Проблема соотношения этики и бизнеса. Понятие этики сферы предпринимательства (бизнеса).
В деловой сфере наиболее ярко проявляется противоречие между этикой и бизнесом, между должным и сущим. Оно затрагивает отношения на разных уровнях: между компанией (фирмой) и обществом, между деловыми партнерами и конкурирующими организациями, между фирмой и ее клиентами. На указанную проблему существует два взгляда.
Первый пытается разрешить это противоречие так: в деловых отношениях нравственность не нужна, так как смысл деятельности предпринимателя — получение прибыли любыми доступными путями. А нормы морали только стоят на пути достижения этой цели, создавая побочные проблемы, связанные с нравственными барьерами деятельности. Поэтому очень часто в деловой сфере можно встретиться с проявлениями неэтичного поведения: случаями сокрытия от государства истинной прибыли, подкупом, взятками, использованием чужого фирменного наименования, распространением заведомо ложной и порочащей конкурента информацией, переманиванием сотрудников, лжепредпринимательством и т.д.
Примером неэтичного поведения представляют действия компании « Форд Мотор». Ее руководители возражали против снятия с производства модели «Пинто», которая имела технические недостатки бензобака. Суть проблемы состояла в том, что в 1978 году три женщины сгорели заживо, когда машина этой модели, в которой они находились, получила удар сзади и бак с бензином взорвался.
Разработчикам модели и руководству компании неполадки проектирования топливной системы были известны. Но как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. Здесь компания переступила нормы морали.
Второй взгляд на указанную проблему вообще не видит противоречия между этикой и бизнесом. Согласно сторонникам этого подхода эффективность предпринимательской деятельности зависит от соблюдения этических норм ведения дела. Современные концепции этики во главу угла ставят социальную ответственность бизнеса, становление новой корпоративной культуры, учитывающей необходимость не только увеличения прибыли, но и адекватного удовлетворения потребностей общества, признание нравственной культуры взаимоотношений между конкурентами и партнерами.
Таким образом существует необходимость выделения такого вида профессиональной этики, как этика бизнеса. Этика бизнеса изучает нравственные параметры отношений людей и организаций в сфере предпринимательства. Это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и взаимодействия деловых людей.
Этическим нормам деловых взаимоотношений людей уделяли внимание еще Конфуций, Сократ, Аристотель. Например, по мнению Аристотеля, в основе деловых взаимодействий лежит «потребность, которая все связывает вместе». Имеется в виду прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, взаимообусловленный экономический обмен между ремесленником, ткачем, врачем, земледельцем и т.д. Вследствие этого критерий нравственности деловых отношений перемещается в экономическую сферу, где главным параметром справедливости становится принцип «пропорционального равенства». Согласно этому положению тот, кто понес большие труды должен получить много и наоборот.
С развитием капитализма материальный результат, прибыль как концентрированные критерии человеческой деятельности становятся всеохватывающими и доминирующими, а «последним» критерием справедливости становится умение успешно вести дело — деловой прагматизм. Он вырабатывает «свои» принципы, отодвигая в сторону общечеловеческие и религиозные ценности.
Протестантизм периода Реформации XVI -XVII вв. попытался вернуть в сферу предпринимательства традиционную мораль и на определенное время достиг известных успехов в ее утверждении. В то время обосновывалось, что труд «бизнесмена», при условии его честности, обязательности, добросовестности, может быть одобрен Богом. В свою очередь все верующие миряне должны относиться к делу с такими же нравственными установками, как они относятся к Богу. Стремление к прибыли и к Богу стали взаимоосвязанными, а вознаграждение финансовым успехом, получение прибыли стало пониматься как благое и богоугодное дело.
Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Генри Форда. Можно отметить, что в ней нашли воплощение общечеловеческие этические принципы справедливого и гуманного отношения к производственным рабочим, принцип добросовестного отношения работников к своему труду, ответственность предпринимателя перед обществом.
В 20-30-е годы прошлого века он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и именно в этом заключается этический смысл человеческой деятельности, а произведенный продукт является источником радости и морального удовлетворения. Г. Форд провозгласил принцип высокой заработной платы и низких цен на свой конечный продукт, чтобы рабочие его предприятий могли купить автомобили, которые сами производили. Эта мера помогла ему сохранить производство. Кроме того он покупал земельные участки своим рабочим и строил им жилье, создавал сельскохозяйственные товарищества и организовывал на своих заводах продажу потребительских товаров.
Форд заботился о питании своих рабочих за счет заводов, обеспечивал топливом, теплом и электричеством всех работающих. Он строил медицинские учреждения и переводил рабочих, больных туберкулезом, на легкие работы, открывал ремесленные училища для подготовки кадров. Пенсионеров обеспечивал достойными пособиями, давая возможность покупки в рассрочку сельскохозяйственных ферм.
Г. Форд обосновал дифференцированный подход к различным категориям работникам, их деловым качествам и способностям, предоставляя работу по умению и силам каждого. В каждом из них он видел партнера и «компаньона», давал им почувствовать себя хозяевами производства через акции. Поэтому предприятии Форда отличались отсутствием забастовок и высокой производительностью труда.
Источником зарплаты служил произведенный рабочим продукт — его количество и качество в единицу времени. По мнению самого Форда, эта «плата должна покрыть расходы по обязательствам рабочего за пределами фабрики», а этичным может считаться только тот предприниматель, который платить высокую заработную плату, создавая тем самым условия для высокопроизводительного труда.
Принцип высокой зарплаты и низких цен с одновременным ростом производительности труда и качества продукции позволил Г. Форду улучшить жизнь работающих, увеличить объем производства до крупных размеров, повысить личную ответственность каждого рабочего.
Другой принцип — служение человеку, по его мнению, находил свое воплощение непосредственно в экономике и предполагал реализацию трех фаз: покупки сырья и материалов; производства конечного продукта-товара; продажи товара и получения прибыли. Каждая из этих фаз должна сопровождаться проявлением радости:
радости производителя, работающего на научной основе, в условиях порядка и чистоты, которая перерастает в радость создания высококачественного и эстетичного продукта — автомобиля;
радость продавца, реализующего привлекательные изделия;
радость покупателя, приобретающего высококачественный и радующий глаз товар.
Эти проявления радости имеют также «материальное» воплощение: высокая зарплата, низкие цены и большой объем прибыли за счет огромной массы товара. Именно этим оказывается большая услуга обществу. Следовательно, целью является служение обществу, а не только получение прибыли. А прибыль приходит сама собой как результат осуществления услуги пользы обществу.
Концепция Г. Форда сыграла не последнюю роль в том, что спустя полвека концепции деловой этики (этики бизнеса) в США, да и в других странах, стали вновь актуальны. Это произошло с эволюцией сознания всего общества и переоценкой тех ценностей, которые казались ранее незыблемыми. Естественно, что предприниматели не отказались от получения прибыли, просто они начали ощущать зыбкость абсолютизации прибыли как единственной цели их деятельности.
Кроме того ни строгость, ни обилие законов оказались не в состоянии искоренить правонарушения в экономической сфере. Поэтому в США, особенно с середины 80-х годов, росло представление о необходимости подхода к решению этой проблемы по линии укрепления в массовом сознании традиционных морально-этических ориентиров, «оздоровления» с их помощью всей философии предпринимательства.
Источник: studbooks.net
5курс / Этика бизнеса / Материал для реферата / Соотношение бизнеса и морали
Только сегодня: 300 рублей в подарок на первый заказ.
Какую работу нужно написать?
Другую работу
Помощник Анна
Соотношение бизнеса и морали
Бизнес и нравственность связаны между собой в ряде важных направлений, которые игнорируются мифом об аморальности бизнеса. Некоторые из этих связей очевидны, причем настолько очевидны, что мы их принимаем как само собой разумеющиеся и поэтому склонны вовсе их не замечать. Другие связи незаметны, настолько мало различимы, что мы их также склонны игнорировать.
Между тем, очевидные или незаметные, они образуют часть нашей повседневной жизни и практики. Можно осветить их, сосредоточить на них внимание и вытащить на поверхность и таким образом отчетливо представить связь между бизнесом и моралью.
Мы рассмотрим пять аспектов этой связи под следующими рубриками: «Нравственные основы бизнеса», «Фундаментальные основы собственности», «Дело бизнеса — это бизнес», «Бизнес и право», «Изменяющийся мандат бизнеса». Нравственные основы бизнеса Бизнес образует важный составной элемент современного общества. Так или иначе, все мы в него вовлечены.
Все мы покупаем товары, необходимые нам для выживания и жизненных удобств. Все мы зависим от наличия электрической энергии и бензина. Мы покупаем продовольствие, одежду и услуги. И люди нам их поставляют. Промышленники изготовляют изделия, которые нам необходимы и желательны. Другие люди транспортируют эти изделия в магазины, где уже новые люди продают их потребителям.
Бизнес — это не нечто отделенное от общества или навязанное ему, нет, это составная часть общества и его жизнедеятельности. Мораль состоит из правил поведения людей и устанавливает, что определенные поступки являются неправильными или безнравственными, а другие — правильными или моральными. Действия людей можно оценивать с позиции нравственности.
Некоторые поступки, например убийство, считаются безнравственными. Другие поступки, такие, как оказание помощи ближнему, обычно считаются нравственными. А такие поступки, как связывание чьих-либо ботинок шнурками, являются, по крайней мере в абстракции, морально безразличными.
Они приобретают нравственное значение лишь в особых случаях, например когда их преднамеренно совершают с целью кому-нибудь досадить или причинить вред. Всякое действие можно рассматривать с точки зрения его нравственности.
Вот почему трудно понять, что подразумевают люди, когда утверждают, что мораль и бизнес не сочетаются друг с другом или представляют собой противоположность. Поскольку экономическая деятельность — это деятельность людей, ее можно оценивать с позиции морали точно так же, как и любой другой вид человеческой деятельности.
Связь между бизнесом и нравственностью даже еще более глубокая. Бизнес, подобно большинству других видов общественной деятельности, изначально предполагает нравственную основу и был бы без такой основы невозможен.
Например, предприниматели ожидают, что нанимаемые ими работники не будут совершать кражи в их фирме; сторона, заключающая контракт, рассчитывает, что другая сторона будет соблюдать его условия; покупатель товара рассчитывает, что, когда он его распакует у себя дома, тот будет соответствовать параметрам, обозначенным в рекламе. Люди ожидают от своих коллег по работе, что они, как правило, станут говорить правду, уважать работающих рядом, а не грубить им и добросовестно выполнять ту работу, за которую им платят.
В большинстве случаев эти ожидания оправдываются. Если бы все участники бизнеса — покупатели, продавцы, производители, менеджеры, рабочие, потребители — действовали безнравственно или хотя бы аморально (не считаясь с тем, являются ли их действия моральными или безнравственными), бизнес вскоре застопорился бы.
Нравственность — это и смазочный и цементирующий материал для общественного механизма, а следовательно, и для бизнеса. Лишь при наличии общей атмосферы нравственности аморальность может оказаться не только возможной, но и выгодной. Ложь не имела бы успеха, если бы большинство людей не были правдивы и склонны доверять другим.
Злоупотребление доверием требует наличия атмосферы доверия. Большинство предприятий не действуют в духе изречения: «Покупатель, будь бдителен!» Обычно предприятия дорожат своей репутацией. Поэтому в действительности мы живем отнюдь не в мире «волчьего» бизнеса. Такой мир был бы невыносим.
Разумеется, бывает, что люди действуют в бизнесе, как и в других сферах жизни, безнравственно. Имеются многочисленные случаи обмана, надувательства, манипулирования финансовыми отчетами, однако нет никаких доказательств того, что люди в своей хозяйственной деятельности более безнравственны, чем в своей личной жизни.
Институты бизнеса не более склонны к безнравственным поступкам, чем институты государственного управления, семьи, просвещения или религии, точно так же, как крупные, деперсонифицированные предприятия не являются более или менее безнравственными, чем мелкие предприятия, составляющие индивидуальную собственность. Бизнес — это часть общества, а поэтому действия людей, занимающихся бизнесом, подчинены правилам морали.
Это положение настолько очевидно, что его практически все забывают. Большинство взрослых незачем убеждать в том, что ложь и воровство — это зло или что убийство — это зло. Они представляют собой зло как в бизнесе, так и вне его.
Именно потому, что обыкновенному человеку незачем говорить, что такие действия неправомерны, они образуют часть атмосферы, в которой функционирует бизнес. Иными словами, это посылка, которую признают сами участники бизнеса. Следовательно, тезис, согласно которому бизнес и нравственность несовместимы, невозможно убедительно подтвердить. Суть этики бизнеса вовсе не обязательно заключается в том, чтобы изменять чьи-либо нравственные убеждения, а в том, чтобы полагаться на них.
Источник: studfile.net
Противоречие между этикой и бизнесом в современном деловом общении
Это противоречие между этикой и бизнесом, должным и сущим весьма остро проявляется и сегодня в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.
Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, — любыми доступными средствами максимизировать прибыль, «делать как можно больше денег», всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях [1] .
С этой позиции, которую можно назвать «деловой макиавеллизм», этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются «излишние», «не относящиеся к делу» проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.
Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих надлежащих мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению.
Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, являются действия фирмы «Форд Мотор», которая возражала против изъятия модели «Пинто» из производства или перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком. Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины сгорели заживо, когда «Пинто», в которой они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании «Форд» было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали.
Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют негодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д.
Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости целей делового общения с моральными ценностями. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.
Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство (инструмент), помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения.
Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие — компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается и для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.
Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Ни- колло Макиавелли, проповедавшему «освобождение» политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что «честность — лучшая политика».
- [1] См.: Friedman М. The Social Responsibility of Business is to Increase its Profits //Business Ethics: Readings and Cases in Corporate Morality. Ed. W.M. Hoffman andM. Moore. N. V., 1990. P. 153.
Источник: studref.com