Роль социального управления во взаимоотношениях бизнеса и государства

Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4
1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4
1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5
2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России. …9
3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..……………11
Заключение…………………………………………………………………….…13
Список литературы………………………………………………………………14

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА ИМ.И.М.ГУБКИНА

Кафедра экономической теории

Реферат по государственному регулированию экономики

1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности…………..……4

1.1.Понятие бизнеса и его функции……………………………………..…….4

1.2.Понятие власти и её функции……………………………………………..5

2. Этапы взаимодействия бизнеса и государства в постсоветской России. …9

3. Модели взаимодействия власти и бизнеса……………………..………… …11

На современном этапе социально-экономического развития России одним из главных факторов, определяющих перспективы российского общества и государственности является не политика и даже не экономика, а культура взаимоотношений государства и бизнеса.

О развитии взаимодействия с институтами гражданского общества, в числе которых неизменно стоит и бизнес, государство говорит давно и на всех уровнях. Помогают ему в этом и ученые, которые призывают бизнес быть социально ответственным, а государство, напротив, переложить часть своей ответственности на предпринимателей. Тем не менее, по взаимному признанию всех сторон процесса, до гармоничного сожительства двух этих сил в России еще далеко, но стремиться к этому нужно уже сегодня.

Из принципов российского Закона следует, что важное условие конструктивного взаимодействия государства и бизнеса – это их равенство и совместные инвестиции в человека. К примеру, такие нормы закреплены в Конституции нашей страны, в законодательстве о государственных заказах, нормативных актах о деятельности бизнеса. Ведь именно человек, согласно нашей Конституции, является высшей ценностью в государстве. Понимает это и государство, и те, у кого других ценностей предостаточно.

Примеров взаимовыгодного взаимодействия государства и бизнеса в последние годы становится все больше, поскольку оба этих игрока научились решать общие и свои проблемы одновременно. Так, государство развивает экономику, а бизнес, помогая ему в этом, зарабатывает деньги, как и должно быть при нормальной общественной ситуации.

1. Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности.

Взаимодействие бизнеса и власти, отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недоста-точной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

1.1.Понятие бизнеса и его функции.

Экономический словарь трактует бизнес как инициативную, экономическую деятельность, осуществляемую за счет собственных или заемных средств на свой риск и под свою ответственность, ставящую главными целями получение прибыли и развитие собственного дела.

Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.

По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес — организации — начинающий, развивающийся, сложившийся.

Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.

Бизнес является важнейшей движущей силой развития, играющей ключевое место в жизни общества, что обусловлено его функциями. Основываясь на анализе научной литературы и экономической практики, представим обобщенный взгляд на функции современного российского бизнеса:

·Экономическая — развитие любого общества возможно только при ведении им хозяйственной деятельности;

·Инновационная — бизнес обеспечивает внедрение в практику новейших достижений в области науки и технологии.

·Политическая — бизнес, особенно крупный, оказывает значительное влияние на принятие политических решений и оказывается важнейшим фактором развития гражданского общества.

·Лидерская — в определенном смысле деловой мир является лидером в современном российском обществе, так как состояние бизнеса определяет состояние общества.

·Социальная — бизнес выступает связующим звеном, обеспечивающим интеграцию общества, развитие социального партнерства.

·Этическая (нравственная) — этика деловой активности выступает своеобразным ориентиром нравственной культуры других сфер общественной жизни.

1.2.Понятие власти и её функции.

Власть является регулирующим и координирующим органом, определяющим стратегические ориентиры в социальном и экономическом развитии; создающим базовые условия для бизнеса и повышения эффективности экономики; разрабатывающим и внедряющим проекты государственной важности и национального масштаба.

Рассмотрим сущность феномена власти и государства в контексте их взаимодействия с бизнесом в той же логике, то есть через функции.

А. Бунич выделяет 8 функций государства в экономике:

Первая функция — дирижистская. Здесь автор проводит прямую аналогию с оркестром, где музыканты играют, а дирижёр задает темп и синхронизирует их действия. На первый взгляд, роль дирижера сводится к малопонятному размахиванию палочкой. Однако уберите его — и музыка тотчас превратится в какофонию.

Подвид второй функции — государство как гарант инвестиций. Государство должно вкладывать средства в экономику страны, что бы убедить остальных, что вложения в российскую экономику являются надежным предприятием. Тогда капиталы будет вносить и российский и зарубежный бизнес.

Третья функция — государство как катализатор экономических процессов. Если необратимо стагнирует какое-то предприятие, почему бы не завершить его деятельность досрочно, пустив освободившиеся денежные и человеческие ресурсы на другое, перспективное с экономической точки зрения дело? Если понятно, что этот промышленный район не имеет перспективы, надо продумать меры, чтобы расчистить там площадку, на которую придут инвесторы и построят жилой квартал.

Четвертая функция государства — социальная. Никто кроме государства не в состоянии осуществлять социальные проекты, обеспечивать перераспределение средств в экономике страны в интересах социально незащищенных. Очевидно, что частный бизнес не может этого обеспечить в полной мере даже при высоком уровне социальной ответственности.

Шестая функция — планирование и прогнозирование. Никто, кроме государства, ее выполнить не может. У частного бизнеса, даже у крупной финансовой группы, совсем другие приоритеты. Только государство способно содержать соответствующие службы, заказывать научные исследования, принимать стратегические решения на 5-10 лет вперед.

Седьмая функция — стимулирование научно-технического прогресса, создание инновационной системы, которая позволила бы России быть конкурентоспособной в наукоемких, высокоприбыльных отраслях.

Восьмая функция заключается в создании устойчивой кредитно-финансовой системы. Сколько бы частный бизнес ни развивался, он не может обеспечить всех необходимых капиталовложений. Поддержание национальной валюты тоже не входит в его задачи. Этим способно заниматься только государство.

Гарантия экономических и социальных прав населения, охрана окружающей среды, устранение региональных диспропорций, диффе-ренциация ставки налогов и др. являются прерогативами государства и власти.

Анализ функций бизнеса и власти приводит к выводу о их невыполнимости при отсутствии взаимно выгодных связей и взаимной зависимости между бизнесом и властью. Взаимодействия между бизнесом и государством обусловлено как невозможностью выполнения своих социально-экономических функций со стороны государства без бизнеса, так и невозможностью эффективного развития бизнеса без поддержки государства.

Таким образом, функции бизнеса являются более локальными и реализуются на уровне внутрикорпоративном и территории пребывания, а функции власти — более глобальными и реализуются на государственном, национальном уровне. Вместе с тем, реализация своих функций обоими субъектами и эффективное взаимодействие между ними, в конечном счете, ведут к стабильному развитию общества и повышению благосостояния населения.

Читайте также:  Музыка в инстаграм сторис недоступна почему на бизнес аккаунте

Гост

Взаимодействие государства и бизнеса в решении социальных проблем – это механизм, призванный обеспечить привлечение наиболее обеспеченного сектора экономики к решению социальных проблем совместно с органами государственного управления за счет стимулирования такого участия со стороны государства.

Необходимость привлечения бизнеса к решению социальных проблем

Развитие общества, его социальное расслоение и иные причины ведут к тому, что количество социальных проблем не только не уменьшается, но и увеличивается. Государственные ресурсы не позволяют в полной мере решить все существующие проблемы, тем более что для большинства стран характерно уменьшение вмешательства государства в экономику, сокращение государственного сектора в экономике, как следствие, уменьшение доходов и влияния государства в этой сфере.

При этом, следует отметить, что государство никогда не допускает полного устранения от регулирования экономических процессов.

Государство стремится к формированию социальной ответственности бизнеса, под которой понимают систему партнерства государства и бизнеса в решении социальных проблем.

Сущность взаимодействия государства и бизнеса при решении социальных проблем

Привлечение бизнеса к решению социальных проблем реализуется через следующие формы:

  • во-первых, осуществление инвестиций и бизнес-проектов, направленных на охрану здоровья, здорового образа жизни, безопасность труда, развитие персонала;
  • во-вторых, обеспечение участие бизнеса в осуществлении природоохранной деятельности, ресурсосбережении;
  • в-третьих, привлечение бизнеса к поддержке и развитию местного сообщества;
  • в-четвертых, развитие социальной инфраструктуры за счет частных средств.

Зачастую участие бизнеса в решении социальных проблем может носить косвенный характер, обусловленный необходимостью развития той или иной сферы, до которой государство еще не добралось.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве примера в этом смысле можно рассмотреть строительный бизнес. Для осуществления строительства иногда требуется постройка дорог, ввод дополнительных энергоподстанций, создание инфраструктурных объектов, способных привлечь граждан к приобретению жилья на той или иной территории. По окончании строительства все указанные объекты продолжают работать на благо общества: дороги и подстанции, как правило, переходят в собственность муниципального образования, которое уже не тратит средства на их создание, а только поддерживает их в рабочем состоянии, инфраструктурные объекты решают проблему удовлетворения тех или иных социальных потребностей населения.

Также государство активно привлекает бизнес-структуры к совместному участию в тех или иных социальных проектах. Это направление взаимодействия государства и бизнеса в решении социальных проблем признано более взаимовыгодным, чем благотворительная деятельность. Участие бизнеса в различных мероприятиях обеспечивает рост узнаваемости предприятий и их продукции среди населения, формирование имиджа социально-ответственных субъектов рынка, лояльность государства к конкретным представителям бизнес-структур.

Социальная ответственность бизнеса выступает феноменом, вступающих в противоречие с основной целью осуществления бизнеса – получение максимальной прибыли экономическими субъектами. Задача государства и бизнеса, взаимодействующих в процессе решения социальных проблем, состоит в нахождении определенного баланса между экономическими интересами бизнес-структур и социальными интересами общества. На сегодняшний день бизнес не может полностью устраниться от социальных проблем, поскольку это будет крайне негативно восприниматься обществом, а значит и влиять на востребованность бизнес-структур на рынке.

Участие бизнеса в решении социальных проблем требует интеграции социальных инициатив в бизнес-стратегию развития. Только это обеспечивает полноценность социальной ответственности бизнес-структур. На государство в этом случае возлагается регулирующая и координирующая роль, позволяющая определить стратегические ориентиры социально-экономического развития общества, обеспечить создание базовых условий для осуществления бизнеса и роста эффективности экономики, разработать и внедрить проекты национального масштаба и государственной важности. Государство должно выступать локомотивом инвестиционной деятельности. Она должно обеспечивать максимальные вложения в экономику за счет формирования инфраструктурных объектов, создания предприятий, найма персонала, увеличивая тем самым объем потребления, который выступает стимулом развития бизнеса.

Модели взаимодействия государства и бизнеса в социальной сфере

Бизнес и государство в социальной сфере могут взаимодействовать в рамках нескольких моделей, к числу которых относятся следующие:

  • Темы для реферата 10 класс
  • Реферат на тему амфетамин
  • Постпункционная головная боль реферат
  • Современные методы лечения гипертонической болезни реферат
  • Рефераты на тему классификация воздушных судов

Источник: obrazovanie-gid.ru

Взаимодействие бизнеса и государства

Данная тема актуальна в современном мире, так как действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти. Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена.

Введение 4
1 Бизнес как составляющая экономики 6
1.1 Бизнес и его роль в экономике 6
1.2 Функции бизнеса в современном обществе 10
2 Государственное регулирование бизнеса 13
2.1 Государственное регулирование экономики. Экономические методы. 13
2.2 Тенденции и условия экономического взаимодействия бизнеса и государства, предопределяющие особенности концепции управления его развитием в современных экономических системах 15
2.3 Регулирование бизнеса государством 19
2.4 Поддержка малого и среднего бизнеса государством 23
3 Взаимодействие бизнеса и государства 25
3.1 Ответственность бизнеса перед обществом и государством 25
3.2 Социальная ответственность бизнеса 28
Заключение 30
Библиографический список 31

Содержимое работы — 1 файл

Работа 28с., 20 источников.

Бизнес, государственное регулирование, ответственность бизнеса, взаимодействие бизнеса и государства, малый и средний бизнес.

Действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Роль бизнеса в экономике вполне очевидна и в ходе развития рыночных отношений он постепенно занимает присущее ему место

Российская политическая власть обратила внимание на становление гражданского общества и прилагает усилия к его поддержке. Однако нередко за действиями власти скрываются интересы традиционной российской бюрократии, которая достаточно сильна и представляет серьезную опасность, как для бизнеса, так и общества в целом.

Мировой опыт свидетельствует, что предпринимательство в цивилизованных формах является важным условием оздоровления не только экономики, но и всей общественной жизни. Однако процесс формирования малого предпринимательства в различных сферах общественной жизни в России идет пока очень трудно.

В настоящее время бизнес занимает все большее место в мире, вытесняя при этом традиционное присутствие государства в экономике и решении насущных проблем общества. В связи с этим государственные органы управления, некоммерческие организации и граждане, все, кто занят вопросами развития экономики внутри страны и за рубежом, придают большое значение последствиям деятельности бизнесс-корпораций, стимулируя их на соблюдение принципов нестандартов социальной ответственности. Однако деятельность предпринимателей во многом определяется тем, насколько рациональны и эффективны их связи с государством, позволяющие достигать социальные цели общества через реализацию ответственных функций бизнеса.

Данная тема актуальна в современном мире, так как действующая система управления взаимодействием бизнеса и государства в современных экономических системах не обеспечивает эффективной реализации интересов общества. Она призвана базироваться на сочетании процессов государственного регулирования и либерализации отношений, возникающих в ходе взаимодействия бизнеса и власти.

Однако рациональная модель подобного взаимодействия пока не найдена. В стране разрабатываются и обсуждаются различные программы реформирования бизнеса, развития его взаимоотношений с государственными органами управления, реализуются меры по их воплощению. Несмотря на предпринимаемые усилия, экономические и социальные результаты взаимодействия бизнеса и государства не оправдывают ожиданий общества. Они не способствуют эффективному развитию бизнеса в реальном секторе экономики, а доходы, получаемые от его деятельности, не оказывают должного влияния на рост благосостояния народа и решение социальных проблем общества.

Читайте также:  Продажа бизнеса когда обращаться в суд

Вместе с тем роль бизнеса в экономике вполне очевидна и в ходе развития рыночных отношений он постепенно занимает присущее ему место. Однако слаборазвитая система экономического взаимодействия бизнеса с государственными органами пока не позволяет ему эффективно реализовывать свои функции. Во многом это вызвано тем, что экономические отношения между бизнесом и государственными органами управления, а также их мотивационные установки, обусловливающие взаимодействие, изучены не в полной мере. Недостаточное внимание уделяется ценностным ориентирам бизнесменов, а также методологической базе взаимодействия бизнеса с государственными органами управления. По этим причинам формирование эффективных связей между бизнесом и государством замедляется и порождает массу неоправданных ошибок.

Предпринимательское сообщество будет тем крепче, чем теснее оно будет связано с гражданским обществом, а также с негосударственными организациями, отстаивающими интересы населения.

Российская политическая власть обратила внимание на становление гражданского общества и прилагает усилия к его поддержке. Однако нередко за действиями власти скрываются интересы традиционной российской бюрократии, которая достаточно сильна и представляет серьезную опасность, как для бизнеса, так и общества в целом. Делаются попытки преобразования и самого бизнеса, ориентации его на решение проблем населения, хотя и они недостаточно эффективны.

1 БИЗНЕС КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИКИ

1.1. Бизнес и его роль в экономике

Бизнес (от староанглийского «bisig» – активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условия существования современного человека – от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует, привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс, в сфере производства может называться бизнесом, и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

Сущность бизнеса состоит в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов и с другими аспектами). Если речь идет о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определенным, относительно устойчивым правилам и нормам, т.е. предприятие. Если соединение ресурсов производится на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, чаще говорят о проекте.

Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия (или фирмы – эти понятия употребляются в книге как синонимы) многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе.

Общество в лице разных своих агентов предъявляет к каждому бизнесу свои ожидания. В какой степени бизнес сможет их реализовать, в такой степени он сможет продолжить свое существование и развитие. Иными словами, бизнес (а следовательно, и предприятие, реализующее его, и бизнесмен, организовавший это предприятие) несет ответственность перед обществом в лице субъектов, испытывающих обоснованные ожидания по отношению к данному бизнесу. Порождаемые бизнесом потоки взаимных обязательств и ответственности играют решающую роль в формировании самой основы общества.

Сущность бизнеса как процесса и предприятия как организационной формы его проявления является предметом интенсивного изучения как в популярной, так и в научной литературе. Для того чтобы дать рекомендации по созданию, выбору и реализации стратегических направлений бизнеса, целесообразно суммировать основные позитивные выводы современной микроэкономической теории применительно к функционированию предприятия. Для обобщенного описания предприятия желательно понять, как отражаются в той или иной теоретической концепции:
1) состав и влияние факторов принятия решений в сфере производства и реализации продукции, а также процессов воспроизводства;
2) организационно-функциональная структура предприятия и механизм взаимоотношений между организационными подразделениями;
3) производственно- технологическая структура предприятия;
4) система взаимоотношений между работниками предприятия, его руководителями и собственниками.

Здесь следует подчеркнуть концептуальное различие между понятиями «цель предпринимателя (собственника)», и «цель предприятия», «цель бизнеса». Под целью предпринимателя (или собственника) понимается совокупность его намерений и интересов как физического лица, спроектированная на предпринимательскую деятельность.

Цель предприятия – это условное аналитическое понятие, предназначенное для компактного описания факторов поведения предприятия в хозяйственной и административной средах. Если предприятие отождествлять с определенным юридическим лицом, то есть смысл ввести специальное понятие «цель бизнеса», понимая под бизнесом продолжающееся под разными юридическими лицами производство. Таким образом, цель предпринимателя как руководителя предприятия должна рассматриваться отдельно от цели предприятия, поскольку конкретное предприятие может быть лишь средством реализации личных интересов предпринимателя (собственника). В частности, такое мероприятие, как ликвидация предприятия может отвечать целям предпринимателя, но не отвечать целям предприятия.

Как правило, предприятие нельзя отождествить ни с его руководителем (директором), ни с собственником, ни с трудовым коллективом, ни с конкретным юридическим лицом. Предприятие – это реальная «живая» система, в функционирование которой вовлечены и физические лица, и материальные активы – основные фонды, капитал и т.д., и субъекты, лежащие вне предприятия: поставщики, покупатели продукции и др. Поэтому одной из первых задач, которые приходится решать каждому предприятию при разработке или пересмотре своей деловой стратегии, является вопрос о самоидентификации предприятия, уточнении его границ в хозяйственной, административной, технологической, институциональной и других средах. После определения этих границ особое значение приобретает стратегическое планирование бизнеса в избранных границах (стратегических зонах хозяйствования).

В условиях неопределенности внешней и внутренней среды предприятия стратегия выступает не просто как одна из форм или функций управления организацией, а как ключевой элемент ее существования в качестве системного интегратора. Можно сказать, сгущая краски, что не бизнес выступает как объект стратегического развития (управления), а общественно значимое стратегическое развитие реализуется с помощью данного бизнеса. Стратегическое планирование из функции управления превращается в объект, а бизнес – из объекта в платформу для реализации своего стратегического предназначения.

Миссия бизнеса как явления, таким образом, связана, с одной стороны, с поддержкой процессов самореализации его участников, с другой – реализацией процессов общественного развития. Поскольку бизнес неотделим от социально-экономической среды России, а жизнедеятельность этой среды, в свою очередь, поддерживается с помощью бизнеса, возникает необходимость рассмотреть специфику российской среды бизнеса, определить ее характерные черты и их влияние на деятельность предприятий в сегодняшней России.

Читайте также:  Как развить страницу в инстаграме для бизнеса с нуля самостоятельно

1.2 Функции бизнеса в современном обществе

Место и роль бизнеса в современном обществе обусловлены его весьма существенными функциями бизнеса в общественном развитии.

Прежде всего, это экономическая функция: вне зависимости от общественного уклада, политического режима, доминирующих религиозных взглядов, каждое общество способно существовать и успешно развиваться только при условии хозяйственной деятельности, обеспечивающей, как минимум, хотя бы воспроизводство потенциала общества. А это предполагает эффективную деловую активность, управление ею.

Не менее важна политическая функция бизнеса и менеджмента. Политическая жизнь любого общества, в конечном счете, выражает столкновение, борьбу конкретных интересов, прежде всего – экономических. Поэтому деловой мир (крупные предприниматели, топ-менеджеры, средний и мелкий бизнес, объединенный в отраслевые или региональные союзы и ассоциации) оказывает определяющее влияние на принятие политических решений, без их активного участия и поддержки не обходится ни одна избирательная кампания, формирование органов власти. Тем самым бизнес оказывается одним из решающих факторов формирования и развития гражданского общества.

В определенной степени, деловой мир, мир бизнеса выполняет по отношению к обществу лидерскую функцию – в том плане, что его состояние, цели, характер и способы осуществления деловой активности определяют состояние общественной жизни: общие настроения, жизненные цели и т.д. Достаточно, в этой связи вспомнить социальные последствия финансового кризиса в России в августе 1998 года — как резко поменялась атмосфера в обществе, сколько людей пересмотрели свои ближайшие и перспективные жизненные планы, как изменились конкретные судьбы!? Не случайно бизнесмены и топ-менеджеры, наряду с политиками и известными деятелями культуры – главные «ньюсмейкеры», к которым приковано внимание общественности, средств массовой информации.

В этой связи можно говорить и о нравственной (этической) функции бизнеса и менеджмента. Этика деловых отношений играет исключительно важную, если не определяющую роль в динамике нравственной культуры общества. В отличие от национально-этнических традиций, религиозных ценностей и норм, аккумулирующих и сохраняющих общие духовные ориентиры нравственности, этика деловой активности оказывает решающее влияние на формирование реальной нравственной культуры, выступая при этом своеобразным практическим ориентиром-образцом (трендом) для нравственной культуры других сфер общественной жизни.

Культурно-духовные предпосылки и традиции, вне всякого сомнения, сказываются на национально-этнических особенностях деловой активности. Но если они приходят в противоречие с нравственностью, реализующееся в практике деловых отношений, складывается шизофреническая ситуация, формируется двойная мораль, когда нормы, задаваемые семейным и школьным воспитанием, оказываются просто «словом», а эффективное «дело» строится на совсем других нормах и ценностях. И всегда, в конечном счете, побеждает жизнь, а не слова, не подкрепленные практикой и реальными результатами.

Источник: www.turboreferat.ru

Тема 10. Взаимодействие государства и бизнеса в обеспечении социально ответственного поведения корпораций

Особое значение приобретают глубокое изучение и понимание особенностей российской практики реализации концепции корпоративной социальной ответственности. Проблемы социальной политики российских компаний несут на себе печать прошлого, когда колоссальная доля услуг для советских предприятий была фактически бесплатной или финансировалась через бюджеты социального страхования и профсоюзы, никогда не выделялись проблемы формирования имиджа и деловой репутации. Имеющее до сих пор место недопонимание роли и влияния бизнеса на деловую репутацию и позиционирование компании вызвано преобладанием «внутренних» программ социальных инвестиций российских компаний, низким уровнем затрат на обеспечение добросовестной деловой практики, низкой степенью открытости социальных программ, отсутствием интереса у федеральных и местных органов власти к развитию данного аспекта деятельности в России, несовершенством законодательства в области благотворительности. В настоящее время социальные инвестиции корпораций могут стать эффективным инструментом для реализации баланса интересов корпоративного сектора с интересами государства и общества в форме, позволяющей обеспечить положительный эффект от инвестирования как для компании-инвестора, так и для субъектов социальной среды. В связи с этим необходимо активнее заниматься формированием эффективной системы управления социальным инвестированием в российских корпорациях, выработкой критериев и показателей, отражающих наличие положительного эффекта от инвестирования для объектов социальной среды и для компании-инвестора.

Применительно к российским компаниям преждевременно констатировать наличие устойчивой связи между их социально ответственным поведением и финансовыми результатами, отсутствуют даже методики такой оценки. Между тем в развитых странах, где налажен механизм оценки общественной деятельности компаний, обеспечен достаточно высокий уровень прозрачности взаимоотношений бизнеса, государства и гражданского общества, имеет место устойчивая корреляция между ответственным поведением и стоимостью компании. В России пока можно говорить лишь об этапе составления рейтингов социально ответственных компаний, поиске критериев эффективности осуществления социальных проектов. Реализацию принципов КСО в России затрудняет не только непреодоленное негативное влияние периода перехода к рынку, характеризующегося «забвением» социальных программ и разрушением социальной инфраструктуры, но и ряд других факторов. Как-то: недопонимание руководством компании связи КСО и возможностей улучшения позиционирования на рынке за счет создания положительного имиджа и деловой репутации, недооценка экономических выгод реализации концепции КСО на практике, недостаточно высокий уровень деловой культуры, что не всегда позволяет адекватно оценивать действия компании с точки зрения соблюдения этических норм, неготовность профсоюзов, с одной стороны, реально оценить ситуацию и признать «законность» интересов других связанных с компанией лиц (акционеров, покупателей, кредиторов и т.д.), а с другой стороны – добиваться от предпринимателей выполнения социальных обязательств, отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности, поддержки (в т.ч. налоговыми методами регулирования) компаний, строящих свою деятельность на принципах КСО.

В настоящее время необходимо добиваться изменения роли государства в распространении принципов КСО и инициировании социального поведения бизнеса. Это определяется рядом обстоятельств:

а) Слабостью демократической среды, что ведет к неравноправным отношениям между гражданским обществом, исполнительной властью и бизнесом; б) Потерей государством возможности выполнять свои функции социального защитника, неспособностью играть роль полноценного партнера; в) Нарушениями государством своих обязательств, претензией на особое монопольное положение в системе партнерских отношений; г) Отсутствием в современной России доверия: бизнеса к власти (практика подкупа чиновников, распространение коррупции), общества к бизнесу (74% населения согласно опросам о роли бизнеса отметили, что считают ее негативной), органов государственной власти к бизнесу; д) Общественной пассивностью, правовым и поведенческим нигилизмом населения, занятого своими насущными проблемами.

Ввиду слабости развития российского гражданского общества именно государство обязано проявлять политическую волю и стать той силой, которая побудит предпринимателей к социальной ответственности, обеспечит стимулы к эффективным действиям в решении социальных проблем. Роль государства в реализации принципов КСО должна заключаться: в выработке новых способов регулирования деятельности предпринимателей с целью повышения их социальной ответственности; создании предпосылок для формирования, реализации и развития целенаправленной и результативной стратегии социальной ответственности бизнеса, что позволит ускорить процесс налаживания взаимоотношений власти, бизнеса и формирующегося гражданского общества; повышения степени ответственности предпринимателей перед обществом; предоставления предпринимателям большего маневра (льготы на благотворительность и т.д.); создания системы финансирования гражданских (общественных) инициатив; выработке инструментов взаимодействия бизнеса и власти.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:

Источник: studopedia.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин