С какими проблемами сталкивается классическая бизнес модель образования

Данная статья раскрывает основные этапы становления и развития бизнес – об- разования в России. Автор статьи дает понятие бизнес – образованию, выделяет основные этапы развития, выявляет основные тенденции развития бизнес – образования в России.

Ключевые слова

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЯ, БИЗНЕС – ОБРАЗОВАНИЕ, КОММЕРЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, БИЗНЕС – ШКОЛА

Текст научной работы

Введение

Постоянное развитие научно — технического прогресса оказывает воздействие на рыночную среду и обуславливает необходимость находить новые формы обучения субъектов, связанных с предпринимательской деятельностью, прогрессивными приемами ведения бизнеса.

Бизнес — образование выступает образованием ради карьеры и предпринимательского успеха, поэтому оно имеет потребителей на двух уровнях: — деловые предприятия и организации (корпорации) — менеджеров (высшего и среднего звена).

Бизнес — образование действует по трем направлениям: 1) передача знаний; 2) выработка умений (навыков); 3) формирование личностных качеств, жизненной позиции и мировоззрения у обучающегося [1].

Если проследить линию развития бизнес — образования в России, то заметно, что периоды его формирования сопоставимы с периодами формирования похожих процессов в Европе, однако, в России система бизнес — образования формировалась по своей траектории, а опыт, взятый из зарубежных стран в области обучения менеджменту, составлял очень малую долю. Главным минусом обучения бизнесу того периода являлось то, что выпускалось в три раза больше инженеров, чем сейчас, однако, малая доля ориентировалась на передачу знаний, нежели не применение практических методов [1].

При сопоставлении ситуации с сегодняшним днем, можно заметить, что инженеров подготавливается во много раз меньше, чем экономистов. Рынок труда переполнен экономистами, а от этого страдает как бизнес — образование, так и образование в целом.

В университеты и институты на экономические специальности ежегодно поступают более 1,5 млн. молодых людей в России. Как показывает практика, большая часть из них не работает по специальности, рынок переполнен экономистами, а это отрицательно сказывается на экономическом развитии страны в целом. И на данный момент возникает острая потребность в качественно подготовленных кадрах новых специализаций: менеджмента, маркетинга, брокерского и биржевого дела, экономической безопасности и др. Для этого сегодня важно развивать бизнес — образование в России.

Основная часть

Впервые в России определение бизнес — образованию как деятельности по профессиональному обучению людей было дано президентом Российской ассоциации бизнес — образования Л. И. Евенко. Однако в настоящее время термин бизнес — образование не имеет единого и общепринятого определения в науке и практике. Это связано с тем, что каждый автор по — разному подходит к толкованию данного термина. А также с тем, что бизнес — образование явление, которое стремительно эволюционирует и поэтому, научная рефлексия не успевает за ходом его эволюции.

В начале XX века в России на фоне быстро развивающейся капиталистической экономики обостряется потребность в кадрах, владеющих знаниями об организации промышленного дела, торговли, банковского и кооперативного сектора.

Следует отметить, что в период с 1906 по 1912 года были открыты 14 коммерческих учебных заведений, которые имели свои отличительные особенности. Отметим наиболее важные, на наш взгляд, особенности коммерческих заведений того времени. Итак, данные учебные заведения имели частный статус и по ведомственной принадлежности относились к Министерству торговли и промышленности; обучение студентов проходило только лишь по двум направлениям: экономики и коммерции; в состав попечительских советов коммерческих заведений входили биржевые комитеты, купеческие общества, общества распространения коммерческих знаний, а также отдельные меценаты. Термин « коммерческое образование» в дореволюционном периоде следует рассматривать не как частное, негосударственное образование в современном понимании, а как образование, направленное на удовлетворение потребностей коммерческих структур. Коммерческие заведения того времени получили свое название по названию, которое породило социально — экономическую потребность в них, образование — для ведения коммерции [2].

Однако процесс становления коммерческого образования в России резко меняет свой вектор развития после событий октября 1917 года. В этот период произошло известное отрицание первого этапа. Ведь, по сути, уничтожение крупной частной собственности означало конец эпохи коммерции.

Процессы усиления административно — командной системы и политической власти в 30-е годы негативно повлияли на последующие этапы развития науки управления. Этот процесс отражался в ликвидации научно — рационализаторских органах, опытных станций, институтов и лабораторий, прекращения дискуссий в Академии наук, а также проведения научно — практических конференций. Функция управления предприятием становилась все более сложной.

Сложившаяся ситуация начинает меняться только к концу 50-х годов, начинают возобновляться исследования по проблемам организации и управления предприятием. В свою очередь происходит процесс переоценки научных методик 20 — х годов. Новым мощным стимулом развития управленческого образования становится экономическая реформа 1965 года.

На смену устаревших, на тот момент промышленных академий, стали создаваться институты повышения квалификации. Основным направлением деятельности, которых стало обучение руководящего состава, а также переподготовка кадров для руководящих должностей. По статистическим данным, в период с 1969 по 1984 года число подобных учебных заведений возросло с 28 до 79, а филиалов с 47 до 134. Также в высших учебных заведениях возросли и факультеты, обучающие руководящие кадры, с 65 до 150.

Читайте также:  Как оформить участок для бизнеса

Если проследить линейку развития бизнес — школ в России, то мы можем заметить, что периоды развития сопоставимы с периодами развития в Европе. Однако траектория развития различна.

В системе бизнес — школ России значительное место занимали пережитки советского общества, а также технократический наклон обучения (выпускалась в три раза больше инженеров), а уклон в экономику делал из них своего рода мутированных специалистов: инженеров — экономистов. Акцент в обучении делали на научные знания, а не на применение практических методов. В сравнении с сегодняшним днем, где инженеров существенно меньше, чем экономистов, а экономическое образование превратилось своего рода в конвейер по производству экономистов, что не может, не отразиться на бизнес — образовании и на образовании в целом. Однако вернемся в наш временной промежуток.

В период советской власти были созданы своего рода бизнес — школы при ЦК КПСС — «партийные школы». Образование в данных школах было рамочным, что естественным образом привело к выпуску мало профессиональных специалистов в области экономики и управления. Естественно, были проблемы в сфере управления в период становления рыночной экономики, который начался в 1990-е годы.

Этому свидетельствует достаточно интересная статистика, в 1989 году из всех лиц, которые занимали управленческие должности, лишь 43% из них имели высшее образование, а каждый седьмой не имел даже среднего полного образования. Рассуждать о качестве управленческих решений того времени не имеет смысла все итак очевидно и наглядно. Управленческий кризис, который возник, отразился как на экономической, так и на политической обстановке в целом [3].

Середина 1990-х годов — это расцвет переходной экономики во всех областях, включая образование. В период с 1993 по 1995 года престижность экономического образования начала возрастать. Эти годы зародили получение высшего экономического образования, как карьерной лестницы на руководящие должности.

Тем не менее, проблема отсутствия высокопрофессиональных кадров в сфере управления продолжает существовать. По статистическим данным, в 1995 году около 40% управленцев имели среднее профессиональное образование, слабо согласованным с бизнес — образованием, каково оно должно быть. Следует отметить, что принципы бизнес — образования были отражены в рамках государственной системы высшего профессионального образования. В 1996 году из 548 вузов страны 548 ВУЗов 356 осуществляли обучение по управленческим программам и программам менеджмента. Большое внимание отводили науке и технологиям в области образования, математическим, научным и аэрокосмическим исследованиям.

Важно отметить, что за последние 10 — 15 лет российское бизнес — образование все же накопило позитивный опыт. Первые школы и институты бизнеса возникли еще в конце 80 — начале 90-х годов в системе высшего профессионального образования. Эти бизнес — школы получили распространение, как в России, так и за рубежом. В это же время возникла школа бизнеса при МГИМО.

Данная бизнес — школа заявила о себе как о новом учебном заведении, которое ориентировано на потребности реформируемой экономики. В начале 90-х годов бизнес — школа получила широкое распространение по России и была признана за рубежом. Школа бизнеса при МГИМО также была одним из инициаторов создания в 1990 г. Российской ассоциации бизнес — образования.

Заслуживает внимание и Международный институт топливо — энергетического комплекса в структуре МИД РФ. Именно этот институт впервые начал осуществлять подготовку специалистов — международников для энергетического сектора экономики и таким образом заложил соответствующую мировым стандартам учебную базу для развития энергетической дипломатии. На базе многих Вузов открыты бизнес — школы, которые имеют международное признание [4].

Отметим некоторые тенденции современного этапа развития бизнес — образования. Непрерывное образование сдвигает акцент на получение новых знаний и компетенций, отдавая приоритет им, нежели формальному получению диплома или степени. Заметна тенденция в сторону более сконцентрированных и менее продолжительных программ во времени.

Особое внимание стали уделять формату обучению, используя формат part — time (без отрыва от основной деятельности). Стало популярным сегментирование потребителей бизнес — образования, так как неэффективно на одной программе MBA обучать людей с разным должностным положением, опытом, уровнем решаемых задач. Программы MBA становятся интернациональными.

Бизнес — школы не ориентированы на выдачу формальных дипломов, но по мере их развития, выдаваемые ими сертификаты, могут стать весьма привлекательными для компаний (на рынке труда).

Выводы

В современном мире под бизнес — образованием подразумевают формирование глобального рыночного кругозора.

НОУ «Университет «Синергия» провел заслуживающий внимания опрос, в котором 100% опрошенных бизнесменов уверенно ответили, что современному предпринимателю, а тем более управленцу необходимо бизнес — образование.

На основании рассмотренной истории развития бизнес — образования в России можно сделать вывод, что в 2000 –х годах практически сформировалась и закрепилась система российского бизнес — образования. В настоящее время наблюдается процесс развития бизнес — образования, а также усиления его востребованности на рынке.

Читайте также:  Методы разработки стратегия бизнеса

Социальные факторы защиты от употребления алкоголя

  1. Смирнова А.В.

Источник: novainfo.ru

Актуальные проблемы бизнес-образования

Проблемы бизнес-образования, особенно обучение по программам МВА, остаются актуальными с тех пор, как в США появилась первая школа в сфере делового администрирования. В настоящей статье рассматриваются наиболее существенные с точки зрения западных аналитиков и экспертов проблемы обучения по программам МВА. Среди них можно выделить, такие как концепция образовательного процесса; влияние обучения на деловой успех слушателей; эффективность и роль бизнес-образования в современном мире; факторы, влияющие на развитие бизнес-образования, и др. Следует заметить, что в течение всего времени существования программ МВА эти проблемы не теряли своей значимости и остаются актуальными темами для современных исследований.

Постоянные изменения во внешней среде требовали и требуют определенной трансформации института бизнес-образования, включая пересмотр существующих образовательных концепций. Бизнес-школы часто подвергаются критике за то, что не воспроизводят полезные навыки, не могут развить лидерские качества, привить нормы этического поведения и подготовить своих выпускников к работе в корпорациях.

В бизнес-школах слушателей учат выполнять достаточно узкие функции в процессе ведения бизнеса, но не обучают практической стороне управления. Слушателям преподаются отдельные, подчас не взаимосвязанные, дисциплины по менеджменту. Для того же, чтобы стать эффективным управленцем, надо научиться интегрировать эти знания в единое целое и использовать их на практике.

По этой причине управление – это, скорее, искусство, нежели профессия или наука. Знания важны, но ключевой момент в управлении – умение извлекать нужную информацию из различных источников и использовать ее в нужном направлении. Причина проблемы, по всей видимости, в том, что многие бизнес-школы избрали путь научных исследований, адаптировали модель абстрактного финансового и экономического анализа и академической психологии.

Многие западные исследователи считают такую научно-ориентированную модель бизнес-образования основанной на ошибочном предположении, что бизнес – это такая же академическая дисциплина, как химия или география. Эти же исследователи утверждают, что бизнес – это профессия такая же, как право или медицина, а бизнес-школы – прежде всего профессиональные школы. И никакие реформы не принесут результатов, пока научно-ориентированная модель не будет заменена на модель, более отвечающую требованиям профессии, то есть научным исследованиям в процессе обучения будет отведено второе место. Кроме того, по их мнению, бизнес-школы должны уделять больше внимания гуманитарным наукам как способу развития социального воображения.

Результаты исследования программ МВА, входящих в топ-рейтинг бизнес-школ США, под руководством Питера Наварро подтверждают сказанное выше. По результатам исследования Наварро выделил следующие важнейшие характеристики идеальной программы МВА: междисциплинарная интеграция; практическая ориентированность; развитие таких навыков, как коммуникабельность, лидерство, предприимчивость, умение работать в команде; фокусирование на глобальных перспективах и информационных технологиях; акцентирование вопросов бизнес-этики и корпоративной социальной ответственности. При этом исследователь отмечает, что идеальная программа МВА еще далека от воплощения в реальность.

Другая группа ученых разработала концепцию международной магистерской программы по практическому управлению, которая основывается на следующих принципах: бизнес-образование строится на практической деятельности; обучение вырабатывает у менеджера способность к самостоятельному мышлению, свободному от клише и штампов; занятия проходят в форме взаимодействия как между слушателями, так и между слушателями и преподавателями, что является важным ресурсом обмена опытом; используются активные методы обучения с целью не только усвоения материала, но и вовлечения слушателей в процесс взаимодействия друг с другом, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Исследователи отмечают, что преподаватели не прилагают сознательных усилий, способствующих социализации слушателей МВА-программ. Ведь процесс социализации в бизнес-школе должен носить направленный характер, потому что так или иначе слушатели меняются, попадая в новую среду и взаимодействуя с новыми людьми. По этой причине важно создать внутреннюю организационную культуру, которая способствовала бы этому. Следует обратить внимание и на возраст и опыт слушателей, так как молодые и малоопытные слушатели более подвержены влиянию, чем их зрелые коллеги.

Существует ряд предложений, касающихся изменения концепции обучения МВА, которые пока не нашли практического применения. При изменении института бизнес-образования следует учитывать, что бизнес – это профессия, которая основывается на определенных этических принципах, нормах и ценностях, воспроизводящихся в процессе обучения и определяющих дальнейшую деятельность менеджеров и предпринимателей.

Анализ проблем в сфере бизнес-образования показывает, что, несмотря на многолетнюю историю становления и развития института бизнес-образования в США и Европе, идеальная модель бизнес-школы до сих пор не сформировалась. Меняются внешние условия, структура спроса, состав участников, что делает актуальными систематические исследования в этой области. Сегодня институт бизнес-образования переживает не лучшие времена. В период экономического кризиса обнажились слабые стороны бизнес-школ и, как следствие, усилилась критика в их адрес, подвергается сомнению ценность института бизнес-образования как такового. В ответ организаторы бизнес-обучения корректируют программы МВА, акцентируя внимание на преподавании основ социально ответственного бизнеса и бизнес-этики, на обучении оценке рисков и стратегиям борьбы с последствиями кризиса.

Изучение и осознание проблем бизнес-образования за рубежом позволит избежать многих ошибок, препятствий, а также использовать тот положительный опыт, благодаря которому американские и европейские бизнес-школы достигли высокого качества обучения и стали конкурентоспособными на глобальном рынке образовательных услуг.

Читайте также:  Какие бизнес журналы читать

Источник: psihdocs.ru

Проблемы бизнес-модели

Стратегический менеджмент как основа бизнес-моделирования

Современные национальные экономики большинства государств строятся на рыночном механизме. Он предполагает независимость действий всех субъектов хозяйственных отношений и ограниченную роль государства. Предприниматели могут самостоятельно выбирать правовую форму своей организации, определять продукт, который хотят выпускать. Так же они устанавливают цены на продукцию и распоряжаются собственной прибылью. Покупатель свободен в своем выборе, который определяет предельной полезностью на текущий момент времени.

Замечание 1

Основным отличием рыночной модели хозяйствования является конкуренция, которая выступает инструментом саморегуляции отношений между производителями и покупателями. Такая среда формирует широкое число факторов воздействия на субъект хозяйствования, поэтому при организации или повышении эффективности бизнеса необходимо тщательно планировать любые изменения в нем.

Китайский с нуля для начинающих
Увлекаем Китаем, китайским языком и культурой

Стратегический менеджмент является подготовительным этапом к формированию будущей деятельности компании или организации ее бизнес-процессов. Он направлен на определение общих глобальных целей, а также выработку определенной философии предприятия. Стратегическое планирование является достаточно абстрактным явлением, которое в процессе своей реализации может претерпевать изменения. Оно требует от предпринимателя системного и комплексного подхода. Системность подразумевает поэтапную разработку стратегии, включающую в себя:

  • постановку долгосрочных целей;
  • определение краткосрочных задач;
  • формирование всех возможных путей достижения целей;
  • выбор оптимальной стратегии;
  • претворение теории в реальную жизнь;
  • осуществление контроля над исполнением.

Если рассматривать предприятие в виде системы хозяйствования, то требуемый принцип комплексности строится на согласованности работы всех ее элементов. Достижение общих стратегических целей невозможно в случае разрозненности и отсутствия единых принципов управления и осуществления хозяйственной деятельности. Разработка стратегии так же предполагает тщательную подготовительную работу. Кроме того, на этапе реализации проекта необходимо наладить прозрачную обратную связь, которая позволит руководству вовремя реагировать на любые изменения в работе.

«Проблемы бизнес-модели»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Бизнес-моделирование в работе компании

Моделирование является одним из научных методов. В сфере управления моделирование используется для изучения, а также построения моделей менеджмента организации. Сама по себе модель представляет собой наглядное представление реального объекта или явления, необходимое для исследования и выявления новых свойств или процессов, ранее неизвестных. В экономической науке применяются следующие методы моделирования:

  1. Имитация разрабатывается согласно реальным данным исследуемого процесса или объекта, подбор данных научно обосновывается. Этот метод позволяет снизить уровень неопределенности перед принятием окончательного решения.
  2. Построение экономико-математических моделей позволяет составить описание объекта или явления. К этому виду моделирования относят программирование, балансовые модели, теорию графов, использование статистических методов математики и теории вероятности, а также теорию игр.
  3. Моделирование на основе системного анализа применяется, если изначальные данные об объекте мало определены. Сначала он рассматривается в качестве структурного образования, а затем проводятся аналитические исследования.

Обеспечение бесперебойной работы информационных, организационных и методических процессов на предприятии реализуется благодаря моделированию. Создание единого информационного пространства внутри предприятия дает возможность повысить эффективность управления, наладить обратную связь, облегчить стратегическое и тактическое планирование. Кроме того, стандартизируется документооборот, убыстряется передача информации между филиалами и подразделениями компании.

Проблемы бизнес-модели

В настоящее время большинство компании использует в своей деятельности бизнес-моделирование. Однако, в работе они сталкиваются с рядом трудностей. Чаще всего, не получив быстрых результатов от проделанной работы, руководство отказывается от реализации проекта. Данные трудности связаны со следующими явлениями:

  • Достаточно сложно выбрать метод моделирования, который будет оптимальным для данного типа планирования. Сложность заключается в многообразии подходов и отсутствии общих регламентов и норм.
  • Существующие методы мало совместимы друг с другом. При этом их стоимость достаточно высока, а реализация требует достаточно большого количества времени.
  • Неточное определение объекта изучения усложняет процесс подготовительной аналитической работы.
  • Необходимость устройств на работу специалистов, которые смогут профессионально разработать модели бизнес-процессов.
  • Достаточно часто разработанные модели так и не применяются на практике. Связано это с длительным периодом их разработки и потерей актуальности.
  • Расходы на приобретение специального программного обеспечения.
  • Низкий уровень финансовой устойчивости предприятия, снижающий возможности внесения изменений в бизнес-процессы.
  • Низкая мотивация персонала в рамках оптимизации бизнес-процессов.

Таким образом, применение бизнес-моделирования на практике сталкивается с тремя основными проблемами, а именно, актуальностью модели, сложностью ее построения и корректным подбором средств ее реализации. Большое влияние оказывается субъективный подход к разработке моделей процессов, а также в осуществлении контроля над работой по моделированию. Еще одна сложность связана с отсутствием регламентации выбранных инструментов.

Замечание 2

Осуществление проработки основных проблем бизнес-моделирования позволяет повысить качество производимых товаров или оказываемых услуг, а также снизить общую рабочую нагрузку. Для этого необходимо отслеживать проблемы и идентифицировать их, анализировать ошибки и своевременно сообщать о них, предоставлять отчеты о проделанной работе. То есть, для оптимизации бизнес-моделирования важно наладить обратную связь, которая позволит избежать многих проблем в будущем.

Источник: spravochnick.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин