Роль науки в модернизации России
Под процессом модернизации России понимается стратегия обновления, ликвидации отсталости, выхода на современный, сравнимый с передовыми странами уровень конкурентоспособности, устойчивые темпы социально-экономического развития, высокий уровень жизни, расширенное воспроизводство человеческого потенциала, бережное отношение к природе, защиту прав граждан, развитие демократии и правопорядка. Ориентация страны на модернизацию связана с радикальными преобразованиями в социальном устройстве, политической деятельности, общественной психологии и других сферах жизни общества. Все это предполагает органичное включение экономики страны в новейшие мировые инновационные процессы, интеграцию в мировую экономику, интенсивное использование широкого круга нововведений во всех сферах общественной жизни, которые невозможны без соответствующих инвестиций, тесного взаимодействия государства и бизнеса, оптимального использования результатов научно-технологической и интеллектуальной деятельности.
Пока же Россия имеет лучшие позиции в области научных исследований, чем в их дальнейшей реализации в виде ноу-хау, промышленных образцов и товарных знаков (например, к 2012 г. разрыв между импортом и экспортом технологий составил 44,3 млрд руб., в 2007 г. он был 11,9 млрд руб.). Таким образом, в сфере внешней торговли технологиями находит отражение старая болезнь российской экономики: непомерно длинный путь от научных исследований до прикладных разработок и тем более до их внедрения в производство. Процесс внедрения передовых производственных технологий занимает от трех до десяти и более лет. Со своей стороны, сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и общества, обеспечивать тесное взаимодействие между научно-исследовательской сферой и сектором высшего образования, а также эффективно осуществлять коммерциализацию новых технологических решений.
Достичь целей модернизации возможно лишь опираясь на научные знания, на интеллектуальный капитал общества и его творческий потенциал, на систему эффективной подготовки как научных кадров, так и квалифицированного технического персонала. Однако самая серьезная проблема в России заключается в невостребованности результатов исследований и разработок со стороны предпринимательского сектора экономики, что негативно скажется и на сроках проведения модернизации.
Предлагаемые научными организациями отдельные научные результаты, даже мирового уровня, не находят применения вследствие общей низкой российской восприимчивости к инновациям. Частный бизнес неохотно идет в инновационные отрасли, находя более прибыльные сферы приложения капитала.
Отсутствие стимулирующих мер и слабость конкуренции сдерживают перераспределение капитала из сырьевых отраслей в наукоемкое производство, а также использование новых технологий и освоение инновационной продукции. Как следствие для России опасной тенденцией стало хроническое обеднение ассортимента экспорта, в котором основное место принадлежит углеводородам, а доля высокотехнологичной продукции составляет лишь примерно 9 %, и это в основном экспорт вооружений. Следует также подчеркнуть, что доходы от экспорта сырья могут и должны направляться в сферу производства и способствовать её инновационному развитию. При этом нельзя ориентироваться только на импорт зарубежных технологий. Без планирования и осуществления собственных технологических прорывов проведение модернизации в России, на наш взгляд, невозможно.
Как показывает зарубежный опыт, для успешного проведения модернизации необходимы наличие общей воли и понимания целей данного процесса всем обществом, а не только отдельными представителями государственной власти. Вместе с тем, и так называемое «ручное управление» нельзя полностью исключать.
Россия – специфическая страна со своей во многом уникальной историей развития, в которой человеческий фактор всегда играл существенную роль (вспомним Ивана Грозного, Петра I, Ленина, Горбачева и Ельцина). Переносить зарубежный опыт на российскую почву следует очень осторожно, поскольку необходимо учитывать как особенности среды, в которой он формировался (западноевропейской, американской и т.д.), так и российскую специфику.
Это относится и к имеющимся в правительственных кругах проектам переноса центра тяжести научных исследований для решения задач модернизации в образовательные структуры, не обладающие пока необходимой для этого инфраструктурой и, что более важно, научными школами (которые, как известно, составляют основу научно-исследовательской деятельности и формируются десятилетиями). За образец берутся США, где имеется сеть университетов, выполняющих львиную долю фундаментальных исследований, а национальные академии являются добровольными общественными организациями, не состоящими на бюджетном финансировании.
Наука в Западной Европе (а затем и в США) исторически возникла при университетах как научно-образовательных комплексах. Российская же академия наук была создана по инициативе Петра I именно как научное учреждение. И до сих пор здесь, несмотря на все прошлые и настоящие проблемы, сосредоточены наиболее квалифицированные и признанные мировым научным сообществом исследовательские кадры. Представляется, что государственная политика должна быть направлена на повышение роли фундаментальной науки в решении задач модернизации, а академический сектор при этом должен сохранить позиции ведущего научно-исследовательского центра страны. Эта политика, в частности, должна включать:
1)формирование целостной системы управления научно-инновационным циклом, сопряженной с механизмами бюджетного финансирования и косвенного стимулирования, для чего представляется разумным рассмотреть вопрос о воссоздании правительственной структуры, аналогичной Государственному комитету по науке и технике СССР, с функцией координации научных исследований и инновационной деятельности;
3)оптимизация бюджетных расходов в рамках реализации Государственной программы «Развитие науки и технологий на 2013-2020 годы», прежде всего, за счёт: исключения необоснованного дублирования выполняемых научных проектов; более точной увязки размеров ассигнований с прогнозами развития соответствующего научного направления; совершенствования координации инициативных исследований научных коллективов, финансируемых бюджетными научными фондами, с общей логикой развития соответствующего научного направления;
4) совершенствование нормативно-правового обеспечения научной деятельности, в том числе предоставление возможности прямого финансирования из региональных бюджетов фундаментальных исследований в интересах соответствующего региона, проводимых государственными академиями наук, вузами федерального подчинения и иными федеральными научными организациями;
5)развитие мер косвенного регулирования, в том числе введение налоговых и таможенных льгот для стимулирования и поддержки научной деятельности;
6)совершенствование системы оценки результативности и эффективности проводимых исследований и разработок, в том числе на основе сочетания экспертной оценки наиболее важных научных достижений и оценки по набору индикаторов (показателей);
7)развитие федеральной контрактной системы в части, касающейся исследований и разработок, путем систематизации государственных нужд и передачи созданных с использованием бюджетных средств технологий в реальный сектор экономики с соблюдением интеллектуальных прав; развитие контрактной системы найма работников научных организаций, прежде всего для лиц, осуществляющих инновационную деятельность и ведущих прикладные разработки;
8)обеспечение полноты и объективности государственной статистики в области бюджетного финансирования исследований и разработок.
9)совершенствование системы охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств, в том числе путем планирования расходов на патентование и поддержку патентов на такие объекты.
Реализация указанных предложений позволит, на наш взгляд, подготовить реальную почву для перевода российской сферы исследований и разработок из состояния выживания в состояние развития.
Источник: be5.biz
Заключение
В современных условиях человечество в своем развитии вступило в стадию создания постиндустриальной экономики, главную роль в которой играют информационные технологии, компьютеризированные системы, высокие производственные технологии и основанные на них инновационные технологии, инновационные системы, инновационная организация различных видов деятельности. Конечным результатом создания постиндустриальной экономики должно стать формирование инновационной экономики, которая, в соответствии с поставленными Президентом Российской Федерации задачами, является стратегическим направлением развития экономики России.
Создание новых знаний и технологий и их использование в интересах социально-экономического развития государства определяют роль и место страны в мировом сообществе и уровень обеспечения национальной безопасности. В развитых странах 80-95% прироста валового внутреннего продукта приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях, т. е. в этих странах развивается инновационная экономика. Основными признаками инновационной экономики являются:
наличие современных информационных технологий и компьютеризированных систем;
наличие развитой инфраструктуры, обеспечивающей создание национальных информационных ресурсов;
ускоренная автоматизация и компьютеризация всех сфер и отраслей производства и управления;
создание и оперативное внедрение в практику инноваций различного функционального назначения;
наличие гибкой системы опережающей подготовки и переподготовки квалифицированных специалистов.
Основными целями инновационной деятельности являются минимизация себестоимости продукции и повышение качества технологических, организационных и кадровых решений.
Выбор оптимальной модели инновационной стратегии в России осложняется многими факторами. В их числе — отсутствие реальных конкурентных отношений, падение объемов производства, инфляционный фактор, необходимость взвешенных подходов к конверсии оборонной промышленности и привлечению иностранных инвестиций.
Законодательное регулирование экономического механизма инновационной деятельности носит фрагментарный характер. Многие законодательные нормы, определяющие важнейшие организационно-правовые и экономические компоненты этой деятельности отсутствуют, что не может не служить серьезным препятствием осуществлению эффективной государственной научно-технической политики.
Важным средством экономического стимулирования инновационной деятельности является налоговая политика. По крайней мере, в течение последних сорока лет она рассматривается зарубежными и отечественными специалистами как один из наиболее эффективных инструментов в системе косвенных стимулов повышения эффективности инновационной деятельности. Однако, если за рубежом различные варианты концепции стимулирующего характера налоговой политики неизменно находили и находят законодательное закрепление, то в отечественной законодательной практике косвенные стимулы получили отражение лишь в последние годы. Российская система налогообложения содержит лишь элементы системы налоговых льгот для стимулирования некоторых видов инновационной деятельности.
Законодательства о промышленной собственности развитых капиталистических стран содержат детальное регулирование вопросов передачи технологии (например, уступки патентов или предоставление на них лицензий), возможности использования патентов в качестве предметов залога. Причем делается это в отдельных главах соответствующих законов. Такое регулирование имеет в условиях рыночной экономики первостепенное значение, поскольку речь идет о рамках вытекающих из патента взаимных прав и обязанностей участников хозяйственного оборота.
В системе государственного стимулирования инновационной деятельности прямые формы (субсидии, займы, дотации) сочетаются с менее эффективными, как считают многие специалисты, косвенными формами финансовой поддержки инновационного процесса — налоговыми льготами, льготными кредитами и амортизационными списаниями. Все это целенаправленно увеличивает финансовые ресурсы малого сектора экономики для модернизации и обновления производства.
К направлениям решения этой проблемы следует отнести:
— всесторонний учет состояния и специфики научно-технического потенциала регионов;
— сближение этих потенциалов;
— развитие базисных инноваций;
— проведение региональной селективной перспективной политики;
— развитие вузовской науки, относительно равномерно размещенной на территории страны и широко привлекающей молодежь;
— расширение межрегионального и межгосударственного кооперирования для разработки, освоения и распространения новых поколений техники и технологий.
Практика показала, что уровень развития инновационной сферы (науки, технологий, наукоемких отраслей) создает основу устойчивого экономического роста, определяет границы между богатыми и бедными странами. Поэтому формирование национальных инновационных систем является главным фактором долгосрочного роста экономики России.
Источник: studbooks.net
III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2011
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ – ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В настоящее время в России наиболее актуальным является вопрос, касающийся перевода экономики страны на инновационный путь развития. Повышение экономической роли инноваций, механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых, развивающихся стран.
Сегодня отмечают два важных явления, которые оказывают ключевое воздействие на долгосрочные перспективы инновационного развития — и, конечно же, на формирование инновационных стратегий. Во-первых, это глобализация и глобальная конкуренция, которые спрессовывают время выхода на рынки, при этом, вынуждая и компании, и страны ускорять инновационные действия.
Во-вторых, это усложнение инноваций, межотраслевой характер которых делает инвестиции дороже. В целом, ускорение темпов развития мировой экономики, экономического роста отдельных стран за последние годы в значительной мере обусловлено раскрытием потенциала инновационной деятельности человека. В ближайшие 10-15 лет мировая экономика будет расширяться.
Но, одновременно, ожидается замедление темпов роста населения. Именно сочетание этих двух тенденций приведет к увеличению среднедушевого объема ВВП. По прогнозам, к 2020 году почти половина населения Земли будет жить в странах с показателем ВВП на душу населения более 10 000 долларов в год.
Количественные и качественные характеристики мировой экономики в большей мере определяются технологическими сдвигами на основе инноваций, причем основной эффект достигается благодаря широкому распространению и применению инновационных продуктов и услуг.
Инновационный рост как стратегическое направление развития глобальной экономики в предстоящие десятилетия будет обеспечиваться преимущественно за счет конвергенции технологий. В ходе этого процесса появляются широкие возможности возникновения огромного спектра технологических направлений, что расширяет базу для прорывных инноваций.
В большинстве стран увеличиваются масштабы финансирования исследований и разработок. Интенсивно развиваются высокотехнологичные виды экономической деятельности; при этом одновременно повышается наукоемкость традиционных, базовых отраслей промышленности, сферы услуг. За счет инноваций весь их облик заметно преображается. Наука все заметнее ориентируется на потребность экономики, усиливается ее инновационная направленность [2]. Активную роль в инновационном скачке индустриально развитых стран играет внутрифирменная наука, которая интегрирует в реальный сектор экономики. В таких странах, как Великобритания, Франция, Чехия, Германия на ее долю приходится 62-70 % общих затрат на науку, в США — 70 %, Японии — 77 %.
Важную роль играет появление инновационных кластеров — сетей, которые возникли на определенных территориях и связывают участников инновационной деятельности — компании, научные организации — за счет выработки общих стратегических путей развития.
В масштабах экономики России эффект от инновационной деятельности заметен мало. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций.
Экономика нуждается в различных типах инноваций, но именно продуктовые технологические инновации в наибольшей степени определяют формирование инновационной составляющей экономического роста, оказывая заметное влияние на развитие производства. Около 53 % инновационной продукции в России основаны на процессных инновациях, которые обеспечивают усовершенствование уже выпускаемой продукции и характеризуются низким уровнем новизны. Их результаты проявляются обычно в наращивании производственных мощностей, что отмечается приблизительно на каждом предприятии. Низкая результативность инноваций заметно ослабляет конкурентные позиции российских производителей на внешних рынках.
Необходимость перехода экономики России на инновационный путь развития — это признанная точка зрения среди интеллектуальной и властной элиты. Перспектива быть сырьевым придатком мировой экономики является не очень впечатляющей. А пока нефть и газ остаются ключевыми статьями российского экспорта, которые обеспечивают основной приток валюты в страну и налогов в бюджет.
А что же реально происходит у нас на пути к инновационной экономике? Государство предпринимает явные шаги по созданию центров инновационной активности, которые в будущем могут стать генераторами роста. Они заметны и в Сибирском Федеральном Округе. В Томской области создаётся особая экономическая зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа, г. Бийску присвоен статус Наукограда, в Новосибирском Академгородке реализуется проект технопарка, в Наукограде Кольцово построен современный бизнес-инкубатор. Данные объекты инновационной инфраструктуры, призваны содействовать, в том числе устранению структурного разрыва между наукой, которая в России является одним из основных источников инновационных технологий и реальным сектором экономики [1].
Экономика страны восприимчива к инновациям тогда, когда осуществляются следующие условия:
1) существуют значительные по размерам венчурные фонды, созданные специально для инвестирования средств в создание опытно-экспериментальных производств. При этом венчурные фонды возглавляются людьми, разбирающимися в технологиях производства. Система материального вознаграждения и система контроля специалистов, работающих в венчурных фондах, построена таким образом, чтобы они были заинтересованы не в «откатах», а в конечной эффективности сделанных вложений.
2) банкам целенаправленно и на постоянной основе выделяются средства для кредитования на льготных условиях (2-4% годовых) малого и среднего бизнеса при условии, что малый и средний бизнес будет развивать инновационное производство.
3) налоги, собранные с малого и среднего бизнеса, остаются в распоряжении местных бюджетов. Это создает систему заинтересованности местных властей в развитии малого и среднего бизнеса на подконтрольной им территории.
4) существует благоприятная налоговая система для производственных предприятий. Производственным предприятиям логично оставить только один налог: на чистый доход (разницу между затратами и суммой, на которую реализована конечная продукция за период), при этом этот налог не должен превышать 20% чистого дохода. От всех других налоговых платежей производственное предприятие должно быть освобождено.
5) государство осуществляет эффективную политику кадрового отбора людей, вовлеченных в процесс внедрения инноваций и развития экономики.
6) государство создает и поддерживает открытый для всех действующих предприятий информационный фонд, который регулярно обновляется новыми маркетинговыми исследованиями с описанием ниш мирового рынка, которые может занять отечественный бизнес, новыми публикациями о технологиях производства, новостями о достижениях отечественных предприятий во внедрении инноваций [4].
Если обобщить опыт различных государств, как динамично развивающихся, так и экономически развитых, можно выделить ряд типичных признаков роста, основанного на инновациях:
1. Развитие динамичной и сложной системы сетевых связей — характеризуется информационным взаимодействием всех уровней, начиная с межиндивидуальных и заканчивая межинституциональными.
2. Актуализация факторов, связанных с населением и рабочей силой.
3. Инновационное развитие экономики выражается в расширении доступного объема факторов производства и повышении производительности.
4. Повышение темпов и масштабов институциональной трансформации. Без этого признака масштабные изменения в экономике могут привести к ситуации, когда узловые институты перестают справляться с нарастающими потоками информации. При этом, стратегическое управление становится все более сложным. Все это не может не сказываться на состоянии экономики.
Сегодня мощные торговые и финансовые связи являются необходимым условием минимизации рисков коммерческой деятельности, продвижения на промежуточных и конечных фазах инновационного цикла. Для их развития требуется определенная открытость национальных экономик. Динамичный инновационный рост невозможен без системного подхода к формированию социально-экономичной и научно-технологической политики.
Существует целый ряд условий, при которых возможен рост экономики на основе инноваций. Анализируя многочисленные точки зрения экономистов, можно выделить следующие условия инновационного роста экономики:
1. Избыток квалифицированных кадров.
2. Постоянные расходы на образование.
3. Наличие частного капитал, готового инвестировать в инновации (венчур).
4. Внутренний спрос.
5. Осуществление международных связей.
6. Открытость экономики.
7. Развитость кластеров (по определению Портера) и создание конкурентных преимуществ [3].
Насыщение инновационной активности — важнейшее условие формирования эффективной инновационной экономики. Отсутствие инновационного развития чревато потерей страны лидерских позиций в мировой экономике.
1. Бобылев, Г.В. Перспективы развития инновационной экономики России / Г.В. Бобылев // Совет директоров Сибири. — 2007. № 5.
2. Инновационное развитие — основа модернизации экономики России: Национальный доклад. — М.: ИМЭМО РАН, ГУ — ВШЭ, 2008. — 168 с.
Источник: scienceforum.ru