Большинство организаций и предпринимателей в своей деятельности не обходятся без транспортных расходов на доставку товара, на служебные поездки сотрудников и т. д. При этом каждый руководитель решает «транспортный вопрос» по-своему, исходя из потребностей и возможностей бизнеса. В этой статье предлагаю рассмотреть вариант использования служебного автомобиля, принадлежащего организации или ИП и используемого в хозяйственной деятельности. А точнее, разберем порядок учета расходов, связанных с эксплуатацией служебного автомобиля, для целей налогообложения. Как известно, использование автомобиля, а тем более интенсивное, — процесс довольно затратный, поэтому важно понимать, какие из этих затрат уменьшают налоговую нагрузку, а какие нет.
Расходы на ГСМ
Расходы для целей налогообложения должны быть подтверждены документально. Поэтому основанием для принятия к учету расходов на бензин для служебного авто служат подтверждающие документы: путевые листы, чеки АЗС, приказ об использовании служебного автомобиля и установлении норм расхода топлива (или другой аналогичный локальный документ, который закрепляет порядок расчета израсходованного топлива).
Расходы на командировку ИП
Частый вопрос, с которым сталкиваются налогоплательщики: по каким нормам нужно рассчитывать расходы на ГСМ, чтобы принять их к налоговому учету. В НК РФ прямо не установлена обязанность нормировать расходы ГСМ для служебного транспорта, учет по нормам предусмотрен только для компенсаций сотрудникам за использование личного транспорта.
Кроме того, Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» содержит нормы расхода ГСМ, обязательные для применения только автотранспортными организациями. На основании этого, можно сделать вывод, что налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить нормы расхода ГСМ, при этом он может использовать нормы Минтранса (Письма Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, от 30.01.2013 № 03-03-06/2/12). Самый безопасный вариант – учитывать расходы на ГСМ по нормам Минтранса, однако он не всегда самый выгодный. Поэтому если Вы приняли решение учитывать расходы на бензин по самостоятельно разработанным нормам, максимально приближенным к фактическому расходу, обратите внимание на обоснование этих норм (техническая документация к автомобилю, официальная информация производителя транспортного средства, контрольный замер расхода топлива и т.д.). Применяемые нормы, их обоснование и порядок расчета расходов на ГСМ необходимо закрепить в приказе руководителя и учетной политике для целей налогообложения.
Технический осмотр
Расходы на ремонт автомобиля
Расходы на ремонт служебного автомобиля учитываются при расчете налога на прибыль в составе расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ). В случае применения УСН расходы на ремонт автомобиля также уменьшают налогооблагаемую базу (пп. 3 п. 1 ст.
Как сэкономить на обналичке. Личные расходы ИП
346.16 НК РФ). Ремонт может осуществляться либо своими силами (ремонтного отдела, специалиста по ремонту) либо силами сторонней организации. Каких-либо ограничений по способу проведения ремонта НК не содержит, главное, чтобы в наличии были документы, подтверждающие понесенные расходы.
Если ремонт осуществляется сторонней организацией, то необходим договор на ремонт автомобиля, акт выполненных работ, калькуляция или смета затрат. Если ремонт выполняется своими силами, то подтверждением расходов могут служить смета затрат, накладные на внутреннее перемещение материалов (лимитно-заборные карты). Кроме того, обязательным условием учета расходов при УСН является их оплата, поэтому к числу подтверждающих документов добавятся платежные поручения, чеки ККТ или квитанции об оплате.
Расходы на мойку
Расходы на услуги платной стоянки
Расходы на страхование автомобиля
Для отражения в налоговом учете расходов на автострахование большое значение имеет вид страхования: обязательное (ОСАГО) или добровольное (КАСКО).
При расчете налога на прибыль уменьшить налогооблагаемую базу можно на расходы как по обязательному, так и по добровольному страхованию служебного автомобиля (п. 1 ст. 263 НК РФ). Расходы на добровольное страхование служебного транспорта от угона и ущерба учитываются в сумме фактических затрат по договору страхования (Письмо Минфина России от 20.02.2008 № 03-03-06/1/119).
А расходы по обязательному страхованию могут быть приняты к налоговому учету только в пределах установленных законодательством РФ тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ). В настоящее время тарифы по договорам ОСАГО установлены Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии».
Расходы по договору страхования служебного автомобиля учитываются в целях расчета налога на прибыль в периоде фактической оплаты страховой премии. Однако если срок страхования охватывает несколько отчетных периодов, а оплата произведена одним или несколькими разовыми платежами, то к налоговому учету такие расходы нужно принимать равномерно в течение всего срака действия договора страхования. Сумма расходов, принимаемая в отчетном периоде, будет рассчитываться пропорционально количеству дней действия договора страхования в этом отчетном периоде (п. 6 ст. 272 НК РФ).
При УСН учесть в налоговых расходах можно только выплаты по договору обязательного страхования ОСАГО (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), поскольку выплаты по договорам добровольного страхования не входят в закрытый перечень принимаемых расходов.
При этом расходы по договору ОСАГО уменьшают налогооблагаемую базу по налогу при УСН в том же порядке, что и для расчета налога на прибыль (п. 2 ст. 346.16 НК РФ), то есть в пределах тарифов, установленных Постановлением Правительства РФ от 08.12.2005 № 739.
Страховая премия по договору ОСАГО принимается к учету единовременно в момент оплаты, независимо от срока действия договора; равномерное списание в расходы не допускается (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Штрафы ГИБДД
С одной стороны, штрафы за нарушение Правил дорожного движения не являются необходимым условием эксплуатации служебного транспорта, но, с другой стороны, при интенсивном использовании автомобиля штрафов ГИБДД сложно избежать даже самому опытному водителю. Более того, затраты на оплату «штрафных» квитанций могут достигать весьма значительных сумм. Как же быть: принимать или не принимать такие расходы? Ответ однозначный – штрафы ГИБДД не учитываются ни для расчета налога на прибыль, ни для расчета налога при УСН.
Во-первых, штрафы прямо указаны в числе расходов, не учитываемых при налогообложении прибыли (п. 2 ст. 270 НК РФ), а также они не входят в закрытый перечень расходов, учитываемых при УСН. Во-вторых, расходы принимаются к налоговому учету при условии их обоснованности, то есть экономической целесообразности (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Очевидно, что расходы на оплату штрафов ГИБДД не являются обоснованными, поскольку они не направлены не осуществление приносящей доход деятельности.
Итак, мы рассмотрели основные расходы, которые возникают у налогоплательщиков в связи с эксплуатацией служебного автомобиля. Сейчас предлагаю подвести итог, какие расходы можно учесть для целей налогообложения, а какие нельзя.
№ | Расходы | Налог на прибыль | УСН |
1 | Расходы на ГСМ | Учитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
2 | Расходы на технический осмотравтомобиля | Учитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
3 | Расходы на ремонт автомобиля | Учитываются (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ) |
Учитываются (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
4 | Расходы на мойку | Учитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
5 | Расходы на услуги платной стоянки | Учитываются (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Учитываются (пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
6 | Расходы на страхование ОСАГО | Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ (п. 1 ст. 263 НК РФ) (п. 2 ст. 263 НК РФ) |
Учитываются в пределах тарифов, установленных законодательством РФ (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) (п. 2 ст. 346.16 НК РФ) |
7 | Расходы на страхование КАСКО | Учитываются (п. 1 ст. 263 НК РФ) |
Не учитываются (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
8 | Штрафы ГИБДД | Не учитываются (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Не учитываются (п. 1 ст. 346.16 НК РФ) |
Как Вы считаете, выгодно ли использовать служебный автомобиль?
Пожалуйста, поделитесь в комментариях!
Законодательные и нормативные акты:
1. Налоговый кодекс РФ
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
4. Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»
5. Постановление Правительства РФ от 08.12.2005 № 739 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуры и порядка применения страховщиками при определении страховой премии»
Кодексы, Федеральные законы и Постановления Правительства РФ размещены на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/
6. Распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»
Источник: buh-aktiv.ru
Использование директором личного автомобиля в служебных целях
Списание бензина на предприятии – обязательная процедура, независимо от использования личного или служебного транспорта. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые привлекают к работе транспортные средства, должны утверждать правоотношения документально.
- Арендованные транспортные средства
- Использование путевого листа
- Использование лимитов
- Порядок денежной компенсации
- Транспортные средства ИП
- Бензин и командировки
Арендованные транспортные средства
Не редки случаи, когда работодатель привлекает к трудовой деятельности служащих с личными транспортными средствами. На практике такие отношения могут быть оформлены разными видами соглашений. Чаще всего, это договор аренды автомобиля без экипажа. Документально все оформлено таким образом, что предприятие отдельно принимает по трудовому договору водителя, а отдельно – арендует транспортное средство во временное пользование.
Такой договор аренды содержит следующие условия:
- продолжительность аренды;
- перечень служащих, которые могут пользоваться конкретной машиной;
- размер вознаграждения за использование машины;
- периодичность начисления денежных средств;
- порядок покрытия расходов на ГСМ (таким же образом предстоит списать бензин на личный автомобиль директора);
- компенсация технического обслуживания;
- порядок покрытия ремонта.
Действующим законодательством установлено, что за аренду транспортного средства каждому работнику положена амортизация. И это та сумма выплат, которая не облагается подоходным налогом в 13%.
Недостаток этого варианта в том, что транспортное средство используется служащим всегда, в том числе в нерабочее время. Таким образом, сложно установить, какой объем бензина подлежит списанию на рабочие нужды с последующей компенсацией.
С целью установления универсальных правил компенсации, на каждом предприятии фиксируется свой порядок контроля расхода топлива, который универсален при аренде личного автомобиля директором предприятия и другими работниками.
Использование путевого листа
Это официальный документ, который содержит количество бензина, используемое конкретным транспортным средством. Такой документ – веское основание для денежной компенсации или предоставления талонов на ГСМ.
Путевой лист готовится в установленной форме. В том числе, для каждого вида транспортного средства предусмотрена своя форма путевого листа. Путевые листы подлежат обязательному учету и регистрируются в специальном журнале. Надлежащий контроль необходим для формирования налоговых отчетностей и учета расходов компании.
Нарушение формы или порядка составления документа может стать основанием для привлечения к юридической ответственности за несоблюдение налогового законодательства.
Путевой лист состоит из следующих разделов:
- норма расхода;
- продолжительность рабочего времени;
- пробег.
Нормы расхода
Министерством транспорта России установлены нормативы для различных транспортных средств, что отображается в технических документах на автомобиль. При оформлении путевого листа администрация предприятия может воспользоваться универсальными нормативами или же допускается самостоятельный расчет.
Самостоятельный расчет:
- назначение комиссии, которая уполномочена выполнить замеры;
- полное опустошение бака машины;
- заполнение бака конкретным объемом бензина – например, 100 литров;
- фиксация показаний спидометра перед началом движения транспортного средства и после окончания бензина в баке.
Для более точного расчета лучше использовать несколько замеров в различных условиях. Например, пустого автомобиля и груженного транспортного средства, едущей машины и, работающей на холостом ходу, в летнее и зимнее время.
Завершается процедура самостоятельных замеров составлением соответствующего Акта, скрепленного подписями всех членов комиссии.
Рабочее время
Если машина используется постоянно, то лучше всего оформить отдельный Приказ от имени руководства, устанавливающий трудовой график конкретного служащего. Например, с понедельника по пятницу с 8 до 18 часов.
Пробег
Расчет пробега осуществляется через регулярные замеры показаний одометра. Замеры делаются утром перед началом рабочего дня, а также вечером перед завершением трудового дня.
Путевой лист может оформляться ежедневно или же один на весь период времени, но только в рамках одного календарного месяца. Так бухгалтеру будет комфортнее готовить финансовые документы на оплату. Задача бухгалтера – использовать следующую формулу:
Компенсация = показания одометра (сделанные в рабочие часы) = рабочие часы * норму расхода.
Если отсутствует маршрут следования
Не всегда использование автомобиля связано с конкретным маршрутом движения транспортного средства, но отсутствие маршрута не означает, что компания не может рассчитывать на компенсацию. Анализ судебных решений позволяет понять, что компания не может привлекаться к ответственности за компенсацию расходов при отсутствии строгого маршрута движения.
Так, индивидуальные предприниматели и юридические лица могут вносить в налоговую документацию информацию обо всех приобретенных видах и объемах топлива, не подтверждая их конкретными пройденными маршрутами движения, но нельзя забывать о документальном подтверждении расходов на топливо.
Использование лимитов
Способ заключается в том, что на предприятии установлено конкретное ограничение потребления топлива. В начале каждого месяца служащие получают талоны на бензин, соответствующие лимитам или же одну карточку, выданную заправочной станцией. При осуществлении трудовой деятельности работник пользуется карточкой так, как считает нужным. Это значит, что при финансовых трудностях можно воспользоваться карточкой даже для личных нужд.
Допускается запрос дополнительных средств с баланса компании, но только для этого необходимо подтвердить обоснованность лимитов. Превышение платежей возможно через приказ администрации предприятия, а также через бухгалтерские документы.
Порядок денежной компенсации
Второй вариант законного привлечения к официальной работе транспортного средства работников – в том числе, использование директором личного автомобиля в служебных целях – утверждение в порядке статьи 188 Трудового кодекса Российской Федерации.
Так, порядок привлечения к работе утверждается следующими способами:
- служащий, желающий использовать автомобиль, пишет заявление на имя руководителя;
- подписывается соглашение с уточнением суммы и периодичности компенсации;
- дополнительная подача необходимых документов (технический паспорт, водительское удостоверение собственника);
- выдача приказа руководителем, который передается в бухгалтерию для начисления ежемесячной компенсации (амортизация).
Преимущество этого способа в том, что соглашения подписываются в индивидуальном порядке, а значит можно установить разные размеры компенсации для каждого отдельного служащего.
Размеры компенсаций
Автомобиль директора, как правило, используется для езды по городу и редких командировок за пределы населенного пункта. От загруженности и типа поездок будет зависеть сумма компенсации. Например, если одинаково к работе привлекаются транспортные средства легкового и грузового типа, то и размер выплат будет различным для каждого вида транспортного средства.
Законом установлено, что размер компенсации устанавливается индивидуально, но с учетом установленных нормативов.
Статья 264 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер компенсации будет следующим для различных видов транспорта (в рублях в месяц):
- 600 – мотоциклы;
- 1200 – машины с объемом двигателя до 2000 кубов;
- 1500 – автомобили с объемом двигателя свыше 2000 кубов.
Это фиксированные суммы, которые не зависят от количества поездок или от пройденного пробега. Указанные суммы должны быть отображены в налоговых декларациях, поэтому работодатель не может документально отобразить различные размеры отчислений для разных служащих.
На практике есть одна хитрость, позволяющая установить разные суммы компенсаций для отдельных работников, в зависимости от степени загруженности. Для этого отдельно составляется документ на компенсацию по НК РФ, а отдельно оформляется новый приказ на вознаграждение за выполненную работу. Это не совсем легально, но не противоречит действующему законодательству. Но категорически запрещено передавать денежные средства «в конверте».
Затраты на топливо
Когда речь идет о компенсации, то необходимо понимать, что в ее расчет входят следующие расходы:
- ремонт;
- устранение износа;
- стоимость технического осмотра;
- замена резины и других частей машины;
- стоимость человеческой силы – услуги водителя.
Оплата топлива осуществляется отдельно, в соответствии с формулой, включающей расчет рабочего времени и нормативов расхода.
Транспортные средства ИП
Для индивидуальных предпринимателей применимы другие варианты и способы оформления используемого личного транспорта. А именно:
- Подписание соглашения аренды без экипажа. В таком случае, ИП одновременно выступает и арендатором и арендодателем. Предприниматель самостоятельно использует свое транспортное средство, но имеет возможность на законных основаниях облагать налогом компенсацию, удерживая ее из доходов организации индивидуального предпринимателя.
- Выдача приказа, оригинал которого направляется в бухгалтерию. Приказ подразумевает перевод денежных средств на счет директора фирмы с баланса компании, которые считаются как амортизация за использованный автомобиль.
- При регистрации индивидуального предпринимателя формируется перечень собственности, которая используется ИП для работы. В этот список можно включить транспортные средства. В таком случае, автомобиль числится на балансе компании, а поэтому все расходы, связанные с его эксплуатацией, компенсируются из баланса компании.
Бензин и командировки
Статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает возможность получения компенсации за время командировки. В эту категорию входят расходы, связанные с проездом, проживанием и почтовыми расходами. Если директор или другой работник отправляется в поездку на личном транспорте, то он может рассчитывать на компенсацию использованного топлива, но только в случае предоставления финансовой документации.
Следование установленным правилам, а также полноценное и своевременное составление отчетов и перевод платежей, необходимо не только для самого работника, но также для компании. Поскольку эта часть расходов подлежит обязательному налогообложению и влияет на сумму окончательной прибыли человека и на размер социальных взносов за служащего.
Источник: urlaw03.ru
Учет ГСМ при УСНО
Индивидуальный предприниматель применяет УСНО с объектом налогообложения «доходы минус расходы». В целях осуществления своей деятельности он доставляет продукцию на своем личном транспортном средстве, соответственно, производит расходы на покупку бензина. Можно ли учесть стоимость бензина в расходах при УСНО? Если да, какими нормами расхода бензина руководствоваться?
При решении вопроса о нормах расхода бензина следует принимать во внимание нормы, указанные в технической документации к транспортному средству, а также нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, содержащиеся в методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Минтранса РФ от 14.03.2008 №АМ-23‑р. Аналогичные разъяснения даны и в Письме Минфина РФ от 17.11.2011 №03‑11‑11/288.
Если в предпринимательской деятельности используется транспортное средство, на которое не предусмотрены нормы расходы бензина либо фактический расход их превышает, можно ли установить их самому предпринимателю или организации исходя из технической документации на транспортное средство и производственной необходимости?
Да, «упрощенец» может самостоятельно установить нормы на ГСМ отдельным документом и придерживаться их для расчета расходов на бензин.
В какой момент можно признать расходы на ГСМ при УСНО?
Для признания в целях налогообложения при УСНО расходов на ГСМ необходимо выполнение одновременно следующих условий: наличие оплаты ГСМ, а также их получение и оприходование. Если получение ГСМ осуществляется посредством заправки автотранспорта на АЗС, расходы на приобретение учитываются на дату заправки автотранспорта (пп. 1, 2 ст. 346.17 НК РФ).
При этом расходы на ГСМ должны отвечать требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ.
Расходами в целях налогообложения при УСНО признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, установленном законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Одним из первичных документов, подтверждающих произведенные расходы на ГСМ, является путевой лист.
Унифицированные формы путевых листов утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 №78. Ведение первичного учета по указанным унифицированным формам первичной учетной документации обязательно юридическими лицами всех форм собственности, осуществляющими деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являющимися отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.
Для организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта[1], обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов». Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.
Остальные налогоплательщики могут разработать свою форму путевого листа.
На основании вышеизложенного путевой лист, оформленный в порядке, установленном законодательством РФ, является одним из документов, подтверждающих в целях налогообложения расходы на приобретение ГСМ.
Если без путевого листа никак не обойтись, можно ли его оформлять, например, на месяц?
Требования о наличии путевого листа для учета расходов при УСНО вытекают из положений п. 2 ст. 346.16 НК РФ: расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Соответственно, должен быть документ, который подтверждает, что бензин потрачен для предпринимательской деятельности, а не для иных целей.
Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях. Путевой лист можно оформить на один день или срок, не превышающий одного месяца.
Таким образом, путевые листы можно оформлять один раз на месяц.
Могут ли индивидуальные предприниматели учитывать в расходах при УСНО компенсацию за использование своего личного автомобиля в предпринимательской деятельности? Должен ли он при этом руководствоваться какими‑либо нормами?
В соответствии с п. 2 ст. 346.16 НК РФ указанная норма принимается применительно к порядку, установленному ст. 264 НК РФ для исчисления налога на прибыль организаций. Вышеназванные нормы предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией».
Таким образом, экономически оправданные и документально подтвержденные расходы налогоплательщика на выплату компенсации за использование для служебных поездок личного автомобиля учитываются при определении налоговой базы по единому налогу в пределах норм, определенных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 №92, в том числе и индивидуальным предпринимателем.
Может ли индивидуальный предприниматель учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и затраты на ГСМ? Как документально должны быть оформлены компенсационные расходы?
Да, индивидуальный предприниматель может учесть в расходах компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей в пределах установленных норм и затраты на ГСМ.
Основанием для учета расходов на выплату компенсаций за использование для служебных поездок личного автомобиля являются копии документов на автомобиль, которым владеет индивидуальный предприниматель, а также косвенным подтверждением использования автомобиля в предпринимательской деятельности будут путевые листы, оформленные в общем порядке для учета ГСМ.
Источник: www.finomenov.ru