Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности:
- Создание условий цивилизованного функционирования рынка:
- определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления
- создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров
- защита интересов и прав потребителей
- установление стандартов и мер
- предупреждение споров между предпринимателями
- пропорциональность развития экономики
- темпы экономического роста
- объем национального производства
- внешнеэкономические связи страны
- уровень занятости и социальная защита населения
- Предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем
- Борьбой с криминализацией предпринимательской деятельности
- Предотвращением экономических кризисов и социальных потрясений
- Контролем за использованием общенациональных ресурсов
- Социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения
Функции государственного управления:
- Прогнозирование экономически нежелательных ситуаций и их предотвращение
- Информационное обеспечение и конроль за выполнением нормативов и ограничений
- Материально-техническое и финансовое обеспечение общенациональных проектов
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности
Методы государственного регулирования подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. К административным относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массвой информации.
56. Государственное регулирование естественных монополий
Государственное регулирование — это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы. Естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров Государственное регулирование естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона о естественных монополиях N 147-ФЗ от17 августа 1995 года.
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Настоящий ФЗ определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий. Статья 3. Определения основных понятий Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие определения основных понятий: естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии; Статья 4. Сферы деятельности субъектов естественных монополий 1. Настоящим ФЗ регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах: • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; • транспортировка газа по трубопроводам; • железнодорожные перевозки; • услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; • услуги общедоступной электрической и почтовой связи; • услуги по передаче электрической энергии; • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; • услуги по передаче тепловой энергии.
Статья 6. Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей. В настоящее время полномочия государства в отношении регулирования деятельности естественных монополий распределены между двумя федеральными органами исполнительной власти — Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по тарифам. Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) ФЗ о защите конкуренции 26.07.2006– уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по принятию НПА, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа) (руководство деятельностью ФАС осуществляет непосредственно Правительство). ФАС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги в соответствии с законодательством РФ и контроль за их применением (за исключением регулирования цен и тарифов, относящихся к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти), а также федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющий функции по определению (установлению) тарифов и осуществлению контроля по вопросам, связанным с установлением и применением тарифов в сферах деятельности субъектов естественных монополий (руководство деятельностью ФАС осуществляет непосредственно Правительство).ФСТ устанавливает тарифы (на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; тарифы (цены) на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; тарифы на предоставление доступа к телефонной сети; цены на продукцию ядерно-топливного цикла; цены на продукцию оборонного назначения; минимальные цены на водку, ликеро-водочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 25%).
Источник: studfile.net
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Аммосова, А. М. Государственное регулирование предпринимательской деятельности / А. М. Аммосова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/229/53368/ (дата обращения: 22.05.2023).
Не будем нырять в теоретические понятия государства, предпринимательской деятельности и так далее. Прежде чем разбираться в дебрях регулирования государством предпринимательской деятельности, определим актуальна ли данная сфера в нашем обществе. По результатам социологических исследований и мониторингу занятости населения, мы можем определить, что в наши дни население не готово охотно заниматься бизнесом.
Мы изучили рынок безработных и выявили тот факт, что заметно сократилось количество безработных, которые готовы заниматься своим делом, открывать бизнес и стать финансово независимым. К примеру, если в 2011–2012 годах каждый второй гражданин, оставшись без основного места работы, хотел стать предпринимателем, вести свою дело по своим правилам, расширяя свои возможности, а именно, не ограничивая себя работой «для кого-то».
И регистрация бизнеса была востребованной услугой, то теперь желающих заниматься предпринимательской деятельностью все меньше и меньше. С чем это связано? Может государство каким-то образом притесняет и завязывает руки бизнесменам?
Или мышление народа направлено на более определенный путь, ведь работая на государственные учреждения ты в большей степени уверен в завтрашнем дне. Ты сознательно спокоен о своем финансовом состоянии, даже в том случае, если твоя зарплата не позволяет жить на широкую ногу, но ты знаешь, что в определенный день ты получишь свои заработанные деньги. Бизнес жесток и не каждый готов строить что-то свое и бороться за устойчивое состояние на финансовом рынке. Важно отметить, что сами предприниматели считают, что на сегодняшний момент, не самое удачное время для начала предпринимательской деятельности. И бизнесмены не обозначают своими планами расширение своего бизнеса и не готовы создавать новые рабочие места.
И не всегда причина начала своего бизнеса заключается в финансовой независимости, многие предприниматели пришли в бизнес не от возможности стать миллионером, они просто не нашли других возможностей трудоустроиться. Около 25 процентов пытаются поддержать семейный доход и оставить что-то своим детям, упрочив их финансовое положение.
Но начав бизнес просто так, вряд ли можно достичь высоких результатов. Опираясь на мнения экспертов, любое повышение минимальной заработной платы, оборачивается головной болью для бизнесменов. Тем самым, это приводит к прекращению деятельности. Согласно их выводам, роста предпринимательства в России в ближайшие годы не намечается.
Но вернемся к вопросу о государственном регулировании предпринимательской деятельности. Все, кто когда-то решил открыть свой бизнес, так или иначе сталкивался с государственным регулированием. Это процедуры оформления, налоговые выплаты, отчёты перед определенными государством инстанциями, ограничения и запреты — все это знакомо любому предпринимателю. Но большая часть регулирующих рычагов на самом деле не бессмысленны так, как служат гарантией защиты прав как потребителей, так самих предпринимателей от разнонаправленно, давящей конкуренции.
В регулировании предпринимательской деятельности заключено осуществление государственными органами политики страны в сфере предпринимательства. Как видим, весьма понятное определение, несмотря на лаконичное обозначение, это понятие до сих пор вызывает вопросы у населения.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности — это определенная система упорядоченных мер, реализуемых государством в рамках законности, для проведения государственной экономической политики.
Главной целью воздействия государства на предпринимательскую деятельность является достижение и соблюдение грани публичных и частных интересов в экономике. Данная цель реализуется посредством трех основных функций:
а) создание условий функционирования рынка, сюда входят: определение форм собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения договоров, предупреждение споров между хозяйствующими субъектами и разрешение их в судебном порядке, установление денежной системы, установление стандартов на продукцию, защита прав и интересов потребителей продукции;
б) стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
в) решение макроэкономических проблем: объём национального производства, обеспечение пропорциональности развития экономики, регулирование и стимулирование темпов экономического роста, регулирование уровня занятости трудоспособного населения, социальная защита.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости: от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики, максимальный (использование всех или большинства средств государственного регулирования), средний, минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) государственном регулирования экономики. В зависимости от методов — прямое, косвенное регулирование. В зависимости от территории — регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.
К принципам государственного регулирования в юридической литературе относят:
- Принцип законности. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке.
- Принцип целесообразности государственного регулирования предпринимательства заключается в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта.
- Принцип взаимной ответственности государства и хозяйствующих субъектов. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.
Опираясь на данную классификацию принципов, с помощью которых государство регулирует предпринимательскую деятельность мы так же можем выделить дополнительную уверенность в том, что государственный контроль дает уверенность в продвижение и течения бизнеса в правильном направлении, благодаря законности регулирования, решение проблем целесообразными методами, и государство несет ответственность во взаимоотношениях.
С регулированием бизнеса мы сталкиваемся изначально, посредством оформления документов, носящих юридическую силу, такие как принятие правового акта управления, государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, если того требует закон. Далее государство стимулирует и поддерживает предпринимателей различными льготами, кредитами, государственной поддержкой в виде субсидий, субвенций и проч. Устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами, что позволяет функционировать бизнесу на равных условиях.
Также кратко остановимся на методах государственного регулирования, которые в свою очередь подразделяются на: административные, экономические и морально-политические. Под классификацию административных относятся: запрет, юридическая ответственность, принуждение, в том числе с помощью уголовной и административной ответственность. Экономические методы в отличии от прямых административных методов проявляют себя в косвенном регулировании предпринимательской сферы деятельностью с помощью: цен, тарифов, квот, налогов и лицензий. Морально-политические методы реализуются с помощью средств массовой информации.
Подводя итоги, можно сказать, что государство всячески поддерживает предпринимателей в открытие своего бизнеса. Предлагается не малый перечень помощи на первых парах открытия, что касается предоставления денег (в кредит, на льготных условиях и так далее).
К основным направлениям государственного регулирования предпринимательской деятельности относят: создание условий цивилизованного функционирования рынка (определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления, создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров, защита интересов и прав потребителей, установление стандартов и мер, предупреждение споров между предпринимателями. Стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса.
Решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики, темпы экономического роста, объем национального производства, внешнеэкономические связи страны, уровень занятости и социальная защита населения. В целом, имея ориентир и опираясь на современный рынок, потребности населения, его интересы возможно построить четко построенный бизнес. Имея грамотно составленный бизнес-план будущего бизнеса и уверенность в правильности решения, можно достичь больших высот в предпринимательской деятельности. Социально ориентированный рынок услуг и товаров дает простор для работы, несмотря на множество предложений и услуг, именно твое дело может быть новым веянием и новым дыханием современного бизнеса. Государство не притесняет и не содействует закрытию бизнеса, в большей мере самозанятость выгодна государству по ряду причин, которые послужат обсуждению для другой статьи.
- Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 № 432-ФЗ
- Самуэльсон П. А., Нордхаус В. Д. Экономика.-М.: «Бином», «Лаборатория Базовых Знаний», 2014, 397с.
- Тарануха Ю. Предпринимательство в переходной экономике.// Экономист, 2014, № 16, с.42–49.
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, государственное регулирование, государство, бизнес, предприниматель, государственное регулирование предпринимательства, косвенное регулирование, научно-технический прогресс, национальное производство, экономический рост.
Источник: moluch.ru
Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Государственное регулирование предпринимательской деятельности – это управленческая деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.
Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях : обеспечение госуд. и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование госуд. бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости:
1. От степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики –
· максимальный (использование всех или большинства средств госуд. регулирования),
· минимальный (в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью) уровни (режимы) гос. регулирования экномики,
2. В зависимости от методов – прямое, косвенное регулирование,
3. В зависимости от территории – регулирование на федеральном, региональном и местном уровне.
Можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, например: антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности; использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, квоты, система заказов); государственное регулирование цен; государственный контроль за предпринимательской деятельностью; государственное регулирование международных экономических отношений.
Два основных метода гос. регулирования – административный (прямой) и товарно – денежный (экономический или косвенный). К административным можно отнести, например, госуд. заказы и контракты на поставку определенных видов продуктов, определение стратегических целей развития экономики, их выражение в планах, госуд. регистрация субъектов предприним. деят-ти; к косвенным – налогообложение, налоговые льготы, кредитные льготы, платежи за ресурсы.
В механизме государственного регулирования предпринимательской деятельности важное место принадлежит государственному контролю как одному из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется также с применением норм ФЗ «О техническом регулировании». К категории обязательных требований «О техническом регулировании» относит только требования к безопасности продукции, которые являются объектом контроля со стороны государства.
Основные средства регул-ия – правовые (юрид. нормы, НПА, правоотношения, правосознание, акты реализации права и др.) и неправовые (политические, экономические и организационно – технические). Политические, организац-технич. средства – деньги, кредиты и финансы, цены и тарифы – они не могут существовать вне правового регулирования. Экономическими средствами являются – денежное обращение, эмиссия ценных государственных бумаг, инвестиции, субсидии и др.
Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ.
ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Стратегическое планирование — деятельность участников стратегического планирования по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления, обеспечения национальной безопасности РФ, направленная на решение задач устойчивого социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований и обеспечение национальной безопасности РФ.
— целеполагание — определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;
— прогнозирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке научно обоснованных представлений о рисках социально-экономического развития, об угрозах национальной безопасности РФ, о направлениях, результатах и показателях социально-экономического развития РФ, субъектов РФ и муниципальных образований;
— планирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации основных направлений деятельности Правительства РФ, планов деятельности федеральных органов исполнительной власти и иных планов в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ;
— программирование — деятельность участников стратегического планирования по разработке и реализации государственных и муниципальных программ, направленная на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания.
Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации и на уровне муниципальных образований.
Например, на федеральном уровне в рамках целеполагания разрабатываются такие документы:
· ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
· стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
· стратегия национальной безопасности Российской Федерации;
в рамках прогнозирования:
· прогноз научно-технологического развития Российской Федерации;
· прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный период;
· бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период;
документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках планирования и программирования:
· основные направления деятельности Правительства РФ;
· государственные программы Российской Федерации;
· государственная программа вооружения;
· схемы территориального планирования Российской Федерации;
· планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Участниками стратегического планирования на федеральном уровне являются:
2) Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума);
3) Правительство РФ;
4) Совет Безопасности РФ;
5) Счетная палата РФ;
6) Центральный банк РФ;
8) иные органы и организации в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, указанными в ст. 2 Закона (см. ст. 9).
Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ — система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития РФ, основанных на законах рыночного хозяйствования.
Результаты государственного прогнозирования социально-экономического развития РФ используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти РФ конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Правительство РФ обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития РФ на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется.
Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно. Данные прогнозы социально-экономического развития и концепции социально-экономического развития РФ подлежат опубликованию. Правительство РФ и ЦБ РФ обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики РФ и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении РФ.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам. Отдельно выделяется прогноз развития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в нескольких вариантах с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, экономических и других факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru