Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
В условиях интеграции России в мировое экономическое пространство необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой малыми предприятиями продукции и эффективности их работы не вызывает никаких сомнений. Подчеркнём, что конкурентоспособность является важнейшим фактором обеспечения безопасности малого предприятия, т.е. его выживания в «суровых» рыночных условиях, а также является залогом его последующего и, как правило, более эффективного развития.
Основу конкурентоспособности малого предприятия, по нашему мнению составляет потенциал, заложенный в малом бизнесе и обусловленный следующими качественными характеристиками: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений, повышенной скоростью оборота капитала, ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия и т.д. Следует отметить, что качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий, работающих в данном секторе экономики. К числу таких факторов относят:
— социально-политический — возросшее значение малых предприятий в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;
ОГЭ по информатике 2020 | Задание 1
— адаптационный — приспособляемость малых предприятий к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;
— региональный — вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности малых предприятий на локальные рынки;
-интеграционный — возможность субъектов малого предпринимательства преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп.
Дальнейшее развитие малого предпринимательства в России (повышение конкурентоспособности и т.д.), как отмечают исследователи (Добронравов А.Н., Баличев Р 59 ), будет происходить по пути взаимодействия, симбиоза малых и крупных предприятий. На наш взгляд, данное положение закономерно, тем не менее, нельзя забывать о необходимость и государственно-региональной поддержки, хотя бы в среднесрочной перспективе (5-10 лет). Таким образом, в процессе повышения конкурентоспособности и эффективности хозяйственной деятельности малых предприятий имеются следующие составляющие: во-первых, это само малое предприятие, так как без желания руководства данного предприятия ни о каком-либо повышении конкурентоспособности и эффективности деятельности не может идти и речи; во-вторых, это крупное предприятие (как региональное, так и всероссийское); в-третьих, это государственно-региональная поддержка, заключающаяся в предоставлении налоговых льгот (послаблений) и создании других более выгодных условий для малых предприятий (на среднесрочный период 5-10 лет).
Однако необходимо отметить, что основу развития малого предпринимательства и повышение его конкурентоспособности и эффективности работы составляют взаимоотношения — малого и крупного предприятия. Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию. Ведь, чтобы крупному предприятию разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого предприятия по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, будет иметь место рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов малого бизнеса. Подобные контракты являются основой договорной формы сотрудничества — субконтрактации, подразумевающей под собой наличие головного предприятия — «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий — «субконтракторов», что способствует расширению сетей субподряда, облегчению старта новых малых предприятий и формированию кооперационных связей между небольшими и крупными компаниями 60 .
Особенно эффективно этот процесс развивается в инновационном бизнесе, порождая дополнительные конкурентные преимущества. При этом сам бизнес становится все более инновационным, во многом предопределяя инновационный характер самих форм конкурентоспособности малого предпринимательства.
Так, например, за счет использования субконтрактной системы организации производства предприятия приобретают возможность рационального использования собственных производственных площадей, кроме того, передача части свободных площадей на условиях субконтрактного договора делает кооперационные взаимоотношения между партнерами стабильными, долгосрочными, что, в свою очередь, повышает заинтересованность сторон в осуществлении подобного взаимодействия. По нашему мнению, важным аспектом положительного влияния субконтрактной системы является стимулирование собственных усилий малых предприятий — субконтракторов в части расширения производственных мощностей, круга партнеров и повышения квалификации работников. Использованию субконтрактной системы производства малыми предприятиями препятствуют недостаток оборотных средств (как правило, денежных средств), что делает их в значительной степени зависимыми от условий, диктуемых контрактором, низкая степень возможностей доступа к информации о текущих заказах (так называемый «информационный вакуум»), требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества. На рис. 1 представлены мероприятия, способствующие развитию субконтрактации для повышения конкурентоспособности и эффективности деятельности малых предприятий.
Источник: studfile.net
Повышение конкурентоспособности на уровне малых предприятий
В статье рассматривается понятие, функции и особенности малых предприятий на основе Федерального закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в российской Федерации» №88-ФЗ. Выделены преимущества малого предпринимательства, которые способствуют решению многих социально-экономических проблем.
Ключевые слова
СТАБИЛЬНОСТЬ, МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ЭФФЕКТИВНОСТЬ, МОНОПОЛИЗАЦИЯ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Текст научной работы
В России малое предпринимательство начало свое существование с 1988 года. В те времена к малым, относились государственные предприятия, среднее число ежегодно занятых которого не составляла более 100 человек. Позднее ни единожды критерий отнесения предприятий к числу малых претерпевал изменений. Последним изменением стал Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ, который был принят 14.06.1990 года. С того времени к предприятиям малого бизнеса относят организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, которая принадлежит одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого бизнеса, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период на превышает предельных уровней:
- промышленность — 100 человек;
- строительство — 100 человек;
- транспорт — 100 человек;
- сельское хозяйство — 60 человек;
- научно- техническая сфера — 60 человек;
- оптовая торговля — 50 человек;
- розничная торговля и бытовое обслуживание населения — 30 человек;
- остальных отрасли и осуществление других видов деятельности — 50 человек.[2]
В том же законе установлено, что физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектом малого предпринимательства.[3]
Неотъемлемая часть эффективной экономики это сфера малого предпринимательства, которая играет важную роль во многих развитых странах. Малые предприятия в некотором смысле заполняют существующие пустоты, вталкиваясь между крупными предприятиями, и при этом стимулируют их деятельность.
Предприятия малого бизнеса выполняют определенные функции, они являются связующим всех звеньев рыночной экономики, то есть служат неким фундаментом. Наличие этой функции исключает такое явление как «лоскутная экономика», которая характеризуется избытком одних товаров наряду с дефицитом других. Вторая не менее важная функция предприятий малого бизнеса – это поддержание конкурентоспособности предприятий. Эта функция основана на многочисленности, гибкости и свободе ценовой политики мелких фирм. Малые предприятия ускоряют заполнение товарного рынка требующимися потребителям товарами и внедрение несложных научно-технических достижений.
Крупные предприятия стремятся монополизировать свою деятельность, тем самым контролировать весь рынок. Поэтому существование предприятий малого бизнеса всегда стоит под угрозой. Но присутствие малых предприятий на рынке говорит об их обоснованности. Не всегда большим предприятиям выгодно устранять малые, так как прямой угрозы они не представляют.
Часто сотрудничество с малыми предприятиями выгоднее, чем их поглощение, так как они могут выступать поставщиками более крупных предприятий. Также присутствуют различия в сфере деятельности малых и крупных предприятий. Предприятия малого бизнеса имеют возможность риска, больше чем крупные корпорации.
Поэтому малые предприятия нередко специализируются на внедрении новых товаров и услуг, инновационных технологиях. Благодаря существующему разделению труда между предприятиями крупного и малого бизнеса совокупная рентабельность производства тех и других повышается.
Совместная работа малых предприятий с крупными создает для первого условия существования, то есть устойчивый рынок сбыта, охрана от неожиданной конкуренции, специализация деятельности внутри фирмы. Для крупных предприятий в таком сотрудничестве также есть ряд положительных моментов. Это отсутствие затратных элементов, так как их они могут получать у малых фирм. Немаловажным фактором является и то, что существует поддержка малого бизнеса со стороны государства. Государство стимулирует развитие малого бизнеса, оказывая ему всестороннюю поддержку, так как малые предприятия полезны и важны для экономического развития страны.
Таким образом, развитие сферы малого предпринимательства способствует решению многих социально-экономических проблем, к которым относится создание среднего класса, снижение безработицы, формирование рациональной структуры экономики, рост доходной части бюджетов всех уровней и др. Стабильность экономики будет расти при увеличении количества предприятий малого бизнеса, а также числа занятых в этих предприятиях.
Современные факторы обеспечения эффективности производства
- Абдилайып у.О.
О роли кластеров в региональном развитии
- Белова Г.В.
- Соколова И.С.
Источник: novainfo.ru
VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016
СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Чуянова Е.А.
Работа в формате PDF
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
Обычно любой вид бизнеса: средний или крупный начинается с открытия и развития малого бизнеса, который еще нередко называют предпринимательской деятельностью. Для определения значения малого бизнеса нужно понять, а что же есть малый бизнес.
Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В более узком смысле малый бизнес представляет собой коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в соответствующих регламентирующих документах государственной важности [1].
По многим факторам малый бизнес нередко бывает более эффективным, чем средний или крупный бизнес. Обычно его основная привлекательность состоит в том, что этот бизнес наиболее мобилен и гибок в изменениях. Малые предприятия также лучше знают уровень спроса на местном уровне.
Они способны быстрее внедрять новые системы управления, поскольку малый бизнес требует меньше капиталовложений, а также его затраты при внедрении новых технологий и изобретений существенно ниже. Ввиду этого, именно малый бизнес чаще, чем крупный и средний, занимается инновационными технологиями, освоением принципиально новых видов товаров и услуг, а также теми направлениями, где присутствует повышенный коммерческий риск. Это обосновано тем, что у малых предприятий фактически меньше сроки строительства, им проще перевооружаться (с гораздо меньшими затратами), существенно ниже издержки управления [3].
Конечно же, помимо достоинств, малый бизнес имеет также немало недостатков. Перечислим основные из них: небольшой объем первоначального капитала, вследствие чего предприятие развивается медленно; проблемы в получении финансовых ресурсов, то есть кредитов; невысокий уровень профессионального менеджмента; высокий уровень риска выживаемости на рынке из-за наличия большего числа конкурентов; неуверенность партнеров во время заключения контрактов, сложность привлечения квалифицированных кадров и др.
Теперь более подробно рассмотрим значение малого бизнеса в современной экономике. Если смотреть в общих чертах, то роль этого вида бизнеса в экономике очень велика. Без ведения данного типа предпринимательской деятельности рыночная экономика перестанет функционировать и развиваться, больше не будут появляться новые инновации.
Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике — ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса [2].
Переходим к главному вопросу: повышение конкурентоспособности малого предпринимательства.
Основные пути повышения конкурентоспособности малого бизнеса являются следующие:
1. Совершенствование системы сбыта. Это можно сделать с помощью различных скидок на определенные товары (услуги); создания дисконтных карт с накопительной системой; распространения купонов покупателям; подарки при покупке определенного товара.
2. Расширение ассортиментного перечня оказываемых услуг. С помощью этого можно завлечь как можно больше людей, которые захотят сотрудничать с данной компанией.
3. Рациональная ценовая политика. Этот фактор является в большинстве случаях наиболее привлекательным для множества людей.
4. Рекламная политика. С помощью рекламы о данной компании будет больше известно, что также приведет к росту клиентов [4].
Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что малый бизнес является неотъемлемой частью современной экономики. Без него экономика не сможет функционировать и развиваться. Конечно, несмотря на все преимущества данного вида бизнеса, имеются и свои недостатки. Для устранения некоторых недостатков нужно повысить конкурентоспособность предприятия.
Список информационных источников
Источник: scienceforum.ru
Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий
Скрябин, О. О. Проблемы повышения конкурентоспособности малых предприятий / О. О. Скрябин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 21 (101). — С. 473-475. — URL: https://moluch.ru/archive/101/22912/ (дата обращения: 15.12.2022).
Основной отличительной особенностью малых форм организации производства является высокая мобильность, обеспечивающая быстрое перемещение трудовых, финансовых и материальных ресурсов в сферы повышенного спроса. В конечном счете, это способствует оптимальной структуре экономики, увеличению доходной части бюджета, повышению уровня занятости, снижению социальной напряженности, формированию среднего класса общества. Поэтому сегодня в условиях продолжающегося финансового кризиса для нашей страны именно малый бизнес рассматривается в качестве катализатора экономического развития и антикризисного инструмента поддержки отечественной экономики. Вопросам стимулирования малого предпринимательства, оказания ему различных форм поддержки придается большое значение, как на федеральном, так и на региональном уровнях.
Заинтересованность малых предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т. е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.
Конкурентоспособность малого предприятия, прежде всего, объясняется тем потенциалом, который заложен в малом бизнесе и обусловлен такими качественными характеристиками как: гибкостью, мобильностью, оперативностью в принятии и выполнении управленческих решений; повышенной скоростью оборота капитала; ключевой ролью руководителя в деятельности предприятия т. д. Эти качественные характеристики малого бизнеса позволяют выявить и сформулировать факторы конкурентоспособности предприятий, работающих в данном секторе экономики:
социально-политический — возросшее значение малых предприятий в процессе социальной реструктуризации общества и формирования «среднего класса», его активная роль в смягчении ситуации на рынке труда, предупреждении тенденций поляризации общества, проявлении деловых качеств граждан, а также реализации его гражданских прав, росте реальных доходов населения;
адаптационный — приспособляемость малых предприятий к жёстким, часто меняющимся условиям внешней среды, способность быстро перестраиваться исходя из запросов конкретных групп потребителей, быстро осваивать новые рыночные ниши, создавать конкурентоспособные производства при относительно низких капитальных и текущих затратах;
потенциал регионального развития — вклад малого бизнеса в реструктуризацию региональной экономики и выравнивание уровней экономического развития территорий, обеспечение роста доходов занятого населения соответствующих уровней при ориентации деятельности малых предприятий на локальные рынки;
инновационный — способность к самостоятельному продуцированию и освоению научно-технических, технологических, организационно-экономических нововведений и их коммерческому использованию при сравнительно низких стартовых затратах;
интеграционный фактор — возможность субъектов МП преодолевать политические, административные и экономические барьеры, воссоздавать утраченные и формировать новые кооперационные связи, встраиваясь в целостные производственно-технологические кооперационные системы с участием более крупных хозяйственных субъектов, в том числе в рамках финансово-промышленных групп;
мультипликативный потенциал — возможность малых предприятий обеспечивать формирование спроса на продукцию других секторов экономики, стимулируя тем самым процесс воспроизводства, рост загрузки производственных мощностей, прогрессивные сдвиги в смежных отраслях.
На наш взгляд, именно активное взаимодействие малых с крупными предприятиями можно отнести к одному из практических способов повышения конкурентоспособности и эффективности работы малых предприятий. Так неоспоримым преимуществом малого предприятия перед крупным является его способность к гибкости и лавированию.
Ведь, чтобы крупной корпорации разработать и внедрить новую технологию, необходим продолжительный период времени (от нескольких месяцев до нескольких лет). В случае целенаправленного стимулирования работы малого бизнеса по разработке новшеств гарантированными контрактами на их внедрение со стороны крупного бизнеса, гарантирован рост эффективности деятельности действующего малого предприятия и всплеск появления множества субъектов мелкого бизнеса. Подобные контракты являются основой договорной формы сотрудничества — субконтрактации, подразумевающей под собой наличие головного предприятия — «контрактора» и множества, как правило, малых и средних предприятий — «субконтракторов», что способствует расширению сетей субподряда, облегчению старта новых малых фирм и формированию кооперационных связей между небольшими и крупными компаниями. Особенно эффективно этот процесс развивается в инновационном бизнесе, порождая дополнительные конкурентные преимущества. При этом сам бизнес становится все более инновационным, во многом предопределяя инновационный характер самих форм конкурентоспособности малого предпринимательства.
Так, например, за счет использования субконтрактной системы организации производства предприятия приобретают возможность рационального использования собственных производственных площадей, кроме того, передача части свободных площадей на условиях субконтрактного договора делает кооперационные взаимоотношения между партнерами стабильными, долгосрочными, что, в свою очередь, повышает заинтересованность сторон в осуществлении подобного взаимодействия. По нашему мнению, важным аспектом положительного влияния субконтрактации является стимулирование собственных усилий малых предприятий — субконтракторов в части расширения производственных мощностей, круга партнеров, увеличения численности и повышения квалификации.
Использованию субконтрактной системы производства малыми предприятиями препятствуют недостаток оборотных средств, что делает их в значительной степени зависимыми от условий, диктуемых контрактором; низкая степень возможностей доступа к информации о текущих заказах, так называемый «информационный вакуум», требованиях заказчиков к уровню менеджмента и качества.
Рассмотрение возможности претворения в жизнь мероприятий по развитию субконтрактации на региональном уровне, является одним из путей поддержки дальнейшего развития малого предпринимательства, что в свою очередь, приведёт к повышению социально-экономического имиджа региона.
- Вертакова Ю. В., Согачева О. В. Исследование социально-экономических и политических процессов, Москва, 2012.
- Петрищева И. В. Синергический эффект при взаимодействии предприятий малого и крупного бизнеса // Инновационное образование и экономика. 2009. Т. 1. № 4. С. 87–89.
- Петрищева И. В. Особенности развития форм производственной кооперации различных предпринимательских структур // Народное хозяйство. Вопросы инновационного развития. 2011. № 1. С. 30–39.
- Харченко Е. В., Согачева О. В., Симоненко Е. С. и др. Концептуальные основы управления: учебное пособие для самостоятельной работы по подготовке к итоговой государственной аттестации по специальности «Менеджмент организации», г. Курск,2008
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, малое предприятие, региональный уровень, сектор экономики.
Источник: moluch.ru
Назовите условия определяющие повышение конкурентоспособности российского малого бизнеса
В развитых странах государственному регулированию малого предпринимательства придается важное значение, поскольку создание новых рабочих мест и обеспечение минимального уровня безработицы во многом зависит от успешного функционирования малого бизнеса.
Кроме того, развитие малого предпринимательства является условием формирования конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах), расширению ассортимента и повышению качества товаров, работ, услуг.
Малое предпринимательство является самой гибкой в производственных, технологических и управленческих отношениях сферой, что помогает ему чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и перестраиваться под них с наименьшими потерями. Не случайно в экономике большинства стран малый бизнес обеспечивает рабочими местами почти 50-70% трудового населения, при этом объем производства в этой сфере составляет от 33 до 66% ВНП.
Мировая практика также показывает прочную зависимость конкурентоспособности экономики страны от степени развития малого и среднего бизнеса. В сфере малого предпринимательства развитых стран осуществляется большая часть всех инноваций, что является ключевым фактором повышения конкурентоспособности экономики Минэкономразвития Российской Федерации подготовило концепцию долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Основным приоритетом которой является инновационный сценарий развития В документе указано, что его целью является «превращение России в одного из лидеров глобальной экономики, выход ее на уровень развитых постиндустриальных стран» Это возможно только при инновационном сценарии развития страны.
На фоне наблюдаемого в Российской Федерации роста количества субъектов малого предпринимательства особую важность приобретают вопросы правильной адресации выделяемых на разных уровнях государства финансовых средств, неразвитости системы кредитования малых предприятий, отсутствия целостной государственной политики в области малого инновационного предпринимательства и др. [1, с. 25].
В условиях кризисного состояния экономики государственная помощь должна вести к восстановлению долговременной жизнеспособности предприятий и отраслей путем решения проблем, а не только путем нормативно-правового поддержания статус-кво. Государство, пока еще являющееся самым крупным акционером ряда ключевых предприятий, должно играть в их судьбе более существенную роль.
В отраслевых и региональных программах демонополизации предполагается сделать упор на разработку и реализацию целевых проектов регулирования барьеров входа на товарные рынки, т. е. на экономических, технических, организационных и правовых условиях, препятствующих или затрудняющих создание и ведение бизнеса на анализируемом рынке. Причем речь идет о тех рынках и по отношению к тем барьерам, которые более всего влияют на развитие конкуренции [8, с. 14].
Вместе с тем переход от монопольного состояния экономики возможен лишь при мощнейшей государственной поддержке и опеке нового бизнеса, особенно малого и среднего. Эти функции государство должно осуществлять по следующим направлениям:
— выделение бюджетных средств и привлечение частных инвестиций в сферу малого и среднего бизнеса, в том числе в развитие его инфраструктуры;
— сохранение для малых предприятий действующей системы льготного налогообложения;
— снижение административных барьеров входа, особенно со стороны местной администрации;
— информирование и просвещение предпринимателей, в том числе и правовое, с целью формирования у них навыков грамотного поведения в рыночных условиях;
— защита предпринимателей от преступных посягательств.
И заключается оно в следующем:
1) разработка законодательства, создающего условия, гарантии и стимулы для предпринимательства, конкуренции и структурной перестройки;
2) жесткий контроль за исполнением законодательства;
3) формирование и перераспределение финансовых потоков;
4) распределение на конкурентной основе обеспеченного ресурсами госзаказа;
5) адресные социальные гарантии отдельным категориям населения;
6) инвестиционная активность (как гаранта) на уровне, необходимом для привлечения частных капиталовложений.
Сегодня перечисленные функции осуществляются слишком слабо, чтобы говорить о достижении соответствующих целей. Поэтому современным российским предприятиям при выработке собственных стратегий конкуренции приходится учитывать несовершенство законодательной базы предпринимательства, нелогичные и противоречивые действия государственных органов и с большой степенью осторожности рассчитывать на государственную помощь и поддержку.
Регулирование развития бизнеса осуществляется Федеральным Законом ФЗ-209. Кроме того, существуют прочие федеральные законы и нормативы субъектов России и органов местного самоуправления [4, с. 22].
Любая из программ имеет определенный период действия, утвержденный бюджет, а самое главное — четкие направления действий поддержки бизнеса. К примеру, с помощью государственных программ поддержки бизнеса можно получить некоторую сумму компенсации на обновление технологий и материалов, провести рекламную кампанию или принять участие в тематической выставке.
Муниципальные и государственные фонды в настоящее время являются действующими более чем в 70 российских регионах. Их цель — проведение экспертизы предпринимательских проектов, их финансовая поддержка, финансирование региональных программ поддержки.
Содействие в кредитовании обеспечивают фонды поручительства и гарантийные фонды. В данном случае предоставляется гарантия по банковскому кредиту, также осуществляется поручительство (запросить которое можно непосредственно в банке). Кроме того, фонды оказывают поручительство по лизинговым договорам.
Бизнес-инкубаторы предлагают малым предприятиям размещение на своей территории, при этом организация пользуется определенными льготами (офисными и консалтинговыми услугами, доступной арендой помещения). На сегодняшний день в стране насчитывается 50 таких бизнес-инкубаторов. Они могут выступать самостоятельно или же в составе техноцентров и технопарков (созданных на базе ВУЗов).
За повышение квалификации руководителей и непосредственно персонала предприятий малого бизнеса, их обучение и переподготовку отвечают бизнес-школы. В категорию обучаемых входит не только руководство и сотрудники компаний, но и учащиеся старших классов, безработные, а также граждане, желающие открыть собственное дело. Чаще всего обучение проходит в виде тренингов, курсов и семинаров [6, с. 75].
Более 30 городов страны на сегодняшний день предлагают организованные на их территории агентства, осуществляющие поддержку малого предпринимательства. Это негосударственные структуры, хотя деятельность свою осуществляют при поддержке и участии местной администрации. Это консалтинговые компании, предлагающие услуги получения инвестиций малыми предприятиями, и обучение персонала.
Венчурные фонды на региональном уровне представляют собой коммерческие организации, за их счет малые предприятия инвестируют средства в сферы сельского хозяйства, биотехнологий, фармацевтику, здравоохранение и прочие субстанции, связанные с научно-техническим прогрессом. Финансирование фондов осуществляется Министерством экономики и развития, местной и региональной администрацией, иногда частными (заинтересованными) инвесторами. В настоящий момент в стране действует порядка 20 таких венчурных фондов, средства на развитие которых выделяются из бюджета. Но гораздо больше присутствует частных венчурных фондов.
При центрах занятости действуют социально-деловые центры, создающие новые рабочие места посредством развития малых предприятий. Чаще всего такие центры представляют собой государственное предприятие, единственным учредителем которого является центр занятости. В данный момент на территории России зарегистрировано чуть более 20 таких центров.
Существующая система микрозаймов представлена коммерческими предприятиями, предоставляющими займы на развитие бизнеса, сумма которых составляет до 1 миллиона рублей. В стране насчитывается чуть меньше 3000 таких организаций [7, с. 88].
За последние годы были созданы различные негосударственные структуры поддержки малого бизнеса, которые оказывают все большее влияние на развитие малых предприятий.
К негосударственной инфраструктуре малых предприятий относятся: банки, страховые и лизинговые компании, факторинговые компании, консалтинговые фирмы, венчурные фонды, холдинговые компании, аудиторские фирмы, арбитражные суды, ассоциации предприятий малого бизнеса, технопарки, бизнес-инкубаторы, производственно-технологические центры, учебные центры.
Инфраструктура малого предпринимательства должна оказывать разнообразную помощь и поддержку малым предприятиям в организации, получении субсидий, контрактов, обучении и консультировании в целях сохранения и упрочения свободной конкуренции. Она позволяет реализовывать государственную политику в сфере малого предпринимательства, содействовать развитию малых предприятий в отдельных административных округах, территориальных образованиях, внедрять соответствующие программы, проводить экспертизу предпринимательских проектов, способствовать прямым деловым контактам и инвестициям.
Существуют следующие формы финансирования малого предпринимательства:
При этом в части развития кредитования малого бизнеса существует ряд проблем, в том числе:
— во-первых, как и в сфере кредитования крупного бизнеса, требуется совершенствовать законодательство по защите прав кредиторов;
— во-вторых, малому бизнесу трудно получить банковский кредит по причине того, что предпринимателям сложно предоставить банку адекватное обеспечение;
— в-третьих, кредитование малых предприятий требует существенных трудозатрат, удельные операционные расходы банков на единицу кредитных вложений при кредитовании малого бизнеса выше, чем аналогичные затраты при кредитовании крупного бизнеса и др.
Одним из важнейших механизмов поддержки предпринимательства является лизинговое кредитование. Лизинг как специфическая сделка регулируется целым рядом законодательных и подзаконных актов, основу некоторых составляет Гражданский Кодекс РФ [9, с. 21].
Лизинг представляет собой вложение средств на возвратной основе в основной капитал. В практике лизинга различают: оперативный и финансовый лизинг.
Оперативный лизинг подразумевает передачу в пользование имущества многоразового использования на срок по времени короче его экономического срока службы. Он характеризуется небольшой продолжительностью контракта — до 3-5 лет и неполной амортизацией оборудования за время аренды.
Финансовый лизинг характеризуется длительным сроком контракта — от 5 до 10 лет и амортизацией всей или большей части стоимости оборудования. По своей сути представляет собой аренду с правом выкупа, при этом стоимость данного оборудования погашается в течение срока договора лизинга и оборудование может перейти в собственность лизингополучателя.
Финансовый лизинг предоставляет ряд преимуществ для предприятия, которые приобретают особую актуальность и значение применительно к решению проблем финансирования основных фондов малых предприятий:
Оплата оборудования в рассрочку. Стартовые затраты на приобретение очень высоки и зачастую не по силам малым предприятиям.
Оплата за счет выручки, полученной от эксплуатации оборудования. Для малых предприятий собственная деятельность зачастую является единственным источником накопления [9, с. 76].
Отнесение лизингового платежа в полном объеме на себестоимость.
Применение механизма ускоренной амортизации.
В инвестиционной практике в большинстве случаев используется факторинг, регулирующий особым образом отношения займа и кредита.
Такая форма используется в предпринимательских отношениях, когда участник таких отношений, приобретая требование к другому лицу, не дожидается его исполнения и уступает данное требование банку или другому субъекту предпринимательской деятельности (фактору).
Факторинг выгоден малому предприятию по нескольким причинам [7, с. 15]:
Оно освобождается от необходимости истребования денег с должников;
Оно получает кредит под гарантию (уступку) долгов своих клиентов, своевременно пополняя оборотные фонды. При этом денежное требование может быть уступлено банку как в обмен на передаваемые денежные средства в форме предмета или займа, так и в целях обеспечения своих обязательств перед ним по ранее полученному кредиту или займу.
Третье достоинство такого договора — гарантия по кредитам или займам не собственным имуществом или активами предприятия, а долгами своих клиентов.
Еще не нашел широкого применения и такой перспективный финансовый механизм, как франчайзинг. Франчайзинг предполагает использование торговой марки, технологии, ноу-хау крупной фирмы для развития малого предприятия в пределах оговоренного рынка.
На данный момент франчайзинг как особая форма (технология) становления, развития и расширения всех видов бизнеса в России не имеет соответствующего правового оформления.
5. Венчурное финансирование [5, с. 234].
Одним из перспективных источников средств для развития предпринимательства может стать привлечение венчурного (рискового) капитала.
Одной из целей венчурных фондов является поддержка малого бизнеса, реализуемого рисковые проекты в научно-технической сфере и привлечение отечественных и зарубежных инвесторов, а также страхование инновационных проектов.
Обычно такая поддержка со стороны венчурных фондов осуществляется для вновь организованных предприятий научно-технической сферы, срок окупаемости кредитов которых превышает 7-8 лет. Таким предприятиям, как правило, сложно получить кредиты в банке и венчурные фонды для них являются единственной формой инвестиций.
6. Льготное страхование
Страхование субъектов малого предпринимательства осуществляется на льготных условиях. При этом страховые организации, осуществляющие страхование субъектов малого предпринимательства, пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством.
Подводя итог, следует отметить, что на данный момент финансово-кредитные механизмы, рассмотренные в данной части работы до сих пор не имеют четкой нормативно-правовой базы на федеральном уровне. И до тех пор, пока она не создана, регионы не смогут принципиально изменить ситуацию в данном направлении.
Источник: studbooks.net