Развитие информационно-коммуникационных технологий представляет собой один из важнейших факторов, влияющих на развитие общества. Использование электронного документооборота, электронных средств связи расширили не только возможности в области быстрой передачи информации, но и создали основу для появления новых форм ведения бизнеса.
Электронный бизнес представляет собой деловую активность с преобразованными бизнес-процессами за счет применения информационных технологий в целях обеспечения более высокой экономической эффективности деятельности.
Полнофункциональная система электронного бизнеса — это сложный интегрированный комплекс, включающий широкий спектр различных по своей природе компонентов.
Система поддержки электронного бизнеса:
· подсистемы обмена информацией;
· подсистемы электронного документооборота;
· подсистемы управления ресурсами компании;
· подсистемы глобального поиска данных, сбора и совместного использования знаний;
· подсистемы электронной коммерции для организации продаж и закупок; подсистемы взаимодействия с клиентами и партнерами и др.
Исходя из количества задействованных экономических субъектов электронный бизнес можно разделить на три категории:
· электронный бизнес в рамках одной организации;
· электронный бизнес в рамках нескольких организаций;
· электронный бизнес для потребителей.
Структура электронного бизнеса по видам деятельности: электронное банковское дело;электронная коммерция;электронные НИОКР;электронный франчайзинг;электронное казино;электронное обучение;электронные брокерские услуги;электронное страхование.
Выделяют чистые модели электронного бизнеса.
Государство (G) | Бизнес (B) | Гражданин (C) | |
Государство | G2G координация | G2B информирование и распродажа неликвидов | G2C |
Бизнес | B2G снабжение | B2B электронная коммерция | B2C электронная коммерция |
Гражданин | C2G налоги | C2B сравнение цен | C2C Аукционы |
Система бизнес для бизнеса – это организация комплексного информационного и торгового взаимодействия между компаниями посредством электронных коммуникаций (интернет, мобильные и другие средства связи). Основным отличием системы В2В является автоматизированный обмен данными между двумя взаимодействующими системами, что означает наличие на обеих сторонах комплексных автоматизированных систем управления (систем управления ресурсами предприятия). В системе В2В любой подрядчик имеет возможность просматривать текущие потребности компании, незамедлительно реагировать на них, планировать график поставок, определять способы доставки, выставлять счета, причем всю эту информацию в систему управления ресурсами предприятия. Прежде всего, системы В2B предназначены для решения задач сбыта и материально-технического снабжения. Кроме того, эта система позволяет снизить транзакционные издержки и удалить неэффективные звенья из снабженческих цепочек.
Модели В2В:
1) Модель агрегации (электронная торговая площадка) – универсальное место для закупки материально-технического обеспечения для компании. В едином месте, в единой форме представляются каталоги поставщиков о группах и категориях продуктов, отображаемые в реальном масштабе времени.
2) Модель торгового концентратора – на сайте образуют торговое содружество продавцов и покупателей. Продавец имеет специальное место для рекламы своих товаров, а покупатель имеет возможность получить информацию, содержащую спецификацию и описание продуктов. Данная модель может быть горизонтальной, т.е. поддерживать всех продавцов и покупателей из разных отраслей. Диагональная торговая модель поддерживает определенные категории продавцов и покупателей и определенные категории товаров. Особенностью данной модели является наличие аукционов по продаже больших партий редких товаров либо аукционы по комплексному снабжению небольших компаний.
3) Доска объявлений – представляет собой структуру, где продавцы и покупатели могут вывешивать нечто, что может вызвать интерес у продавцов и покупателей. Стороны, найдя друг друга осуществляют взаимодействие вне структуры. Цель данного типа электронного бизнеса – подвигнуть промышленность к более стандартизированным контактам.
4) Модель аукционов – продавцы и покупатели выставляют конкурирующие заявки на заключение контрактов. Это идеальная модель для ликвидации излишков по наилучшей цене.
5) Брокерский сайт – работает в качестве посредника между покупателем и продавцом, который существует с целью получение через интернет заказа от одного предприятия и размещения его в другом предприятии.
6) Корпоративный сайт компании – предназначен для общения данной компании с другими партнерами контрагентами, действующими и потенциальными инвесторами. Сайт содержит информацию о компании, его руководстве, а также каталоги продукции и описание услуг.
7) Онлайновые магазины – эта модель может быть встроена в общий корпоративный сайт или существовать отдельно.
8) Служба закупок – позволяет предприятию осуществить материально-техническое снабжение непосредственно через свой интернет-сайт. Для этого необходимо разместить свои потребности в материально-технических ресурсах с целью поиска поставщика и получению от него коммерческих предложений.
В2В представляет собой модель, в которой потребители услуг электронной коммерции выступают продавцами, а покупатели – физические лица.
Преимущества для покупателя: 1) отсутствие географической привязанности к точке торговли; 2) сравнение информации о товарах от различных производителей и продавцов; 3) возможность экономии времени.
Система В2С имеет место в случаях продажи предприятием своих товаров или услуг через интернет напрямую потребителю. Система В2В – принцип заключения контракта основан на взаимной прибыли. Система В2С – продажа товаров осуществляется по принципу очередности поступления заявок. Примером воплощения В2С является электронные магазины, системы бронирования и продажи билетов.
Система С2С (покупатель для покупателя)
Вид электронной торговли между покупателем и продавцом. Сайт выступает в роли посредника между покупателем и продавцом. Потребители заключают свою сделку и расширяют свою деятельность с помощью 3го лица – провайдера (он предоставляет услуги обмена).
Вокруг web-сайта складывается интернет-сообщество людей, объединенных конкретными интересами, их количество прямо пропорционально усилиям участников проекта и организации необходимых сервисов. Направление С2С позволяет заключать сделки в любой удобный момент времени, уменьшать накладные расходы и экономить средства конечного потребителя.
К сектору С2С относятся интернет-аукционы на которых происходит продажа непосредственно от одного человека другому в рамках электронного бизнеса, когда имеется один продавец и много покупателей. Банковские структуры используют технологию электронных аукционов для валютных торгов. Продажа товара за максимально возможную цену называется прямым аукционом. В этой структуре – один продавец, а покупателей два или более. Обратный аукцион – один покупатель и несколько продавцов – по данной структуре работают все аукционы государственных закупок.
Источник: studopedia.ru
Виды электронного бизнеса
Консалтинг в области информационных технологий. Развитие информатики и использование новых технологий во всех сферах предпринимательства привели к появлению информационного консалтинга. Последний охватывает консультирование, системную интеграцию, обслуживание информационных систем и информационных сетей. В этой области консалтинговые организации решают разнообразные задачи, среди которых:
— создание и управление работой локальных сетей;
— организация информационных хранилищ;
— совершенствование информационной структуры предпринимательства;
— обработка данных на портативных персональных компьютерах;
— архитектура и возможности информационных систем;
— разработка методов безопасности данных;
— планирование развития информационных технологий в обществах.
Информационный консалтинг предоставляется специальными организациями. Эти организации кроме консалтинговых услуг занимаются продажей прикладных программ. Вместе с этим, крупные предприятия имеют свои консалтинговые подразделения
Электронный бизнес (на англ. electronic business, eBusiness, e-business) или интернет-бизнес — это обмен товаров и услуг между предприятиями, группами и отдельными лицами посредством применения информационных и коммуникационных технологий.
Методы электронного бизнеса позволяют компаниям более эффективно и гибко связать свои внутренние, и внешние процессы, что в свою очередь позволяет более тесно сотрудничать с поставщиками и партнерами, а также более полно удовлетворить ожидания своих клиентов.
Классификация электронного бизнеса, в зависимости от целевой группы потребителей, осуществляется по следующим категориям:
· Бизнес для бизнеса (B2B)
· Бизнес для потребителя (B2C)
· Бизнес для сотрудников (B2E)
· Бизнес для правительства (B2G)
· Правительство для бизнеса (G2B)
· Правительство для правительства (G2G)
· Правительство для гражданина (G2C)
· Потребитель для потребителя (С2С)
· Потребитель для бизнеса (C2B)
К основным видам электронного или сетевого бизнеса относятся:
· Торговые площадки (интернет-биржи, аукционы, каталоги товаров и услуг);
· Электронное управление закупками;
· Порталы (корпоративные, информационные, коммерческие, персональные);
· Финансовые услуги (интернет-платежные системы, обменные пункты, интернет-банкинг, онлайн-трейдинг);
· Инвестиционные фонды (консолидированные инвестиционные фонды или буферные фонды и паевые инвестиционные фонды);
· Контент-проекты (сайты с бесплатной и востребованной информацией для привлечения посетителей с целью ведение рекламного бизнеса);
· Информационные посредники (каталоги, рейтинги, поисковые системы);
· Информационный бизнес в Интернете (периодические интернет–издательства, новостные сайты и т.д.);
· Интернет-маркетинг (продвижение сайта в поисковых системах);
· Услуги связи и средства общения;
· WEB-мастеринг (создание сайтов, веб-программирование, веб-дизайн, раскрутка сайтов);
· MLM или сетевой маркетинг (форма ведения внемагазинной розничной торговли);
· Разработка ПО и цифровых товаров;
· Услуги сервис-провайдеров (поставщики сетевых услуг, поставщики хостинга, доменов);
· Предоставление услуг (дистанционное обучение, сетевые библиотеки, электронное здравоохранение, интернет-консалтинг и т.д.);
· Игорный бизнес в сети (виртуальные казино, букмекерские конторы, тотализаторы, лотереи);
· Биржи труда (агентства по трудоустройству);
· Партнёрские программы (аффилат–программы и др.);
Источник: studopedia.su
Понятие и виды электронного бизнеса (е-бизнеса)
Материал подготовлен совместно с аспиранткой Кумейшей Мариной. Технологии электронного бизнеса — один из главных инструментов современной конкурентной борьбы. При их использовании необходимо принимать во внимание такие важные аспекты, как безопасность, соблюдение законодательных норм, ограничение трафика, оптимальное расположение сайта.
Когда-то такие технологии, как телеграф, телефон и железная дорога, произвели революцию в бизнесе. Сейчас влияние электронного бизнеса так же меняет все формы деятельности крупных и малых компаний — от разработки продуктов до построения рынка и продажи товаров клиентам.
Определяющим в настоящее время становится вопрос о наиболее эффективном применении Internetв конкретном бизнесе. И здесь наиболее существенным является его использование в бизнесе как национальном, так и международным. Влияние новых цифровых технологий проникло во все направления деятельности. Построенные по этим технологиям быстрые, надежные и эффективные устройства произвели настоящую революцию в бизнесе. Совершенствование цифровых систем, аппаратного и программного обеспечения в области связи неизбежно приведет к появлению полностью электронного рынка.
Понятие электронного бизнеса
- e-business — это осуществление основных бизнес-процессов компании путем использованияInternet-технологий. Иначе говоря, электронным бизнесом является деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для осуществления внутренних и внешних связей компании.
- Электронная коммерция (e-commerce) является важной составной частью электронного бизнеса. Электронная коммерция охватывает различные формы бизнес-деятельности: розничную и оптовую торговлю, маркетинг, сделки между предприятиями, аренду приложений, предоставление услуг. Эти деловые операции объединяет то, что все они осуществляются в электронном виде с помощью компьютерных сетей (корпоративных илиInternet).
- ведение бизнеса в Internetпозволяет значительно снизить расходы на организацию и поддержание инфраструктуры, так как в этом случае нет необходимости в организации торговых залов или офисов;
- расходы на рекламу и сервис существенно снижаются, вследствие чего уменьшается и цена на товары;
- расширяется рынок сбыта товаров и услуг, растут перспективы для организации деятельности в международном масштабе;
- создаются новые возможности для маркетинга.
Источник: studfile.net