На каждой ступени власти, в любом ее звене, учреждении, органе есть свои пирамиды власти, и везде есть группа ответственных руководителей, составляющих администрацию, или аппарат власти. Возглавляющие их руководители ведут за собой подчиненных. Отсюда и понятие («лидер» — ведущий или идущий впереди). Но все ли руководители — лидеры?
Иначе говоря, кого из них и почему можно так назвать? Не проще ли обойтись привычным понятием «начальник или руководитель», прежде очень распространенным? Найти ответы на данные вопросы – вот основная цель данной работы.
Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 — 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ Дж. Мак-Грегора Бернса, Р.Такера, Б.Келлермана, Дж. Пейджа.
Актуальность проблематики обусловлена следующими факторами:
— наличием довольно скупых исследований в некоторых сферах лидерства;
— низким уровнем профессионализма некоторых современных
руководителей, что влечет за собой неэффективность деятельность организации.
Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров. Руководитель должен уметь ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива. Из вышесказанного ясно, что проблемы руководства и лидерства в организации на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет изучение феноменов руководства и лидерства.
Так или иначе, понятия «лидерство» и «руководство» имеют принципиально разные социальные, политические и, естественно, психологические значения.
В данной работе мы постараемся определить, почему лидерству уделяется такое большое внимание, в чем состоит отличие лидера от руководителя, как человек становится лидером, но сначала опишем основные концепции лидерства и выявим, какими качествами лидер должен обладать.
Лидерство. Концепции лидерства.
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от остальных главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. При характеристике динамических процессов в группах, естественно, возникает вопрос о том, как группа формируется, кто берет на себя функции ее организации.
В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Руководитель — это лицо, наделенное правами и полномочиями по управлению коллективом и отвечающее за результаты его деятельности.
Лидерство — это проявление индивидом его способности оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их действия. Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”.
Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Почему человек становится лидером?
В теории управления существуют традиционные и современные концепции лидерства. К традиционным относятся три концепции: личностная, поведенческая и ситуационная.
Согласно личностной концепции, лидер обладает определенными свойствами, чертами, благодаря которым он выдвигается в лидеры. Лидеру присущи следующие психологические качества:
— уверенность в себе,
— острый и гибкий ум,
Поведенческая концепция лидерства опирается на активные практические действия, которые предпринимает ведущий в рамках управления поведением ведомых. Среди таких действий – распределение обязанностей, требования к подчиненным, поощрение или критика, координация и т.д.
Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами и способностями, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером.
Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. Именно специфика ситуации определяет лидера. После изменения ситуации такой лидер обычно слагает с себя полномочия ведущего.
Современные концепции лидерства являются попытками связать воедино как элементы традиционных подходов, так и новые находки. Современных концепций также три: атрибутивная, харизматическая и преобразующая.
Концепция атрибутивного лидерства базируется на причинно-следственных связях между тем, что произошло, и тем, что считается причиной произошедшего. Эту связь объясняет теория атрибуции. По факту следствия выдвигается причина, которая затем корректируется с целью получения нового следствия.
Лидер субъективно устанавливает причины событий, приписывает ведомым определенные качества, дает им оценки. На основании этого лидер корректирует и свое поведение., и задания для ведомых. В случаях правильной установки причинно-следственной связи атрибутивное лидерство оказывается весьма эффективным. Однако возможны и неадекватные атрибуты, ошибочные оценки со стороны лидера. В этом случае атрибутивное лидерство будет не только неэффективным, но и может нанести большой урон ведомым.
Концепция харизматического лидерства опирается на понятие «харизма». Это понятие означает особую природную способность человека воздействовать на других людей, убеждать их, вести за собой. Харизматический лидер обладает влиянием, основанным не на логике и рассудительности, а на вере и эмоциях ведомых. Последние убеждены в том, что лидер всегда прав, он обладает недоступным для остальных знанием, исключительными качествами.
Концепция преобразующего (реформирующего) лидерства строится на способности лидера переводить новое видение проблем в действие. Лидер выстраивает алгоритм деятельности, разъясняет, вызывает энтузиазм у ведомых, ставит перед ними новые задачи. Ведомые рассчитывают на знание и мастерство ведущего (лидера). Такое лидерство эффективно в условиях инновационной (обновляющей) деятельности. Эотношение ведомых к лидеру в каждой из этих концепций можно образно выразить так:
в атрибутивной – «признаю – подчиняюсь»;
в харизматической – «люблю – обожаю»;
в преобразующей – «уважаю – рассчитываю».
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Лидерство и управление. Концепции лидерства
Под лидерством в общем смысле понимают ведущее положение какой-либо личности или социальной группы, класса, партии, способность индивида для достижения целей оказывать воздействие на других участников системы управления организацией. Лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер — член группы, за которым все остальные признают право принимать решения в важных для группы ситуациях. Основные функции лидера — организация совместной деятельности и регулирование межличностных отношений.
Главные причины появления лидеров схожи с причинами возникновения неформальных организаций. Но лидер вовсе не обязательно является неформальным. Понятия «лидер» и «руководитель» отражают разные стороны управления группой: неформальную, связанную с социально-психологическими механизмами и авторитетом, основанных на неформ отношениях; формальную, связанную с официальными должностями и властью. Руководитель — человек, который одновременно является лидером и эффективно управляет своими подчиненными. Его цель — влиять на других таким образом, чтобы они выполняли работу, необходимую организации.
Разные авторы акцентируют внимание на разных аспектах лидерства; оно представляет собой: воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению цели; межличностное взаимодействие, проявляющееся с помощью коммуникации, направленное на достижение целей. Человека называют лидером тогда, когда степень его влияния признана большинством группы при решении групповой задачи.
Существуют три основные теории (концепции) лидерства:
1) личностная (концентрирует внимание на врожденных качествах лидера как обладателя конкретного набора качеств и психологических черт);
2) поведенческих качеств (эффективность деятельности определяется не личными качествами рук-ля, а его манерой поведения с подчиненным);
3) ситуационное лидерство (должны выбираться раз личные способы руководства, в зависимости от характера конкретной ситуации).
Как тип управленческого взаимодействия лидерство представляет собой наиболее эффективное сочетание источников власти, используемое для воплощения в реальность созданного для других видения. Основное качество лидерства — добровольность: добровольное подчинение человеку, пользующемуся уважением и авторитетом, признание его квалификации и опыта, способностей к управлению, человеческих качеств.
Концепция личностных качеств (А.Файоль, Р. Стогдилл, У. Беннис) воспринимает лидера как обладателя набора врожденных качеств и психологических особенностей, отличающих его от других. Считалось, что, располагая данным набором, человек может стать лидером в любой группе. Однако быстро выяснилось, что составление подобного перечня невозможно.
Исследователи составляли перечни до 80 качеств (дружелюбие, общительность, инициативность и др.). Наиболее авторитетный перечень дал совпадение черт для 5% качеств. К 1950-м гг. теория была отвергнута.
Поведенческая концепция считает, что важны не качества людей, а действия, делающие их лидерами. Подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения, тесно связан с теорией человеческих отношений, согласно которой эффективность лидерства связана с манерой поведения лидера (по Д. Мак-Грегору, автократичная манера, теория «X», и демократичная, теория «Y»). Согласно концепции, лидерство можно воспитать и тренировать. В рамках концепции получили известность другие теории: трех стилей руководства К. Левина, четырех систем управления Р. Лайкерта, управленческой решетки Р. Блейка и Д. Моутона, вознаграждения и наказания Б. Скиннера, Дж. Хоманса и др.
Основная идея ситуационных концепций лидерства в том, что разные ситуации требуют как различных организационных структур, так и различных способов руководства. Руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному. Личные качества иповедение также имеют значение, однако решающую роль могут сыграть дополнительные факторы, включающие потребности и личные качества подчиненных, характер задачи, требования и воздействия среды, имеющуюся информацию. В рамках данной концепции получили известность следующие теории.
• Ситуационная модель Фидлера: руководитель не может приспособить себя под ситуацию, поэтому его надо помещать в определенную ситуацию, которая больше всего ему подходит. На его поведение влияют факторы: взаимоотношения между ним и подчиненным (лояльность, доверие); структура задачи (привычно и четко сформулирована); должностные полномочия (сильные и слабые).
• Ситуационная модель Митчелла-Хауса («путь-цель») — объясняет действие поведения руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненного. Стили руководства: поддержка (ориентирован на человека); инструментальный (ориентирован на производство); поощряющий участие (руководитель делится информацией с подчиненными, использует их решения, консультации); ориентированный на достижение (лидер ставит напряженные цели, напоминает о повышении уровня производительности и более эффективной работе). Выбор стиля зависит от личных качеств подчиненного и требований внешней среды.
• Модель принятия решений Врума-Йеттона-Джаго основана на процессе принятия решений. Стили руководства: 1) сами решаете проблему и принимаете решение, исходя из имеющейся информации; 2) получаете информацию от подчиненных, сами решаете проблему, их задача — дать информацию; 3) делитесь проблемой, не собирая группу, с теми подчиненными, кого это касается, выслушиваете их предложения, сами принимаете решение; 4) советуетесь с группой подчиненных, выслушиваете их предложения, сами принимаете решение; 5) обсуждаете проблему и решения в группе, слушаете ее, принимаете подходящее решение.
Источник: studopedia.su
Лидерство в менеджменте — определение, теории и подходы
Современный менеджмент невозможно представить себе без использования индивидуального инновационного подхода к постоянно изменяющимся обстоятельствам. Ведь только в таком случае возможно достижение новых и при этом перспективных направлений в развитии компании. Все это говорит о том, что менеджмент не может существовать без лидеров, то есть без тех людей, которые способны взять на себя руководство организацией и при этом превратить каждого из ее сотрудников в своего последователя и единомышленника.
Лидерство в менеджменте на сегодняшний день является весьма актуальной проблемой. Ведь существующая на рынке жесткая конкуренция приводит к необходимости принятия своевременных решений, а также возложения на руководителя ответственности за достижение конечной цели и эффективную работу организации в целом.
Лидерство в современном менеджменте предполагает наличие у человека таких качеств, которые позволили бы ему осуществлять грамотное руководство сотрудниками. Это и является для компаний главным козырем в условиях конкурентной борьбы. Это именно то, что и позволяет выделяться организации на фоне всех остальных.
Основное понятие
Лидерство – это качество, которое присуще уже самой природе индивида. При этом оно является одной из древнейших форм организации жизни людей, а также действенным средством, позволяющим решить многие насущные вопросы.
Уже на самом раннем этапе зарождения человеческого общества преобладающие позиции в нем стали принадлежать такому порядку, где ведущие роли были предоставлены более умным, сильным и выносливым членам общин. Соплеменники доверяли им, их мудрости и авторитету. Именно такие люди и становились лидерами. Но человеческое общество продолжало развиваться.
Вместе с ним все более и более усложнялась система лидерства. Оно перестало быть личностным и приобрело более сложные формы.
Тем не менее, как и в прежние времена, на сегодняшний день существует объективная потребность в наличии лидера, которая не может быть не реализована. Ведь основной задачей такого человека является устранение пассивности, а также вовлечение всех членов группы в процесс управления.
Лидерство – это загадочное и ускользающее качество. Его существование признать легко, а описать довольно сложно. Еще труднее использовать это свойство личности на практике, а уж воспитать подобное свойство в человеке просто невозможно.
Во всех существующих на сегодняшний день теориях лидерства в менеджменте к определению данного понятия имеется свой подход. Единого взгляда на данный феномен найти просто невозможно.
Лидерством считается метод работы, цель которого — помочь сотрудникам решить поставленную задачу самым лучшим образом. При этом его считают неотъемлемым компонентом работы команды и группы.
Лидерство в менеджменте рассматривается и как способность, позволяющая поднять видение сотрудников до более высокого уровня. Это позволяет человеку работать с применением самых современных стандартов. Кроме этого, лидерство в менеджменте является неотъемлемой чертой личности, благодаря которой происходит формирование ее черт за пределами ограничивающих рамок.
Существуют и другие определения данного термина. Так, лидерство в менеджменте рассматривается в качестве управленческих взаимоотношений между руководителем и его последователями. При этом они основываются на максимально эффективном для каждой конкретной ситуации сочетании разнообразных источников власти и побуждают людей к достижению поставленных целей. При этом понятие лидерства в менеджменте рассматривает данное явление вовсе не как руководство. Хотя такой человек и может стоять во главе компании.
Таким образом, можно увидеть, что в менеджменте тема лидерства является достаточно многогранной. Подобное социальное явление представляет собой один из обязательных элементов в системе управления организацией, ее неким «пусковым механизмом». При этом феномен лидерства способен проявляться в любых организованных группах. Главное, чтобы они стремились к одной общей цели.
Виды лидерства
Влияние на группу людей или на коллектив бывает формальным и неформальным. Если рассматривать первый вариант (кратко) лидерства в менеджменте, то в этом случае влияние на подчиненных будет оказываться с позиции занимаемой должности. Но бывают и другие ситуации. В них влияние на людей оказывается человеком благодаря своим личным умениям, способностям и другим ресурсам.
В таком случае разговор идет о неформальном лидерстве. Но и при том, и при другом варианте такой человек всегда будет обладать эмоциональной, психологической или социальной опорой в коллективе, что и позволит ему повести за собой людей.
Нередко признается менеджментом лидерство в организации за руководителем, если он смог доказать свою ценность и компетентность не только для организации, но и для групп, а также отдельных сотрудников. В этом случае наиболее характерными чертами такого начальника считаются:
- доверие персонала;
- способность видения ситуации в целом;
- гибкость принятия решений;
- коммуникативные способности и т.д.
Все это позволяет сделать однозначный вывод о том, что лидер представляет собой доминирующее лицо любой организации, группы или общества.
Исходя из направленности влияния на людей и работу компании в целом выделяют такие виды лидерства, как:
- конструктивное (функциональное), способствующее достижению целей, поставленных перед организацией;
- деструктивное (дисфункциональное), наносящее компании ущерб;
- нейтральное, неспособное оказать влияние на достижение производственных целей.
Однако стоит отметить, что применяя теории, существующие в менеджменте о руководстве и лидерстве, к реальной жизни, порой бывает достаточно сложно провести определенную черту между всеми описанными выше видами данного явления. Ведь жизнь коллектива достаточно многогранна, и разложить все отношения «по полочкам» не представляется возможным.
Одним из самых важных условий максимально эффективного руководства компанией является наличие конструктивного лидерства. Это позволяет максимально быстро прийти к намеченной цели. Оптимальным, но при этом трудно достижимым вариантом служит сочетание в одном человеке качеств как формального, так и неформального лидера.
На эффективность руководства оказывает немаловажное влияние и та позиция, которую начальник занимает в сфере эмоциональных отношений. Она не должна находиться на чересчур низком уровне. В противном случае эмоциональная неприязнь начнет существенно подрывать должностной и деловой авторитет руководителя, что приведет к снижению эффективности его деятельности в целом.
Проблемы лидерства в менеджменте рассматриваются с точки зрения ключевых моментов, необходимых для решения организацией поставленных задач. Ведь, с одной стороны, это явление рассматривают в виде определенного набора качеств, которыми обладает тот человек, который оказывает влияние на других людей, а с другой, оно подразумевает под собой процесс, как правило, не силового воздействия, приводящий к достижению группой лиц намеченных целей.
Направления теорий лидерства
Это качество интересовало множество поколений исследователей, ученых и мыслителей. При этом стоит отметить, что никогда среди их взглядов не было единого определения сущности и природы данного феномена. Тем не менее развитие представлений о нем, а также экспериментальные наработки в этой области послужили основой для формирования трех основных подходов к лидерству в менеджменте. Они представляют собой:
- лидерские качества;
- поведение, характерное для лидера;
- ситуации, в которых действует руководитель.
При этом основы лидерства менеджмента явно указывают на то, что важная роль в решении задач, стоящих перед компанией, отводится характеристикам и поведению последователей. Каждый из указанных выше подходов предлагает собственное решение проблемы руководства.
Стоит также отметить и то, что лидерство в системе менеджмента обладает непосредственной связью с мотивированием сотрудников. Возьмем, например, наиболее ранние концепции. Их авторами предлагалось определять эффективность данного феномена, основываясь на качествах лидеров, а также на стилях их поведения. В этом случае ситуация в расчет не принималась.
В конечном итоге подобные концепции так и не стали завершенной теорией. Они буквально «утонули» в огромном количестве образцов поведения и личностных качеств. Тем не менее определенный вклад в общую теорию лидерства они все же внесли. Рассмотрим некоторые из самых популярных направлений данной сферы исследования.
Теория Д. Мак Грегори
Данная научная гипотеза относится к направлению, рассматривающему поведенческий характер лидерства. Ее автором было четко обрисовано два основных стиля руководителя. Это авторитарный (теория Х) и демократический (теория Y).
Что же представляют собой данные стили лидерства в менеджменте? Первый из них предполагает отношение к сотрудникам, основанное на понятии о том, что:
- все люди не любят работу и по возможности избегают ее;
- нечестолюбивые сотрудники всегда стремятся уйти от ответственности и хотят, чтобы ими руководили;
- каждый хочет защищенности;
- для того чтобы люди трудились, над ними нужен постоянный контроль, а также использование принуждений и создание угрозы наказаний.
Обладая подобными убеждениями, лидер-автократ производит централизацию своих полномочий. Он постоянно контролирует подчиненных, не позволяет им принимать собственные решения, а для достижения той или иной цели оказывает значительное психологическое давление.
Теория Y полагает, что:
- труд является процессом естественным, и при благоприятных условиях люди не отстраняются от ответственности, а, напротив, стремятся к ней;
- сотрудники, приобщенные к организационным целям, используют самоконтроль и самоуправление;
- интеллектуальный потенциал среднестатистического человека используется лишь частично.
Демократичный руководитель в своей работе предпочитает использовать такие механизмы воздействия на подчиненных, которые апеллируют к их потребности быть приобщенными к высокой цели. Своей основной задачей такой начальник видит создание атмосферы благожелательности, доверия и открытости.
Теория Лайкерта
Она также относится к поведенческому подходу в лидерстве. Автор данной теории выделяет два типа руководителей. В первый из них он включил таких лидеров, которые желают повысить на предприятии производительность труда, ориентируясь на поставленную задачу. Второй тип руководителя сосредоточен в основном на человеке.
Первый из лидеров представленных двух типов более всего заботится о проектировании целей и задач, а также о разработке в организации системы вознаграждения. Второй же занят совершенствованием человеческих отношений, привлекая сотрудников к участию в управлении. Лайкертом также было предложено 4 стиля, характерных для лидера:
- эксплуататорско-авторитарный, аналогичный автократу;
- благосклонно-авторитарный, ограничивающий участие сотрудников в принятии решений;
- консультативный, предполагающий принятие тактических решений подчиненными, а стратегических – руководителем;
- демократический, при котором между начальником и подчиненными создана атмосфера полного доверия, что позволяет осуществлять групповое руководство компанией.
Таким образом, автор теории четко разграничил типы лидерства в менеджменте, полагая при этом, что самым оптимальным из всех предложенных вариантов считается тот, который ориентирован на человека.
Теория Митчела и Хауса
Ситуационные подходы к теории лидерства предлагают объяснение эффективности данного феномена с точки зрения различных переменных, не обращая при этом внимания на личность руководителя.
Так, теория Митчела и Хауса, которую еще называют «Путь-цель», пытается объяснить воздействие, оказываемое поведением лидера на производительность труда, мотивацию и удовлетворенность подчиненных. Для эффективного руководства менеджеру высшего звена потребуется:
- разъяснить сотрудникам, что он ожидает от их действий;
- оказать помощь в устранении возникающих при решении задачи помех;
- направить все усилия подчиненных на путь достижения цели;
- удовлетворить потребности сотрудников при успешном выполнении задачи.
Согласно этой модели, стиль руководства напрямую зависит от 2 ситуационных факторов. Первый из них представляет собой личностные потребности сотрудников, а именно самовыражение, автономию, самоуважение и принадлежность. Второй фактор предполагает воздействие внешней среды, которая выражается в убежденности руководителя оказывать влияние на окружающих.
Теория Фидлера
Данная модель внесла огромный вклад в развитие понимания стилей и особенностей лидерства в менеджменте. Теория Фидлера призывает сосредоточиться на ситуации, предложив при этом на рассмотрение три фактора, которые оказывают непосредственное влияние на поведение руководителя:
- отношения между начальником и подчиненными;
- структура поставленной задачи;
- сфера должностных полномочий.
Автор данной модели считает, что при любых обстоятельствах должен быть обеспечен баланс между теми требованиями, которые выдвигаются возникшей ситуацией, а также личностными качествами руководителя. Именно это и приводит к высокой степени удовлетворенности и производительности.
Теория гуманистической направленности
В отличие от всех других концепций лидерства в менеджменте, эта рассматривает природу человека. Она утверждает, что люди по своей сути – это сложный, но в то же время мотивированный организм. Компания же всегда является управляемой.
Именно поэтому для успешной работы лидеру необходимо преобразовать управляемую им организацию таким образом, чтобы в ней индивиду была гарантирована свобода, необходимая для достижения собственных целей и удовлетворения потребностей. Но при этом обязательным условием является внесение всеми членами коллектива вклада в решение задач, стоящих перед предприятием. Данная идея была разработана американскими психологами Дж. Макгресором, Р. Блейком и другими.
Мотивационная теория
Последователями данной модели являются С. Эванс, С. Митчел и др. Данная теория утверждает то, что эффективность лидера напрямую зависит от его влияния на мотивацию сотрудников, на их удовлетворенность, получаемую в процессе работы, а также на способность продуктивно выполнять задания.
Данная идея, предлагающая определенную структуру руководства, выделяет такие типы поведения лидера, как;
- поддерживающий;
- директивный;
- ориентированный на успех и т. д.
Атрибутивная теория
Согласно данной концепции, лидер рассматривается, как «марионетка». Он получает указания, а также власть от последователей.
Последние и являются своеобразным кукольником, приводящим в движение свою куклу.
Теория Д. Гоулмана
Данная концепция является самой молодой. Согласно ее идей, лидерство в теории менеджмента можно определить как руководство людьми, основанное на эмоциональном интеллекте. Разработкой данной теории занимался профессор Чикагского университета Д. Гоулман в 80-90-х гг. прошлого столетия.
Согласно выдвинутой им идее, эффективным считается такое лидерство, которое способно управлять эмоциями людей. Что это означает? Согласно данной теории, лидер, у которого присутствует высокий эмоциональный интеллект, способен осознать не только собственные чувства, но и чувства других людей, благодаря чему он впоследствии начинает управлять членами коллектива.
При этом такой человек обладает следующими навыками:
- осознанием собственных чувств, умением их замечать и тонко дифференцировать;
- управлением собственными чувствами с умением справляться с разрушительными импульсами негативных эмоций и контролировать их, что позволяет гибко приспособиться к любой ситуации и настроить себя на победу;
- осознанием чувств, которые присутствуют у другого человека, а также их пониманием и способностью быть участливым;
- управлением чувствами сотрудников с умением оказания эмоционального воздействия на подчиненных в форме воодушевления, влияния, урегулирования конфликтов, создания коллектива и укрепления в нем командного духа.
Модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю развивать и совершенствовать все четыре описанные выше способности. При этом стоит отметить, что подобная гипотеза подтверждена целым рядом многочисленных исследований.
Групповое руководство
Лидерство при рассмотрении его современной наукой считается явлением более общественным и организационным, чем индивидуальным и личностным.
Каждый человек, являясь членом той или иной группы, решает возникающие в ней проблемы. В настоящее время структурам, а также к динамике таких объединений практический менеджмент уделяет повышенное внимание. Это вызвано существующими потребностями бизнеса и необходимостью выживания организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью.
Групповая работа – это определенным образом затраченная энергия исполнителей, а также усилия и способности лидеров. В своей совокупности подобная деятельность обладает так называемым синергетическим эффектом. Это указывает на то, что силы всей группы больше, чем взятые по отдельности силы всех ее членов. Получение подобного эффекта и лежит в основе группового лидерства.
Помимо описанных выше существует и множество других подходов и концепций, которые были разработаны без проведения тщательного анализа исходя из общей схемы теории лидерства. Тем не менее исследования в данной области не прекращаются. Они интенсивно проводятся и в наши дни, поскольку власть и лидерство в менеджменте — обширная и интересная тема.
Источник: fb.ru