RB.RU готовит большое обновление — и мы хотим учесть пожелания и интересы вас, наших читателей. Если вы готовы поделиться своим мнением об RB.RU, переходите по ссылке, чтобы заполнить короткую анкету.
Каждое из 20 ведомств имеет свои преимущества, и если вы чувствуете, что душа лежит именно к работе с конкретной отраслью народного хозяйства (транспортом, например), то не нужно переубеждать себя и пытаться попасть в более престижную и оплачиваемую большую ведомственную четверку.
Начните с Министерства транспорта, усвойте базовые навыки, необходимые в нашей профессии, и уже потом переходите в ведомство вашей мечты. В ведомства попроще, как это ни очевидно звучит, проще попасть.
Что должен знать и уметь идеальный кандидат?
Сразу оговорюсь, что практически ничего из нижеперечисленного мной не преподают в вузе. Не потому, что система образования не практикоориентирована, а потому, что основная задача высшего образования – научить студента мыслительному, исследовательскому и аналитическому процессу.
Если имеется светлый ум, интерес к выбранной профессиональной отрасли и академические навыки, то на базовом уровне все осваивается довольно быстро. Благо, что работа на начальных позициях больше напоминает обучение в корпоративном университете.
Тебе сначала сто раз покажут, объяснят и не будут предъявлять особых требований к результатам труда.
Для успешного начала карьеры потребуются следующие навыки:
- грамотный письменный и устный русский язык;
- ясное и понятное изложение своих мыслей и замечаний к проекту документа;
- уверенная работа с существующей нормативной правовой базой;
- написание проектов нормативных правовых актов, а также знание процессуальной стороны вопроса их согласования и утверждения;
- формирование оптимизационных предложений в рамках зоны ответственности;
- четкое структурирование и правильная архивация входящей и исходящей корреспонденции;
- освоение сленгового языка госслужбы и формального канцелярита.
Как выбрать модель развития на госслужбе?
Главное требование к начинающему госслужащему – наличие стойкой мотивации к работе в системе, ведь именно с этим после получения первого денежного содержания возникают основные проблемы.
Эйфория от попадания в министерство и освоения большого объема нового знания улетучивается, ты начинаешь задавать себе все больше и больше непростых вопросов, видишь, как растет уровень оплаты труда у однокурсников из коммерческого сектора, и глубоко задумываешься. И здесь очень важно покопаться в себе на уровне ценностных и мировоззренческих установок. Понять, что реально, глубинно тобой движет, и проанализировать, есть ли этому место в системе государственного управления.
Допустим, что мотивация к продолжению работы все-таки найдена, азы освоены и у тебя, если ты все правильно сделал, появилась возможность карьерного выбора. При этом у начинающего чиновника есть две ключевые траектории профессионального развития:
Первая траектория хороша быстрым ростом капитализации госслужащего в качестве единицы экономических отношений. Получая узкую специализацию в отраслевом департаменте, госслужащий быстро обрастает необходимыми контактами коллег из других ведомств, становится узнаваем в рамках регулируемой отрасли/рынка, а также стремительно наращивает довольно дорогую профессиональную экспертизу.
Этот путь особенно хорош для тех, кто использует ведомства в качестве карьерного трамплина в частный сектор или государственную корпорацию. Но помните про функциональные колодцы отраслевых департаментов – это их главное преимущество и главный минус.
Есть и вторая модель, что куда больше располагает госслужащего к формированию целостного понимания о том, как работает система государственного управления. Это работа в обеспечивающих департаментах, включающих следующий функционал:
- кадровое делопроизводство,
- развитие человеческого капитала,
- проектное управление,
- корпоративная культура,
- управление делами,
- правовая экспертиза.
Особенно вам повезет если вы попадете в подразделение с низкой дистанцией власти и наличием запроса на изменения со стороны руководства ведомства. Самое ценное, что есть в этих департаментах – возможность принять активное участие в управлении изменениями, возможность пощупать давно устоявшиеся процессы руками, оптимизировать отдельные их звенья, а то и полностью переписать весь процесс.
Лучше всего в подобные департаменты приходить под конкретную оптимизационную сверхзадачу, дабы не утонуть в рутине повторяющихся операций.
Какой из этих вариантов лучше? Каждый сам даст для себя ответ в зависимости от его долгосрочных целей, карьерной ситуации и личностных интересов. Ну а я пока работаю в рамках второй модели.
Немного о важности команды на государственной службе
Для построения успешной карьеры важно учесть множество вещей, но критическое значение имеет именно команда. При этом под командой можно понимать как непосредственное окружение – отдел или блок под одним из заместителей директоров, – так и в целом департамент.
Почему это важно? Специфика госслужбы такова, что практически все в твоей профессиональной жизни в конкретный момент времени зависит от непосредственного руководителя. Именно он может депремировать тебя, а может представить к ведомственной награде.
Руководитель определяет круг твоих задач и непосредственные полномочия, решает, кому отдать политически окрашенные и от того наиболее хайповые поручения, кого отправить на совещание в вышестоящее ведомство и кого упомянуть в отчете перед заместителем министра.
Отсутствие взаимопонимания с непосредственным руководителем, откровенно слабый, выгоревший, коррумпированный или некомпетентный глава отдела – все это в первую очередь ударит по тебе и по твоей карьере. Из своего опыта хочу отметить, что порой при выборе следующего места работы конкретный функционал отдела или департамента не так важен, как возможность получения опыта работы с выдающимися представителями нашей профессии.
Очень важно понимать, что фактически первичной функциональной единицей в министерстве является именно начальник отдела. С него идет спрос, он распределяет задачи в рамках отдела, контролирует их исполнение и проверяет качество, а в случае чего и несет ответственность за ошибки его подчиненных.
На уровне директора департамента все задачи распределяются на начальников отделов, а дальше каждый из них сам волен решать, как выполнить то или иное поручение с учетом выделенных ему человеческих, интеллектуальных и материальных ресурсов. Не столь важно, какую должность в отделе ты занимаешь, в любом случае ты действуешь с оглядкой на начальника отдела, если не было поручено иное. Проще говоря, отдел из пяти человек – это один ценный специалист и его четыре помощника той или иной степени компетентности.
Допустим, что вы попали в один из перспективных отделов и вам повезло с грамотным и понимающим руководителем. В этом случае ваша ключевая задача – всесторонне облегчить жизнь ему, вашим коллегам по отделу, блоку и департаменту.
Особенно ценится возможность передать вам определенную зону ответственности и забыть про нее ровно до того момента, когда надо будет что-то согласовать, завизировать или подписать.
Сами следите за сроками, равномерно распределяйте нагрузку, вовремя привлекайте коллег к реализации контрольного поручения, а когда представляете что-то на решение руководителя, то готовьте несколько альтернативных вариантов. Я вас уверяю, что проблем с карьерным ростом у вас не будет никогда. Команда, делегируемые поручения, возросшая ответственность, ваша репутация – все это будет тянуть вас вверх по карьерной лестнице.
Может ли отдельный чиновник что-то изменить?
Сколько раз за свою недолгую карьеру я слышал о том, что все уже решено за нас, все давно поделено и коррупционная составляющая решительно не позволит хорошему и проактивному человеку сделать ничего положительного. При чем эта позиция зачастую присуща не только людям со стороны, но и самим чиновникам.
И здесь, как и в любом сложном вопросе, есть две стороны одной медали. Безусловно, ситуация, в которой у молодого чиновника получается удовлетворить собственные юношеские амбиции (как карьерные, так и в сфере управления изменениями) очень редка. Несмотря на преобразования последних десяти лет, система государственного управления все еще безумно консервативна и инертна.
У каждого из нас есть убеждения и собственное видение того, как должны выглядеть курируемые нами отрасли, однако ситуация, в которой человек несет единоличную ответственность за важное в масштабе страны направление, – исключительна.
Подобный уровень ответственности доступен лишь самому высокому руководству (начиная от заместителей министра), ибо сама концепция бюрократии подразумевает размытие ответственности не только между различными департаментами, министерствами, но и между различными ветвями власти. Исходя из этого, имплементация собственной картины мира в курируемые отрасли – скорее исключение, чем распространенная практика.
Но не все так плохо. На самом же деле, управление изменениями на государственной службе вполне можно приравнять к отдельному виду искусства. И здесь я снова обращусь к своему опыту. Выстраивание и успешная реализация долгосрочного карьерного трека в ведомстве возможна в случае наличия четкого осознания в формате:
- для чего вы здесь,
- какие задачи решаете,
- куда решение этих задач вас приведет.
Я сменил уже несколько департаментов и в каждом из них находил возможность, помимо текучки, оперативной, ежедневной работы, уделять внимание работе над изменением институциональной среды, среды, в которой я работаю.
В курируемой мной в настоящий момент отрасли у меня есть научно выверенная и подтвержденная ВАКовскими статьями и магистерской диссертацией картина мира и каждое свое операционное действие я стараюсь максимально подогнать под определенный образ.
Когда это возможно – проявляю инициативу и беру на себя дополнительную работу потому, что она на чуточку, но приближает курируемую отрасль к красивой картинке в моей голове. Когда это невозможно, просто популяризирую свою точку зрения.
В целом, теория малых дел ярчайшим образом проявляет себя именно в масштабных системах, вроде государственной службы. Сама система настолько инертна и забюрократизирована, что она не позволяет откровенным дуракам наделать глобальных глупостей, а прорывным ребятам зачастую обрубает крылья и сильно демотивирует.
Умение принять это как данность, переосмыслить свое место в системе, постепенно прийти к управлению изменениями в рамках теории малых дел, сформировать собственное видение курируемой отрасли и научно обосновать его – признак зрелого бюрократа и образцового чиновника. И поверьте, что таких людей в нашей стране куда меньше, чем всем нам этого бы хотелось.
Источник: rb.ru
Запрет на предпринимательскую деятельность для госслужащих
Может ли госслужащий заниматься предпринимательской деятельностью — нет, это напрямую запрещено законом о государственной службе. За нарушение сотрудника госучреждения могут уволить.
Можно ли госслужащим заниматься предпринимательством
В Федеральном законе о государственной службе РФ строго указано, могут ли государственные служащие заниматься предпринимательской деятельностью, — нет, личное предпринимательство или ведение ИП через доверенных лиц для госслужащих запрещены (п. 3.1 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ от 27.07.2004).
Кроме того, служащим госучреждений нельзя участвовать в управлении коммерческими и некоммерческими организациями (п. 3 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ). Исключения — участие на безвозмездной основе:
- в управлении политической партией, профсоюзом, участие в жилищном кооперативе, товариществе собственников недвижимости;
- в управлении НКО с разрешением нанимателя;
- в управлении коммерческой организацией, которая является частью госкорпорации, государственной или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа такой компании;
- в составе коллегиального органа коммерческой организации или НКО на основании актов президента или правительства РФ;
- в представлении интересов России или ее субъекта в органах управления или ревизионной комиссии организации, которую учредили РФ или субъект РФ.
Иные случаи безвозмездного участия предусмотрены международными договорами и или федеральными законами РФ.
А в Федеральном законе о муниципальной службе закреплено, может ли муниципальный служащий заниматься предпринимательской деятельностью, — нет, для них действует аналогичный запрет на предпринимательство (пп. 3 п. 1 ст. 14 25-ФЗ от 02.03.2007). Открывать собственное дело и вести бизнес муниципальным служащим нельзя.
Не все сотрудники государственных и муниципальных учреждений — это государственные и муниципальные служащие. Если сотрудник работает по найму в госучреждении, но не имеет статуса служащего, он вправе открыть ИП. Для бывших госслужащих тоже не действует запрет на ведение предпринимательства: им разрешено регистрировать ИП после увольнения с госслужбы.
Какие еще виды деятельности запрещены
В ст. 17 79-ФЗ определено, могут ли чиновники заниматься предпринимательской деятельностью, — не могут, причем не только предпринимательством, но и другой коммерцией. Для госслужащих установлено много запретов. Им нельзя:
- замещать должности гражданской службы, если они избраны и назначены на государственную или выборную должность, избраны на оплачиваемую выборную должность в профсоюзе;
- приобретать ценные бумаги, по которым поступает доход;
- представлять дела третьих лиц в том госоргане, в котором работает госслужащий;
- выезжать за границу РФ за счет средств физических и юридических лиц (исключение — служебные командировки);
- использовать государственное имущество в целях, которые не связаны со службой. Передавать госимущество другим лицам.
Это не все запреты для служащих госучреждений. К примеру, в п. 17 ч. 1 ст. 17 написано, может ли госслужащий заниматься иной оплачиваемой деятельностью, — да, если наниматель предоставит ему письменное разрешение. Если такого разрешения нет, то и дополнительные оплачиваемые занятия запрещены.
Какие виды деятельности разрешены
В нормативах разъясняется, почему госслужащим нельзя заниматься предпринимательской деятельностью, — из-за возможного конфликта интересов. Если конфликта интересов нет, государственный или муниципальный служащий вправе заниматься иной оплачиваемой деятельностью с официального согласия нанимателя (пп. 2 п. 1 ст. 14 79-ФЗ, пп. 2 п. 1 ст.
11 25-ФЗ — для муниципальной службы). Но не предпринимательством: на открытие ИП установлен прямой запрет.
Госслужащим не запрещено иметь ценные бумаги, доли, паи в уставных капиталах (исключение — п. 4 ч. 1 ст. 17 79-ФЗ о приобретении ценных бумаг). Но если в отношении таких ценных бумаг, долей и паев возникает конфликт интересов (когда владение активами влияет на объективное исполнение обязанностей), госслужащий обязан передать их в доверительное управление (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда по делу № А56-55628/2012 от 07.06.2013, кассационное определение Мосгорсуда № 4г/2-5892/14 от 25.06.2014, апелляционное определение Мосгорсуда по делу № 33-10143 от 28.03.2014).
Государственным и муниципальным служащим не запрещено приобретать недвижимость. Только о наличии недвижимых объектов следует ежегодно отчитываться в декларациях (справках) о доходах государственного служащего. А вот сдавать жилье в аренду получится, только если наем не носит систематический характер, то есть не является незарегистрированным бизнесом (к примеру, служащий купил несколько квартир и сдает их без регистрации ИП). Если недвижимость приобрели для личного использования или получили квартиру по наследству, но необходимости в использовании такого жилья нет, его сдача в аренду не запрещена.
На официальном сайте госслужбы приведен еще один пример, какой деятельностью может заниматься госслужащий дополнительно, — изучать дополнительные профессиональные программы. Перечень таких программ и реестр образовательных организаций представлен в Едином специализированном информационном ресурсе «Профессиональное развитие».
Какая ответственность предусмотрена за нарушение запрета
По закону 79-ФЗ, госслужащие не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью, а за нарушение этого запрета последуют санкции (ст. 68 79-ФЗ). Нарушителю грозит дисциплинарное взыскание за ненадлежащее исполнение, неисполнение служебных обязанностей или увольнение в связи с утратой доверия (ст. 57, п. 4 ч. 1 ст. 59.2 79-ФЗ).
Нарушение запрета госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью повлечет административную, а в некоторых случаях и уголовную ответственность за незаконное предпринимательство. За осуществление предпринимательства без регистрации ИП придется заплатить от 500 до 2000 рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ). А по ст.
171 УК РФ, за незаконное предпринимательство предусмотрен штраф до 300 000 рублей или зарплата нарушителя за период до двух лет. Другой вариант наказания — принудительные работы до 480 часов или арест до 6 месяцев.
Источник: clubtk.ru
Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением?
Федеральный министр Р занимается предпринимательской деятельностью через своих доверенных лиц, в том числе участвуя в управлении ОАО «Сатурн».
Является ли подобная деятельность конституционным правонарушением?
Если да, то какие меры конституционно-правовой ответственности возможны в отношении федерального министра?
26 октября 2022, 22:18 , Юлия, г. Челябинск
Ответы юристов
Софья Сычева
Юрист, г. Санкт-Петербург
Общаться в чате
Да, это прямое нарушение запрета, установленного п.1 ч.3 ст.6 Федерального конституционного закона от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:
Член Правительства Российской Федерации не вправе:
1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, члену Правительства Российской Федерации не поручено участвовать в управлении хозяйствующим субъектом.
Источник: pravoved.ru