Правовые формы взаимодействия государства и бизнеса проблемы государственно частного партнерства

Государственно-частное партнерство как основа взаимодействия между государством и бизнесом

Цели, задачи и эффективность Государственно-частного партнерства в экономике страны

Государство и власть — сложные и многомерные явления, которые и в сознание и в жизни людей, общества отражаются разными гранями и аспектами в зависимости от той роли, которую они играют. Роль государства постоянно увеличивалась по мере возрастания сложности общества, дифференциации социальных связей и появления различных видов человеческой деятельности, специализации функций и разделения труда, роста знаний и навыков, возникновения различий общественного и индивидуального интересов, прав и обязанностей, а также социального неравенства и частной собственности. [30]

Собственность всегда была краеугольным камнем отношений внутри государства. Как разделить сферу функционирования государства и индивидуализм? Власть государства и власть собственника? Что должно делать государство, а что частный капитал? Неочевидность ответа на этот вопрос можно проиллюстрировать знаменитой статьей Коуза «Маяк в экономической теории».

В ней показано, что сфера, которую многие экономисты считали бесспорным примером сферы, где может действовать только государство — строительство и финансирование маяков, на самом деле была сферой действий частной инициативы, сотрудничающей с государством, то есть сферой частно-государственного партнерства. Изучив реальное устройство финансирования маячной службы в Англии и Уэльсе в XVI — XVIII вв., Коуз сделал вывод: «История ранних периодов показывает, что вопреки убеждению многих экономистов услуги маяков могут обеспечиваться частными предпринимателями. В те дни купцы и судовладельцы могли просить у Короны для отдельного человека разрешение на строительство маяка и взимание (обусловленной) пошлины с судов, которые получат выгоду от его существования. Частные владельцы строили, управляли, поддерживали и владели маяками, они могли их продавать или завещать по наследству. Роль правительства была ограничена созданием прав собственности на маяки и поддержанием этих прав». [18]

Государственно-частное партнерство

Осмысление подобных отношений государственного и частного секторов привело к возникновению уже в относительно недавнее время (вторая половина XX века) концепта государственно-частного партнерства .

Существуют различные подходы к трактовке ГЧП. Согласно одному из них, экономическому, государственно-частное партнерство сравнивают с косвенной приватизацией.

Речь идет о перераспределении полномочий между государством и бизнесом в стратегических отраслях, которые не могут быть приватизированы, но для которых у государства отсутствуют средства на развитие (жилищно-коммунальное хозяйство, социальная сфера, транспорт, благоустройство населенных пунктов, объекты культурного наследия и др.). При этом важными условиями эффективности ГЧП являются степень участия бизнеса в реализуемом проекте и сохранение за государством существенной степени хозяйственной активности и некоторых правомочий собственности. В противном случае реализация механизмов ГЧП может привести к частичной или полной приватизации бизнесом объектов партнерства. Основанием для такого понимания партнерства государства и бизнеса стал опыт стран с развитой экономикой, где частным компаниям, реализующим совместные с государством проекты, передавались широкие правомочия: владение, эксплуатация, строительство, финансирование и др.

ГЧП также определяется как особая, но вполне полноценная замена приватизационных программ, позволяющая реализовать потенциал частнопредпринимательской инициативы, с одной стороны, и сохранить контрольные функции государства в социально значимых секторах экономики, с другой. Вместе с тем, государство не лишается прав собственника, привлекая при этом ресурсы бизнеса к решению широкого круга проблем. Стоит так же отметить, что участие бизнеса в реализации проектов требует правового закрепления партнерства как особого рода взаимодействия государства и бизнеса, что ведет к существенным институциональным изменениям внутри системы отношений «власть — бизнес», позволяющим расширять участие предпринимателей в выполнении части экономических, организационных, управленческих и иных функций.

Согласно второму подходу, связанному с государственной политикой и управлением, ГЧП находится на границе отношений государства и бизнеса, не являясь ни институтом приватизации, ни институтом национализации, а лишь формой оптимизации исполнения государством своих обязанностей перед обществом, т.е. бесперебойного предоставления населению публичных благ. [21]

В отличие от вышеизложенных точек зрения, следует исходить из расширительной трактовки ГЧП как конструктивного взаимодействия власти и бизнеса не только в экономике, но и других сферах общественной жизни — политике, культуре, науке и т.д. В данном случае можно согласиться с принятым за рубежом толкованием ГЧП как любых форм партнерства государства и предпринимательского корпуса. При этом передача полномочий органов власти и управления не ограничивается лишь правами собственности, сюда следует включить и делегирование некоторых функций принятия решений в ходе экспертиз, консультаций и совместной разработки нормативно-правовых актов и целевых программ.

Рассмотрев основные подходы к трактовке ГЧП как особого механизма взаимодействия власти и бизнеса, остановимся на существующих определениях к понятию государственно-частного партнерства.

Так, Е. Коровин определяет ГЧП как «среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод». [17]

Еще одно определение ГЧП дает известный исследователь ГЧП В. Г. Варнавский. Он считает, что в современном понимании ГЧП — это «институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг». [8]

Ряд дефиниций ГЧП дается в законах субъектов Российской Федерации, демонстрирующих специфику понимания данного явления региональными органами государственной власти и управления. Например, в законе «Об основах государственно-частного партнерства в Томской области» ГЧП понимается как «взаимоотношения между Томской областью либо Томской областью и муниципальным образованием (муниципальными образованиями) Томской области, с одной стороны, и хозяйствующими субъектами, с другой стороны, складывающихся по поводу развития инновационного потенциала региона, также планирования, разработки, финансирования, технического перевооружения, строительства, реконструкции и эксплуатации инфраструктурных объектов и объектов социальной сферы, находящихся в областной или муниципальной собственности, либо подлежащих созданию для решения вопросов регионального и местного значения».

Еще одно определение содержится в законе города Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах». В нем предлагается следующая трактовка ГЧП: это «взаимовыгодное сотрудничество Санкт-Петербурга с российским или иностранным юридическим или физическим лицом либо действующим без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) объединением юридических лиц в реализации социально значимых проектов, которое осуществляется путем заключения и исполнения соглашений, в том числе концессионных». [3]

Учитывая принятую нами расширительную трактовку партнерства и определенную ограниченность вышеприведенных определений экономической сферой, дадим, на наш взгляд, обобщенную дефиницию понятия ГЧП.

Государственно-частное партнерство представляет собой взаимовыгодное средне- и долгосрочное сотрудничество между государством и бизнесом, реализуемое в различных формах (начиная от контрактов на выполнение работ, акционирования и заканчивая консультациями государства и бизнес-ассоциаций) и ставящее своей целью решение политических и общественно значимых задач на национальном, региональном и местном уровнях. (Приложение 1)

Термин «ГЧП» сейчас используется достаточно активно. В основном его упоминания исходили от представителей государства. Следует отметить, что изначально тема государственно-частного партнерства возникла в российской действительности благодаря Председателю Правительства и была отражена в плане работы Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. Постановка вопроса о ГЧП тогда осуществлялась в очень широкой форме и по различным отраслям: транспортная инфраструктура, технологиии и инвестиционная деятельность и др. При этом применялся комплексный и достаточно системный подход к разработке тематики ГЧП в прикладном аспекте: участникам Совета по конкурентоспособности (среди которых были министры, депутаты, представители бизнеса) давались конкретные поручения по следующим направлениям:

· «совершенствование механизмов финансирования крупных, имеющих общенациональное значение проектов в области развития инфраструктуры»;

· «подготовка концепций законодательных актов по концессиям в области транспортной инфраструктуры и в целом для всех отраслей экономики, в том числе в сфере газо- и нефтепроводного транспорта»;

· «подготовка предложений в Стратегию развития технологий и инновационной деятельности, в том числе по ГЧП»;

· «подготовка рамочного закона по концессиям, концепций законодательных актов по концессиям в различных сферах экономики (ЖКХ, транспорт, социальная инфраструктура и др.), предложения по институциональным механизмам реализации концессий».

Термин «государственно-частное партнерство» появился в США и первоначально относился к совместному государственному и частному финансированию образовательных программ, позднее в 50-х годах к финансированию объектов общественного пользования, а в 60-х годах стал использоваться гораздо чаще, обозначая совместные государственно-частные предприятия, занятые модернизаций и перестройкой городов. В Западной же Европе интерес к инвестициям в форме государственно-частного партнерства возник гораздо раньше, чем в США. Первый в истории проект государственно-частного партнерства был санкционирован во Франции королем Генрихом II, в ходе реализации которого (в рамках концессионной формы) был построен канал. Знаменитая Эйфелева башня в Париже — тоже результат работы механизма ГЧП. [9]

Дальнейшее фундаментальное развитие теория государственно-частного партнерства получила в середине XX века, однако активное претворение ее в практической деятельности пришлось на 80-е годы прошлого века. С этого момента механизм ГЧП используется все в большем количестве стран.

С институциональной точки зрения в развитых странах государственное регулирование партнерских отношений с бизнесом организовано по крупным межотраслевым комплексам, включающим группы взаимосвязанных отраслей. В качестве таких комплексов могут выступать: топливно-энергетический (электроэнергетика, газо- и нефтепроводы), транспортный (железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты), коммунальное хозяйство (водо- и теплоснабжение, жилищно-коммунальное хозяйство).

Важно отметить, что при этом не создаются специальные агентские структуры по регулированию партнерских отношений, а специфические функции регулирования и контроля выполняются соответствующими профильными министерствами и ведомствами, в рамках определенных процедур. При этом успешное развитие государственно-частного партнерства во многом зависит от эффективного распределения прав, обязанностей и сфер ответственности между частными партнерами и государством. Опыт показывает, что наиболее эффективно задачи партнерства решаются, когда к сфере ответственности государства относятся проблемы общего планирования и административные процедуры, а также определение действий в форс-мажорных обстоятельствах. В свою очередь, в сферу полномочий и ответственности частного сектора включаются вопросы детального планирования, строительства объектов, финансирования и оперативного управления их деятельностью.

Обобщая международный опыт, необходимо указать следующие важнейшие факторы, которые ограничивают интерес частного сектора как к концессиям, так и к участию в управлении коммунальной инфраструктурой в рамках иных форм ГЧП:

Институциональные факторы (политические, правовые, судебные институты и институты регулирования);

Экономические факторы (доходы населения, валютная политика);

Факторы, увеличивающие коммерческие риски. [28]

Источник: studbooks.net

Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России

Гильдебрант, О. В. Государственно-частное партнерство: сущность и проблемы взаимодействия в России / О. В. Гильдебрант, Е. В. Мильто, Г. И. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12 (116). — С. 1202-1205. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31660/ (дата обращения: 16.12.2022).

В сложившихся условиях большую роль в решении социально-экономических проблем играет частный бизнес. Необходимость в партнерстве государства и бизнеса возникает, прежде всего, в социальных отраслях, за которые государство несет ответственность. Путем привлечения частных инвестиций в социально-значимые проекты государство решает вопросы их финансирования. В свою очередь для бизнеса появляется возможность расширения сферы выгодного приложения капитала, обеспечивается интерес предпринимателей к совместному с государством сотрудничеству. Благодаря такому взаимному интересу возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, а именно государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство — это совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для комплексного и эффективного решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Такая форма долгосрочного хозяйственного взаимодействия между государством и частными структурами как государственно-частное партнерство в России получила свое развитие примерно с середины первого десятилетия XXI века.

За несколько лет была проведена работа по уточнению концептуальных основ такого взаимодействия, формированию нормативно-правовой базы, созданию специальных институтов для внедрения современных инструментов партнерства [2].

Преимуществами взаимодействия государства и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства выступают:

– долгосрочный характер взаимодействия;

– соинвестирование проекта как со стороны частного, так и публичного партнера;

– разделение рисков между государством и бизнесом;

– предметом соглашения являются имущественные объекты и/или общественно-значимые услуги, для оказания которых необходимо создание или реконструкция имущественного объекта;

– бизнес участвует не только в создании/реконструкции объекта соглашения, но и в его дальнейшей эксплуатации и/или техническом обслуживании.

Таким образом, основными целями, которые определяют заинтересованность сторон в создании партнерства, в частности привлечении внебюджетных источников инвестиций для важных проектов и разделении финансовых рисков.

Помимо этого государство может отказываться от несвойственных ему хозяйственных функций, выбрав по конкурсу наиболее компетентного, опытного и надежного частного партнера, которому передаются функции по управлению объектом государственной собственности. Кроме того, частный партнер вкладывает не только финансовые ресурсы, но организационно-управленческий опыт, технологии и ноу-хау, а также минимизирует предпринимательские риски.

В свою очередь, заинтересованность коммерческих структур в партнерстве с государством определяется рыночными мотивами. Например, вступая в государственно-частное партнерство, компания получает в долгосрочное владение и пользование государственные активы. Это обеспечивает стабильное получение приемлемой нормы прибыли в долгосрочной перспективе.

На свободном конкурентном рынке такие преимущества неоспоримы. Кроме того, осуществляя инвестиции в проекты государственно-частных партнерств, предпринимательские структуры обеспечивают себе гарантии возврата вложенных средств и минимизируют риски их потери, поскольку государство несет соответствующие обязательства. В период срока действия контракта компания может за счет нововведений повысить общую прибыльность бизнеса и таким образом увеличить получаемый доход.

Обычно роли между государством и частным бизнесом чётко разграничены, государство действует на одном поле, частный сектор — на другом. Партнёрство смешивает эти поля в одно и заставляет обоих игроков существовать в кардинально иной среде, в которой действуют и другие правила. Участникам приходится приспосабливаться к более сложным условиям функционирования, и поиску компромиссов не только с внешней средой, но и внутри самого партнёрства.

Другими словами проблемы взаимодействия между бизнесом и властью в рамках государственно-частного партнерства обусловлены различными целевыми установками партнеров и неразрывно связаны с рисками реализации проектов, в частности политическими и правовыми; техническими; коммерческими; ‘экономическими.

Политические и правовые риски включают риски изменений в политике либо законодательстве на уровне отрасли, региона или страны, которые могут отрицательно повлиять на проект. Одна из причин связана с различными целевыми установками по поводу использования финансовых ресурсов, а именно государству необходимы финансовые ресурсы для решения социально-экономических задач, а бизнесу данные средства нужны для развития и повышения своей конкурентоспособности.

Органы государственной власти принимают законы, а также следят за их исполнением, то есть фактически самостоятельно устанавливают правила взаимоотношений бизнеса и государства без прямого участия предпринимателей в процедуре принятия решений. Например, в области налогового законодательства, для государства важной мотивацией является пополнение бюджета за счет налоговых поступлений, а для предпринимателей (особенно малого и среднего бизнеса) ключевое значение имеет величина налогового бремени. Вместе с тем, учитывая, что отдельный предприниматель может поставить цель сменить страну своего пребывания, то данная мотивационная основа может быть ослаблена.

Технические риски связаны с предынвестиционной стадией — строительством и эксплуатацией.

Коммерческие риски заключаются в снижении предусмотренного проектом уровня цен и объемов реализации продукции.

Экономические риски включают риски изменения процентных ставок, обменных курсов валют, инфляции, которые могут негативно повлиять на результативность проекта.

Таким образом, государственно-частное партнёрство изначально содержит в себе внутренний конфликт, который усугубляется негативными воздействиями окружающей для партнёрства экономической и политической среды, техническими условиями, т. е. наличие рисков порождает противоречия между государством и бизнесом в рамках ГЧП.

Вышеперечисленные риски усугубляются следующими обстоятельствами:

– отсутствием реальной ответственности государственных структур за реализацию проекта;

– риском сокращения или прекращения финансирования проекта в случае изменения приоритетов бюджетных расходов;

– cложностями разрешения конфликтных ситуаций/споров с государственными структурами;

– ненадлежащим выполнением условий контракта со стороны органов власти;

– cложностью выхода из проекта и возврата вложенных инвестиций.

Исходя из того, что государственно-частное партнёрство — это высокорисковый проект, то для того, чтобы добиться взаимопонимания между государством и бизнесом необходимо сформулировать согласованную цель, которая позволит выстроить оптимальную модель взаимоотношений. Данная модель позволит принимать обоснованные решения с учетом специфических особенностей.

С одной стороны, важнейшим принципом ГЧП является принцип равенства его участников. Обе стороны по своему усмотрению и с учетом своих интересов самостоятельно определяют свое поведение относительно участия в проекте. Государство не должно использовать свои властные полномочия.

С другой стороны, проблема заключается в том, что государство само определяет правовые рамки, которыми пользуются все остальные субъекты хозяйствования.

Для реализации проекта в ГЧП государство использует свои специфические права, как института, наделенного властными полномочиями.

Государство обладает легитимной, общепризнанной властью и, используя её, может устанавливать, защищать или изменять «правила игры» в обществе, ограничивая или расширяя свободу выбора субъектов хозяйствования (бизнеса).

В силу своих властных полномочий, при наступлении неблагоприятных условий политического или экономического характера (война, стихийные бедствия, экономический кризис и т. д.) государство может сократить финансирование проекта, либо совсем перестать выполнять свои финансовые обязательства, что грозит бизнесу огромными потерями, либо даже банкротством.

Наличие противоречий во многом обусловлено существующими барьерами и проблемами при реализации ГЧП. Основными причинами большинства из них являются несовершенство законодательства (особенно в части определяющей права и ответственность сторон), несовершенство форм и методов реализации партнерских отношений.

Кроме того, согласование целей власти и бизнеса происходит в ходе совместной разработки стратегий развития регионов, государства в целом и по отдельным направлениям экономико-социального развития на срок от 10 до 40 лет, что превышает бюджетный период. Согласно российскому законодательству средства, которые должны быть направлены на оплату работ и услуг частного партнера, необходимо отражать в качестве расходных обязательств соответствующего бюджета, который принимается на краткосрочный период.

Это, в свою очередь, приведет к конфликту сторон соглашения и, возможно, в случае невыполнения обязательств к судебному разбирательству.

Основные термины (генерируются автоматически): государственно-частное партнерство, государство, бизнес, риск, проект, рамка, реализация проекта, структура, частный бизнес, частный партнер.

Источник: moluch.ru

Государственно — частное партнерство: проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕГИОНОВ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНКУРЕНЦИЯ В МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / РЕЙТИНГ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНОВ / РАЗВИВАЮЩЕЕСЯ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / ECONOMIC GROWTH / INVESTMENT ATTRACTION / HIGH TECHNOLOGIES / COMPETITION IN THE GLOBAL ECONOMY / THE RATING OF INVESTMENT ATTRACTIVENESS OF THE REGIONS / GROWING PARTNERSHIPS / SOCIAL SERVICES / SOCIAL PROTECTION / ORGANIZATIONAL / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефимов Владимир Сергеевич

В статье рассмотрена одна из основных проблем государственно-частного партнерства отсутствие доверия между основными участниками ГЧП. Определено, что выстроить государственно-частное партнерство без доверия и диалога невозможно. Выявлено, что пока не удается запустить его в полную силу.

В центре внимания статьи особенности реализации механизма государственно частного партнерства. Чиновники в регионах винят в этом бизнес, а бизнес чиновников, которые ставят инвесторам невыгодные условия.

Поэтому должно учитывать конечный интерес бизнеса, а бизнес должен действовать, считаясь с интересом государства и социальной значимостью тех объектов, которые создаются, реконструируются или передаются в управление. Другая проблема это отсутствие традиций такого партнерства.

Отмечено, что реализация подобного механизма в Российской Федерации до данного момента не была обеспечена. В настоящее время в Российской Федерации нет федерального закона о государственно-частном партнерстве. В развитии государственно-частного партнерства федеральная власть отстает от регионов. Так в настоящее время законы о ГЧП приняты в 65 субъектах РФ.

Приведен рейтинг инвестиционной привлекательности регионов и количество реализуемых проектов. В статье приводятся примеры применения развития многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики. В мировой практике государственно-частное партнерство зарекомендовало себя как эффективный механизм оптимизации бюджетных расходов, который позволяет успешно решать важные задачи общественного характера за счет привлечения частного финансового и интеллектуального капитала. Определено, что проблемы развития сектора общественных услуг за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства является актуальной для современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ефимов Владимир Сергеевич

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы
Эволюция взаимодействия регионального бизнеса и власти (анализ, практика, проблемы)

Совершенствование инвестиционной привлекательности регионов на основе государственно-частного партнерства

Особенности развития государственно-частного партнерства в регионах России

Проблемы и перспективы управления развитием социальной сферы российских регионов на основе государственно-частного партнерства

Рейтинг инвестиционного потенциала как основа обеспечения инвестиционной активности регионов
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Public — private partnership: problems in the relations between the state and business

The article considers one of the main problems of public-private partnerships lack of trust between the main participants of PPP. Determined to build a public-private partnership without trust and dialogue impossible. It is revealed that it is not possible to run it to its full potential. In the spotlight article features of realization of public private partnership. Officials in the regions of the blame in this business, and the business officials, which put the investors disadvantage.

Therefore, must consider the ultimate interest of the business, and business must act, regardless of the interest of the state and social significance of those objects that are created, reconstructed or referred to the office. Another problem is the lack of tradition of such partnerships. It is noted that the implementation of such mechanism in the Russian Federation until now has not been provided. Currently in Russian Federation there is no Federal law on public-private partnership. In the development of public-private partnership the Federal government is lagging behind regions.

So now the PPP laws are adopted in 65 subjects of the Russian Federation.

Given the rating of investment attractiveness of regions and the number of projects. The article provides examples of the application of development of numerous forms of PPP in all regions of the world, their wide distribution in a variety of industries allow us to interpret this form of interaction between government and business as a characteristic trait of modern mixed economy. In the world practice of public-private partnership has proven an effective mechanism for optimizing budget expenditures, which can successfully solve important problems of social character due to the involvement of the private financial and intellectual capital. Determined that the problems of development of public sector services through the introduction of mechanisms of state-private partnership is relevant for modern Russia.

Текст научной работы на тему «Государственно — частное партнерство: проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса»

Ефимов Владимир Сергеевич

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (ФУ)»

Государственно — частное партнерство: проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса

Аннотация. В статье рассмотрена одна из основных проблем государственно-частного партнерства — отсутствие доверия между основными участниками ГЧП. Определено, что выстроить государственно-частное партнерство без доверия и диалога невозможно. Выявлено, что пока не удается запустить его в полную силу.

В центре внимания статьи — особенности реализации механизма государственно -частного партнерства. Чиновники в регионах винят в этом бизнес, а бизнес — чиновников, которые ставят инвесторам невыгодные условия. Поэтому должно учитывать конечный интерес бизнеса, а бизнес должен действовать, считаясь с интересом государства и социальной значимостью тех объектов, которые создаются, реконструируются или передаются в управление. Другая проблема — это отсутствие традиций такого партнерства.

Отмечено, что реализация подобного механизма в Российской Федерации до данного момента не была обеспечена. В настоящее время в Российской Федерации нет федерального закона о государственно-частном партнерстве. В развитии государственно-частного партнерства федеральная власть отстает от регионов. Так в настоящее время законы о ГЧП приняты в 65 субъектах РФ. Приведен рейтинг инвестиционной привлекательности регионов и количество реализуемых проектов.

В статье приводятся примеры применения развития многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики. В мировой практике государственно-частное партнерство зарекомендовало себя как эффективный механизм оптимизации бюджетных расходов, который позволяет успешно решать важные задачи общественного характера за счет привлечения частного финансового и интеллектуального капитала.

Определено, что проблемы развития сектора общественных услуг за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства является актуальной для современной России.

Ключевые слова: государственно-частное партнёрство; экономический рост регионов; инвестиционная привлекательность; высокие технологии; конкуренция в мировом экономическом пространстве; рейтинг инвестиционной привлекательности регионов; развивающееся партнерство; социальные услуги; социальная защита населения; организационные технологии.

Ссылка для цитирования этой статьи:

В экономике ряда развитых, а в последние десятилетия и развивающихся стран возникла особая форма взаимодействия бизнеса и власти. Речь идет о партнерстве государства и частного сектора, обозначаемого обычно термином Public-Private Partnership (PPP). В российской литературе принят термин «государственно-частное партнерство» (ГЧП).

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях. [1; 3]

Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования.

ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно-важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Как показывает практика и результаты исследований одна из основных проблем государственно-частного партнерства — отсутствие доверия между основными участниками ГЧП.

На сегодняшний день существуют проблемы во взаимоотношениях государства и бизнеса. Центр развития ГЧП совместно с Институтом современного развития провели исследование «Развитие ГЧП в регионах ЦФО: инвестиции и инфраструктура», охватили 18 регионов. Опрос показал, что выстроить государственно-частное партнерство без доверия и диалога невозможно.

ГЧП нередко воспринимается чиновниками в регионах лишь как способ сбросить на частного партнера убыточный объект. Цель — решить проблему за счет частного партнера. Другая крайность — бизнес рассчитывает получить от государства привлекательный объект в управление (или в собственность) либо создать доходный объект. Цель — извлечь максимум прибыли. [2; 4; 10; 13]

Механизм государственного партнерства пока не удается запустить в полную силу. Чиновники в регионах винят в этом бизнес, который, мол, готов участвовать только в самых выгодных проектах, а бизнес — чиновников, которые ставят инвесторам невыгодные условия.

Где-то посредине находится компромисс. Государство должно учитывать конечный интерес бизнеса, а бизнес должен действовать, считаясь с интересом государства и социальной значимостью тех объектов, которые создаются, реконструируются или передаются в управление.

Другая проблема — это отсутствие традиций такого партнерства. Когда длительного опыта отношений нет, а случаев обмана с обеих сторон предостаточно, то доверия не возникает.

Бурное развитие многообразных форм ГЧП во всех регионах мира, их широкое распространение в самых разных отраслях экономики позволяют трактовать эту форму взаимодействия государства и бизнеса как характерную черту современной смешанной экономики. [9; 14; 16]

Развивающееся партнерство, в отличие от традиционных административных отношений, создает свои базовые модели финансирования, отношений собственности и методов управления.

Система бюджетных финансов на современном этапе развития государства и общества несет на себе колоссальную нагрузку, связанную с необходимостью оказывать широкий

перечень гарантированных социальных услуг населению, а также решать другие задачи стоящие перед государством.

В условиях опережающего роста бюджетных расходов и объективных ограничений в увеличении доходной части бюджета появилась новая форма решения общественных задач посредством привлечение негосударственного капитала на условиях возмездности и возвратности.

В современном понимании ГЧП — это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и научно-исследовательских конструкторских работ (НИОКР) до обеспечения общественных услуг [5; 12]. В мировой практике государственно-частное партнерство зарекомендовало себя как эффективный механизм оптимизации бюджетных расходов, который позволяет успешно решать важные задачи общественного характера за счет привлечения частного финансового и интеллектуального капитала. Так в частности в городах США от 23 до 65 муниципальных служб работают в сотрудничестве с частным бизнесом, что позволяет сэкономить местным властям от 20 до 50 процентов бюджетных средств, а также значительно улучшить качество функционирования бюджетной сферы. Другие развитые страны также успешно используют государственно-частное партнерство. [13; 11].

Реализация подобного механизма в Российской Федерации до данного момента не была обеспечена. С начала 2000 годов в Российской Федерации проводилась работа по реформированию бюджетного сектора, которая затронула многие стороны деятельности бюджетных учреждений. Были изменены базовые механизмы бюджетирования, которые позволили обеспечить переход от «управления затратами — к управлению результатами». Однако изменение основополагающих принципов бюджетного устройства не обеспечило демонополитизации сектора бюджетных услуг посредством внедрения государственно-частного партнерства, что в разы ухудшило результаты предпринятых преобразований.

В настоящее время в Российской Федерации нет федерального закона о государственно-частном партнерстве. Данный факт можно оценивать как важное упущение в сфере развития общественного сектора экономики. В данное время проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации» подготовлен, и он находится на рассмотрении Государственной Думы, и прошел первое чтение.

В развитии государственно-частного партнерства федеральная власть отстает от регионов. Так в настоящее время законы о ГЧП приняты в 65 субъектах РФ. Однако необходимо отметить, что данные законы достаточно субъективны и зачастую создавались под конкретные проекты, что снижает их эффективность как универсального правового механизма вовлечения бизнеса в общественный сектор экономики. [6; 8]

Между тем, в Российской Федерации проводится работа по реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. Согласно исследованиям проведенным «Центром развития государственно-частного партнерства», по итогам 2014 года в Российской Федерации сложилась следующая картина.

На территории Российской Федерации в различных стадиях реализации находится 131 ГЧП-проекта, отвечающих представленным требованиям. В 65 субъектах РФ приняты региональные законы о государственно-частном партнерстве. По формам реализации проектов в представленном рейтинге — 70 концессионных соглашений, 46 соглашений о ГЧП на основе регионального законодательства и 15 соглашений на основе форм, близких к ГЧП.

Суммарная стоимость проектов ГЧП (на всех стадиях реализации) составляет — 1,044 трлн. рублей. К примеру, Великобритании за период с 1992 — 2008 годы реализовано более 700 проектов с общим объемом капитальных вложений, превышающим 50 млрд. фунтов стерлингов [7; 9; 15].

По итогам 2014 года лидерами рейтинга по России стали Санкт-Петербург, Республика Татарстан и Новосибирская область, в которых отмечается наивысший показатель инвестиционной привлекательности и большое количество реализуемых проектов. Тройку последних субъектов в рейтинге составляют соответственно Чеченская Республика, Карачаево-Черкесская Республика и Чукотский автономный округ [8; 9].

Рассуждая о перспективе проектов государственно-частного партнерства в России необходимо понимать, что данная форма экономической деятельности достаточно нова и в этой связи для частного инвестора велики риски при участии в подобных проектах. При всех очевидных преимуществах данной практики для частного бизнеса, обладатель частного капитала охотнее пойдет на финансирования проектов с высокой долей методологической проработки и положительной практики. По этой причине инвестиции в проекты государственно-частного партнерства не достаточно привлекательны.

Из вышеизложенного следует, что для частного инвестора необходимы существенные преимущества от вложения капитала в общественный сектор экономики. В этой связи было бы целесообразно определить сегменты сектора общественных услуг, в которых необходимо инвестиции и создать на их базе кластер экономики, подпадающий под определенные преференции со стороны государства. К примеру, можно освободить создаваемы предприятия от налогов до момента окупаемости вложенных инвестиций, что создаст условия ускоренной окупаемости и повысить уровень защищенности проектов от неопределенности в длительной перспективе.

В части применяемых в российской практике преференций имеются и другие эффективные инструменты, обеспечивающие бизнесу эффективную защиту от рисков неликвидности проектов.

На заседании Госсовета Российской Федерации, состоявшимся 18 сентября 2014 года прозвучали интересные идеи в части финансовой поддержки перспективных проектов. Так Руководитель рабочей группы Госсовета Е. Савченко сказал о необходимости доступа к инвестиционным ресурсам под 3-4% годовых. В свою очередь, А. Улюкаев озвучил идею об использовании средств Фонда национального благосостояния по принципу «инфляция плюс один процент» для приоритетных инвестиционных проектов. Возможность частичного финансирования проектов государственно-частного партнерства на таких условиях существенно повысит их привлекательность [5; 10].

Проблема развития сектора общественных услуг за счет внедрения механизмов государственно-частного партнерства является актуальной для современной России. Об этом свидетельствует в частности то, что на последнем заседании Госсовета в своей речи такую задачу озвучил В.В. Путин, а в процессе обсуждения этот вопрос прозвучал не единожды.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общественный сектор экономики является важным в жизни общества. Это объясняется тем, что сфера предоставления важных социальных услуг, таких как здравоохранения, социальной защиты и образования, во многом определяет уровень развития человеческого капитала. Как известно, человеческий капитал во многом определяет потенциал экономики и создает важные условия ее развития. Таким образом, общественный сектор экономики в значительной степени определяет перспективу развития государства. В этой связи, применения эффективных и апробированных организационных технологий, способных существенно улучшить качество предоставляемых услуг в общественном секторе экономики,

жизненно важно для современной России. Затягивание решения данного вопроса снижает шансы российской экономики успешно конкурировать в мировом экономическом пространстве.

1. Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Наука. 2005.

2. Интеграция производства, науки и образования и реиндустриализация российской экономики: Сборник материалов Международного конгресса «Возрождение производства, науки и образования России: вызовы и решения» / Под общ. ред. С.Д. Бодрунова. — М.: ЛЕНАНД, 2015 — 464 с.

4. Лукинов В.А., Моттаева А.Б. Концептуальные основы сближения условий развития регионов в национальной экономике // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №2 (21). С. 54.

5. Моттаева А.Б. Методология пространственного распределения предпринимательских структур региона на основе развития транспортной инфраструктуры // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук, Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. Санкт-Петербург, 2012.

6. Моттаева А.Б. Роль инновационной деятельности в развитии современных предприятий России интернет-журнал // Науковедение. 2013. №6 (19). С. 69.

7. Моттаева А.Б. Базовые теоретические подходы к определению предпринимательства и предпринимательской сферы // Нефть, газ и бизнес. 2011. №5. С. 22-28.

8. Риски бизнеса в частно-государственном партнерстве: Национальный доклад. -М.: Ассоциация Менеджеров, 2007.

9. Рейтинг регионов ГЧП-2014. Развитие государственно-частного партнерства в субъектах Российской Федерации. — М.: Центр развития государственно-частного партнерства, 2014.

10. Шлафман А.И., Моттаева А.Б., Межотраслевые и межрегиональные инновации в экономике России // Интернет-журнал Науковедение. 2013. №6 (19). С. 114. Плотников В.А., Харламов А.В. Военная экономика в системе обеспечения национальной безопасности. — СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2004. — 167 с.

11. Шлафман, А.И. Генезис интеграционных процессов в экономике Российской Федерации: проблемы цикличности и государственного регулирования / А.И. Шлафман // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. -2013. -Т. 1. — №185. — С. 39-47.

12. Заседание Государственного совета. http://www.kremlin.ru/news/46636.

13. Частно — государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад // Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет — 2006. — С. 14.

Рецензент: Мохов А.И., доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой «Математики и прикладной информатики», «Институт государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ)».

Efimov Vladimir Sergeevich

Financial university under the Government of Russian Federation

Public — private partnership: problems in the relations between

the state and business

Abstract. The article considers one of the main problems of public-private partnerships -lack of trust between the main participants of PPP. Determined to build a public-private partnership without trust and dialogue impossible. It is revealed that it is not possible to run it to its full potential.

In the spotlight article features of realization of public — private partnership. Officials in the regions of the blame in this business, and the business officials, which put the investors disadvantage. Therefore, must consider the ultimate interest of the business, and business must act, regardless of the interest of the state and social significance of those objects that are created, reconstructed or referred to the office. Another problem is the lack of tradition of such partnerships.

It is noted that the implementation of such mechanism in the Russian Federation until now has not been provided. Currently in Russian Federation there is no Federal law on public-private partnership. In the development of public-private partnership the Federal government is lagging behind regions. So now the PPP laws are adopted in 65 subjects of the Russian Federation. Given the rating of investment attractiveness of regions and the number of projects.

The article provides examples of the application of development of numerous forms of PPP in all regions of the world, their wide distribution in a variety of industries allow us to interpret this form of interaction between government and business as a characteristic trait of modern mixed economy. In the world practice of public-private partnership has proven an effective mechanism for optimizing budget expenditures, which can successfully solve important problems of social character due to the involvement of the private financial and intellectual capital.

Determined that the problems of development of public sector services through the introduction of mechanisms of state-private partnership is relevant for modern Russia.

Keywords: public-private partnerships; economic growth; investment attraction; high technologies; competition in the global economy; the rating of investment attractiveness of the regions; growing partnerships; social services; social protection; organizational; technology.

1. Varnavsky V.G. partnership between the state and private sector: forms, projects, risks. Moscow: Nauka. 2005.

2. Integration of production, science and education and re-industrialization of Russian economy: proceedings of the International Congress «Revival of production, science and education in Russia: challenges and solutions» / ed. by D.S. Bodrunova. -Moscow: LENAND, 2015 — 464 S.

4. Lukinov V.A., Mottaeva A.B. Conceptual bases of rapprochement of conditions of development of regions in the national economy // The online journal of science of Science. 2014. No. 2 (21).

P. 54.

5. Mottaeva A.B. Methodology of the spatial distribution of business structures of the region through the development of transport infrastructure // the dissertation on competition of a scientific degree of the doctor of economic Sciences, Saint-Petersburg state University of service and Economics. St. Petersburg, 2012.

6. Mottaeva A.B. the Role of innovation in development of modern Russian Internetmagazine // the science of Science. 2013. No. 6 (19). p. 69.

7. Mottaeva A.B. Basic theoretical approaches to the definition of entrepreneurship and the entrepreneurial sphere // Oil, gas and business. 2011. No. 5. S. 22-28.

8. Business risks in public-private partnership: a national report. Moscow: The Russian Managers Association, 2007.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. The rating of PPP regions-2014. The development of public-private partnership in subjects of the Russian Federation. — M.: Center of development of public-private partnership, 2014.

10. Shlafman A.I., Mottaeva A.B., inter-sectoral and inter-regional innovation in the Russian economy // journal of the science of Science. 2013. No. 6 (19). P. 114.

Plotnikov V.A., Kharlamov A.V. Military economy in the system of ensuring national security. — SPb.: Publishing House Spbguef, 2004. — 167 C.

11. Shlafman, A.I. Genesis of the integration processes in economy of the Russian Federation: problems of cyclicity and state regulation / Shlafman A.I. // Scientific and technical Gazette of St. Petersburg state Polytechnic University. The economic science. — 2013. — Vol. 1. — No.

185. — S. 39-47.

12. The meeting of the State Council. http://www.kremlin.ru/news/46636.

13. Public — private partnership: state and prospects of development in Russia: Analytical report // Institute of Economics, RAS, national investment Council — 2006. — P. 14.

14. Sources: development Center for public-private partnership. The Institute of contemporary development.

15. Sources: international information-analytical portal «Goinvest.ru».

16. Sources: Information-analytical portal «Public-private partnership in Russia».

Источник: cyberleninka.ru

Что такое ГЧП. Объясняем простыми словами

В результате такого сотрудничества государство получает функционирующий объект (дорога, школа, электростанция), а предприниматели зарабатывают средства на строительстве и/или последующей эксплуатации объекта.

Первый пример ГЧП в современной России — строительство станции аэрации в московском Южном Бутове в 1998 году немецкой фирмой SHW Holter Wassertechnik. Построенная станция больше 12 лет была в собственности компании, которая получала средства за её эксплуатацию. А потом станцию передали городу.

Также существуют муниципально-частные партнёрства (МЧП): муниципальные образования проводят открытый конкурс на выбор инвестора.​ ГЧП и МЧП отличаются только масштабами.​

Пример употребления на «Секрете»

«Чтобы удержать людей на Дальнем Востоке и в северных регионах, нужно обеспечить им качественные условия жизни. А это означает серьёзные бюджетные вложения в социальную и коммунальную сферы. Конечно, часть может осуществляться на принципах государственно-частного партнёрства. Но всё равно в этом партнёрстве финансовая нагрузка на государство неизбежно будет высокой, так как в этих регионах дорого любое строительство, а рыночный спрос на услуги — не очень большой».

(Руководитель Экспертного совета по промышленной политике Комитета РСПП Моисей Фурщик — о том, как должна развиваться Россия.)

Нюансы

Государственно-частное партнёрство регламентируют два федеральных закона:

  • «О концессионных соглашениях»;
  • «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в РФ».

Формы ГЧП:

  • любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса;​
  • государственные контракты;​
  • арендные отношения;​
  • финансовая аренда (лизинг);​
  • государственно-частные предприятия;​
  • соглашения о разделе продукции (СРП);​
  • концессионные соглашения.​

Соглашение о ГЧП защищает вложения инвестора: оно гарантирует возврат денег. Более того, в этом документе прописывают норму доходности. Если она ниже установленного уровня, государство компенсирует разницу.

Концессия — более рискованная для бизнеса форма сотрудничества. Чтобы вернуть деньги, у инвестора есть определённый срок — период действия соглашения. Вложения должны окупиться за счёт взимаемой с пользователей объекта платы.

Главная сфера, где используется государственно-частное партнёрство, — инфраструктура. Это могут быть:

  • частные автомобильные дороги;
  • мосты;
  • транспорт;
  • морские и речные порты;
  • аэродромы и аэропорты;
  • электростанции;
  • гидротехнические сооружения;
  • объекты здравоохранения и образования;
  • и т. д.

Цифры

Больше всего концессий заключают в коммунально-энергетической сфере (90%). На социальную сферу приходится 7% и всего 3% — на транспортную.

В Москве реализуются по договорам ГЧП более 50 проектов в различных отраслях:​

  • концессионные соглашения;​
  • контракты жизненного цикла;​
  • аренда с инвестиционными обязательствами;​
  • долгосрочные контракты с инвестиционной составляющей;​
  • корпоративная форма ГЧП;​
  • специальные инвестиционные контракты;​
  • соглашения о государственно-частном партнёрстве;​
  • соглашения о защите и поощрении капиталовложений;​
  • государственные контракты на поставку товаров с локализацией их производства (офсетный контракт).​

Источник: secretmag.ru

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В РОССИИ: ПОНЯТИЕ, ФОРМЫ И МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Бусыгина Н.О. 1 , Киселева О.В. 1 , Ильина Ю.В. 1
1 Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права

Работа в формате PDF

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Вопросы взаимоотношения государства и бизнеса всегда находились в центре пристального внимания любого современного демократического правового государства. Так же, в последние годы во всем мире наблюдается тенденция усиления сотрудничества власти и бизнеса. В первую очередь, это проявляется в таких сферах, как электроэнергетика, транспорт, здравоохранение, образование.

Предприятия в этих сферах, имеют стратегическое значение и не могут быть приватизированы, но, с другой стороны, государство не всегда обладает достаточным объемом средств, необходимых для их поддержки и развития. В этом случае применяется такая форма взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Особенную актуальность тема государственно-частного партнерства приобрела в условиях мирового финансового кризиса, в связи с которым многие отрасли российской экономики почувствовали потребность в государственной поддержке. Председатель Правительства РФ Владимир Путин, открывая совещание в Новомосковске в сентябре 2009 года, назвал «Государственно-частное партнерство — основой посткризисного развития регионов». [4]

Понятие «государственно-частное партнерство» (ГЧП) широко используется как в России, так и в мире (public-private partnership, PPP). Однако общепринятого определения этого термина не существует ни в нашей стране, ни за рубежом. Но если в других странах все же существует единство понимания моделей, сфер применения, инструментов ГЧП, то в России по вопросу о том, что понимать под ГЧП, ведется острая полемика. [2]

ГЧП – это привлечение частного сектора для более эффективного и качественного выполнения задач, относящихся к публичному сектору, на условиях компенсации затрат, разделения рисков, обязательств, компетенций. [1]

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

— сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

— взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

— взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

— ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

— в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

— финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов. [4]

Обобщив полученные данные можно сделать вывод, что ГЧП — это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов, имеющих важное общественно-государственное значение.

Так же авторы статьи рассматривают формы – государственного частного партнерства.

В широком смысле к основным формам ГЧП в сфере экономики и государственного управления можно отнести любые взаимовыгодные формы взаимодействия государства и бизнеса. К ним относят, например:

1. Государственный контракт — это договор поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг в целях обеспечения государственных нужд, предусмотренных в расходах бюджета.

Заключается государственным органом или бюджетным учреждением, имеющим статус государственного заказчика, с физическими и юридическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, на основании результатов размещения государственного заказа. Содержит условия об объеме и стоимости работ, сроках, размере и порядке финансирования, способе обеспечения исполнения обязательств.

Заключение государственного контракта регулируется Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также на основе последующих поправок. [1]

2. Арендные отношения.

Аренда (лат. arrendare — отдавать в наём) — форма имущественного договора, при которой собственность передаётся во временное владение и пользование (или только во временное пользование) арендатору за арендную плату. Например, в сельском хозяйстве и добывающих отраслях оплачивается временное пользование землёй или недрами. Включает земельную ренту, амортизацию процента за пользование материальными активами. Плоды, продукция и доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являются его собственностью.

3. Финансовая аренда (лизинг):

Лизинг (анг. leasing от англ. to lease — сдать в аренду) — вид финансовых услуг, форма кредитования при приобретении основных фондов предприятиями или очень дорогих товаров физическими лицами.

Лизингодатель обязуется приобрести в собственность определённое лизингополучателем имущество у указанного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование. Чаще всего это осуществляется для предпринимательских целей, однако с 1 января 2011 года в России это не обязательно. В мировой практике широко распространён потребительский лизинг. Договор может предусматривать, что выбор продавца и приобретаемого имущества делает лизингодатель. Лизингополучатель может изначально являться собственником имущества.

4. Государственно-частные предприятия;

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

  • сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
  • взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
  • взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
  • ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
  • в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
  • финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях. [2]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

5. соглашения о разделе продукции (СРП):

Соглашение о разделе продукции (СРП) (анг. Production Sharing Agreement) — особый вид договора об учреждении совместного предприятия Обычно соглашение о разделе продукции является договором, заключённым между зарубежной добывающей компанией (подрядчиком) и государственным предприятием (государственной стороной), уполномочивающей подрядчика провести поисково-разведочные работы и эксплуатацию в пределах определённой области (контрактная территория) в соответствии с условиями соглашения.

Полномочия государственной стороны основываются на владении исключительной лицензией, предоставленной в соответствии с нормами применимого законодательства, регулирующего операции с ископаемыми ресурсами, в этом случае область соглашения совпадает с областью лицензии, или на общем исключительном разрешении (и обязанности) проводить операции с ископаемыми ресурсами на всей территории страны без определённых обязательств.

6. Концессионные соглашения.

Концессия (от лат. concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т. п.

Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором. [4]

В Уральском федеральном округе, одним из наиболее масштабных инвестиционных проектов, реализуемых с использованием ГЧП, является проект «Урал Промышленный — Урал Полярный». «Его стоимость приближается к 850 млрд. рублей, что делает его самым дорогостоящим из реализуемых проектов в России»,- отмечает в своей статье руководитель аналитического отдела Центра развития ГЧП А.Сорокин. [3]

Создание и модернизация объектов производства и инфраструктуры в масштабах регионов требуют значительных финансовых вложений. Наиболее капиталоемкими являются проекты освоения сырьевой базы и строительства производственных мощностей в труднодоступных районах .Помимо разведки месторождений, добычи и переработки сырья необходимо создавать транспортную и энергетическую инфраструктуру, строить жилье для сотрудников и объекты социальной сферы, а это дополнительные затраты. В этой ситуации ГЧП становится основой для привлечения частного капитала и компетенций для решения комплексных задач и создания масштабных объектов.

Как отметил В.В.Путин: «. Исторически Урал для России — это, безусловно, локомотив индустриально-промышленного развития. И сегодня роль этого региона для экономики всей страны продолжает оставаться крайне значимой. ». [5]

Целью проекта является создание благоприятного инвестиционного климата на территории Уральского федерального округа и привлечение инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в Уральский федеральный округ, за счет устранения инфраструктурных ограничений экономического роста, включая развитие энергетической и транспортной инфраструктуры, комплексное освоение ресурсного потенциала региона с учетом соблюдения требований охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

Комплексный инвестиционный проект включает в себя 3 блока:

— Блок геологии и горнорудных производств.

Однако, эффективность этих направлений напрямую зависит от реализации транспортной составляющей проекта.

Суть проекта транспортного блока заключается в развитии железнодорожной магистрали «Северный широтный ход Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево».

В настоящее время в рамках реализации проекта осуществлены следующие его этапы:

  • разработана проектная документация строительства: железнодорожных линий Полуночное – Обская – Салехард и Салехард – Надым, мостов через реку Обь в районе города Салехарда и через реку Надым, на всю проектную документацию получены положительные заключения государственной экспертизы;
  • в условиях бюджетных ограничений и с целью оптимизации расходования средств федерального бюджета выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии Полуночное – Обская – Салехард с образованием Северного широтного хода Обская – Салехард – Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево;
  • совместной рабочей группой Корпорация – Росжелдор – ОАО «Газпром» – ОАО «РЖД» – ОАО «Ленгипротранс» выбрана оптимальная схема примыкания Северного широтного хода к путям общего пользования Северной железной дороги – Развитие транспортного узла станции Обская;
  • определена организационно-правовая структура проекта – в ноябре 2010 г. заключено пятистороннее Соглашение о намерениях между участниками проекта: Росжелдором, Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа, ОАО «РЖД», ОАО «Газпром» и рабочей группой Корпорация. [5]

Участие организаций в проекте отражено на рисунке:

строительство проектная имущественный

Рисунок «Участники проекта «

Для реализации проекта создается специальная проектная компания(СПК) на базе существующего ОАО «Ямальская железнодорожная компания», осуществляющего перевозки на участках железной дороги Надым – Пангоды – Новый Уренгой – Коротчаево и Новый Уренгой – Ямбург.

Участники проекта – Корпорация, ОАО «РЖД» и ОАО «Газпром» – передают СПК активы, необходимые для реализации проекта, в обмен на долю в уставном капитале. Активы Ямало-Ненецкого автономного округа передаются в СПК через транзитный взнос в уставный капитал Корпорации.

Эффективность проекта, по оценке PricewaterhouseCoopers, предполагает достижение следующих показателей:

1.Коммерческая эффективность, включающая:

  • положительная чистая приведенная стоимость (NPV) – 3,8 млрд. руб.;
  • приемлемая для инфраструктурного проекта внутренняя норма доходности (IRR) – 12%;
  • приемлемый для инфраструктурного проекта простой (недисконтированный) срок окупаемости – 13,8 года;
  • положительная чистая прибыль и положительный операционный денежный поток в 1-м году эксплуатационной фазы Проекта.

2. Бюджетная и социальная эффективность, определяемая такими параметрами как:

  • общий объем поступлений в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды за период 2011 – 2025 гг. – 42,5 млрд. руб.;
  • создание новых рабочих мест при строительстве и эксплуатации железной дороги (700 рабочих мест при эксплуатации дороги);
  • формирование транспортной инфраструктуры в регионе, содействие в повышении грузооборота, мобильности населения;
  • стимулирование дальнейшего геологического изучения и развития месторождений полезных ископаемых в регионе. [3]

Разумеется, это не единственный комплексный проект, реализуемых с применением инструментов ГЧП, а наиболее крупный из них. Комплексные ГЧП-проекты реализуются в разных федеральных округах и охватывают разные сегменты экономики. Объединяют совместные усилия государства и частного бизнеса, что является залогом социально-экономического развития регионов и федеральных округов, повышения инвестиционной привлекательности, развития транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры страны.

1. Айрапетян М.С. Зарубежный опыт государственно-частного партнерства. / Аналитическая записка Правового управления Аппарата Государственной Думы РФ. М. 2012, с. 3 – 4.

2. Спиридонов А. А Государственно-частное партнерство: понятие и перспективы совершенствования законодательного регулирования, Актуальные проблемы социально-экономического развития России // Сборник статей под общей редакцией Зверева А.А. М. 2009 . — №4, с. 44 – 57.

Источник: scienceforum.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин