Преимущества использования подходов КСО (см. табл. 1.10) обусловлены повышением эффективности взаимодействия с внешней средой и синергией внутреннего потенциала корпорации, что проявляются в лояльности клиентов, доверии партнеров и инвесторов, с одной стороны, а с другой – в рационализации бизнес-процессов, деловой активности и развитии интеллектуального капитала корпорации.
Важной проблемой анализа КСО в России является проблема взаимодействия бизнеса, власти и общества при разработке и реализации социальных программ бизнеса, в основе которых лежат следующие принципы:
делать то, что говоришь (тем самым, демонстрируя уважения к потребителю);
Преимущества использования КСО
№ | Наименование характеристики | Содержание эффекта |
Формирование имиджа и закрепление репутации | Сохраняет клиентскую базу и увеличивает темпы роста прибыльности компании | |
Повышение качества работ (услуг) и внедрение технических новшеств | Повышает лояльность клиентов | |
Информирование о благонадежности и ответственности компании | Увеличивает доверие партнеров и лояльность персонала | |
Информационная прозрачность | Облегчает доступ к кредитным ресурсам | |
Выполнение требований в области корпоративного управления (система сдержек и противовесов) | Облегчает доступ к капиталу, увеличивает размеры инвестирования и сокращает затраты на привлечение капитала за счет снижения рисков | |
Модернизация систем управления и внедрение внутреннего контроля над использованием ресурсов и результатами работ | Упорядочивает бизнес-процессы и обеспечивает рост операционной эффективности (рост надежности процедур) | |
Проведение социально-экологического аудита и корректировка на его основе бизнес-процессов | Снижает риски и ведет к росту деловой активности | |
Диалог с заинтересован-ными сторонами и своевременное решение проблем | Развивает и сохраняет интеллектуальный капитал | |
Регулярные социальные отчеты и прозрачность бизнеса | Определяют адекватную оценку стоимости бизнеса |
не преувеличивать достоинства товаров или услуг в рекламе;
предлагать специальные этические продукты или услуги (например, товары, изготовленные без применения детского труда);
демонстрировать озабоченность состоянием окружающей среды и осуществлять производство «зеленых» продуктов (производство электроэнергии за счет использования метана, полученного в результате процессов брожения органических отходов);
осуществлять маркетинг «добрых дел» (например, предоставлять свою экспертизу и навыки своих сотрудников для помощи благотворительным организациям);
производить вторичное использование выпускаемых товаров;
создавать структуры, соответствующие этическим принципам как в самой корпорации, так и в числе поставщиков и партнеров.
Принципы взаимодействия с внешней средой
Приоритеты в сфере КСО определяются для каждой корпорации индивидуально — в зависимости от стратегических целей развития корпорации в целом. Например, МДМ банк на своем сайте разместил следующую информацию о таких приоритетах на период 2008-2012 годы.
В качестве критерия формирования четырех приоритетных групп выступила потребность в активизации взаимодействия со стейкхолдерами:
1. С обществом в целом в части повышения информационной прозрачности для всех групп заинтересованных лиц.
2. С клиентами и контрагентами в части этических принципов ведения бизнеса, качества обслуживания и доступа к продуктам и услугам банка.
3. С персоналом в поддержании командного духа, повышения привлекательности банка как работодателя и предоставления возможностей карьерного роста всем сотрудникам.
4. С сообществами в регионах как в проведении конструктивного диалога и ответственного финансирования, так и в спонсорской и благотворительной деятельности.
Активное взаимодействие с внешней средой и ориентация на долгосрочную перспективу позволяют рассматривать КСО в качестве функциональной стратегии корпорации. Однако, учитывая, что КСО, пронизывая основные бизнес-процессы корпорации, представляет собой многофункциональную задачу, ее скорее следует считать стратегически значимой программой действий, сформированной в рамках общей стратегии.
В России происходит постепенный переход от советской патерналистской модели социальной политики крупных организаций, через «дикий» капитализм периода разгосударствления и приватизации к более цивилизованным отношениям. Переход этот осуществляется методом проб и ошибок в сочетании с попытками адаптировать опыт развитых стран в части КСО.
Указанное обстоятельство порождает дискуссию о формах и содержании КСО, а также формирует потребность в систематизации накопившегося знаний и опыта. Опыта «хаотичной» и зачастую «принудительной» благотворительности, опыта нейтрализации ошибок государства и частичного его замещения в решении социальных проблем развития России.
Кроме того, КСО не является абсолютно новой для российского бизнеса, поскольку градообразующие предприятия еще в советское время создавали и поддерживали социальную сферу и соответствующую инфраструктуру. Работники получали путевки в дома отдыха, пользовались поликлиниками при предприятиях, имели продолжительные оплачиваемые отпуска.
Контрольные вопросы по модулю 2
- Что, по Вашему мнению, стоит за аббревиатурой «КСО»?
- В чем состоят выгоды реализации КСО?
- Назовите два подхода к КСО?
- Каковы направления социальных инвестиций современного бизнеса?
- В чем заключается направленность социальных инвестиций?
- Что обеспечивает рост капитализации бизнеса с позиций КСО?
- Дайте определение корпоративной социальной ответственности.
- В чем заключается преимущество использования КСО?
- Каковы принципы КСО в части взаимодействия с внешней средой?
- В чем состоит социальная ответственность бизнеса?
Модуль 3. Формирование стратегии организации
Тема 6. Эталонные стратеги организаций
Источник: megalektsii.ru
ПРЕИМУЩЕСТВА КСО ДЛЯ БИЗНЕСА
Продуманная и эффективно работающая система КСО позволяет компаниям не только вносить позитивный вклад в социальное благополучие и экологическую стабильность, но и способствует повышению результативности и устойчивости бизнеса. Наиболее ощутимый эффект внедрение КСО оказывает на рост нематериальных активов, усиление репутации и бренда. Косвенным доказательством позитивного влияния КСО на эффективность бизнеса является также тот факт, что большинство крупнейших мировых корпораций одновременно занимают лидирующие позиции в области КСО. Несмотря на то что проследить прямую зависимость между КСО и финансовыми показателями достаточно сложно, такие попытки регулярно предпринимаются. Так, в 1999 г. американская аналитическая организация Conference Board привела данные, согласно которым у компаний, реализующих концепцию социальной ответственности, доход на инвестиро-
«Корпоративная ответственность – это основа эффективной бизнес-стратегии, которая способствует тому, чтобы бизнес развивался устойчиво, повышалась его конкурентоспособность, чтобы он был эффективным и отвечал задачам общественного развития. Такому бизнесу, который ориентирован на перспективу, на то, чтобы удерживать свои позиции, корпоративная ответственность, безусловно, важна».
Е.Н. Феоктистова, руководитель Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП «Социально ответственная компания может рассчитывать на то, что она будет притягивать лучшие кадры, которые являются важнейшим фактором роста производительности труда». О.Ю.
Голодец, заместитель мэра Москвы по вопросам образования и здравоохранения «Влияние КСО на привлекательность бизнеса для инвесторов трудно переоценить: любой инвестор, принимая серьезное решение о покупке пакетов акций той или иной компании, оценивает весь спектр рисков, включая нефинансовые. Если они сбалансированы, то КСО превращается в мощный фактор стратегического развития, укрепления деловой репутации и конкурентоспособности, а также роста рыночной капитализации компаний». А.Е. Костин, исполнительный директор НП «КСО – Русский Центр»
ванный капитал на 9,8 процента выше, чем у игнорирующих ее конкурентов, доход с активов больше на 3,55 процента, а прибыль – на 63,5 процента. Одновременно с этим эксперты пришли к выводам, что корпоративная БЕЗответственность с высокой вероятностью может нанести ущерб экономической результативности. В этом разделе мы также предлагаем рассмотреть наиболее существенные аспекты позитивного влияния КСО на рост эффективности бизнеса: • Репутационный эффект Улучшение корпоративного имиджа является наиболее очевидным результатом деятельности компаний в области КСО. Это способствует росту нематериальных активов социально ответственных компаний, повышает ценность их бренда и формирует кредит доверия, что в конечном счете оказывает положительное влияние на уровень продаж, качество взаимодействия с деловыми партнерами и представителями других заинтересованных сторон. • Выстраивание отношений с заинтересованными сторонами Построение диалога с заинтересованными сторонами помогает компаниям прояснить для себя, в чем конкретно, по мнению заинтересованных сторон, должна выражаться их социальная ответственность, и по возможности интегрировать эти ожидания в свою деятельность. В результате компании формируют вокруг себя позитивную среду, способствующую эффективности ее бизнеса за счет понимания и поддержки со стороны широкого круга заинтересованных сторон.
Включение в Индекс устойчивого развития SP разработало специальную методологию, использующую довольно широкий набор индикаторов, информацию по которым можно получить из публичных и специальных профессиональных источников. Сюда относятся характеристики, влияющие на долгосрочную устойчивость и возможности роста бизнеса. Это, например, инновационность в выпуске экологически безопасных и технологичных продуктов, эффективность в отношении использования электроэнергии и ресурсов, уровень воздействия производства на атмосферу и окружающую среду, уровень производственной безопасности и качество процессов, а также наличие эффективных инструментов управления и контроля, в том числе инструментов противодействия конфликтам интересов и коррупции. Ю.В. Кочетыгова, старший директор Индексной службы Standard https://studfile.net/preview/4367092/page:5/» target=»_blank»]studfile.net[/mask_link]
корпоративная социальная ответственность
Что такое корпоративная социальная ответственность?
Корпоративная социальная ответственность (КСО) — это саморегулируемая бизнес-стратегия, которая измеряет влияние деятельности организации на общество и окружающую среду. Это достигается посредством прозрачного и этичного поведения, которое:
- Вносит вклад в устойчивое развитие, в том числе в здравоохранение и благосостояние общества.
- Учитывает ожидания заинтересованных сторон и клиентов.
- Отвечает действующим законам и соответствует международным нормам.
- Относится ко всей организации и отражается в отношениях с внешними заинтересованными сторонами.
Шесть основных аспектов, определенных стандартом ISO 26000:
- Права человека
- Трудовые практики
- Окружающая среда
- Справедливые методы работы
- Вопросы потребителей
- Вовлечение и развитие сообщества
КСО тесно связана с устойчивым выбором поставщиков и помогает:
- Поддерживать и соблюдать защиту прав человека, убедиться, что ваш бизнес не причастен к любым злоупотреблениям в ходе своей деятельности, и стремиться к искоренению всех форм принудительного труда.
- Поощрять равенство и ликвидацию дискриминации в области занятости.
- Принимать на себя ответственность за все последствия деятельности вашего предприятия для окружающей среды.
- Внедрять строгие этические нормы ведения бизнеса, включая меры по борьбе с коррупцией, ответственный маркетинг и механизмы информирования о нарушениях.
- Обеспечивать прозрачность и сообщать об успехах вашей компании в области КСО.
- Распространить эту ответственность на вашу цепочку поставок и обеспечить соблюдение этих принципов вашими поставщиками, партнерами, дистрибьюторами и другими третьими сторонами.
Источник: ecovadis.com