Гильдебрант, О. В. Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России / О. В. Гильдебрант, Е. В. Мильто, Г. И. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1202-1205. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31660/ (дата обращения: 21.05.2023).
В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность. Путем привлечения частных инвестиций в социально-значимые проекты государство решает вопросы их финансирования. В свою очередь для бизнеса появляется возможность расширения сферы выгодного приложения капитала, обеспечивается интерес предпринимателей к совместному с государством сотрудничеству. Благодаря такому взаимному интересу возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, а именно государственно-частное партнерство.
Государственно-частное партнерство — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для комплексного и эффективного решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.
Такая форма долгосрочного хозяйственного взаимодействия между государством и частными структурами как государственно-частное партнерство в России получила свое развитие примерно с середины первого десятилетия XXI века.
За несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [2].
Преимуществами взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства выступают:
– долгосрочный характер взаимодействия;
– соинвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;
– разделение рисков между государством и бизнесом;
– предметом соглашения являются имущественные объекты и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;
– бизнес участвует не только в создании/реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и/или техническом обслуживании.
Таким образом, основными целями, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерства, в частности привлечении внебюджетных источников инвестиций для важных проектов и разделении финансовых рисков.
Помимо этого государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера, которому передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Кроме того, частный партнер вкладывает не только финансовые ресурсы, но организационно-управленческий опыт, технологии и ноу-хау, а также минимизирует предпринимательские риски.
В свою очередь, заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется рыночными мотивами. Например, вступая в государственно-частное партнерство, компания получает в долгосрочное владение и пользование государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе.
На свободном конкурентном рынке такие преимущества неоспоримы. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.
Обычно роли между государством и частным бизнесом чётко разграничены, государство действует на одном поле, частный сектор — на другом. Партнёрство смешивает эти поля в одно и заставляет обоих игроков существовать в кардинально иной среде, в которой действуют и другие правила. Участникам приходится приспосабливаться к более сложным условиям функционирования, и поиску компромиссов не только с внешней средой, но и внутри самого партнёрства.
Другими словами проблемы взаимодействия между бизнесом и властью в рамках государственно-частного партнерства обусловлены различными целевыми установками партнеров и неразрывно связаны с рисками реализации проектов, в частности политическими и правовыми; техническими; коммерческими; ‘экономическими.
Политические и правовые риски включают риски изменений в политике либо законодательстве на уровне отрасли, региона или страны, которые могут отрицательно повлиять на проект. Одна из причин связана с различными целевыми установками по поводу использования финансовых ресурсов, а именно государству необходимы финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач, а бизнесу данные средства нужны для развития и повышения своей конкурентоспособности.
Органы государственной власти принимают законы, а также следят за их исполнением, то есть фактически самостоятельно устанавливают правила взаимоотношений бизнеса и государства без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. Например, в области налогового законодательства, для государства важной мотивацией является пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, а для предпринимателей (особенно малого и среднего бизнеса) ключевое значение имеет величина налогового бремени. Вместе с тем, учитывая, что отдельный предприниматель может поставить цель сменить страну своего пребывания, то данная мотивационная основа может быть ослаблена.
Технические риски связаны с предынвестиционной стадией — строительством и эксплуатацией.
Коммерческие риски заключаются в снижении предусмотренного проектом уровня цен и объемов реализации продукции.
Экономические риски включают риски изменения процентных ставок, обменных курсов валют, инфляции, которые могут негативно повлиять на результативность проекта.
Таким образом, государственно-частное партнёрство изначально содержит в себе внутренний конфликт, который усугубляется негативными воздействиями окружающей для партнёрства экономической и политической среды, техническими условиями, т. е. наличие рисков порождает противоречия между государством и бизнесом в рамках ГЧП.
Вышеперечисленные риски усугубляются следующими обстоятельствами:
– отсутствием реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта;
– риском сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;
– cложностями разрешения конфликтных ситуаций/споров с государственными структурами;
– ненадлежащим выполнением условий контракта со стороны органов власти;
– cложностью выхода из проекта и возврата вложенных инвестиций.
Исходя из того, что государственно-частное партнёрство — это высокорисковый проект, то для того, чтобы добиться взаимопонимания между государством и бизнесом необходимо сформулировать согласованную цель, которая позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений. Данная модель позволит принимать обоснованные решения с учетом специфических особенностей.
С одной стороны, важнейшим принципом ГЧП является принцип равенства его участников. Обе стороны по своему усмотрению и с учетом своих интересов самостоятельно определяют свое поведение относительно участия в проекте. Государство не должно использовать свои властные полномочия.
С другой стороны, проблема заключается в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми пользуются все остальные субъекты хозяйствования.
Для реализации проекта в ГЧП государство использует свои специфические права, как института, наделенного властными полномочиями.
Государство обладает легитимной, общепризнанной властью и, используя её, может устанавливать, защищать или изменять «правила игры» в обществе, ограничивая или расширяя свободу выбора субъектов хозяйствования (бизнеса).
В силу своих властных полномочий, при наступлении неблагоприятных условий политического или экономического характера (война, стихийные бедствия, экономический кризис и т. д.) государство может сократить финансирование проекта, либо совсем перестать выполнять свои финансовые обязательства, что грозит бизнесу огромными потерями, либо даже банкротством.
Наличие противоречий во многом обусловлено существующими барьерами и проблемами при реализации ГЧП. Основными причинами большинства из них являются несовершенство законодательства (особенно в части определяющей права и ответственность сторон), несовершенство форм и методов реализации партнерских отношений.
Кроме того, согласование целей власти и бизнеса происходит в ходе совместной разработки стратегий развития регионов, государства в целом и по отдельным направлениям экономико-социального развития на срок от 10 до 40 лет, что превышает бюджетный период. Согласно российскому законодательству средства, которые должны быть направлены на оплату работ и услуг частного партнера, необходимо отражать в качестве расходных обязательств соответствующего бюджета, который принимается на краткосрочный период.
Это, в свою очередь, приведет к конфликту сторон соглашения и, возможно, в случае невыполнения обязательств к судебному разбирательству.
Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, государство, бизнес, риск, проект, рамка, реализация проекта, структура, частный бизнес, частный партнер.
Источник: moluch.ru
Вопрос 2. Формы взаимодействия государства и бизнеса
Государство и бизнес – два важнейших института, благодаря которым возможно существование общества в том виде, в каком современный человек привык его видеть. Каждый из этих институтов имеет несколько сфер влияния.
К основным сферам влияния государства относятся:
— обеспечение безопасности и стабильности в обществе;
— организация и регулирование экономической жизни;
— поддержка культурного развития;
— охрана окружающей среды.
Основными сферами влияния бизнеса являются:
— создание материальных благ;
— создание рабочих мест;
— формирование потребительского спроса;
— включение членов общества в систему отношений собственности;
Ни одна из них не может обслуживаться исключительно стараниями государства или бизнеса.
Весь этот конгломерат представляет собой социально-экономическую систему взаимодействия бизнеса, общества и власти.
То же касается и обеспечения безопасности и стабильности в обществе. Чтобы наладить действительно эффективную систему безопасности, государство не может обойтись без работы бизнес-структур, обеспечивающих всю систему необходимыми материальными ресурсами. Социальное обеспечение невозможно без эффективного задействования трудоспособного населения государства в качестве рабочей силы на коммерческих производствах и т. д.
Можно выделить две основные формы взаимодействия власти и бизнеса:
— государственно-частное партнерство (Федеральный закон «О государственно-частном партнерстве 244)
Административно-властное взаимодействие бизнеса и власти основано на отношениях подчиненности предпринимателей решениям, принимаемым субъектами власти в рамках тех полномочий, которые выделены им законом. Это важный блок координирования собственной деятельности в рамках соответствия административно-правовым требованиям.
Однако для получения действенных инструментов достижения своих основных предпринимательских целей следует более подробно изучить формы именно партнерского взаимодействия между бизнесом и властью.
Из основных форм государственно-частного партнерства можно выделить:
— арендные отношения, включая лизинг;
— соглашение о разделе продукции;
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ №13
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru
Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами
В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.
Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.
Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора. ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.
Пример употребления на «Секрете»
«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».
(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)
Нюансы
Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:
- «О концессионных соглашениях»;
- «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в РФ».
Формы ГЧП:
- любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;
- государственные контракты;
- арендные отношения;
- финансовая аренда (лизинг);
- государственно-частные предприятия;
- соглашения о разделе продукции (СРП);
- концессионные соглашения.
Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.
Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.
Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:
- частные автомобильные дороги;
- мосты;
- транспорт;
- морские и речные порты;
- аэродромы и аэропорты;
- электростанции;
- гидротехнические сооружения;
- объекты здравоохранения и образования;
- и т. д.
Цифры
Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.
В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:
- концессионные соглашения;
- контракты жизненного цикла;
- аренда с инвестиционными обязательствами;
- долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей;
- корпоративная форма ГЧП;
- специальные инвестиционные контракты;
- соглашения о государственно-частном партнёрстве;
- соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
- государственные контракты на поставку товаров с локализацией их производства (офсетный контракт).
Источник: secretmag.ru