Психологические основы бизнес тренинга как метода профессионального обучения

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нечаева Елизавета Олеговна

В условиях жесткой конкуренции компании должны рассчитывать на профессиональный штат сотрудников. В управлении человеческими ресурсами все большее место занимает обучение и развитие персонала. На основе анализа научной литературы и личного участия в процессе обучения персонала автор сопоставляет бизнес-тренинги и социальные технологии , выделяет виды тренингов и определяет условия их успешности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нечаева Елизавета Олеговна

Внутрифирменное обучение как фактор повышения стандартов производства и качества работы сотрудников розничной сети

Психологическое сопровождение процесса корпоративного обучения персонала организации
Методы обучения работников в современных организациях
Тренинговые формы обучения в повышении социального статуса библиотекарей региона
Современные методы профессионального развития персонала предприятия
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Business training as a variation of educational technologies in staff development

In the highly competitive business world, companies must count on the professional staff. The training and development of the staff take increasingly greater place in human resource management. Based on the analysis of scientific literature and personal involvement in the process of personnel training , the author makes an attempt to compare the business training and social technologies , specifies types of training and determines conditions of their success.

Текст научной работы на тему «Бизнес-тренинги как разновидность обучающих технологий в повышении квалификации персонала»

БИЗНЕС-ТРЕНИНГИ КАК РАЗНОВИДНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА

В условиях жесткой конкуренции компании должны рассчитывать на профессиональный штат сотрудников. В управлении человеческими ресурсами все большее место занимает обучение и развитие персонала. На основе анализа научной литературы и личного участия в процессе обучения персонала автор сопоставляет бизнес-тренинги и социальные технологии, выделяет виды тренингов и определяет условия их успешности.

Ключевые слова: бизнес-тренинг, социальные технологии, деловые игры, повышение квалификации, управление персоналом.

Становление и развитие успешного бизнеса в условиях динамично развивающейся среды выполнимо при наличии грамотного, опытного и профессионального персонала. Привлечение эффективного сотрудника со стороны возможно, но все больше российских компаний склоняются к тому, чтобы «взращивать» персонал внутри организации.

Для этого в компании проводятся мероприятия по работе с персоналом: адаптация, обучение и развитие, планирование карьеры. Считается, что подобный подход позволяет работодателю: 1) планировать развитие персонала, учитывая специфику деятельности организации; 2) формировать сильную, профессиональную команду, что позволяет добиться успеха.

Одна из технологий работы с персоналом — бизнес-тренинги. Какова необходимость и полезность проведения бизнес-тренингов для сотрудников в целях изменения поведения и образования персонала организации? Каковы основные функции бизнес-тренинга? Если это действительно обучающая технология, то кто выступает объектом обучения и от чего зависит результат? Как сопоставляется бизнес-тренинг с другими социальными технологиями, в чем заключается его «социальность» и как он соотносится, например, с

деловыми играми? Данная проблематика связана с рационализацией управленческой деятельности наряду с другими социальными технологиями.

В разных источниках появление первых тренингов датируется 40-50-ми годами XX в. и связано с именем К. Левина, который в 1946 г. совместно с другими психологами впервые собрал тренин-говую группу для повышения компетентности участников во время переговоров. Психологами было замечено, что от групповых занятий гораздо больше пользы, нежели от индивидуального обучения: «Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чем изменить каждого из них в отдельности»1.

Впоследствии в США была основана первая Национальная лаборатория тренингов. В группах обучались политические деятели, менеджеры, руководители. На занятиях укрепляли сплоченность коллектива, умение руководить и разрешать конфликты. С 1954 г. возникают тренин-говые группы, которые специализируются на определении жизненных ценностей (группы сензитивности). В 1970 г. М. Форверг разработал новый метод, который получил название «социально-психологический тренинг».

На тренингах использовались технологии, которые помогали формировать эффективные коммуникативные навыки и умения. То есть бизнес-тренинги с самого начала применяются в сфере преобразовательной или корректирующей социальной практики и связаны с поведенческими науками. Автор придерживается убеждения, что появление и развитие этого метода происходило на базе социальных технологий. Под социальными технологиями (СТ) будем понимать алгоритмизированные мероприятия для достижения конкретно поставленной цели, направленные на совершенствование / изменение социальных взаимоотношений. Бизнес-тренинг как разновидность СТ направлен на практическое применение полученных навыков, это инструмент практической деятельности в сфере социального управления, специфика которого заключается в переводе языка социальной науки на конкретный язык практики.

Приведем ряд определений тренинга, которые сосуществуют в научной и бизнес-литературе. Тренинг — это многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека2. Тренинг -это активное социально-психологическое обучение, направленное на формирование навыков3. Тренинг — это комплекс обучающих программ и мероприятий, направленный на формирование и

выработку навыков и умений в какой-либо области приложения знаний человека и развитие его адаптивных и конкурентных способностей4.

Таким образом, тренинг — это форма комплексного обучения, направленная на целевое развитие навыков и умений, изменение поведенческих установок. Подразделяя тренинги на психотерапевтические, социально-психологические, мы выделяем бизнес-тренинг, который позволяет с помощью разработанного инструментария влиять на профессиональную подготовку персонала, организационное поведение и действия. Развитие персонала должно быть комплексной системой, направленной, с одной стороны, на повышение личной эффективности и продвижение, а с другой — на достижение компанией высоких конечных результатов. Успешная система развития персонала способствует созданию у работников сильной мотивации5.

Читайте также:  Изготовление жби изделий как бизнес

Любой бизнес-тренинг выполняет две функции, социально-управленческую и обучающую, и включает ряд процессов: процесс мотивации участников — их активное включение в процесс тренинга, готовность менять, развивать собственные способы действия; процесс групповой динамики — тренинг всегда взаимодействие в группе, а не обучение одного человека, если взаимодействие неэффективно, пострадает реализация целей и задач самого тренинга; поскольку главная цель бизнес-тренинга — изменение поведения участников, важно организовывать процессы пробле-матизации и рефлексии, чтобы каждый участник понял, что он может делать более эффективно, и овладел новыми способами6; процесс обучения участников — делается акцент на потребностях обучающихся. Тренинг помогает не только в решении их текущих задач, но и является способом выработки определенных умений и навыков. Чаще всего проявляется не личная мотивация сотрудника в получении знаний — данную потребность выявляют менеджеры.

Специфика бизнес-тренинга, его отличие от обучения в рамках образовательных программ заключается в развитии определенных навыков (навык продаж, переговоров, клиентского сервиса, презентаций и т. д.); краткосрочности (чаще один-два дня); однородности состава группы (определяет руководитель и бизнес-тренер); результат виден практически здесь и сейчас (существуют различные формы оценки, такие как формула ROI, модель Д. Кирпатрика и др.).

Основным отличием тренинга от других видов обучения считается активность участников, интенсивная обратная связь и форми-

рование практических умений. На тренингах моделируются реальные ситуации при помощи имитационных упражнений и ролевых игр. Активный групповой характер работы на тренинге формирует более высокую мотивацию у участников. От знаний до навыков необходимо пройти целый путь: полученное знание — сформированное умение — наработанный навык.

Ценность тренингов заключается в том, что мотивированный участник может пройти этот путь до конца, закрепив навыки в посттренинговой работе. По форме организации бизнес-тренинги могут быть корпоративными и открытыми (сборными). Корпоративные организуются по запросу конкретной компании, на сборные могут записаться все желающие. Обучение проходят взрослые, состоявшиеся индивиды, которые настроены на решение актуальных проблем, поиск эффективных способов, опыт становится ключевом ресурсом в процессе обучения взрослых, анализ опыта — центральным элементом всех тренинго-вых методов. При этом бизнес-тренинг предлагает посмотреть на свою модель поведения со стороны, расширить поведенческий репертуар в профессиональных ситуациях, поэкспериментировать со своей моделью поведения в безопасных условиях (симулятивно в ходе деловых игр).

Бизнес-тренинги могут содержать элементы деловых игр. Работа с персоналом с помощью игр может быть крайне полезна, когда это единственный шанс попробовать себя в реальной ситуации7. В игре воссоздаются основные закономерности профессиональной деятельности и мышления совместными усилиями участников учебных ситуаций8.

Деловые игры в бизнес-тренингах выступают как метод отработки техник, технологий и навыков, как способ развития личности. Это материал для обсуждения, анализа и корректировки действий. Моделируя различные бизнес-ситуации, персонал может грамотно оценить ситуацию, определить оптимальные пути решения проблемы.

В чем сходство и различие игр и тренингов? Бизнес-тренинги служат для рационализации управленческой деятельности наряду с другими социальными технологиями, являются разновидностью социальных технологий, в этом состоит их сходство с деловыми играми. Главная функция игр и тренингов заключается в шаблонных техниках и методиках, приводящих к заданному результату.

И игры, и тренинги — это способ реализации сложного процесса, расчлененного на ряд процедур. Теория социальных технологий концентрирует свое внимание на природе управленческой деятельности. Применение бизнес-тренингов и деловых игр направлено непосредственно на управление персоналом.

В практике социально-психологических тренингов игровые методы подразделяют на операционные (деловые, управленческие игры) и ролевые. В операционных подчеркнут аспект инструментального обучения, в то же время он формализован и минимизирован по сравнению с реальностью, направлен на решение экономических, организационных проблем. Ролевые игры носят психологический характер, направлены на командное взаимодействие9. Деловые игры чаще всего включены в бизнес-тренинги и выступают их элементом.

Сценариев и форм проведения бизнес-тренингов множество, но все они строятся по единой схеме и имеют общие черты. Перед тренингом обязательно проводится диагностика, задача которой -выявить, насколько персонал соответствует квалификации, определить потребность в обучении каждого из участника будущего тренинга, т. е. идентифицировать сотрудников, которым данный тренинг необходим в работе, это задача администрации.

Для эффективного тренинга требуется, чтобы участники были заинтересованы и мотивированы, это достигается путем опроса самого персонала, какие навыки и умения они хотели бы развить. Когда на тренинг руководитель сам формирует списки участников, каждому сотруднику должны объяснить, с какой целью именно его направляют на обучение.

Обучение в компании должно быть связано с частью общей системы мотивации, с поощрением. Личное желание посетить тренинг — это понимание, что повышение квалификации позволит повысить личный бэкграунд и является надежным помощником в продвижении.

Нельзя не отметить важность квалификации тренера, сроков проведения тренинга, однородности состава участников, правильно написанной программы тренинга. Необходимо посттренинговое сопровождение, во время которого нужно наблюдать, насколько используются модели профессионального поведения. Для этого используются мониторинг деятельности персонала, анализ изменений в работе сотрудников, проводится кор-рекционное или закрепляющее занятие. Любой бизнес-тренинг невозможен без оценки тренинговой программы для понимания того, вырабатываются ли в рамках тренинга необходимые для деятельности работника знания.

Читайте также:  Этические принципы ведения бизнеса это

Применение обучающих технологий — одно из звеньев в цепочке мероприятий по работе с персоналом в компании: найм — адаптация — обучение и развитие — мотивация и стимулирование — аттестация и планирование карьеры10. В этой цепочке бизнес-тренинг выступает как метод изменения установок участников, их организационного поведения в профессиональной деятельности11. Обу-

чение должно представлять собой не набор разрозненных разовых мероприятий, а систему. Успешная система развития персонала способствует формированию работников, наиболее подготовленных к деятельности компании.

1 Вачков И.В., Дерябо С.Д. Окна в мир тренинга. СПб.: Речь, 2004. С. 52.

2 Макшанов С.И. Психология тренинга. СПб.: Образование, 1997. С. 77.

3 Солтицкая Т.А. Тренинг продаж. СПб.: Высш. шк. менеджмента, 2008. С. 208.

4 Беляев М.К. Управление персоналом на предприятии: социально-психологические проблемы. Тренинг персонала. Волгоград: ВолгГАСУ, 2014. С. 115.

6 Григорьев Д.А. Бизнес-тренинг: как это делается? М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014. С. 65.

7 Платов В.Я. Деловые игры. М.: Профиздат, 1991. С. 60.

8 Вербицкий А.А. Деловая игра как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2009. № 4. С. 78.

9 Михайлова Л.Л. Тренинг как метод. Технологии реализации тренерских ролей. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2012. С. 119.

10 Синамати А.М. Тренинг — это маленькая жизнь. СПб.: Речь, 2005. С. 62.

11 Григорьев Д.А. Указ. соч. С. 67.

Источник: cyberleninka.ru

Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения

Бизнес-тренинг – это систематические спланированные усилия, направленные на модификацию или развитие деловых знаний, умений, установок человека посредством его активного обучения.

В узком смысле бизнес-тренинг позволяет получить профессиональные знания и навыки для того, чтобы человек мог более эффективно выполнять свою работу. Чтобы решить данную задачу используются методики психологических тренингов личностного роста. Отсюда, в широком смысле слова бизнес-тренинг является разновидностью социально-психологического тренинга.

Сегодня термин бизнес-тренинг широко распространен и включает в свой состав много понятий, таких как лекция, демонстрация, дискуссия, индивидуальное консультирование, тренинговые игры, работа в проектных группах и др.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Данный набор форм обучения объединяет наличие некоторой формальности, да и сам термин «тренинг» часто сопровождается прилагательным «формальный». Несмотря на некоторую степень формальности, опыт в тренинге приобретается целенаправленно и в довольно сжатые сроки.

Замечание 1

Тренинг рассматривается как одна из форм обучения, при этом тренинг предназначен не для замены формального образования, а для его дополнения.

Если тренинг понимать как форму образовательной активности, то он будет включен в образовательную программу. То, что должно совершенствоваться или развиваться выделяется в содержании тренинга и формулируется в виде компетентностей. Чаще всего такими компонентами являются знания, умения и установки.

«Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Тренинг является в бизнес-среде довольно популярным и эффективным способом обучения персонала. Тренинг-центров сегодня очень много, но, чтобы тренинг принес действительную пользу, его важно правильно выбрать, поэтому необходимо разбираться в их особенностях.

Разные сферы деятельности требуют разных профессионалов, но не каждый специалист находит работу по своей профессии. В данном случае не хватает базовой теории, которая является основой работы и осваиваться в новых условиях приходится в процессе погружения в работу. На каком-то этапе деятельности становится понятно, что необходимо повышение образования – вот на этом этапе и необходим тренинг.

Эффективный тренинг дает возможность получить новые инструменты для работы, дает знания и навыки, не использовавшиеся в коллективе. Пройдя тренинг, сотрудник уже по-новому смотрит на свои профессиональные обязанности и видит перспективу своего развития. Тренинги оказывают положительное влияние и на личностные характеристики, работают на сплочение команды, дают возможность понять, что не только ради денег они работают.

Замечание 2

Большинство мировых компаний понимают и признают, что тренинги являются лучшим способом достичь стабильного развития.

Виды бизнес-тренингов

Основная задача бизнес-тренинга заключается в том, чтобы оказать помощь в решении конкретных задач по развитию бизнеса.

Бизнес-тренинг является формой интерактивного обучения, которая направлена на развитие ценностей, установок, мотиваций и компетенций, позволяющих сотрудникам решать бизнес-задачи, важные для компании, достаточно эффективно.

Положение дел в современном образовании хорошо отражают слова А.С. Пушкина, сказавшего, что нас учили понемногу чему-нибудь и как-нибудь. Информация устаревает и на выходе образуется армия специалистов с обширными поверхностными знаниями. Данная ситуация говорит о том, что необходимо создавать и реализовывать новые методики обучения, которые развивали бы личностные и профессиональные компетенции, необходимые в жесткой конкурентной среде.

Данные потребности удовлетворяют бизнес-тренинги, которые проходят в течение короткого отрезка времени за счет интенсивного характера проведения. Участники тренинга вовлекаются в проведение занятий, что увеличивает степень развития и закрепления профессиональных навыков, а не являются пассивными слушателями лекций.

Читайте также:  Бизнес зал в Стамбуле как попасть

Специалисты выделяют 9 основных видов бизнес-тренингов:

  1. тренинги для руководителей;
  2. тренинги лидерства, способствующие управлению коллективом;
  3. тренинги переговоров, помогающие развивать коммуникативные навыки, необходимые переговорщикам в ходе взаимодействий с партнерами и клиентами;
  4. стресс-менеджмент, помогающий диагностировать причины стрессовых ситуаций и смягчающий их воздействие на сотрудников;
  5. тренинги публичных выступлений помогают преодолеть стеснительность, волнение, страх перед аудиторией, помогают правильно построить структуру публичной речи;
  6. тренинги командообразования работают на сплочение коллектива и решение внутренних межличностных проблем;
  7. тренинги продаж имеют цель научить грамотно продавать свой товар, искать подходы к клиентам, учат вести себя в конфликтных ситуациях;
  8. тренинги проведения совещаний учат навыкам их планирования и работы на результат;
  9. тайм-менеджмент – один из самых популярных видов тренинга, обучающий эффективному использованию личного и рабочего времени.

Потребность в бизнес-тренингах с 2000-х годов возросла, потому что, с одной стороны, усложнилась структура создаваемой продукции, а с другой стороны – возникло новое поколение руководителей, готовых обучать свой персонал через бизнес-тренинги. Что касается рынка бизнес-тренингов, то он сегодня довольно насыщен, хотя ему необходимо пройти длительный путь совершенствования, чтобы оказывать клиентам эффективные услуги. Тем не менее, потребность организаций в тренингах возрастает, под воздействием спроса их классификация будет расширяться, и качество оказываемых ими услуг тоже должно расти.

Принципы организации бизнес-тренингов

Являясь методом повышения профессиональной компетентности и профессиональных навыков, бизнес-тренинги стали неотъемлемой частью деловой современной культуры.

C помощью тренингов развиваются не только профессиональные навыки, но социальные навыки и личностные качества, очень важные как в работе, так и в жизни. Они дают возможность быть эффективным и успешным независимо от специальности, формируют умение убеждать, слушать, договариваться, работать в команде, находить подход к людям, управлять временем.

Тренинг предполагает два момента – способ работы и цели. Можно также выделить ведущий и вспомогательный процессы.

Выделяют три относительно самостоятельных процесса — обучение, процесс групповой динамики и процесс развития личности.

Процесс обучения опирается на теорию социального научения А. Бандуры, в результате формирования профессиональных умений неэффективные модели поведения заменяются более эффективными.

Что касается процесса групповой динамики, то основная методическая задача тренера связана с использованием эффектов групповой динамики для интенсификации обучения.

На задний план в тренинге отодвигаются процессы развития личности, так как основная её цель лежит в другой области.

Сотрудники компании используют разные виды тренингов и в разном соотношении. Тренинг в бизнес-контексте является активной формой обучения людей, а полученные знания позволяют использовать их в профессиональной деятельности, поэтому многие руководители фирм по достоинству оценили реальную пользу от такого обучения.

Модель обучения должна быть многофазовой, включающей такие последовательные шаги:

  • изучение проблем организации и её планов;
  • необходимость обучения;
  • администрирование обучения;
  • цели обучения;
  • составление программы обучения;
  • само обучение;
  • эффективность обучения;
  • посттренинговое сопровождение.

Следующим этапом является администрирование обучения, которое включает свои этапы:

  • выяснение требований к рабочему месту сотрудника;
  • определение уровня квалификации сотрудника;
  • формирование групп;
  • формирование бюджета обучения.

Для разработки программы тренингов выделяется несколько основных принципов – обязательный учет особенностей обучения взрослых людей, структурирование обучения, использование активных форм обучения, включение в обучение каждого участника тренинга.

Источник: spravochnick.ru

Психологические основы бизнес тренинга как метода профессионального обучения

Maxim1212
17.10.2020

Биржа копирайтинга Комментариев нет

Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения

Курсовая работа на тему «Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения»

Оригинальность 70% антиплагиат ру

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы применения бизнес-тренингов в системе профессионального обучения персонала организации 7
1.1 Профессиональное обучение персонала как конкурентное преимущество бизнес-организации 7
1.2 Требования к специалисту в современной рыночной среде 19
1.3 Теоретические и психологические аспекты изучения бизнес-тренингов в системе обучения персонала организаций 28
1.4 Виды и функции бизнес-тренингов как инструмента обучения персонала современных коммерческих компаний 35
2. Практика реализации бизнес-тренингов в системе профессионального обучения специалистов по продажам 39
2.1 Использование возможностей бизнес-тренинга как инструмента формирования коммуникативной компетентности специалистов по продажам 39
2.2 Оценка эффективности бизнес-тренингового обучения специалистов по продажам 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
Приложение 1… 58
Приложение 2…… 59
Приложение 3…… 61
Приложение 4…… .64
Приложение 5…… .67

Цель курсовой работы – теоретическое обоснование и эмпирическое выявление психологических факторов применения бизнес-тренингов как инструмента профессионального обучения.
В соответствии с целью исследования определены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к профессиональному обучению, обосновать значимость обучения персонала с позиции конкурентного преимущества организации.
2. Выявить ключевые компетенции, профессионально важные качества, детерминирующие успешность профессиональной деятельности специалистов (в нашем случае – менеджеров по продажам).
3. Выделить сущность, виды, психологические основы бизнес-тренингов как инструмента для формирования компетенций и профессионально важных качеств.
4. Разработать, апробировать бизнес-тренинг для обучения менеджеров по продажам и оценить эффекты его воздействий.
Курсовая работа на тему «Психологические основы бизнес-тренинга как метода профессионального обучения» состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Биржа копирайтинга— огромный массив полезных и нужных статей

№ 12550 Цена 2 200 руб Хотите получить эту работу? Напишите заявку

Нужна помощь с курсовой или дипломной работой? Разместите заявку!

Источник: newfreelance24.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин