Определите какова роль малого и среднего бизнеса в современной экономике соберите информацию

Роль малого предпринимательства в экономике

Субъекты малого предпринимательства, особенно малые предприятия существуют и развиваются как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики. Они имеют важное социально-экономическое значение, так как способны обеспечить социальную и политическую стабильность, смягчать последствия структурных изменений, быстро адаптироваться к меняющимся потребностям рынка. Они вносят значительный вклад в региональное развитие, используют технические и организационные нововведения.

Роль малого предпринимательства в экономике страны, как правило, определяется следующими факторами:

• численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики;

• вкладом малых предприятий в создание валового внутреннего продукта, в производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

• вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и регионального бюджетов;

• ростом численности занятого трудоспособного населения на малых предприятиях, вкладом в сокращение числа безработных;

• насыщением рынка потребительскими товарами (работами, услугами), удовлетворяющих потребности населения;

Роль малого бизнеса в экономике страны. Глеб Цейтлин, эксперт центра Структурных исследований

• навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями и др.

Так по данным Госкомстата РФ, удельный вес малых предприятий в основных экономических показателях страны составил (в процентах): среднесписочная численность работников – 14,3; выпуск товаров и рыночных услуг – 6,7; инвестиции в основной капитал – 2,8. В 2002 г. сбыт продукции (работ, услуг) произведенных малыми предприятиями, составил 1160,8 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – 49,7 млрд. руб.

Говоря о роли малого предпринимательства, опираясь на опыт развитых стран, можно сформулировать вывод, что поступательное развитие малого предпринимательства является важнейшим фактором успешного решения следующих проблем:

• формирование конкурентных цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);

• расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг)и культуры обслуживания;

• приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

• содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;

• привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры на малых предприятиях вкладывают своп капиталы вдело с большей заинтересованностью, чем на крупных;

• создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

• более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;

• вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производств налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

• формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий (фирм, компаний);

• активизация научно-технического прогресса;

• освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;

• содействие деятельности крупных предприятий путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создания вспомогательных и обслуживающих производств;

• освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики России. Высокие темпы внедрения нововведений, мобильность технологических изменений, быстрый рост сферы услуг и занятости, острая ценовая и неценовая конкуренция, ведущая, с одной стороны, к снижению цен, а с другой – к тому, что потребитель получает продукцию и услуги высокого качества, возможность для государства получать большие средства в форме налоговых поступлений – все это и определяет роль малых предприятий в развитии экономики страны.

7.6. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства

В соответствии с федеральным законодательством государственная поддержка малого предпринимательства должна осуществляться по следующим направлениям:

• формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

• создание льготных условий для использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

• установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, предоставления государственной статистической отчетности;

• поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

• организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержкималых предприятий являются: оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе; финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства; предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности; льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства; предоставление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др. Из-за сложившейся экономической ситуации не все формы поддержки реализуются на практике.

Важную роль в механизме поддержки малых предприятий должны сыграть общества взаимного кредитованиясубъектов малого предпринимательства, создаваемые для аккумулирования денежных средств его участников, пожертвований и иных поступлений для оказания взаимной финансовой помощи и предоставления льготных кредитов. В состав общества взаимного кредитования могут входить другие юридические и физические лица при условии, что доля уставного (складочного) капитала, принадлежащая входящим в общество субъектам малого предпринимательства, составляет не менее 51 % общего размера капитала.

Развитие малого предпринимательства во многом зависит от материально-технической поддержки субъектовмалого предпринимательства, предоставления органами местного самоуправления на льготных условиях в аренду нежилых помещений, оборудования в лизинг. Так, в Москве для обеспечения условий аренды и приобретения в собственность нежилых помещений исключительно для нужд малого предпринимательства правительство Москвы организует открытые целевые конкурсы по продаже прав на аренду нежилых помещений, земельных участков; открытые конкурсные торги по продаже незавершенных строительных объектов, чтобы субъекты малого предпринимательства могли на основе объединения средств совместно приобретать указанные объекты в собственность. В столице создан целевой фонд нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства, развития его инфраструктуры.

Финансирование программ и проектов развития и поддержки малого предпринимательства в Москве осуществляется за счет средств городского бюджета; средств от приватизации имущества, принадлежащего Москве; средств Фонда занятости и московского Фонда поддержки малого предпринимательства; других внебюджетных источников финансирования, добровольных взносов юридических и физических лиц и иных не запрещенных источников.

Субъекты малого предпринимательства, заинтересованные в реализации городских программ и проектов и претендующие на финансовую поддержку своих проектов, представляют следующие документы:

• заявку на получение финансовой поддержки по установленной форме;

• следующие приложения к заявке по установленной форме: паспорт предприятия; личная анкета руководителя предприятия-заявителя; описание предпринимательского проекта;

• бизнес-план проекта в соответствии с установленными методическими рекомендациями;

• следующие документы: копию регистрационной карты Реестра малых предприятий Москвы; копии учредительных документов предприятия-заявителя; копии бланков и отчетов о финансовых результатах предприятия-заявителя за последний год и последний отчетный период, завизированные налоговой инспекцией; перечень основного имущества предприятия-заявителя; документы, подтверждающие наличие производственных помещений, дополнительные документы, имеющие отношение к проекту (по усмотрению заявителя).

К сожалению, за последние годы государственная поддержка малого предпринимательства сократилась, что негативно сказалось на его развитии. Поэтому Государственный совет РФ принял Концепцию государственной поддержки и развития малого предпринимательства в стране, в которой намечено активизировать все формы государственной поддержки, устранить административные барьеры, мешающие развитию малых предприятий и индивидуальных предпринимателей.

8. Предпринимательская тайна

8.1. Сущность предпринимательской тайны

Предпринимательская деятельность во всех сферах экономики неразрывно связана с получением, накоплением, хранением и использованием различных сведений, характеризующих как саму предпринимательскую организацию, так и связанных с ней партнеров. Обеспечение сохранности информации о деятельности фирмы, всех факторах ее развития является условием выживания ее в рыночной конкурентной среде, в какой-то степени безрискового развития. Конкуренты фирмы могут получать достоверную информацию о ее деятельности различными способами, чтобы добиться лучших успехов на рынке.

В законодательных актах не сформулировано понятие предпринимательской тайны, а дана характеристика государственной, служебной, коммерческой, банковской, налоговой и военной тайны. Так, в ст. 139 ГК РФ установлено следующее: информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда данная информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

В ст. 26 «Банковская тайна» Закона РФ от 26.12.1996 № 14 – ФЗ «О банках и банковской деятельности» говорится, что кредитная организация, Банк России гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.

В ст. 32 части первой НК РФ установлено, что налоговые органы обязаны соблюдать налоговую тайну, которую составляют любые сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях как налогоплательщиках, за исключением следующих сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; об уставном капитале (уставном фонде) организации; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения.

Предпринимательская тайна– широкое комплексное понятие, включающее любые сведения (информацию), разглашение которых (утечка) может нанести экономический и моральный ущерб предпринимательской организации, существенно повлиять на ее деловую репутацию. Предпринимательская тайна по существу представляет собой интегрированную совокупность производственной, технической (технологической), коммерческой и служебной тайны, сохранение которых обеспечивает фирме возможность добиваться планируемых результатов.

Предпринимателю, прежде чем принять меры по защите предпринимательской тайны, необходимо дать правильные ответы на следующие вопросы:

• какие сведения нельзя скрывать, защищать от получения информации о них?

• какие сведения экономически нецелесообразно скрывать от физических и юридических лиц?

• какие сведения о деятельности организации подлежат обязательной охране?

При ответах на эти и другие вопросы необходимо не только руководствоваться экономическими соображениями и здравым смыслом, но знать законодательные и нормативные акты, регулирующие порядок отнесения сведений к тому или иному типу тайны и устанавливающие определенный порядок их защиты.

Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.12.1991 № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» к таким сведениям относятся: учредительные документы организации; документы, дающие право на занятие определенными видами предпринимательской деятельности; документы о платежеспособности организации; сведения о результатах финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей; сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест и др.

Федеральными законами установлена обязанность предпринимателей предоставлять и другие сведения по требованию прокурора, правоохранительных и налоговых органов, органов санэпидемнадзора и др. Но руководители организации (юрист) и другие должностные лица должны при этом четко руководствоваться соответствующими правовыми актами, регулирующими контрольную (проверяющую) и надзорную функции отдельных федеральных органов, их органов на местах и соответствующих должностных лиц.

8.2. Сведения, которые не следует разглашать, чтобы не нанести организации ущерб

Анализ деятельности предпринимательских организаций как за рубежом, так и в нашей стране позволяет сделать некоторые обобщения, позволяющие сформулировать перечень сведений, утечка которых может нанести ущерб предпринимательской деятельности. Эти сведения можно свести в отдельные группы, в зависимости от функций управления организацией:

а) планирование деятельности организации’, совокупность планов развития организации; сведения о планах организации, планах освоения новых видов продукции, изменения ее ассортимента; перспективный план развития; план инвестиций; планы закупок и продаж и др.;

б) научно-техническое развитие организации, характер, цели и результаты проводимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, изобретения, ноу-хау, новые прогрессивные идеи; проекты, рецептура, формулы, расчеты, чертежи, образцы новых видов продукции; программное обеспечение деятельности организации; технологические достижения, обеспечивающие преимущества в конкурентной борьбе; сведения о технологии изготовления, внедряемых перспективных технологических процессах; сведения о внедрении нового прогрессивного оборудования и др.;

в) финансово-экономическое положение организации: имущественное состояние организации; финансовые планы развития организации; уровень выручки и размеров получаемых доходов; долговые требования кредиторов; взаимоотношения с банками; кредитные и другие финансово-кредитные операции и др.;

г) маркетинговые исследования организации: обзоры состояния рынков сбыта товаров, результаты маркетинговых исследований; оригинальные методы изучения рынков сбыта; сведения о конъюнктуре товарных рынков; прогрессивные методы организации рекламной кампании; каналы продвижения товаров на новые рынки; конкурентные преимущества продукции (товаров, работ, услуг); уровень себестоимости и ценна товары; прогрессивные формы послепродажного обслуживания и др.;

д) договорные отношения с хозяйствующими партнерами: сведения о подготовке и ведении переговоров о заключении предпринимательских договоров; сведения и документы, имеющие отношение к предмету переговоров; условия заключения договоров (контрактов); количественные и качественные данные о заключенных договорах, включая сведения об объеме поставок продукции, ценах, о номенклатуре и количестве товаров по взаимным обязательствам фирмы и партнеров; сведения о предполагаемых торгах продукции и др.

Вышеперечисленные сведения не составляют перечень всей информации о фирме, которую целесообразно сохранять, не допускать утечки, особенно конкурентам. Но, принимая меры по защите информации, следует помнить, что чрезмерная закрытость информации может нанести ущерб фирме. При разработке мер по защите сведений о факторах, условиях и результатах деятельности организации необходимо:

а) руководствоваться законодательными и нормативными актами, устанавливающими перечень сведений, которые не должны быть скрыты от покупателей, хозяйствующих партнеров и других лиц;

б) те сведения, которые характеризуют достижения, конкурентные преимущества, создают высокий деловой имидж организации, целесообразно не только не скрывать, а наоборот широко рекламировать.

8.3. Сведения, составляющие предпринимательскую тайну

Для отдельной организации в зависимости от сферы деятельности, достигнутых результатов и стратегии развития набор сведений, составляющий предпринимательскую тайну, может существенно отличаться. Но правильный ответ на данный вопрос позволит более обоснованно решить проблему о способах организации защиты тайны, определить затраты на ее защиту, которые составляют значительную часть себестоимости продаваемых товаров. Поэтому предпринимателю следует установить основной перечень сведений .(информации), составляющих предпринимательскую тайну, распределить их по категориям важности в зависимости от их ценности для фирмы, характера и размера ущерба, который может быть нанесен при разглашении этих сведений. В то же время излишние меры по ограничению доступа к информации могут осложнить взаимоотношения фирмы с хозяйствующими партнерами, приведут к неоправданным потерям. Защита информации должна способствовать росту прибыли от деятельности организации.

Для формирования перечня сведений, подлежащих защите, целесообразно создать группу из специалистов, занимающихся финансовыми вопросами, конъюнктурой рынка и сведениями о конкурентах, хозяйственными связями с другими организациями, ведущими разработку новых видов товаров, обладающих высокой конкурентоспособностью, с привлечением юриста и других специалистов. Можно привлечь к этой работе сторонних экспертов, но не следует им раскрывать все конкретные сведения, составляющие предпринимательскую тайну. Должны иметь защиту следующие сведения:

• технологического характера: конструкторская документация, чертежи, схемы; описания технологических испытаний; точные данные конструкционных характеристик создаваемой продукции и характер разрабатываемых технологических процессов; сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали; описания новых технологических процессов; используемые новые приборы, станки, оборудование; рецептура создаваемых продуктов и др.;

• научно-технического характера: идеи, открытия, изобретения; ноу-хау; патенты; промышленные образцы; отдельные формулы; новые методы организации производства и труда; тематика важнейших научных исследований; результаты научных исследований; программное обеспечение ЭВМ и другие научные разработки;

• делового характера: сведения о заключенных договорах (контрактах), о подготовленных к заключению договорах; данные о поставщиках ресурсов и клиентах (потребителях); обзоры рынка, материалы маркетинговых исследований; информация о конфиденциальных переговорах; калькуляция себестоимости товаров, структура и размер цен, уровень планируемой прибыли; планы инвестиций; стратегические планы развития; данные об отдельных категориях персонала и другие сведения.

По мере изменения характера деятельности организации перечень сведений, составляющих предпринимательскую тайну, должен трансформироваться. Перечень должен быть в установленном порядке доведен до сотрудников, при этом необходимо предусмотреть меры заинтересованности ответственных исполнителей за сохранение предпринимательской тайны, а также ответственности при ее утечке по вине отдельных работников.

Все предприятия (фирмы, компании) независимо от организационно-правовой формы и форм собственности обязаны не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, в соответствии с Федеральным законом в редакции от 06.10.1997 № 131 – ФЗ «О государственной тайне». Указ Президента РФ от 06.03.1997 № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» к сведениям конфиденциального характера, в частности, относятся: сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна); сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них; сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, и др.

8.4. Угрозы безопасности организации вследствие утечки информации или недостаточной защиты предпринимательской тайны

Недостаточная защита предпринимательской тайны может существенным образом повлиять на конечные результаты деятельности организации, на уровень используемых ресурсов, качество товаров (работ, услуг), ее финансовое положение, ее положение на товарных рынках. Угрозы организации при утечке важных сведений (информации) могут быть потенциально возможными и реальными,по уровню влияния на результаты и условия функционирования они могут различаться от еле ощутимыхдо катастрофических,когда их воздействие приводит к несостоятельности, банкротству фирмы. По воздействию лиц (организаций) на сбор, утечку и передачу информации угрозы подразделяются на внутренние и внешние.Так, к внутренним угрозам можно отнести следующие факторы: излишняя болтливость сотрудников за пределами организации; стремление сотрудников зарабатывать любыми средствами, способами и ценой; привычка сотрудников делиться друг с другом производственными секретами (информацией, не подлежащей разглашению); наличие предпосылок для возникновения среди работников конфликтных ситуаций; случайный подбор кадров; слабая работа службы безопасности или ее отсутствие и др.

В нижеприведенной схеме показаны факторы возникновения угрозы безопасности (экономической) фирмы.

Для предпринимателя как собственника целесообразно постоянно выявлять реальные угрозы не сохранения предпринимательской тайны путем:

• выяснения, кого (физических, юридических лиц) может заинтересовать защищаемая информация, составляющая тайну;

• установления методов, используемых злоумышленниками, для получения информации об условиях и результатах деятельности фирмы;

• правильной оценки возможных источников и объектов предпринимательской тайны;

• определения и оценки вероятных каналов утечки информации.

Персоналу Материальным ресурсам Финансам Информации
Убийства, похищения и угрозы похищения сотрудников и их близких родственников, психологический террор, запугивания, шантаж и вымогательство Повреждения зданий, помещений, другого недвижимого имущества Вывод из строя средств связи и систем коммунального обслуживания. Кража, угон и уничтожение транспорта Кража финансовых средств и ценностей. Мошенничество с финансовыми средствами. Фальсификация валюты и финансовых документов Ознакомление с охраняемыми сведениями. Модификация информации с криминальными целями. Уничтожение информации с целью нанесения морального ущерба

Источник: studopedia.ru

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2016

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Хрулева О.В. 1 , Карпенко Т.В. 1
1 Филиал Южного федерального университета в г. Новошахтинске
Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Развитие экономики страны имеет прямое отношение к положению дел у представителей бизнеса, которые обеспечивают трудовую деятельность и способствуют социальному обеспечению населения. Деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в России регулируется принятым 24 июля 2007 года Федеральным законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в изменениях от 21.07.2014), в котором указаны критерии отнесения предприятия к малому предпринимательству.

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесённые в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесённые в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие перечисленным ниже условиям.

МСП играют важную роль в экономическом развитии страны за счет их вклада в следующие отрасли:

  • индустриализация сельских районов;
  • развитие сельских районов и децентрализация промышленности;
  • создание рабочих мест;
  • более справедливое распределение доходов;
  • использование местных ресурсов.

Они жизненно важны при развитии новых производств в городах и сельской местности. Таким образом, они создают рабочие места в той местности, где они расположены.

Малые и средние предприятия являются менее формальными, где руководители, как правило, находятся в тесном контакте со своими работниками, что не соответствует иерархической структуре управления, которые преобладают в крупных организациях. Эти структуры взаимоотношений, как правило, становятся более формальными по мере увеличения размера фирмы.

В соответствии с законом, число сотрудников для каждой категории субъекта составляет:

  • микропредприятие – не должно превышать 15 человек;
  • малое предприятие – до 100 человек включительно;
  • среднее предприятие – до 250 человек включительно.

Предприятия малого и среднего бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Предприятия малого бизнеса порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности,

Мировая практика свидетельствует, что:

Во-первых, деятельность малого предпринимательства напрямую влияет на успешное развитие не только крупного бизнеса, но и экономики страны в целом, обеспечивая наполнение внутреннего рынка потребительскими товарами и услугами, рост экспортного потенциала.

Во-вторых, в условиях усиления конкуренции на мировом рынке малый бизнес с помощью меньшей капиталоёмкости, чем у крупного производителя, обеспечивает модернизацию производства и обновление ассортимента выпускаемой продукции, тем самым приспосабливается к меняющимся условиям состояния рынка и периодически повторяющихся экономических кризисов.

В-третьих, малый бизнес дает обществу дополнительный социально-экономический эффект. В Японии в этом секторе экономики работает почти 80% занятого населения страны, в странах Европейского Союза — более 70%. В США доля малого бизнеса в валовом внутреннем продукте страны более 52%. Благодаря такой большой занятости населения в малом предпринимательстве уменьшаются расходы государства на трудоустройство граждан и поддержание социальной стабильности, и повышается уровень реальных доходов граждан [1].

Роль малых предприятий в экономике довольно велика, и эта тенденция не только сохраняется, но даже усиливается. Самая важная роль малых предприятий заключается в решении ряда, социальных аспектов. Малые предприятия создают условия для увеличения рабочих мест. Это подтверждается и современным характером экономического развития промышленно развитых стран.

В США ежегодно создается 600 000 новых предприятий. На каждые 100 новых предприятий с новой технологией приходится одно или два рабочих места.

Таким образом, малый бизнес даёт многим людям возможность организации своего дела, а государству помогает в сокращении безработицы и социальной нестабильности. Благодаря малому предпринимательству крупное производство может развиваться, но в тоже время малый бизнес развивается за счёт капиталовложений крупных предприятий. Значит, малое и крупное производства тесно связаны и не могут развиваться друг без друга. Малое предпринимательство способствует формированию рыночной структуры экономики и конкурентной среды.

Международный и отечественный опыт показывает, что благодаря малому бизнесу происходит создание новых рабочих мест и тем самым расширение занятости и сокращение безработицы. Малое предпринимательство насыщает рынок разнообразными товарами и услугами. В целом в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза доля малого бизнеса превышает 67%.

Из этого следует, что государство заинтересовано в создании благоприятных правовых и экономических условий для его интенсивного развития. Но не всегда это так. Часто бывает, что государство пресекает развитие малого предпринимательства из-за больших затрат времени и денег.

Из этого всего можно сделать вывод, что малый бизнес является не только звеном в формировании валового внутреннего продукта страны, но и важнейшим фактором занятости и источником доходов населения, обеспечения национального благосостояния. Несомненно, малое предпринимательство — жизненно важный фактор экономики.

23 сентября 2009 года тогда ещё премьер-министр РФ В. В. Путин огласил начинания Правительства РФ по содействию развития малого и среднего предпринимательства России:

  • сохранить для высокотехнологичных предприятий ставку отчислений в Пенсионный фонд на уровне 14% (с 2011).
  • освободить предприятия, внедряющие энергоэффективное оборудование, от налога на имущество на срок до трёх лет.
  • отменить налог на прибыль от продажи ценных бумаг — при условии, что срок владения ими превышает пять лет и они не обращаются на биржевом рынке.
  • освободить компании, работающие в сфере образования и здравоохранения, от уплаты налога на прибыль на срок до девяти лет.
  • передать в местные бюджеты большую часть дохода от продажи патентов на осуществление предпринимательской деятельности.
  • продлить на три года льготный порядок приватизации арендуемой у государства недвижимости. Освободить все сделки по приватизации от НДС.
  • сделать действие лицензий на предпринимательскую деятельность бессрочным (раньше — нужно продлевать каждые пять лет).

В городе Новошахтинске зарегистрировано 316 малых предприятий и 10 средних предприятий.

Среднесписочная численность работников средних предприятий составила 544 человек, что на 43,3% меньше аналогичного показателя прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата работников средних предприятий составила 15 793,8 рублей, что на 9,5% выше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Уровень среднемесячной заработной платы на малых и средних предприятиях города составил 11 640,0 руб., что на 10,4% больше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Наиболее динамично развивались предприятия по производству пищевых продуктов (темп роста 148,9%), производству прочих неметаллических минеральных продуктов (в 2,8 раза), Незначительный рост показали предприятия с основным видом деятельности «деятельность сухопутного транспорта» (111,0%). Объем отгруженных товаров строительных предприятий в отчетном периоде снизился на 9,3%, что связано с уменьшением объема строительных работ, ведущихся в Новошахтинске.

Оборот средних предприятий составил 631 461,0 тыс. руб., темп роста 94,6%. Оборот малых предприятий составил 4 455 569,4 тыс. руб., что на 36,3% больше аналогичного периода прошлого Доля оборота малых предприятий в общем объеме оборота предприятий по полному кругу составила 52,2%, что на 5,8 процентных пункта больше, чем в январе-сентябре 2014 года.

Исследование динамики оборота малых и средних предприятий в разрезе видов экономической деятельности выявило следующие тенденции.

По-прежнему, торговые предприятия оказывают существенное влияние на формирование оборота малых предприятий, на их долю приходится 74,3% оборота малых предприятий и 38,8% оборота по полному кругу предприятий, на долю промышленных предприятий – 13,5%, предприятий с основным видом деятельности «операции с недвижимым имуществом» – 2,1%, на долю строительных организаций – 4,8% [2].

Наиболее динамично в анализируемом периоде увеличивался оборот торговых и промышленных предприятий, темп роста 147,9% и 123,9%, соответственно. Незначительный рост показали предприятия с основным видом деятельности «строительство» (109,0%).

Таким образом, можно сделать вывод, что и в пределах города Новошахтинска предприятия сферы малого и среднего бизнеса вносят весомый вклад в формирования экономических показателей деятельности региона: расширение сфер производства товаров и услуг, увеличение товарооборота организаций, создание дополнительных рабочих мест для горожан ‒ все это вносит свой позитивный вклад в формирование положительной динамики экономического развития города.

Список литературы:

  1. Голубков Е.П. Стратегическое планирование и роль маркетинга в организации. [Текст]/ Е.П. Голубков//Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – №3. –С. 14 – 16.
  2. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы [Текст]: Учебно-методическое пособие/ М.М. Алексеева. – М.: Финансы и статистика, 2010. С. 45.

Источник: scienceforum.ru

Определите какова роль малого и среднего бизнеса в современной экономике соберите информацию

Цель работы – описать роль и место малого бизнеса в современной экономике, раскрыть факторы, определяющие значение малого бизнеса в современных условиях (вклад малых предприятий в создании ВВП и производство продукции; вклад субъектов малого предпринимательства в формирование бюджетов; рост численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вклад в сокращении числа безработных; насыщение рынка потребительскими товарами, лучшее удовлетворение потребностей населения; накопление опыта управления предприятиями). Рассмотрен опыт регулирования деятельности малого и среднего предпринимательства в развитых странах.

финансовая поддержка
малое предпринимательство
принципы поддержки МСП
бизнес-центр
государственная поддержка малого бизнеса

1. Туренко Т.А. Малое предпринимательство и его роль в устойчивом развитии экономики / Т.А. Туренко // Известия иркутской государственной экономической академии. – 2010. – № 5. – С. 223–227

2. Скибицкий О.М., Матвеев В.В., Скибицкая Л.И. Организация бизнеса. – Кондор, 2011.

3. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития [Текст] / Т.А. Финк // Молодой ученый. – 2012. – № 4. – С. 177–181.

4. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство: Учебник / М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 553 с.

5. Мишурова И.В. Управлением малым предприятием: экономические и правовые основы деятельности: учебное пособие. – Ростовский государственный экономический университет – Ростов-На-Дону, 2008. – 262 с.

Устойчивое развитие экономики зависит от множества факторов, важнейшим среди которых является развитие малого предпринимательства.

Малое предпринимательство является базовым звеном рыночной экономики Предпринимательская инициатива, ориентируясь на потребителя, всегда устремляется туда, где возникает неудовлетворенный спрос, и оставляет те сферы, которые перестают отвечать запросам рынка. Таким образом, формируется и поддерживаются оптимальные хозяйственных пропорций

Как самостоятельный и незаменимый элемент рыночной экономики малое предпринимательство способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научно-технического прогресса.

За счет мобильности, гибкости, инновационного подхода малые предприятия способны быстро приспособиться к изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу, оперативно осуществлять производство новой й продукции малыми партиями Они имеют невысокие эксплуатационные расходы, создают рациональную структуру организации и управления, проводят постоянный поиск нетрадиционных решений и новых способов действий, характеризуются инициативностью и предприимчивостью [2].

Основной целью исследования является раскрыть роль и значение малого и среднего предпринимательства в современной экономике, а также основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах.

Материалы и методы исследования

Значительный вклад в исследовании значения и роли малого предпринимательства внесли российские и зарубежные ученые М.Г. Лапуста, Ю.Л. Старостин, И.В. Мишуров и другие. Исследование базируется на использовании научных методов: обобщения от частного к общему и от общего к частному, анализа, прогнозирования, экономической оценки (аналогии).

В ходе написания статьи использованы различные источники литературы: научная литература, статистические данные и т.д.

Результаты исследования и их обсуждение

Роль малого предпринимательства в экономике страны определяется следующими факторами: численностью малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в общей численности субъектов рыночной экономики; вкладом малых предприятий в создании ВВП, в производство продукции; вкладом субъектов малого предпринимательства в формирование федерального и региональных бюджетов; ростом численности на малых предприятиях занятого трудоспособного населения, вкладом в сокращении числа безработных; насыщением рынка потребительскими товарами, лучшим удовлетворением потребностей населения; навыками дееспособных граждан в создании собственного дела, накоплением опыта управления предприятиями.

Многолетний опыт развития МСП в европейских странах, показал, что данный субъект экономических отношений играет огромную роль в экономике страны, которая заключается в стимулировании конкуренции, что побуждает крупные компании внедрять новые технологии и улучшать эффективность производства, следовательно, эффективность всей экономики европейского союза (ЕС) напрямую зависит от успешной деятельности МСБ. Поэтому, главная цель осуществляемой в рамках Евросоюза политики поддержки МСП заключается в установлении баланса интересов государства и бизнеса, обеспечении оптимальных условий для предпринимательской деятельности, а также увеличении конкурентоспособности субъектов МСБ.

На сегодняшний день основными направлениями политики ЕС в отношении развития МСП являются: финансовая поддержка МСП; упрощение нормативной базы, административных процедур в области поддержки МСБ; участие ассоциаций, представляющих интересы МСП, в принятии решений в рамках деятельности ЕС; содействие МСП в сфере исследований, инноваций и подготовки кадров; устранение нарушений в функционировании «единого рынка» и конкуренции на нем, снижающих эффективность деятельности МСП; повышение конкурентоспособности МСП, в том числе, в целях их выхода на внешние рынки; культивирование среди населения ЕС духа предпринимательства и поддержка различных форм сотрудничества между МСП.

В ЕС сложилась достаточно отлаженная инфраструктура поддержки МСП, так, например, все страны-члены ЕС имеют хорошо развитую сеть как государственных, так и частных организаций по регулированию развития и поддержке МСП. При этом политика по развитию МСБ в каждой стране ЕС разрабатывается министерствами экономики, промышленности и торговли, причем другие правительственные органы, например, министерство занятости, также участвуют в поддержке МСП, оказывая помощь данному слою предприятий в вопросах занятости, обучения, международной торговли, развития и т.д. Государственные учреждения, в частности торгово-промышленные палаты, занимаются обучением и повышением квалификации, технологическим консультированием кадров, задействованных на МСП, стимулированием международной торговли и сотрудничества, выдачей сертификатов качества, предоставлением деловой информации представителям МСП. Частные финансовые учреждения, а именно коммерческие банки, венчурные компании предоставляют кредитную поддержку МСП, а частные исследовательские и консалтинговые структуры консультируют по различным вопросам менеджмента, маркетинга, развития и внедрения информационных технологий и т.п. Основные цели регулирования и поддержки МСБ в Европе состоят в укреплении единого внутреннего рынка ЕС, устранении административных барьеров для ведения МСБ, унификация законодательной базы, а также усиления взаимодействия стран ЕС для более глубокого экономического сотрудничества с другими странами [3].

На сегодняшний день в США зарегистрировано более 20 млн. предприятий МСБ, которые обеспечивают рабочими местами более половины трудоспособного населения страны. По подсчетам американских ученых каждая третья американская семья занята в бизнесе, а некоторые американские учебники по предпринимательству утверждают, что до 20 % малых фирм США начинают с $1000–5000, и более половины из них менее чем за 2–3 года увеличивают свой ежегодный доход до $1 млн.

Принципы поддержки МСБ в США сформировались в середине 50-х годов прошлого столетия с момента создания Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), защищающей интересы МСБ на правительственном уровне и имеющей представительства во всех крупнейших городах страны, что позволяет распространять политику на все штаты, а не только на основные экономические центры США. Государственная стратегия развития МСБ определяется «Законом о малом бизнесе», в котором говориться, что экономика страны, основанная на частном предпринимательстве и свободной конкуренции, не может развиваться без развитого сектора МСБ, который нуждается в постоянной поддержке со стороны государства, которую и обеспечивает АМБ по следующим направлениям: доступ к финансовым ресурсам, размещение в секторе не менее 23 % государственного заказа, оказание финансовой, а также консультационной, технической и организационной помощи предприятиям МСБ [2]. При этом помощь, которую оказывает государство МСП, весьма многообразна: от проведения технологической модернизации производства, содействия при осуществлении НИОКР до защиты интересов МСБ на всех уровнях власти. Государственная поддержка МСП оказывается не только непосредственно структурными подразделениями АМБ или уполномоченными компаниями, партнёрскими организациями и фирмами, а также консультационными пунктами, бизнес-центрами и т.п.

Региональные представительства АМБ тесно взаимодействуют с Центрами развития предпринимательства (ЦРП), основными задачами которых является обучение представителей МСП навыкам предпринимательства и ведения бизнеса, поиск источников финансирования и предоставление консультаций по расширению действующего бизнеса. Помимо АМБ в США существует немало разнообразных программ, направленных на развитие различных сегментов МСБ, причем особенное значение придается развитию инновационного предпринимательства, что обусловлено высокой эффективностью капиталоотдачи инновационных разработок и относительно высоким количеством патентов, выданных на одного работника МСП.

Таким образом, основными направлениями поддержки и развития сектора МСБ в США являются сложившаяся устойчивая государственная система регулирования и поддержки предприятий МСБ, развитая система государственных заказов, предоставление государственных гарантий по обеспечению кредитов, выдаваемых в рамках государственных или региональных программ обеспечения доступа МСП к финансовым ресурсам, а также инвестиционное кредитование МСП, в основе которого лежит создание сети частных инвестиционных компаний, которые, используя собственный капитал и привлекая заимствованный капитал, осуществляют различные инвестиции в МСП [3].

Регулирование деятельности МСП в Японии осуществляется за счет правительственных организаций, таких как Управление малых предприятий, основными направлениями политики которого являются контроль выполнения МСП антимонопольного законодательства, обеспечение и поддержка интересов МСБ, ограничение контроля владельцев бизнеса, определение ответственности заказчиков и исполнителей при заключении договорных отношений и т.д. Законодательство страны устанавливает статус предприятий МСБ и размер льгот для них в соответствии с видом деятельности, а также проводит жесткое регулирование рыночной стоимости выпускаемой ими продукции, что позволяет правительству страны контролировать рост цен и сдерживать рост инфляции.

С целью облегчения механизма финансовой поддержки субъектов МСБ правительством Японии была создана Корпорация страхования МСП и ассоциации по гарантированию кредитов подобно созданию Государственных фондов для развития и поддержки МСБ Китая, США и прочих стран. Правительство Японии выделяет субсидии, займы и оказывает помощь в получении кредитов на всех этапах развития субъектов МСБ, которые принимают активное участие в развитии наукоемкой и высокотехнологичной промышленности. Государство поддерживает МСП, предоставляя услуги в сфере консалтинга, рекламы, подбора кадров, оказывая организационную помощь.

Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что в Японии сложились хорошие условия для развития МСП в различных сферах бизнеса, так как правительство страны осуществляет строгий контроль за организацией и развитием данного субъекта экономических отношений путем обеспечения выполнения антимонопольного законодательства, установления различных льгот для МСП, регулирования цен на выпускаемую продукцию, а также оказания финансовой и консультативной поддержки МСП на всех уровнях их развития.

На сегодняшний день Сингапур является одной из самых высокоразвитых стран мира. Многие специалисты считают, что Сингапур – лучшее место для осуществления предпринимательской деятельности – по данным исследований CNN, страна занимает 5-е место по развитию МСБ – на сегодняшний день в стране функционирует около 140 000 субъектов МСБ, что составляет около 90 процентов всех предприятий страны и обеспечивает рабочими местами значительную часть занятого населения.

Правительство Сингапура заинтересовано в содействии развития МСП с целью их конкурентоспособности на международном рынке. Поддержкой МСБ в Сингапуре занимается специально созданное агентство «Spring», обеспечивающее разработку и реализацию различных программ содействия МСБ, развитие предпринимательских способностей субъектов МСБ, предоставление консультационных услуг, подготовку кадров для управления бизнесом. Кроме того в Сингапуре внедряется огромное количество разнообразных программ по льготному кредитованию, которые включают специальные займы, страхование кредитных рисков, предоставление субсидий, финансирование обучения и повышения квалификации кадров МСП.

Итак, МСБ в Сингапуре является основой экономики за счет сложившейся в стране благоприятной экономической ситуации и привлекательного инвестиционного имиджа, а также продуманной государственной политики в области поддержки МСП [3].

На сегодняшний день в наиболее развитых зарубежных странах предприятия малого и среднего бизнеса составляют примерно 70–90 % от общего числа предприятий, например, в США в секторе МСБ работает около 53 % всего работоспособного населения, в Японии – 71,7 %, а в странах Европейского союза на малых предприятиях трудится примерно половина работающего населения. Более того в странах-членах Европейского союза средние предприятия составляют всего 1 % от общего количества предприятий, но при этом обеспечивают 20 % от общего оборота предприятий и 17 % от общей занятости населения. Уровень развития малого и среднего бизнеса напрямую определяет степень развития экономики страны.

Источник: applied-research.ru

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

МАЛЫЙ БИЗНЕС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА / РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / STATE SUPPORT / DEVELOPMENT STRATEGY / ENTREPRENEURSHIP / DYNAMICS OF SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / STATE POLICY / THE ROLE AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гудкова О.В.

В настоящее время огромное внимание уделяется развитию малого бизнеса , ведь проблема малого бизнеса является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Для стабильного функционирования экономики любого государства, развитие и укрепление деятельности субъектов малого бизнеса является ключевым направлением экономической политики государства.

Развитие малого бизнеса одно из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, обеспечению стабильности в социальной сфере. Эффективное развитие малого предпринимательства предопределяет уровень демократизации и открытости экономики нашего государства. В данной статье приводится динамика развития малых предприятий в России, который состоит из динамики: количества субъектов малых предприятий; субъектов, относящихся к малым предприятиям по составу; численности рабочих. Исходя из этого определяется роль и значение малого бизнеса . Большое внимание уделяется проблемам взаимоотношения бизнеса и государства, а также эффективности реализации мер государственной поддержки . На современном этапе одной из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства является вывод на качественный уровень мер и инструментов поддержки малого бизнеса . В связи с этим, на основе стратегического планирования государства осуществляется разработка и реализация государственных программ, которые способствуют поддержке малого бизнеса . В статье также уделяется внимание стратегии и перспективам развития малого бизнеса в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гудкова О.В.

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Исследование условий для развития малого бизнеса и предпринимательства (на примере г. Ульяновска)
Исследование условий для развития малого бизнеса и предпринимательства (на примере г. Ульяновска)
Поддержка малого и среднего бизнеса в России

Стратегия развития малого предпринимательства в Российской Федерации до 2030 года
Развитие малых предприятий в Российской Федерации
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS, THE SITUATION IN THE MODERN ECONOMY

Currently, great attention is paid to the development of small business , because the problem of small business is the most important in the direction of research in economic theory. For the stable functioning of the economy of any state, the development and strengthening of the activities of small businesses is a key area of economic policy of the state. The development of small business is one of the conditions for Russia’s transition to full-fledged market relations, sustainable economic development, and stability in the social sphere. The effective development of small business determines the level of democratization and openness of the economy of our state.

This article presents the dynamics of the development of small enterprises in Russia, which consists of the dynamics: the number of subjects of small enterprises; entities related to small enterprises in composition; the number of workers. Based on this, the role and importance of small business is determined. Much attention is paid to the problems of the relationship between business and the state, as well as the effectiveness of the implementation of government support measures. At the present stage, one of the priority areas of state policy in the field of small business is the conclusion on a qualitative level of measures and tools to support small businesses.

In this regard, on the basis of strategic planning of the state, the development and implementation of government programs that support the small business are carried out. The article also pays attention to the strategy and prospects of small business development in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ»

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА, ПОЛОЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Аннотация. В настоящее время огромное внимание уделяется развитию малого бизнеса, ведь проблема малого бизнеса является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Для стабильного функционирования экономики любого государства, развитие и укрепление деятельности субъектов малого бизнеса является ключевым направлением экономической политики государства.

Развитие малого бизнеса одно из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, обеспечению стабильности в социальной сфере. Эффективное развитие малого предпринимательства предопределяет уровень демократизации и открытости экономики нашего государства.

В данной статье приводится динамика развития малых предприятий в России, который состоит из динамики: количества субъектов малых предприятий; субъектов, относящихся к малым предприятиям по составу; численности рабочих. Исходя из этого определяется роль и значение малого бизнеса.

Большое внимание уделяется проблемам взаимоотношения бизнеса и государства, а также эффективности реализации мер государственной поддержки. На современном этапе одной из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства является вывод на качественный уровень мер и инструментов поддержки малого бизнеса. В связи с этим, на основе стратегического планирования государства осуществляется разработка и реализация государственных программ, которые способствуют поддержке малого бизнеса. В статье также уделяется внимание стратегии и перспективам развития малого бизнеса в Российской Федерации.

Ключевые слова: малый бизнес, государственная поддержка, стратегия развития, предпринимательство, динамика развития малого бизнеса, роль малого бизнеса.

THE ROLE AND IMPORTANCE OF SMALL BUSINESS, THE SITUATION

IN THE MODERN ECONOMY

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. Currently, great attention is paid to the development of small business, because the problem of small business is the most important in the direction of research in economic theory. For the stable functioning of the economy of any state, the development and strengthening of the activities of small businesses is a key area of economic policy of the state. The development of small business is one of the conditions for Russia’s transition to full-fledged market relations, sustainable economic development, and stability in the social sphere. The effective development of small business determines the level of democratization and openness of the economy of our state.

This article presents the dynamics of the development of small enterprises in Russia, which consists of the dynamics: the number of subjects of small enterprises; entities related to small enterprises in composition; the number of workers. Based on this, the role and importance of small business is determined. Much attention is paid to the problems of the relationship between business and the state, as well as the effectiveness of the implementation of government support measures. At the present stage, one of the priority areas of state policy in the field of small business is the conclusion on a qualitative level of measures and tools to support small businesses.

In this regard, on the basis of strategic planning of the state, the development and implementation of government programs that support the small business are carried out. The article also pays attention to the strategy and prospects of small business development in the Russian Federation.

Key words: small business, state support, development strategy, entrepreneurship,, dynamics of small business development, state policy, the role and importance of small business.

В настоящее время малое

предпринимательство играет весьма большую роль в экономике. Уровень его развития во многом определяет уровень экономики любого государства, влияет на экономический рост, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на ускорение научно-технического прогресса. Данным предприятиям присуща достаточная мобильность, именно поэтому они обладают возможностью сглаживать негативные процессы в сфере занятости населения, например, таких как появление новых рабочих мест. Так же малый бизнес обладает значительным потенциалом в сфере вовлечения в производство резервов рабочей силы, которые из-за его технологических и иных особенностей не могут быть использованы в крупном производстве. Стоит отметить, что именно малый бизнес порождает и развивает кредитование малого предпринимательства, стимулирует снижение уровня процентных ставок.

Специалисты расходятся во мнении о роли и месте малого предпринимательства в современной экономике. Часть специалистов отводит малому бизнесу приоритетную роль, другие считают, что государство и крупные компании в экономическом плане должны прокладывать путь малым формам, так как последним сложно самостоятельное создать развитое экономическое пространство. Очевидно одно: в современных условиях как государству и крупных фирмам не обойтись без малых предприятий, так и субъекты малых форм хозяйствования нуждаются в поддержке со стороны государственных структур и крупного бизнеса.

Актуальность данной темы заключается в том, что проблема малого бизнеса является важнейшим направлением исследования в экономической теории. Развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере. Заметим, что почти треть населения страны, так или иначе, связана с малым бизнесом. Предпринимательство может выступать как один

из факторов интенсивного экономического роста [4]. Так же, развитие малого бизнеса может предопределять уровень демократизации и открытости экономики нашего государства, поэтому особенно важна и необходима поддержка данного сегмента

предпринимательства. В связи с этим особую значимость приобретает анализ динамики развития малого предпринимательства, а также меры государственной поддержки и регулирования малого бизнеса.

Малый бизнес имеет большое значение для развития экономики страны

Во-первых, малый бизнес можно считать одним из главных источников налоговых поступлений. Так, малое предпринимательство принимают участие в формировании бюджета путём отчислений из прибыли различных организаций. Так же развитие малого бизнеса способствует появлению новых рабочих мест, то есть является источником дохода населения [6].

Во-вторых, малый бизнес является важным сектором экономики. Малые предприятия способны мягче реагировать на изменения окружающей среды, в отличии от крупных предприятий, потому что приспосабливаются к изменениям на рынке, тем самым демонстрируя гибкость и мобильность малого бизнеса.

В-третьих, малый бизнес имеет большую роль в социально-экономической сфере. Так как малый бизнес охватывает большую аудиторию экономически активного населения, то он способен оказать влияние на повышение уровни занятости населения, уменьшение уровня безработицы за счёт формирования новых рабочих мест для населения. Предприятия малого бизнеса могут учесть индивидуальные особенности каждого покупателя, так как более являются более специализированным.

В-четвёртых, благодаря малому бизнесу создаются новые виды различной продукции и услуг, что способствует развитию научно-технического прогресса.

Таким образом, для стабильного и эффективного функционирования экономики любого государства, ключевым направлением

экономической политики государства является развитие и укрепление деятельности субъектов малого предпринимательства. Анализ динамики развития малого бизнеса

Для более детального изучения сегмента малого бизнеса и его роли в России рассмотрим анализ динамики развития малого бизнеса, который был проведен мной согласно ежегодно публикуемых Федеральной службой

государственной статистики по результатам обследований субъектов малого

Статистические данные по количеству субъектов малых предприятий в период 2016 год — апрель 2019 года приведены на рис. 1.

Рис. 1. Динамика количества субъектов малых предприятий

Проанализировав статистические данные, мы видим отрицательную динамику. Количество субъектов, вовлеченных в малый бизнес, постепенно уменьшается. По итогам 2017 года наблюдается незначительное снижение количества субъектов (менее 1%) по отношению к 2016 году. По итогам 2018 года показатель уменьшился на 6,5%. по отношению к 2016 году. В апреле 2019 года количество субъектов снизилось на 8% по отношению к 2016 году и составляет 248 085 единиц.

Теперь рассмотрим субъекты, относящихся к малым предприятиям, по составу в период с 2017 по 1 квартал 2019 года. Статистические данные приведены на рис. 2.

Рис. 2. Динамика субъектов, относящихся к малым предприятиям по составу

Из диаграммы видно, что в 2017 году доля юридических лиц от общего количества субъектов составляет 89,4%, а ИП- 10,6% соответственно. К 2019 году уменьшение количества юридических лиц происходит более интенсивно, чем индивидуальных

предпринимателей. Так, первом квартале 2019 года из общего количества субъектов (248 085 единиц) юридические лица составляют 89,1 % (221 064 единиц), индивидуальные предприятия — 10,9% (27 021 единиц) [3].

Отмечается и падение уровня занятости. Рассмотрим статистические данные по численности рабочих в период 2016 год — 1 квартал 2019 года на рис. 3.

Рис. 3. Динамика численности рабочих Проанализировав динамику численности рабочих в период с 2016 по первый квартал 2019 года можем заметить тенденцию снижения численности рабочих в секторе малого бизнеса. По сравнению с 2016 годом число занятых в секторе малого предпринимательства снизилось на 12,3% и составило 6 510 258 человек.

Данное снижение количества малых предприятий и уровня занятости можно объяснить рядом факторов, которые негативно

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сказываются на развитии малого бизнеса. Среди факторов можно отметить падение реальных доходов населения, рост налоговой нагрузки, экспансию крупных сетевиков в регионах. Стоит отметить, что эксперты замечают тенденцию перехода индивидуальных предпринимателей в самозанятые для дополнительной экономии на налогах. (Правительством Российской Федерации налоговые каникулы для самозанятых продлены до конца 2019 года).

Далее рассмотрим распределение числа субъектов по регионам в период с 2016 по первый квартал 2019 года. Статистические данные приведены на рис. 4.

Динамика количества суНьектав малых предприятий по регионам а период с 2016 по первый квартал 2019 года

■ 201« 11017 вше 2иЗ

Рис. 4. Динамика количества субъектов малых предприятий по регионам в период с 2016 по первый квартал 2019 года

Исходя из диаграммы, мы можем увидеть, что малый бизнес развивается на территории Российской Федерации неравномерно. Так, на протяжении исследуемого периода основную долю составляет Центральный Федеральный округ (далее — ЦФО) — 35%.

Практически неизменным остается число субъектов по регионам и их общая доля среди Федеральных округов. Так, в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Приволжском, Уральском Федеральных округах количество субъектов малых предприятий не изменилось. Стоит отметить, что в 2016 году доля в 1% приходилась на Крымский Федеральный округ. Однако для повышения эффективности деятельности органов государственной власти 28 июля 2016 года указом №375 Крымский федеральный округ был упразднён и включён в состав Южного федерального округа.

На ЦФО в марте 2019 года приходится 86 194 субъекта, 2 041 573 работника и 238 продукции, что в 7 раз больше по количеству субъектов, чем в Дальневосточном ФО, в 6 раз больше по количеству работников и в 238 раз по количеству продукции.

Главным фактором сосредоточения субъектов в Центральном ФО можно считать высокий платежеспособный спрос, а также высокий уровень развития бизнес-инфраструктуры.

Что касается Дальневосточного федерального округа, то можно предположить, что на низкий показатель количества субъектов малого бизнеса влияет значительное административное давление на бизнес и бюрократизация работы контрольно-надзорных органов.

Государственная поддержка и регулирование малого предпринимательства в России

На данный момент является очень актуальным оценка эффективности реализации мер государственной поддержки, так как существует повышенный интерес к проблемам взаимоотношения бизнеса и государства.

Вывод на качественный уровень мер и инструментов поддержки малого

предпринимательства является одной из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого предпринимательства на современном этапе.

Стоит отметить, что перспектива развития малого предпринимательства в России определяется стратегией развития малого бизнеса в России, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.02.2016 №1083-р на период до 2030 года, которая в свою очередь направлена на увеличение оборота малых предприятий, увеличение производительности труда, а также увеличение доли занятого населения в секторе малого бизнеса [1].

На основе данного стратегического планирования государства в сфере развития малого бизнеса осуществляется разработка и реализация государственных программ Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.

Что касается государственные программ, то они способствуют поддержке малому предпринимательству и помогают уменьшить финансовую нагрузку на бизнес. В свою очередь, я считаю, что предприниматели должны более тщательно изучать существующие программы государственной поддержки для того, чтобы использовать предоставленные им возможности с максимальной эффективностью.

В значительной мере развита инфраструктура поддержки и развития малого

предпринимательства. Создана региональная сеть бизнес-инкубаторов, инновационных центров, технопарков, центров трансфера и технологий, фондов микрофинансирования, структур по поддержке

Предусмотрены информационная, маркетинговая и юридическая системы мер для поддержки субъектов малого предпринимательства. Более того, внедрены новые электронные формы налоговой и статистической отчетности, упрощённый порядок ведения бухгалтерского учёта для некоторых видов деятельности. Для оптимизации системы учета и налоговых платежей малых предприятий предусмотрены специальные налоговые режимы. Для облегченного создания и ведения бизнеса предложены новые сервисы, в том числе с использованием мобильных устройств [5].

Таким образом, значение малого бизнеса для развития экономики страны огромно. Малое предпринимательство выступает одним из главных источников налоговых поступлений. Имеет большую роль в социально-экономической сфере, т.к. способно оказывать влияние на увеличение уровня занятости и снижения безработицы.

Благодаря малому бизнесу создаются новые виды различной продукции и услуг. Малый бизнес способствует поддержке оптимальной конкурентной среды, препятствует развитию монополий и увеличивает потребительский спрос. В результате расширение границ деятельности малых предпринимателей благотворно влияет на экономический рынок России.

Исходя из анализа динамики развития малого предпринимательства можно сделать вывод о том, что, в исследуемый период наблюдается отрицательная динамика количества субъектов малых предприятий и численности рабочих в секторе малого бизнеса. Снижение количества малых предприятий и уровня занятости негативно сказываются на развитии малого бизнеса. Среди факторов можно отметить падение реальных доходов населения, рост налоговой нагрузки, экспансию крупных сетевых компаний в регионах.

Изучив государственную политику в сфере малого предпринимательства на современном этапе можно констатировать, что на территории Российской Федерации проходит активная фаза развития системы государственной поддержки малого предпринимательства. Одной из приоритетных направлений государственной политики является вывод на качественный уровень мер и инструментов поддержки малого предпринимательства.

В заключении отмечу, что несмотря на поддержку малого бизнеса со стороны, в России необходимо развивать данное направление, так как малое предпринимательство пока еще не заняло достойного места в российском секторе экономики.

Я поддерживаю государственную политику по развитию социального и молодежного предпринимательства. Считаю, что в государственной материальной поддержке нуждаются прежде всего социально-незащищенные люди, инвалиды, многодетные семьи. Я думаю, что необходимо еще больше развивать системные проекты в области популяризации предпринимательской

деятельности, особенно среди молодежи, проводить больше тренингов для новичков в бизнесе.

Список используемых источников

[1] Edmiston K. The Role of Small and Large Businesses in Economic Development// Econonic review.-2007.-№2.-pp.77-80

[2] Марченко С.В. Роль и значение малого бизнеса в экономической системе / Погосян В.В // Экономические науки. -2017. -№1. -С.144-146

[3] Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (утв. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 №16), http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31920 8/

[4] Распоряжение Правительства РФ от 02.06.2016 №1083-р (ред.от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года]», http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19946 2/f3fa9da4fab9fba49fc9e0d938761ccffdd288bd/

[5] Федеральная программа Минэкономразвития России из федерального бюджета бюджетам субъектов Россикйской Федерации в целях оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на региональном уровне [Электронный ресурс], http://e.120-bal.ru/geografiya/37751/index.html

[6] Юрченко А. В. Развитие системы государственной

поддержки и регулирования малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2018. — №6. — С. 146-14

[7] Богомолов А.И.Хроноэкономика. Издательство «Креативная экономика». Москва, с 264.

[8] Богомолов А.И. Тектология Богданова и диагностика глобальных процессов. Вестник Московского университета.Серия 27.. 2019. № 4. С. 513

[9] Сухорукова С.М., Погорелый А.М. Международное технологическое разделение труда и рост глобальных экологических проблем. Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 2. С. 14-20.

[10] Шестова Т.Л., Лесь А.Ю. Глобальное медиапространство как научная метафора. Вестник Московского университета. Серия 27: Глобалистика и геополитика. 2016. № 2. С. 46-50.

Источник: cyberleninka.ru

Роль малого, среднего и крупного бизнеса в экономике РФ

Во-первых, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, — создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Важность малых предприятий еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Наконец, развитие мелкого предпринимательства необходимо только потому, что они дают жизнь старым крупномасштабным предприятиям и в союзе с ними получают значительную выгоду как для себя, так и для рыночной экономики в целом.

Роль крупного бизнеса в экономике России:

Крупный бизнес является ключевым звеном экономики России. Несмотря на стремительное развитие молодого и перспективного малого предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности.

Экономика не может базироваться только на малых инициативах. Колоссальные масштабы современного производства обусловлены прежде всего наличием крупномасштабного предпринимательства, которое способствует процветанию и малого бизнеса.

Крупные фирмы имеют больше оснований расчитывать на предпринимательский успех, поскольку по сравнению с мелкими они имеют ряд преимуществ. Прежде всего они могут использовать новейшую дорогостоящую высокопроизводительную технику и за счет этого снижать себестоимость продукции, повышать ее качество.

Они в состоянии проводить широкомасштабные маркетинговые исследования и обеспечить доходчивую рекламу своей продукции, на что порой требуются огромные затраты. В связи с этим у крупных объединений больше возможностей завоевать и удерживать рынок сбыта и получать высокие доходы. Новая дорогостоящая техника, как правило, недоступна для малых фирм из-за низкой рентабельности, обусловленной небольшим объемом производства, наращивать который они не в силах. Помимо того, крупные предприятия, проводя маркетинговые исследования, уменьшают свои потери от рисковых мероприятий. Внутренняя специализация и кооперирование позволяют этим предприятиям повышать общий уровень квалификации персонала, увеличивать загрузку оборудования, снижать удельные потери на складских и транспортных операциях, рекламе и т.д.

Источник: vuzlit.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин