбор.
Мобильные приложения доставки продуктов (Delivery Club, «Яндекс.Еда») работают за процент от продаж — эти сервисы не влияют на стоимость и качество представленного продукта, но их бизнес зависит от объема: чем больше заказов совершается через приложение, тем больше ресторан или магазин платит комиссию сервису.
RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Компании из одной отрасли стараются придерживаться общепринятых правил, к которым привыкли пользователи, иначе бывает сложно «переучить» их на другой формат. Некоторые стартапы используют смешанные модели монетизации, и такой подход тоже имеет право на существование.
Например, пользователь в Ozon платит стоимость доставки в свой город, но маркетплейс предлагает ему подключить премиум тариф, ежемесячную подписку, и получать более выгодные условия доставки и другие бонусы, а продавцы платят Ozon комиссию — это все разные способы монетизации.
Рассмотрим наиболее распространенные модели.
Фиксированная стоимость за определенный период
Клиент оплачивает период пользования тем или иным продуктом — по такой модели часто монетизируются, например, CRM-системы. За доступ к программе Bitrix24 пользователь платит фиксированную стоимость в месяц, квартал или год в зависимости от выбранного периода.
Компания предлагает несколько тарифов, разных по объему и стоимости:
- Базовый (рассчитан на небольшое количество пользователей, до пяти человек),
- Стандартный (до 50 пользователей),
- Профессиональный (может включать около 100 пользователей).
Пока система оплачивается, у клиента есть доступ ко всем ее ресурсам, входящим в выбранный тариф.
Мы создаем программу по управлению отелем, которая монетизируется аналогичным образом — берем фиксированную ставку с отеля за использование нашей программы. При этом стоимость зависит от количества номеров отеля: чем больше номеров, тем выше ежемесячная стоимость. Это объясняется объемом работы, который выполняют наша команда при внедрении и обслуживании программы.
Изменение стоимости в зависимости от масштаба отеля — общепринятый подход в отрасли гостеприимства.
Преимущества
Создается база регулярных клиентов, и за счет этого дохода можно оплачивать работу команды и текущие операционные расходы. Масштабирование возможно за счет привлечения новых пользователей.
Недостатки
Есть ограничение в виде емкости рынка — нельзя привлечь больше клиентов, чем есть на рынке, поэтому для развития проекта на определенном этапе, можно, например, выходить в другие страны.
Для какого бизнеса подойдет
Компаниям, создающим сервисы, например, для оптимизации бизнес-процессов и управления бизнесом.
Ежемесячная подписка
Это один из самых популярных видов монетизации. Подобную модель часто используют производители контента, будь то онлайн-платформы, о которых упоминалось выше, или мобильные приложения, предлагающие медитации или тренировки.
При этом предложения могут отличаться в зависимости от пакета:
- если вы пользуетесь приложением один, то стоимость будет 300 рублей,
- семейный тариф на несколько человек будет стоить уже 450 рублей и так далее.
Преимущества
Постоянные «подписанные» клиенты, как показывает недавнее исследование, на 50% чаще пробуют новые продукты компании и тратят в среднем на 31% больше по сравнению с новыми пользователями.
Если компания создает экосистему и расширяет список продуктов, то текущие клиенты с большей готовностью купят дополнительные услуги. Например, те, кто оплачивает подписку на «Яндекс.Плюс», при поиске расширенного облачного хранения, вероятнее всего, воспользуются «Яндекс.Диском», а при заказе товаров — «Яндекс.Маркетом», так как подписка предоставляет скидки, кэшбэк и другие привилегии.
Недостатки
Необходимость непрерывно обновлять контент, который будет соответствовать ожиданиям аудитории и при этом конкурировать с другими производителями.
Для какого бизнеса подойдет
Стриминговые сервисы, онлайн-платформы, журналы — все, кто создает контент или покупает на него права.
Процент от продаж
Там, где компания или сервис может влиять на объем продаж и уровень дохода клиента, появляется процентная модель монетизации.
Например, другой наш сервис, электронное меню для отелей GoodStay, через которое организации могут продавать свои услуги (еду, спа, мерч), напрямую влияет на увеличение среднего чека клиента, поэтому мы берем процент с оборота.
Для отелей это тоже выгодно, потому что у компании есть мотивация, мы заинтересованы развивать юзабилити нашего электронного меню, чтобы пользователи совершали еще больше заказов, ведь при росте дохода отеля увеличивается и наша комиссия.
Преимущества
Неограниченные возможности роста доходов при увеличении продаж и среднего чека клиента.
Недостатки
Большая конкуренция на рынке, зависимость от доходов клиентов.
Для какого бизнеса подойдет
Таким образом работают маркетплейсы — Wildberries, Ozon или eBay получают процент от всего товарооборота, — платежные системы и другие сервисы, которые могут влиять на прибыль клиентов.
Размещение рекламы
Этот способ монетизации возможен, если у компании есть доступ к широкой аудитории. По сути компания «продает» внимание своих пользователей, которым показывается рекламный контент.
Самый яркий пример использования подобной модели:
- поисковые системы Google, Yandex,
- социальные сети — ВК, ОК, «Дзен» и другие.
Реклама может быть как основной, так и дополнительной моделью монетизации.
Интересный пример — сеть магазинов «Магнит», которая начала продавать возможность размещения на электронных носителях, расположенных в магазинах, другим компаниям, и за полгода заработала более 1 млрд рублей. Онлайн-сервисы вроде «СберМаркета», «Самоката», Ozon и других тоже продают рекламу на своих платформах.
Преимущества
Универсальность: рекламу можно продавать практически везде, не только на онлайн-площадках, но и в офлайне.
Недостатки
Чтобы имплементировать подобную модель, необходимо иметь развитый продукт, активную аудиторию, трафик. Большинство пользователей раздражает навязчивая реклама, поэтому стартап должен постоянно работать над пополнением аудитории.
Для какого бизнеса подойдет
Для компаний, у которых есть высокий трафик и вовлеченная, активная аудитория.
Монетизация данных
Все больше компаний монетизируют данные для обеспечения роста и развития бизнеса. В обезличенном виде они продаются другим компаниям или продается доступ к собранной аналитике.
У этого подхода есть много этических вопросов, но, если компания продает информацию в обезличенном виде и тщательно выбирает контрагентов, то в целом это востребованный продукт сейчас.
Преимущества
Высокая маржинальность при низких затратах; часто данные являются побочным продуктом бизнеса, не требующим дополнительных ресурсов.
Недостатки
- Соответствующие технические возможности для сбора и хранения информации;
- Дорогостоящие специалисты;
- Риск нарушения конфиденциальности и следующие за этим возможные штрафы.
Для какого бизнеса подойдет
Исследовательские организации, финансовые сервисы и другие компании, работающих с большими данными.
Продажа лицензии
Если ваш продукт имеет уникальные преимущества и востребован на рынке, можно монетизировать лицензию на его использование.
- Такая модель часто распространена в IT-сфере — свои лицензии продает Microsoft, Oracle, Photoshop;
- Лицензии на показ фильмов продают киностудии Universal Pictures, Warner Bros. Pictures;
- Монетизацию лицензии успешно использует FIFA — лицензионная программа видеоигр принесла компании 60% от общего дохода в 2020 году.
Преимущества
Широкие возможности для масштабирования, постоянные клиенты, низкий процент ухода к конкурентам (потому что это сложно, неудобно, долго).
Недостатки
Сложность разработки, продукт должен быть уникальным, востребованным на рынке и безупречным с точки зрения качества.
Для какого бизнеса подойдет
Как подготовиться к монетизации?
- Анализ рынка и конкурентов позволяет выяснить, насколько ваш контент или продукт будет востребован и какие могут быть преимущества и перспективы для развития и внедрения разных моделей монетизации. Вопрос о выборе модели можно решить, обратив внимание на то, как это работает в вашей сфере и какие модели используют другие компании.
- Стоит обратить внимание на потребности аудитории — например, если вы используете платную подписку, необходимо создать качественный уникальный продукт, который будет действительно нужен пользователям и они будут готовы за него платить.
- Если вы выбираете монетизацию аудитории сайта или соцсетей, стоит для начала убедиться, что у вас есть достаточный для этого трафик.
Как избежать ошибок?
Важно понимать возможную модель монетизации проекта еще на старте — она же, как правило, обсуждается с инвесторами на этапе бизнес-плана.
При этом, чтобы модель монетизации начала работать, иногда должно пройти достаточно большое количество времени.
Проект необходимо подготовить и вывести на нужный уровень, прежде чем получать прибыль.
- Можно пробовать использовать какой-то из вариантов монетизации в тестовом режиме, поскольку важно определить, какая именно модель подходит для бизнеса и конкретной сферы.
- При этом нельзя злоупотреблять количеством и качеством в погоне за прибылью — например, если сервис перегружен рекламой, это может привести к оттоку аудитории.
Определенными рисками сопровождается нежелание внедрять несколько способов монетизации — разумное использование разных моделей может в несколько раз увеличить доход.
Некоторые продукты позволяют настроить монетизацию с первого дня существования компании. Для других нужно достичь масштаба, прежде чем начать зарабатывать.
В любом случае для стартапа стратегию монетизации необходимо продумать еще на этапе идеи, и она должна быть неотъемлемой частью бизнес-стратегии.
Фото на обложке сгенерировано нейросетью Midjourney
Источник: rb.ru
Монетизация стартапа: 10 лучших моделей и их особенности
Уже на стадии идеи фаундер должен понимать, как можно на ней заработать. Монетизация формулирует ответ на ключевой вопрос — кто и за что платит стартапу. Чем скорее проект начинает зарабатывать, тем быстрее он развивается. Рост стартапа представляет собой своеобразный симбиоз: как потребители должны чувствовать ценность продукта, так и фаундер должен получать от них равнозначную ценность.
Ключевые модели монетизации стартапов
Любому бизнес-проекту нужны деньги, чтобы расти и развиваться. Главная задача с самого начала — выбрать подходящую модель монетизации. Поскольку стартап действует в условиях неопределенности, на старте невозможно точно установить, кто будет платить и будет ли вообще. Выбор способа монетизации осуществляется, исходя из выявления и оценки пользы продукта для потребителя, его ключевой идеи.
Рассмотрим наиболее работающие модели, которые на практике уже неоднократно доказали свою эффективность.
Продажа и перепродажа
Это стандартная модель монетизации, которая предполагает получение денег в результате продажи (или перепродажи) физического или виртуального продукта. Примерами можно назвать платформы, продающие бытовую технику, книги, билеты, услуги (бухгалтерские, консалтинговые, юридические) и так далее.
- модель стандартна и понятна — есть продукт, который надо продать конечному потребителю;
- простой расчет unit-экономики;
- стабильность при налаженных каналах сбыта.
- высокая конкуренция;
- если продукт физический, требуются дополнительные затраты на его хранение, логистику;
- перепродажа (купил у производителя и продал с наценкой) сопряжена с низким маржинальным доходом, что мешает быстрому росту и развитию стартапа.
Подписка (Subscribe)
Модель предусматривает не разовую, а регулярную оплату за продукт — преимущественно ежемесячную. Такой способ монетизации используется СМИ, онлайн-кинотеатрами и музыкальными сервисами («Кинопоиск», Netflix, Spotify, «Яндекс.Музыка»), платформами ПО (Adobe), хостинг-провайдерами, HR-порталами, аналитическими платформами и так далее.
Для внедрения модели продукт должен быть регулярно востребован у определенной аудитории. Если у пользователя имеются стабильные траты на удовлетворение конкретной потребности, подписка должна приносить ему выгоду в сравнении с отдельной покупкой — скидку, расширенный функционал и прочее. Для привлечения клиентов может использоваться бесплатный пробный период, демоверсия.
- постоянная доходность;
- простая прогнозируемость прибыли;
- высокий показатель удержания клиентов — часто потребители не отменяют подписку банально из-за лени или забывчивости;
- возможность разработки нескольких тарифных планов (многоуровневое ценообразование).
Недостатком можно назвать необходимость высокой клиентоориентированности, создания достаточной мотивации на подписку (в результате анализа поведения пользователей, причин отказов).
Freemium
Суть монетизации заключается в бесплатном предоставлении пробной (базовой) версии продукта, за дальнейшее использование (расширенный функционал) потребитель вносит плату. Ключевое различие между Subscribe и Freemium — в единоразовой оплате при реализации последнего варианта. Подписка оформляется на определенный период и подразумевает регулярные платежи, модель Freemium предполагает разовую покупку после тестирования демоверсии или приобретение более «продвинутого» продукта.
Примерами компаний, использующих этот способ монетизации, могут выступать:
- Облачные сервисы — определенный объем для хранения данных предоставляется бесплатно, за дополнительное место взимается плата (Dropbox).
- Платформы с объявлениями — за размещение предложения платежи не предусмотрены, но за его продвижение нужно заплатить (Avito).
- Сайты знакомств — оставить анкету можно бесплатно, но чтобы повысить рейтинг и сделать аккаунт заметным, требуется внести определенную сумму («Мамба»).
- Игры — за прохождение нескольких уровней плата не берется, за остальные необходимо заплатить (Angry Birds).
- Программное обеспечение, мобильные приложения — триал-версия бесплатна, далее ПО требуется купить (Kaspersky, NOD32) или оплатить расширенный функционал.
- реализация «правила взаимности» — если человек получает значимую для него выгоду бесплатно, он чувствует себя в долгу, ощущает потребность отблагодарить;
- формирование у клиента «привязанности» к продукту или производителю.
- трудно достичь высокой конверсии с бесплатной на платную версию — не все пользователи готовы платить, для этого важно создать вескую мотивацию;
- для успешного запуска проекта необходимы затраты (времени, средств) на привлечение большой аудитории (от 1 млн человек) — здесь большую роль играет виральность продукта.
Аренда
Суть способа монетизации заключается в получении дохода за передачу товара во временное пользование. Потребитель берет условный продукт на определенный период, который требуется оплатить (минуты, часы, сутки).
Такую модель реализуют сервисы каршеринга, проката бытовой техники, одежды, паркинги. Особенностью способа монетизации является возможность сдать в аренду не только товар, но и услугу — например, время, знания, навыки сотрудников, которые определенный период работают у заказчика (сервис «Муж на час», такси и так далее).
- расходы только на старте (при приобретении товара);
- невысокая конкуренция;
- востребованность большинства видов аренды в крупных городах.
- необходимость весомых начальных вложений (на закупку физического продукта);
- высокий риск повреждения товара, затраты на ремонт.
Транзакционная модель
Модель предполагает посредничество, обеспечение сделки между продавцом и покупателем. В результате посредник (стартап) получает комиссию (обычно от 3–5 % до 10 % от продажи). Этот популярный способ монетизации применяют маркетплейсы и агрегаторы (Aliexpress, Amazon, Ozon, Pandao, Wikimart, Yandex Market, Biglion), платежные системы (Webmoney, «ЮMoney», Qiwi, PayPal), сервисы доставки (Delivery Club).
Для успешной реализации модели в юнит-экономике проекта должно соблюдаться условие: необходимо, чтобы комиссия с продаж (доход с одного клиента, ARPU) превышала стоимость привлечения одного покупателя (САС).
Чтобы партнеру было выгодно сотрудничать со стартапом по транзакционной модели, важно, чтобы посредник привлекал потребителей гораздо дешевле и в большем количестве, чем это способен сделать сам продавец.
Способ монетизации выгоден, если компания имеет многомиллионные обороты (чтобы выживать на комиссию) либо завышает взимаемый процент при меньших оборотах.
- понятная модель — платящей стороной преимущественно выступает B2B-сегмент, комиссия удерживается только в случае продажи товара;
- посредник не имеет затрат на производство товаров, хранение, логистику.
- многоуровневая схема монетизации требует учета действий пользователя, финансовых расчетов по каждому покупателю;
- сложности в продвижении, большие затраты на маркетинг.
Источником дохода при реализации модели является размещение рекламы на ресурсе стартапа или с его помощью. Основная сложность способа монетизации заключается в том, что часто проект привлекает одну аудиторию, а зарабатывать вынужден на другой. Чтобы рекламодатели вкладывали в свои кампании большие бюджеты, необходимо стремиться к доминированию в конкретной нише, что достаточно трудно начинающему стартапу.
Одной из разновидностей рекламной модели является лидогенерация — источником дохода в этом случае выступает комиссия за целевое действие посетителя ресурса стартапа: звонок поставщику товаров или услуг, заявка на покупку, подписка на рассылку, передача контактных данных и так далее.
Этот способ монетизации, на первый взгляд, схож с транзакционной моделью, где стартап выступает посредником. Но между ними есть принципиальное различие: транзакция предусматривает обязательное совершение сделки, в случае с лидами клиент является потенциальным («подогретым»), он только проявляет интерес и неизвестно, станет ли фактическим покупателем.
Примеры компаний, применяющих рекламную модель:
- поисковые системы («Яндекс», Google, Mail.Ru);
- соцсети (Instagram, vk, Facebook, «Одноклассники»);
- агрегаторы информации — лидогенераторы, сайты, приложения (Banki.ru. «Сравни.ру», «КупонГид», информационные ресурсы на определенную тематику);
- платформы с объявлениями («Авито»).
- первая прибыль появляется быстро;
- реализация модели не требует высоких начальных вложений, проста в исполнении;
- при лидерстве среди конкурентов рекламная модель высокорентабельна;
- автоматизированный режим демонстрации рекламы.
- требуется наращивать обширную аудиторию, чтобы представлять интерес для рекламодателей;
- необходимо большое количество тестов и экспериментов;
- невысокий доход.
Лицензирование
Модель редко используется у стартапов, поскольку предполагает создание востребованного продукта, обладающего уникальными преимуществами (технологией производства, функциями и так далее). В этом случае компания-производитель получает доход от продажи лицензии на применение продукта.
Способ монетизации используют создатели различного контента (текстового, видео, фото, музыки), разработчики ПО («Касперский», Microsoft, Adobe). Для успешной реализации модели важны уникальность предложения и возможность тиражирования.
- низкая себестоимость разработки — единожды созданный продукт тиражируется многократно;
- постоянная доходность (при условии востребованности на рынке).
- продукт должен быть качественным и уникальным, часто первым на рынке (например, 1С — первая программа по бухучету, «Касперский» — один из первых антивирусов);
- подходит не каждому бизнесу: продукт должен иметь очень высокую ценность для потребителя и возможность тиражирования.
Создание продукта пользователем
Нестандартная модель монетизации дает возможность потребителю участвовать в создании продукта. Например, стартап Spreadshirt производит персонализированную одежду на основе дизайна, предложенного пользователем. При этом клиенты могут продавать свое решение другим потребителям. Другой пример — сеть кафе быстрого питания Subway предлагает посетителям самостоятельно собрать свой сэндвич, выбрав любимые ингредиенты.
- работу стартапа по разработке продукта, его улучшению ведут пользователи;
- индивидуальный подход повышает ценность предложения, максимально удовлетворяет потребности клиента.
К недостатку модели относится возможность ее успешной реализации только на тех рынках, где пользователи предпочтут проявить инициативу, чем получить готовый продукт без своего участия. Например, в России Subway столкнулся с нежеланием многих клиентов собирать сэндвич самостоятельно, поскольку люди привыкли к стандартному меню.
Модель lock-in (зависимость от продукта)
Способ монетизации обусловлен привязанностью клиента к продукту или бренду. При этом основной причиной зависимости является нежелание пользователя переходить к конкуренту из-за дополнительных затрат, трудоемкости. Для реализации модели важно, чтобы продукт соответствовал ожиданиям клиента и полностью закрывал его потребности.
Примеры компаний с монетизацией lock-in — Apple, Microsoft, имеющие обширную экосистему продуктов. Переход пользователя от них к конкурентам является достаточно трудоемким и сопряжен со значительными расходами.
- приверженность потребителя продукту, бренду позволяет достичь высокого показателя удержания клиентов;
- возможность расширения продуктовой линейки, повышения доходности в рамках уже существующей аудитории.
Недостаток модели в том, что для ее успешной реализации и получения признания клиентов продукт должен быть качественным и высококонкурентным в своей нише.
Смешанные модели
Рациональное комбинирование разных моделей может кратно увеличить доходность стартапа. Практически все проекты с обширной аудиторией (более 1 млн человек в месяц) применяют несколько способов монетизации.
В пример можно привести платформу объявлений «Авито», представляющую собой гибрид различных моделей. Компания использует монетизацию Freemium — размещение объявления бесплатно, за дополнительные услуги необходимо внести плату (поднять в поиске, увеличить просмотры, воспользоваться доставкой). Кроме того, Avito реализует рекламную модель — сайт демонстрирует баннеры, блоки рекламы.
При комбинировании нескольких способов монетизации важно правильно установить и делать акцент на основной модели, обеспечивающей главную прибыль компании.
Преимущество модели — в увеличении дохода за счет использования нескольких его источников. К недостаткам можно отнести необходимость правильного выбора способов монетизации, тщательного анализа и тестирования для их рационального совмещения.
Проверка гипотез по монетизации с самого старта — почему это необходимо? Подведем итоги
При запуске нового продукта всегда неизвестно, как его воспримет рынок и будет ли готов потребитель за него платить. Важно проверить потенциал проекта как можно раньше. Главная ошибка стартаперов — разработать бизнес-модель, выбрать способ монетизации и упорно делать продукт без тестирования и проверки гипотез на «живой» аудитории, действуя только на основании собственного чутья и веры в успех. В результате проект проваливается от того, что продукт не представляет нужной ценности для потребителя, модель монетизации не работает — время, силы и средства потрачены впустую.
Если гипотезы регулярно проверяются, серьезно ошибиться практически невозможно. Пытаться продавать продукт нужно с самого старта (даже если он еще в виде идеи или на стадии MVP) — только так можно определить заинтересованность аудитории, ее потребность, правильную модель монетизации. При этом денег, безусловно, брать с потребителя нельзя, как и обманывать ожидания — называйте реальные функции продукта и сроки, когда он будет готов.
С ростом и развитием проекта (или в результате пивота) возможно изменение модели монетизации либо комбинирование нескольких способов получения дохода.
P. S. Если у вас остались вопросы по данной теме, то всегда можно обсудить их в чате Admitad Projects в Telegram. И не забывайте заглядывать на наш канал «Раунд, экзит, два пивота».
Источник: admitad.pro
Монетизация интернет продуктов и ее виды
Монетизация, это то, как вы собираетесь зарабатывать с помощью продукта, над которым работаете. Откуда деньги будем брать, сэр? А я вам расскажу откуда.
Помню это чувство: пришла фантастическая идея, ну просто “шик”. Мысли свертываются в клубки, формируют сложную цепь, к которой за хвост привязан успех, и вот, ты уже за рулем новенького BMW мчишься где-то в пригороде к своему замку. Но…
Немного разобравшись в вопросе, а еще лучше, почитав несколько статей, понимаешь, что одной идеи недостаточно. Нужно понять, как именно мы будем зарабатывать? То есть, каким образом поток сокровенных монет будет наполнять нашу “картинку мечты”. Добро пожаловать, у нас в гостях монетизация!
Монетизация: что же это
Монетизация – это способ получения и увеличения денежных средств за счет использования различных финансовых моделей. Вон как завернул, начитавшись википедии. Чтобы проще было запомнить, предлагаю посмотреть на рисунок ниже.
Запомните эту картинку с поросятами. Она всегда поможет вам вспомнить о двух основных вопросах, которые закрывает монетизация:
- как заработать
- как увеличить заработок
Кстати, большинство стартапов закрываются в первый же год, так как не считают экономику продукта.
| Про то, как устроен ecommerce и экономика продукта, выходил материал в блоге. Там все доступно расписано.
Модели монетизации: виды
В зависимости от того, какую пользу приносит ваш продукт и в чем основная идея, выбирается модель монетизации. Давайте посмотрим, какие виды вообще бывают.
Разберем каждую модель и приведем примеры.
Простите, что прерываю чтение. Присоединяйтесь к моему telegram канал. Свежие анонсы статей, развитие digital продуктов и growth hack, там все. Жду вас! Продолжаем…
B2P (buy to play)
- Продажа осуществляется один раз.
- Life time value равен стоимости покупки.
Пример: игры. Вы покупаете игру один раз и больше не вспоминаете о магазине.
Магазин игр Steam (картинка выше) или Sony Playstation, отличный пример b2p монетизации. Выбираем игру, покупаем ее и играем пока не надоест.
Не стоит привязываться только к играм, модель “купи один раз” весьма популярна. Это могут быть сайты недвижимости, авто и прочих товаров.
Subscription (подписка)
- Платим вперед за доступ к функционалу, контенту, услугам.
- Life time value равен среднему времени подписки, умноженному на стоимость подписки.
- Нужно постоянно поддерживать интерес пользователя.
Известный пример модели подписки, это Amediateka. Вы платите за период времени, в течении которого можете смотреть “Игру престолов” в хорошем качестве и первыми после официального выхода в прокат.
Сейчас модель подписки распространена повсеместно. Вы можете купить подписку на какое-нибудь программное обеспечение, бритвенные станки, которые вам будут привозить каждый месяц и многое другое.
На мой взгляд, монетизация сайта или приложения через подписку, очень интересный вариант. Попробую разложить почему.
Пример выше: за месяц вы съедаете 5 яблок, отдаете за них 100 рублей. Цена одного: 20 рублей. Вам предлагают взять 7 яблок за 119 рублей (цена за одно: 17 рублей). Предложение выгодное не правда ли? Почему бы не взять больше за меньшую сумму?
Но постойте, вам ведь достаточно было именно 5 яблок. А теперь представьте, что в магазине, где вы покупали яблоки, продают только по 7 штук на месяц. Такой вот пакет яблок по выгодной цене.
Если хотите купить меньше 7, к примеру, 5, то платите за штуку 22 рубля. Понимаете? Таким образом вас подталкивают покупать немного больше, чем нужно на самом деле. У вас появляется уверенность, что сделали правильный выбор, а у продавца дополнительный прирост среднего чека.
Попробуйте представить, как модель подписки может быть реализована в вашем деле. Даю 80% на то, что она применима и ее можно запустить. Может быть это будет “прорыв” в вашей отрасли? Просто пофантазируйте.
Freemium (условно бесплатно) и F2P (free to play)
- Основной продукт бесплатный, но есть платные дополнения.
- Необходима большая аудитория, так как только малая ее часть будет платить.
- Обязательная работа с удержанием пользователей.
- Платный продукт должен обладать дополнительной ценностью.
Я объединил обе эти модели в один раздел, так как сильной разницы между ними не нашел. За исключением того, что в игровых проектах есть внутренняя валюта, за которую ты можешь покупать различные дополнительные штуки (оружие, опыт, наклейки и т.д.). То есть, появляется внутренняя экономическая модель. Игровую валюту можно покупать за реальные деньги.
Онлайн игры, в которые вы играете бесплатно до определенного момента. Чтобы пройти дальше, необходимо купить дополнительные кристалы, броню, опыт и т.д.
Игра World of Tanks (Мир танков) яркий пример. Когда я играл пару лет назад, то дошел до определенного момента, после которого уже не мог развиваться. Купил премиум аккаунт на месяц и получил дополнительную ценность (больше опыта, монет и прочего).
Помимо игр примеров: масса сервисы по хранению данных (Google Docs, Яндекс.Диск), облачные программы, технологии и прочее. Принцип: попробуй немного, а если хочешь больше, то плати.
Рекламная модель
- Легко встраивается.
- Результат хорошо прогнозируется.
- Зависимость от сезонности рекламного рынка.
- Рекламная нагрузка на пользователя.
Монетизация сайта здесь проста до невозможности, обвешиваем сайт или приложение блоками/баннерами, показываем рекламу пользователю, получаем доход.
Пример выше, это контекстная реклама в поисковике Яндекса. Вы видите рекламу, нажимаете на объявления, а поисковик получает деньги. Рекламных форматов на самом деле очень много, можно получать деньги с показов, кликов, просмотров и прочего.
Новостные сайты, например, зарабатывают как раз с показов баннеров. Рекламодатель платит за 1000 показов (модель CPM) и вы видите тонну рекламы пластиковых окон или еще чего-нибудь.
Транзакционная модель
- Наш продукт, это промежуточное звено.
- Зарабатываем с транзакций и переводов.
Любые денежные переводы через банки, биржи, аукционы можно отнести к транзакционной модели монетизации.
Под общую популярность криптовалюты попал и я. Решил опыт провести, прогнал n-ную сумму рублей через биржу. Заплатил кучу комиссии за ввод/вывод и в полной мере прочувствовал транзакционную модель на себе.
Сюда же можно отнести и агрегаторы, которые берут свою комиссию с реальной покупки/продажи товаров. Все это транзакционная модель монетизации.
Смешанная модель
- Комбинация разных моделей.
- Ограничением служит ваша фантазия.
Как вы могли догадаться из названия этого вида монетизации, она происходит от комбинирования разных моделей друг с другом.
Например, на avito вы можете за дополнительные деньги поднимать свои объявления наверх, хотя сервис изначально бесплатный (freemium модель). Плюс, на сайт встроены блоки и баннеры, которые активно показывают нам рекламу.
Сегодня практически все проекты с большой аудиторией (более 1 млн. пользователей в месяц) используют смешанную модель. Она позволяет кратно увеличивать доход с одного пользователя. Продадим ему что-нибудь, да еще и рекламы покажем мешок.
Таким образом
Вы можете выбрать одну или несколько моделей для своего продукта и просчитать экономику. Вообще есть более сложные схемы монетизации, но основа изложена выше. Используйте знания, собранные в этом материале. Создавайте собственные модели и улучшайте финансовое состояние своего продукта.
- Раз, два, три: где искать точки роста
- Не нужно все сразу, начните с MVP
Компания brazzers, которая занимается выпуском фильмов для взрослых, решила помочь ребятам из университета с учебой. В своем стиле, конечно…
Источник: www.alexcouncil.com