Основу любой рыночной экономике составляет частный сектор, где малые и средние предприятия играют важную роль. Они не требуют крупных стартовых инвестиций, имеют высокую скорость оборота ресурсов, способны быстро и экономно решать проблемы формирования и насыщения рынка потребительских товаров, реструктуризации экономике в условиях ее дестабилизации и ограниченности финансовых ресурсов. Интерес к малым и средним предприятиям в условиях переходного периода исходит из различных ожиданий субъектов политической и экономической жизни, а также значения самих малых и средних предприятий для создания зрелой рыночной экономики.
Для государства и политиков сектор малых и средних предприятий важен, прежде всего, потому, что он во многом замещает государство в решении сложных социально-экономических задач, а именно при создании новых рабочих мест, формировании среднего класса, являющимся одним из основных факторов долгосрочной стабильности в экономике любой страны. Кроме того для правительства малые и средние предприятия — это значительный источник пополнения государственного бюджета. Проблема дальнейшего развития малого предпринимательства в России остается в основном теми же, что были отмечены еще в материалах первого Всероссийского съезда представителей малых предприятий. Важнейшие из них:
— недостаточность начального капитала и собственных оборотных средств;
— трудности с получением банковских кредитов;
— усиление давления криминальных структур;
— нехватка квалифицированных кадров бухгалтеров, менеджеров, консультантов;
— сложности с получением помещений и крайне высокая арендная плата;
— ограниченные возможности получения лизинговых услуг;
— отсутствие должной социальной защищенности и личной безопасности владельцев и работников малых предприятий и др.
Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями. Основная проблема — недостаточная ресурсная база — как материально — техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого сектора национального хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор у нас в сколько-нибудь существенной степени отсутствовал.
Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, живущей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, достаточного для начало собственного дела. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может.
Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны, к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной инфляции.
Положение едва ли может серьезно измениться в позитивную сторону, если не перейти, наконец, от слов к делу в общественной поддержке малого бизнеса. На существенный рост имеющихся для этого материально-технических и финансовых ресурсов, по крайней мере, в ближайшее время, нет оснований рассчитывать.
Следующая проблема — законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» ряда указов Президента РФ), однако трудность заключается в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена тогда, когда удастся избавится от правого нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
В настоящее время малое предпринимательство находится в условиях, которые весьма отделены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Еще одна важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что прирожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
Общеизвестно, что снижение доходов населения привело к значительному ухудшению структуры потребления. Доходы направляются в основном на приобретение товаров первой необходимости, прежде всего продуктов питания и оплату коммунальных услуг. То же касается и малого предпринимательства.
Если раньше оно предполагало определенное накопление, то после первого этапа реформ было вынуждено работать в подавляющей мере на потребление. Производить продукцию с длительным производственным циклом, разумеется, и наукоемкую стало даже не то что неэффективно, а просто разорительно. Начались серьезные негативные структурные изменения в малом бизнесе.
Если ныне идущие процессы будут продолжаться и не встретят противодействия в виде социальных гарантий малому предпринимательству, то само его существование окажется под вопросом. Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса.
Также многие мелкие предприниматели единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами. Но главной причиной слабого развития малого и среднего бизнеса является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.
Источник: studbooks.net
Проблемы становления малого и среднего предпринимательства в России в современных условиях
Батыршин, Р. Г. Проблемы становления малого и среднего предпринимательства в России в современных условиях / Р. Г. Батыршин, Н. А. Биктимирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 99-102. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97015/ (дата обращения: 22.05.2023).
В рамках данной статьи исследуется проблематика развития и существования субъектов малого и среднего предпринимательства в современных российских реалиях. В связи с негативным станционным давлением ряда зарубежных стран на Россию, ухудшилась ситуация с поставками многих аспектов ресурсного обеспечения малых и средних российских предприятий, а также снизился товарооборот с иностранными государствами. Данная детерминанта является одним из наиболее негативно влияющих факторов на развитие бизнеса. Именно поэтому так важно исследовать современные проблемы, которые препятствуют бизнесу и изыскивать пути их решения, о чем и пойдет речь в рамках данной статьи.
Ключевые слова: развитие, предпринимательство, микро, малый, средний, бизнес, проблемы.
Within the framework of this article, the problems of the development and existence of small and medium-sized businesses in modern Russian realities are investigated. Due to the negative station pressure of a number of foreign countries on Russia, the situation with the supply of many aspects of the resource provision of small and medium-sized Russian enterprises has worsened, as well as the trade turnover with foreign countries has decreased. This determinant is one of the most negatively influencing factors on business development. That is why it is so important to investigate modern problems that hinder business and find ways to solve them, which will be discussed in this article.
Keywords: development, entrepreneurship, micro, small, medium, business, problems.
Актуальность темы обусловлена первостепенно важной ролью выявления проблем, которые препятствуют развитию малого и среднего предпринимательства в России. Малый и средний бизнес (далее — МСП) во многих странах является детерминантой социально-экономического развития (Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Франция и др.). Субъектам МСП в ряде стран свойственно приносить существенный удельный вес в доходах бюджета страны через налоги, свойственно давать значительное количество рабочих мест. Соответственно, малый и средний бизнес должен развиваться, а проблемы, которые препятствуют этому развитию, должны быть вовремя выявлены, и, конечно, устранены.
Важность темы актуализируется, помимо всего прочего, и тем, что в последние годы наметилась тенденция к снижению числа субъектов МСП в России. Так, согласно официальным статистическим данным, существенное снижение произошло в 2020 году в сравнении с 2019 годом, что было обусловлено негативным влиянием ограничений, введенных в период пандемии коронавируса.
С 2018 года число субъектов МСП в России снизилось на 134 283 ед. или на 2,27 % и составило в 2022 году порядка 5 908 615 ед., что представлено на рисунке 1. Из данных предпринимателей наибольший удельный вес в 2022 году составляют микропредприятия, соответственно, 5 677 603 ед. или 96,09 %. На долю малых предприятий приходится 3,61 %, а на долю средних только 0,30 %, что представлено на рисунке 2.
Рис. 1. Число малых и средних субъектов предпринимательства в России за 2016–2022 гг., ед. [1]
Рис. 2. Структура малых и средних субъектов предпринимательства в России на 10.11.2022, % [1]
К категориям микро, малых и средних предприятий, субъекты предпринимательства в России относятся исходя из численности работников и получаемого за год дохода (выручки), которые устанавливаются нормами законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства [2], а также нормами о предельных значениях дохода по предпринимательской деятельности [3]. В частности, к микропредприятиям принято относить субъекты бизнеса с численностью рабочих до 15 чел. и с годовой выручкой до 120 млн. руб. Субъектами малого бизнеса принято считать предприятия с численностью сотрудников от 16 чел. до 100 чел. и доходом за год от 120 млн. руб. до 800 млн. руб. Средними предприятиями считаются организации с численностью работников от 101 чел. до 250 чел и годовым доходом от 800 млн. руб. до 2 000 млн. руб.
Итак, малый и средний бизнес существенно замедлил темпы своего развития в России, а в некоторые промежутки времени и вовсе наблюдается спад в развитии бизнеса. Одной из наиболее острых проблем стало негативное влияние пандемии коронавируса, когда прямые продажи для многих отраслей бизнеса был запрещены. В связи с пандемийными ограничениями, многие субъекты МСП стали неплатёжеспособными, обанкротились и ушли с рынка [4, с. 104]. Не успев прийти в себя после пандемийных ограничений, бизнес испытал давление в связи с введёнными санкциями. В результате прекратились экспортно-импортные поставки по многим отраслям, что привело к росту цен на ресурсное обеспечение (например, в части ИТ-обеспечения, закупки запасных частей для автотранспорта и пр.) [5].
При этом, не говоря о глобальных проблемах, негативно сказывающихся на развитии российских субъектов МСП, немаловажную роль играют и другие проблемы. В частности, в 2022 году реестр системных проблем российского бизнеса содержит 368 системных проблем, распределенных по 37 направлениям деятельности, 298 из которых до сих пор остались не решенными [6].
Во-первых, до сих пор не обеспечены реальные условия для коммерциализации результатов интеллектуальной собственности, связанных с обеспечением обороны и безопасности. Также не утверждена методика проведения оценки влияния результатов интеллектуальной собственности на выполнение тактико-технического задания, а также его влияния на научно-технические характеристики и конкурентные преимущества разрабатываемого изделия или технологии. При этом, к примеру, в США законодательно установлено, что Федеральное правительство несет ответственность за обеспечение полного использования результатов федеральных инвестиций страны в исследования и разработки. Через специализированный центр американские предприниматели имеют возможность заключать лицензионные соглашения на использование технологий, разработанных лабораториями и исследовательскими центрами Министерства обороны США. Такая возможность позволяет американским предпринимателям создавать новые продукты и услуги и стимулирует экономическое развитие.
Во-вторых, российские субъекты МСП на сегодняшний день не мотивированы к патентованию результатов интеллектуальной деятельности, их последующей коммерциализации и сотрудничеству с частными компаниями. Это связано с тем, что результативность их деятельности оценивается по публикационной активности, а не по результатам патентования результатов исследований.
В-третьих, в реестр системных проблем российского бизнеса указывается проблема избыточного требования о предоставлении сведений о фактах нарушения прав на товарные знаки для включения в реестр объектов интеллектуальной собственности. Сложившаяся практика, при которой ФТС России отказывает заявителям во включении товарных знаков в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее — ТРОИС) в случае непредоставления ими сведений (подтверждающих документов) об уже совершенных нарушениях прав на такие товарные знаки нивелирует смысл ТРОИС как механизма, способствующего выявлению и оперативному пресечению правонарушений и защите прав правообладателей [6].
В-четвертых, российские субъекты МСП де-факто при защите своей позиции в судах при оспаривании решений/предписаний антимонопольного органа находятся с ним в неравных условиях. Данное утверждение обосновывается тем, что деятельность антимонопольного органа при проведении анализа состояния конкуренции на товарном рынке вне рамок дел о нарушении антимонопольного законодательства процессуально не регламентирована. Помимо этого, у предпринимателей отсутствует право на обжалование результатов анализа проведенного антимонопольным органом
В-пятых, экспертное и бизнес-сообщество отмечает тенденцию к увеличению доли государственного сектора и к снижению конкуренции во многих отраслях (строительство, ЖКХ, транспорт, социальная сфера и пр.). Отсутствие данных статистики о фактической доле участия государства в экономике России не позволяет осуществлять мониторинг текущей ситуации и своевременно оценивать принимаемые решения и меры в рамках государственного регулирования в различных сферах экономики. Методика, позволяющая определить долю участия государственных компаний и корпораций в экономике, в докладах ФАС России не приводится, открытые статистические данные о том, какая доля в экономике страны приходится на госсектор, отсутствуют [6].
В-шестых, до сих пор отсутствует административная ответственность для должностных лиц органов по контролю в сфере закупок и органов финансового контроля. В связи с отсутствием на региональном и муниципальном уровне общего мониторинга и контроля осуществления закупок в рамках федерального законодательства [7], система является недостаточно прозрачной и качественной.
Все вышесказанное и многое другое, то есть, как отмечено в реестре системных проблем российского бизнеса, около 368 проблем являются детерминантами приостановления развития российских МСП.
Таким образом, исследование проблем становления МСП России в современных условиях позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, достаточно подробный перечень проблем и препятствий на пути становления и развития субъектом малого и среднего предпринимательства в России перечислен в реестре системных проблем российского бизнеса (368 проблем). При этом, данный реестр содержит также и направления решения выявленных проблем, в том числе в части решения поправок в действующее законодательство.
Во-вторых, еще более усугубило ситуацию с проблемами, отмеченными в реестре, негативное влияние ограничений, введённых в период пандемии коронавируса в 2020 г., а также санкции с весны 2022 года. Устранить данные проблемы не представляется возможным в силу их политического возникновения. При этом, малому и среднему предпринимательству важно пользоваться мерами господдержки для МСП, которое устанавливает Правительство РФ, чтобы минимизировать негативные последствия для бизнеса.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, проблема, интеллектуальная собственность, российский бизнес, антимонопольный орган, среднее, субъект предпринимательства, негативное влияние ограничений, период пандемии, развитие бизнеса.
Источник: moluch.ru
Проблемы становления малого бизнеса
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Малый бизнес: проблемы становления и развития
по курсу «Экономика»
по теме: «Малый бизнес: проблемы становления и развития»
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1 Определение групп малого и среднего бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в современной экономике
1.3 Современное состояние малого бизнеса в Российской Федерации
1.4 Основные проблемы функционирования и развития малого бизнеса
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ
2.1 Система государственной поддержки малого предпринимательства
2.2 Негосударственные структуры поддержки предпринимательства
Осуществляемые в нашей стране экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства.
Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
Актуальность темы работы определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малый и средний бизнес выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта, обеспечивается занятость большинства работающего населения. Малый бизнес содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый «средний класс» – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛОГО БИЗНЕСА
Современная экономика имеет двухъярусную структуру: верхний ярус образуют большие монополии (корпорации, финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации), а нижний – предприятия среднего и малого предпринимательства (бизнеса). Число первых невелико (оно, как правило, исчерпывается перечнями 100-1000 компаний, обычно фигурирующих в широко известных финансово-экономических рейтингах). Число предприятий среднего и малого бизнеса в развитых странах достигает значительных величин (например, в США действует около 20 000 000 предпринимательских структур). При этом наблюдается характерная особенность: социально-экономический уровень страны прямо связан с числом хозяйствующих субъектов.
1.1 Определение групп малого и среднего бизнеса
Можно выделить количественный, качественный и комбинированный подходы к определению групп малого и среднего бизнеса (МСБ).
Количественные критерии, как правило, используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых и средних предприятий (МСП), в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития.
В большинстве стран, выделяющих сектор малого предпринимательства или малого и среднего бизнеса, используются преимущественно три показателя:
годовой оборот (объем продаж);
Первые «Рекомендации Еврокомиссии об определении микро-, малых и средних предприятий» были приняты в 1996 году. С учетом изменений социально-экономической и политической ситуации предусматривалось регулярное уточнение критериев. Последний пересмотр правил отнесения субъектов хозяйствования к категории малого и среднего бизнеса происходил в период с 2001 по 2003 годы. На основании проводимых в этот период обсуждений в 2003 году были установлены новые критерии выделения сектора, которые вступили в силу с 1 января 2005 года.
Введена общая категория микро-, малых и средних предприятий, к которой относятся предприятия, имеющие менее 250 занятых, и годовой оборот до 50 млн. евро или итоговую сумму годового баланса до 43 млн. евро. В рамках сектора МСП отдельно устанавливаются критерии для выделения малых- и микропредприятий 1 :
малое предприятие определяется как предприятие, имеющее не более 50 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 10 млн. евро;
микро-предприятие определяется как предприятие, имеющее менее 10 занятых, и годовой оборот или годовой баланс которого не превышает 2 млн. евро.
При этом самостоятельным предприятием считается предприятие, порог участия в уставном капитале которого других субъектов хозяйствования не превышает 25%.
Большинство стран Евразии, в первую очередь страны с переходной экономикой, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом.
В нашей стране, согласно принятому 14 июня 1995 г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:
- в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек,
- в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек,
- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек,
- в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
- реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;
- увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.
- реализация конституционного права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности;
- обеспечение устойчивого социально-экономического развития и увеличения доходов бюджета;
- увеличение занятости и повышение качества и уровня жизни населения.
- Бляхман Л.С. Структурные реформы в России: реальность и мифы. // Проблемы современной экономики. 2003. № 3(7). C . 3-13.
- Виленский А.В. Российские объединения малых предпринимателей как институт гражданского общества // Общественные науки и современность, 2005. № 1. С. 59-68.
- Войтов А.Г. Экономика. Общий курс . (Фундаментальная теория экономики): Учебник. 8е перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003.
- Ворот И.В. Экономика фирмы. – М.: Высшая школа, 1994.
- Горфинкель В.Н., Швандар С.М., Купряков Н.И. Курс предпринимательства. М., 1997.
- Дыбова Е.Н. Некоторые актуальные проблемы малого бизнеса. Взгляд предпринимателя. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
- Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА, 2005.
- Неёлов Ю.В. Малое предпринимательство. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
- Разработка критериев отнесения субъектов хозяйствования к категории малых и средних предприятий в Российской Федерации. ., 2005.
- Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов.– М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.
- Рубцов В.Н . Правовые проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
- Сидоров М.А. Проблемы малого бизнеса в России. // Материалы VI Всероссийской конференции представителей малых предприятий «Малый бизнес – экономическая основа развития местного самоуправления», состоявшейся 26 апреля 2005 года в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
- Трапкова А.В. Доверие в российском малом и среднем бизнесе // Общественные науки и современность , 2004. № 4. С. 36-48.
- Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятия. – М., 1999.
- Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 2000.
Источник: doc4web.ru