Проблемы развития малого бизнеса

Современные проблемы развития малого бизнеса и пути их решения

Все меньше соотечественников хотят стать индивидуальными предпринимателями, тогда как в начале столетия желающих было очень много. Причина этому – наличие проблем в области малого предпринимательства в РФ, обусловленных разными факторами и явлениями. Рассмотрим подробнее некоторые проблемы развития малого бизнеса, которые подскажут пути их решения.

Трудности и проблемы развития малого и среднего бизнеса в России

Предприниматель, бизнесмен… Для обывателей они – авторитеты, обычно им даже немного завидуют, поскольку собственное дело, как правило, приносит больший доход, нежели наемный труд. Подробности деятельности бизнесмена известны не каждому, и обычно считают, что предприниматели как сыр в масле катаются: они сами себе начальники.

На самом деле, предпринимательская деятельность имеет много преимуществ, но реальное представление о жизни бизнесмена невозможно без знания ее негативных сторон.

Во-первых, не исключено восприятие вас родными, друзьями и знакомыми как «разжиревшего буржуя». Это может выражаться в частом прошении денег взаймы, убежденности в вашей обязанности помогать детскому саду, школе, товариществу садоводов и т.д., а также в проявлениях зависти и сплетнях.

Проблемы развития малого бизнеса

В то, что у вас бывают долги и вы трудитесь по много часов ежедневно, забывая о сне и отдыхе, как правило, не верят. Вам не позволят быть слабым и отступить перед трудностями. Окружающие будут воспринимать вас как человека с толстым кошельком и солидным счетом, не знающего проблем. То, насколько этот образ далек от реального, будет известно только вам.

К более существенным проблемам развития малого бизнеса относятся:

Риск

Открыть бизнес – значит шагнуть в неизвестность. Согласно статистическим данным, 90 % новоиспеченных бизнесменов прогорают в течение одного года, а те, кому удается выстоять, теряют свои компании в следующие пять лет.

Естественно, степень риска зависит от того, каковы стартовые условия и ситуация на рынке. Тем не менее, от убытков, в том числе и банкротства, не застрахован никто. Даже точный расчет этапов развития бизнеса, наличие солидного стартового капитала не могут гарантировать на 100 % успех дела.

Кроме того, индивидуальные предприниматели отвечают по обязательствам своим имуществом. То есть за долги в госбюджет, поставщикам, подрядчикам и другим кредиторам имущество могут отобрать и продать.

Ответственность

Тут все понятно: ответственность за все лежит на вас. От принимаемых вами решений зависит успех вашего бизнеса, и отвечать за них, кроме вас, некому. Конечно, при наличии партнеров-соучредителей выработка решений осуществляется общими усилиями, но ваше участие в судьбе бизнеса от этого не уменьшается.

Ненормированный график

Ненормированный график работы в малом бизнесе

Естественно, предпринимателям не приходится мечтать о нормированном рабочем дне. Они не могут забыть о работе, уйти на выходные и расслабиться. Может быть, это ключевое отличие собственного бизнеса от работы по найму: о нем приходится думать постоянно, когда вы бодрствуете.

  • Проблема кредитования, при которой банки не желают выдавать большие суммы для старта малого предприятия по причине высокого риска.
  • Малое число квалифицированных работников по причине недостаточного финансирования компании.
  • Влияние санкций, которое выражается в росте цен на продовольствие, курса доллара и евро, а также в ограничениях при выходе на международные рынки.
  • Проблемы развития малого и среднего бизнеса

    Перспективы развития малого бизнеса

    Замечание 2

    Большие перспективы для развития малого предпринимательства в России будут у фирм, которые реализуют или производят товары первой необходимости. Также большие перспективы у малых предприятий, оказывающих различные виды услуг населению.

    В целом государство предпринимает соответствующие шаги для помощи сфере малого предпринимательства:

    • Компенсация затрат на регистрацию бизнеса,
    • Льготное кредитование и субсидирование,
    • Бизнес-обучение,
    • Внедрение онлайн-сервисов для упрощения подачи отчетности и др.

    Источник: spravochnick.ru

    ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

    Данные для цитирования: . ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ // Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале. Экономические науки. ; ():-.

    Малое предпринимательство является одним из важнейших факторов в развитии рыночной экономики и обеспечении развития современного общества, как в экономическом, так и в социальном аспекте. Развитие предприятий малого бизнеса способствует появлению большого процента мелких собственников.

    Их достойный уровень — основа социально-экономических реформ России, а так же основой политической стабильности и демократического развития общества. Предприятия малого бизнеса тем самым, являются не только источником средств существования, но и способом повышения эффективности работы человеческих ресурсов. Благодаря этому увеличивается число граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность [2]. Значение для экономики малого предпринимательства в России требуют научного подхода к разрешению сложностей в современных условиях.

    Малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, которые занимаются предпринимательской деятельностью. Предприятия малого бизнеса — это самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества в условиях современной экономики России. Они имеют свои особенности, преимущества и недостатки, так же в России существуют некоторые закономерности развития малого бизнеса, понимание и адекватная реализация которых становятся задачей, требующей научной интерпретации в соответствии с реалиями современной экономики.

    Во многих развитых странах, как правило, не существует общего определения того, какие предприятия являются малыми, что совсем не мешает их развитию. Обращаясь к законодательству Российской федерации, в частности, Федеральному закону от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» можно сказать, что к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников до ста человек включительно — для малых предприятий, среди которых выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек.

    По данным Федерального портала малого и среднего предпринимательства, на конец 2015 года в России было зарегистрировано 2063,1 тыс. малых предприятий, что на 3,0% больше, чем в 2014 году, из них количество микропредприятий составило 1828,6 тысяч, и в сравнении с 2014 годом увеличилось на 3,9% [3].

    Следует заметить, что в России на долю малого бизнеса приходится не более 17% ВВП, тогда как в развитых европейских странах малый и средний бизнес производит до 70% ВВП. В период экономического кризиса и выхода из него малое предпринимательство очень сильно нуждается в предоставлении субсидий и поддержке со стороны государства для того чтобы не только сохранить, но и упрочнить свои позиций в экономике страны. Для этого необходима четкая государственная политика, подкрепленная нормативно-правовой базой.

    К положительным чертам малого бизнеса можно отнести, например то, что малый бизнес: функционирует на определенном рынке (узком и широком); непосредственно связан с потребителем; быстро реагирует на изменение конъюнктуры рынка; может быть узкоспециализированым в определенном сегменте рынка. Также неоспоримым преимуществом малого бизнеса является возможность открытия своего дела с относительно небольшим начальным капиталом.

    Главные проблемы развития предприятий малого бизнеса прямо зависят от характера и содержания экономической политики, от его государственной поддержки. В первую очередь, можно сказать, о том, что среди проблем малого бизнеса немалую роль играет конкуренция, то есть крупные фирмы, которые уже заняли рынок продукции, не давая пробиться новым фирмам. В этих условиях новым, развивающимся фирмам сложно развивать свое дело, многие предприниматели обладают ограниченными возможностями в организации сбыта продукции, в организации рекламы и продвижении продукта на рынке. Предприятия, как правило, не имеют достаточных средств для рекламирования своих товаров и услуг. Выставки и ярмарки все чаще становятся для малого бизнеса единственной доступной площадкой, используемой для продвижения своей продукции.

    Для предпринимательства нужен начальный капитал. Не каждый начинающий предприниматель может себе позволить такие затраты. Появляются такие обязательства, как: уплата налога, государственной пошлины, затраты на услуги нотариуса, аренду помещения, оборудование.

    Помимо указанных затрат, также возникает необходимость затрат на ведение учета хозяйственной деятельности и функционирование в правовой среде. Следует отметить, что многие потенциальные предприниматели, вне зависимости от организационно-правовой формы осуществления хозяйственной деятельности, не обладают должным уровнем профессиональной подготовки в области бухгалтерского учета, налогообложения, правового регулирования экономики. Важно качество информационного обеспечения, когда предприниматель владеет сведениями о наличии и способах участия в инвестиционных проектах, реализуемых органами государственной власти и местного самоуправления в целях поддержки малого бизнеса. Чувство правовой незащищенности и давления со стороны развитых конкурентов требуют приложения усилий в области исследования рынка, нормативно-правовой базы. Все это создает трудности, а порой и отпугивает от начала осуществления собственного бизнеса.

    По нашему мнению, важным моментом поддержки малого предпринимательства может и должна стать среда активного экономического взаимодействия администрирующих органов и потенциальных предпринимателей. Условия функционирования современной экономики требуют наличия единого экономического информационного пространства, в котором реализуются интересы как отдельного субъекта хозяйственных отношений, так и общий интерес, связанный с повышением эффективности функционирования экономики региона и страны в целом. Формой реализации такого единого информационного пространства может служить функционирование единой автоматизированной информационной системы на базе администрирующего государственного органа. Физически это программный продукт, предусматривающий наличие так называемого личного кабинета участника экономических отношений. Его возможности заключаются в предоставлении услуги по осуществлению бухгалтерского и налогового учета фактов хозяйственной жизни субъекта, формированию необходимой финансовой, налоговой и иной отчетности, отражения факта и процесса участия субъекта в реализации инвестиционной программы, оперативное реагирование на административные мероприятия по управлению малым бизнесом, информационная и административная индивидуальная и коллективная поддержка.

    Предлагаемая единая среда информационного взаимодействия позволит упростить реализацию массы обязанностей экономического субъекта. Он, в режиме реального времени способен осуществлять контроль за процессом и результатами своей хозяйственной деятельности.

    Так, применение упрощенных порядков ведения бухгалтерского и налогового учета сегодня, сводится к формированию сведений о налоговой базе исходя из данных, администрируемых органами государственной власти. Движение денежных средств фиксируется уполномоченными на ведение расчетных и иных банковских счетов кредитными организациями, банками.

    Это, в условиях функционирования индивидуального виртуального рабочего места экономического субъекта, позволяет автоматизировано формировать сведения, необходимые для исчисления налога и иных обязательных выплат. Та же величина заработной платы может быть установлена как установочное значение в отношении каждого сотрудника и корректироваться в режиме реального времени. Обязательные выплаты и начисления могут быть произведены без непосредственного участия экономического субъекта. Административные и контролирующие органы государственной власти и иные органы государственного механизма становятся своеобразными учетными и административными агентами, возлагающими на себя ряд функций по учету и в определенной мере управлению фактами хозяйственной жизни.

    Модуль нормативно-правовой базы и инвестиционных проектов предлагаемой информационной системы способен автоматизировано или с участием представителя органа государственной власти формировать предложения и способ участия экономического субъекта в проектах и программах. Контролирующий орган получает возможность оперативно осуществлять налоговый и иной мониторинг без непосредственного участия субъекта. Это существенно облегчает процедуры административного контроля.

    Возникающие вопросы, связанные с обеспечением защиты информации такой информационной системы, решаются уже сегодня применяемыми методами цифрового контроля подлинности электронного документа, ответственности всех участников и пользователей единого экономического пространства, техническими приемами кодирования и иной защиты данных. Возможность утечки и порчи данных, на наш взгляд, не должно сегодня становится препятствием реализации открывающихся возможностей единого информационного и административного пространства.

    Одним из важных аспектов является установление связи с поставщиками. Налаживание связей и контактов необходимо начинающей фирме. Предлагаемая форма функционирования единой информационной системы способна реализовать возможности предложения услуг контрагентов и обеспечит контроль за добросовестностью и экономической надежностью партнеров по хозяйственным связям. Автоматизированный модуль дополняется возможность комментариев и отзывов о деятельности экономических субъектов, отражении опыта работы и иных сведений, необходимых для обеспечения должного качества деловой репутации экономических контрагентов.

    Вопросы финансирования деятельности малого бизнеса могут быть решены получением кредит в банке, но тут существует очередная проблема. Начинающему предпринимателю достаточно проблематично получить кредит. Статистика показывается, что банки выдают кредиты только в 30 % случаев, а в части микрокредитов (сумм до 300 тыс. рублей) — то и вовсе 10%.

    Так же проблемой является отсутствие льготных условий кредитования малого бизнеса (минимальная ставка кредита для малого бизнеса – 21%). Основная часть предпринимателей не пользуется кредитными и заемными средствами, прежде всего, из-за отсутствия у малых предприятий необходимого обеспечения, гарантий возврата средств и успешности предлагаемого хозяйственного проекта. Другой причиной являются высокие риски, связанные с кредитованием малых предприятий, и накладные расходы банков, которые почти одинаковы как для небольших ссуд, так и для крупных. Видится, что предоставление возможности мониторинга и, в какой-то мере контроля хозяйственной деятельности посредством функционирования предлагаемой автоматизированной информационной системы, существенной повысит уровень доверия кредитора к будущему предприятию.

    Следующей проблемой малого бизнеса является нехватка трудовых ресурсов. Очевидно, что хорошие, квалифицированные работники не заинтересованы в работе в начинающих организациях, так как в этом случае, возможно, небольшая заработная плата. Однако же успех и рентабельность резонансных решений способны постепенно исправить положение дел на рынке труда. Открывающиеся возможности в рамках единого информационного пространства существенно упрощающие ведение хозяйственной деятельности, способны привлечь новых участников.

    Повышению основных показателей деятельности субъектов малого бизнеса будет способствовать разработка государственных программ по поддержке малого бизнеса, которые учтут современное состояние и тенденции экономики в целом, программ по насыщению данного сегмента трудовыми ресурсами, а так же выгодные условия кредитования. Предложение участия в конкретных проекта с применением возможностей единой информационной системы существенно упрощает процесс вступления в программу и ее реализацию. Администрирующий орган самостоятельно отследит потенциальные возможности субъекта и способен осуществлять оперативный мониторинг реализации программы, контролируя и в меру возможностей, направляя ход развития событий.

    Рассматривая влияние нормативной базы Российской Федерации на малый бизнес, можно заметить, что вместе со значительным ростом количества предприятий малого бизнеса государственная поддержка реализуется не в полной мере. Существует необходимость совершенствования законодательства в области, регулирующей развитие предприятий малого бизнеса, расширение возможностей для малых предприятий по участию в каких-либо проектах, в том числе за счет предоставления им права на выполнение соответствующих работ или услуг при использовании положительного опыта зарубежных стран в различных отраслях.

    Предлагаемая автоматизированная информационная система по своей сути становится своеобразным механизмом поддержки малого бизнеса. Согласно механизму ее функционирования государственные органы, осуществляющие мониторинг, администрирование, контроль за деятельностью предпринимателя становятся одновременно учетными агентами по регистрации, обобщению и представлению сведений, необходимых для исчисления налоговой базы, формированию показателей отчетности. Система представляет возможности организации учета межсубъектных экономических отношений с применением метода двойной записи, когда учетные объекты каждого участника составляют аналитический счет глобальной учетной системы региона, страны. Это позволит исключить заключение так называемых безтоварных сделок, злоупотребления при регистрации экономических субъектов, будет способствовать экономическому обоснованию производимых хозяйственных операций в соответствии с их действительным экономическим смыслом.

    Исходя из подробного изучения данной проблемы в пределах Российской Федерации, можно предложить некоторые проекты, предполагающие так же решение проблем, касающихся развития малого бизнеса.

    Экономическая нестабильность в России лишила многих граждан рабочих мест и достойной заработной платы. Альтернативой для данной категории населения становится малый бизнес. Однако, в связи с нехваткой денежных средств, большинство не имеет возможности открыть свое дело. Именно поэтому видится необходимым предоставление субсидии на открытие и поддержку малого бизнеса, а именно: гранты для начинающего бизнеса, финансирование приобретения основных средств, компенсации кредитов.

    Исследование указывает так же на целесообразность реализации государственной программы «Профессиональная помощь малому бизнесу». Ее суть заключается в том, что профессиональный менеджер прикрепляется к начинающей организации, оказывает бесплатные услуги, такие как, обучение азам предпринимательства, помощь в составлении бизнес-плана по образцу для получения субсидии.

    Заработная плата данным работникам субсидируется государством. Исследование показало, что в массе случаев возникновение финансовых рисков, просчеты в организации хозяйственного процесса связаны с некачественным управлением.

    Предприниматели, не обладающие ни опытом, ни должной профессиональной готовностью, умением применять современные финансовые инструменты, обосновать и представить экономический проект, становятся заложником развитой системы хозяйственных отношений с более профессиональными участниками. Профессиональный менеджер сегодня способен направить предпринимателя, указать незанятые сегменты, способы организации деятельности, актуальные направления финансирования, каналы поставок и сбыта продукции.

    Не стоит противопоставлять данную программу принципам самостоятельности ведения предпринимательской деятельности – профессиональный менеджер ориентирован на оказание именно помощи. Показательным примером становится предоставление услуг профессиональными менеджерами по управлению капиталом на финансовых рынках. Величина доходности способна покрыть затраты на услуги менеджера и сформировать необходимую величину прибыли инвестору. Профессиональный менеджер способен оперативно оказать помощь массе курируемых хозяйственников. Здесь будет видна эффективная предметная практическая помощь государства в дополнение функций администрирования – считаем, что сегодня мало указывать на проблемы и требовать роста производительности и в целом эффективной работы, необходимы конкретные указания и помощь в развитии на современном, теперь уже, профессиональном рынке.

    Критерием предоставления возможности участия в указанной программе является получивший положительную оценку бизнес-план. При реализации данной программы экономика России значительно укрепится за счет малого предпринимательства и все затраты по данной программе окупятся за счет налоговых поступлений в федеральный бюджет.

    Следующий предлагаемый проект позволит решить проблему с нехваткой кадров в сфере малого бизнеса. Проект представляет собой определенную студенческую программу. Обучение и стажировки студентов будут проводиться за счет государственных средств (можно оформить с полным или частичным покрытием расходов) и будет проходить в течении двух недель.

    В данном случае программа предоставляется для студентов, получивших степень бакалавра, ориентированных в дальнейшем на получение степени магистра. То есть предполагается направление студентов на работу в начинающие организации. Этим разрешается не только проблема с нехваткой трудовых ресурсов, но и вопрос занятости студентов. При этом такая категория населения, как студенты будет заинтересована в получении рабочего места, а так же согласна работать за относительно невысокую заработную плату, так как из-за отсутствия стажа работы студенты не могут получить рабочее место в крупных организациях.

    Список использованных источников

    1. Ветрова М.Н., Гришанова С.В. Организация деятельности малого предпринимательства: законодательные рамки и нормативное регулирование «Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», 2011, N 6 Ф.С.
    2. Соснаускене О.И., Сергеева Т.Ю., Пименова Е.В. «Малые предприятия: регистрация, учет, налогообложение: Практическое пособие» (2-е издание, переработанное и дополненное) «Омега-Л», 2012.
    3. Андреева И.Г., Павлов К.В. Использование SWOT-анализа малого предпринимательства при разработке сценариев его развития / И.Г. Андреева, К.В. Павлов //»Экономический анализ: теория и практика».- 2012.- № 19.
    4. Першин С.П. Рейтинг контрагента как фактор скорости товарооборота в современной экономике / С.П. Першин // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2013. – № 89. – С. 1228-1241.
    5. Першин С.П. К вопросу о развитии системы учета межсубъектных экономических отношений / С.П. Першин, А.А. Нежинская // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2014. – № 100. – С. 1288-1299.[schema type=»book» name=»ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ» description=»В статье описывается институт малого предпринимательства с юридической и экономической точек зрения. Авторами проведено исследование ряда сложностей, препятствующих широкому развитию малого предпринимательства и предложены пути их решения. Особое внимание отведено реализации проекта функционирования предлагаемой автоматизированной информационной системы, позволяющей существенно сократить затраты и упростить ряд учетных и экономических процедур в сфере малого предпринимательства.» author=»Першин Сергей Петрович, Чанцева Дарья Сергеевна» publisher=»БАСАРАНОВИЧ ЕКАТЕРИНА» pubdate=»2017-01-08″ edition=»euroasia-science.ru_29-30.12.2015_12(21)» ebook=»yes» ]

    Источник: euroasia-science.ru

    Способы решения больших проблем малого бизнеса

    Способы решения больших проблем малого бизнеса

    Известно, что в кризис малые предприятия страдают сильнее, чем средний и крупный бизнес. Именно поэтому актуальными в настоящее время становятся положения законодательных и нормативных актов, предоставляющие субъектам малого предпринимательства (СМП) разного рода льготы и помощь. В данной статье рассматриваются две формы поддержки – преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимости и субсидии из средств бюджетов различного уровня. В частности, мы докажем, что СМП нередко удается выкупить арендуемый объект по более низкой цене по сравнению с той, которая заявлена органом власти (местного самоуправления), и избежать возврата субсидии по требованию администрации.

    Важные документы

    Основополагающим в рамках рассматриваемой темы является, конечно, Федеральный закон № 209‑ФЗ [1] . Он определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливает виды и формы поддержки таких субъектов и регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами и органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства. Второй важный документ – Федеральный закон № 159‑ФЗ [2] , предоставляющий СМП преимущественное право приобретения арендуемых объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности.

    Согласно ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 209‑ФЗ органы государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления вправе оказывать иные формы поддержки за счет средств своих бюджетов. Поэтому существует множество документов, принятых на региональном и местном уровне с целью предоставления СМП мер поддержки, например постановления: Правительства г. Москвы от 15.09.2015 № 587-ПП «Об утверждении Порядка предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности»; Правительства Московской области от 08.12.2015 № 1188/47 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии из бюджета Московской области на частичную компенсацию затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с созданием и (или) обеспечением деятельности центров молодежного инновационного творчества»; Правительства Ленинградской области от 03.08.2015 № 303 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере народных художественных промыслов и ремесел, для возмещения части затрат, связанных с приобретением расходных материалов, инструментов, необходимых для изготовления продукции и изделий, в рамках подпрограммы «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области»;

    Правительства Нижегородской области от 16.06.2015 № 375 «Об утверждении Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях»; Правительства г. Севастополя от 07.12.2015 № 1171-ПП «Об утверждении Порядка субсидирования субъектам малого и среднего предпринимательства части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений либо приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг)»; Совета министров Республики Крым от 10.08.2015 № 458 «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства Республики Крым». Однако СМП важно не только знать, в каких целях и в каком порядке можно получить бюджетные деньги или воспользоваться тем или иным преимуществом, но и уметь решать проблемы, неизбежно возникающие при применении законодательных и нормативных актов. Одним из актуальнейших вопросов последнего времени (о чем свидетельствуют многочисленные судебные акты) является выкуп арендованного имущества из государственной и муниципальной собственности.

    Преимущественное право на приобретение арендуемого имущества

    СМП пользуются преимущественным правом на приобретение арендуемого ими имущества по цене, равной его рыночной стоимости, определяемой независимым оценщиком (ст. 3 Федерального закона № 159‑ФЗ). Согласно ч. 4 ст.

    4 данного закона договор купли-продажи должен быть заключен в течение 30 дней со дня получения СМП предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи арендуемого имущества. Если указанный срок истек, а договор не был заключен, считается, что СМП утратил преимущественное право на приобретение арендуемого имущества (п. 2 ч. 9 ст. 4).

    Течение установленного 30-дневного срока приостанавливается только в случае оспаривания в судебном порядке достоверности величины рыночной стоимости объекта, используемой для определения цены выкупаемого имущества (до дня вступления в законную силу решения суда) (ч. 4.1 ст. 4).

    На практике нередко уполномоченный орган (продавец), сославшись на отчет оценщика, заявляет одну цену, а у покупателя есть подтвержденная другим оценщиком более низкая цена. Соответственно, получив от продавца проект договора купли-продажи, СМП предлагает заключить договор по более низкой цене, для чего направляет продавцу (например, департаменту городского имущества) протокол разногласий либо проект договора в измененной редакции.

    В ответ уполномоченный орган извещает о своем несогласии на уменьшение цены, а затем, сославшись на неполучение в 30-дневный срок подписанного первоначального договора, признает СМП утратившим право на преимущественное приобретение арендуемого объекта. Такие действия продавца являются незаконными.

    Согласно правовой позиции Верховного суда направление в 30-дневный срок продавцу протокола разногласий или новой редакции договора не свидетельствует об отказе от использования преимущественного права на выкуп арендованного имущества. Следовательно, СМП при наличии сомнений в достоверности рыночной оценки имущества, предусмотренной в проекте договора, вправе предложить продавцу изменить один или несколько пунктов проекта договора. В случае несогласия продавца на снижение цены СМП вправе обратиться в суд (определения ВС РФ от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014, от 02.10.2015 № 305-ЭС15‑8151 по делу № А40-48277/2014, от 30.09.2015 № 305-ЭС15‑8832 по делу № А40-34226/2014 и др.). Причем суды нередко идут навстречу СМП и обязывают продавцов заключить договор на условиях покупателей. Также распространены ситуации, когда окончательная цена объекта определяется на основании судебной экспертизы по оценке рыночной стоимости. В подобных случаях весьма вероятно, что установленная судом цена:

    • будет являться каким-то средним значением между ценами, предложенными сторонами. В частности, из Постановления АС МО от 24.02.2016 № Ф05-489/2016 по делу № А40-4969/2015 следует, что департамент заявил цену в размере почти 31 млн руб., ООО настаивало на цене 17 млн руб., арбитры пришли к выводу о том, что договор купли-продажи надлежит заключить по цене 22 млн руб.;
    • окажется близкой к размеру, предложенному СМП. Например, в Постановлении АС МО от 15.02.2016 № Ф05-161/2016 по делу № А40-184694/2014 цена администрации составляла 15,8 млн руб., покупатель был согласен на 7,3 млн руб., суд определил цену в размере 7,5 млн руб. Другой пример – Постановление АС ЗСО от 30.12.2015 № Ф04-27197/2015 по делу № А67-5347/2014. Уполномоченный орган предложил цену 2,3 млн руб., предприниматель – 1,1 млн руб., судьи признали обоснованной цену 1,3 млн руб. Таким образом, обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

    Вместе с тем, если объект аренды разрушен и не подлежит восстановлению (что подтверждено техническим заключением), выкуп невозможен. Причем доказать обратное СМП не сможет. Этот вывод подтверждается Определением от 11.01.2016 № 310-КГ15‑16715 по делу № А68-8129/2014, в котором судья Верховного суда, поддержав позицию нижестоящих арбитров, отметил следующее.

    Решением суда установлено неисполнение арендатором установленных договором аренды обязательств (невыполнение капитального ремонта, ухудшение состояния имущества, разрушение строений). Согласно техническому заключению все строения разрушены, восстановлению не подлежат. Утрата объектами недвижимости их назначения в результате разрушения не предполагает возможность их дальнейшего использования в предпринимательской деятельности, в связи с чем такие объекты не отвечают требованиям недвижимого имущества, определяемого к использованию в порядке государственного кадастрового учета (ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ, Федеральный закон от 24.07.2007 № 221‑ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

    Также напомним о том, что в силу п. 3 ч. 9 ст. 4 Федерального закона № 159‑ФЗ СМП утрачивают преимущественное право на приобретение арендуемого объекта в случае расторжения договора купли-продажи арендуемого имущества в связи с существенным нарушением его условий данным субъектом.

    Иными словами, повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп недопустимо, что и подтверждает судебная практика. В качестве примера рассмотрим ситуацию, изложенную в Постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2016 по делу № А52-3554/2015.

    Являясь арендатором нежилого помещения на протяжении более семи лет, предприниматель обратился в уполномоченный орган с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Договор купли-продажи объекта был подписан, а через год расторгнут по инициативе предпринимателя. Однако спустя два года он снова обратился с заявлением о выкупе помещения по правилам Федерального закона № 159‑ФЗ. На этот раз уполномоченный орган отказал предпринимателю, сославшись на утрату им преимущественного права выкупа арендуемого имущества и отметив, что повторное обращение о реализации преимущественного права на выкуп арендуемого имущества недопустимо. Попытка предпринимателя доказать незаконность отказа не увенчалась успехом.

    Предоставление субсидий

    В условиях кризиса резко возрастает роль бюджетного финансирования. Причем важно не только получить субсидию, но и не допустить нарушения условий ее предоставления, поскольку это даст органу власти (местного самоуправления) право требовать возврата ранее выделенной суммы денежных средств. Практика свидетельствует, что спорные ситуации возникают как на этапе получения субсидии, так и в период ее использования. Часто СМП приходится в судебном порядке доказывать незаконность действий уполномоченных органов.

    Обращение в суд, конечно, требует материальных и временных затрат, однако позволяет добиться восстановления нарушенных прав – например, при получении отказа в предоставлении субсидии. Один из таких случаев описан в Постановлении АС УО от 03.06.2015 № Ф09-3531/15 по делу № А47-1328/2014. Уполномоченный орган отказал предпринимателю в выделении гранта на создание и развитие бизнеса, признав не подтвержденными вложения собственных средств в размере не менее 15% суммы, необходимой для осуществления бизнес-проекта. Суд установил, что:

    • предприниматель приложил к заявлению все необходимые документы;
    • на момент обращения с заявлением о выдаче гранта ИП осуществил расходы в размере более 50% испрашиваемой суммы;
    • приобретенное на собственные средства оборудование используется ИП в предпринимательской деятельности, что подтверждено актом обследования места реализации бизнес-проекта.

    Судебная практика свидетельствует, что весьма успешно СМП отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. В подтверждение сказанного приведем несколько примеров.

    Начнем с ситуации, которую анализировали арбитры в Постановлении АС УО от 16.09.2015 № Ф09-6213/15 по делу № А07-25536/2014. Орган местного самоуправления обратился в суд с требованием о расторжении договора о субсидировании СМП и взыскании задолженности. В обоснование иска администрация ссылалась на непредоставление предпринимателем ежеквартальных отчетов о целевом использовании денежных средств и достижении плановых показателей деятельности. Кроме того, в ходе проверки было установлено отсутствие у предпринимателя оборудования, на приобретение которого предоставлялась субсидия.

    Арбитры исходили из следующего. Предприниматель представил в материалы дела документы, подтверждающие целевое использование денежных средств (договоры купли-продажи автофургона и коптильной установки, акты, паспорт транспортного средства, квитанции к приходным кассовым ордерам). Данные документы не оспорены, не опровергнуты, о фальсификации не заявлено.

    Предприниматель обязался не допускать в течение двух лет с момента выделения субсидии приостановления деятельности, проведения реорганизации, ликвидации и введения процедур банкротства. Проверка, в ходе которой установлено отсутствие коптильной установки, проведена за три месяца до истечения указанного двухлетнего срока.

    Согласно договору о выделении субсидии полученные денежные средства подлежат возврату в случае нецелевого использования и неисполнения условий предоставления субсидии. Материалами дела подтверждено приобретение предпринимателем оборудования, предоставленные денежные средства использованы на цели, указанные в договоре и смете. Следовательно, нет законных оснований для расторжения договора и возврата денежных средств.

    Таким образом, предпринимателя спасло фактическое ведение деятельности и наличие документов, подтверждающих приобретение тех объектов, на которые была выделена субсидия.

    Эти же обстоятельства стали решающими в другом случае. Как следует из Постановления АС ДВО от 30.04.2015 № Ф03-1413/2015 по делу № А80-161/2014, условием получения ООО субсидии в размере 5,5 млн руб. было производство молочных продуктов в селах района в течение года. Спустя девять месяцев с момента получения денег организация направила администрации письмо, в котором указала на то, что в ходе хозяйственной деятельности выявлена нерентабельность проекта, обусловленная высокими коммунальными тарифами, большой энергоемкостью производства, низкой населенностью и труднодоступностью сел, дороговизной доставки материалов. В связи с этим ООО просило расторгнуть договоры аренды и пересмотреть соглашение о предоставлении субсидии.

    В ответ администрация потребовала возврата денег, указав, что договором предусмотрен возврат субсидии в полном объеме.

    Арбитры обязали организацию вернуть 745 тыс. руб., поскольку организация не представила подтверждающие документы на эту сумму. Судьи не нашли оснований для взыскания с ООО денег, израсходованных по целевому назначению. В постановлении отмечено: организация осуществляет деятельность по производству молочной продукции, факт ее убыточности при доказанности соблюдения целей предоставления субсидии не может являться правовым основанием для взыскания субсидии в полном объеме.

    Добиться пересмотра дела администрации не удалось (Определение ВС РФ от 10.08.2015 № 303-КГ15-10438).

    Апелляционное определение ВС Республики Башкортостан от 13.10.2015 по делу № 33-16902/2015 свидетельствует о том, что даже прекращение деятельности в качестве ИП не всегда является основанием для возврата средств субсидии. В данном случае уполномоченный орган требовал возврата денег, ссылаясь на то, что предприниматель прекратил деятельность, чем нарушил условия договора, согласно которым он должен осуществлять предпринимательскую деятельность не менее трех лет в целях реализации бизнес-плана.

    Судьи отметили: ИП использовал все денежные средства по целевому назначению и представил администрации отчет. Требование о возврате субсидии в связи с прекращением предпринимательской деятельности в течение установленного договором срока ни Федеральным законом № 209‑ФЗ, ни Законом Республики Башкортостан от 28.12.2007 № 511‑3 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан», ни муниципальной программой и договором об оказании финансовой поддержки не предусмотрено.

    Вместе с тем имеются случаи, когда суды встают на сторону уполномоченных органов. Например, если в результате реализации бизнес-плана не достигнуты показатели, установленные договором о предоставлении субсидии, такие как создание определенного количества рабочих мест при условии выплаты заработной платы не ниже обусловленного уровня и перечисление налоговых платежей в бюджет в размере полученной субсидии (Постановление АС МО от 27.11.2015 № Ф05-16075/2015 по делу № А41-66980/14, Апелляционное определение Ульяновского областного суда от 30.06.2015 по делу № 33-2667/2015). Причем не имеет решающего значения то, что договоры купли-продажи, акты, накладные и платежные поручения подтверждают использование денег по назначению. Определяющим является именно тот факт, что СМП не обеспечил достижение конкретных показателей, предусмотренных при выделении субсидии.

    Подведем итог

    Субъектам малого предпринимательства крайне важно знать о формах и мерах оказываемой им за счет бюджетных средств поддержки. Отслеживать эту информацию необходимо самостоятельно [3] , поскольку наряду с федеральными и региональными программами существуют программы поддержки на муниципальном уровне.

    Одной из значимых форм поддержки является предоставление СМП преимущественного права на приобретение арендуемого ими недвижимого имущества по рыночной стоимости. При наличии обоснованных сомнений в том, что уполномоченный орган заявил обычную, не завышенную цену продажи объекта, СМП целесообразно оспаривать ее в судебном порядке. Практика свидетельствует, что обращение СМП в суд в большинстве случаев позволяет добиться снижения выкупной цены арендуемого объекта.

    Другая актуальная форма поддержки – предоставление СМП субсидий на создание и развитие бизнеса. Однако и эти взаимоотношения часто приходится урегулировать в судебном порядке. Представленные в статье примеры подтверждают, что СМП весьма успешно отстаивают свои права в спорах о возврате средств субсидий. Так, если СМП осуществляет деятельность, то отдельные недостатки в оформлении документов, подтверждающих целевое использование средств субсидии, непредставление уполномоченному органу отчетов, наличие убытков не считаются основаниями для возврата полученных денежных средств в бюджет.

    [1] Федеральный закон от 24.07.2007 № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    [2] Федеральный закон от 22.07.2008 № 159‑ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    [3] Например, существует Федеральный портал малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России (http://smb.gov.ru), а также аналогичные региональные порталы.

    • малый и средний бизнес
    • поддержка предпринимателей
    • преимущественное право
    • субсидии малым предприятиям

    Источник: www.klerk.ru

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Загрузка ...
    Бизнес для женщин