Отличия в pr структурах государственного и бизнес управления

Особенности и цели PR в государственных структурах (социологический анализ) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТРУКТУРЫ / PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PR-ACTIVITY / PR-СЛУЖБА / PR-SERVICE / ИМИДЖ / IMAGE / МАНИПУЛЯЦИИ / MANIPULATIONS / ПРЕСТИЖ ВЛАСТИ / PRESTIGE OF THE POWER / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / SOCIO-POLITICAL CONSCIOUSNESS / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ / PUBLIC OPINION / GOVERNMENT INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна, Андросова Любовь Александровна

В статье рассматриваются цели и задачи PR-деятельности в государственных структурах . Анализируются различия PR в бизнесе и государственном секторе. Авторы отмечают, что современная практика взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества определила необходимость создания новых форм и методов взаимодействия с обществом на основе конструктивного диалога, а это возможно только при функционировании четкого механизма деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти.

Показано, что PR-технологии в сфере государственного управления имеют собственную специфику, которая предъявляет определенные требования к специалистам по связям с общественностью, работающим в данной сфере. Особое внимание уделено анализу отношений граждан Пензенской области к деятельности государственных и общественных институтов, а также роли PR-служб и деятельности PR-специалистов по поддержанию доверия к государственной власти. Отмечается, что структура институционального доверия воспроизводит разрыв между символической значимостью авторитарных институтов (губернатор области, правительство, законодательное собрание, полиция, органы внутренних дел), а так же недоверие к институтам, определяющим возможность гражданского участия (политические партии, общественные и правозащитные организации и объединения). Авторы отмечают, что PR в государственных структурах способствует их эффективной деятельности в согласовании интересов между органами государственной власти и общественностью, а также повышению уровня доверия граждан. Показана роль социологических исследований в получении объективных сведений о восприятии обществом социально-экономической и политической ситуаций в регионе.

PR и маркетинг: 8 отличий — Диана Стейн

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Розенберг Наталья Владимировна, Андросова Любовь Александровна

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Взаимодействие органов государственной власти с гражданским обществом
Роль социально-коммуникативной технологии в формировании доверия к органам государственной власти
Особенности РR в органах местного самоуправления

Конструктивное сотрудничество СМИ, органов государственной власти и институтов гражданского общества по обеспечению позитивной модели интеграции молодежи в политическую сферу российского общества

Особенности функционирования PR-службы государственного учреждения (на примере отдела пресс-службы администрации г. Уварово Тамбовской области)

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES AND PURPOSES OF PR IN GOVERNMENT INSTITUTIONS (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

In article authors considered the purposes and problems of PR-activity in government institutions , analyzed differences of PR in business and a public sector, noted that modern practice of interaction of authorities and institutes of civil society defined need of creation of new forms and methods of interaction with society on the basis of constructive dialogue, and it is possible only when functioning the accurate mechanism of activities for public relations in public authorities, showed that PR-technologies in the sphere of public administration have own specifics which impose certain requirements to specialists in the public relations working in this sphere, paid special attention to the analysis of the relations of citizens of the Penza region to activity of the state and public institutes and also a role of PR-services and activity of PR-specialists in maintenance of trust to the government, also noted that the structure of institutional trust reproduces a gap between the symbolical importance of authoritative institutes (the governor of the region, the government, General Court, police, law-enforcement bodies), and also mistrust to the institutes defining a possibility of civil participation (political parties, public and human rights organizations and associations), also noted that PR in government institutions promotes their effective activity in coordination of interests between public authorities and the public and also to increase in level of credibility of citizens and showed the role of social researches in obtaining objective data on perception of social and economic and political situations by society in the region.

Текст научной работы на тему «Особенности и цели PR в государственных структурах (социологический анализ)»

УДК 319:659.43 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-486-490

ОСОБЕННОСТИ И ЦЕЛИ PR В ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТРУКТУРАХ

РОЗЕНБЕРГ НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

АНДРОСОВА ЛЮБОВЬ АЛЕКСАНДРОВНА

В статье рассматриваются цели и задачи PR-деятельности в государственных структурах. Анализируются различия PR в бизнесе и государственном секторе.

Авторы отмечают, что современная практика взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества определила необходимость создания новых форм и методов взаимодействия с обществом на основе конструктивного диалога, а это возможно только при функционировании четкого механизма деятельности по связям с общественностью в органах государственной власти. Показано, что PR-технологии в сфере государственного управления имеют собственную специфику, которая предъявляет определенные требования к специалистам по связям с общественностью, работающим в данной сфере.

Особое внимание уделено анализу отношений граждан Пензенской области к деятельности государственных и общественных институтов, а также роли PR-служб и деятельности PR-специалистов по поддержанию доверия к государственной власти. Отмечается, что структура институционального доверия воспроизводит разрыв между символической значимостью авторитарных институтов (губернатор области, правительство, законодательное собрание, полиция, органы внутренних дел), а так же недоверие к институтам, определяющим возможность гражданского участия (политические партии, общественные и правозащитные организации и объединения). Авторы отмечают, что PR в государственных структурах способствует их эффективной деятельности в согласовании интересов между органами государственной власти и общественностью, а также повышению уровня доверия граждан. Показана роль социологических исследований в получении объективных сведений о восприятии обществом социально-экономической и политической ситуаций в регионе.

Ключевые слова: государственные структуры, PR-деятельность, PR-служба, имидж, манипуляции, престиж власти, социально-политическое сознание, общественное мнение

Основная задача структур государственного PR — создание образа эффективного и компетентного руководства, обладающего авторитетом сильной власти и способного успешно решать стоящие перед ним проблемы по управлению. PR-деятельность в государственном управлении существенно отличается от PR-деятельности в бизнес-структурах: как по своему характеру, так и по поставленным целям, задачам, специфике.

Е. Тарашвили в своей работе «Связи с общественностью в государственных структурах» проводит отличие PR в государственных структурах от PR — в бизнес-структурах по пяти основаниям [1].

Различие по целям. Цели PR-структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный харак-

тер, а для PR в бизнес структурах — это получение прибыли.

Различия по ресурсам. Отношения в бизнес-структурах строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности. PR-мероприятия способствуют извлечению прибыли. В свою очередь, государственные органы обладают большими информационными ресурсами, могут также использовать принудительные рычаги.

Различия в ответственности. Ответственность в бизнес-структурах связана с внутренней составляющей организации — непродуманная PR-кампа-ния может привести к разорению. PR в государственных структурах следует закону, который более жестко регулирует государственную сферу.

Различия в мотивах. В государственных структурах основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована, прежде всего, на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношение с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на РЯ-мероприятия, так как денежные потоки строго контролируется. В бизнес-структурах в качестве мотива выступает успех. Успешно проведенная РЯ-акция или РЯ-мероприятие способствует получению прибыли.

Различия в окружении. Для государственных структур характерен особый стиль отношений, с общественностью и средствами массовой информации. Отношения бизнес-структур с общественностью редко обсуждаются в прессе, так как пресса не оказывает влияния на принятие решений [1].

Особенностью РЯ в государственных структурах также является регулярное оповещение ими граждан о своей деятельности и принимаемых решениях. Здесь важным является реализация информационной функции, т. е. речь идет о корректирующей и информационной РЯ-деятельности специалистов по связям с общественностью. В случае возникновения информационно-коммуникационной проблемы, когда события принимают кризисный характер и могут повлиять на общественное мнение, в «бой» вступают специалисты по связям с общественностью, они контролируют и пресекают попытки манипулировать общественным мнением, попытки противником манипулировать фактами и выводами.

Российская практика последних лет показала, как далеко могут зайти манипуляторы в своем стремлении к власти. В арсеналах манипуляторов достаточно много различных технологий. Цель манипуляторов ввести страну в хаос. В демократическом обществе сохранение власти это, прежде всего, поддержание престижа. Поддержанием престижа власти также занимаются РЯ-специалисты.

Создание имиджа, его продвижение, хотя далеко не всегда он соответствует действительности, возможности для манипулирования общественным мнением очень большие, и истинное лицо политика резко проглядывает сквозь созданную маску [2].

Несомненно, манипуляции в государственных структурах не всегда носят глобальный характер, но мы сталкиваемся с ними, ежедневно просматривая газеты, слушая радио и особенно смотря телевизор: «Встречи с Владимиром Соловьевым», «Право

знать», «Право голоса», «В эфире Добров» и другие. Все мы являемся потребителями информации и все мы в той или иной мере являемся участниками большой манипулятивной игры. Современный человек буквально тонет в изобилии фактов, мнений, оценок. В поле зрения СМИ попадают люди, имеющие высокий статус в обществе. Здесь, несомненно, будет велика роль РЯ специалиста, который устанавливает двухстороннее общение для выявления общих представлений и интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.

Одним из признаков развития гражданского общества в России является активное участие общественных объединений в принятии важных политических решений. В этой связи, РЯ-сопровождение в государственных структурах является не только гарантией их легитимного существования, но и влияет на эффективность деятельности органов государственной власти, и уровень доверия граждан к власти. Результаты проведенного исследования показали, что 35 % молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет готовы поддержать политическую оппозицию; 55 % опрошенных в возрасте от 36 и старше готовы поддержать существующую власть, и только 10 % опрошенных никого поддерживать не собираются. Эти данные настораживают. Необходимо не только проводить мониторинг сложившейся ситуации, но и осуществлять РЯ поддержку государственных структур.

Для того, чтобы государственная деятельность была максимально открытой, особую роль играют связи с общественностью, являющиеся особым проводником между государственными структурами и обществом. Они способствуют формированию положительного имиджа конкретного органа власти, как внутри страны, так и на международной арене.

В. С. Комаровский в своей работе «Связи с общественностью в политике и государственном управлении» отмечает, что в ближайшие время ожидается увеличение количества предложений по РЯ-поддержке государственных структур, для проведения информационных кампаний по пропаганде принимаемых решений [3].

Еще одна важная задача РЯ-деятельности в государственных структурах связана с символической ролью, которую вынуждены играть первые лица в глазах общественности. Так, особая публичность и вынужденная значимость лидеров различного уровня приводит к тому, что внешние невербальные характеристики становятся в глазах общественности весьма значимыми. Зачастую косвенная имидже-формирующая информация: досье, послужной лист, несут, как правило, нейтральный или положитель-

N. V. Я08ЕШЕЯ0, Ь. А. АКЭЯ080УА

ный заряд. Все большее внимания уделяется правильности и ясности речи, умению держать себя (мимика, жесты, взгляд, манера одеваться), и лишь в последнюю очередь политической платформе, программе действий и т. п. По данным проведенного социологического исследования было выявлено, что 57 % опрошенных получают информацию благодаря визуальному образу, 33 % — получают информацию благодаря устной речи лидера, и только 10 % указывают на визуальный образ и речь лидера. Необходимо также отметить, что различные аудитории интересуются различными компонентами внешнего имиджа, в зависимости от своих конкретных и существующих в настоящей момент предпочтений и потребностей. Поэтому одной из задач

Анализ структуры институционального доверия показал, что набольший уровень доверия к высшему должностному лицу Пензенской области, наименьший уровень доверия к политическим партиям.

Существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам государственной власти. Одна из них связана с тем, что государственные органы власти вследствие отчуждения структур и PR-специалистов не умеют разъяснить цели и мотивы деятельности, а также не дают адекватного представления о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы. Вторая причина связана с не-

PR-специалистов в государственных структурах является формирование и продвижение имиджа. Кроме вышеперечисленного следует отметить такой важный момент PR-деятельности в государственных структурах, как выработка механизма обратной связи, что особенно важно в управленческой деятельности.

Данное направление является одним из главных в работе государственных коммуникативных структур. Каналами формирования обратной связи в настоящее время является целенаправленная работа с различными политическими и общественными объединениями, как представителями гражданского общества. Результаты проведенного исследования отражены в таблице 1.

достаточностью квалифицированных и компетентных профессионалов в области PR в органах государственного управления. Отсюда отсутствуют четко сформулированные цели PR-деятельности в государственных структурах. Основные цели PR-деятельности в государственных структурах сформулированы следующим образом:

— участие в демократизации государственного управления;

— содействие становлению гражданского общества;

— обеспечение гласности, прозрачности и открытости в работе государственных органов власти;

Уровень доверия граждан Пензенской области к государственным и общественным институтам

Государственные и общественные институты Доверяют (в % к числу опрошенных) Не доверяют (в % к числу опрошенных) Затрудняются ответить (в % к числу опрошенных)

Губернатору Пензенской области 52 11 33

Правительству Пензенской области 38 42 20

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Законодательному собранию Пензенской области 28 47 25

Политическим партиям 14 60 26

Полиции, органам внутренних дел 21 52 27

Прессе (газетам, журналам) 36 41 23

Телевидение 45 33 18

Судебные органы 26 63 11

Профсоюзы 22 62 16

Общественным и правозащитным организациям 31 56 13

Источник: Исследования, проведенные авторами декабрь 2016 — апрель 2017 гг.

— обеспечение связи с гражданскими объединениями;

— содействие в выполнении законодательства [4].

Государственные структуры по-прежнему остаются информационно закрытыми и используют в основном формальный подход для общения с аудиторией. Основной стратегией любой государственной структуры в общении с населением является демонстрация положительных качеств и успеха, также высказывание своей позиции или озвучивание принимаемых решений. Поэтому на вопрос, какие чувства вызывают у населения мероприятия, проводимые органами власти, 50 % опрошенных ответили: «никаких», 23 % ответили: «вызывают разочарование», 21 % — затрудняются ответить на данный вопрос, и только 6 % ответили, что мероприятия, проводимые органами власти, достаточно эффективны. Необходимо постоянно информировать граждан о тех или иных мероприятиях, решениях, продвигать их деятельность.

Пресс-службы губернатора, правительства в основном проводят мониторинг, для того чтобы вычислить количество упоминаний о них, но забывают об исследовании общественного мнения, РЯ-поддержке проводимых мероприятий. В преддверии выборов необходимо исследовать и оценить социально-политическое сознание граждан, выявить уровень доверия граждан к государственным структурам, оценить информированность граждан по поводу их деятельности.

А. Е. Чуклинову принадлежит такая фраза: «Открытость носит социально-коммуникативный характер, а прозрачность — функциональный, способствующий оптимизации регулятивных процессов в стране» [5]. Сильная власть — это единая идеологическая концепция, которая на всех уровнях государственного управления должна быть сформирована четкая стратегия взаимодействия с обществом. Необходимым условием эффективной деятельности органов власти является постоянное изучение общественного мнения. В. В. Путин «Прямая линия с Президентом РФ 25.04.2013 — «Ориентироваться нужно именно на мнение граждан и от того, насколько общество доверяет действиям власти, конечно, зависит наша эффективность и конкурентоспособность» [6 Стенограмма. 2013].

Власть нуждается в объективных точных сведениях о восприятии обществом, т. е. гражданами

социально-экономической и политической ситуации в регионе. И эта роль отводится PR и PR-специалистам, и конечно, социологам, именно они, артикулируя интересы различных социальных групп, сохраняют при этом объективность.

1. Тарашвили Е. Связи с общественностью в государственных структурах. М.: 2013.

2. Цуладзе А. Политические манипуляции, или покорение толпы. М.: Книжный дом «Университет», 1999. С. 41.

3. Государственная служба России: диалог с обществом / Под ред. В. С. Комаровского. М.: РАГС, 2013. С. 211.

4. Марков Л. А. Связи с общественностью в органах власти. М.: ИНФА-М, 2013. С. 73.

5. Чуклинов А. Е. Прозрачность как антикоррупционный механизм в системе государственного управления. URL: http: //Iawportal.ru /doc/document.asp?doc/A=1114985

6. Стенограмма «Прямой линии с Президентом Российской Федерации В. В. Путиным от 25.04.2013 // Российская газета URL. http//www.rg.ru/2013/04/25 stenogramma-site.html

1. Tarashvili E. Svyazi s obshchestvennost’yu v gosudarstvennykh strukturakh [Public relations in government institutions]. M.: 2013.

2. Tsuladze А. Politicheskiye manipulyatsii, ili pokoreniye tolpy [Political manipulations, or conquest of crowd]. M.: Knizhnyj dom «Universitet», 1999. S. 41.

3. Gosudarstvennaya sluzhba Rossii: dialog s obshchestvom [Public service of Russia: dialogue with society] / Pod red. V. S. Komarovskogo. M.: RАGS, 2013. S. 211.

4. Markov L. А. Svyazi s obshchestvennost’yu v organakh vlasti [Public relations in authorities]. M.: ЮТА-M, 2013. S. 73.

5. Chuklinov А. E. Prozrachnost’ kak antikorruptsionnyj mekhanizm v sisteme gosudarstvennogo upravleniya [Transparency as the anticorruption mechanism in the system of public administration]. URL: http: //Iawportal.ru /doc/document.asp?-doc/D=1114985

6. Stenogramma «Pryamoj linii s Prezidentom Rossijskoj Federatsii V. V. Putinym ot 25.04.2013 [Shorthand report «Hotline with the President of the Russian Federation V.V. Putin on 25.04.2013»] // Rossijskaya gazeta URL: http//www.rg.ru/2013/04/25 stenogramma-site.html

N. V. ROSENBERG, L. A. ANDROSOVA

FEATURES AND PURPOSES OF PR IN GOVERNMENT INSTITUTIONS (SOCIOLOGICAL ANALYSIS)

In article authors considered the purposes and problems of PR-activity in government institutions, analyzed differences of PR in business and a public sector, noted that modern practice of interaction of authorities and institutes of civil society defined need of creation of new forms and methods of interaction with society on the basis of constructive dialogue, and it is possible only when functioning the accurate mechanism of activities for public relations in public authorities, showed that PR-technologies in the sphere of public administration have own specifics which impose certain requirements to specialists in the public relations working in this sphere, paid special attention to the analysis of the relations of citizens of the Penza region to activity of the state and public institutes and also a role of PR-services and activity of PR-specialists in maintenance of trust to the government, also noted that the structure of institutional trust reproduces a gap between the symbolical importance of authoritative institutes (the governor of the region, the government, General Court, police, law-enforcement bodies), and also mistrust to the institutes defining a possibility of civil participation (political parties, public and human rights organizations and associations), also noted that PR in government institutions promotes their effective activity in coordination of interests between public authorities and the public and also to increase in level of credibility of citizens and showed the role of social researches in obtaining objective data on perception of social and economic and political situations by society in the region.

Key words: government institutions, PR-activity, PR-service, image, manipulations, prestige of the power, socio-political consciousness, public opinion

Розенберг Наталья Владимировна, доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и социальных коммуникаций Пензенского государственного университета, г. Пенза

Андросова Любовь Александровна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры философии и социальных коммуникаций Пензенского государственного университета, г. Пенза

About the authors:

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Rosenberg Natalya Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Associate Professor, Head of the Philosophy and Social Communications Department, Penza State University, Penza

Androsova Lyubov Aleksandrovna, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Philosophy and Social Communications Department, Penza State University, Penza

Источник: cyberleninka.ru

Отличия государственного и бизнес управления.

Различия по целям. Для управления в сфере бизнеса главной, а часто и единственной целью является прибыль. Для государственного управления цели многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, их трудно определить количественно: стабильность, законность, порядок, обеспечение обороны, уменьшение социального неравенства, борьба с бедностью и т.д. Если же речь идет об экономических целях, то государство призвано участвовать в решении тех задач, которые не может решить рыночный механизм.

В государственных организациях цели – устанавливаются извне и представляют собой ценностные представления в обществе. В коммерческих организациях цели возникают изнутри, складываясь из индивидуальных целей и превращаясь в цели организации. Процесс идет обратным путем, снизу вверх.

Различия по ресурсам . В отличие от добровольно-договорного характера взаимоотношений между партнерами в сфере бизнеса, органы государственного управления обладают правом принуждения в рамках и на основе закона. Ресурсы данных органов могут формироваться за счет изъятия части доходов посредством налогообложения. Поэтому государство и его органы могут осуществлять принудительное перераспределение ресурсов, что позволяет финансировать, за счет бюджета производство благ, которые общество желало бы сделать доступными для своих членов (услуги культуры, здравоохранения, образования).

Различия в ответственности . В бизнес управлении существует достаточно четко определенная ответственность за последствия принимаемых решений и действий. Непродуманные решения и неэффективные действия менеджеров могут привести к разорению владельцев фирмы и ее банкротству. В государственном управлении ответственность размыта между многими организациями что, например, может вести к увеличению дефицита бюджета и государственного долга. При этом государственным учреждениям и организациям не грозит разорение.

Различия в побудительных мотивах. Предоставление услуг государственным учреждением, характер этих услуг, способ их предоставления не находится в зависимости от требований рынка, а определяется на основе политической оценки социальных и экономических приоритетов. Это происходит потому, что в государственном управлении основным финансовым источником выступает государственный бюджет, расходы которого определяются в установленном законом порядке. Отсюда главный побудительный мотив состоит в том, чтобы удовлетворить не клиента, а тех, кто обеспечивает (распределяет и перераспределяет) финансовые ресурсы. В частном секторе источником финансовых ресурсов является выручка, поэтому существует прямая связь между коммерческим успехом и качеством предоставляемой клиенту услуги.

Различие в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях. Кроме того, большое влияние на цели и результат деятельности государственных организаций оказывают системы политического (через политические партии и политических лидеров) и функционального (через лоббистскую деятельность групп интересов) представительства.

Масштабы государственного управления. Масштабы государственного управления определяются, прежде всего, ресурсами и целями государства. Если в частном секторе обычно поток ресурсов соответствует их запасам, так как доход распределяется в соответствии с факторными вкладами, то государство, занимаясь перераспределением доходов, имеет в национальном доходе стране больший удельный вес, чем в совокупном капитале или в производстве реализуемых на рынке товаров и услуг. Поэтому масштабы государственного вмешательства в общественную жизнь лучше всего количественно оценивать с помощью показателя удельного веса государственных доходов и расходов в национальном доходе, валовом внутреннем продукте.

После окончания второй мировой войны практически повсеместно наблюдается рост сферы государственного управления, что обычно объясняется следующими причинами:

а) рост государственного управления находится в прямой связи с экономическим ростом;

б) он вызывается развитием системы косвенного налогообложения и выплат в страховой фонд;

в) политики перед выборами обещают увеличивать те или иные затраты, что и происходит после выборов, а в результате растет сфера, требующая вмешательства государства;

г) управленцы заинтересованы в росте учреждений, в которых они работают;

д) экономике требуется обеспечить полную занятость и разработать государственные программы по обеспечению доходов населения.

Источник: poisk-ru.ru

Отличия в пр — структурах государственного и бизнес управления.

Отличия ПР — структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.

Различия по целям. Цели ПР — структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации — прибыли.

Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.

Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании — непродуманная ПР — кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.

Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР — мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.

Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях.

Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР — технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.

Источник: studfile.net

Отличия в pr структурах государственного и бизнес управления

Политическая реклама является некоммерческой, наряду с социальной и конфессиональной рекламой.

Главной целью политической рекламы является изменение в сознании и поведении общественных групп по отношению к объекту рекламы.

Объектом политической рекламы являются осязаемый и неосязаемый политический продукт. К осязаемому политическому продукту относятся: политический деятель, политическая организация или объединение, политический проект, политическое действие. К неосязаемому политическому продукту относятся: политические программы, инициативы, идеи, отношения, практики.

Политическую рекламу можно разделить на основные группы: реклама политического деятеля, реклама политической организации и реклама политического проекта.

В условиях политического выбора реклама выступает как воздействие на электорат с целью привлечения его голосов за конкретного кандидата или политическую партию.

К основным функциям политической рекламы можно отнести коммуникационную, информационную и идеологическую.

Коммуникационная функция устанавливает связь между носителями политической власти или политических идей, претендентами на политическую власть, с одной стороны, и обществом или его частью — с другой.

Информационная функция предоставляет информацию о кандидате или политической партии, что позволяет выборщику ознакомиться с программой кандидата или политической партии.

Идеологическая функция способствует распространению той или иной системы взглядов на действительность, в которых осознаются и оцениваются общественные отношения с точки зрения определенной социальной группы.

В настоящее время основными заказчиками политической рекламы в России выступают следующие лица: кандидат, политическая партия, общественное объединение, избирательное объединение.

Отдельно хотело бы выделить такой элемент, как образ лидера в политической рекламе. Как показывают различные психологические и социологические исследования, в России голосуют за личность, нежели за политические идеи. Такую политическую рекламу можно назвать личностно ориентированной. Образ политического лидера в политической рекламе представляет сильная личность, способная воплотить идеи в жизнь.

Многие считают, что политическая реклама и политический PR — это одно и то же, но это заблуждение.

Разберем и отметим основные отличия политического пиара от политической рекламы.

PR — постоянный диалог с общественностью, который проводится специально подготовленными службами, а также имеет как коммерческие, так и некоммерческие цели, предполагает обратную связь с аудиторией, проводится как систематически, так и эпизодически;

Что касается политической рекламы, то она направлена на достижение конкретных политических задач, имеет односторонний характер, проводится через СМИ.

Таким образом, можно подвести итог: политический PR и политическая реклама выполняют функцию манипулятора общественным мнением. Существуют различные виды политического пиара, такие как белый, серый и черный пиар.

Политическую рекламу можно разделить на основные группы: реклама политического деятеля, реклама политической организации и реклама политического проекта. В рекламе немаловажную роль может сыграть сильная личность. В этой роли выступают политики, спортсмены и звезды шоу-бизнеса, их задачей является привлечение электората для голосования за конкретного политического деятеля или политической партии.

Политический PR и политическая реклама — это явления, которые могут существовать параллельно друг другу. Однако в политической компании эффективно дополнять друг друга.

Структура российского государственного PR-рынка

Политика социального партнерства — это поиск путей согласования интересов, при которых достигается равновесие и баланс в реализации интересов социальных, политических, экономических субъектов.

PR-функция государства реализуется, прежде всего, через пресс-центр, который является ответственным за связь со средствами массовой информации. Основными функциями пресс-центра являются:

1. полное и своевременное информирование общества о деятельности политического института через СМИ

2. Подготовка официальных сообщения, официальных разъяснений через СМИ для общественности

3. Подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами.

4. Определение достоверности опубликованных публикаций.

Основной PR-организацией следует считать пресс-службу Президента. Она была учреждена в 1995 году Положением об Управлении пресс-службы и информации Президента РФ, утвержденном Указом Президента от 18 июня 2012 г. № 874 «Об утверждении Положения об Управлении пресс-службы и информации Президента Российской Федерации» [2, с. 1]. В полномочия Управления входит организация и проведение брифингов, пресс-конференций, обеспечение выступлений Президента РФ в СМИ, подготовка сообщений для СМИ. Пресс-служба Президента самостоятельное подразделение в администрации Президента, которое носит название: «Управление пресс-службы и информации Президента РФ». В структуре функционируют 4 подразделения: отдел аккредитации и брифингов, отдел оперативной информации, отдел перспективного планирования, отдел фотодокументов. Основой правового обеспечения деятельности PR-служб в органах государственной власти являются: Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. (отражает права журналистов искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, проверять достоверность сообщаемой информации и т. д., а также обязанности: сохранять конфиденциальность информации, получать согласие на распространение информации о личной жизни гражданина, предъявлять по первому требованию удостоверение и т. д.) [1, с. 18]

Пиар в системе государственной власти и управлении призван обеспечить стабильность и согласие в обществе, следовательно, деятельность PR-служб в государственных и муниципальных органах не должна носить политический характер.

Источник: studbooks.net

Отличия в ПР — структурах государственного и бизнес управления.

Отличия ПР — структурах государственного управления от подобных структур коммерческого менеджмента можно провести по пяти основаниям: по целям, ресурсам, ответственности, мотивам, окружению.

Различия по целям. Цели ПР — структуры государственного управления многообразны, чаще всего носят неэкономический и обобщенный характер, а для коммерческого ПР характерно способствовать достижению главной цели организации — прибыли.

Различия по ресурсам. Отношения в коммерческой сфере строятся на договорной основе, в качестве основополагающего фактора выступают финансовые возможности предприятия, что позволяет им использовать и инструменты рекламы для достижения поставленных целей. Государственные органы обладают большими информационными ресурсами, а в отношении финансовых, человеческих, технических часто возникают проблемы из-за их недостаточности. Но государственные органы, взаимодействуя с общественностью, могут воспользоваться принудительными рычагами.

Различия по ответственности. Ответственность в коммерческой сфере связана с внутренней составляющей компании — непродуманная ПР — кампания может привести к разорению. В государственном секторе ответственность носит внешний характер, то есть государство в свих действиях и решениях ответственно перед обществом, что с одной стороны говорит о более размытых требованиях, но с другой стороны эту размытость компенсирует необходимость следовать закону, который более тщательно регулирует государственную сферу, чем коммерческую.

Различия в мотивах. В государственных организациях основным финансовым источником выступает государственный бюджет, поэтому информационная политика ориентирована прежде всего на аудиторию, занимающуюся распределением средств, а побудительным мотивом является желание улучшить отношения с источником средств и получить дополнительные фонды. Другой мотив состоит в том, чтобы обоснованно распределить бюджетные средства, выделенные на ПР — мероприятие, так как денежные потоки слишком контролируются. В коммерческих организациях в качестве мотива выступает предпринимательский успех.

Различия в окружении. Для государственного управления характерен особый стиль отношений с общественностью и средствами массовой информации, определяемый обоснованным стремлением общественности знать через СМИ все, что происходит в государственных учреждениях.

Большое влияние на государственную деятельность оказывает взаимодействие с общественными организациями и осуществление лоббистской деятельности. Решения коммерческих предприятий менее часто и не так регулярно обсуждаются в прессе, более того пресса оказывает меньшее влияние на принятие коммерческих решений. Чаще всего интерес у СМИ к частному бизнесу возникает в период кризиса или исключительных обстоятельствах, поэтому частный сектор вынужден использовать различные ПР — технологии по усилению новостей компании. Также СМИ ожидают, что предприниматели будут взаимодействовать с ними на коммерческой основе.

52 Формы работы с общественностью в политических и общественных организациях

Деятельность ПР-служб в политических партиях и общественно-политических организациях имеет и свою специфику:

Во-первых, ПР-службы политических партий по сравнению с государственными ПР-службами имеют меньший масштаб деятельности. Меньшие масштабы деятельности вызваны тем, что у политических партий более ограниченны финансовые, материальные и организационные ресурсы. В деятельности политических партий не является редкостью отсутствие специальных ПР-служб и отделов.

Во-вторых, ввиду того, что деятельность политических партий нацелена на “завоевание” своего электората, их деятельность в сфере ПР направлена на определенные слои населения и поэтому имеет нередко характер пропаганды. Политические партии стремятся удержать в орбите своего влияния свою социальную группу. Государственные органы в этом отношении должны быть менее политизированы, избегать агитации и пропаганды в пользу той или иной политической группировки.

В-третьих, политические партии, как правило, действуют в условиях сильной конкуренции со стороны других партий. Поэтому они вынуждены быть динамичными и быстро реагировать на изменения в обществе. Сила и преимущества политических партий заключаются в том, что они призваны отмечать недостатки и ошибки государственных органов, оперативно выдвигать новые предложения и идеи на политический рынок.

В современной России использование технологий ПР политическими партиями получило широкое распространение особенно в периоды проведения избирательных кампаний.

Задачи избирательной кампании по существу совпадают с задачами любой ПР-кампании:

— установить первоначальные отношения с целевой аудиторией;

— создать запоминающийся имидж;

— укрепить доверие к нему;

— изменить поведение целевой аудитории.

Основными проблемами для политических партий в условиях современной России являются задачи определения целевой аудитории и разработка соответствующего имиджа. Поскольку проблемы с определением своей социальной базы и соответственно целевой аудитории, очевидно, существуют у большинства партий, постольку возрастает роль имиджа и политической рекламы, которые строятся не на рациональных доводах, основанных на экономических программах или политических платформах, а на эмоциональном впечатлении.

Основной работы в области ПР для политиков является то, что население не имеет непосредственного выхода на политика, оно реагирует на его образ, имидж, телевизионную картинку. Происходит как резкое сужение канала (теперь мы получаем информацию только по двум из них – слуховому и зрительному), так и резкое сокращение времени на оценку (мы видим кандидата, к примеру, полторы минуты в день). Это резкое сокращение информационного разнообразия сказывается в том, что избиратель скорее реагирует на определенные идеализации. Он как бы сравнивает кандидата со своим идеальным представлением о том, каким должен быть президент, каким должен быть депутат. Поэтому операции по продвижению политика состоят из трех элементов: отбор тех характеристик, которые аудитория считает важными для кандидата на данный момент; внедрение этих характеристик в образ кандидата; “продажа” этого образа избирателю.

Коммуникативная функция предполагает решение следующих задач:

· установление, поддержание и расширение многообразных коммуникативных связей, производство и распространение информации по различным каналам для различных целевых аудиторий;

· информирование населения о характере принимаемых общественно-значимых решений и разъяснение необходимости и мотивов их принятия в интересах всего населения;

· прогнозирование возможных последствий принимаемых решений, определение основных задач, методов и способов направленной коммуникации;

· систематическое изучение и интерпретация данных исследований общественного мнения (социально-политический и социально-экономический мониторинг);

· позитивное воздействие на процесс политической социализации обеспечение активного участия граждан в мероприятиях.

Коммуникативная функция органично и непосредственно связана с функцией информативной. Информационная функция реализуется в деятельности, имеющей три основных направления.

В рамках первого направления служба PR является субъектом общественных отношений, продуцирующим, перерабатывающим и распространяющим информацию — те знания, нормы, ценности, которые необходимы и достаточны для достижения целей управления. Всеобщий доступ к информации обеспечивает прозрачность органов власти, демократичность принятия решений и доминирование гуманистических принципов. Вторым направлением информационных усилий PR-структуры является обеспечение обратной связи (информационных сигналов из внешней среды — писем и обращений граждан, публикаций в СМИ и т.д.) для достижений целей управленческой деятельности. Именно «обратная связь» является инструментом, посредством которого общественность становится субъектом взаимодействия, ставя перед властью задачи корректировки ее управленческих решений и действий. Третьим направлением является обмен информацией с другими службами и всеми субъектами управленческой деятельности.

Крайне важной в деятельности политических PR-структур управления является реализация аналитико-прогностической функции. Прогностическое видение социально-политической ситуации входит в перечень необходимых условий эффективности связей с общественностью. Без получения объективной и системной информации по всему кругу вопросов, без выработки информационной стратегии и тактики поведения эффективная управленческая и коммуникативная деятельность невозможна.

Организационно — координирующая функцияорганов по связям с общественностью во многом соотносится с коммуникативной функцией и отчасти с ней совпадает. В то же время, эта функция чрезвычайно важна: она обогащает средства административного воздействия внеадминистративным влиянием, поскольку включает в себя поддержание контактов со СМИ, развитие корпоративных связей, взаимодействие с госструктурами, кризис-менеджмент и т.д.

Публичная (гражданская) функция PR-служб проявляется в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод человека. Муниципальная власть является институтом гражданского общества, одной из ее задач в рамках реализации публичной функции является осуществление контроля гражданского общества за деятельностью «силовых» структур, надзор за соблюдением органами принуждения прав и свобод граждан. Осуществление такого рода контроля ложится, в частности, на службы PR.

Функция деполитизации социальных отношений играет особую роль в деятельности служб по связям с общественностью на уровне местного самоуправления. В этом они в корне отличаются от органов по связям с общественностью государственных структур, для которых идеологическая функция является одной из системообразующих. В идеале, гражданское общество, и соответственно, местное самоуправление как его институт не должны быть политизированы. Присущая сегодня ряду гражданских институтов излишняя политизированность свидетельствует о переходном и недостаточно зрелом состоянии гражданского общества в России.

Источник: infopedia.su

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин