Проблемы налогообложения малого бизнеса

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО БИЗНЕСА

Недостатки налогообложения малого бизнеса можно свести к следующим проблемам:

— неправильный механизм перераспределения налогов;

-?непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений;

— нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка;

-?большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков;

— плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины. Алексеев М. Ю., Болабанова О. Н. Налоги: учебник для студентов вузов. -М.: Финансы и статистика. -2012. — С. 489.

Все более сложной и запутанной становится налоговая отчетность предпринимателей. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Налогообложение малого бизнеса. Слово юристу. Выпуск 18

Несовершенство налоговой системы усугубляется чрезмерной бюрократизацией и излишним администрированием развития малого предпринимательства со стороны государства.

Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в 2014 году в два раза.

Выбор режима налогообложения для малого бизнеса тоже нелегкая задача. Налоговый режим выбирается самостоятельно. По большому счету есть два варианта — общий режим или специальный. Чтобы не ошибиться в выборе, нужно оценить масштаб будущего бизнеса, его затратность и многое другое.

Все недостатки существующего общего режима налогообложения можно свести к трем:

1. Она сложна и запутанна. Сегодня уплата налогов требует от предпринимателя профессиональных знаний по учету и налогообложению либо найма высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам.

2. ?Чрезмерно высоко налоговое бремя. Очевиден приоритет фискальных интересов государства над всеми остальными.

3. Нестабильность законодательства.

Специальные налоговые режимы, которые имеет право применять малый бизнес:

— упрощенная система налогообложения (УСН);

— единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);

— единый налог на вмененный доход (ЕНВД);

-?патентная система налогообложения (специальный налоговый режим только для индивидуальных предпринимателей, ведущих свою деятельность в том регионе, где законом субъекта Российской Федерации принято решение о введении патентной системы налогообложения)

Согласно сайту «налог.ру» специальные налоговые режимы применяются для того, чтобы максимально облегчить жизнь субъекту малого предпринимательства, но и у них есть недостатки.

К недостаткам УСН (самого распространенного из спецрежимов), в частности, относят:

1. Вероятность утраты права работать по УСН. Потеря же права на упрощенную систему происходит из-за десятков различных условий, например, при открытии филиала фирмы, превышении доли других организаций в уставном капитале, превышении численности работающих или стоимости амортизирующего имущества и т. п. Это требует от малого предприятия ежемесячного учета десятков показателей, либо нужно уводить объемы в другие организации, чтобы сохранить возможность применения новой системы налогообложения.

2. Отсутствие обязанности платить НДС может привести к потере покупателей — плательщиков этого налога;

Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, не является плательщиком НДС и не включает его в цену. Покупатель товара не имеет возможности принять сумму налога к вычету, поэтому для сохранения своего финансового положения ему выгодно работать с продавцами, применяющими общий режим налогообложения.

3. При потере права применять УСН необходимо восстанавливать данные бухгалтерского учета за весь период применения упрощенной системы налогообложения;

4. У фирм, применяющих УСН нет права открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности. Ляшевич И.А. Правовые проблемы регулирования малого и среднего бизнеса в России на современном эта?е // Журнал российского права. — 2013.- № 5. — С. 34.

Проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это легко проследить на основе новой патентной системы налогообложения, применение которой в регионах обозначило ряд негативных моментов.

Так, патенты в регионах устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. В некоторых регионах же соответствующий закон принимался без широкого обсуждения с самими предпринимателями, для которых эта система налогообложения и создавалась. В связи с этим у представителей малого бизнеса возникает множество вопросов.

Патент должен был стать самой простой и выгодной системой налогообложения для малого бизнеса из-за малых размеров патентных платежей. Целью принятого закона являлось содействие развитию индивидуального предпринимательства путем снижения налоговой нагрузки на данный сектор экономики. Но, например, в таком регионе как Башкортостан, законом установлено относительно высокое увеличение размеров этих платежей. И если в прошлом году предприниматели могли уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов, то в новой патентной системе такой возможности не предусмотрено.

Есть и ограничения для тех, кто только открывает свой бизнес — подать заявление на патент может только зарегистрированный в качестве предпринимателя гражданин.

Произошло и сокращение обязательного перечня видов деятельности с 69 до 47, например, с 1 января 2013 года «Изготовление мебели» было исключено из перечня видов предпринимательской деятельности, при осуществлении которых возможно применять патент.

По мнению аналитиков научно-исследовательского университета Высшей школы экономики проблемными для малого бизнеса являются и то, как осуществляются принципы его налогообложения.

Таким образом, проблемы налогообложения малого бизнеса проявляются и в существующих режимах его налогообложения (специальном или общем), и на разных его уровнях (будь он федеральным или региональным).

Источник: studbooks.net

Проблемы налогообложения малого бизнеса

Елина, И. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / И. А. Елина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 24 (128). — С. 170-173. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35433/ (дата обращения: 16.12.2022).

В данной статье рассмотрены основные актуальные проблемы систем налогообложения для малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономике в целом.

Ключевые слова: малый бизнес, налоговый режим, система налогообложения, налогообложение малого бизнеса

Малый и средний бизнес является одним из важнейших элементов рыночной экономики. Малые и средние предприятия в Европе обеспечивают рабочими местами около 67 % занятого населения и производят 58 % валовой добавленной стоимости [5, с. 4]. Данный сектор экономики отличается способностью быстро адаптироваться к внешним изменениям и служит источником инновационного роста для экономики. Малый бизнес наиболее остро реагирует на изменения рыночной конъюнктуры и налогового законодательства, формирует необходимую атмосферу конкуренции, выступает в роли источника формирования среднего класса, обеспечивает политическую и социальную стабильность в обществе и оказывает существенное влияние на предпринимательскую активность региона. Однако в России вклад малого и среднего бизнеса во внутренний валовый продукт и занятость населения составляет около 20 % и 25 % соответственно.

Несмотря на то, что развитие данного сектора является одной из приоритетных целей в государственной политике и принимаются специальные законы, указы, постановления и другие нормативные акты, направленные на поддержку малого предпринимательства, в настоящее время доля малого бизнеса очень низка. Сами предприниматели связывают это с плохим предпринимательским климатом в стране.

По итогам исследования, проведенного «Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства» в 2015 году 53,4 % предпринимателей заявили об ухудшении условий для ведения деятельности, причем более 10 %—об ухудшении серьезном. При этом самыми важными проблемами предпринимателями названы острая конкуренция (27,3 %), проблема с доступом к кредитам или другим формам заемного финансирования (23,5 %), а также высокий уровень налогов [6, с. 10]. В сложившихся условиях ведения бизнеса предприниматели нуждаются в активных шагах навстречу бизнесу со стороны государства. К числу наиболее ожидаемых мер государственной поддержки опрошенные предприниматели относят в первую очередь снижение налоговой нагрузки (65,4 %). Из числа мер, нацеленных на стимулирование развития малого и среднего бизнеса и попавших в Антикризисную программу Правительства, наиболее ценными опрошенные руководители предприятий признали все решения по снижению налоговой нагрузки — двухлетние налоговые каникулы для индивидуальных предпринимателей и возможность регионов снижать ставки по упрощенной системе налогообложения и единому налогу на вмененный доход [6, с. 11].

Таким образом, традиционно к числу наиболее значимых факторов, влияющих на развитие предпринимательского потенциала в экономике, относят проводимую налоговую политику. Российские предприниматели имеют право выбирать систему налогообложения своего бизнеса. Существует два вида налоговых режимов [2]:

  1. общий режим налогообложения малых предприятий;
  2. специальные режимы:

− единый сельскохозяйственный налог;

− упрощенная система налогообложения;

− упрощенная система, основанная на патенте;

− единый налог на вмененный доход.

Специальные режимы являются более приемлемыми для малого бизнеса, так как они несут в себе пониженную налоговую нагрузку и позволяют предоставлять упрощенную отчетность. Однако действуют законодательные ограничения, по которым не каждое предприятие имеет право применять тот или иной упрощенный режим.

Мировой экономический кризис стал серьезным испытанием для сложившейся в России модели экономического роста. Однако в 2010–2011 гг. российская экономика стала довольно уверенно восстанавливаться. Вместе с тем, уже с III квартала 2012 года стало заметно замедление роста ВВП. Эта тенденция сохранилась и в 2013–2014 гг., а в 2015 году прирост ВВП стал отрицательным [4].

Одной из ключевых возможностей вывода экономики страны из кризисного состояния является стимулирование малого бизнеса. Таким образом, проблема оптимизации налоговой системы Российской Федерации в секторе малого предпринимательства в текущих условиях становится критически важной.

Первым недостатком налогообложения малого бизнеса в Российской Федерации является высокое налоговое бремя. Система налогообложения в ее нынешнем виде служит преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства [1].

Действующая система налогообложения не учитывает особенности издержек малого предпринимательства. Основным источником ресурсов для инвестиций в развитие малых предприятий традиционно выступают собственные средства.

При этом в усложняющихся кризисных условиях бизнесмены в большей степени склонны рассчитывать только на свои силы и полностью отказываться от заемных средств. Связано это и с ростом процентных ставок и ужесточением требований банков к залогам и финансовому состоянию заемщиков. В связи с этим применение общего режима налогообложения становится выгоднее для средних и крупных предприятий, имеющий доступ к заемным средствам и использующим их на финансирование развития. Кроме того, установление ставок налогов происходит без достаточного анализа и учета их экономического влияния на производство, стимулирование инвестиций, а также на создание условий, препятствующих уходу налогоплательщиков от уплаты налогов. Так, увеличение в 2013 году страховых взносов для индивидуальных предпринимателей привело к уходу с рынка около полумиллиона предпринимателей; а предложение Минэкономразвития РФ в 2016 году увеличить единый налог на вмененный доход для малого бизнеса повлекло превентивный массовый переход малых предприятий на другие системы налогообложения или закрытие бизнеса, что не позволит реально увеличить поступления от данных видов налогов в бюджет и поспособствует уходу части предприятий в теневой сектор.

Налоговая политика, направленная только на решение задачи пополнения бюджета, а не обеспечение экономического роста, в долгосрочной перспективе влечет уменьшение налоговой базы. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка сокращает возможности накопления средств, необходимых для развития производственной базы, что ведет к прекращению деятельности предприятий, уходу их в теневой бизнес, или переориентацию на отрасли с более быстрым оборотом капитала.

Так, в настоящее время, среди отраслей малого предпринимательства преобладает торговля, что вызывает некую настороженность, так как преимущественное развитие отрасли, не создающей добавленную стоимость, опасно для экономики и общества.

С целью построения сбалансированной и самодостаточной экономики, государство должно повышать привлекательность малого бизнеса, функционирующего в производственном секторе, в том числе налоговым путем. Такой малый бизнес должен получать особые налоговые льготы, так как производственная деятельность сопряжена с высокими затратами, требует использования технологий, оборудования, квалифицированного персонала.

Следующей проблемой налогообложения малого бизнеса в России является постоянное изменение налогового законодательства, что затрудняет не только ведение бизнеса, но и работу самих налоговых служб. Нестабильность законодательства увеличивает издержки малого бизнеса сильнее, чем крупного и среднего бизнеса, так как получение информации об изменениях в порядке уплаты, оформлении документов и т. п. (даже если она общедоступная и бесплатная) сопряжено с определенными издержками, а использованы полученные результаты будут для абсолютно разных масштабов производства и реализации. Кроме того, как правило, вносимые изменения усложняют необходимую налоговую отчетность для предпринимателей. В связи с чем на малый бизнес ложатся более высокие удельные временные, денежные и психологические издержки, связанные с ведением налогового учета. При этом неправильное оформление документов или ошибки в сроках их подачи и уплаты налогов вследствие частоты изменений законодательства грозят предпринимателю большими штрафными санкциями.

Еще одной проблемой налогообложения малого бизнеса является сложность системы налогообложения. В настоящее время предприниматель должен обладать профессиональными знаниями по учету и налогообложению, чтобы самостоятельно уплачивать налоги, или нанимать высокооплачиваемых специалистов по бухгалтерскому учету и налогам, что не соответствует потребностям бизнеса и отвлекает денежные средства из производства. Большое количество налогов и сборов приводит к тому, что даже профессиональные бухгалтеры допускают ошибки, в результате которых предприятие вынуждено платить пени за несвоевременную уплату налогов. Кроме того, обязательные элементы налогов не всегда однозначно указаны в законодательстве, что приводит к появлению спустя некоторое время после внесения изменений различных инструкций с разъяснениями того, как те или иные налоги необходимо правильно считать, что так же усложняет ведение бизнеса.

Осложняет ситуацию с налогообложением малого бизнеса и низкая финансовая грамотность предпринимателей и недостаток информирования о программах государственной поддержки. В настоящее время государством проводится политика по стимулированию малого и среднего бизнеса.

Наиболее распространенной формой такой поддержки является выделение из государственного бюджета целевой финансовой поддержки, направленной на развитие компаний определенных приоритетных сфер деятельности. Еще одним способом поддержки выступает введение упрощенных форм сертификации и лицензирования, предоставление льгот для участия в ярмарках и выставках, а также скидок на рекламные акции. Начинающие предприниматели имеют возможность получать бесплатные юридические консультации. Предоставляются ряду представителей малого бизнеса и налоговые каникулы.

Однако большинство предпринимателей не знают о существовании большого количества форм государственной поддержки, в том числе и налогового характера, что обуславливает необходимость совершенствования информационного обеспечения государственных инициатив. Повышение финансовой грамотности среди населения, проведение мероприятий, направленных на информирование представителей малого бизнеса о существующих мерах государственной поддержки, а также на пояснение осуществляемых изменений в налоговом законодательстве и широкая огласка таких мероприятий в средствах массовой информации могут отчасти решить названную проблему.

Таким образом, в настоящее время возникает вопрос противоречия сугубо фискальной направленности налоговой политики и стратегическим планом правительства по стимулированию роста малого и среднего предпринимательства к 2020 году. В роли основных направлений государственной поддержки малого бизнеса выступают, в первую очередь, создание благоприятного предпринимательского климата и развитой инфраструктуры, устранение существующих нормативно-правовых и административных барьеров, а также расширение доступа к инвестиционным ресурсам. Частные предприниматели нуждаются в системной финансовой, информационной и организационно-методической помощи. Только последовательная и отлаженная работа по названным направлениям поможет повысить эффективность и привлекательность малого предпринимательства в России, и занять данному сектору долженствующие позиции в экономике.

В свою очередь, налоговая политика не должна ограничивать положительный эффект государственной поддержки малого предпринимательства, выступать тормозом развития. Чрезмерно высокая налоговая нагрузка, большое количество необходимой отчетности, сложное законодательство снижают привлекательность данного сектора, вынуждают предпринимателей искать законные и незаконные способы уклонения от налогов, уводят бизнес в «тень», что в конечном итоге уменьшает величину собранных налогов.

Необходимо повышение эффективности системы налогообложения малого бизнеса, приведение ее в соответствие с современными российскими реалиями. Необходимо найти оптимальное сочетание интересов государства и предпринимательства, перейти от реализации фискальной к стимулирующей функции налогов. Однозначная, стабильная и справедливая система налогообложения сделает данный сектор более привлекательным для предпринимателей. В свою очередь, борьба с недобросовестной конкуренцией, коррупцией и незаконными налоговыми льготами, предоставляющимися совсем не тем, кто в них особенно нуждается, перекрытие каналов перетока денежных средств в теневой сектор и в оффшорные зоны за рубеж позволит сократить нелегальный бизнес, не затрагивая интересы честных предпринимателей.

В заключение отметим, что в настоящее время отчетливо видна необходимость проведения реформ в области налогообложения малого сектора. Понятная, удобная и экономически обоснованная система налогообложения играет ключевую роль как в повышении собираемости налога и упрощения его администрирования, так и в увеличении мотивации к развитию малого предпринимательства, без развития которого невозможно обойтись в условиях рыночной высококонкурентной экономики.

  1. Доброва М. А. Проблемы налогообложения малого бизнеса / М. А. Дробова // Материалы VIII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: www.scienceforum.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. — URL: nalog.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  3. Панов А. С. Проблемы налогообложения малого предпринимательства в Приморском крае / А. С. Панов // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — URL: http://web.snauka.ru (дата обращения: 06.11.2016).
  4. Произведенный валовой внутренний продукт. Годовые данные в детализированной разработке (в текущих ценах) // Росстат. — URL: www.gks.ru (дата обращения: 10.11.2016)
  5. Развитие малого и среднего предпринимательства. Зарубежный опыт // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 23 с. –URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 08.11.2016)
  6. Финансовое состояние и ожидания малого и среднего бизнеса в 2015 году // Брошюра АО «МСП Банк». — Аналитический центр, Москва. — 2015. — 59 с. URL: www.mspbank.ru (дата обращения: 09.11.2016)

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предпринимательство, государственная поддержка, предприниматель, система налогообложения, единый налог, налоговая нагрузка, налоговая политика, налоговое законодательство, Россия.

Источник: moluch.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.А. Храмченко, Н.М. Асланов, Н.С. Федориненко

В данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы систем налогообложения малого бизнеса , которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Рассматриваются проблемы и характеристики основных видов правонарушений в этой области, а также налоговой системы в целом. Предлагаются меры и меры, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и налоговой системы . В рыночной экономике налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. Эффективное функционирование экономики страны в целом зависит от того, насколько хорошо построена система налогообложения для малого бизнеса .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.А. Храмченко, Н.М. Асланов, Н.С. Федориненко

Профессиональный библиограф составит и оформит по ГОСТ список литературы для вашей работы

Перспективное развитие сельских территорий муниципального района Белгородской области

Актуальные проблемы архитектуры и строительства предприятий по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции

Экономические проблемы эффективного развития отрасли свиноводства
Совершенствование экономических отношений в молочном подкомплексе АПК
Тенденции и перспективы развития отраслей животноводства
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры?

Вы всегда можете отключить рекламу.

TAXATION PROBLEMS IN SMALL BUSINESSES AND WAYS OF THEIR SOLUTION

This article discusses the main current problems of taxation systems for small businesses, which, in turn, affect the development of the economy. The problems and characteristics of the main types of offenses in this area, as well as the consideration of the tax system as a whole, are examined. Measures and measures related to further improvement of the tax policy and tax system are proposed.

In a market economy, the tax system is one of the most important economic regulators, the basis of the financial and credit mechanism for regulating the economy. The efficient functioning of the country’s economy as a whole depends on how well the taxation system for small businesses is built.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

A.A. Khramchenko associate professor of finance, Kuban State Agrarian University named after I.T.Trubilina;

N.M. Aslanov — student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina;

N.S. Fedorinenko — student of the faculty of economics, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilina.

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ TAXATION PROBLEMS IN SMALL BUSINESSES AND WAYS OF THEIR SOLUTION

Аннотация. В данной статье рассматриваются основные актуальные проблемы систем налогообложения малого бизнеса, которые, в свою очередь, влияют на развитие экономики. Рассматриваются проблемы и характеристики основных видов правонарушений в этой области, а также налоговой системы в целом.

Предлагаются меры и меры, связанные с дальнейшим совершенствованием налоговой политики и налоговой системы. В рыночной экономике налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма регулирования экономики. Эффективное функционирование экономики страны в целом зависит от того, насколько хорошо построена система налогообложения для малого бизнеса.

Abstract. This article discusses the main current problems of taxation systems for small businesses, which, in turn, affect the development of the economy. The problems and characteristics of the main types of offenses in this area, as well as the consideration of the tax system as a whole, are examined. Measures and measures related to further improvement of the tax policy and tax system are proposed. In a market economy, the tax system is one of the most important economic regulators, the basis of the financial and credit mechanism for regulating the economy.

The efficient functioning of the country’s economy as a whole depends on how well the taxation system for small businesses is built.

Ключевые слова: налоги, законодательство, налоговая система, малый бизнес, проблемы налогообложения.

Keywords: taxes, legislation, tax system, small business,tax issues.

Налогообложение малого бизнеса вызывает много проблем в большинстве стран, включая Россию. В ситуациях сложных условий, типичных для отечественной экономики в настоящее время, малые предприятия не всегда могут точно прогнозировать свои доходы, возможные результаты той или иной негативной ситуации. Величина потерь, незначительная для крупного предприятия, может быть чрезвычайно сложной для мелкого производителя.

Большинство развитых стран поощряют и поддерживают малый бизнес разными способами. В целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства в России в 2007 году был принят Федеральный закон N° 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В настоящее время это основополагающий документ, регулирующий отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяющий понятия малых и средних предприятий, их поддерживающую инфраструктуру, виды и формы такой поддержки.

В соответствии с настоящим Федеральным законом к малым предприятиям относятся юридические лица с численностью работников от 16 до 100 человек включительно и с выручкой от реализации товаров (работ, услуг) от 60 млн до 400 млн рублей. [1]

Развитие малого бизнеса в Российской Федерации является одним из важных направлений решения экономических и социальных проблем. Малый бизнес как сектор рыночной экономики находится на стадии формирования, его потенциал используется не полностью. Малый бизнес вносит значительный вклад в формирование конкурентной среды, быстро адаптируясь к внешним условиям и имея возможность модифицировать конечный продукт, следуя спросу

Как известно, малое предпринимательство занимает особое место в экономике, так как оно: решает проблему занятости населения; позволяет быстро перестраивать производство и тем самым быстро реагировать на потребности рынка; способствует конкуренции; Малые инновационные предприятия создают уникальные высокотехнологичные продукты. [2]

Тем не менее, роль малого бизнеса в российской экономике остается очень незначительной. Доля малых предприятий в ВВП России, а также занятость людей на таких предприятиях крайне мала по сравнению с аналогичными показателями экономически развитых стран.

На За паде ситуа ция сове рше нно иная: ма лый бизне с являе тся прямым источником экономиче ского роста в стра не . В экономиче ски ра звитых стра на х на блюда е тся опре де ле нный культ ма лого бизне са . Име нно поэтому значите льная часть аме риканского и е вропе йского бизне са относится к кате гории «малый» и «сре дний». Одной из основных причин успе шного ра звития ма лого бизне са на За па де являе тся эффе ктивность на логовой систе мы, це лостного на логового за конода те льства и на логовых льгот со стороны госуда рства . Та ка я практика не може т не вызывать огромный инте ре с к зарубе жному опыту построе ния систе мы на логообложе ния в сфе ре ма лого бизне са .

В большинстве развитых стран малый бизне с юридиче ски опре де ляе тся как особый субъе кт государстве нного ре гулирования. Спе цифика малого бизне са , а име нно е го социально-экономиче ская значимость, опре де лила спе цифику е го налогообложе ния, которое орие нтировано на долгосрочные це ли экономиче ского ра звития и связа но с ре а льными экономиче скими пропорциями в этом се кторе . [3]

В России суще ствуе т два типа на логовых ре жимов для ра ссматрива е мых субъе ктов: общий или DOS (уплата фе де ральных, ре гиональных и ме стных налогов) и спе циальный (пре дполагае т уплату одного конкре тного на лога , ра зме р которого уста на влива е тся в упроще нном порядке . вме сто не скольких основных на логов).

В ра мках обще й систе мы на логообложе ния уплачиваются сле дующие виды на логов: подоходный на лог с пре дприятий (20%), подоходный на лог с физиче ских лиц (уплачива е тся пре дпринимате лями вме сто подоходного налога с пре дприятий — 13%), НДС (18%) и налог на имуще ство организаций (1). -1,5%) и не за висимо от на логовой систе мы пре дпринимате ль долже н уплачивать взносы в Пе нсионный фонд, Фонд социа льного страхова ния и Фонд обязате льного ме дицинского стра хова ния. Пре дприятия ма лого бизне са пра ктиче ски не используют УКГ. Вме сто этого, в за висимости от ра зличных пока зате ле й, выбира е тся один из 4 или не скольких спе циа льных на логовых ре жимов:

1. Е диный налог на вме не нный доход (Е НВД);

2. Упроще нная на логовая систе ма (УНС);

3. Систе ма на логообложе ния для се льхозпроизводите ле й (Е СХН);

4. Пате нтная систе ма на логообложе ния (ПСН).

В основном, ма лые пре дприятия используют два типа спе циа льных на логовых ре жимов: Е НВД и УСН.

Приме не ние ЕНВД являе тся обязате льным, е сли оно вве де но на те рритории субъе кта и использова ние других на логовых ре жимов не возможно. Сумма на лога в этом ре жиме за висит от физиче ских пока за те ле й, на приме р, от количе ства ра ботников и т. Д. Пре имуще ство этого на лога за ключа е тся в сниже нии се бе стоимости продукции, поскольку не т затрат на оплату, на приме р, НДС.

Большинство пре дприятий пре дпочитают использовать упроще нную систе му налогообложе ния. Упроще нная систе ма на логообложе ния описа на в гла ве 26.2 На логового коде кса . В соотве тствии с этой систе мой малые пре дприятия могут облагаться налогом в 6% и 15% в зависимости от объе кта на логообложе ния. Пе ре ход к этой систе ме являе тся добровольным, и пре дпринимате ль ре ша е т, буде т ли это выгодно для не го. [6]

Практика показывае т, что Прогре ссивная шкала налогообложе ния, принятая во многих странах, бла гоприятно влияе т на ра звитие ма лого бизне са , поскольку позволяе т та ким пре дприятиям платить на логи по минима льным ста вка м на эта пе формирова ния.

В Российской Фе де ра ции принято множе ство за конов, ука зов, ука зов и других нормативных а ктов, направле нных на подде ржку малого пре дпринимате льства . Это суще стве нно не улучшило положе ние пре дста вите ле й ма лого бизне са в России. И гла вная причина этого — чре зме рные на логи.

Основными не достатками суще ствующе й налоговой систе мы налогообложе ния малого бизне са являются сле дующие :

1. На логовая систе ма сложна и за пута на . Фа ктиче ски норма п. 6 ст. 3 На логового коде кса Российской Фе де ра ции, которая пре дусма трива е т ра зра ботку а ктов за конода те льства о на лога х и сбора х та ким обра зом, чтобы «каждый точно знал, что та кое на логи и сборы и в ка ком порядке он долже н за платить». Се годня для уплаты на логов пре дпринимате ль долже н име ть профе ссиона льные зна ния в обла сти бухга лте рского уче та и налогообложе ния или нанимать высокооплачивае мых спе циалистов в области бухгалте рского уче та и на логообложе ния.

В России налоговая систе ма име е т оче нь сложную структуру. Он соде ржит различные налоги, отчисле ния, а кцизы и сборы, которые , по сути, пра ктиче ски не отлича ются друг от друга . Одна ко та ка я ма сса плате же й приводит к тому, что уче т пре дприятий оче нь ча сто ошиба е тся при выче те на логов, в ре зультате че го компа нияупла чива е т штра ф за не свое вре ме нную упла ту на лога.

2. Чре зме рно высокая на логовая на грузка . Приорите т фиска льных инте ре сов государства над все ми оста льными оче виде н. Се годня на логовые ста вки в стра не уста на вливаются бе з достаточного экономиче ского а нализа их влияния на производство, стимулирова ние инве стиций и т. Д. Ме жду те м, при уста новле нии на логовых ста вок не обходимо учитыва ть их влияние не только на это, но и на устра не ние условий, способствующих полностью за конному уходу на логоплате льщика от уплаты на логов. А ксиома за ключа е тся в том, что после дствия уклоне ния от упла ты на логов ме ньше , е слира зличные виды доходов обла га ются на логом по одина ковым ста вка м. В противном случа е суще ствуе т те нде нция пе ре ра спре де ле ния доходов в пользу те х, которые обла га ются на логом по са мой низкой ста вке .

Налоговая система в стране с плохо разработанными теоретически и экономически налоговыми ставками вынуждает вводить новые (а иногда и вовсе не рыночные) виды льгот, которые, по мнению властей, могут сгладить негативные последствия, связанные с произволом налоговых ставок на доходы физических лиц. Поэтому теперь, из-за более низкой ставки, направлять средства на оплату труда выгоднее, чем платить подоходный налог.

3. Нестабильность закона. Отсутствие ясности и ясности нормативных документов и слишком частые изменения в налоговом законодательстве усложняют работу самих налоговых служб, делая налогоплательщика бессильным. Все изменения в налоговом законодательстве должны осуществляться одновременно с внесением соответствующих уточнений в бюджеты исключительно путем внесения изменений в законодательные и нормативные акты о налогах. [4]

Еще одна проблема — налоговая отчетность предпринимателей. Это становится все более сложным и запутанным. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса предприниматель сталкивается с проблемами бухгалтерского и налогового учета. Недостаток знаний, а также сложность законодательства по этим вопросам создают реальные проблемы для начинающего предпринимателя, что может привести к крупным штрафам. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на бухгалтерскую и налоговую отчетность, поскольку стоимость таких услуг растет.

Основная проблема, сдерживающая развитие малого бизнеса сегодня, согласно многочисленным исследованиям и опросам предпринимателей, заключается в несовершенстве законодательства, налоговых и финансово-кредитных механизмов. Кроме того, малый бизнес ориентирован в первую очередь на обслуживание населения, поэтому его трудности во многом связаны с низким платежеспособным спросом населения.

Также важно отметить, что развитие малого бизнеса сдерживается многочисленными административными барьерами, особенно при регистрации предприятий, лицензировании деятельности, распределении производственных и торговых площадей, выполнении функций контроля и аудита организациями и многочисленных проверках.

Чтобы преодолеть трудности развития малого бизнеса, необходимо знать меры для их решения. Важнейшей задачей является улучшение отношений между государством и малым бизнесом. В этом отношении одной из задач является вовлечение законодательных и исполнительных органов власти, высокопоставленных должностных лиц органов местного самоуправления и деловых кругов в обсуждение актуальных проблем развития малого бизнеса, процесса разработки предложений для органов государственной власти на местах. на всех уровнях и создание соответствующей правовой базы, способствующей развитию малого бизнеса. Среди этих проблем — не только эффективное взаимодействие между государством и малым бизнесом, но и специальные режимы налогообложения, вопросы финансирования и кредитования населения. Все предприятия, а также проблемы трудовых отношений и социальной защиты предпринимателей и работников.

i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношениях между государством и малым бизнесом прежде всего необходимы ясность и прозрачность. И это возможно, если отношения строятся на основе четко определенных правил. Вот почему наиболее важной областью взаимодействия государства и предпринимательства является вовлечение бизнес-ассоциаций в процесс нормотворчества, в подготовку поправок в нормативно-правовую базу малого бизнеса и в рассмотрение законопроектов. К сожалению, на муниципальном уровне предприниматели по-прежнему раздроблены и не могут должным образом защищать свои интересы. Помощь предпринимателям в объединении — задача, которую должны решать крупные бизнес-ассоциации.

Важнейшей задачей государства в настоящее время является создание эффективной системы налогообложения малого бизнеса, адекватной российским условиям и создающей стимулы для развития малого бизнеса. [5]

Все вышеперечисленные проблемы можно решить путем проведения грамотной реформы существующей системы налогообложения малого бизнеса. Для этого вы можете использовать успешный опыт других стран. Также важно повысить уровень знаний самих предпринимателей в области налогообложения. Только в таких условиях российский малый бизнес может развиваться и быть конкурентоспособным.

Совершенствование налогообложения малого бизнеса должно основываться на оптимальном сочетании интересов государства и малого бизнеса. Поэтому необходим переход от гипертрофированной реализации фискальной функции налогообложения к активному стимулированию. Эти условия будут способствовать развитию малого бизнеса, повышению его социальной значимости и стимулированию инвестиционной активности.

В целях предотвращения удушения мелких компаний, чтобы их число росло, и они стремятся вести свой бизнес на законных основаниях, а не в секторе теневой экономики, уникальность, стабильность налоговой системы и справедливый уровень изъятия части доход нужен. Следует также принять меры для борьбы с предоставлением незаконных льгот и ведения предпринимательской деятельности, которые не отражаются в бухгалтерском учете, путем ужесточения контроля за движением денежных средств в юридическом секторе и блокирования каналов в «теневом» секторе, в иностранных юридических и иностранные банковские счета физических лиц (в том числе для оффшорных счетов), а также для компаний, оказывающих услуги по созданию

оффшорных компаний и открытию счетов в иностранных банках, за практику осуществления платежей за продукты, продаваемые через счета специально созданных структурных подразделений.

1. Авагян Г.Л. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие / Г.Л. Авагян, Т.М. Ханина, ТОМУ ПОДОБНОЕ. Носова. — М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019.

С.56.

2. Балашев Н.Б., Ахмедова Е.И. Развитие электронных платежных технологий // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — №5-4. — С. 91-94.

3. Болотнова Е.А . Экономический анализ финансовой устойчивости организации как фактор повышения эффективности принятия управленческих решений/ Болотнова Е.А., Храмченко А.А.// Естественно—гуманитарные исследования. 2019. № 25 (3). С. 29-33.

4. Коврякова Е.А .О ситуации в рисоводстве и перспективах устойчивого развития отрасли/ Коврякова //Е.А.Научное обозрение. 2014. № 8-2. С. 681-683.

5. Липчиу Н.В. Обеспечение устойчивого развития организаций аграрного сектора /Липчиу Н.В. Юрченко А.А.// Коллективная монография / Под редакцией Н.В. Липчиу. Краснодар, 2014.

1. Avagyan G. L. Money, credit, banks: Textbook / G. L. Avagyan, T. M. Khanina, ETC. Nosova. — M.: Master, SIC INFRA-M, 2019. P. 56.

2. Balashov N. B., Akhmedova E. I. Development of electronic payment technologies / / international journal of Humanities and natural Sciences, 2019, no. 5-4, Pp. 91-94.

3. Bolotnova E.A. Economic analysis of the financial stability of the organization as a factor in increasing the effectiveness of managerial decision-making / Bolotnova EA, Hramchenko A.A. // Humanitarian research. 2019.No 25 (3). S. 29-33.

4. Kovryakova EA. About the situation in rice farming and the prospects for sustainable development of the industry / Kovrya-kova // E. A. Scientific review. 2014. No. 8-2.

S. 681-683.

5. Lipchiu N.V. Ensuring the sustainable development of organizations of the agricultural sector / N. Lipchiu Yurchenko A.A.// Collective Monograph / Edited by N.V. Lippiu. Krasnodar, 2014.

A.A. Khramchenko — Associate Professor, Department of Finance, Ph.D., Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin;

C.E. Majuga — student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin; ДЛ. Белоус — студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный

D.A. Belous — student of economic faculty, Kuban State Agrarian University named after I. T. Trubilin.

ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ PROSPECTS FOR IMPROVING THE RUSSIAN BANKING SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITALIZATION

Аннотация. Целью данной статьи является исследование перспектив становления и развития цифровой банковской системы в Российской Федерации. В ходе проведения анализа установлено, что на сегодняшний день в стране функционирует семь полностью дистанционных банков, остальные лишь предоставляют возможность осуществления определенных операций удаленным образом. В рамках исследования объекта изучены преимущества развития российской банковской системы в сторону ее цифровизации, а также определены недостатки, которые главным образом связаны с необходимостью обеспечения высокой степени защиты банковских операций. Результаты проведенного исследования показали, что современное состояние банковского сектора в России указывает на наличие перспектив его дальнейшего развития в сторону цифровизации, однако на пути совершенствования банковской системы России существует ряд препятствий.

Abstract. The purpose of this article is to study the prospects for the formation and development of the digital banking system in the Russian Federation. The analysis found that currently there are seven fully remote banks in the country, while the rest only allow certain operations to be performed remotely. Within the framework of the research object, the advantages of the development of the Russian banking system in the direction of its digitalization are studied, as well as the disadvantages that are mainly associated with the need to ensure a high degree of protection of banking operations are identified. The results of the study showed that the current state of the banking sector in Russia indicates that there are prospects for its further development towards digitalization, but there are a number of obstacles to improving the Russian banking system.

Ключевые слова: цифровизация экономики, банковская система России, необанки, дистанционное банковское обслуживание, Internet-банкинг.

Источник: cyberleninka.ru

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ

Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, способствующий гармоничному развитию государства. Данный сектор экономики формирует необходимую атмосферу конкуренции; обладает способностью быстро реагировать на изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся в потребительской сфере ниши; создает новые рабочие места, а также служит источником формирования среднего класса. Малый бизнес в значительной части определяет темпы экономического роста, структуру и качество ВНП.

В России тема малого бизнеса стоит на повестке дня уже длительное время. Государство во многом пошло навстречу малому бизнесу, так в РФ правила организации данного бизнеса являются одними из самых лояльных.

Были введены в действие несколько режимов налогообложения: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ставка – 15%), причем налоговые обязательства в рамках этих режимов для большинства налогоплательщиков должны быть существенно ниже, по сравнению с налогообложением в рамках общего режима. Упрощенной системой налогообложения предусмотрены три порядка: налоги с объектами налогообложения «доходы» (ставка – 6%), «доходы, уменьшенные на величину расходов» (ставка – 15%), а также упрощенная система налогообложения на основе патента, применяемая индивидуальными предпринимателями. Они являются добровольно выбираемыми [2]. Однако, несмотря на принимаемые меры, ими не удовлетворены как предприниматели, так органы власти.

Несмотря на шаги навстречу со с стороны государства, в классификации проблем малого бизнеса проблема налогообложения стоит на первом месте. Сфера малого бизнеса обладает рядом особенностей, обусловленных его спецификой. Проведенные исследования показывают, что особенности эти усугубляют и без того сложное положение малых предприятий. К таким особенностям прежде всего относятся издержки, которые для малого бизнеса могут быть выше, это прежде всего издержки финансирования бизнеса [7]. Для малого предпринимательства заемные средства обычно труднодоступны, к тому же ставки по кредитам обычно выше.

В связи с труднодоступностью кредитов малый бизнес вынужден при финансировании инвестиций полагаться во многом только на собственные средства. В то же время обычный режим налогообложения капитала создает преимущества для финансирования бизнеса из заемных средств, что ставит малое предпринимательство в неравные условия по отношению к крупному и среднему бизнесу. Для коррекции данного эффекта возможно применение мер как налогового, так и неналогового характера. В случае осуществления налоговых мер, по причине различного минимального эффективного масштаба производства в разных видах деятельности важно избегать избыточных налоговых льгот и уступок малому предпринимательству.

Также малый бизнес несет более высокие удельные издержки, связанные с уплатой налогов и, в частности, с ведением налогового учета. В данном случае речь идет об издержках, связанных с затратами денег, времени, а также о психологических издержках. Данные бухгалтерского учета используются для определения налоговых обязательств [5]. Для малого бизнеса альтернативные издержки ведения учета будут выше, по причине того, что крупный и средний бизнес ведет бухгалтерский учет не только для целей налогообложения, но и в управленческих и иных целях. Для малого предпринимательства потребность в данных бухгалтерского учета для целей, не относящихся к расчету налоговых обязательств, обычно ниже.

Существуют и относительные издержки бизнеса, на них в зависимости от его масштаба может сказываться деятельность государственных учреждений и организаций, причем эффект может проявляться как в росте издержек, так и в их снижении. Получение информации, в том числе общедоступной и бесплатной или почти бесплатной, сопряжено с издержками для того, кто ее ищет. Например, изменения в налоговом законодательстве могут потребовать изменения оформления сделок или порядка ведения бухгалтерского учета отдельных хозяйственных операций. Но получение информации о таких изменениях и о правильном оформлении документов в новых условиях потребует определенных усилий, а использованы результаты будут при производстве и реализации продукции в различных объемах.

Действующая в настоящее время система налогообложения не берет во внимание особенности издержек малого предпринимательства и носит сугубо фискальный характер. Она направлена на максимальное изъятие средств предприятий, что практически лишает предпринимателей прибыли — основной мотивации их деятельности.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения налогового бремени малого бизнеса. Так, в 2013 году увеличились страховые взносы для ИП, что привело к прекращению деятельности около 500 тысяч предпринимателей. А в 2014 году Совет Федерации одобрил законопроект, согласно которому к обязательствам предпринимателей, работающих по УСН добавляется налог на имущество[1]. Причем налог будет начисляться, исходя из кадастровой, максимально приближенной к рынку, оценки имущества. В итоге налоговое бремя может удвоиться.

Необходимость решения сиюминутных бюджетных проблем доминирует над задачами обеспечения экономического роста, укрепления финансового положения предприятий и, таким образом, препятствует расширению налоговой базы в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Ныне действующая налоговая политика ограничивает возможности накопления средств, которые могли бы быть инвестированы в развитие производственной базы, и, в конечном счете, ведет либо к разорению предпринимателей, либо к их переориентации на отрасли с быстрым оборотом капитала, либо к уходу в теневую экономику.

Источник: izron.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин