Насколько уязвим малый и средний бизнес сегодня и что государство делает для защиты предпринимателей? Рассказывает управляющий партнер Коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры», выпускница СКОЛКОВО MBA Анастасия Расторгуева.
Анастасия Расторгуева
Со стороны государства с бизнесом взаимодействуют органы контроля (налоговая, противопожарная, санитарная службы) и надзора (прокуратура). Неважно, крупный бизнес, средний или малый: схема всегда одна и та же, возможности разные. Малый и средний бизнес более уязвим. Это достаточно больная тема, поскольку проблема давления на малый и средний бизнес посредством проверок существует давно. Сложилась ситуация на местах, когда проверяющие органы приходят и решают свои жизненные проблемы за счет предпринимателей.
Одна из тенденций последних лет — обилие уголовных дел по преступлениям, связанным с предпринимательской деятельностью.
Пример из практики: предприниматель строил коттеджный поселок, грянул кризис, и он не смог выполнить часть обязательств. Недовольные граждане начали требовать свои деньги обратно, произошел кассовый разрыв. Такой ход событий владелец бизнеса не предусмотрел. Возникает вопрос, что это было: мошенничество или неудача?
Бизнесмен пообещал возместить весь ущерб, но нашлись те, кто подключил правоохранительные органы, причем имело место лоббирование интересов. Предпринимателя посадили в СИЗО, большими усилиями удалось заменить меру на домашний арест. В итоге уголовное дело все же прекратили, но человек длительное время был под следствием, обанкротился и потерял бизнес. Итог: ни бизнеса у предпринимателя, ни денег у граждан. Все в ходе банкротства ушло с молотка.
Возбуждение уголовного дела по статье 159 — одна из наиболее популярных мер давления. После кризиса 2014 года и лихорадки на валютном рынке часть предпринимателей потерпели неудачу. В действиях многих из них не наблюдалось злого умысла, но были возбуждены уголовные дела, и люди оказались в СИЗО. Это самый простой путь для следствия, поскольку в таких условиях легче всего добиться признания.
Если это произошло, дело проходит по особому порядку: следователю не нужно собирать доказательства и доказывать вину. Если человек добровольно признается во всем, то, в зависимости от договоренностей, ему дается не больше половины или двух третей срока. Большинство людей соглашаются, поскольку условия в следственном изоляторе гораздо тяжелее, чем в колонии. В итоге предприниматель остается без бизнеса и чуть-чуть «отсидевший». Сложившаяся ситуация — это катастрофа, поскольку 70% подобных дел проходит именно по такой схеме.
Еще один факт: бизнес боится работать с бюджетными деньгами из-за риска «посадки». Во многом поэтому тяжело идут национальные проекты. Наблюдается огромное количество уголовных дел по нецелевому расходованию бюджетных средств, взяткам и так далее. Государство чувствует наличие недостатков в системе и периодически предлагает полезные инициативы. Проблема в том, что рациональные идеи не всегда применяются исполнителями в том виде, в котором к ним поступают.
Что государство делает для защиты бизнеса
Государство видит ситуацию с бизнесом и реагирует, как может: сегодня сложнее просто прийти и начать без повода что-то выискивать. Есть графики плановых проверок, которые размещены на сайте прокуратуры, их можно отслеживать.
Также сейчас принята концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ее ключевая идея заключается в предупреждении и предоставлении времени на исправление ситуации вместо моментального штрафа. Теперь органы контроля должны приходить не наказывать, а сообщать: «У вас есть проблема, исправьте ее».
В налоговой сегодня проходит процесс интеграции Big Data, механизм поступления налогов стал структурированным, автоматизированным и прозрачным — недавно Financial Times назвал российскую систему прогнозирования налоговых поступлений лучшей в мире и самой точной. В этом для предпринимателя, с одной стороны, большой плюс: проверок меньше, правила игры понятны, с другой — любителям схем стало сложнее в них играть и прятать доходы. Если специалисты видят точечный сбой, именно в этом направлении, как правило, идут проверки.
Это не говорит о том, что нет налоговых споров. Но решения налоговиков стали более обоснованными, поскольку появилось больше данных. Также существует отдельный порядок обжалования решения налоговых органов. Не всегда это делается в судах, иногда достаточно обращения в вышестоящий орган. Факт в том, что любое решение органов власти, в том числе налоговой (если ими затрагиваются чьи-то права и обязанности), можно обжаловать.
Недавно Госдума приняла закон о защите бизнесменов от необоснованных арестов: теперь нельзя отправлять человека в СИЗО, если нет конкретных обстоятельств, объясняющих необходимость самой суровой меры пресечения и недостаточности залога, подписки о невыезде, домашнего ареста, личного поручительства. Более того, если следователь хочет продлить срок содержания обвиняемого, но при этом сам следователь не совершил заявленных действий, на которые брал время (например, допроса свидетелей), в таком случае следует запретить держать человека в следственном изоляторе.
Тем не менее, говорить, что у нас в стране реально независимый суд, не приходится — многие сегодня, чтобы подстраховаться на этапе заключения крупных контрактов, прописывают пункт, что суд будет проходить не в России — указывают в договоре, к примеру, Лондонский арбитраж.
Можно надеяться, что ситуация улучшится с развитием цифровизации: процессы станут прозрачнее, злоупотреблять полномочиями станет сложнее. А пока предпринимателям следует быть максимально подготовленными и не полагаться на допущения, что их это не коснется. Это как со здоровьем: нужно вкладываться в профилактику и быть в контакте со своим терапевтом, иначе потом не спасут большие деньги и самый лучший хирург. Главная рекомендация — найти и беречь своих «терапевтов»: финансиста и юриста, — и не ждать, когда грянет гром.
Советы предпринимателям
Универсальной таблетки и свода правил, которые работают во всех случаях неправомерных действий контролирующих органов, нет. Каждый случай по-своему уникальный. Самый эффективный способ максимально обезопасить себя — вести честную деятельность и сотрудничать с квалифицированными юристами и адвокатами. В таком случае проводить необоснованные действия будет гораздо сложнее. Юристы должны следить за тем, чтобы документы были в порядке, все сделки оформлены верно, налоги оплачены, не было искусственного дробления бизнеса или прочих уловок, которые обязательно всплывут при проверках.
Если говорить об общих рекомендациях, то можно выделить несколько правил, о которых следует знать всем.
- Если у вас вымогают взятку, постарайтесь зафиксировать максимально четкую формулировку этого требования. Не бойтесь вступить в диалог и задавать наводящие вопросы. Вы можете записывать разговоры с официальными и должностными лицами, не предупреждая их, если при этом не затрагиваются вопросы их частной жизни. Затем нужно обратиться в правоохранительные органы и «устроить передачу взятки» мечеными купюрами.
- Если совершается преступление, не тратьте время на обдумывание — куда лучше подать заявление. Вы имеете право обратиться в любой правоохранительный орган, например, в полицию, в любое отделение. Там обязаны заявление принять и далее уже передать его в профильное правоохранительное учреждение или в отделение по соответствующей территории (ОВД, следственный комитет и пр.).
- Всегда внимательно изучайте документы, которые вам предлагают подписать после проверки или при других обстоятельствах. Если нет уверенности в том, что вы подписываете, откажитесь, возьмите паузу, свяжитесь со своим адвокатом, внимательно изучите документ и только тогда принимайте решение.
- Существует практика, когда правоохранительные органы или налоговая требуют срочно явиться для дачи объяснений. Не поддавайтесь на давление органов, которые силой своего положения пытаются заставить вас быть «здесь и сейчас». Вы сами можете выбирать удобное время, а до этого момента обдумать ситуацию, связаться с адвокатом и разработать тактику действий.
Источник: dzen.ru
Взаимодействие бизнеса и власти
Взаимодействие бизнеса и власти – это механизм сосуществования и взаимовлияния друг на друга власти и бизнеса, обеспечивающий решение стоящих перед ними задач посредством согласования взаимных интересов и прав.
Сущность и причины взаимодействия бизнеса и власти
Как власть, так и бизнес являются порождением общества. Деятельность общества целенаправленно ориентирована на формирование власти. Бизнес несет за свою деятельность ответственность как перед властью, так и перед обществом, реализуя характерные для него функции. Задача власти состоит в осуществлении действий, направленных на защиту общенациональных интересов.
В основе бизнеса полностью и целиком находится частный интерес, совпадение или несовпадение которого с общенациональными интересами является естественным, может быть частичным или на определенном этапе полным. С глобальной точки зрения интересы, как бизнеса, так и власти, характеризуются одной и той же направленностью. Непременным условием существования бизнеса является платежеспособное население. Власть также заинтересована в обеспечении роста доходов граждан, поскольку управлять социально благополучным обществом намного легче и проще. При этом необходимо понимать, что основу социального благополучия общества составляет состояние экономики.
Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой
С экономической точки зрения ведущая роль принадлежит бизнесу, поскольку именно в его распоряжении находятся ресурсы материального, финансового и трудового характера. Основу благополучия государства формирует национально ориентированный и правильно организованный бизнес. Он дает государству рабочие места, поступления в бюджетную систему, наращивание внешнеэкономических связей и так далее.
Взаимный интерес бизнеса и власти формирует основу их взаимодействия в рамках договора негласного характера. Только за счет совместных усилий можно достичь единого экономического пространства, формирования благоприятного делового климата, создания среднего класса, обеспечивающего политическую основу государства и платежеспособного спроса, повышение авторитета страны на мировой арене. Отсутствие совместных усилий бизнеса и власти делает невозможным достижение социального партнерства и социального мира.
Характеристика содержания взаимодействия бизнеса и власти
Взаимодействие бизнеса и власти с точки зрения содержания носит многообразный характер. Это взаимодействие обеспечивает охват широкого круга вопросов, к числу которых можно отнести стратегию развития государства, порядок разработки и реализации программ, обладающих общественной полезностью, распределением доходов и так далее. Особую актуальность в процессе налаживания взаимоотношений бизнеса и государства приобретают такие вопросы как роль власти в управлении экономикой, определение налоговой нагрузки на бизнес, формирование социально-ответственного бизнеса.
«Взаимодействие бизнеса и власти»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы
Взаимодействие бизнеса и власти носит взаимовыгодный характер. С одной стороны, бизнес может действовать в интересах общества и соответственно государства. С другой стороны, государство в благодарность обеспечивает поддержку бизнеса, способствует либерализации экономической ситуации, стимулирует развитие среднего и малого бизнеса, оптимизирует налоговую нагрузку, минимально вторгается в рыночные отношения.
Особое место в формировании доверительных отношений бизнеса и власти формирует возможность саморегулирования, которую власть передает бизнесу. Такой подход возможен только в том случае, когда бизнес обеспечивая поддержку государственных приоритетов, работает не только на собственную выгоду, но и стремиться к удовлетворению общественных интересов, делит с властными органами ответственность за реформирование. В условиях такой ситуации не существует дилеммы контроля со стороны бизнеса или власти.
Проблемы взаимодействия бизнеса и власти
Взаимодействие бизнеса и власти, несмотря на его обоюдную выгоду, не всегда достаточно эффективно в реальной жизни. Действия бизнеса протекают в определенной среде, которая характеризуется наличием исторических традиций, социальной инфраструктуры, состоянием гражданского общества. Основная цель бизнеса состоит в получении максимальной прибыли, которая не всегда достижима за счет законных способов. При этом крупный капитал, с одной стороны, стремится к оказанию давления на власть, с другой стороны, власть не всегда располагает достаточными средствами для осуществления своих функций и усиливает давление на бизнес с целью получения этих средств. Так результат, взаимодействие власти и бизнеса часто представляет собой бесконечные попытки решения возникающих противоречий.
Основная проблема взаимодействия бизнеса и власти состоит в том, что поддержку от власти бизнес получает только при соблюдении определенных условий. Прерогативой власти является возможность установления правил поведения для бизнеса, контроля их исполнения с точки зрения социальной ответственности бизнеса перед государством, обществом, наемным персоналом. Власть не интересуется промежуточным общественным эффектом, она ориентирована на достижение конечного общественно значимого эффекта. Его отсутствие ведет к установлению государственного контроля за товарными и финансовыми потоками.
При этом бизнес не способен на безропотное восприятие любых ущемлений своих интересов со стороны властных органов. Бизнес стремится к оказанию активного влияния на власть для достижения своих целей. Ослабление власти способствует наращиванию силы бизнеса, стремящегося навязать государству свои принципы. Усиление власти снижает роль бизнеса в экономике. Инстинкт самосохранения ведет к уступкам и с той, и с другой стороны, обеспечивающим восстановление баланса сил бизнеса и власти.
Всю совокупность взаимоотношений бизнеса и власти можно разделить на:
- неформальные и формальные,
- индивидуальные и коллективные,
- скрытые и гласные,
- частные и общественно значимые.
Источник: spravochnick.ru
Социальное развитие: проблемы и перспективы взаимодействия бизнеса и государства
Российская экономика в условиях трансформации вызовов, связанной с событиями в международном политическом и экономическом пространстве, еще больше нуждается в обеспечении предпосылок устойчивого роста. Проблема стабильного и гармоничного социально-экономического развития России многогранна, и включает в себя широкий перечень областей. На сегодняшний день, путь, пройденный Россией в направлении устойчивого развития, позволил не только выявить и осознать проблемы обеспечения ритмичного устойчивого развития, а также сформировать предпосылки для соответствующих трансформаций процессов перехода к ESG формату управления компаниями. Деловая повестка XII Петербургского международного экономического форума включала в себя различные сессии по вопросам социально-экономического развития, что позволило обсудить острые вопросы представителям бизнеса, власти, а также благотворительных фондов и предложить возможные пути решения проблем.
В ходе дискуссий спикеры отмечали важность сохранения и ускорения темпов устойчивого развития в условиях существенных и беспрецедентных ограничений. Особое место в системе ESG занимает «S» или Социальное развитие хорошее отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам и партнерам.
Сюда относится так же здоровье работников и безопасность, ответственность перед клиентами за качество. Одина из 17 целей устойчивого развития достойная работа и экономический рост. Предшественником ESG формата является концепция корпоративной социальной ответственности (КСО).
Российскими компаниями накоплен опыт в данной области, однако, единого системного подхода на национальном уровне не сформировано. Как правило, государство и бизнес по своему и раздельно прилагают усилия к решению проблем. Подобный подход нельзя назвать эффективным, так как распыляются ресурсы и проблемы решаются локально. Однако, даже такой вариант создает предпосылки для возникновения синергетического эффекта. Диалог бизнеса и государства, объединение усилий и ресурсов на системной основе даст возможность обеспечить более заметную динамику показателям, отражающим реализацию целей устойчивого развития.
События, происходящие в международном пространстве за период пандемии, обострили существующие проблемы и заставили бизнес по-новому взглянуть на его роль в обеспечении социального развития общества. Безусловно, «S» требует перезагрузки, но перезагрузки не по содержанию и наполнению, а по методам реализации мероприятий для достижения целей устойчивого развития в данной области. Ограничения, введенные в период пандемии, оказали негативное воздействие на ключевые показатели социально-экономического развития и нашли свое отражение в динамике показателя уровня безработицы по Российской Федерации (Рисунок 1).
Рисунок 1 Уровень безработицы по Российской Федерации
Источник: https://rosstat.gov.ru/
Согласно данным Росстат по состоянию на апрель 2022 г. уровень безработицы в России вернулся к показателям 2020 года. Вместе с этим, следует отметить, что восстановление деловой активности бизнеса стало не единственным фактором положительной динамики. За время вынужденного снижения активности, представители бизнеса разного объема и уровня искали пути сохранить рабочие места для сотрудников и брали на себя инициативу поддержки населения. В результате своеобразного стресс теста прошла трансформация организации труда сотрудников, были разработаны и внедрены более гибкие системы оплаты труда, что в свою очередь придало импульс развитию новых современных подходов к решению проблем социального развития при внедрении ESG менеджмента. Важным результатом стала попытка решения социальных проблем бизнеса и государства совместно.
Помимо вновь возникающих проблем связанных, например, с пандемией и санкциями, есть постоянные проблемы, требующие решения. К таким проблемам по мнению Андрея Шаронова, Генерального директора, Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, можно отнести состояние рабочей силы в связи со снижением прироста населения (Рисунок 2) и миграция населения в регионы с более высоким уровнем жизни.
Рисунок 2. Численность населения Российской Федерации
Источник: https://rosstat.gov.ru/
Для бизнеса отрицательное воздействие данных факторов формирует проблему дефицита кадров. Как следствие, новый бизнес или развитие существующего затормаживается или переносится в другие регионы. Что в свою очередь порождает неравномерные темпы социально-экономического развития регионов, а также снижение эффективности использования ресурсов на национальном уровне. Решить данные проблемы бизнесу самостоятельно не под силу. Программы по развитию территорий, реализуемые совместно государством и бизнесом на различных уровнях, позволят сформировать и реализовать системный подход к решению подобных проблем.
Особое место в решении задач социально-экономического развития занимает проблема моногородов. Сосредоточение ресурсов градообразующего предприятия в одном населенном пункте несет в себе как возможности, так и особые социальные риски. От эффективности деятельности одного предприятия зависит динамика и полнота наполнения бюджета, благосостояние жителей города, уровень безработицы в городе эластичен по отношению к показателям деловой активности предприятия и реализуемой кадровой политики и т.п. Соответственно, понимание менеджментом предприятия степени ответственности и готовность принимать участие в программах развития города, определяет темпы и стабильность социально-экономического развития.
Помимо проблемы моногородов крупные корпорации имеют свои особенности участия в программах социальной направленности. Каждая крупная корпорация имеет свою программу развития корпоративной социальной ответственности. Уникальной характеристикой крупных холдингов или объединений групп компаний рассредоточение точек локации по территории России.
Например, такие корпорации как Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Газпром» имеют свои подразделения в различных городах и населенных пунктах. Численность сотрудников ОАО «Российские железные дороги», например, по словам заместителя генерального директора Дмитрия Шаханова, составляет 1 млн человек.
Вместе с этим ОАО «Российские железные дороги» реализует различные социальные программы, как для сотрудников, так и для членов семей сотрудников и ветеранов (неработающих пенсионеров). Таким образом, охват по количеству человек вовлеченных в программы, составляет примерно 5 млн человек и это как население Санкт-Петербурга. С учетом внушительного по количеству человек охвата, также следует учитывать и его распределение по различным городам и населенным пунктам, с разным уровнем жизни и уровнем развития социальной инфраструктуры, что обусловливает разработку особых подходов к реализации мероприятий программ. В связи с этим, опыт по реализации социальных программ таких корпораций может стать основой для разработки и реализации совместных программ между государством и бизнесом.
Следует отметить, что особое внимание экспертов в решении проблем социального развития уделяется роли некоммерческих организаций и благотворительных фондов. По мнению Марии Морозовой, Генерального директора Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко необходимо пересмотреть основные принципы работы в области социального развития: реализация индивидуального подхода; усиление профилактических мероприятий; развитие рынка услуг по уходу; повышение эффективности программ; реальное улучшений условий жизни и т.д.
Помимо констатации факта необходимости реализации совместного и системного подхода к решению задач в сфере социального развития, в профессиональном сообществе обсуждается необходимость разработки таких базовых документов как методика оценки эффективности инвестиций в социальные проекты, методика оценки веса «S» фактора, стандартизация отчетности, а также профессионального стандарта «Специалист в области корпоративной социальной ответственности», что позволит выделить данное направление в отдельную профессиональную область деятельности. Наличие перечисленных документов позволит сформировать один из важнейших элементов системы достижения целей устойчивого развития.
Таким образом, в заключение следует отметить, что перезагрузка «S» актуальна в силу происходящих глобальных перемен во всех сферах деятельности. Проблемы в социальной сфере также трансформируются под воздействием различных факторов и их становится больше. Все заинтересованные стороны единодушно отмечают необходимость сотрудничества государства и бизнеса, развитие форматов социального партнерства на взаимовыгодных условиях, а также постоянного поиска методов работы и реализации системного подхода.
Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.
Источник: roscongress.org