Рассмотрен ряд проблем, связанных с ролью органов государственной власти в развитии местного самоуправления в Российской Федерации. Показан интерес ученых к проблематике отношений, возникающих между государственной властью и муниципальной властью. Проиллюстрировано конституционное регулирование сферы местного самоуправления в Республике Мордовия.
Выявлены проблемы в законодательном регулировании, в первую очередь, на уровне субъекта Российской Федерации в сфере участия органов государственной власти в развитии местного самоуправления. Затронуты вопросы передачи отдельных полномочий от органов государственной власти органам местного самоуправления. Разносторонне изучена система гарантированности государством местного самоуправления. Показаны некоторые проблемы реализации ответственности органов местного самоуправления перед государством. В статье делаются обобщающие выводы и предлагаются варианты решения рассматриваемых проблем.
Власть. Роль политики в жизни общества Подготовка к ОГЭ по обществознанию
ответственность.
орган местного самоуправления
местное самоуправление
государственная власть
государство
1. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. – М.: Норма, 2008. – 592 с.
2. Еремин А.Р. Гарантии местного самоуправления как условие публичного властвования // Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт: сборник научных трудов. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2004. С. 94-97.
3. Еремин А.Р. Реализация права человека и гражданина на местное самоуправление в Российской Федерации: конституционные вопросы. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. – 280 с.
4. Кеня И.А. Институт местного самоуправления с позиции соотношения международного и российского права // Государственная власти и местное самоуправление. – 2014. – № 8. – С. 18-22.
5. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 672 с.
6. Любушкин В.А. Конституционно-правовая характеристика Республики Мордовия как субъекта Российской Федерации. – Саранск: Типография ООО «ПРИНТ-ИЗДАТ», 2012. – 176 с.
7. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: теория, практика, методика / под ред. А.В. Гайды, М.Ф. Казанцева, К.В. Киселева, В.П. Руденко. – Екатеринбург: УрО РАН, 2001. – 448 с.
8. Шугрина Е.С. Контроль, ответственность власти и иные гарантии права на осуществление местного самоуправления. Монография. – М., 2008. – 427 с.
9. Эбзеев Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный суд. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 349 с.
Местное самоуправление, осуществляемое на всей территории Российской Федерации, составляя одну из важнейших основ конституционного строя, способную обеспечить эффективное и одновременно приближенное к гражданину и местным условиям управления, является одной из главных функций государства, его федеральных и региональных органов государственной власти.
Экосистема «ГосТех»: потенциал и перспективы для бизнеса
Государство и все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная как на федеральном уровне, так и на региональном, исполняя Конституцию Российской Федерации, обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
Как справедливо указано в одной из работ, посвященной проблемам местного самоуправления: «Гарантирование права на осуществление местного самоуправления является важной составной частью общего механизма реализации публичного властвования на местном уровне. Изучение этой стороны обеспечения функционирования местного самоуправления помогает понять, с одной стороны, проблемы реализации законодательства о местном самоуправлении и связанные с этим направления его совершенствования, а с другой, оценить условия, в которых осуществляется деятельность граждан и муниципалитетов» [3, с. 162].
Цель статьи — проанализировать роль и значение органов государственной власти в развитии местного самоуправления в Российской Федерации, показать ряд существующих проблем в данной сфере.
Методология и методы исследования — совокупность диалектического, исторического, формально-юридического, логического, сравнительно-правового и других методов познания.
Согласно части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Полномочия федеральных государственных органов власти в этой области исчерпываются установлением общих основ и принципов организации местного самоуправления, а на государственные органы власти субъектов Федерации ложатся полномочия по закреплению и развитию данных основ и принципов осуществления местного самоуправления. Такое распределение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти позволяет им предметнее заниматься вопросами становления и развития местного самоуправления.
Важно конституционное закрепление на уровне субъекта Российской Федерации возможностей осуществления местного самоуправления, поскольку оно определяет отправную точку всей системе законодательства региона на создание эффективной модели местного самоуправления и определяет роль государственной и муниципальной власти в этом вопросе.
Конституцию (устав) субъекта Российской Федерации можно определить как основной закон субъекта Российской Федерации, принимаемый им самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации и устанавливающий систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, принципы местного самоуправления, административно-территориальное устройство, экономические и финансовые основы данного субъекта Российской Федерации, а также регулирующий ряд других вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации к ведению субъекта РФ [7, с. 43].
Так, Конституция Республики Мордовия как основной закон субъекта Федерации содержит нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус, основы территориального устройства Республики Мордовия, структуру и компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления. Во второй статье Конституции Республики Мордовия установлен конституционный принцип народовластия. В ней говорится, что источником власти в Республике Мордовия является многонациональный народ Российской Федерации. Народ выражает свою власть непосредственно, а также через систему органов государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления [6, с. 16]. Из Конституции Республики Мордовия «вырастает» система законодательства, регулирующего отношения государственной и муниципальной власти на территории Республики Мордовия.
Конкретные полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления закреплены в ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В них дан исчерпывающий перечень полномочий. Отступление от него и совершение действий за его пределами недопустимо.
По характеру и содержанию эти полномочия можно подразделить на группы, предусматривающие: правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления; обеспечение гарантий осуществления обязанностей органов государственной власти в области местного самоуправления; обеспечение финансово-экономической основы местного самоуправления; наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями; осуществление контроля за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, защиты прав местного самоуправления.
По своим видам эти полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Для этого используются разные средства — издание правовых актов, статистическая отчетность, методические рекомендации, контрольные и иные действия.
Приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти на современном этапе является правовое регулирование организации и деятельности местного самоуправления и контроль за исполнением соответствующего законодательства. На федеральном уровне действуют ряд федеральных законов. Среди них: об общих принципах организации местного самоуправления, о муниципальной службе, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме.
Однако для сегодняшнего дня проблемой является то, что формирование правовой базы местного самоуправления на уровне субъектов Федерации неоправданно затянулось. Субъекты Российской Федерации либо не приняли необходимых законов, например, в Республике Мордовия закон о возможности досрочного прекращения полномочий муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, либо имеющиеся законы субъектов Федерации страдают низким качеством, поверхностным подходом, внутренними противоречиями, неурегулированностью многих отношений, небрежностью юридической техники. Далеко не все субъекты Федерации располагают для столь серьезного нормотворчества квалифицированными кадрами юристов, специалистами в области местного самоуправления и необходимым финансированием.
Для решения данной проблемы необходимо создать не только мощный научный федеральный центр по проблемам местного самоуправления, но и подобные центры в субъектах РФ, которые бы изучали и обобщали практику осуществления местного самоуправления, разрабатывали законопроекты для субъектов Федерации, а также методические рекомендации для муниципальных органов.
Важным направлением деятельности органов государственной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне является наделение органов местного самоуправления законом отдельными государственными полномочиями, передача материальных и финансовых средств, необходимых для их осуществления, контроль за их реализацией. Принцип делегирования полномочий на места как объективный процесс, направленный на децентрализацию государственной власти, получил широкое международное признание и закрепление в Европейской Хартии о местном самоуправлении. Этот процесс отражает возрастающую интеграцию местных органов в государственный механизм, их приспособление к решению задач, имеющих общегосударственное и общерегиональное значение. Однако институт местного самоуправления по-разному трактуется в российском и зарубежном законодательстве [4, с. 19], что, несомненно, нужно учитывать при создании моделей местного самоуправления в субъектах Российской Федерации.
Значительная роль органов государственной власти заключается в обеспечении гарантий местного самоуправления. Суть гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами организационную и финансово-материальную самостоятельность местных сообществ и их органов в решении вопросов местного значения, защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных условий для их наиболее полного осуществления.
Гарантированность местного самоуправления — это его неотъемлемый атрибут, который закреплен как на международном, так и в российском национальном праве [8, с.68].
В юридической науке существует ряд классификаций гарантий местного самоуправления, например, А.Р. Ереминым выделяются государственные и муниципальные гарантии [2, с. 95].
Прежде всего, органы государственной власти должны обеспечить реализацию установленных законодательством таких наиболее значимых гарантий для местного самоуправления, как удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов; обеспечение муниципальным образованиям минимального местного бюджета на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности; компенсация дополнительных расходов муниципальных образований, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Однако обеспечение этих гарантий из-за социально-экономического кризиса в России пока производится недостаточно эффективно.
Особая роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, принадлежит суду. Его роль в этой сфере двояка: во-первых, защита местного самоуправления от неправомерных действий государственных органов власти, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений, юридических и физических лиц; во-вторых, судебный контроль при решении вопросов об ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.
Однако следует отметить, как показывает практика деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов, развитие местного самоуправления тормозится из-за медленного осуществления реформы судебной власти.
Сегодняшние социально-экономические и политические реформы, проводимые в стране, породили массу коллизий, требующих судебного решения.
Весьма показателен в этом отношении опыт взаимодействия двух крупнейших демократических реформ в России — земской и судебной 1864 г., которые одновременно должны были обеспечить реализацию экономических и социальных преобразований в стране. Примечательными и не утратившими своей актуальности и сегодня являются цели судебной реформы. Следует отметить, что земства могли функционировать во многом благодаря возможности цивилизованного судебного порядка разрешения споров между ними и администрацией. Сегодняшнее обращение к истории позволит преодолеть ряд противоречий и коллизий в осуществлении судебной защиты местного самоуправления.
Успешное становление и развитие местного самоуправления в немалой степени зависит от действенности контроля государственных органов за деятельностью его органов. Естественно, формы и методы контроля во многом изменились с учетом организационной самостоятельности муниципальных органов. Теперь решения органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены только органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.
Главным объектом контроля в настоящее время является соблюдение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления как при принятии ими решений, так и при исполнении действующего законодательства и устава муниципального образования. Органы государственной власти должны обеспечивать контроль за тем, чтобы организация и деятельность местного самоуправления осуществлялась на основе закона и в рамках закона. Предметом контроля со стороны государственных органов является и ход исполнения отдельных государственных полномочий, которыми законом наделены органы местного самоуправления.
В соответствии с Европейской Хартией местного самоуправления от 15 октября 1985 года любой административный контроль над органами местного самоуправления может осуществляться только в формах и в случаях, предусмотренных Конституцией или законодательством, а также он должен осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости интересов, которые это вмешательство имеет в виду защитить.
В ч. 4 ст. 4 Европейской Хартии говорится, что «предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными». Но тем не менее реальности местного самоуправления требуют постоянного контроля за соответствием его функционирования, выстроенным теоретическим и законодательным моделям.
В специальной литературе к гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятельность местного самоуправления, относят закрепляемые Конституцией РФ основополагающие положения, требующие своего развития в специальном законодательстве. В этом перечне и контроль государственных органов за деятельностью органов местного самоуправления [5, с. 640].
В соответствии со ст. 10 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» надзор за исполнением федеральных законов, законов субъектов Федерации и уставов муниципальных образований органами и должностными лицами местного самоуправления осуществляет от имени государства прокуратура Российской Федерации свойственными ей методами прокурорского надзора. Особая роль надзорных функций прокуратуры в этой сфере обусловлена и тем фактом, что нарушение законодательства в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления носит весьма распространенный характер.
Непосредственное отношение к гарантиям прав местного самоуправления имеет институт ответственности его органов и должностных лиц, призванный обеспечить их эффективную деятельность в интересах граждан и местных сообществ.
В статье 76 ФЗ № 131 установлена ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, перед государством, перед физическими и юридическими лицами.
Наиболее сложен и мало разработан вопрос об ответственности представительных органов местных сообществ.
Ответственность представительных органов местного самоуправления должна выражаться в неблагоприятных для них правовых последствиях за ненадлежащее осуществление ими своих полномочий. Основанием юридической ответственности, таким образом, является правонарушение. В данном случае — неисполнение представительным органом местного самоуправления какой-либо обязанности, возложенной на него законом, или издание им противоречащего законодательству правового акта.
Здесь следует согласиться с мнением ряда ученых, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» установлена громоздкая и малоэффективная процедура привлечения к ответственности представительного органа местного самоуправления [3, с. 148-149].
К тому же не всякое нарушение закона должно становиться основанием для досрочного прекращения полномочий. Здесь требуется осторожный и весьма взвешенный подход. Следует учитывать и степень «тяжести» нарушения. И только в случае грубого нарушения закона, повлекшего либо могущего повлечь существенные неблагоприятные последствия, необходимо применять крайнюю меру ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Превентивной мерой такой ответственности может стать — предупреждение о возможности роспуска.
Представляется, решение вопроса о роспуске представительного органа местного самоуправления за нарушение устава муниципального образования целесообразно принимать только с учетом мнения населения.
Вообще, государственный надзор и ответственность перед государством не означают ограничение автономии местного самоуправления. Их следует рассматривать как естественный противовес правам, которые предоставлены и гарантированы законодательством местным сообществам.
Работа выполнена в рамках темы НИР № 53/23-15: Системный анализ проблем формирования и реализации регионального законодательства в сфере местного самоуправления в Российской Федерации.
Рецензенты:
Еремин А.Р., д.ю.н., профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск;
Сушкова Ю.Н., д.и.н., доцент, декан юридического факультета Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, г. Саранск.
Источник: science-education.ru
Цели, формы и методы воздействия органов государственной власти и местного самоуправления на предпринимательство.
Цели: необходимость государственного воздействия определяется такими требованиями охраны публичных интересов, как:
• обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
• формирование государственного бюджета;
• защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;
• обеспечение занятости населения;
• обеспечение безопасности и обороны страны;
• реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;
• соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.
Конституция РФ обязывает органы государства и местного самоуправления использовать все имеющиеся у нас материально-финансовые и организационные возможности для утверждения и развития предпринимательства на основе права и законности, для предупреждения и устранения в нем противоправных проявлений.
Применяются предусмотренные законодательством и создаваемые практикой формы и методы, которые подразделяются на две группы.
Первую группу составляют формы и методы, распространяемые на предпринимательские организации, создаваемые органами государства и местного самоуправления соответственно на базе государственной и муниципальной собственности.
Специфика данной группы форм и методов заключается в том, что они отражают субординацию взаимоотношений между властными структурами и подчиненными им субъектами предпринимательской деятельности.
Так, коммерческие организации в организационно-правовых формах государственного или муниципального унитарных предприятий создаются по решению уполомоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Этими органами утверждаются их учредительные документы — уставы. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги), назначают и увольняют руководителей данных предприятий, учреждений и организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями предприятий, учреждений, организаций, находящихся в муниципальной собственности, строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством. Никаких особых сложностей, правовых проблем во взаимоотношениях государственных органов и органов местного самоуправления, с одной стороны, и созданных ими предпринимательских структур — с другой, не возникает. Успех зависит от инициативности обеих сторон: одной — от умения управлять, другой — от умения хозяйствовать.
Вторая группа форм и методов воздействия государственных органов и органов местного самоуправления применяется к предпринимательским организациям, которые не находятся в государственной и муниципальной собственности.
Некоторые из методов данной группы являются административно-правовыми:
— государственная регистрация субъектов предпринимательства;
— лицензирование отдельных видов деятельности;
— регистрация и выдаче патентов на объекты интеллектуальной собственности.
Следует отметить возрастающую актуальность контроля государственных и муниципальных органов за соблюдением законности в деятельности субъектов предпринимательства. Однако деятельность контролирующих органов осложняется определением границ, где начинается служебная или коммерческая тайна, за которые им не дозволяется проникать.
Регулирование предпринимательской деятельности представляет государственно-правовое воздействие в отношении субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной деятельности или поддержания ее в соответствующем состоянии ( запрет определенных видов хозяйственной деятельности (в виде запрета строительства экологически вредных объектов).
Все виды государственного воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия органа власти или управления, с которым связываются правовые последствия:
— с реди актов-разрешений можно выделить систему лицензионных разрешений. Лицензии как разрешительные акты применяются в целом ряде видов предпринимательской деятельности.
— Акт контроля представляет собой действие уполномоченного государственного органа, фиксирующего в соответствии с законом определенное правовое положение хозяйствующего субъекта, на основе которого должна осуществляться его последующая предпринимательская деятельность. Все виды контроля носят текущий и последующий характер.
Государство осуществляет контроль за состоянием и развитием экономики с помощью различных способов:
— фискальных;
— путем прямого вмешательства.
Фискальная политика — это управление экономикой посредством налогов и государственных вложений.
Налоги — это обязательные безвозмездные платежи (взносы), установленные законодательством и осуществляемые в определенном размере и в определенный срок.
Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня и обезличиваются в них. Этим они отличаются от всевозможных сборов, которые, хотя тоже зачисляются в бюджет, но должны использоваться только на те цели, ради которых они взимались.
Собирая налоги, государство получает в распоряжение крупные денежные средства, что позволяет ему проводить самостоятельную инвестиционную политику. Государственные инвестиции и заказы создают гарантированный рынок, обеспечивая стабильную реализацию продукции фирмам, получающим госзаказы, и их партнерам. Государство применяет следующие методы регулирования: выделение бюджетных ассигнований на финансирование целевых инвестиционных программ, изменение налоговых ставок на инвестируемую прибыль, маневрирование уровнем и условиями процента на государственный кредит.
Опираясь на законодательство, государство может осуществлять регулирование предпринимательства, принимая те или иные хозяйственные решения. Оно выступает и как крупный хозяйствующий субъект, непосредственно участвующий в рыночной экономике. Государство регулирует рыночную экономику не только как внешняя по отношению к ней сила, но и как непосредственный участник производственно-коммерческих операций. Прямое воздействие государства на экономику осуществляется через дотации.
Дотации — денежные суммы, выделяемые из государственного бюджета для преодоления отраслевых кризисов. Дотации предоставляются предприятиям, продукция которых имеет социальное, народнохозяйственное или оборонное значение, но траты на ее изготовление делают производство нерентабельным. За счет дотаций государство поддерживает и относительно низкие цены на отдельные виды товаров.
Органы прокуратуры осуществляют от имени РФ надзор за исполнением действующих законов как государственными органами и их должностными лицами, так и органами управления и руководителя коммерческих и некоммерческих организаций Федеральный закон от 17 ноября 1995г. № 168-ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»..
Стоит отметить, что в России контролеров предпринимательской деятельности, к которым можно отнести десятки различных инспекций ОВД, здравоохранения, государственных противопожарной и метрологической служб и др.,
Источник: infopedia.su
Роль местных органов власти в развитии бизнеса
Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
— определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
— сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
— определить направления развития малого бизнеса;
— сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ………………………………………………………………………. 22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………. 29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Заключение ……………………………………………………………………..41
Список использованной литературы …………………………………………44
Файлы: 1 файл
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный педагогический университет им. Минина
Кафедра общетехнических дисциплин
по теории и практике домоведения
на тему: «Роль местных органов власти в развитии бизнеса»
Работа допущена к защите Выполнил:
Зав. Кафедрой ОТД студент 4 курса заочного
С.М. Шевченко отделения ТЕФгр.4ДОМ
Глава 1. Роль и место малого бизнеса в современной экономике ………….5
1.1. Сущность и субъекты малого бизнеса ………………………………….5
1.2. Роль малых предприятий в решении экономических, социальных и политических проблем ………………………………………………………..11
1.3. Особенности становления малого бизнеса …………………………….16
Глава 2. Роль местных органов власти в развитии бизнеса Нижегородской области ………………………………………………………………………. ..22
2.1. Структура предприятий малого бизнеса ………………………………22
2.2. Формы и виды поддержки малого бизнеса органами власти ………. 29
2.3. Концепция развития малого и среднего предпринимательства на территории Нижегородской области на период до 2020г …………………..34
Список использованной литературы …………………………………………44
В процессе исторического развития отношение к малому бизнесу в мире менялось. В полной мере его роль в формировании и развитии рыночных отношений была осознана лишь в 60-е годы. Именно тогда в развитых и в ряде развивающихся стран стала осуществляться политика комплексной поддержки и стимулирования малого бизнеса. Сегодня опыт США, Японии, Италии и других стран убедительно свидетельствует: развитие малого бизнеса создаёт предпосылки для ускоренного экономического роста, способствует диверсификации и насыщению местных рынков, позволяя вместе с тем компенсировать издержки рыночной экономики (безработица, конъюнктурные колебания, кризисные явления).
За последние годы в России в сфере малого бизнеса произошли важные изменения: сформирован институт государственной поддержки и развития малого предпринимательства, на местах функционируют десятки учебно-деловых центров, консультационных и лизинговых фирм, бизнес — инкубаторов; происходит становление соответствующей негосударственной инфраструктуры, в том числе и при содействии международных проектов.
Сегодня на местах существует значительный разброс в подходах к формам и средствам поддержки малого бизнеса. В начале структуры и механизмы поддержки малого предпринимательства формировались в каждом регионе по — своему, в соответствии с ситуацией. Но по мере развития реформ становится возможным выделить и отобрать из всего многообразия принципов, методов и организационных форм наиболее эффективные. Таким образом, постепенно складывается основа технологии решения типовых региональных задач в сфере поддержки и развития малого предпринимательства.
В решении возложенных на малый бизнес задач первостепенная роль принадлежит органам законодательной и исполнительной власти, структурам поддержки малого предпринимательства, разрабатывающим и реализующим государственную политику в отношении данного сектора экономики, т.е. механизму взаимодействия власти и предпринимательства в России.
В последние годы малому бизнесу придается большое значение. Его роль в формировании местного и федерального бюджетов, в решении социальных проблем признается на всех уровнях государственного управления.
Развитие малого предпринимательства является одним из приоритетных направлений. С каждым годом растет вклад малого бизнеса в валовой региональный продукт.
Основной целью политики поддержки малого бизнеса является создание благоприятных экономических и организационных условий для формирования развитого благоприятного климата, обеспечивающего эффективный рост малого предпринимательства.
Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью активизации развития малого бизнеса как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики.
Целью курсовой работы является изучение деятельности местных органов власти в сфере поддержки малого бизнеса.
Задачи курсовой работы:
— определить место и роль малого бизнеса в современной экономике;
— сделать анализ малого бизнеса в Нижегородской области;
— определить направления развития малого бизнеса;
— сделать соответствующие выводы и высказать свои предложения.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Роль и место малого бизнеса в современной экономике
- Сущность и субъекты малого бизнеса
Понимание необходимости развития малого бизнеса требует ясного представления о том, какое место он занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности.
В современных условиях малое предпринимательство (МП) относится к числу необходимых элементов рыночной экономики, поскольку этот сектор включается в структуру современной модели рыночно-конкурентного хозяйства и оказывает существенное влияние на темпы экономического роста, структуру и качество валового внутреннего продукта (ВВП).
Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные ниши и стимулируют деятельность крупных корпораций.
Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики по стимулированию развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.
О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ — с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. — это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.
В самом общем виде под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность данного понятия [12, c. 50].
Изучение и анализ состояния и развития малого бизнеса в современных условиях предполагают в первую очередь рассмотрение критериев отнесения предприятий к малым. На сегодняшний день в мире не выработано единого подхода, позволяющего относить предприятия к малым или средним. В одних государствах применяется весь спектр критериев в целом, в других только его составляющие.
В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям [1]:
— доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;
— доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25%;
— средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для « микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;
— предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия — 60 млн руб.;
малые предприятия — 400 млн руб.;
средние предприятия — 1000 млн руб.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием — численности работников либо размера выручки от реализации произведенных товаров либо оказанных услуг. Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если численность работников или размер выручки держатся выше или ниже предельных значений в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Применение различных критериев отнесения предприятий к малым в России обусловлено различными целями. Так, одни из них направлены на право применения упрощенной системы налогообложения, другие — на право применения единого налога на вмененный доход, третьи — на освобождение от уплаты НДС, четвертые — на получение субсидиарной помощи от государства. Современное правительство России отводит малому предпринимательству большую роль в экономической политике государства, что является основанием для применения единого подхода отнесения предприятий к малому бизнесу независимо от цели, будь то налогообложение, статистические наблюдения или определение роли малого бизнеса в общей массе ВВП.
Субъект малого предпринимательства может осуществлять свою деятельность в форме индивидуального предпринимателя без образования юридического лица или в форме юридического лица.
При создании собственной фирмы каждому предпринимателю необходимо выбрать ее организационно-правовую форму в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности. Наиболее простая форма организации предпринимательской деятельности — индивидуальный предприниматель.
В соответствии со статьей 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Это право наступает с момента государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила (установленные ГК РФ), регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не оговорено иными правовыми актами.
На начальной стадии организации бизнеса индивидуальная предпринимательская деятельность без образования юридического лица является наиболее подходящей формой. В случае успеха индивидуальный предприниматель приобретает необходимый опыт и капитал для перехода в категорию корпоративного бизнеса с образованием юридического лица, например, в форме ООО.
При выборе юридической формы предприниматель руководствуется направлениями и объемами бизнеса, количеством участников (соучредителей) и деятельностью своего предприятия в рыночной экономике. Все юридические лица, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, делятся на два вида: коммерческие и некоммерческие организации. Статус малого предприятия могут приобрести только коммерческие организации, то есть юридические лица, основная цель деятельности которых — извлечение прибыли. В свою очередь, коммерческие организации могут создаваться в различных организационно-правовых формах, а именно: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы (артели).
Хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами признаются все коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей уставным капиталом. Уставный капитал — часть капитала компании, предназначенного для начала ее деятельности и для гарантирования проводимых операций, сделок перед кредиторами и партнерами. Величина Уставного капитала оговаривается уставом компании. Уставный (начальный) капитал и приобретенное в процессе деятельности имущество принадлежат хозяйственному товариществу или хозяйственному обществу на праве собственности.
Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного).
Хозяйственные общества могут формироваться в виде акционерного общества (закрытого или открытого) или общества с ограниченной ответственностью.
Акционерное общество (АО) – общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Если участники АО могут отчуждать свои акции без согласия других акционеров, то такое АО признается открытым (ОАО).
Открытое АО обязано ежегодно публиковать годовой отчет, баланс, отчет по прибыли (убытки). Акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или определенного круга лиц, признается закрытым АО (ЗАО). Количество участников не превышает численность, установленную законодательством, для ЗАО (50 человек).
Источник: www.yaneuch.ru