2022 год стал первым со времен ковида, когда жизнь ресторанов вроде бы наладилась. И во многом этому помогли мы с вами. Пока экономика зализывала раны, расходы общепита росли, а персонал не спешил возвращаться на кухни, можно было усомниться, что заведения справятся. Но поддержка посетителей оказала свое положительное воздействие.
Но это не единственная тенденция, с которой столкнулось фудтех-сообщество. BentoBox (CMS платформа, которая позволяет заведениям обслуживать клиентов онлайн) собрала данные от 14 000+ партнеров-рестораторов по всему миру. И вот какие тренды выделились.
Несоответствие ожидания и реальности. Или как заведения воскресли после пандемии?
Хотя посетители ресторанов возвращались толпами, большую часть года заведения боролись за удовлетворение спроса на фоне растущих затрат как на продукты питания, так и на рабочую силу. Инфляция съедала и без того скудную прибыль. И кто бы что ни говорил, в меню ресторанов цены выросли меньше, чем их себестоимость.
Вторая тенденция – нехватка рабочей силы. Несмотря на то, что с 2020 года зарплата работников выросла на 21%, но 65% ресторанов по-прежнему не хватает сотрудников для удовлетворения спроса клиентов.
Интернет-маркетинг и еком для снижения стоимости возврата клиентов. Пора пробовать что-то новое!
Чтобы не перекладывать растущие расходы на своих клиентов, рестораны все больше стали внедрять онлайн-технологии. Использование маркетинговых инструментов (рассылки, реклама, соцсети и т.п) и погружение в еком (онлайн продажи на маркетплейсах и собственных площадках), позволило увеличить возврат клиентов за гораздо меньшую цену.
52% ресторанов применили новые технологии для устранения нехватки рабочей силы. 24% ресторанов применили новые технологии для решения проблемы растущих расходов.
Доходы после внедрения рассылок увеличился на 8% Вернувшиеся клиенты сделали аж 35% онлайн-заказов (по сравнению с 29% в 2021 году). А рассылки с рекламой принесли еще 11%.
Доход от промоакций в рамках программы лояльности вырос на 74%. О том, как выглядит идеальное приложение с программой лояльности для ритейлеров можно узнать здесь.
Выручка от цифровых подарочных карт выросла на 9%. Средняя подарочная карта, продаваемая в Интернете, стоила $120, но посетители ресторанов использовали только 73% от этой суммы ($89). Разницу рестораны оставляли себе.
71% заведений считает, что использование технологий улучшило качество обслуживания их гостей.
Используйте карты и SEO, если хотите, чтобы вас нашли. Долой плащ-невидимку!
Невероятно, но факт, в 2022 году, если у вас нет сайта, соцсетей и отметки на карте, то вас, скорее всего, не найдут. 75% посетителей ищет заведение для ужина с помощью поисковых систем. Google Maps помогли найти больше ресторанов, чем любая другая обзорная платформа в отрасли.
- 59% — поисковые системы
- 55% — веб-сайт ресторана
- 37% — сторонние приложения
- 35% — социальные СМИ.
Как эти люди искали себе заведение?
Те, кто постарше, задавали в гугле четкие поисковые запросы, например, название ресторана или тип кухни. Молодые предпочитают искать заведения по отзывам, описанию или цене, не задавая конкретных вопросов.
Соответственно, побеждали в гонке за посетителей те рестораны, которые вложились в SEO, PR или позаботились о хорошей рекламе.
Онлайн-заказ из ресторана – больше не роскошь, а способ развития
В 2020 году онлайн-заказы спасли заведения от тотального краха. К 2022 году мало, что изменилось. Да, теперь снова можно сидеть с друзьями в кафе за столиком, но возможность заказать блюдо онлайн – это дополнительная прибыль для заведения.
По мере того как доставка еды на вынос и доставка все больше интегрируются в повседневную жизнь, клиенты меняют некоторые привычки и поведение.
Здесь можно узнать о том, Какие IT-решения помогут бизнесу увеличить прибыль.
Какие тренды ждут рестораны в 2023 году?
Тренд 1. Затраты на рабочую силу достигнут плато
К концу 2022 года расходы на оплату труда растут все медленнее и медленнее. Ожидается, что в 2023 году заработная плата стабилизируется. Скорее заведениям все еще придется платить за привлечение работников, но в целом можно сказать, что индустрия уже отошла от ковидных потрясений.
Тренд 2. Рецессия в ресторанном бизнесе
Бум, начавшийся в фудтехе после COVID, исчерпал себя. В 2023 году, под влиянием экономической рецессии и уже наметившейся инфляция отрасль, похоже, испытает первую за многие годы настоящую постпандемическую зиму. Ресторанам снова придется принять вызов и сократить численность персонала, уменьшить меню и обслуживание.
Тренд 3. Онлайн вместо закрытия заведения
За 2020 и 2021 годы почти все заведения внедрили возможность делать заказ онлайн. В 2022 это позволяло приумножать прибыль, но в 2023, похоже, снова станет средством выживания. В данном случае это будет продиктовано не потребностью клиентов (в соблюдении дистанции), а потребностью ресторанов сократить количество персонала.
Большим шагом в сторону онлайн развития является внедрение и мобильного приложения. Путь диджитализации для ресторанов – это путь к росту и масштабированию. Собственное приложение (если оно уже есть или только создается) поможет ресторанам не надеяться на волю случая, а управлять потоком клиентов. О фишках, которые можно использовать для роста показателей мобильного приложения вы можете прочитать здесь.
Тренд 4. Безалкогольные напитки завоевывают популярность
За последние несколько лет популярность безалкогольных напитков резко возросла. В 2022 году продажи продуктов «NA» выросли на 24%, что превышает уверенный рост в предыдущие годы. Их покупают молодые посетители заведений в мегаполисах.
Тренд 5. Заведениям придется перестать игнорировать соцсети
Социальные медиа становятся маркетинговым каналом, который приличное заведение не может пройти мимо. В 2023 году рестораны, у которых никогда не было аккаунтов в Instagram, заведут их; рестораны, которые никогда не задумывались о TikTok, скачают его. Хотя поисковые системы остаются источником номер один для новых посетителей. Социальные сети быстро становятся обязательной цифровой собственностью и social proof для потенциальных клиентов и адвокатов бренда.
Источник: vc.ru
Ресторанный рынок 2022: потери или возможности?
Ресторанный рынок в марте 2022 года просел на 10–50%, цены поставщиков выросли до 70%, но игроки пока не сдают позиций – запускают новые концепции, активно ищут аналоги импортным продуктам, обновляют меню. Некоторые решили принять участие в конкурсе мэра Москвы на замещение закрывающихся точек иностранных сетей.
Фото: nata_fler/shutterstock
Ситуация для рывка
До февральского кризиса дела у рестораторов шли неплохо. По оценке Infoline, в 2021 году рынок общественного питания вернулся на допандемийный уровень и достиг 2,65 трлн руб. (+23% к 2020 году), притом что Федеральная служба госстатистики не учитывает около 40% рынка. Восстановлению способствовал рост альтернативных форматов, таких как пекарни, заведения быстрого питания и точки при АЗС. Важным трендом развития стали коллаборации производителей продуктов питания и ритейлеров.
Светлана Силенина
«В 2022 году отрасль столкнулась с новым кризисом, – рассказывает руководитель направления «Потребительские рынки» Infoline Светлана Силенина. – Экономическая ситуация в стране принимает экстраординарный характер на фоне геополитической ситуации. По нашим ожиданиям, новый кризис негативно скажется на доходах населения и на динамике отрасли, однако снижение будет не таким драматичным, как в 2020 году.
Несмотря на то что крупнейшие транснациональные компании – McDonald’s, KFC, Burger King, Starbucks, Domino’s Pizza и другие – одна за другой сообщили о приостановке или ограничении деятельности в России, критических изменений в отрасли не последует. Ресторанная отрасль практически не консолидирована и достаточно сильно фрагментирована. По нашим оценкам, на долю лидера McDonald’s приходится не более 5% рынка, а на долю KFC и Burger King суммарно приходится около 4–5%. Таким образом, уход транснациональных компаний может сократить российский рынок общепита не более чем на 10%, так как часть спроса удовлетворят отечественные операторы».
Аналитики считают, что самые активные игроки не просто выживут, но и продемонстрируют качественный рост, необходимо лишь быстро адаптироваться к меняющейся ситуации и новым рискам.
«Практически сразу после ухода с рынка или приостановки работы сетей фастфуда российские рестораторы начали объявлять о создании новых брендов и сетей быстрого питания, – говорит Светлана Силенина. – В частности, об этом уже заявили Restart Vasilchuk Brothers и «Шоколадница». Кроме того, в России скоро заработают первые десять точек турецкой сети ресторанов быстрого питания Chitir Chicken».
Цены растут – выручка падает
По словам общественного уполномоченного в сфере ресторанного бизнеса, основателя «МясоWet Виталием Екименко, – бар и закусочная.
Власти Москвы проводят и другие конкурсы в поддержку общепита. Например, кафе «Кусочки» стали финалистами конкурса на самые интересные декорации фасада к 9 Мая среди ресторанов, дальше открытым голосованием будут выбраны первые три места.
Пока трудно прогнозировать, как будет развиваться рынок в 2022 году. «Переживем лето, а там посмотрим, – говорит Гоша Карпенко. – Как раз в сентябре поймем, какие продукты точно не появятся в этом году. Но до этого нужно дожить».
«Оставаться будут лучшие по лояльности, сервису и качеству заведения, – считает Олег Крымасов. – Потребитель не будет готов к существенному росту цен. Рестораторам для сохранения маржи придется искать новые способы оптимизации и максимально погружаться в вопрос оптимизации закупок».
Прогноз Максима Горячева более оптимистичный: «Рынок общепита сейчас активно развивается, если не будет никаких неожиданностей, хотя и к ним мы уже привыкли, то покажет хорошие результаты». С коллегой соглашается Евгений Мещеряков: «Ресторанный рынок – один из самых динамичных. В России этой отрасли всего лишь 25 лет. Тут поле непаханое».
Источник: www.retail.ru
Сам себе ресторатор: 10 ошибок, которые приводят к закрытию заведений
Новые рестораны открываются постоянно. И несмотря на падение платежеспособного спроса, их залы не пустуют. По данным Росстата, в 2018 году оборот предприятий общественного питания России вырос в сопоставимых ценах на 3,7%, до 1,52 трлн рублей. При этом 9 из 10 новых ресторанов закрываются в первый же год работы. Часто причины одни и те же.
Как не изобретать велосипед и не наступать на одни и те же грабли? О своих ошибках на старте карьеры рассказывают опытные рестораторы.
«Никто об этом не говорит. Я посещал гастроэкономические курсы, специализированную школу, различные семинары. Только на платных уроках, частных консультациях секреты раскрывают», — признается Алексей Иванов, основатель бургерной DarkSide Burgers. Фитнес-тренер давно мечтал о своем деле, в мае 2019 года он открыл бургерную в центре столицы.
Удобная локация недалеко от метро, понятная концепция и демократичные цены — казалось, дело беспроигрышное. Но ресторан едва сводил концы с концами. По словам Иванова, он совершил все возможные ошибки новичка. Но вовремя опомнился и обратился за помощью к профессиональным рестораторам, они подсказали, как выйти из кризиса.
Вот 10 типичных ошибок, которые могут привести к закрытию заведения.
1. Не бюджетировать риски
По словам Глеба Марача, исполнительного директора группы компаний «354» (рестораны в башне «Око»: Insight, Ruski, «На свежем воздухе»), основная ошибка начинающих рестораторов в том, что они не понимают и не могут трезво оценить риски, поэтому неправильно планируют бюджет на открытие ресторана и не закладывают период потенциального убытка…
«Обычно инвестиционный бюджет неопытный ресторатор рассчитывает так: если с первого дня ресторан не начнет зарабатывать деньги, то хотя бы будет работать в ноль. Но такое далеко не у всех случается. Более того, в подавляющем большинстве случаев это не так», — комментирует Марач. По его словам, неопытный ресторатор попадает в ловушку.
Ему приходится срочно латать дыры: аренда, ФОТ, поставщики. И не остается времени на стратегическое планирование.
Начинающим рестораторам лучше использовать все возможные опции для минимизации затрат. Не надо забывать, что крупные компании-партнеры зачастую предлагают выгодные условия для старта. Например, METRO, где закупаются многие рестораны, дает отсрочку платежей и разрабатывает наборы готовых решений, с помощью которых удобно составлять постоянное и сезонное меню, это помогает планировать бюджет и минимизировать риски. Кроме того, есть масса бесплатных онлайн-инструментов для продвижения компании и расширения базы потенциальных клиентов, не стоит их игнорировать. Ежегодно METRO проводит День независимых предпринимателей — на сайте мероприятия можно бесплатно разместить информацию о ресторане и специальное предложение, которое поможет привлечь гостей.
2. Открывать ресторан без плана
Сергей Миронов, владелец сети «Мясо https://www.forbes.ru/partnerskie-materialy/384669-sam-sebe-restorator-10-oshibok-kotorye-privodyat-k-zakrytiyu-zavedeniy» target=»_blank»]www.forbes.ru[/mask_link]