Развитие малого бизнеса в настоящее время является одной из приоритетных задач отечественной экономики.
Премьер-министр России Виктор Зубков принял решение о создании правительственного совета по развитию малого предпринимательства. Об этом сообщил глава экспертного управления президента Аркадий Дворкович после совещания, посвященного государственной поддержке развития малого предпринимательства, которое прошло под руководством премьер-министра. По его словам, в течение трех месяцев должны быть разработаны законопроекты и нормативные акты, направленные на совершенствование системы налогообложения для малого бизнеса и реализацию ряда других мер поддержки малого предпринимательства. Правительственный совет будет контролировать реализацию этих решений.
Возглавить новый постоянно действующий при Правительстве РФ Совет по развитию малого бизнеса было поручено вице-премьеру Александру Жукову. По словам премьера, это должен быть совет, который бы координировал работу по развитию малого бизнеса и устранению административных барьеров.
Насущная необходимость такого решения обусловлена тем, что доля малого бизнеса в экономике России по-прежнему составляет около 15-20%, тогда как для развитых стран этот показатель находится на уровне 60-80%. Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. В связи с этим необходимо поставить на федеральном уровне задачу увеличить долю российского малого бизнеса к 2020 году до 40-60%, «чтобы правительство отчитывалось не каким-то набором абстрактных мер, а результатом долей малого бизнеса». С таким заявлением выступил председатель Комитета Государственной Думы по собственности Виктор Плескачевский, открывая выездное расширенное заседание комитета. Соответственно ежегодно для достижения этой цели доля малого бизнеса должна расти примерно на 5-10% в год.
В отличие от крупного бизнеса, малый бизнес в большей степени доступен, поскольку не требует, больших первоначальных вложений капитала. Малый бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной Экономике повышенную мобильность и гибкость.
Он обеспечивает высокую рентабельность в производстве тех товаров, которые вследствие малой серийности или небольших объемов стали невыгодными для крупных предприятий. Малый бизнес создает благоприятные условия для более рациональной производственно-хозяйственной кооперации.
Кроме того, важным преимуществом малого бизнеса является его невысокая капиталоемкость и короткие сроки сооружения нового предприятия (либо реконструкции прежнего) по сравнению с крупными объектами. Занимая небольшие рыночные ниши, малый бизнес, особенно в небольших городах и поселках, обеспечивает снижение безработицы, способствует самообеспечению граждан рабочими местами, дает налоговые поступления в местные бюджеты. Немаловажным является тот факт, что малый бизнес способен освоить небольшие местные источники сырья, способствовать переработке отходов, обеспечить удовлетворение потребности населения в бытовых и иных услугах. Малый бизнес решает также одну из наиболее важных социальных задач формирует средний класс основу эффективной национальной экономики, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%, как отмечалось на заседании Госсовета.
Отдельно необходимо отметить роль малого бизнеса в инновационном развитии экономики. Малый инновационный бизнес связан с формированием внутренних венчуров в рамках старых компаний, разработкой и реализацией инкубаторных программ. Как отмечалось на Восьмой всероссийской конференции представителей малых предприятий, состоявшейся в Москве, стимулирование предпринимательской активности, развитие малого и среднего бизнеса должно стать инструментом достижения общенациональных целей диверсификации экономики России и развития ее инновационного потенциала. Для этого необходимо обеспечить взаимодействие организаций инфраструктуры поддержки в межрегиональном сотрудничестве малых предприятий, маркетинговое и логистическое обеспечение работы малого бизнеса, развитие механизмов поддержки торгово-экономического сотрудничества малого и среднего предпринимательства с использованием инструментов гарантий и поручительств, сертификацию качества товаров, работ и услуг, производимых малыми и средними предприятиями по международным стандартам, развитие бизнес-инкубаторов и технопарков, развитие бизнес-образования в регионах ЦФО РФ.
Все это требует от органов государственной власти как федерального, Так и регионального уровня определения круга задач и разработки стратегии развития предпринимательского потенциала регионов с учетом особенностей внутренней структуры, особенностей ресурсов и потенциальных их возможностей.
Рассмотрим особенности развития субъектов Федерации, входящих в Центральный федеральный округ.
Общая характеристика Центрального федерального округа
Задавайте вопросы нашему консультанту, он ждет вас внизу экрана и всегда онлайн специально для Вас. Не стесняемся, мы работаем совершенно бесплатно.
Также оказываем консультации по телефону: 8 (800) 600-76-83, звонок по России бесплатный!
Центральный федеральный округ (ЦФО) включает следующие субъекты Федерации: г. Москва, Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области с центром в г. Москве.
Численность населения ЦФО 38,0 миллионов человек, что составляет 26,2% населения Российской Федерации. Доля ЦФО в Российской Федерации составляет:
• в производстве промышленной продукции 22,7%;
• в производстве сельскохозяйственной продукции 22,7%;
• в инвестициях в основной капитал 22,8%;
• в иностранных инвестициях 52,7%;
• в розничном товарообороте40,5%;
• в объеме платных услуг населению 39,7%;
• в налоговых платежах в бюджетную сферу 33,6%
• в налоговых платежах в федеральный бюджет 34,5%
• в налоговых платежах в региональный бюджет 28,6%.
Таким образом, ЦФО является самым крупным из федеральных округов Российской Федерации.
Субъекты Федерации, входящие в ЦФО, неоднородны по уровню социально-экономического развития. Закономерно, что ведущее место занимает г. Москва, как столица Российской Федерации. Второе место по всем показателям принадлежит Московской области.
Дифференциация социально-экономических показателей остальных субъектов федерации, входящих в ЦФО, определяется большим количеством факторов, среди которых: исторически сложившийся уровень развития отраслей национальной экономики; производственно-экономическая специализация и кооперация экономической деятельности; наличие (отсутствие) месторождений минерального сырья; развитие местной законодательной базы; особенности административных, экономических и других методов управления субъектом; численность и состав населения субъекта и другие. Так, с традиционной высокоразвитой промышленностью, наличием крупных промышленных предприятий обрабатывающего производства, Липецкая область стоит на одном из первых мест (после г. Москвы, Московской области) по основным социально-экономическим показателям.
Анализ вклада каждой области в формирование социально экономических результатов также показывает приоритет таких промышленно-развитых субъектов, как Москва и Московская область, Липецкая, Белгородская, Ярославская, Тверская области.
Тест «На сколько вы активны» Тест «Подходит ли Вам ваше место работы» Тест «На сколько важны деньги в Вашей жизни» Тест «Есть ли у вас задатки лидера» Тест «Способны ли Вы решать проблемы» | Тест «Для начинающего миллионера» Тест который вас удивит Семейный тест «Какие вы родители» Тест «Определяем свой творческий потенциал» Психологический тест «Вы терпеливый человек?» |
Общий уровень социально-экономического развития субъекта является одним из факторов, влияющим на особенности формирования малого бизнеса.
Развитие малого бизнеса в Центральном федеральном округе
На первом месте среди субъектов РФ, входящих в состав ЦФО, по темпам роста малых предприятий стоит Белгородская область. Вместе с тем общеизвестно, что при анализе темпов роста следует отталкиваться от величины начальной точки. Причем за начальную точку возьмем не абсолютное количество малых предприятий в каждом субъекте, а количество зарегистрированных малых предприятий на 10 тысяч человек населения. Это позволит обеспечить более равноправное сравнение областей с различной численностью населения.
Вместе с тем такие промышленно развитые области, как Липецкая, Тульская находятся во втором десятке субъектов Федерации, входящих в ЦФО, по количеству зарегистрированных малых предприятий на 10 тыс. человек населения.
Об активности развития малого бизнеса и его роли в обеспеченности рабочими местами свидетельствует доля занятых в нем в общей численности занятых в экономике. По данному показателю лидируют г. Москва, Рязанская, Московская, Калужская, Воронежская области.
Для стабильного развития малый бизнес, с одной стороны, требует постоянного притока инвестиций, с другой испытывает «инвестиционный голод» в результате сложности привлечения их со стороны. О нестабильности данного процесса по годам свидетельствуют, в частности, данные статистики инвестиций в основной капитал малых предприятий по субъектам РФ, входящим в ЦФО. Несмотря на это, во всех субъектах Федерации последние годы значительно выросли объемы привлеченных средств в малый бизнес, что свидетельствует о повышении надежности его деятельности.
Несмотря на имеющиеся трудности, малый бизнес в Российской Федерации и, в частности, Центральном федеральном округе развивается достаточно стабильно, о чем свидетельствует рост оборотов малых предприятий во всех субъектах РФ, входящих в состав ЦФО. Службами статистики учитывался объем произведенной малыми предприятиями продукции. В оборот малых предприятий включается стоимость отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работ и услуг, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров (без налога на добавленную стоимость, акцизов и других аналогичных обязательных платежей).
Некоторое снижение доли оборота малых предприятий ЦФО и субъектов, в нее входящих, связано с ростом активности малого бизнеса на остальной территории Российской Федерации.
Наибольшее число малых предприятий ЦФО работает в сфере оптовой и розничной торговли, на эти же виды деятельности приходится основная доля их оборота. При том, что в ЦФО почти 68% малых предприятий приходится на сферу торговли, в Москве эта доля составляет 72,94%.
Самое большое количество малых предприятий, работающих в обрабатывающих производствах, приходится на Смоленскую область (27,27%), Калужскую область (26,83%), Владимирскую область (24,07%). Строительным бизнесом занимается 22,06% малых предприятий Ярославской области, 21,92% в Белгородской области. Доля оборота малых предприятий, работающих в сфере торговли в целом по ЦФО составляет 83,01%. Наибольший оборот в обрабатывающих производствах приходится на малые предприятия Смоленской области (36,19%), Костромской области (33,94%), Владимирской области (28,53%). Наибольший оборот строительных малых предприятий приходится на Тверскую область (25,11%), Московскую область (14,69%), Тамбовскую область (14,63%) при общей его доле по ЦФО 6,73%.
Вместе с тем, малый бизнес призван стимулировать переход всей экономики с экспортно-сырьевой на инновационную модель развития. Это значит, что основное внимание должно быть направлено на развитие малого бизнеса в инновационной сфере.
Программы развития малого бизнеса в субъектах Российской Федерации, входящих в ЦФО
В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации по развитию малого и среднего бизнеса субъектами Федерации, входящими в ЦФО, разработаны и выполняются региональные целевые программы, нацеленные на совершенствование деятельности администраций, улучшение инфраструктуры малого предпринимательства. В них учтены особенности развития и насущные региональные проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом.
Как видно из основных положений разработанных и действующих целевых программ, большинство сформулированных целей, задач и направлений носят стандартный характер (например, программы Курской и Липецкой областей). Уровень проработки мероприятий целевых программ и их результатов в субъектах Федерации, входящих в ЦФО, отличается разнообразием. Если в Белгородской, Курской, Липецкой, Тульской, Смоленской областях проанализировано состояние развития малого бизнеса на момент разработки программы, то в программах Ивановской, Рязанской областей такой анализ отсутствует. В Орловской же области на настоящий момент целевая программа не разработана, сформирован проект долгосрочной целевой программы развития и поддержки предпринимательства в городе Орле.
Помимо мероприятий финансово-экономического и социального характера, которые составляют основу целевых программ субъектов Федерации, на заседании Госсовета особое внимание было обращено на административные препоны, стоящие на пути развития малого бизнеса. В частности, это касается как излишнего контроля и надзора, так и сложности проведения экспертиз, сертификации, лицензирования. Один из губернаторов привел пример: чтобы лицензировать отходы картона с производства, одно предприятие вынуждено было собрать справок на 150 страниц, заплатив за это 150 тысяч рублей.
Малый бизнес является неотъемлемой частью национальной экономики. Вместе с тем доля малого бизнеса в экономике России по-прежнему составляет около 15—20%, тогда как для развитых стран этот показатель находится на уровне 60-80%. Таким образом, мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса.
Малый бизнес решает также одну из наиболее важных социальных задач — формирует средний класс основу эффективной национальной экономики, который к 2020 году должен составить в России до 60-70%, как отмечалось на заседании Госсовета.
Формирование малого бизнеса в регионах определяется уровнем их социально-экономического развития, особенностями административных, экономических и других методов управления.
Центральный федеральный округ (ЦФО) является самым крупным из федеральных округов Российской Федерации. Субъекты Федерации, входящие в ЦФО, неоднородны по уровню социально-экономического развития, что сказывается на становлении малого бизнеса в них. Наибольшей активностью в развитии малого бизнеса отличаются такие субъекты, как Москва, Воронежская, Калужская, Рязанская и Ярославская области.
Анализ состояния дел в малом бизнесе ЦФО показал положительную динамику количества предприятий, среднесписочной численности, инвестиций, оборотов. Вместе с тем распределение малого бизнеса по сферам экономической деятельности не отвечает требованиям времени. До 80% оборота малых предприятий приходится на оптовую, розничную торговлю и проч., и всего около 20% — на обрабатывающие производства и строительство. В целях совершенствования государственной поддержки и регулирования деятельности малого бизнеса практически во всех субъектах РФ, входящих в состав ЦФО, разработаны и реализуются целевые программы.
Получите консультацию: 8 (800) 600-76-83
Звонок по России бесплатный!
Источник: center-yf.ru
Программы развития малого бизнеса в субъектах российской федерации
в рамках информационной кампании, направленной на популяризацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и региональных мер поддержки предпринимательства
План выездных мероприятий 2020 г
Открыть документ
в рамках информационной кампании, направленной на популяризацию национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и региональных мер поддержки предпринимательства
Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка ЛО
Меры государственной поддержки Ленинградской области предоставляются малому и среднему бизнесу в соответствии с подпрограммой «Развитие малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка Ленинградской области» государственной программы Ленинградской области «Стимулирование экономической активности Ленинградской области», утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области № 394 от 14 ноября 2013 года.
Основные направления программы
- содействие в доступе субъектов малого и среднего предпринимательcтва к финансовым и материальным ресурсам;
- информационная, консультационная поддержка субъектов МСП;
- развитие инфраструктуры поддержки МСП;
- содействие в продвижении продукции и услуг субъектов МСП на товарные рынки;
- содействие снижению затрат, связанных с технологическим присоединением;
- содействие использованию в бизнесе энергосберегающих технологий;
- содействие органам местного самоуправления в поддержке и развитии МСП;
- развитие потребительского рынка Ленинградской области.
Подпрограмма 3
Открыть документ
Отчёт о реализации подпрограммы
Открыть документ
Стратегия развития МСП
в Ленинградской области до 2030 года
Брошюра «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года»
Открыть документ
Стратегия развития МСП в РФ
Открыть документ
Стратегия экономического развития в Ленинградской области
Комитет по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области приступил к актуализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства региона до 2030 года.
Госорганы, эксперты, бизнес и общественные объединения, основываясь на новых экономических трендах, федеральных приоритетах и достигнутых в 2016-2018 годах результатах, обновят долгосрочные приоритеты развития Ленинградской области.
Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Ленинградской области до 2030 года утверждена распоряжением Правительства Ленинградской области 1 августа 2017 года №387-р. Документ включает в себя: стратегический анализ сектора МСП, сценарии развития МСП, стратегическое видение и приоритетные направления развития МСП, отраслевые и территориальные аспекты развития МСП, систему управления и механизмы реализации Стратегии, этапы реализации и целевые показатели Стратегии.
На заседании Общественного совета при комитете МСБ 27 февраля в Бокситогорске будет представлена актуализированная версия Стратегии с учетом пожеланий бизнеса
Источник: 813.ru
Программа «1764» — субсидирование от минэкономразвития
На цели на пополнения оборотных средств или рефинансирование кредита, предоставленного на пополнение оборотных средств:
- От 3 000 000 рублей до 200 000 000 рублей для микропредприятия (209-ФЗ)
- От 3 000 000 рублей до 500 000 000 рублей для предприятий малого бизнеса (209-ФЗ)
- От 3 000 000 рублей до 500 000 000 рублей для предприятий среднего бизнеса (209-ФЗ).
На цели развития предпринимательской деятельности для микропредприятий (209-ФЗ):
- До 10 000 000 рублей.
На какой срок предоставляется кредит
- до 120 мес. на инвестиционные цели и рефинансирование кредитов, предоставленных на инвестиционные цели, при этом период субсидирования (срок действия) льготной ставки до 60 мес.;
- до 36 мес. для кредитов на пополнение оборотных средств и рефинансирование кредитов, предоставленных на цели пополнения оборотных средств, при этом период субсидирования (срок действия) льготной ставки до 12 мес.;
- до 36 мес. для кредитов на развитие предпринимательской деятельности.
Какие требования к Заемщику
- Является субъектом малого и среднего предпринимательства в смысле Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
- Обладает статусом резидента Российской Федерации, информация о Заемщике включена в Единый Реестр субъектов МСП на сайте;
- Не признавался допустившим нарушение порядка и условий оказания ему поддержки органами государственной власти, органами местного самоуправления и Корпорацией развития малого и среднего предпринимательства (в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки) либо с даты такого признания прошло более 3 (трех) лет;
- Не осуществляет следующие виды деятельности:
- производство и/или реализация подакцизных товаров (не распространяется на предприятия: — o гостиничного бизнеса и предприятий общественного питания;
— o торговых розничных и (или) оптовых предприятий, зарегистрированных и (или) осуществляющих деятельность в Дальневосточном федеральном округе (исключая деятельность в Арктической зоне), Северо-Кавказском федеральном округе, Республике Крым, г. Севастополе, при условии, что доля доходов от ее осуществления по итогам предыдущего календарного года составляет не менее 70 процентов в общей сумме доходов субъекта малого или среднего предпринимательства и заключившие в 2022 году кредитные договоры (соглашения) на пополнение оборотных средств;
— o торговых розничных и (или) оптовых предприятий, зарегистрированных и (или) осуществляющих деятельность в Арктической зоне и заключившие в 2022 году кредитные договоры (соглашения) на пополнение оборотных средств;
— o торговых розничных микропредприятий (209-ФЗ), исключая деятельность торговых розничных предприятий, зарегистрированных и (или) осуществляющих деятельность на территориях моногородов. - добыча и/или реализация полезных ископаемых (за исключением общераспространенных);
- игорный бизнес
Какие ставки кредитования по Программе?
- Ключевой ставки ЦБ РФ + 2,75 процента — на цели пополнения оборотных средств и инвестиций
- Ключевой ставки ЦБ РФ + 3,5 процента — на цели развития предпринимательской деятельности.
Какие виды деятельности финансируются по Программе?
Программа субсидирования Минэкономразвития России субъектов малого и среднего предпринимательства 1764 — распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в качестве налогоплательщиков и осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, отнесённых в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (кроме субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в частях 3 и 4 статьи 14 209-ФЗ от 24.07.2007) к малым, средним и микропредприятиям, и внесённых в Единый реестр Субъектов МСП Федеральной налоговой службы.
Программа реализуется банком при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1764 «Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и специализированным финансовым обществам в целях возмещения недополученных ими доходов по кредитам, выданным в 2019 — 2024 годах субъектам малого и среднего предпринимательства, а также физическим лицам, применяющим специальный налоговый режим „налог на профессиональный доход“, по льготной ставке». Полные условия указаны на сайте банка open.ru/sme.
ПАО Банк «ФК Открытие» (банк «Открытие»). Генеральная лицензия Банка России № 2209 от 24.11.2014. 115114, г. Москва, ул. Летниковская, д. 2, стр. 4. Данная информация не является публичной офертой.
Реклама. 0+
Бесплатно с мобильного (Билайн, Мегафон, МТС, TELE2)
Бесплатный звонок по России
Для Москвы и звонков из-за границы
Малому и среднему бизнесу
Социальные сети
Социальные сети
Для всех устройств Войти в интернет-банк Приложение для Android
Скачать с сайта банка
Источник: www.open.ru