Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль , способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения.
Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка . Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя.
Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и используя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства. Наибольшего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных технологических новшеств. Однако возможности крупных и средних предприятий остаются во многом нереализованными. Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринимательской деятельности.
Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и ус луг. Однако это производство не становится массовым и серийным.
Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности.
Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики, приведенная на рисунке, существенная их доля задействована в торговле и общественном питании — 46,8%. Это объясняется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестиционных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала.
Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (в %)
Источник: intuit.ru
Специфика финансового управления малым и средним бизнесом
Масштабы, цели, формы виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т.п. Развитию малого бизнеса в России способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда — прежде всего это обслуживание населения.
Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из — за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых и средних предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка. Она обусловлена во многом тем, что они ориентированы в основном на массового потребителя в социально — ориентированных сферах.
Малые и средние предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда.
Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально — технические ресурсы, предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг. Однако это производство не становится массовым и серийным. Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримое преимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов. Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологий, повышение гибкости и оперативности.
В соответствии с Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г. №209-ФЗ к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:
1) для юридических лиц – суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) не превышает 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%;
2) средняя численность работников за предыдущий календарный период не должна превышать следующих предельных уровней: а) от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий: б) до 100 человек включительно – для малых предприятий; среди малых предприятий выделяют микропредприятия – до 15 человек (с 1 января 2010 года).
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предыдущий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием и получает соответствующий статус с момента его государственной регистрации в органах исполнительной власти.
Малые и средние предприятия наиболее подвержены конкуренции и банкротству, многие из них разоряются. Норма прибыли, получаемая от различных видов предпринимательской деятельности, существенно колеблется, что отражается на финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса. Только добросовестная конкуренция повышает эффективность производства, стимулирует снижение цен на товары, повышает ответственность производителей перед потребителями, расширяет сферы обслуживания населения.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Глава 13
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ ОРГАНИЗАЦИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Масштабы, цели, формы и виды деятельности предприятий оказывают существенное влияние на выбор источников финансирования и их структуру, показатели рентабельности, финансовые взаимоотношения с контрагентами и т. п. Развитию малого бизнеса способствовал процесс приватизации. Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах.
Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, — прежде всего это обслуживание населения.
Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала. Но в период становления малых предприятий им, как правило, необходима государственная поддержка.
Она обусловлена во многом тем, что малые предприятия ориентированы в основном на массового потребителя. Организация финансов зависит от масштабов предпринимательской деятельности. В малых предприятиях гораздо легче снизить издержки производства и обращения, применяя сберегающие технологии и используя дешевую рабочую силу, чем наращивая объемы производства.
Наибольшего эффекта по минимизации затрат достигают крупные компании из-за массовости производства и применения более эффективных технологических новшеств. Однако возможности крупных и средних предприятий остаются во многом нереализованными.
Их потенциал может быть задействован через дополнительные выпуски акций, привлечение новых акционеров и повышение ответственности за результаты предпринимательской деятельности. Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоемких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать.
Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство новой продукции, товаров и услуг.
Однако это производство не становится массовым и серийным. 438 • Глава 13. Особенности финансов организаций малого бизнеса Крупные компании, в том числе и холдинговые, имеют то неоспоримоепреимущество, что могут финансировать новые перспективные разработки, выступать в роли заказчиков и кредиторов.
Объединение усилий крупного и мелкого бизнеса обеспечивается через систему субконтрактов, передачу технологии, повышение гибкости и оперативности. Как показывает структура распределения числа малых предприятий по отраслям экономики, приведенная на рисунке, существенная их доля задействована в торговле и общественном питании — 46,8%. Это объясняется прежде всего сравнительно высокой привлекательностью данных сфер бизнеса с точки зрения прибыльности, реализации инвестиционных проектов и быстрым сроком оборачиваемости капитала. Строительство -13,1 Промышленность -13,3/ i Наука и научное обслуживание — 2,! Торговля и общественное питание — 46,8-, Другие отрасли -17,5 Транспорт-2,4 Коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка — 4,4 Распределение числа малых предприятий по отраслям экономики (в %)’ L
Источник: studfile.net