Примеры применения метода аналогии в сфере экономики и бизнеса

Метод аналогий — метод, согласно которому знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Данный метод является одним из источников научных гипотез [72, С. 837-839].

В современной экономической среде все большую ценность приобретает наличие возможности адекватной оценки стоимости и гудвилла непубличных компаний. Даже если компания не готовится к первичному размещению акций или сделкам по слиянию и поглощению, то для собственников и менеджеров компании важно понимать истинное состояние дел с активом и предпринимать правильные шаги, направленные на рост совокупной ценности для акционеров.

Поскольку предложенный выше подход показывает достаточно высокую универсальность, существует возможность применения его и для непубличных компаний. В этой концепции первым и очевидным шагом является прогнозирование капитализации и гудвилла непубличной компании. Зачастую это можно сделать и традиционными методами оценки бизнеса, а именно затратным, доходным и сравнительным подходом, которые были рассмотрены в гл. 3. Однако эти способы, как уже отмечалось, зачастую несут в себе довольно высокую долю экспертной оценки, а также предполагают точность долгосрочного прогноза денежного потока компании, что само по себе затруднительно, учитывая нестабильность развития российской экономики и сложную рыночную конъюнктуру в металлургическом секторе.

Ниже предложен альтернативный подход, позволяющий прогнозировать стоимость бизнеса с использованием массива данных о финансовых результатах компании.

Предлагается выбрать на рынке максимально близкие, например по таким критериям, как суммарная стоимость активов, товарная структура выручки и т.п., предприятия, одно из которых уже является публичным, а второе (стоимость которого и надо оценить) — нет. Для первого предприятия можно построить модель зависимости капитализации от структурных составляющих добавленной стоимости (например, используя модель типа (4.4)). Для непубличного предприятия можно принять в качестве допущения, что в силу «похожести» предприятия такая модель была бы идентичной, т.е. структура составляющих добавленной стоимости в аналогичной динамике отражала бы потенциал капитализации или гудвилла.

Рассмотрим в качестве примера трансляцию модели ПАО «ЧМК» на АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Оба предприятия имеют ярко выраженный «сортопрокатный профиль» и являются лидерами российского рынка по производству и реализации арматурной стали.

Динамика расчетной капитализации для АО «Евраз ЗСМК», определенной на основании модели прогноза для ПАО «ЧМК»

Рис. 4.19. Динамика расчетной капитализации для АО «Евраз ЗСМК» 1 , определенной на основании модели прогноза для ПАО «ЧМК»

Проводя анализ отдельных отрезков времени для расчетной капитализации АО «Евраз ЗСМК», можно сделать определенные выводы о релевантности полученных данных (рис. 4.19) Например, рассматривая отрезок относительно стабильного функционирования черной металлургии в России (с 2004 г. по 1 полугодие 2008 г.), можно отметить, что расчетная капитализация АО «Евраз ЗСМК» сопоставима как с модельной, так и с фактической капитализацией ПАО «ЧМК». При этом совокупная стоимость активов АО «Евраз ЗСМК» за аналогичный период также в среднем сопоставима со стоимостью активов ПАО «ЧМК» (рис. 4.20). С математической точки зрения этот результат является вполне объективным.

Исходные данные для расчетов по АО «Евраз ЗСМК» содержатся в приложении 1.8, а по АО «ЧМК» — в приложении 1.4.

Читайте также:  Открыть бизнес в США из России

1 С 2012 г. АО «Евраз ЗСМК» в открытом доступе публикует только годовую отчетность, в связи с чем продолжить ряд в квартальной детализации не представляется возможным.

Динамика чистых активов АО «Евраз ЗСМК» и ПАО «ЧМК»

Рис. 4.20. Динамика чистых активов АО «Евраз ЗСМК» и ПАО «ЧМК»

Период со 2 полугодия 2008 г. по 1 полугодие 2011 г. характеризовался большей волатильностью и более существенными величинами флуктуаций расчетной капитализации ПАО «Евраз ЗСМК», что неудивительно, учитывая насколько нестабильной была ситуация в металлургическом секторе. Прогнозирование продаж было затруднено, а финансовые результаты оказывали негативное влияние на стоимость компаний.

При этом рассматривая данный промежуток времени, можно отметить высокую волатильность результатов расчетной капитализации: на фоне восстановления рынка и роста объемов реализации и цен расчетная капитализация динамично менялась под влиянием скачков прибыли от продаж и была ниже показателей ЧМК.

Однако уже в I квартале 2012 г. (см. рис. 4.19) можно отметить возврат кривых капитализации к привычному состоянию (на фоне стабилизации рынков сбыта). Это было обусловлено прежде всего восстановлением основных рынков сбыта и повышением уровня загрузки производственных мощностей предприятий. При этом соотношение расчетных капитализаций ПАО «ЧМК» и АО «Евраз ЗСМК» практически вернулось к привычному соотношению между активами двух комбинатов.

Резюмируя, важно отметить, что предлагаемый подход для расчета (прогноза) капитализации и гудвилла непубличных компаний является разумной альтернативой традиционным методам оценки, поскольку позволяет получить количественным способом адекватные результаты без избыточного использования экспертного мнения. В предложенном выше примере расчет осуществлялся на базе моделей капитализации от составляющих добавленной стоимости. Для расчета гудвилла непубличной компании в этом случае достаточно из расчетной капитализации вычесть стоимость чистых активов. Кроме того, в практике возможна ситуация, когда модель гудвилла от составляющих добавленной стоимости показывает лучшее статистическое качество. В этом случае для того, чтобы перейти к показателю капитализации, необходимо к величине гудвилла добавить стоимость чистых активов.

Безусловно, использование предлагаемого метода также требует определенных допущений (например, об аналогичности предприятий), однако с точки зрения работы этих компаний в одной бизнес-среде даже имеющиеся различия, которые, безусловно, есть между ПАО «Евраз ЗСМК» и ПАО «ЧМК», не будут существенно искажать результат. Ключевым условием при использовании метода аналогий, по нашему мнению, должна быть продуктовая специализация компаний. В этой концепции, например, было бы неправильно для компании, специализирующейся на сортовом прокате, использовать в качестве аналогии компанию, основной вид продукции которой составляет листовой прокат или трубы.

В результате предлагаемый подход к расчету капитализации и гудвилла непубличной компании методом аналогий, который состоит из технической (расчетной) части и этапа интерпретации полученных результатов, представляется корректным.

Источник: bstudy.net

Метод аналогий

При использовании данного метода ставка дисконтирования трактуется как доходность альтернативного вложения средств, инвестированных в целевой бизнес на тот же срок в другой актив, сопоставимый по уровню риска с оцениваемым. Риск при этом измеряется уровнем изменения доходности, а именно — среднеквадратическим отклонением доходности от ее средней величины. Если на рынке удается найти актив, доходность которого изменялась за ретроспективный период точно так же, как доходность оцениваемого бизнеса, в качестве нормы на собственный капитал можно использовать текущую доходность аналога.

Читайте также:  Как начать свой бизнес статья

Для реализации метода необходимо осуществить следующий алгоритм.

1. Поиск на рынке аналога с такой же колеблемостью доходности, как и у оцениваемого бизнеса, г.е. выполнение условия

где и cR0E — среднеквадратическое отклонение доходности у аналогичного актива и рентабельности собственного капитала оцениваемого бизнеса за ретроспективу

Для оцениваемого актива среднеквадратическое отклонение рассчитывается по рентабельности собственного капитала, поскольку в рамках применения данного метода оцениваемая компания, скорее всего, является закрытой, что не позволяет определить ее доходность на основе доходности ее акций.

2. Если на рынке удалось найти актив, у которого колеблемость доходности была такой же, как и у целевого бизнеса, это означает, что уровень риска по данным компаниям идентичен. Следовательно, за ставку дисконтирования но целевому бизнесу (/) можно принять текущую доходность аналога (г/0).

Следует отметить, что на практике метод аналогий по ряду причин реализуем не всегда. Во-первых, для его использования оцениваемый бизнес должен иметь ретроспективный период, по которому следует определять среднеквадратическое отклонение доходности (для только что созданных компаний подобный подход не может быть реализован). Во-вторых, поиск аналога может оказаться долгим, трудоемким и не приводит к успешному результату из-за отсутствия у оценщика информации о колеблемости доходности аналога.

Источник: studme.org

Метод аналогий

В качестве базы этого метода для предсказания спроса на рынке используются временные и товарные аналогии. Метод временных аналогий основан на том допущении, что события повторяют­ся, т.е., что будущее станет некоторым образом продолжением прошлого. Это зна­чит, что история известного рынка повторится вновь на другом неизвестном рынке, но с некоторой задержкой по времени. Товарная аналогия означает, что вы пытаетесь провести параллель между раз­витием известного товара на определенном рынке в надежде на такое же развитие своего товара на другом рынке.

5. Метод экспертных оценок.

Экспертные оценки,как метод оценки объема рынка, предполагает использова­ние группы экспертов, которые дают индивидуальные оценки, затем аналитик ком­пании комбинирует их в единую оценку.

Все указанные методы достаточно хорошо отработаны и описаны в специальной литературе по маркетингу.

Некоторые способы определения емкости рынка.

Емкость рынка – объем потребляемых(реализуемых) на нем товаров в течение определенного времени.

Способы расчета емкости рынка:

П – объем производства данного товара на данном рынке (или сегменте)

И – объем импорта данного товара;

Э — объем экспорта данного товара;

З — прирост запасов, т.е. минус поступления в запас и плюс поступления на рынок из запасов.

К- количество потребителей данного товара на данном рынке;

Т- количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год.

К- количество населения(потребителей)

Д- доход на душу населения;

д- доля расходов на данный товар в доходах одного человека.

Читайте также:  Взлом замков как бизнес

Методика построения и использования матрицы «привлекательность рынка-возможности фирмы(конкурентные позиции)»

Для оценки факторов рыночной привлекательности чаще всего используют экс­пертные методы, оценивая каждый критерий по шкале от 0 до 100 (либо от 0 до 10, либо от 0 до 1). Среди критериев привлекательности странового рынка рассматри­ваются:

1). Объем (емкость) рынка — объем сбыта продукции (в натуральном или де­нежном измерении) в течение определенного периода времени в данной стране. Объем рынка может быть также выражен через показатель эффективного снабже­ния внутреннего рынка: Объем производства внутри страны – Экспорт = Объем продажи внут ри страны + Импорт = Теоретический объем снабжения рынка + Изменение складских запасов = Объем эффективного снабжения рынка

2). Рост странового рынка — определяется индексом роста объема рынка (объема сбыта) за определенный период.

3). Структура потребителей — показатель, определяемый через объемы приоб­ретения данного вида продукции так называемыми большими, средними, малыми потребителями на страновом рынке, а также долей той или иной потребительской группы.

4). Диапазон цен — соотношение верхних и нижних пределов цен на сравнимую продукцию, которые существовали на данном рынке в прошлом или могут быть установлены в будущем, при различных соотношениях удельных цен на сравнимую продукцию собственной ассортиментной программы предприятия.

5). Покупательная способность потребителей — способность потенциальных по­купателей или конечных потребителей приобретать на рынке товары или услуги за счет собственных доходов или прибыли.

6). Доступность рынка — зависит от существования на них протекционистских мер правительства, различных национальных норм, установления односторонних преимуществ местным предприятиям и относительно высоких затрат, связанных с выходом на данный рынок.

7). Политические и экономические риски страновых рынков зависят от полити­ческой и экономической нестабильности, слабой правовой базы, бюрократизации, высокого уровня инфляции, общего неудовлетворительного делового климата.

Предварительная оценка конкурентных позиций предприятия на каждом стра­новом рынке может проводиться с использованием следующих критериев:

1). Конкурентоспособность продукции предприятия, определение которой пред­полагает знание проблем и потребностей потребителей в различных странах, сопо­ставление с предложением аналогичных товаров предприятий-конкурентов.

2). Цены и другие условия контрактов в каждой из стран.

3). Условия и возможности присутствия на том или ином страновом рынке: воз­можность создания совместного предприятия, филиала, дочернего пред­приятия и т.д.

4). Оценка распределения рыночных долей предприятий-конкурентов на каждом из страновых рынков. Знание этой оценки необходимо для прогнозирования потенциала сбыта к возможной величине оборота предприятия на рынке каждой страны.

5). Оценка возможных финансовых результатов (прибыль, рентабельность, чистая прибыль, накопленная за период), которые предприятие может по­лучить на каждом из рассматриваемых страновых рынков.

С точки зрения предприятия, перечисленные критерии могут иметь различную важность, поэтому необходимо взвесить оценки по отдельным критериям.

Кроме того, целесо­образно оценки привлекательности рынков и конкурентоспособности фирмы проводить в разрезе:

— видов продукции (услуг)(Таблица1);

— стран, по продуктово-рыночным комбинациям (продукт-страна)(Таблица 2)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин