Методы российского бизнес образования консервативны и формируются на основе признанной во всем мире методики MBA (Master of Business Administration) с адаптацией под местную специфику. Без сомнений, это эффективная, качественная, продуманная до мельчайших деталей система обучения, которая широко применяется для подготовки менеджеров среднего и высшего звена, предпринимателей, руководителей. Она позволит углубить знания даже опытным бизнесменам, за плечами которых – не один десятков успешных проектов. Но, как и у любой методики обучения, у MBA есть определенные недостатки.
Прежде всего, для обучения MBA крайне желательно иметь высшее образование в области менеджмента и соответствующий опыт. Если всего перечисленного нет, студенту придется крайне сложно. Кроме того, MBAтребует невероятной отдачи, а цена этих курсов многим кажется астрономической. Для тех, кто уже подготовлен к такому уровню обучения, это превосходный вариант. Когда фундамента недостаточно, лучше поискать другие способы, как получить образование.
Метод кейсов и компьютерная симуляция
Среди особенных методов российского бизнес образования отметим, прежде всего, метод кейсов, или case-studies: эти два термина означают детализированный разбор успешных проектов. Студенты получают внушительный объем практических знаний, анализируя, как и почему конкретная компания стала преуспевающей, какие шаги этому способствовали, что позволило избежать неудач.
Этих знаний достаточно, чтобы начать свое дело. Действительно ли метод кейсов так полезен? И да, и нет. Для одних бизнесов принципы управления, разобранные в том или ином кейсе, будут идеальными. Для других – совершенно неподходящими.
А пройти обучение на основе сотен кейсов самой разной специфики займет столько же времени, сколько уйдет на комплексное образование по методике MBA. Разумеется, если вы уже занимаетесь бизнесом и хотите вникнуть в детали аналогичных кейсов, а возможно – почерпнуть опыт конкурентов или коллег, case-studies может стать полезным форматом, но для тех, кто хочет стать предпринимателем с нуля, это не лучший подход.
На местном рынке образования часто применяется и метод компьютерной симуляции. Он пользуется большим спросом за счет увлекательного образовательного процесса. В нем применяется компьютерная модель экономической системы, которую делают максимально похожей на реально существующую компанию, филиал или даже целую отрасль.
Участник обучения может приобрести специфические навыки, а также отточить полученные знания на практике. За счет бизнес-симуляции можно потренироваться в построении модели развития компании, менеджменте, решении управленческих задач – как локальных, так и глобальных. Ее часто применяют в бизнес-школах США и ряда европейских стран. К нам этот метод обучения пришел сравнительно недавно и быстро обрел популярность.
Тимбилдинг, коучинг: эффективность или модные слова?
Существует еще один метод обучения – бизнес-тимбилдинг. От обычного тимбилдинга, который призван укрепить команду, он отличается тем, что каждый участник получает определенные профессиональные задачи. Для победы вся команда должна показать высокий уровень квалификации, профессионализма и эффективности в решении тех или иных задач.
Фактически это напоминает бизнес-симуляцию, только без применения компьютерной техники. Минус такого метода заключается в том, что он не дает фундаментальных теоретических основ, а лишь позволяет отточить на практике уже имеющиеся знания. Бизнес-тимбилдинг можно рекомендовать только специалистам с образованием, которым необходимо развить навыки командного взаимодействия и обменяться опытом с коллегами.
Иногда предприниматели, которые хотят получать необходимые знания практическим путем, обращаются за помощью к коучам. Специалисты по коучингу работают над повышением мотивации, дают экспертные советы и подсказки, подсказывают правильное направление. Кроме того, коуч анализирует решения, оценивает их правильность и эффективность.
Он помогает создать правильную атмосферу в компании. В некоторых случаях даже оказывает психологическую поддержку, ведь часто начинающие предприниматели настолько углубляются в свое дело, что совсем не оставляют времени для отдыха, других прелестей жизни. Метод бизнес-коучинга востребован в любой стране мира, но у него есть главный и совершенно понятный недостаток: найти коуча, который сам обладает достаточными знаниями и действительно заинтересован в результате, очень сложно. Большинство таких «специалистов» всего лишь зарабатывают средства, не имея даже базового образования в области менеджмента и построения бизнеса.
Комплексные знания от факультета бизнеса «Капитаны»
Наш факультет бизнеса «Капитаны» вобрал в себя достоинства всех методов российского бизнес образования, в том числе MBA, case-studies и других. Мы даем фундаментальные знания вкупе с практическим опытом. У нас преподают ведущие эксперты в области менеджмента и построения своего дела, а также бизнесмены, которые создали множество успешных предприятий. Они делятся опытом, знаниями, позволяющими постепенно, шаг за шагом, развивать дело, правильно анализировать рынки и принимать удачные решения.
В рамках практических модулей на наших направлениях «Менеджмент в инновационном предпринимательстве» и «Государственное и муниципальное управление» студенты решают определенные задачи, в том числе доведение бизнес-проектов до нужных показателей. Предусмотрена и практика на предприятиях, которая позволит получить навыки менеджмента среднего и высшего звена, оказаться на месте руководителя, наладить работу и взаимодействие команды. Все эти умения наверняка пригодятся в дальнейшем.
Мы убеждены: чтобы стать преуспевающим бизнесменом, бесполезно искать «секрет успеха». Необходимы всесторонние знания, терпение, старания, а также длительный ежедневный труд. История знает успешных предпринимателей, которые построили дело с нуля, не имея даже диплома о высшем образовании в любой другой сфере, но это скорее исключения, чем правило. Подавляющее большинство известных бизнесменов, о которых вы слышите по телевидению или читаете в СМИ, продолжают учиться даже после того, как стали миллионерами. Именно поэтому лучше сразу получить качественное образование, которое станет подходящим фундаментом для создания прибыльного бизнеса.
Источник: xn—-7sba5acai1akfpnah1l.xn--p1ai
Дистанционное обучение уровня MBA
Выпускники МВА имеют более высокий доход и более высокие должности по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере — следствия повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения.
В настоящее время программа МВА заняла прочное место в системе международного постдипломного образования. Она широко известна и обучение на ней при правильном выборе программы окупает и преумножает вложенные инвестиции.
По статистике выпускники программ МВА имеют более высокий доход и занимают более высокие должности в компаниях по сравнению с людьми с тем же первым образованием и опытом работы. Зарплата и резкий скачок в карьере становятся следствием повышения профессионального уровня и изменения мировоззрения выпускников. Кроме того, выпускники иначе воспринимаются на рынке потенциальными работодателями и руководством компаний, в которых они работают.
Что дает образование МВА:
Полный спектр специализированных знаний
Студентов учат как базовым общим экономическим дисциплинам, так и специальным предметам, необходимым в бизнесе. Кроме общих курсов студенты слушают большое число курсов по выбору.
Представление о взаимодействии частей организации
Для того чтобы быть успешным менеджером, недостаточно просто обладать полной информацией о маркетинге или финансах. Необходимо знать, как они взаимодействуют между собой, и как изменения в одной из частей влияет на работу на каждом этапе и на результат процесса в целом. Бизнес-образование дает глобальное видение бизнеса, восприятие работы организации как единого процесса. Многие выпускники, отмечая этот момент, формулируют его как «изменение мировоззрения», настолько важным становится для них этот результат.
Связи и контакты
Этот фактор не менее важен, чем два предыдущих, часто выпускники оценивают его как наиболее существенный результат бизнес-образования. Они точно знают номера телефонов и адреса электронной почты людей, с которыми вместе учились. Эти дружеские и деловые контакты помогают в течение всей жизни.
Многие выпускники говорят, что ценность МВА — «не в том, что я знаю как решить любую проблему, а в том, что я знаю, где искать ее решение и кому задать вопрос».
Выпускники МВА вносят существенный вклад в развитие своей компании. За время обучения будущие МВА вырабатывают четкие представления о структуре бизнеса и о закономерностях бизнес-процессов в организации; развивают способность глобально воспринимать происходящее в бизнесе, в том числе благодаря обмену опытом со студентами-коллегами в классе.
Общие и специальные компоненты программы МВА
Будущих менеджеров среднего и высшего звена обучают всему комплексу знаний, связанных с управлением предприятием. Согласно государственному стандарту, в программу МВА должны входить как общие, так и специальные дисциплины.
Школы различаются между собой количеством предметов по выбору, которые они могут предложить. К примеру, Высшая школа международного Бизнеса Академии народного хозяйства предлагает студентам 63 курса по выбору. Однако в среднем это 10-15 предметов.
В целом государственный стандарт МВА предусматривает изучение четырех циклов дисциплин:
- Понимание среды бизнеса в ее национальных и международных аспектах, включая экономические, правовые и институциональные условия хозяйственной деятельности, а также социальные, этические и экологические проблемы бизнеса.
- Научные основы бизнеса и менеджмента, в том числе:
- основы экономической теории (макро- и микроэкономики);
- финансы и бухгалтерский учет (эккаунтинг для менеджеров);
- количественные методы, статистика, информатика;
- организационное поведение.
- общий менеджмент;
- стратегический менеджмент;
- управление производством (операциями);
- маркетинг продукции и услуг;
- управление человеческими ресурсами;
- профессиональные навыки менеджера.
Изучение перечисленных циклов дисциплин в совокупности должно занимать в программах МВА не менее 1000 академических часов (плюс английский язык при необходимости), в том числе:
- изучение среды и научных основ бизнеса — не менее 200 часов;
- базовые профессиональные дисциплины в области менеджмента — не менее 300 часов.
Общая продолжительность программы МВА для очной формы обучения должна быть не менее 1,5 лет, а для вечерней и очно-заочной форм обучения — не менее 2-х лет.
Предусмотренное государственным стандартом МВА дает фундаментальные знания по экономике, менеджменту, финансам, маркетингу, управлению человеческими ресурсами или помогает структурировать уже имеющиеся знания.
Основные типы программ МВА
Программы МВА можно разделить на два основных типа:
- программы МВА с ориентацией на общий менеджмент;
- специализированные программы МВА.
Общий и стратегический менеджмент
Программа может быть рекомендована руководителям и собственникам организаций, которым необходимо иметь представление обо всех процессах, происходящих в компании. Она дает знания об общем управлении организацией.
Программа обучения по специальности «финансовый менеджмент» рекомендуется действующим участникам фондового, кредитного, валютного рынков; специалистам в области финансов и тем, кто планирует работу в этой области. В программу входят специализированные финансовые курсы, и следует учитывать, что людям, имеющим гуманитарное базовое образование, учиться будет сложнее, чем слушателям с первым техническим образованием.
Программа рекомендуется специалистам в области маркетинга, руководителям компаний, а также тем, кто планирует заняться маркетингом после окончания бизнес-школы.
Управление человеческими ресурсами
Программа рекомендуется менеджерам по персоналу, людям, связанным с управлением человеческими ресурсами и тем, кто планирует работу в области HR.
Управление внешнеэкономической деятельностью и международный бизнес
Рекомендуется менеджерам, работающим или планирующим работу в области международного бизнеса.
Формы обучения на программе МВА
Традиционно обучение в Америке по программе МВА длится два года, в Европе — год-полтора. Российские бизнес-школы предлагают программы продолжительностью в один, полтора, два, а иногда и в три года.
При выборе программы надо понимать, сколько времени вы готовы тратить на обучение и, в зависимости от этого, какая форма обучения вам подойдет. На рынке российского бизнес-образования представлены практически все существующие формы МВА. Рассмотрим их подробнее.
Дневное обучение (full-time)
Для дневного обучения требуется оставить работу. Учеба занимает целый день, поэтому совмещение с работой невозможно, и в этом причина относительной непопулярности дневной формы обучения в России.
Эта форма является сегодня наиболее популярной в России и представлена почти во всех бизнес-школах. Обучение происходит по вечерам и субботам, что максимально удобно для работающих менеджеров. Обучение не мешает работе и позволяет сразу применять полученные знания в каждодневной профессиональной деятельности.
Эта форма обучения также позволяет совмещать обучение с работой. Программы рассчитаны на людей, живущих вдали от бизнес-школ и не имеющих возможности учиться по вечерам. Та кое обучение особенно актуально для региональных менеджеров, так как большинство бизнес-школ сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге.
Приблизительно раз в два месяца слушатели приезжают в школу на трех-семидневные сессии. Между сессиями студенты учатся самостоятельно по материалам, предоставленным школой.
Наиболее удобная форма обучения для активно работающих менеджеров, которые не имеют свободного времени для обучения. Связь между студентами и преподавателями поддерживается через интернет.
Одним из больших плюсов дистанционного обучения является то, что программу можно разделить на последовательные этапы, а не изучать сразу целиком. Наша программа, в частности, предоставляет возможность приостановить обучение и завершить его позднее.
Эта форма обучения позволяет учиться в удобное для вас время. Как правило, студент должен изучить всю программу курса МВА, но может сам составить индивидуальное расписание.
Все существующие методы российского бизнес-образования можно разделить на два типа:
- традиционные (лекции и семинары);
- специальные (разбор кейсов, тренинги, деловые игры, симуляция).
Традиционные методы обучения
Среди традиционных методов — лекции и семинары, с которыми вы прекрасно знакомы по обучению в ВУЗе. Их роль весьма велика, более того, изучение ряда предметов (например, «экономическая теория») возможно только в этой форме. Лекции дают студентам необходимые знания, на которых базируется использование других методов обучения. Семинарские занятия помогают лучше понять и обсудить знания, полученные на лекциях. На Западе объем традиционных методов обучения в бизнес-школах в среднем равен шестидесяти процентам, в России он еще больше и сильно зависит от программы.
Специальные методы обучения
Одно из главных отличий программы МВА состоит в ее практичности. Именно этим и определяется ряд методов обучения. Среди них: метод конкретных ситуаций (так называемый метод case studies), элементы тренинга, применение деловых игр, метод симуляции. Все эти методы являются по сути своей активными и используют реальные примеры из практики.
Метод case studies был впервые применен в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году. Его суть в том, что слушателям дается описание определенной бизнес-проблемы, с которой столкнулась реальная организация в своей деятельности или которая смоделирована как реальная. Студент должен накануне занятия ознакомиться с проблемой и обдумать способы ее решения.
Ключевые слова:
Источник: hr-portal.ru