Опубликованная ниже статья — это не обзор на конкретную дату и не анализ того, что с компаниями из анализируемой отрасли может произойти в ближайшем будущем. Мы постарались абстрагироваться от текущей конъюнктуры, и попробовали собрать самое главное о том, что влияет на рассматриваемую отрасль в долгосрочном периоде, включая закономерности, которым подчиняются основные составляющие денежного потока участников рынка. Как любая модель, данная статья представляет собой упрощение — сказанное ниже не обязательно будет в точности применимо к любой компании из отрасли. Тем не менее, мы надеемся, что статья будет полезна тем инвесторам и аналитикам, которым необходимо быстро познакомиться с отраслью, чтобы в дальнейшем выводы, сформулированные в статье, дополнить результатами собственного анализа на конкретную дату и для конкретной компании.
Цепочка создания стоимости
Батареи (аккумуляторы) — это устройства для хранения энергии, то есть они обеспечивают возможность разделить процесс генерации и использования энергии. Упрощенно, все используемые сегодня батареи можно разделить на три основных класса (по типу используемых электродов — т.е. катодов и анодов):
Батареи — сквозная технология, то есть они участвуют в цепочке создания стоимости в большом количестве отраслей.
Факторы спроса на литий-ионовые батареи
Существует пять основных видов литий-ионных батарей. Каждый из этих типов используют ионы лития для передачи заряда между катодом и анодом. В большинстве случаев анод делается из графита, а вот в качестве материала для катода могут быть использованы разные материалы. В соответствии с этим выделяют следующие типы батарей:
Основным техническим показателем литий-ионных батарей является удельная энергоемкость. Она измеряется в киловатт-часах на килограмм. Чем больше этот показатель, тем больший объем энергии хранит батарея в пересчете на единицу своей массы.
Это связано с тем, что, батареи должны обеспечивать, с одной стороны, длительный срок работы без подзарядки, а с другой — не должны слишком много весить. Батарея занимает существенный объем массы автомобиля и её большой вес приводит к росту расхода энергии на единицу пройденного расстояния (что является основным экономическим показателем при эксплуатации автомобиля). Аналогично, портативная техника предполагает возможность её простого перемещения с места на место, при высокой массе носимых гаджетов люди начнут отказываться от их использования.
Обращаем внимание, что выше речь шла именно про удельную энергоемкость в пересчете на килограмм веса, а не энергоемкость батареи в целом. Батарея состоит из большого количества ячеек, каждая из которых хранит определенное количество энергии. Варьируя количество ячеек, можно получать батареи разной емкости. Например, увеличив мощность батареи, можно повысить запас хода автомобиля без перезарядки. Но, увеличивая количество ячеек, мы также увеличиваем массу изделия, что уже, в свою очередь, влияет на объем потребляемой автомобилем энергии при движении.
На сегодняшний день необходимость частой перезарядки ограничивает возможность перехода на электричество в ряде автомобильных сегментов. Как правило, электромобили ориентированы на использование в городе, где люди перемещаются на относительно небольшие расстояния и имеют возможность перезаряжать свои автомобили ночью. По этой же причине электрическую тягу очень часто используют в автобусах, ориентированных на внутригородские перевозки. Уже несколько десятилетий электромобили применяются в сегменте складской техники, где расстояния перемещения ещё меньше. А вот в сегменте дальнобойных грузовиков, ориентированных на перевозки грузов на большие расстояния, электрификация идет гораздо медленнее.
Ниже приведены технические характеристики по основным типам литий-ионных батарей:
Материал | Безопасность | Себестоимость (USD/kWh) | Удельная энергоемкость (kWh/kg) | Жизненный цикл, перезарядок |
LCO | Низкая | Низкая | 0.58 | 1500-2000 |
NMC | Средняя | Средняя | 0.6 | 2000-3000 |
LMO | Высокая | Высокая | 0.41 | 1500-3000 |
LFP | Высокая | Высокая | 0.53 | 5000-10000 |
NCF | Средняя | Средняя | 0.72 | н/д |
Сегодня технология LCO является основной технологией для портативной электроники (смартфонов, ноутбуков). Технологии NMC622 и NMC811 являются основными в сфере создания электромобилей. При этом в условиях нехватки кобальта и высокой патентной защите двух основных технологий перспективной и востребованной остается технология LFP. Две оставшиеся технологии применяются в среднем реже.
Спрос на литий-ионные батареи определяется спросом на конечные изделия, в которых они используются. Технология LCO является сегодня доминирующей при создании смартфонов, поэтому у данного типа батарей нет близких заменителей. А вот NMC батареи зависят от спроса на электромобили, которые конкурируют с автомобилями на бензиновых и дизельных двигателях.
При этом стоимость батареи составляет 20-30% от стоимости электромобиля. Считается, что при падении её стоимости до 100 долларов за кВч стоимость традиционных и электромобилей сравняется (сегодня эта цена около 130 долларов за кВч). Это способствует резкому росту парка электромобилей и росту спросу на литий-ионные аккумуляторы.
Факторы предложения литий-ионных батарей
В краткосрочном периоде предложение литий-ионных батарей ограничено доступными мощностями производства и практически неэластично по цене. В долгосрочном периоде предложение литий-ионных батарей эластично и может быть легко увеличено по мере роста спроса путем строительства новых фабрик. Срок строительства нового завода по производству батарей составляет 3-4 года.
Технология производства
Принцип работы литий-ионных батарей
Существует несколько архитектур и конструкций литий-ионных батарей — на основе цилиндрических ячеек (cylindrical cells), карманных ячеек (pouch cells), жесткого корпуса с различными положениями для выступов (hard casing with a variety positions for the tabs). Однако вне зависимости от выбранной архитектуры производственный процесс состоит из трех основных этапов.
Первым этапом является изготовление электродов (катода и анода). Активный материал, проводящие агенты, растворители и связующее смешивают в суспензию, которая наносится на токосъемник (алюминий для положительного вывода и медь для отрицательного). После этого электроды сушат, чтобы добиться испарения растворителей. Чтобы обеспечить хорошее электрическое соединение между суспензией и токоприемником электроды каландрируются, что заключается в их плотном прижатии. Далее электроды обрезаются до нужного размера.
На втором этапе изготавливается многослойная последовательность положительного электрода, разделителя (separator) и отрицательного электрода. Одна комбинация, состоящая из положительного электрода, разделителя и отрицательного электрода называется ячейкой. В готовой батареи таких ячеек много. Такие многослойные структуры создаются путем укладки или намотки.
В зависимости от используемой архитектуры наматываются цилиндрические или карманные ячейки. После этого ячейки упаковываются в жесткую или мягкую оболочку и временно пломбируются. Ячейки проходят процедуру сушки, чтобы гарантировать отсутствие растворителей. После этого они заливаются электролитом и герметизируются.
На третьем этапе, для обеспечения стабильного и хорошего качества функционирования батареи, они проходят несколько циклов перезарядки. Эти циклы очень важны и влияют на срок службы батареи, так как с их помощью удается стабилизировать их химическую структуру.
Структура и основные драйверы себестоимости производства батарей
В таблице ниже приведена структура себестоимости для двух наиболее популярных видов литий-ионных батарей:
Элемент себестоимости | Доля в себестоимости т |
Катод | 23% |
Анод | 8% |
Электролит | 8% |
Разделитель | 8% |
Прочие материалы | 13% |
Оплата труда | 5% |
Накладные расходы | 35% |
Как видно из таблицы, около 60% себестоимости — это расходы на материалы (различные элементы батареи). Эти расходы можно назвать условно-переменными. Особенно большую часть в себестоимости батареи занимает катод. Второй по значимости компонент — накладные расходы, они являются условно-постоянными. Туда входят расходы на амортизацию (как основных средств, используемых в производственном процессе), так и различных патентов и технологических ноу-хау, а также расходы на энергию, управление заводом и прочее.
При этом надо понимать, что стоимость материалов — это не только стоимость сырья (лития, никеля, кобальта и пр.), но также и стоимость самих комплектующих (катода, анода, электролита, разделителя и пр.), которая включает прочие вещества и затраты на работу по их изготовлению. Например, у катода стоимость сырья (которое включает такой дорогой элемент как кобальт) — не больше половины от общей стоимости катода, все остальное — это цена за сопутствующее сырье и накладные расходы, связанные с производством самого катода. А стоимость лития в себестоимости батареи может составлять всего 2-3%.
Так как в себестоимости батарей крайне высока доля накладных расходов, то их производство характеризуется существенным эффектом масштаба.
В течение 2010-х себестоимость литий-ионных батарей снизилась с 600-700 USD/kWh до 120 USD/kWh. Это связано с двумя основными факторами — совершенствованием технологии и эффектом масштаба. В течение 2010-х появлялись новые технологические решения и внедрялись новые материалы, которые позволили сделать себестоимость батарей ниже, при этом не понизив (а даже повысив) их удельную энергоемкость.
Более того, показатель удельной энергоемкости батарей даже улучшился. Но помимо этого, рос спрос на батареи, что позволяло выпускать их все большими объемами и запускать для их производства все более крупные фабрики. Это позволило запускать крупные производства, так называемые гигафабрики, выпускающие батареи в огромном количестве.
Аналогичный процесс происходил на производствах, выпускающих сырье и компоненты для батарей. Наконец, сам производственный процесс стандартизировался и оптимизировался, что также сказывалось на себестоимости. Этот путь аккумуляторной отрасли в целом схож с тем, который в прошлые десятилетия проходила сфера производства полупроводников.
Таким образом, сегодня себестоимость выпускаемых батарей в значительно большей степени зависит от масштаба производства (и емкости целевого рынка), чем от стоимости используемого в процессе производства сырья.
Капитальные расходы
Капитальные расходы при производстве батарей определяются в первую очередь мощностью возводимой фабрики.
Капитальные расходы на строительство заводов по производству батарей на единицу мощности (Goldman Sachs, 2016)
Как видно из графика, чем больше мощность фабрики, тем ниже капитальные расходы в пересчете на единицу мощности, однако заводы схожего масштаба имеют сопоставимый уровень капитальных расходов. В этом плане особенно выделяются гигантский завод Тесла, который по своей производственной мощности существенно превосходит основные существующие заводы.
Прогнозирование выручки и ценообразование
Цена на литий-ионные батареи напрямую привязана к издержкам. Рынок батарей — глобальный, технология производства у большинства участников отрасли схожа. На их себестоимость обычно действуют схожие факторы (цены на основные ресурсы — литий, кобальт, никель и пр.). Поэтому рост себестоимости происходит чаще всего одновременно у всех участников рынка и ведет к общему росту цен на батареи.
В долгосрочном периоде рентабельность производителей батарей остается достаточно стабильной, что связано с высокими барьерами входа в отрасль. Однако в краткосрочном периоде колебания возможны. Это связано с высокой эластичностью спроса на электромобили по ценам на товары-заменители (наличие близких заменителей и возможность отложить/отменить покупку автомобиля в принципе), а также с высокой долей постоянных расходов в структуре себестоимости производителей батарей (из-за чего им бывает выгодно поддерживать объемы производства даже при снижающемся уровне цен).
Объемы производства у игроков рынка аккумуляторов определяются доступной производственной мощностью фабрик и не могут быть увеличены без модернизации производственных комплексов. На текущий момент в мире сохраняется нехватка таких мощностей.
Основные участники и преобладающие стратегии ведения бизнеса
Почти весь мировой рынок производства литий-ионных батарей контролирует 6 компаний. Это китайские BYD, CATL и SK Innovation и южно-корейские LG Energy Solution, Panasonic и Samsung SDI. Для отрасли характерен эффект масштаба — чем выше объем производства, тем ниже себестоимость, и, как следствие, цена батареи. Поэтому высокая концентрация производителей в этой отрасли определяется в первую очередь эффектом масштаба. Новый производитель, даже обладая всеми необходимыми технологиями, будет вынужден создавать крупномасштабное производство, в противном случае он будет неконкурентоспособен с другими производителями с точки зрения себестоимости.
В России основным производителем литий-ионных батарей является компания Рэнера (входит в дивизион ТВЭЛ Группы Росатом). Она заключила договор о технологическом партнерстве с южнокорейской Enertech. При производстве батарей Рэнера использует технологию NMC 811. Ещё одним производителем литий-ионных батарей в России является компания Лиотех. Она производит батареи в относительно небольших объемах на основе технологии LFP.
В отрасли есть отдельные примеры, когда автопроизводители владеют производителями батарей. Но все же чаще всего производство батарей — отдельный бизнес, не встроенный в вертикально-интегрированную цепочку производителей электроники или автомобилей. Как правило, производители батарей поставляют свои изделия нескольким крупным производителям автомобилей.
Почему одни страны, города или компании добиваются экономического успеха, а другие — вынуждены влачить жалкое существование? Почему экономический рост такой слабый, а неравенство доходов все выше? Как новые технологии могут изменить глобальный экономический ландшафт? Присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте, чтобы получать больше информации о долгосрочных трендах в экономике и бизнесе.
Комментарии:
Авторизация через:
Здесь пока нет комментариев. Чтобы их оставить, авторизуйтесь вверху страницы или с помощью аккаунта ВКонтакте либо зарегистрируйтесь .
Источник: welfare-economy.com
Сложно ли начать производство литий-ионных аккумуляторов в России?
Мы получаем вопросы о производстве литий-ионных аккумуляторов в России с тех пор, как открыли в Москве под вымпелами Neovolt предприятие с линией сборки элементов питания для электроники.
Путь производителя для нас — необходимость.
Всё чаще поступают заказы на батареи, которые уже не найти в продаже, аналогов им нет, оригинал снят с производства. Это уже не коммерция с интернет-магазином, а совершенно новый уровень с исполнением условий контроля качества, исследовательской работой, просчётом ценообразования и другие бесчисленные нюансы.
Всё нижеследующее актуально для производителей Li-Ion и Li-Poly аккумуляторов к электронным мобильным устройствам
Насколько это сложно, дорого ли, перспективно ли?
Наш пилотный проект уже вырос в промышленное сотрудничество с крупными заказчиками из государственного и частного секторов.
С недавних пор в качестве эксперимента мы решили выполнять и розничные заказы. Пока не спешим делать красивые лэндинги — на текущем этапе достаточно и простой формы или письменного запроса на редкие экземпляры элементов питания.
Предлагаем разобраться в нюансах создания собственного аккумуляторного предприятия. Эти знания будут полезны, если вы хотите пойти этим путём или просто желаете узнать, как всё устроено.
Процесс изготовления аккумулятора (источник: Pacific Northwest National Laboratory).
Зачем производить литий-ионные аккумуляторы в России?
С самого начала мы хотели дать всем (и себе самим в том числе) возможность заказывать выбывшие с рынка батареи. Регулярно возникают ситуации, когда заказчик ищет редкие элементы к дорогостоящему аккумуляторному электроинструменту, промышленным или медицинским приборам.
Если оригинал более не производится и аналогов нет, то что делать?
Изначально мы просто так и говорили вам: «Аналогов нет, оригинал снят с производства». Даже статус пришлось проработать такой в каталоге для дефицитных товаров.
Стоит ли говорить, что бытовые гаджеты вроде беспроводных пылесосов, планшетов, радиоуправляемых моделей, смартфонов после износа аккумулятора и при отсутствии аналога к нему вовсе идут в утиль?
Когда пользователи стали всё чаще просить нас подобрать просто что-то близкое по габаритам и разъёмам, дабы где-то подпереть, где-то «подколхозить». Тогда-то впервые и возникла идея, почему бы не использовать наши 12-летние опыт и знания в аккумуляторной отрасли в немного другом русле — производстве.
Эпоха электротранспорта, носимых гаджетов и Интернета вещей (IoT, Internet of Things) в корне меняет игру. Простые пользователи и производители, как мы уже убедились, сейчас испытывают потребность в компактных литий-ионных аккумуляторах так, как никогда раньше. Рынок переживает нехватку надёжных поставщиков, кто не свинтит в ответственный момент.
Брак аккумулятора в iPhone привёл к вздутию элемента питания — давление на экран вытеснило и отклеило фронтальную часть корпуса. Фото из китайской соцсети Weibo.
О том также повествуют нам СМИ, когда в очередной раз Apple (пример) или Samsung (история про Note 7) объявляют о переносе/отзыве новой модели гаджета из-за бракованных партий батарей. Про обман с аккумуляторами для гаджетов наши читатели присылают много писем и рассказов, поэтому мы приводим отдельную заметку об этом.
И вот перед вами зачаток технико-экономического обоснования инвестиций в производство литий-ионных аккумуляторов в России. Если говорить простыми словами, то получается, что это невероятно востребованная идея! Возможно ли её вообще воплотить в жизнь?
ZTE — один из производителей, которые ограничивают число запасных аккумуляторов к своей продукции. Уже через несколько лет существования модели найти замену батареи почти невозможно. Фото iFixIt.
Как выглядит производство литий-ионных батарей?
Воплотить её возможно в одном из двух вариантов (или в двух сразу).
1. Завод по производству литий-ионных аккумуляторов
Изготовление элементов с нуля на основе химических материалов с исследованиями и оптимизацией.
2. Завод по сборке литий-ионных аккумуляторов
Сборка батарей или блоков в зависимости от формы, размера ячейки, уровня автоматизации и годовой производительности.
Стоимость инвестиций в предприятие первого типа значительно (в 5-10 раз) больше вложений во второй вариант.
На заводе Amprius в Уси (Китай) рабочие работают на машине, которая наматывает аноды и катоды для производства батарей. Фото Стивена Чоу.
1. Завод производства литий-ионных аккумуляторов с нуля
Производство первого типа основано на создании ячеек с нуля. Это наиболее дорогостоящий в плане подготовки процесс. Он требует больших инвестиций и высоких технологий в цепочке (зачастую основанных на роботизации/автоматизации).
Такому предприятию требуется исследовательская лаборатория, которая занимается поиском наиболее оптимальных химических соединений.
Первый тип аккумуляторных заводов есть и в России — это старинное предприятие АО «Энергия» в Елецке, ориентированное на госзаказы. Под розницу их выгодно строить в тех регионах (городах и даже их муниципальных образованиях), где существует подходящая экосистема.
Например, Индия уже много лет даже с государственной поддержкой никак не может построить ни одного такого предприятия. Отсутствует инфраструктура, дорого обходятся соглашения с поставщиками (в основном те, кто производит автомобильные аккумуляторы интересуется отраслью).
Сотрудники, работающие на линии по производству литиевых батарей на заводе в Хаймене в восточной провинции Китая Цзянсу. STR AFP / GETTY IMAGES
2. Завод сборки литий-ионных аккумуляторов в батарею
Завод второго типа (по сборке литий-ионных аккумуляторов в батареи) использует готовые элементы от производителя первого типа (ячеек с нуля). «Сборщик» расширяет их применение так, чтобы ячейки могли подходить к разным устройствам (в том числе редким, к которым сложно найти запчасти).
Neovolt — это как раз производитель второго типа, который масштабирует аккумуляторную химию так, чтобы она могла применяться в самых разных устройствах. Отзывы, сферы изготовления и спецификации указали в лэндинге.
На сегодняшний день это такое же востребованное предприятие, как и те, что занимаются созданием элементов с нуля. Сборка выполняется в виде индивидуальных конструкций аккумуляторных блоков с возможностями проектирования и доставки конечному потребителю.
Для Neovolt компоненты заказываются у таких именитых брендов, как Samsung, Sanyo, LG, Panasonic, Minamoto. Эти поставщики глубоко автоматизированы и оцифрованы, они могут выполнять наши потребности в комплектующих быстро и с гарантией (про важность выбора источника сырья и оснащения читайте ниже).
Преимущества предприятия по сборке аккумуляторов:
- • дизайн и сборка для всех аккумуляторных приложений, включая бытовые приборы, промышленную электронику и электромобили;
- • производственная линия для сборки и упаковки аккумуляторов;
- • автоматическая и полуавтоматическая фасовочная линия;
- • применение нестандартных компонентов, ячеек, BMS-плат и так далее;
- • заказ «химии» у мировых поставщиков с налаженной экосистемой от добычи полезных ископаемых до обеспечения гарантии на брак готового изделия.
Если вы намерены конкурировать с китайскими производителями литий-ионных аккумуляторов (о них мы рассказывали здесь), то ожидайте сверхзатратную инвестицию. Расчёты приводим ниже.
Оборудование для производства автомобильных тяговых литий-ионных аккумуляторов. Фото TWAICE.
Что понадобится для запуска производства литий-ионных аккумуляторов в России?
Для создания предприятия (как сборочного, так и для производства с нуля) вам понадобятся:
- • земля под объект (аренда или приобретение),
- • здание (аренда или строительство),
- • достаточная мощность подводимого электричества,
- • чистая вода (центральное водоснабжение),
- • переработка отходов (вывоз и утилизация классифицируются по категории ТБО),
- • непосредственно производственное оборудование,
- • поставщики сырья.
И это самая лёгкая часть. У вас должны быть опытные специалисты с профессиональными знаниями, как дозировать химические ингредиенты, как правильно настраивать оборудование для производства всех подкомпонентов с определёнными допусками и как изменять аспекты производства ячеек (более 10 станций на линию) после каждой партии.
Интересен ещё факт, что пока вы не добъётесь оптимального «рецепта» и отлаженного процесса для предпочтительной производительности на ячейку, ни о каком коммерческом успехе не может быть и речи.
Существует как минимум пять популярных литий-ионных химических компонентов для различных областей применения. Для каждого из них требуются уникальные настройки производственной линии. Какого-то универсального «Ноу-хау» или «Гайда» не существует ни в книгах, ни в мануалах.
К успешному производству литий-ионных аккумуляторов в России и в любой другой стране можно прийти только получив практический опыт и хорошее наставничество со стороны экспертов.
Оборудование для одной линии производства первого типа. Список от Aucopo.
С чего начинать?
Перед тем, как начать, вам понадобится:
- • исследовать рынок собственной страны, соседних, и других потенциальных стран-импортёров;
- • выбрать целевую аудиторию (конкретный рынок и подлинный потребитель);
- • определиться с химическим составом, формами и размерами;
- • рассчитать годовой объём производства;
- • определить налоговую нагрузку и возможности субсидирования.
Только тогда вы сможете начать работать над определением планок затрат на оборудование, рабочую силу и множество других статей бюджета. Выполнив нехитрые этапы подготовки, опытный промышленник обнаружит возможности заключения выгодных логистических контрактов, соглашений с прямыми поставщиками, разгрузки транспортного плеча и так далее.
Подборка сырья для изготовления одного типа аккумулятора. Примеры взяты у Xiamen AOT Electronic Technology Co.
Пример, сколько нужно денег
Рассмотрим пример предприятия из четырёх производственных линий:
- • аккумуляторы типа 18650,
- • 21700,
- • литий-полимерный «пакет»,
- • призматические ячейки LiFePO4.
Цифрами поделился бизнесмен из Индии Карла Янга (Karl Young). Ему понадобилось около 30 миллионов долларов в ценах 2019-го года. Это расчёт на оборудование (90% автоматика), установку, наладку только для одной из четырёх линий 18650 с производительностью ячеек ёмкостью до 250 мВт•ч в год (23 млн ячеек в год или условно оснащение 230 электромобилей Tesla).
Сырьё, рабочая сила, электроэнергия, водоснабжение, аренда здания, оплата налогов и прочих сборов — всё это в дополнение к указанной цифре.
Снизить затраты сложно, утверждает Карл Янг . В процессе производства очень много этапов, таких как перемешивание, нанесение покрытия, каландрирование, продольная резка и так далее.
Сырьё занимает большую долю в стоимости:
- • катодный материал;
- • материал анода;
- • технология (используемая химия + техническое «ноу-хау»).
Стоит учитывать и отбраковку на каждом этапе. Если она составляет 5%, то конечный выхлоп остается низким.
Производственная линия литий-полимерных аккумуляторов, расширение ассортимента элементов питания и их сборка на примере предприятия DataPower.
Из чего должен состоять бизнес-план?
Ниже приведены несколько обязательных деталей, которые вы должны включить в бизнес-план:
- • текущая позиция на рынке и ожидаемый будущий спрос,
- • размер рынка,
- • статистика,
- • тенденции,
- • SWOT-анализ,
- • прогнозы.
Бизнес-план предоставляет всесторонний отраслевой анализ. Он охватывает подробную отчётность, оценивает положение отрасли, предоставляет аналитические данные SWOT-анализа отрасли.
Отчёт должен включать:
- • мощность завода,
- • требование по землям и строительству,
- • заводское оборудование,
- • блок-схема,
- • детальное определение потребностей в сырье со списком поставщиков,
- • общие капитальные вложения вместе с подробным расчетом нормы прибыли,
- • анализ безубыточности,
- • анализ рентабельности.
Для инвестора нужен обзор мировой отрасли с подробной информацией о прогнозируемом размере рынка. Лишь затем переходите к более подробной оценке отрасли.
Съёмка предприятия «Лиотех» в Новосибирской области — одного из крупнейших российских производителей литий-ионных аккумуляторов для промышленных задач.
Кто ещё открыл производство литий-ионных батарей в России?
В России в настоящее время импортируют ячейки и собирают их вручную или полуавтоматически в корпуса, модули и пакеты. Многие компании заинтересованы в том, чтобы заняться производством тяговых аккумуляторов для электромобилей, промышленной электроники, устройств Интернета вещей и так далее.
Примеры известных поставщиков литий-ионных аккумуляторов в России:
- • Лиотех «Литий-ионные технологии» (Новосибирская область, один из лидеров, широкий спектр продукции);
- • Aspil Energy (Пятигорск, широкий спектр продукции);
- • ОАО «НИАИ «Источник»» (Санкт-Петербург, разработчик и производитель);
- • АО «Литий-Элемент» (Саратов, разработчик и производитель).
Исследовательские центры испытывают недостаток финансирования. Те же «Сколтех» или Институт проблем химической физики Российской академии наук в Черноголовке находятся на пути создания уникальных систем накопления энергии. Ниже приводим отрывок из статьи о непростом старте «Лиотех» в России.
Отрывок с наглядным примером, как непросто запускать предприятие по производству литий-ионных аккумуляторов в России.
Разработкой проектов поддержки и субсидирования производителей систем накопления энергии на литий-ионных аккумуляторах в Российской Федерации занимается Минпромторг. До сих пор российские программы имели лишь точечное воздействие на отдельные виды закупок (тот же муниципальный электротранспорт) или сотрудничество с отдельными предприятиями (как «Лиотех»).
В соседнем Европейском Союзе разворачиваются масштабные проекты поддержки литий-ионной отрасли. Есть все основания полагать, что господдержка будет расширена и в России в период до 2024-го года с целью развития электротранспорта.
Производство литий-ионных аккумуляторов в России доступно всем предпринимателям благодаря практически свободной нише, развитой логистике, относительно недорогому транспорту, электричеству и высокой инвестиционной активности.
Но такой бизнес сложно организовать, так как:
- • в целом отсутствует государственная поддержка;
- • имеется бюрократическая волокита при работе с поставщиками сырья на внутреннем рынке;
- • относительно высокие налоги и сборы;
- • исследовательская база за свой (а не государственный) счёт;
- • трудно преодолевать административные препятствия из-за особых ограничений в каждом регионе;
- • оборудование импортное и дорого стоит;
- • не хватает опытных специалистов в литий-ионном производстве;
- • высокая конкуренция за пределами внутреннего рынка.
Как думаете, получится ли у России импортозамещение элементов 18650, Li-ion и Li-Po?
Подпишитесь на нашу группу, чтобы узнавать новости из мира автономности гаджетов, об их улучшении и прогрессе в научных исследованиях аккумуляторов. Подключайтесь к нам в в «Дзене» — заходите посмотреть.
Источник: neovolt.ru
Бизнес на производстве аккумуляторов
Учитывая популярность аккумуляторов сегодня, многие стремятся открыть свое дело, заработать на их изготовлении. Однако технология производства аккумуляторов настолько сложна, что без специального образования и опыта здесь не обойтись, это может быть просто опасно.
- Виды аккумуляторных батарей
- Технология производства аккумуляторов
- Производство литиевых батарей
- Производство свинцовых батарей
- Пошаговый план открытия производства аккумуляторов
- Сколько можно заработать на изготовлении элементов питания
- Сколько необходимо денег для старта
- Как выбрать оборудование для производства аккумуляторов
- Какой ОКВЭД указать при регистрации деятельности
- Какие документы потребуются для создания бизнеса
- Какую систему налогообложения использовать для уплаты обязательных платежей
- Нужно ли разрешение на открытие бизнеса
Аккумуляторные батареи незаменимы в современной жизни. Это дополнительные источники энергии, которые можно подвергать повторной зарядке, что очень удобно и выгодно. Аккумуляторы, как правило, состоят из нескольких источников питания, которые объединены в один, который дает большую мощность. При этом можно получить батарею, которая будет давать именно столько напряжения, сколько нужно для обеспечения работы того или иного агрегата.
В наше время существуют несколько определенных типов аккумуляторов, которые изготавливаются по специальным технологиям. Отличается не только тип работы, но и используемые материалы. В результате получаются более или менее качественные аккумуляторные батареи, которые существенно разнятся по цене.
Аккумуляторы в наше время очень востребованы. Они используются во всех сферах жизни. Это могут быть и отдельные батареи для небольших бытовых либо цифровых устройств, и для автомобилей, и для промышленного производства. Изготовление аккумуляторных батарей может быть очень выгодным бизнесом, но подобная предпринимательская деятельность требует особых знаний, сложного оборудования, надежных поставщиков продукции и хороших вложений. Только тогда можно получить высокоприбыльный бизнес, который будет приносить доход круглый год.
Виды аккумуляторных батарей
В наше время наиболее популярными вариантами являются батареи никель-кадмиевого, литий-ионного и свинцового типа. Кроме того, они отличаются и по виду используемых электролитов, которые могут быть щелочными и кислотными.
Для каждого типа устройств используются определенные разновидности аккумуляторных батарей. К примеру, для цифровых устройств и домашней бытовой техники лучше всего подходят литий-ионные. Эти батареи считаются наиболее качественными и долговечными. Но они дороже своих никель-кадмиевых аналогов. Свинцовые аккумуляторы в основном используют в автомобильной промышленности.
На такой продукции можно заработать больше всего, но и вложения будут внушительными. По своему типу свинцовые аккумуляторы тоже отличаются. Они могут быть сурьмосодержащими, кальциевыми, гибридными, гелевыми.
В любом случае для каждого отдельного вида аккумуляторных батарей необходимо специального оборудование. Само по себе производство аккумуляторов является очень сложной задачей, с которой могут справиться только опытные профессионалы. Не нужно забывать и о том, что при изготовлении батарей выделяется немало вредных веществ, поэтому цех должен находиться в промышленной зоне.
Если предприниматель собирается вложиться в открытие завода по изготовлению аккумуляторных батарей, ему необходимо подготовиться к тому, что данный процесс будет сложным. Для организации бизнеса понадобятся определенные знания. Если у бизнесмена их нет, нужно будет нанять опытных специалистов на руководящие должности. Их работа будет оплачиваться дорого, но без правильной организации устроить бизнес по производству аккумуляторов будет трудно.
Технология производства аккумуляторов
Что касается производства аккумуляторных батарей, опытные предприниматели утверждают, что это очень сложный тип бизнеса, поэтому открывать свой завод с нуля без каких-либо навыков в данной области не стоит, так как это очень опасно.
Но даже тем, кто хорошо знает весь процесс и технологию производства аккумуляторов, стоит обзавестись надежными партнерами. Так можно будет проще организовать бизнес.
Без четкого плана работы тут не обойтись, уж слишком серьезное это дело и большие вложения. Кроме того, чтобы создавать батареи и выгодно их продавать, нужно наладить систему поставок и сбыта. Это очень важно, так как ненадежные поставщики могут испортить репутацию завода. Для крупных клиентов своевременное получение товара является одним из основных условий, без соблюдения которого не будет эффективного сотрудничества.
Производство литиевых батарей
Литий-ионные аккумуляторы являются наиболее популярными, поэтому данному типу батарей стоит уделить особое внимание. В данном случае необходимо осуществить покрытие металлической фольгой активных электродов.
Материал, который необходим для сборки аккумулятора, поступает в цех в виде порошка черного цвета. При этом отдельно должны храниться компоненты для двух основных элементов. Если они будут смешаны, то это сделает аккумулятор непригодным для использования. Чаще всего для изготовления катодов и анодов предусмотрены различные помещения.
Электронные материалы должны быть смешаны до получения однородной суспензии. Затем ее нужно нанести на пленку и высушить. Самым ответственным этапом в этом деле является нарезка готовой пленки. Если в это время произойдет какой-либо сбой либо отклонение, это приведет к замыканию элементов.
Чтобы не допустить подобных неприятностей, используются исключительно высококачественные и высокоточные машины. Более того, тут многое зависит и от человеческого фактора, поэтому не стоит экономить на квалифицированном персонале.
Вся основная работа проводится на специальном оборудовании. Крупные заводы используют полностью автоматизированное оборудование для производства. Это позволяет в больших количествах производить качественную продукцию. Для создания литий-ионных аккумуляторных батарей необходимо оборудовать цех:
- спектрометром-анализатором химсостава материалов;
- электронным микроскопом для сканирования изделий и элементов;
- калориметром, позволяющим определить тепловое свойство материала;
- вибрационными столами и климатическими камерами, чтобы настроить производительность ячеек;
- тестовое оборудование, которое позволит точно установить сроки эксплуатации аккумулятора и количество циклов зарядки.
Производство свинцовых батарей
Как уже говорилось выше, такой тип аккумуляторов в основном применяется в автомобильной промышленности. Для этого нужно специальное оборудование для производства и материалы. Все это стоит больших денег, поэтому даже на начальном этапе организация производства автомобильных аккумуляторных батарей обойдется в крупную сумму. Однако от такой деятельности вполне можно ожидать хорошей отдачи.
Дороже всего обходится оборудование для производства, но нельзя не отметить и специальные материалы, без которых невозможно изготовить свинцовые батареи. Например, понадобятся мощные пластиковые корпусы, которые смогут выдержать воздействие агрессивной среды. Такой корпус называют моноблоком.
Сами свинцовые пластины являются тоководами. Сетка может быть заполнена чистым свинцом, но такие батареи отличаются малой мощностью. Чтобы улучшить качество продукции, необходимо использовать смеси металла. Иногда свинец смешивают с сурьмой, кальцием и иными элементами, которые благоприятно влияют на свойства аккумуляторных пластин.
Наиболее часто можно встретить в продаже автомобильные аккумуляторные батареи из свинца с примесью сурьмы и кальция. Первый тип считается хуже, так как тут пластины весят больше, а служат меньше. Если для аккумуляторной батареи был использован свинец с кальцием, такая продукция будет более легкой и долговечной. Свинцово-кальциевые пластины не осыпаются со временем и являются более прочными, поэтому аккумулятор будет служить значительно дольше.
Пошаговый план открытия производства аккумуляторов
Запуск производства аккумуляторов можно разделить на этапы:
- Составление бизнес плана, проведение маркетингового исследования.
- Поиск инвесторов.
- Регистрация деятельности, получение разрешительной документации.
- Аренда и обустройство цеха в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03
- Приобретение оборудования.
- Запуск производства.
- Реклама и реализация продукции.
Сколько можно заработать на изготовлении элементов питания
Рентабельность бизнеса составляет 30%. После составления бизнес плана и реализации идеи можно ожидать окупаемость проекта в первый год производства (при использовании механического оборудования, стоимостью 500 тыс. руб.).
Сколько необходимо денег для старта
Организация цеха по производству аккумуляторов требует серьезных капиталовложений. Полностью автоматизированная линия обойдется в 10 млн. руб. Затраты на выпуск батарей зависят от объема производства и степени автоматизации цеха. Оборудование механизированного типа обойдется несколько дешевле – 500 тыс. руб. Также в расходы компании стоит включить аренду и обустройство цеха – 50 тыс. руб., получение разрешений – 200 тыс. руб., проведение рекламной кампании – 50 тыс. руб.
Расширить ваши знания о том, как эффективно вкладывать, помогут опытные инвесторы. Заходите в наш клуб Территории Инвестирования и узнавайте все секреты инвестирования в недвижимость и различные активы.
Как выбрать оборудование для производства аккумуляторов
Для производства аккумуляторных батарей необходимо приобрести специальное литейное оборудование. Также потребуются мельницы для переработки свинца, смесители, намазочные машины. Для реализации бизнес проекта следует обратиться к производителю оборудования, который и составит необходимую линию.
Какой ОКВЭД указать при регистрации деятельности
При заполнении регистрационных документов для обозначения деятельности указывается код ОКВЭД 27.20.
Какие документы потребуются для создания бизнеса
Открыть производственный цех можно как в качестве индивидуального предпринимательства, так и юридического лица. Наиболее распространенная вторая организационно-правовая форма. Для оформления ООО потребуется предоставить устав компании и решение всех учредителей организовать деятельность.
Какую систему налогообложения использовать для уплаты обязательных платежей
Целесообразно использовать УСН со ставкой 6%. Данная система налогообложения может быть применена как ИП, так и ООО. Для уплаты обязательных платежей по УСН необходимо при регистрации деятельности написать заявление.
Нужно ли разрешение на открытие бизнеса
Закон «О лицензирование отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ предусматривает получение специального документа на производство аккумуляторных батарей. Кроме того, разрешения выдаются СЭС и пожарной инспекцией. Сам процесс оформления пакета разрешений является сложным и хлопотным. Именно поэтому рекомендуется обратиться к профессиональному юристу за помощью.
Если вы хотите хорошо зарабатывать без больших инвестиций, стоит рассмотреть, как возможность, арендный бизнес на автомобилях. Смотрите о доходных инвестициях в авто и узнавайте как можно быстро окупить вложения и получить хорошую прибыль.
Источник: vipidei.com