Метод аналогий — метод, согласно которому знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на менее изученный, сходный по существенным свойствам и качествам объект. Данный метод является одним из источников научных гипотез [72, С. 837-839].
В современной экономической среде все большую ценность приобретает наличие возможности адекватной оценки стоимости и гудвилла непубличных компаний. Даже если компания не готовится к первичному размещению акций или сделкам по слиянию и поглощению, то для собственников и менеджеров компании важно понимать истинное состояние дел с активом и предпринимать правильные шаги, направленные на рост совокупной ценности для акционеров.
Поскольку предложенный выше подход показывает достаточно высокую универсальность, существует возможность применения его и для непубличных компаний. В этой концепции первым и очевидным шагом является прогнозирование капитализации и гудвилла непубличной компании. Зачастую это можно сделать и традиционными методами оценки бизнеса, а именно затратным, доходным и сравнительным подходом, которые были рассмотрены в гл. 3. Однако эти способы, как уже отмечалось, зачастую несут в себе довольно высокую долю экспертной оценки, а также предполагают точность долгосрочного прогноза денежного потока компании, что само по себе затруднительно, учитывая нестабильность развития российской экономики и сложную рыночную конъюнктуру в металлургическом секторе.
Ниже предложен альтернативный подход, позволяющий прогнозировать стоимость бизнеса с использованием массива данных о финансовых результатах компании.
Предлагается выбрать на рынке максимально близкие, например по таким критериям, как суммарная стоимость активов, товарная структура выручки и т.п., предприятия, одно из которых уже является публичным, а второе (стоимость которого и надо оценить) — нет. Для первого предприятия можно построить модель зависимости капитализации от структурных составляющих добавленной стоимости (например, используя модель типа (4.4)). Для непубличного предприятия можно принять в качестве допущения, что в силу «похожести» предприятия такая модель была бы идентичной, т.е. структура составляющих добавленной стоимости в аналогичной динамике отражала бы потенциал капитализации или гудвилла.
Рассмотрим в качестве примера трансляцию модели ПАО «ЧМК» на АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Оба предприятия имеют ярко выраженный «сортопрокатный профиль» и являются лидерами российского рынка по производству и реализации арматурной стали.
Рис. 4.19. Динамика расчетной капитализации для АО «Евраз ЗСМК» 1 , определенной на основании модели прогноза для ПАО «ЧМК»
Проводя анализ отдельных отрезков времени для расчетной капитализации АО «Евраз ЗСМК», можно сделать определенные выводы о релевантности полученных данных (рис. 4.19) Например, рассматривая отрезок относительно стабильного функционирования черной металлургии в России (с 2004 г. по 1 полугодие 2008 г.), можно отметить, что расчетная капитализация АО «Евраз ЗСМК» сопоставима как с модельной, так и с фактической капитализацией ПАО «ЧМК». При этом совокупная стоимость активов АО «Евраз ЗСМК» за аналогичный период также в среднем сопоставима со стоимостью активов ПАО «ЧМК» (рис. 4.20). С математической точки зрения этот результат является вполне объективным.
Исходные данные для расчетов по АО «Евраз ЗСМК» содержатся в приложении 1.8, а по АО «ЧМК» — в приложении 1.4.
1 С 2012 г. АО «Евраз ЗСМК» в открытом доступе публикует только годовую отчетность, в связи с чем продолжить ряд в квартальной детализации не представляется возможным.
Рис. 4.20. Динамика чистых активов АО «Евраз ЗСМК» и ПАО «ЧМК»
Период со 2 полугодия 2008 г. по 1 полугодие 2011 г. характеризовался большей волатильностью и более существенными величинами флуктуаций расчетной капитализации ПАО «Евраз ЗСМК», что неудивительно, учитывая насколько нестабильной была ситуация в металлургическом секторе. Прогнозирование продаж было затруднено, а финансовые результаты оказывали негативное влияние на стоимость компаний.
При этом рассматривая данный промежуток времени, можно отметить высокую волатильность результатов расчетной капитализации: на фоне восстановления рынка и роста объемов реализации и цен расчетная капитализация динамично менялась под влиянием скачков прибыли от продаж и была ниже показателей ЧМК.
Однако уже в I квартале 2012 г. (см. рис. 4.19) можно отметить возврат кривых капитализации к привычному состоянию (на фоне стабилизации рынков сбыта). Это было обусловлено прежде всего восстановлением основных рынков сбыта и повышением уровня загрузки производственных мощностей предприятий. При этом соотношение расчетных капитализаций ПАО «ЧМК» и АО «Евраз ЗСМК» практически вернулось к привычному соотношению между активами двух комбинатов.
Резюмируя, важно отметить, что предлагаемый подход для расчета (прогноза) капитализации и гудвилла непубличных компаний является разумной альтернативой традиционным методам оценки, поскольку позволяет получить количественным способом адекватные результаты без избыточного использования экспертного мнения. В предложенном выше примере расчет осуществлялся на базе моделей капитализации от составляющих добавленной стоимости. Для расчета гудвилла непубличной компании в этом случае достаточно из расчетной капитализации вычесть стоимость чистых активов. Кроме того, в практике возможна ситуация, когда модель гудвилла от составляющих добавленной стоимости показывает лучшее статистическое качество. В этом случае для того, чтобы перейти к показателю капитализации, необходимо к величине гудвилла добавить стоимость чистых активов.
Безусловно, использование предлагаемого метода также требует определенных допущений (например, об аналогичности предприятий), однако с точки зрения работы этих компаний в одной бизнес-среде даже имеющиеся различия, которые, безусловно, есть между ПАО «Евраз ЗСМК» и ПАО «ЧМК», не будут существенно искажать результат. Ключевым условием при использовании метода аналогий, по нашему мнению, должна быть продуктовая специализация компаний. В этой концепции, например, было бы неправильно для компании, специализирующейся на сортовом прокате, использовать в качестве аналогии компанию, основной вид продукции которой составляет листовой прокат или трубы.
В результате предлагаемый подход к расчету капитализации и гудвилла непубличной компании методом аналогий, который состоит из технической (расчетной) части и этапа интерпретации полученных результатов, представляется корректным.
Источник: bstudy.net
Метод аналогий
При использовании данного метода ставка дисконтирования трактуется как доходность альтернативного вложения средств, инвестированных в целевой бизнес на тот же срок в другой актив, сопоставимый по уровню риска с оцениваемым. Риск при этом измеряется уровнем изменения доходности, а именно — среднеквадратическим отклонением доходности от ее средней величины. Если на рынке удается найти актив, доходность которого изменялась за ретроспективный период точно так же, как доходность оцениваемого бизнеса, в качестве нормы на собственный капитал можно использовать текущую доходность аналога.
Для реализации метода необходимо осуществить следующий алгоритм.
1. Поиск на рынке аналога с такой же колеблемостью доходности, как и у оцениваемого бизнеса, г.е. выполнение условия
где и cR0E — среднеквадратическое отклонение доходности у аналогичного актива и рентабельности собственного капитала оцениваемого бизнеса за ретроспективу
Для оцениваемого актива среднеквадратическое отклонение рассчитывается по рентабельности собственного капитала, поскольку в рамках применения данного метода оцениваемая компания, скорее всего, является закрытой, что не позволяет определить ее доходность на основе доходности ее акций.
2. Если на рынке удалось найти актив, у которого колеблемость доходности была такой же, как и у целевого бизнеса, это означает, что уровень риска по данным компаниям идентичен. Следовательно, за ставку дисконтирования но целевому бизнесу (/) можно принять текущую доходность аналога (г/0).
Следует отметить, что на практике метод аналогий по ряду причин реализуем не всегда. Во-первых, для его использования оцениваемый бизнес должен иметь ретроспективный период, по которому следует определять среднеквадратическое отклонение доходности (для только что созданных компаний подобный подход не может быть реализован). Во-вторых, поиск аналога может оказаться долгим, трудоемким и не приводит к успешному результату из-за отсутствия у оценщика информации о колеблемости доходности аналога.
Источник: studme.org
Метод аналогий
В качестве базы этого метода для предсказания спроса на рынке используются временные и товарные аналогии. Метод временных аналогий основан на том допущении, что события повторяются, т.е., что будущее станет некоторым образом продолжением прошлого. Это значит, что история известного рынка повторится вновь на другом неизвестном рынке, но с некоторой задержкой по времени. Товарная аналогия означает, что вы пытаетесь провести параллель между развитием известного товара на определенном рынке в надежде на такое же развитие своего товара на другом рынке.
5. Метод экспертных оценок.
Экспертные оценки,как метод оценки объема рынка, предполагает использование группы экспертов, которые дают индивидуальные оценки, затем аналитик компании комбинирует их в единую оценку.
Все указанные методы достаточно хорошо отработаны и описаны в специальной литературе по маркетингу.
Некоторые способы определения емкости рынка.
Емкость рынка – объем потребляемых(реализуемых) на нем товаров в течение определенного времени.
Способы расчета емкости рынка:
П – объем производства данного товара на данном рынке (или сегменте)
И – объем импорта данного товара;
Э — объем экспорта данного товара;
З — прирост запасов, т.е. минус поступления в запас и плюс поступления на рынок из запасов.
К- количество потребителей данного товара на данном рынке;
Т- количество данного или аналогичного товара, потребляемое одним потребителем в год.
К- количество населения(потребителей)
Д- доход на душу населения;
д- доля расходов на данный товар в доходах одного человека.
Методика построения и использования матрицы «привлекательность рынка-возможности фирмы(конкурентные позиции)»
Для оценки факторов рыночной привлекательности чаще всего используют экспертные методы, оценивая каждый критерий по шкале от 0 до 100 (либо от 0 до 10, либо от 0 до 1). Среди критериев привлекательности странового рынка рассматриваются:
1). Объем (емкость) рынка — объем сбыта продукции (в натуральном или денежном измерении) в течение определенного периода времени в данной стране. Объем рынка может быть также выражен через показатель эффективного снабжения внутреннего рынка: Объем производства внутри страны – Экспорт = Объем продажи внут ри страны + Импорт = Теоретический объем снабжения рынка + Изменение складских запасов = Объем эффективного снабжения рынка
2). Рост странового рынка — определяется индексом роста объема рынка (объема сбыта) за определенный период.
3). Структура потребителей — показатель, определяемый через объемы приобретения данного вида продукции так называемыми большими, средними, малыми потребителями на страновом рынке, а также долей той или иной потребительской группы.
4). Диапазон цен — соотношение верхних и нижних пределов цен на сравнимую продукцию, которые существовали на данном рынке в прошлом или могут быть установлены в будущем, при различных соотношениях удельных цен на сравнимую продукцию собственной ассортиментной программы предприятия.
5). Покупательная способность потребителей — способность потенциальных покупателей или конечных потребителей приобретать на рынке товары или услуги за счет собственных доходов или прибыли.
6). Доступность рынка — зависит от существования на них протекционистских мер правительства, различных национальных норм, установления односторонних преимуществ местным предприятиям и относительно высоких затрат, связанных с выходом на данный рынок.
7). Политические и экономические риски страновых рынков зависят от политической и экономической нестабильности, слабой правовой базы, бюрократизации, высокого уровня инфляции, общего неудовлетворительного делового климата.
Предварительная оценка конкурентных позиций предприятия на каждом страновом рынке может проводиться с использованием следующих критериев:
1). Конкурентоспособность продукции предприятия, определение которой предполагает знание проблем и потребностей потребителей в различных странах, сопоставление с предложением аналогичных товаров предприятий-конкурентов.
2). Цены и другие условия контрактов в каждой из стран.
3). Условия и возможности присутствия на том или ином страновом рынке: возможность создания совместного предприятия, филиала, дочернего предприятия и т.д.
4). Оценка распределения рыночных долей предприятий-конкурентов на каждом из страновых рынков. Знание этой оценки необходимо для прогнозирования потенциала сбыта к возможной величине оборота предприятия на рынке каждой страны.
5). Оценка возможных финансовых результатов (прибыль, рентабельность, чистая прибыль, накопленная за период), которые предприятие может получить на каждом из рассматриваемых страновых рынков.
С точки зрения предприятия, перечисленные критерии могут иметь различную важность, поэтому необходимо взвесить оценки по отдельным критериям.
Кроме того, целесообразно оценки привлекательности рынков и конкурентоспособности фирмы проводить в разрезе:
— видов продукции (услуг)(Таблица1);
— стран, по продуктово-рыночным комбинациям (продукт-страна)(Таблица 2)
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Источник: studopedia.ru