Правовое регулирование развития малого и среднего бизнеса как средство развития конкуренции

Васильева, А. А. Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства в России / А. А. Васильева, Е. Э. Килина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92967/ (дата обращения: 22.05.2023).

В статье проводится анализ правовых основ в области регулирования малого и среднего предпринимательства на территории Российской Федерации, выявляются проблемы правового регулирования и предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство, бизнес, государство, поддержка.

В настоящее время в рыночных условиях одной из ключевых сфер развития выступает малый и средний бизнес. Развитие этого предпринимательского сектора заложило фундамент для развития экономики российского государства, поскольку оно способствует расширению масштабов среднего класса в России, что, в свою очередь, позволяет формировать на современном этапе развития гражданское и демократическое общество, которое сможет оказывать положительное воздействие на укрепление государства в целом.

Одним из основных актов в сфере правового регулирования малого и среднего бизнеса в России является Конституция РФ, в которой раскрывается понятие предпринимательства в широком смысле. Так, в нормативных положениях ст.34 Основного закона государства закрепляется «право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности [1].

Основным законом в рассматриваемой области является Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этом законодательном акте определены ключевые цели, а также принципы осуществления государственной политики хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Госорганы на сегодняшний день стремятся оказывать поддержку субъектам хозяйствования в предпринимательском секторе посредством реализации разрабатываемой государственной политики, направленно на развитие предпринимательских структур [2].

Из подзаконных актов следует выделить Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» [3]. В нем говорится о Федеральной корпорации по развитию МСП. Данная организация занимается предоставлением помощи со стороны государства по ведению предпринимательской деятельности бизнес-структурам, по привлечению инвестиций для развития их деятельности, совершенствование методов поддержки российских предпринимателей и пр.

Рассматривая вопросы правоприменения в сфере регулирования малого и среднего бизнеса на территории Российской Федерации, стоит отметить, что на практике нередко возникают проблемы и споры. Согласно статистическим данным, представленным в Докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей, низкий уровень эффективности реализации политики государства по развитию предпринимателей является непосредственно причиной того, что за последние 10 лет его доля в ВВП страны составила 20–21 %. В 2020 году вследствие пандемии коронавируса ситуацию существенно поменять не удалось.

Множество проблем малого и среднего бизнеса на сегодняшний день заключается в постоянно изменяющейся правовой базе, которой с каждым днем все труднее соответствовать, а также заключается в пробелах действующего российского законодательства в целом. Так, например, в практической деятельности достаточно часто нарушаются нормы ст.4.1.1 КоАП РФ, в соответствии с которыми субъектам малого и среднего предпринимательства, допустившим административное правонарушение, наказание в виде штрафа может быть заменено на предупреждение. На практике судебные органы обычно выносят неправомерные решения о применении к таким субъектам административных штрафов, не проверяют, является ли ИП субъектом малого и среднего бизнеса.

Так, в Решении Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 г. по делу № А51–20213/2020, где субъектом предпринимательства был подан иск в судебные органы с требованием признать незаконным и отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы о привлечении к административной ответственности в виде штрафа. Также истцом было отмечено, что имеют место основания для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, поскольку субъект предпринимательской деятельности является субъектом малого предпринимательства и совершило данное правонарушение впервые. Однако, судебный орган, исследовав материалы административного дела в отношении предприятия, все равно посчитал, что заявленное требование удовлетворению не подлежит [4].

Однако на практике это происходит не всегда, и в таких ситуациях судебные органы выносят положительные решения в отношении замены административного штрафа предупреждением.

Такое решение, например, было вынесено Арбитражным судом Свердловской области. Рассматривалось дело об оспаривании решения, где ИП был привлечен к ответственности в виде наложения штрафа, где было заявлено требование о замене штрафа на предупреждение по причине того, что данное административное нарушение было совершено впервые субъектом малого предпринимательства. Так, в своем Решении от 30.03.2021 г. по делу № А60–1715/2021 судебный орган признал незаконным постановление электронной таможни по делу об административном правонарушении в части назначения наказания в виде административного штрафа, заменив административный штраф на предупреждение [5].

Представляется возможным сделать вывод, что разрешение рассмотренной проблемы возможно посредством надлежащего выполнения судом первой инстанции качественной подготовки дела к судебному разбирательству на этой стадии арбитражного судопроизводства.

Еще одной проблемой можно назвать то, что на законодательном уровне закреплено мало информативное и перегруженное понятие «поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства», которое вызывает трудности в его восприятии. Данное понятие законодатель закрепил в ч.5 ст.3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». По нашему мнению, трактовка, представленная законодателем, является малоинформативной и достаточно перегруженной перечислениями — сперва органов власти, оказывающих данную поддержку субъектам предпринимательской деятельности, после — наименованиями программ поддержки, затрудняющими его восприятие.

Читайте также:  Лучшие практики в бизнесе

Вследствие чего предлагается внести некоторые корректировки в названную норму, а именно сократить представленную трактовку законодателем до упрощенной, и закрепить ее в следующем виде: «поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства — комплекс государственных мер по созданию благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и инфраструктуры их поддержки, реализуемых с соблюдением принципов поддержки».

Необходимо отметить и то, что для достижения рыночной зрелости субъектами предпринимательской деятельности и самостоятельности при обеспечении ими своей непосредственной деятельности без внешних вливаний требуется, чтобы первоначальная поддержка была достаточной в полной мере и которая бы могла учесть потребности этих субъектов. Вследствие чего предлагаем также в ст.14. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» закрепить принцип достаточности такой поддержки субъектов предпринимательской деятельности. Его суть состоит непосредственно в том, чтобы для достижения цели использовать тот объем ресурсов, который необходим, но не больше. Стало быть, государственная поддержка должна обеспечить реализацию ключевых функций субъектов предпринимательской деятельности, стимулируя при всем этом их к дальнейшему росту.

Таким образом, рассмотрев правовые основы в сфере регулирования малого и среднего предпринимательства в России, стоит отметить, что по сей день законодательная база в сфере малого и среднего предпринимательства еще особо не развита. На практике возникает множество пробелов и проблем в данной сфере. Стало быть, необходима аналитическая работа, совершенствование уже изданных нормативно-правовых актов. Предложенные теоретические рекомендации для законотворческой и судебной практики могут способствовать устранению проблем, которые были выявлены в процессе исследования правового регулирования малого и среднего предпринимательства.

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. — 2014. -№ 31. -Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006.
  3. Указ Президента РФ от 05.06.2015 № 287 «О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства» // Собрание законодательства РФ. — 2015. — № 23. — Ст. 3306.
  4. Решение Арбитражного суда Приморского края от 14.04.2021 г. по делу № А51–20213/2020 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2022).
  5. Решение Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2021 г. по делу № А60–1715/2021 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://sudact.ru (дата обращения: 15.02.2022).

Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, среднее, предпринимательство, Российская Федерация, административный штраф, развитие малого, Россия, субъект, административное правонарушение, Арбитражный суд.

Источник: moluch.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Роль малого предпринимательства в развитии конкуренции на товарных рынках

Национальная структура экономики предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе крупных, средних и мелких. Каждый из этих видов предприятий занимает свою нишу на рынке. Но их совокупность и результативное функционирование являются залогом успешной работы всей экономической системы. При этом малые предприятия могут заниматься как выпуском товаров (услуг) конечного потребления, так и быть поставщиками определенных деталей, узлов, материалов для крупных и средних предприятий или оказывать последним определенные необходимые им услуги или выполнять работы по их заказам.

Значительная часть малых предприятий занимается производством и реализацией товаров и выступает на рынке в качестве конкурентов по определенной номенклатуре товаров крупным и средним предприятиям. Другую группу малых предприятий составляют предприятия розничной и оптовой торговли. Третья группа — это предприятия, предоставляющие различные услуги (бытовые, туристские, посреднические, ремонтные и др.). Малый бизнес в настоящее время присутствует практически во всех сферах национальной экономики, а также активно занимается внешнеэкономической деятельностью. Наиболее активно малый бизнес действует на региональных и местных товарных рынках.

Основными экономическими чертами малого предпринимательства являются обособленность, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предпринимательства, обусловленных:

  • 1) характером производственного процесса;
  • 2) спецификой системы управления и руководства;
  • 3) состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
  • 4) особенностями внешних воздействий.

К первой группе относятся:

  • — ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;
  • — небольшая номенклатура выпускаемых изделий, в том числе, в ряде случаев, узкая специализация;
  • — упрощенность системы сбыта.

Вторая группа включает:

  • — единство права собственности и непосредственного управления предприятием;
  • — особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;
  • — компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;
  • — отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;
  • — упрощенную систему учета и отчетности;
  • — быстроту принятия решений.

Третья группа объединяет такие черты, как:

  • — особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин, как правило, является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;
  • — гибкость, восприимчивость к нововведениям;
  • — небольшой объем используемых оборотных средств;
  • — низкая капитализация производства;
  • — высокая и быстрая оборачиваемость капитала;
  • — существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.
Читайте также:  Вебкам бизнес что это

Четвертую группу образуют следующие характеристики:

  • — локальность ресурсных и сбытовых рынков;
  • — неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;
  • — положение «ведомого» в системе кооперативных связей с крупными и средними предприятиями;
  • — чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановке, изменениям законодательства, в том числе налогового и кредитного;
  • — ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капитала;
  • — большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях.

С учетом этих критериев и отличительных характеристик малое предпринимательство образует особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством, ориентированным зачастую на локальные или региональные рынки. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, материальных, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды.

Однако именно за счет этого малые предприятия являются наиболее мобильными хозяйствующими единицами, не требующими громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником, как правило, нет посредников, что означает, что сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, менеджером, маркетологом, заниматься производством и сбытом) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство — это особый вид предпринимательской деятельности. Роль небольших компаний, формирующих сферу малого предпринимательства, является крайне важной в формировании конкурентных отношений на различных сегментах рынка.

Такие свойства малого предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, малая материалоемкость, простая система управления, позволяют ему составить конкуренцию средним и даже крупным предприятиям, стимулировать повышение эффективности их деятельности, ориентировать последних на выпуск более конкурентоспособной продукции, что в целом положительно скажется на состоянии национальной экономики. Конкурентное давление со стороны небольших компаний является одним из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов или группы крупных предприятий на олигополистическом рынке. Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее конкурентоспособности.

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. При этом структура рынка, характеризуемая наличием и соотношением крупных, средних и мелких предприятий, во многом определяет степень конкурентоспособности фирм и товаров. В этом отношении малые производственные предприятия в определенных сегментах рынка могут быть вполне конкурентоспособными по сравнению со средними и крупными. Решая наряду с экономическими также социальные функции, малые предприятия способствуют созданию здорового экономического климата в стране. Такие предприятия решают проблемы безработицы, особенно в малых и средних городах, в сельских поселениях, способствуют пополнению местных бюджетов, выпускают продукцию (услуги) локального потребления, используют местные ресурсы, не имеющие стратегического назначения.

Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению, быстрой переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок, малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений в периоды спада экономической активности в стране и способен составлять эффективную конкуренцию крупным и средним предприятиям.

Конкретные меры по развитию конкуренции, в том числе за счет развития малого предпринимательства, изложены в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 691-р. Эта программа принята в целях реализации отдельных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Учитывая социальную и экономическую важность развития этой сферы, Правительство Российской Федерации специальным распоряжением от 2 июля 2016 г. № 1083-р утвердило Стратегию развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Источник: bstudy.net

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса до и в период пандемии Covid-19

Васильева Оксана Николаевна (Vasilieva Oksana Nikolaevna), доцент, к.ю.н.

Президент России Владимир Путин 29 октября на инвестиционном форуме «ВТБ Капитал «Россия зовет» заявил, что экономика нашей страны справляется с последствиями короновирусной инфекции лучше, экономики европейских государствах. Но при этом указал на сохранение рисков и проблем для бизнеса, что безусловно требует сохранения мер поддержки предпринимательства, «и в первую очередь, малого и среднего бизнеса».

Безусловно пандемия так или иначе оказала негативное воздействие на бизнес. Более уязвимыми, как показали месяцы «короновирусной экономики», стали те отрасли, которые направлены на обслуживание потребительского спроса, где большую роль играют субъекты малого и среднего предпринимательства. Но так ли велика роль короновируса в тех проблемах, с которыми столкнулись малые и средние предприниматели? Или все-таки дело в институциональных особенностях государственного регулирования среды малого и среднего предпринимательства (далее по тексту – МСП)?

Мастерская по ремонту обуви.

Еще в 2016 году был принят документ, целью которого было развитие МСП как фактора инновационного экономического развития, – Стратегия развития малого и среднего предпринимательства. Меры регулирования и поддержки должны были обеспечить конкурентную и адаптивную экономику, а также стабильную занятость. За прошедший период можно подвести промежуточные итоги, чтобы понять с чем малый и средний бизнес подошел к началу короновирусной инфекции и локдауну экономики весной 2020г.

Читайте также:  Перечислите и дайте краткую характеристику основным вариантам открытия своего бизнеса

Одной из мер, предусмотренной Стратегией, было расширение доступа МСП к системе государственных закупок путем введения и расширения квот на закупки госпредприятий у МСП. Но по факту крупные предприятия не спешат закупаться у МСП в силу, зачастую невысокого качества их продукции. Хотя формально меры реализованы: разработан проект «Сделано в России» и создана «Российская система качества».

Следующим целевым показателем, заслуживающим внимание, является создание условий для повышения производительности труда на малых и средних предприятиях. Так были созданы условия для развития инфраструктуры поддержки МСП, в частности, наибольшее число таких объектов приходится на инфраструктуру консультационного типа, инновационно-производственную, имущественную и финансовую инфраструктуру. Но приходится констатировать, что нет единой базы данных по созданным и функционирующим объектам МСП. Существующий Единый реестр на базе Корпорации МСП, не включает в себя объекты из реестра Минпромторга России и объекты, создание которых профинансировано иными ведомствами, также как и нет регионального стандарта развития такой инфраструктуры.

Положительным моментом реализации Стратегии стоит выделить внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного контроля (надзора). При этом само бизнес-сообщество отмечает, что контрольно-надзорная деятельность государства и административное давление являются определяющими факторами, негативно влияющими на развитие МСП.

Для реализации мероприятия по совершенствованию системы информационной поддержки МСП созданы и функционируют многофункциональные центры под брендом «Мой бизнес», предоставляющие малому бизнесу услуги по принципу «одного окна». Предполагается создание единой интегрированной базы мер поддержки МСП с подключением к ней всех федеральных органов исполнительной власти, регионов и заинтересованных организаций. Например, такой реестр создан Правительством Москвы, но опять же отсутствует единый реестр за все годы действия программы поддержки МСП.

Можно и дальше вести разговоры о достижении целевых показателей Стратегии, формально которые конечно реализуются. Вместе с тем, по данным Всемирного банка, Россия остается в группе стран со средними значениями по показателям государственной эффективности и качества государственного управления МСП.

И здесь показательна статистика. Так, численность занятых в МСП начала уменьшаться еще до начала пандемии, а именно – с августа 2018 г. Так в 2019 г. она составила 18,8 млн. человек, сократившись на 0,5 млн. человек за год, при одновременном увеличении числа индивидуальных предпринимателей на 68 тыс. человек. Отчасти снижение занятости компенсировали самозанятые (в 2019 г. зарегистрировано порядка 300 тыс. человек). И вообще прирост количества субъектов МСП в России в последние 5 лет определялся увеличением числа индивидуальных предпринимателей.

По данным Росстата доля МСП в 2018 г. по сравнению с 2017 г. снизилась с 22 до 20,2% ВВП. А Национальный проект «Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» не оказал существенного влияния на рост численности занятых проекта оказалось под вопросом.

19 марта 2020 года все регионы России в соответствии с Указом Президента «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» период с 30 марта по 3 апреля был объявлен нерабочим с сохранением за работниками заработной платы. Это по факту остановило деятельность большей части малого и среднего бизнеса, не освободило от обязанности обеспечить наличие фонда оплаты труда сотрудников. По данным ФНС, на 1 июля 2020 г. прекратили свою деятельность 305,6 тыс. индивидуальных предпринимателей (ИП) и 208 тыс. юридических лиц (коммерческих организаций) (были зарегистрированы 287,4 тыс. и 100,2 тыс. соответственно). Таким образом, за 1-е полугодие 2020 г. в России на 18,2 тыс. уменьшилось число ИП и на 107,8 тыс. — число коммерческих организаций. На 10 мая 2020 г. число малых предприятий сократилось на 10,1% (в годовом выражении), средних — на 8,5%, что означает потерю около 300 тыс. рабочих мест в малом бизнесе и 100 тыс. в среднем.

Анализ антикризисных мер поддержки показывает, что в целом они соответствуют общемировым. Государственное регулирование оперативно среагировало на вызовы пандемии, но в отличии от других стран, которые делали акцент на предоставление прямой финансовой помощи и поддержании ликвидности, среди российских антикризисных мер преобладали мер нефинансового характера. Также эти мер имели более низкий охват и более жесткое регламентирование их предоставления.

Положительным моментом необходимо выделить создание автоматических онлайн-сервисов предоставления отдельных мер поддержки МСП и ИП. На сайте ФНС можно определить, какие меры поддержки могут быть предоставлены субъекту МСП или индивидуальному предпринимателю, заполнить и подать через различные сервисы заявление на отдельные виды поддержки, отследить статус рассмотрения заявления и т. д С помощью данного сервиса предоставлялись субсидии на заработную плату и субсидии на дезинфекцию и профилактику.

Антикризисные меры выступили инструментом «быстрого реагирования». Но сейчас в условиях неопределенности распространения короновирусной инфекции и ее длительности с учетом тех сдерживающих факторов развития МСП, которые были и до пандемии, безусловно государственное регулирование должно быть направленное на улучшение институциональный среды МСП.

Источник: www.esm-invest.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин