Автореферат диссертации по теме «Развитие технопарков и бизнес-инкубаторов в системе инновационного предпринимательства»
На правах рукописи
Оганесян Виген Гагикович
РАЗВИТИЕ ТЕХНОПАРКОВ И БИЗНЕС-ИНКУБАТОРОВ В СИСТЕМЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Специальность 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством (экономика предпринимательства)
АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов»
Научный руководитель — доктор экономических наук, доцент
Соловьёва Юлия Николаевна
Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор
Шевченко Светлана Юрьевна
доктор экономических наук, профессор Колтынюк Борис Аронович
Ведущая организация — Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет»
Роль категорий собственного производства при конкурентной отстройке.
Защита состоится «¡¿9» м^^со 2011 г. в часов на
заседании диссертационного совета Д 212.237.08 при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский
государственный университет экономики и финансов» по адресу: 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21, ауд. 2071. Тел./факс: 8(812)310-46-28.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский
государственный университет экономики и финансов».
Автореферат разослан « » ^сЯ- 2011 г.
Ученый секретарь диссертационного совета
I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы диссертационного исследования. Мировой опыт демонстрирует, что с развитием малого и среднего предпринимательства (МСП) связывается возможность экономического роста в регионах и снижение уровня социальной напряженности.
Во многих странах постсоветского пространства, в частности, как в Армении, так и в России МСП развито в недостаточной степени: для него характерны существенное отставание регионов, особенно отдаленных от столицы, почти по всем социально-экономическим показателям, отсутствие или недостаточная эффективность реальных государственных и иных программ поддержки МСП.
Таким образом, среди важных задач, стоящих перед странами, нацеленными на быстрый рост экономики, является создание эффективных инфраструктурных организаций, таких, как технопарки и бизнес-инкубаторы, с целью создания и развития новых региональных инновационных предпринимательских структур в экономике, что будет основой для сокращения существенной разности между регионами и улучшения их социально-экономического положения, а также улучшения инвестиционного климата и повышения деловой активности регионов.
Все сказанное и определило актуальность настоящего диссертационного исследования.
Неформальная встреча технопарков и Бизнес-инкубаторов
Степень разработанности научной проблемы. В процессе работы над диссертационным исследованием были изучены труды российских (Абалкин Л.И., Аганбегян А.Г., Афанасенко И.Д., Багиев Г.Л., Бусыгин А. В., Галенко В.П., Старостина Ю.Л., Долгопятова Т.Г., Кондратьев В.В., Наумов В.Н., Соловьева Ю.Н., Ларичева З.М., Стрелкова Л.В. и др.) и армянских ученых и специалистов-практиков (Гурунян Т.В., Дарбинян А.Р., Манассерян Т.Н., Сандоян Э.М., Суварян Ю.М. и др.), уделяющих внимание в своих работах проблемам развития предпринимательства.
Теоретической основой при рассмотрении различных аспектов инновационной деятельности в мировой практике послужили исследования Воринктона Я., Друкера П.Ф., Шумпетера Й., Лэндстрома Г., Паркера Б., Саумии М. и др.
Вопросы создания и развития технопарков и бизнес-инкубаторов, подходы к определению факторов, оказывающих влияние на развитие их как системы, наиболее полно раскрываются в трудах таких
ученых, как Шукшунов В.Е.,СенинА.А, Вуллакотт М., Ларин С.Н., Хрусталев O.E., Ханно П.Д., Чаплин П., Фридман Ю.А., Речко Г.Н., Оськина H.A. и др.
Как показал анализ отечественной и зарубежной литературы, пока не существует общепринятого мирового определения технопарка и бизнес-инкубатора, а также отсутствует единый подход к классификации технопарков. В теоретических исследованиях не рассматриваются особенности выбора регионов для первичного размещения технопарков, а также упускается такой важный аспект, как трансфер технологий между предприятиями бизнес-инкубатора или технопарка.
Недостаточная разработанность теоретических и практических вопросов в сфере поддержки предпринимательской деятельности, создания и взаимодействия технопарков и бизнес-инкубаторов, а также механизмов взаимодействия предприятий внутри них, значимость этих исследований для развития экономики России и Армении обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических аспектов и методического инструментария по совершенствованию механизмов формирования и развития новых региональных предпринимательских структур путем создания бизнес-инкубаторов в составе технопарков.
Для достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
• проанализирована история развития МСП, его роль и место в экономиках России и Армении;
• проанализирован опыт технопаркостроения и процесса инкубирования предпринимательства, изучена роль технопарков и бизнес-инкубаторов в формировании и развитии МСП за рубежом;
• предложены классификации технопарков и бизнес-инкубаторов;
• выявлены критерии выбора регионов для размещения технопарков;
• разработаны методические рекомендации по созданию и развитию региональных бизнес-инкубаторов в составе технопарков. Объектом диссертационного исследования являются бизнес-
инкубаторы в составе технопарков как ключевые элементы инфраструктуры поддержки инновационного МСП.
Предметом диссертационного исследования выступают теоретические и методические вопросы создания и развития инновационных МСП в регионах на базе бизнес-инкубаторов в составе технопарков.
Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции предпринимательства, теории и практики технопаркостроения и инкубирования предпринимательства, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых, монографиях, научных статьях, материалах научных конференций.
Работа базируется на следующих методах научного познания: системный, структурный, аналитический, экономико-статистический, экономико-математическое моделирование, а также метод экспертных оценок.
Информационную базу исследования составили экономическая отчетность, аналитические справки, данные о работе Национального содружества бизнес-инкубаторов России, Фонда Содействия Развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере в РФ, Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Национального Центра Развития МСП Армении, Министерства экономики РА, Агентства интеллектуальной собственности РА, технопарка «Виасфер» и фонда Е1Р, а также данные, полученные в результате официальных запросов. Выводы и положения диссертации формулировались с учетом официальных экономических и статистических данных Федеральной службы государственной статистики РФ, Ресурсного центра малого предпринимательства России, Национальной службы статистики РА, Всемирного Банка, Евростата, ОБСЕ, Международной ассоциации научных парков (1А5Р).
Научная новизна результатов исследования заключается в разработке теоретико-методических основ развития малого и среднего инновационного предпринимательства за счет совершенствования процесса создания и взаимодействия региональных технопарков и бизнес-инкубаторов, а также методических рекомендаций трансфера инновационных технологий между инкубируемыми предприятиями.
Наиболее существенные результаты исследования, обладающие научной новизной и полученные лично соискателем, заключаются в следующем:
• развит терминологический аппарат: предложены авторские определения понятиям «инкубирование», «технопарк» и «бизнес-инкубатор», что позволило снять противоречия между существующими определениями;
• впервые показаны особенности основных этапов развития МСП в Армении (зарождение, становление, рост и сжатие) и дана их подробная характеристика, что позволило проанализировать роль и место МСП в экономике;
• предложена многомерная классификация технопарков, позволяющая точнее выделить группы технопарков, определить их специфику и, как следствие, более эффективно управлять технопарком;
• рассмотрен эффект синергизма, возникающий при взаимодействии технопарка и бизнес-инкубатора, рассмотрены формы взаимодействия предприятий внутри бизнес-инкубатора и внесены предложения по формированию сетевых структур для трансфера инновационных технологий между инкубируемыми предприятиями, позволяющие полностью раскрыть потенциал бизнес-инкубатора;
• разработаны критерии выбора региона для размещения технопарков на основе имеющихся в регионе возможностей и планируемых результатов от их деятельности;
• разработаны концептуальные основы процесса привлечения профильных МСП в бизнес-инкубатор.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы при подготовке программ теоретических и прикладных исследований, направленных на изучение проблем предпринимательства и методов развития технопарков и бизнес-инкубаторов, а также учебными заведениями экономико-управленческого профиля в процессе преподавания ряда экономических дисциплин, например, «Организация предпр инимательства».
Результаты исследования и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы в государственных и региональных программах поддержки и развития предпринимательства. Выводы диссертационного исследования могут представлять интерес для специалистов Министерства
экономики РА и Министерства экономического развития РФ, Национального центра развития МСП Армении при подготовке мер поддержки МСП и программ создания и развития технопарков и бизнес-инкубаторов; для руководителей предприятий малого и среднего бизнеса и организаций, занимающихся научно-теоретическими исследованиями в этой области. Помимо этого, результаты исследования могут представлять интерес для региональных структур поддержки предпринимательства.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и получили одобрение на ежегодных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы экономики и новые технологии преподавания (Смирновские чтения)» (Санкт-Петербург, 2008, 2009), «Глобальный экономический кризис: реалии и пути преодоления» (Санкт-Петербург, 2009), «Научно-методическая конференция профессорско-преподавательского состава СПбГУЭФ» (Санкт-Петербург, 2010).
Научно-практические рекомендации приняты к внедрению в Национальном Центре Развития МСП Армении.
Структура диссертации. Цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя 9 параграфов, заключения и библиографического списка. В состав работы включены 22 таблицы и 24 рисунка, общий объем диссертации составляет 182 страницы.
II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Диссертация посвящена исследованию инфраструктуры поддержки МСП. Инфраструктурные организации рассмотрены на «микроуровне» и «макроуровне», раскрыта их сущность и даны примеры по конкретным организациям и мерам по поддержке МСП.
Проанализированы роль и место МСП в экономиках России и Армении. Развитие МСП в Армении разбито автором на четыре основные этапа, и дана их подробная характеристика.
1. Этап зарождения МСП в стране (вторая половина 1991 г. -первая половина 1994 г.) был наиболее сложным, так как он совпал с войной в Нагорном Карабахе и периодом перехода экономики к рыночным отношениям. Этот период можно охарактеризовать как этап самопроизвольного бесконтрольного зарождения примитивных
форм предпринимательства как зачаточных структур на пути становления армянской экономики.
2. Этап становления МСП (вторая половина 1994 г. — конец 2000 г.) связан с началом роста ВВП и реального количества МСП. Несмотря на сложные процессы в экономике, такие, как переход на национальную валюту и инфляция, этот этап можно считать началом фактического развития МСП.
3. Этап роста (2001 г. — первая половина 2008 г.) оказался наиболее существенным в вопросе разработки и принятия правовой базы для МСП, а также оказания целенаправленной государственной поддержки МСП, что непосредственно отразилось на количестве и качественной структуре МСП. В этот период в стране были созданы первые технопарки и открыт фонд поддержки предпринимательства. Это наиболее благополучный из четырёх этапов.
4. Этап сжатия (начиная со второй половины 2008 г. по настоящее время) связан с глобальным экономическим кризисом и, как следствие, спадом в экономике Армении и с замедлением роста МСП. Это период, во время которого МСП впервые приходится помимо существенных внутренних проблем преодолевать внешние, связанные, в первую очередь, с ужесточением конкуренции как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
Таким образом, разделение развития МСП в Армении на этапы позволило проанализировать роль и место МСП в экономике в разные периоды. В результате анализа ключевых показателей МСП выделены основные проблемы, стоящие перед МСП в России и Армении. Проблемы разделены на внутренние (связанные с отсутствием или недостатком опыта и знаний в области ведения бизнеса) и внешние (связанные с негативными аспектами внешней среды). В качестве основной проблемы автор выдвигает существующую большую разницу между развитием МСП в регионах и столице (рис.1).
В работе технопарки и бизнес-инкубаторы рассматриваются как эффективные инструменты поддержки предпринимателей в организации бизнеса, на которые возлагается ответственность за рост и развитие новых инновационных МСП, в частности, в регионах страны с целью уравнивания социально-экономического положения регионов.
Источник: economy-lib.com
Вопрос 3. Бизнес-инкубаторы, их связь с технопарками, выполняемые функции
У крупных и мелких организаций разная инновационная активность, что соответствует их миссиям, целям и стратегиям. Поэтому корпорации зачастую создают вокруг себя сеть малых инновационных фирм, «выращивая» их руководителей в специальных «инкубаторных программах». Они имеют организационную форму «фирмы–инкубатора». Инновационная активность малых предприятий – это способ их существования, в то время как инновационная активность крупных предприятий есть всего лишь фаза развития, стадия их жизненного никла. Малое инновационное предпринимательство связано с процессами формирования новых фирм в рамках старых компаний, созданием и функционированием рисковых фирм, разработкой и реализацией «инкубаторных программ» «фирм–инкубаторов».
Новые фирмы в рамках старых компаний – прогрессивный элемент образования молодых компаний: корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала, или самим привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм. Обычный способ организации молодых компаний таков: материнская компания берет на себя все финансовые вопросы и становится владельцем, по меньшей мере, 80% новой фирмы (остальное – в руках сотрудников-основателей). Некоторые фирмы, организовавшие внутри своей структуры новую компанию, делают ее своей 100%-ной собственностью, а сотрудники – основатели молодой фирмы, обычно, получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.
Исходя из зарубежного опыта, под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий.
Многие фирмы-инкубаторы существуют при финансовой поддержке местных и республиканских организаций. Они создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям (арендаторам) за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам.
Инкубаторы малых наукоемких фирм могут находиться в составе технопарков или быть самостоятельными организациями. Они начали создаваться в развитых странах в 80-е гг. ХХ века. В зависимости от учредителей различают государственные, кооперативные, университетские, частные инкубаторы.
Инкубаторы малых наукоемких фирм, бизнес-инкубаторы четко нацелены на «выращивание» малых наукоемких фирм. После того как фирма стала на ноги, она выходит из инкубатора и может или работать в технопарке, или самостоятельно, или войти в другую компанию.
Выделяют следующие типы фирм-инкубаторов.
1) бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм–арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы–инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованными в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.
2) прибыльные. Это частные организации. В отличие от бесприбыльных, фирмы-инкубаторы второго типа, как правилo, не предоставляют сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те услуги, которыми арендатор фактически воспользовался.
3) филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможности пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.
Продолжительность пребывания в рамках фирмы–инкубатора ограничивается обычно двумя-тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания–арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы–инкубатора.
Как показывает мировой опыт, малый и средний научно-инновационный бизнес наиболее гибок и восприимчив к нововведениям (по некоторым данным в малых фирмах внедрение новаций более чем в 20 раз превышает показатель крупных фирм). Это неоспоримый факт.
При создании бизнес-инкубаторов в РБ проводился анализ ситуации в регионах, распространялась информация о целях и задачах создания бизнес–инкубатора, организовывалось взаимодействие заинтересованных государственных, общественных и коммерческих структур, положено начало банку информации об организационных, технологических, кадровых и методологических ресурсах.
Малые научно-инновационные предприятия, как правило, специализируются на разработке и выработке перспективной и конкурентоспособной на внутреннем и внешних рынках наукоемкой продукции, которая реализует результаты исследований, выполненных в учреждениях Национальной Академии Наук РБ.
В зависимости от характера сочетания науки и производства малые инновационные предприятия (МИП) бывают:
— МИП научно-технического назначения – разрабатывают новые технологии, продукты;
— МИП производственного назначения – осваивают производство новых изделий, применяют новые технологические процессы;
— МИП научно-производственного назначения – осуществляют весь инновационный цикл от разработки до сервисного обслуживания изделий (внедрений);
— специализированные МИП – ориентированные на выпуск узкого круга продукции или оказание ограниченного перечня услуг;
— многопрофильные МИП – работающие в нескольких направлениях одновременно.
В постановлении Совета Министров Республики Беларусь «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» [22] определено, что «бизнес–инкубатором» является организация, которая создается на основе любой формы собственности и представляет на определенных условиях и на определенное время специально оборудованное под офисы и производство помещения субъектам малого предпринимательства, начинающим свою деятельность, в целях оказания им помощи в постепенном налаживании и развитии своего дела, и приобретении ими финансовой самостоятельности».
Специализированным инкубатором является «инновационный центр», в котором субъектам малого предпринимательства дается возможность разрабатывать и использовать новые технологии и другие новшества научно-инновационного характера.
Основной задачей бизнес–инкубатора является формирование благоприятной среды для развития и поддержки субъектов малого предпринимательства посредством создания стимулирующих организационно-экономических условий.
Бизнес-инкубатор в результате своей деятельности обязан:
— помогать предпринимателям в развитии их предприятия на ранних стадиях становления;
— помогать развитию новых технологически ориентированных предприятий;
— оказывать услуги малым предприятиям;
— проводить обучение и оказывать помощь начинающим предпринимателям;
— помогать в разработке новых товаров и услуг;
— содействовать внедрению новых технологий;
— осуществлять инвестиции в инкубируемые фирмы;
— развивать сеть организаций-спонсоров;
— содействовать поиску источников финансирования проектов;
— содействовать сотрудничеству малых фирм с крупными;
— выявлять потенциальных предпринимателей среди работников крупных предприятий и научно-исследовательских учреждений;
— содействовать развитию предпринимательской активности внутри существующих предприятий;
— создавать возможности выпускникам вузов для организации своего дела.
Следовательно, технопарки и инкубаторы малых наукоемких фирм, техноцентры могут выступать формой децентрализации принятия решений в области научно-технической политики, активизируют рисковую деятельность «снизу», оказывая поддержку развитию малых наукоемких фирм и венчурному предпринимательству. Инкубаторы и технопарки позволяют повысить квалификацию занятых в сфере производства наукоемкой продукции и высоких технологий, а также оценить соответствие уровня производства на прорывных направлениях уровню квалификации занятых в экономике данного региона.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, технопарк и инкубатор должны иметь соответствующую внутреннюю структуру, подчиненную выполнению ряда функций. Инкубатор малых наукоемких фирм может быть самостоятельной организацией, а может входить в технопарк.
В таблице 2.8.1 сгруппированы важнейшие функции технопарков и инкубаторов и раскрывается их назначение.
Перечень функций, выполнение которых должно быть обеспечено структурами технопарка и инкубатора малых наукоемких фирм
1. Формирование стратегии развития технопарка
2. Прием в технопарк и инкубатор
Источник: studfile.net
Технопарки в России
Технопарк – это специализированная профессиональная организация, которая занимается осуществлением продвижения инноваций и стимулированием роста конкурентоспособности в интересах предприятий, связанных с ней.
Наиболее подробно исследованием понятия технопарка занимался Э. Павлов. Также он особое внимание уделил функциям, роли и целям современных российских технопарков. Взяв за основу его исследования, необходимо выделить несколько важных аспектов.
Функции технопарка
Ключевая функция технопарка заключается в координации взаимодействий между создателями новых знаний и теми, кто их реализовывает, где в качестве первых выступают исследовательские институты, научно-образовательные центра и пр., а в качестве вторых – производители и распространители товаров и услуг.
Кроме всего прочего технопарк является инициатором инкубационных процессов для облегчения создания и развития малых инновационных предприятий.
Важно понимать, что наличие технопарка в регионе оказывает положительное влияние на его экономику в целом. Более того технопарк значительно повышает деловую и инвестиционную активность региона, в котором он расположен.
Начинать деятельность технопарка проще и удобнее всего с небольшого технопарка, это позволит ему в будущем расти и развиваться активнее.
Примечательно, что 40% IASP (международная организация, которая объединяет технологические и научные парки во всём мире) располагаются на территории не более 20 га, и лишь 26% управляют в России какой-то жилой недвижимостью. Россия пошла далеко и сделала всё с большим размахом. Все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), расположены на площади не менее 60 га, по их проектам запланировано строительство жилой недвижимости.
Организационные формы технопарков
Выделяют несколько организационных форм, которых технопарки функционируют самым успешным образом:
- Единственный учредитель технопарка университет или НИИ.
- Технопарк насчитывает от 2 до 20 учредителей и образует собой совместное предприятие или общество с ограниченной ответственностью. В данной связи необходимо обозначить, что вклад каждого из учредителей зависит от его ресурсов и чаще всего заключается в следующем:
- ВУЗ – передача технологий, территория, оборотный капитал.
- Местная администрация – территория, инфраструктура, финансирование.
- Банк – финансовые ресурсы, экономическая экспертиза, привлечение венчурного капитала.
- Промышленные предприятия – территория, инфраструктура, капиталовложения, экспертиза проектов.
Роль технопарка в экономике страны
Технопарк выполняет важную роль в экономике региона и страны. Его основная роль состоит в том, что на его территории располагаются научные, лабораторные и производственные помещения, которые передаются небольшим инновационным компаниям на правах аренды по весьма приемлемой цене, что даёт возможность снизить себестоимость выпускаемой продукции. Более того, посредничество технопарка упорядочивает рынок новаторских идей и технологий, что также позволяет сократить издержки на производство.
История создания технопарков в РФ
История создания технопарков на территории России можно поделить условно на несколько этапов.
Первая волна — кон. 1980-х — нач. 1990-х гг. В первую волну технопарки создаются при высшей школе в качестве структурных подразделений в вузах и при этом они не являются реально работающими организациями.
Надо сказать, что российским технопаркам не характерна роль инкубаторов, скорее они представляют собой площадки безопасности, которые способны обеспечить своим участникам тепличные условия для существования. Компании не ограничены сроком пребывания в технопарке.
На сегодняшний день средний срок пребывания компании в технопарке составляет 10 лет, а вот международный стандарт составляет 2-3 года.
Первый технопарк в РФ был создан в 1990 г. Это был Томский научно-технологический парк. После этого на протяжении одного года появились ещё несколько: технопарк МГУ и технопарк в Зеленограде. В 1991 г. было создано уже 8 технопарков, в 1992 г. – 24, в 1993 г. – 43.
Расслоение созданных технопарков – следующий этап, который происходил в середине 1990-х гг. Расслоение технопарков произошло по объективным и субъективным причинам с технопарками в Москве, Томске, Санкт-Петербурге, Зеленограде и Уфе, именно эти парки значительно опережали другие.
Вместе с тем рост технопарков в стране постоянно ускоряется появляются инкубаторы бизнеса и другие подобные структуры. В этот момент начали появляться технопарки на базе крупных научных центров, в академических городках, наукоградах, а не на базе университетов. Также технопарки стали открываться в ранее закрытых поселениях. Таковыми стали технопарки «Технопарк-Центр», «Аэрокон», а также некоторые технопарки в Пущино, Черноголовке, Троицке и Дубне.
Технопарки набирают всё большую популярность из-за своей понятной функциональной базы и доступности. Множество российских регионов обзавелись собственными технопарками. Более того, со временем стали появляться региональные технопарки, где активную роль играли органы местного самоуправления.
В соответствии с программой создания и развития высокотехнологичных технопарков с 2006 по 2014 гг. вложения в инфраструктуру технопарков было сложено 7 млрд. руб. из федерального бюджета, 8,5 млрд. руб. региональных бюджетных денег и 4 млрд. руб. от частного инвестирования.
Старт программы «Создание в РФ технопарков в сфере высоких технологий» состоялся в 2007 г. Данная программа была утверждена Правительством РФ 10 марта 2006 г. №328-р. Она была рассчитана до 2014 г. и направлена на реализацию ускоренного развития высокотехнологических отраслей экономики посредством создания технопарков. Согласно данной программе, в РФ были созданы условия для размещения отечественными и международными компаниями в сфере высоких технологий своих производств в РФ.
Данная программа предусматривает финансирование расходов субъектов РФ, которые сопряжены с созданием технопарков. За время действия программы было профинансировано создание технопарков в девяти регионах, в соответствии с которой было выделено 10 млрд. руб. На сегодняшний день создано технопарков на площади более 250 тысяч квадратных метров, которые расположены в 6 субъектах РФ.
Источник: zaochnik-com.com