Проблемы бизнеса и государства

Насколько уязвим малый и средний бизнес сегодня и что государство делает для защиты предпринимателей? Рассказывает управляющий партнер Коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры», выпускница СКОЛКОВО MBA Анастасия Расторгуева.

Анастасия Расторгуева

Со стороны государства с бизнесом взаимодействуют органы контроля (налоговая, противопожарная, санитарная службы) и надзора (прокуратура). Неважно, крупный бизнес, средний или малый: схема всегда одна и та же, возможности разные. Малый и средний бизнес более уязвим. Это достаточно больная тема, поскольку проблема давления на малый и средний бизнес посредством проверок существует давно. Сложилась ситуация на местах, когда проверяющие органы приходят и решают свои жизненные проблемы за счет предпринимателей.

Одна из тенденций последних лет — обилие уголовных дел по преступлениям, связанным с предпринимательской деятельностью.

Пример из практики: предприниматель строил коттеджный поселок, грянул кризис, и он не смог выполнить часть обязательств. Недовольные граждане начали требовать свои деньги обратно, произошел кассовый разрыв. Такой ход событий владелец бизнеса не предусмотрел. Возникает вопрос, что это было: мошенничество или неудача?

Бизнесмен пообещал возместить весь ущерб, но нашлись те, кто подключил правоохранительные органы, причем имело место лоббирование интересов. Предпринимателя посадили в СИЗО, большими усилиями удалось заменить меру на домашний арест. В итоге уголовное дело все же прекратили, но человек длительное время был под следствием, обанкротился и потерял бизнес. Итог: ни бизнеса у предпринимателя, ни денег у граждан. Все в ходе банкротства ушло с молотка.

Возбуждение уголовного дела по статье 159 — одна из наиболее популярных мер давления. После кризиса 2014 года и лихорадки на валютном рынке часть предпринимателей потерпели неудачу. В действиях многих из них не наблюдалось злого умысла, но были возбуждены уголовные дела, и люди оказались в СИЗО. Это самый простой путь для следствия, поскольку в таких условиях легче всего добиться признания.

Если это произошло, дело проходит по особому порядку: следователю не нужно собирать доказательства и доказывать вину. Если человек добровольно признается во всем, то, в зависимости от договоренностей, ему дается не больше половины или двух третей срока. Большинство людей соглашаются, поскольку условия в следственном изоляторе гораздо тяжелее, чем в колонии. В итоге предприниматель остается без бизнеса и чуть-чуть «отсидевший». Сложившаяся ситуация — это катастрофа, поскольку 70% подобных дел проходит именно по такой схеме.

Еще один факт: бизнес боится работать с бюджетными деньгами из-за риска «посадки». Во многом поэтому тяжело идут национальные проекты. Наблюдается огромное количество уголовных дел по нецелевому расходованию бюджетных средств, взяткам и так далее. Государство чувствует наличие недостатков в системе и периодически предлагает полезные инициативы. Проблема в том, что рациональные идеи не всегда применяются исполнителями в том виде, в котором к ним поступают.

Что государство делает для защиты бизнеса

Государство видит ситуацию с бизнесом и реагирует, как может: сегодня сложнее просто прийти и начать без повода что-то выискивать. Есть графики плановых проверок, которые размещены на сайте прокуратуры, их можно отслеживать.

Также сейчас принята концепция нового Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Ее ключевая идея заключается в предупреждении и предоставлении времени на исправление ситуации вместо моментального штрафа. Теперь органы контроля должны приходить не наказывать, а сообщать: «У вас есть проблема, исправьте ее».

В налоговой сегодня проходит процесс интеграции Big Data, механизм поступления налогов стал структурированным, автоматизированным и прозрачным — недавно Financial Times назвал российскую систему прогнозирования налоговых поступлений лучшей в мире и самой точной. В этом для предпринимателя, с одной стороны, большой плюс: проверок меньше, правила игры понятны, с другой — любителям схем стало сложнее в них играть и прятать доходы. Если специалисты видят точечный сбой, именно в этом направлении, как правило, идут проверки.

Это не говорит о том, что нет налоговых споров. Но решения налоговиков стали более обоснованными, поскольку появилось больше данных. Также существует отдельный порядок обжалования решения налоговых органов. Не всегда это делается в судах, иногда достаточно обращения в вышестоящий орган. Факт в том, что любое решение органов власти, в том числе налоговой (если ими затрагиваются чьи-то права и обязанности), можно обжаловать.

Недавно Госдума приняла закон о защите бизнесменов от необоснованных арестов: теперь нельзя отправлять человека в СИЗО, если нет конкретных обстоятельств, объясняющих необходимость самой суровой меры пресечения и недостаточности залога, подписки о невыезде, домашнего ареста, личного поручительства. Более того, если следователь хочет продлить срок содержания обвиняемого, но при этом сам следователь не совершил заявленных действий, на которые брал время (например, допроса свидетелей), в таком случае следует запретить держать человека в следственном изоляторе.

Тем не менее, говорить, что у нас в стране реально независимый суд, не приходится — многие сегодня, чтобы подстраховаться на этапе заключения крупных контрактов, прописывают пункт, что суд будет проходить не в России — указывают в договоре, к примеру, Лондонский арбитраж.

Можно надеяться, что ситуация улучшится с развитием цифровизации: процессы станут прозрачнее, злоупотреблять полномочиями станет сложнее. А пока предпринимателям следует быть максимально подготовленными и не полагаться на допущения, что их это не коснется. Это как со здоровьем: нужно вкладываться в профилактику и быть в контакте со своим терапевтом, иначе потом не спасут большие деньги и самый лучший хирург. Главная рекомендация — найти и беречь своих «терапевтов»: финансиста и юриста, — и не ждать, когда грянет гром.

Читайте также:  Проверить относится ли предприятие к малому и среднему бизнесу

Советы предпринимателям

Универсальной таблетки и свода правил, которые работают во всех случаях неправомерных действий контролирующих органов, нет. Каждый случай по-своему уникальный. Самый эффективный способ максимально обезопасить себя — вести честную деятельность и сотрудничать с квалифицированными юристами и адвокатами. В таком случае проводить необоснованные действия будет гораздо сложнее. Юристы должны следить за тем, чтобы документы были в порядке, все сделки оформлены верно, налоги оплачены, не было искусственного дробления бизнеса или прочих уловок, которые обязательно всплывут при проверках.

Если говорить об общих рекомендациях, то можно выделить несколько правил, о которых следует знать всем.

  • Если у вас вымогают взятку, постарайтесь зафиксировать максимально четкую формулировку этого требования. Не бойтесь вступить в диалог и задавать наводящие вопросы. Вы можете записывать разговоры с официальными и должностными лицами, не предупреждая их, если при этом не затрагиваются вопросы их частной жизни. Затем нужно обратиться в правоохранительные органы и «устроить передачу взятки» мечеными купюрами.
  • Если совершается преступление, не тратьте время на обдумывание — куда лучше подать заявление. Вы имеете право обратиться в любой правоохранительный орган, например, в полицию, в любое отделение. Там обязаны заявление принять и далее уже передать его в профильное правоохранительное учреждение или в отделение по соответствующей территории (ОВД, следственный комитет и пр.).
  • Всегда внимательно изучайте документы, которые вам предлагают подписать после проверки или при других обстоятельствах. Если нет уверенности в том, что вы подписываете, откажитесь, возьмите паузу, свяжитесь со своим адвокатом, внимательно изучите документ и только тогда принимайте решение.
  • Существует практика, когда правоохранительные органы или налоговая требуют срочно явиться для дачи объяснений. Не поддавайтесь на давление органов, которые силой своего положения пытаются заставить вас быть «здесь и сейчас». Вы сами можете выбирать удобное время, а до этого момента обдумать ситуацию, связаться с адвокатом и разработать тактику действий.

Источник: dzen.ru

Взаимодействие бизнеса и власти

Взаимодействие бизнеса и власти – это механизм сосуществования и взаимовлияния друг на друга власти и бизнеса, обеспечивающий решение стоящих перед ними задач посредством согласования взаимных интересов и прав.

Сущность и причины взаимодействия бизнеса и власти

Как власть, так и бизнес являются порождением общества. Деятельность общества целенаправленно ориентирована на формирование власти. Бизнес несет за свою деятельность ответственность как перед властью, так и перед обществом, реализуя характерные для него функции. Задача власти состоит в осуществлении действий, направленных на защиту общенациональных интересов.

В основе бизнеса полностью и целиком находится частный интерес, совпадение или несовпадение которого с общенациональными интересами является естественным, может быть частичным или на определенном этапе полным. С глобальной точки зрения интересы, как бизнеса, так и власти, характеризуются одной и той же направленностью. Непременным условием существования бизнеса является платежеспособное население. Власть также заинтересована в обеспечении роста доходов граждан, поскольку управлять социально благополучным обществом намного легче и проще. При этом необходимо понимать, что основу социального благополучия общества составляет состояние экономики.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

С экономической точки зрения ведущая роль принадлежит бизнесу, поскольку именно в его распоряжении находятся ресурсы материального, финансового и трудового характера. Основу благополучия государства формирует национально ориентированный и правильно организованный бизнес. Он дает государству рабочие места, поступления в бюджетную систему, наращивание внешнеэкономических связей и так далее.

Взаимный интерес бизнеса и власти формирует основу их взаимодействия в рамках договора негласного характера. Только за счет совместных усилий можно достичь единого экономического пространства, формирования благоприятного делового климата, создания среднего класса, обеспечивающего политическую основу государства и платежеспособного спроса, повышение авторитета страны на мировой арене. Отсутствие совместных усилий бизнеса и власти делает невозможным достижение социального партнерства и социального мира.

Характеристика содержания взаимодействия бизнеса и власти

Взаимодействие бизнеса и власти с точки зрения содержания носит многообразный характер. Это взаимодействие обеспечивает охват широкого круга вопросов, к числу которых можно отнести стратегию развития государства, порядок разработки и реализации программ, обладающих общественной полезностью, распределением доходов и так далее. Особую актуальность в процессе налаживания взаимоотношений бизнеса и государства приобретают такие вопросы как роль власти в управлении экономикой, определение налоговой нагрузки на бизнес, формирование социально-ответственного бизнеса.

«Взаимодействие бизнеса и власти»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Взаимодействие бизнеса и власти носит взаимовыгодный характер. С одной стороны, бизнес может действовать в интересах общества и соответственно государства. С другой стороны, государство в благодарность обеспечивает поддержку бизнеса, способствует либерализации экономической ситуации, стимулирует развитие среднего и малого бизнеса, оптимизирует налоговую нагрузку, минимально вторгается в рыночные отношения.

Читайте также:  Топ 3d принтеров для бизнеса

Особое место в формировании доверительных отношений бизнеса и власти формирует возможность саморегулирования, которую власть передает бизнесу. Такой подход возможен только в том случае, когда бизнес обеспечивая поддержку государственных приоритетов, работает не только на собственную выгоду, но и стремиться к удовлетворению общественных интересов, делит с властными органами ответственность за реформирование. В условиях такой ситуации не существует дилеммы контроля со стороны бизнеса или власти.

Проблемы взаимодействия бизнеса и власти

Взаимодействие бизнеса и власти, несмотря на его обоюдную выгоду, не всегда достаточно эффективно в реальной жизни. Действия бизнеса протекают в определенной среде, которая характеризуется наличием исторических традиций, социальной инфраструктуры, состоянием гражданского общества. Основная цель бизнеса состоит в получении максимальной прибыли, которая не всегда достижима за счет законных способов. При этом крупный капитал, с одной стороны, стремится к оказанию давления на власть, с другой стороны, власть не всегда располагает достаточными средствами для осуществления своих функций и усиливает давление на бизнес с целью получения этих средств. Так результат, взаимодействие власти и бизнеса часто представляет собой бесконечные попытки решения возникающих противоречий.

Основная проблема взаимодействия бизнеса и власти состоит в том, что поддержку от власти бизнес получает только при соблюдении определенных условий. Прерогативой власти является возможность установления правил поведения для бизнеса, контроля их исполнения с точки зрения социальной ответственности бизнеса перед государством, обществом, наемным персоналом. Власть не интересуется промежуточным общественным эффектом, она ориентирована на достижение конечного общественно значимого эффекта. Его отсутствие ведет к установлению государственного контроля за товарными и финансовыми потоками.

При этом бизнес не способен на безропотное восприятие любых ущемлений своих интересов со стороны властных органов. Бизнес стремится к оказанию активного влияния на власть для достижения своих целей. Ослабление власти способствует наращиванию силы бизнеса, стремящегося навязать государству свои принципы. Усиление власти снижает роль бизнеса в экономике. Инстинкт самосохранения ведет к уступкам и с той, и с другой стороны, обеспечивающим восстановление баланса сил бизнеса и власти.

Всю совокупность взаимоотношений бизнеса и власти можно разделить на:

  • неформальные и формальные,
  • индивидуальные и коллективные,
  • скрытые и гласные,
  • частные и общественно значимые.

Источник: spravochnick.ru

Социальное развитие: проблемы и перспективы взаимодействия бизнеса и государства

Российская экономика в условиях трансформации вызовов, связанной с событиями в международном политическом и экономическом пространстве, еще больше нуждается в обеспечении предпосылок устойчивого роста. Проблема стабильного и гармоничного социально-экономического развития России многогранна, и включает в себя широкий перечень областей. На сегодняшний день, путь, пройденный Россией в направлении устойчивого развития, позволил не только выявить и осознать проблемы обеспечения ритмичного устойчивого развития, а также сформировать предпосылки для соответствующих трансформаций процессов перехода к ESG формату управления компаниями. Деловая повестка XII Петербургского международного экономического форума включала в себя различные сессии по вопросам социально-экономического развития, что позволило обсудить острые вопросы представителям бизнеса, власти, а также благотворительных фондов и предложить возможные пути решения проблем.

В ходе дискуссий спикеры отмечали важность сохранения и ускорения темпов устойчивого развития в условиях существенных и беспрецедентных ограничений. Особое место в системе ESG занимает «S» или Социальное развитие — хорошее отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам и партнерам.

Сюда относится так же здоровье работников и безопасность, ответственность перед клиентами за качество. Одина из 17 целей устойчивого развития — достойная работа и экономический рост. Предшественником ESG формата является концепция корпоративной социальной ответственности (КСО).

Российскими компаниями накоплен опыт в данной области, однако, единого системного подхода на национальном уровне не сформировано. Как правило, государство и бизнес по своему и раздельно прилагают усилия к решению проблем. Подобный подход нельзя назвать эффективным, так как распыляются ресурсы и проблемы решаются локально. Однако, даже такой вариант создает предпосылки для возникновения синергетического эффекта. Диалог бизнеса и государства, объединение усилий и ресурсов на системной основе даст возможность обеспечить более заметную динамику показателям, отражающим реализацию целей устойчивого развития.

События, происходящие в международном пространстве за период пандемии, обострили существующие проблемы и заставили бизнес по-новому взглянуть на его роль в обеспечении социального развития общества. Безусловно, «S» требует перезагрузки, но перезагрузки не по содержанию и наполнению, а по методам реализации мероприятий для достижения целей устойчивого развития в данной области. Ограничения, введенные в период пандемии, оказали негативное воздействие на ключевые показатели социально-экономического развития и нашли свое отражение в динамике показателя уровня безработицы по Российской Федерации (Рисунок 1).

Рисунок 1 Уровень безработицы по Российской Федерации
Источник: https://rosstat.gov.ru/

Согласно данным Росстат по состоянию на апрель 2022 г. уровень безработицы в России вернулся к показателям 2020 года. Вместе с этим, следует отметить, что восстановление деловой активности бизнеса стало не единственным фактором положительной динамики. За время вынужденного снижения активности, представители бизнеса разного объема и уровня искали пути сохранить рабочие места для сотрудников и брали на себя инициативу поддержки населения. В результате своеобразного стресс теста прошла трансформация организации труда сотрудников, были разработаны и внедрены более гибкие системы оплаты труда, что в свою очередь придало импульс развитию новых современных подходов к решению проблем социального развития при внедрении ESG менеджмента. Важным результатом стала попытка решения социальных проблем бизнеса и государства совместно.

Читайте также:  Что будет если снизить налоги на бизнес

Помимо вновь возникающих проблем связанных, например, с пандемией и санкциями, есть постоянные проблемы, требующие решения. К таким проблемам по мнению Андрея Шаронова, Генерального директора, Национального альянса по вопросам социальной и экологической ответственности, корпоративного управления и устойчивого развития, можно отнести состояние рабочей силы в связи со снижением прироста населения (Рисунок 2) и миграция населения в регионы с более высоким уровнем жизни.

Рисунок 2. Численность населения Российской Федерации
Источник: https://rosstat.gov.ru/

Для бизнеса отрицательное воздействие данных факторов формирует проблему дефицита кадров. Как следствие, новый бизнес или развитие существующего затормаживается или переносится в другие регионы. Что в свою очередь порождает неравномерные темпы социально-экономического развития регионов, а также снижение эффективности использования ресурсов на национальном уровне. Решить данные проблемы бизнесу самостоятельно не под силу. Программы по развитию территорий, реализуемые совместно государством и бизнесом на различных уровнях, позволят сформировать и реализовать системный подход к решению подобных проблем.

Особое место в решении задач социально-экономического развития занимает проблема моногородов. Сосредоточение ресурсов градообразующего предприятия в одном населенном пункте несет в себе как возможности, так и особые социальные риски. От эффективности деятельности одного предприятия зависит динамика и полнота наполнения бюджета, благосостояние жителей города, уровень безработицы в городе эластичен по отношению к показателям деловой активности предприятия и реализуемой кадровой политики и т.п. Соответственно, понимание менеджментом предприятия степени ответственности и готовность принимать участие в программах развития города, определяет темпы и стабильность социально-экономического развития.

Помимо проблемы моногородов крупные корпорации имеют свои особенности участия в программах социальной направленности. Каждая крупная корпорация имеет свою программу развития корпоративной социальной ответственности. Уникальной характеристикой крупных холдингов или объединений групп компаний — рассредоточение точек локации по территории России.

Например, такие корпорации как Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», ОАО «Российские железные дороги», ПАО «Газпром» имеют свои подразделения в различных городах и населенных пунктах. Численность сотрудников ОАО «Российские железные дороги», например, по словам заместителя генерального директора Дмитрия Шаханова, составляет 1 млн человек.

Вместе с этим ОАО «Российские железные дороги» реализует различные социальные программы, как для сотрудников, так и для членов семей сотрудников и ветеранов (неработающих пенсионеров). Таким образом, охват по количеству человек вовлеченных в программы, составляет примерно 5 млн человек и это как население Санкт-Петербурга. С учетом внушительного по количеству человек охвата, также следует учитывать и его распределение по различным городам и населенным пунктам, с разным уровнем жизни и уровнем развития социальной инфраструктуры, что обусловливает разработку особых подходов к реализации мероприятий программ. В связи с этим, опыт по реализации социальных программ таких корпораций может стать основой для разработки и реализации совместных программ между государством и бизнесом.

Следует отметить, что особое внимание экспертов в решении проблем социального развития уделяется роли некоммерческих организаций и благотворительных фондов. По мнению Марии Морозовой, Генерального директора Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко необходимо пересмотреть основные принципы работы в области социального развития: реализация индивидуального подхода; усиление профилактических мероприятий; развитие рынка услуг по уходу; повышение эффективности программ; реальное улучшений условий жизни и т.д.

Помимо констатации факта необходимости реализации совместного и системного подхода к решению задач в сфере социального развития, в профессиональном сообществе обсуждается необходимость разработки таких базовых документов как методика оценки эффективности инвестиций в социальные проекты, методика оценки веса «S» фактора, стандартизация отчетности, а также профессионального стандарта «Специалист в области корпоративной социальной ответственности», что позволит выделить данное направление в отдельную профессиональную область деятельности. Наличие перечисленных документов позволит сформировать один из важнейших элементов системы достижения целей устойчивого развития.

Таким образом, в заключение следует отметить, что перезагрузка «S» актуальна в силу происходящих глобальных перемен во всех сферах деятельности. Проблемы в социальной сфере также трансформируются под воздействием различных факторов и их становится больше. Все заинтересованные стороны единодушно отмечают необходимость сотрудничества государства и бизнеса, развитие форматов социального партнерства на взаимовыгодных условиях, а также постоянного поиска методов работы и реализации системного подхода.

Экспертные аналитические заключения по итогам сессий деловой программы Форума и любые рекомендации, предоставленные экспертами и опубликованные на сайте Фонда Росконгресс являются выражением мнения данных специалистов, основанном, среди прочего, на толковании ими действующего законодательства, по поводу которого дается заключение. Указанная точка зрения может не совпадать с точкой зрения руководства и/или специалистов Фонда Росконгресс, представителей налоговых, судебных, иных контролирующих органов, а равно и с мнением третьих лиц, включая иных специалистов. Фонд Росконгресс не несет ответственности за недостоверность публикуемых данных и любые возможные убытки, понесенные лицами в результате применения публикуемых заключений и следования таким рекомендациям.

Источник: roscongress.org

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин