Социально экономическая роль малого бизнеса в рб

Мировая практика гласит, что в странах с развитой рыночной экономикой малый бизнес оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых рабочих. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль.

Роль малого предпринимательства определяется классическими задачами, которые решает малый бизнес в развитых странах. Это, в первую очередь, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры посредством особого механизма сбалансирования спроса и предложения; развитие здоровой конкурентной среды экономики, создающее систему сильных мотивационных стимулов для более полного использования знаний, умений энергии и трудолюбия населения, что в свою очередь позволяет более активно разрабатывать и использовать имеющиеся материальные, кадровые, организационные и технологические ресурсы; формирование диверсифицированной и качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества — среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования. [4]

Бизнес в Беларуси и роль ИП в экономике: что тут может быть непонятным? | Точка зрения

Малый бизнес содержит большой потенциал для оптимизации путей развития экономики и общества в целом. Характерной особенностью малого предприятия является высокая интенсивность использования всех видов ресурсов и постоянное стремление к оптимизации их количества, обеспечению их наиболее рациональных для данных условий пропорций. Практически, это означает, что на малом предприятии не может быть лишнего оборудования, избыточных запасов сырья и материалов, лишних работников. Данное обстоятельство является одним из важнейших факторов достижения рациональных показателей экономики в целом.

Необходимо особо подчеркнуть региональную направленность малого бизнеса. Малый бизнес является опорой рыночной экономики в регионе. Малый бизнес приносит внушительные доходы в местный бюджет. Малые предприятия весьма заинтересованы в тесном и эффективном сотрудничестве с органами власти на местах, т.к. большинство проблем развития малых предприятий связано именно с решением вопросов регионального и местного значения.

Развитие малого бизнеса в различных странах осуществляется по-разному, но результат был получен одинаковый: массовое формирование малых предприятий способствовало ускорению формирования рыночных отношений, сыграло важную стабилизирующую роль, как в экономической, так и социальной сфере.

В экономически развитых странах давно осознали, что наемный работник плохой работник, не имеющий глубоких экономических и социальных корней в обществе. Поэтому власти этих стран начали проводить политику массового превращения граждан в собственников. В США, например, широкое распространение, получила кампания по передаче предприятий в коллективную собственность. В Англии работникам приватизируемых фирм предоставлялась возможность стать акционерами на льготных условиях. И главное — малый бизнес начало активно поддерживать государство.

Данная политика является выгодной и по другим причинам. Во-первых, государство, превращая своих граждан в предпринимателей, снимает с себя ответственность за решение многих социальных проблем; во-вторых, каждый гражданин, становясь предпринимателем, не только создает благополучие своей семье, но и вносит большой вклад в решение государственных проблем посредством уплаты налогов, благотворительности.

Примечательна позиция известного немецкого политика Штрауса в отношении малого бизнеса. Он считал, что обширная и разветвленная сеть предприятий среднего размера образует систему пружин, обеспечивающих функционирование эластичной, дееспособной экономической системы и немецкого свободного строя. По его мнению, любой мелкий предприниматель, вплоть до самого последнего самостоятельного ремесленника или розничного торговца, является в ряде случаев более убедительным гарантом свободного строя, нежели любой подвизающийся в руководстве крупного предприятия высокооплачиваемый менеджер, которого можно не только использовать в любой общественной системе, но и в любое время заменить. [5]

Активный рост доли малых предприятий в структуре экономики западных стран начал происходить с середины 70-х, начала 80-х годов. На сегодняшний день в наиболее развитых странах Запада малые фирмы составляют 70-90% от общего числа предприятий. Для сравнения можно взять, например, США — где в мелком предпринимательстве занято 53% всего населения, Японию — с ее 71,7% и страны ЕС, где на аналогичных предприятиях трудится примерно половина работающего населения.

Экономическое значение малого бизнеса особенно возросло в последние годы. Малые предприятия, традиционно широко развившиеся в торговле, строительстве, сфере услуг и сельском хозяйстве, все шире осваиваются в промышленности, особенно, в общем, и точном машиностроении, электротехнике. Это вызвано углубляющейся специализацией и дифференциацией общественного производства и обеспечивает значительное повышение его эффективности. Так, в автомобильной, радиотехнической промышленности США производительность труда на малых узкоспециализированных предприятиях в два раза выше, чем на заводах со средней специализацией.

Эффект от деятельности малых предприятий достигается и благодаря развитию системы субподрядных отношений с крупными компаниями. Это обеспечивает последним экономию капитала и повышает гибкость производства. В западных странах степень зависимости достигает 70 %, в стоимости продукции доля субподрядных, как правило, малых фирм составляет 25 — 30 %.

Малые фирмы оказались на гребне научно-технического прогресса, стали своеобразным полигоном разработки и испытания новых технологических идей. Они внедряют в 17 раз больше нововведений и разработок, чем крупные предприятия, которые дают жизнь лишь 10% новых технологий, остальные 90% внедряют малые предприятия и независимые изобретатели. В расчете на одного занятого они создают почти в 2,5 раза больше принципиально новых продуктов, чем крупные компании, вносят в 2 раза больше серьезных предложений по улучшению существующей технологии. Это достигается благодаря жесткой ориентации на потребителя, гибкости в управлении, быстрой адаптации на рынках, отсутствию бюрократизма, внедрению программно-целевых методов управления и венчурного финансирования.

Указанные свойства малых фирм позволили им внедриться в начальные стадии научных исследований, где не требуется значительных материальных затрат. Это укрепило связи малых фирм с крупными. Последние передают им выполнение исследований, частично финансируя их, оказывают консультационные услуги, снабжают конструкторской документацией. [23]

Читайте также:  Какой бизнес открыть в Майкопе

Промышленное производство, состоящее преимущественно из крупных монополизированных предприятий, не поддается быстрому реформированию на основе рыночных механизмов. Поэтому малые предприятия, создаваемые посредством частного инвестирования, а также приватизации в торговле, обслуживании, транспорте, домашнем, ремесленном производстве на основе льготного законодательства, способны быстро создать рыночную среду, совершить переворот в сознании людей относительно частного производства.

Очевидно, что при современных масштабах развития малый бизнес обеспечивает стабильность государства, обслуживает своих граждан, создает богатство стране. Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства.

Во-первых, сложная экономическая обстановка, царящая в стране:

инфляция, спад производства, разрыв хозяйственных связей, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей. Во-вторых, низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие должной деловой этики, хозяйственной культуры как в малом бизнесе, так и в государственном секторе. В-третьих, негативное отношение определенной части населения, которое связывает предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей. В-четвертых, неотработанность организационных и правовых основ для регулирования развития бизнеса на региональном уровне. В-пятых, слабость государственной поддержки малого бизнеса. Сложившаяся экономическая ситуация негативно

воздействует на малый бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят многие малые предприятия на грань банкротства. И в их числе в первую очередь оказываются предприятия, которые функционируют в сфере производства товаров и бытовых услуг для населения, потребляющие сырье, материалы и др., стоимость которых постоянно растет. Налоговое давление также оказывает влияние на производственные предприятия в сфере

малого бизнеса. И сложившиеся экономические условия подрывают стимулы к предпринимательской деятельности, ослабляют предпринимательский настрой.

Источник: vuzlit.com

Малый и средний бизнес в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полонская Яна Андреевна, Козырева Александра Олеговна

В данной статье рассматривается позиция малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, его роль в социально-экономическом развитии страны. Отмечаются возможности и преимущества ведения малого и среднего бизнеса , приводятся статистические данные о количестве малых и средних организаций в периоде с 2013 по 2015 годы по областям Беларуси и городу Минску. Определяются лидирующие регионы по ведению малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, а также регионы, у которых показатели являются самыми слабыми в стране. В заключение отражаются основные цели ведения бизнеса и то, что нужно для выполнения этих целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Полонская Яна Андреевна, Козырева Александра Олеговна

Проблемы малого и среднего бизнеса как компоненты в стратегии преобразования экономики страны
Дифференциация социально-экономического развития областей Беларуси

Актуальные проблемы и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь

К вопросу о необходимости развития малого и среднего государственно-частного предпринимательства в Брестской области Республики Беларусь

Современное состояние и тенденции развития диверсификации предпринимательства
i Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Малый и средний бизнес в Беларуси»

МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС В БЕЛАРУСИ

1 2 Полонская Я.А. , Козырева А.О.

‘Полонская Яна Андреевна — студент;

2Козырева Александра Олеговна — студент, факультет экономики и права, бухгалтерского учета, анализа и аудита, Барановичский государственный университет, г. Барановичи, Республика Беларусь

Аннотация: в данной статье рассматривается позиция малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, его роль в социально -экономическом развитии страны. Отмечаются возможности и преимущества ведения малого и среднего бизнеса, приводятся статистические данные о количестве малых и средних организаций в периоде с 2013 по 2015 годы по областям Беларуси и городу Минску. Определяются лидирующие регионы по ведению малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь, а также регионы, у которых показатели являются самыми слабыми в стране. В заключение отражаются основные цели ведения бизнеса и то, что нужно для выполнения этих целей. Ключевые слова: бизнес, статистика, экономика, малый бизнес.

Беларусь занимает 57 позицию в Рейтинге стран по удобству ведения бизнеса. Не прекращаемое развитие всего предпринимательского сектора страны и деятельность правительства, направленная на совершенствование бизнес-климата, привели к тому, что вести бизнес в Беларуси стало гораздо легче.

Средний и малый бизнес в Беларуси играет значительную роль в социально -экономическом развитии страны. Он формирует конкурентную среду, обеспечивает увеличение потребительских товаров, благодаря ему, расширяется сфера услуг, а экономике придается дополнительная стабильность.

Важность малого бизнеса составляется по таким критериям как способность мгновенно реагировать на потребительский спрос и быстро его удовлетворять, откликаться на изменения рыночной конъюнктуры и демонстрировать высокую маневренность. Помимо всего прочего, малое предпринимательство страны дает возможность предоставлять много новых рабочих мест, что ведет к сокращению безработицы.

Благодаря низкому уровню конкуренции и сильной фрагментации рынка малый бизнес в Республике Беларусь может развиваться вполне успешно. В каждой сфере деятельности имеется свой собственный определенный запас роста. Известно, что Республика Беларусь является одной из немногих стран на постсоветском пространстве, где со стороны государства отмечается минимум ограничений для открытия своего собственного дела по сравнению с другими странами.

Бизнес-среда Беларуси состоит в основном из малых и средних предприятий. Большая часть из них относится к сфере торговли, существенно меньше — к сфере строительства и промышленности [2].

Читайте также:  Изготовление 3 д панелей из гипса как бизнес

Таблица 1. Количество малых и средних предприятий по областям и г. Минска

Республика Беларусь 14254 14840 14757

области и г.Минск:

Брестская 1682 1690 1740

Витебская 1280 1266 1317

Гомельская 1337 1429 1408

Гродненская 1131 1206 1195

г.Минск 5428 5611 5384

Минская 2 298 2 507 2 612

Могилевская 1 098 1 131 1 101

Исходя из данных в таблице, можно сделать вывод, что абсолютными лидерами по количеству малых и средних предприятий является город Минск и Минская область, а самые слабые показатели оказались у Гродненской и Могилевской областей [1].

Государственная программа по развитию малого и среднего бизнеса ставит своей целью обеспечить стабильно высокий уровень занятости населения и экономический рост. Для этого необходимо: улучшить деловую среду, содействовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, совершенствовать инфраструктуру поддержки малого и среднего бизнеса, формировать позитивное отношение к предпринимательской инициативе граждан [3, 4-5].

1. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь: статистический сборник / ред. И.В. Медведева, И.С. Кангро, О.А. Довнар, Ж.Н. Василевская, Е.И. Кухаревич, Е.М.

Палковская, А.И. Боричевский, А.С. Снетков, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_compilation/index_6316/ (дата обращения: 20.05.2017).

2. Малый бизнес в Беларуси. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://belarusfacts.by/ru/belarus/economy_business/doing_business/malyj-biznes/ (дата обращения: 15.05.2017).

3. Постановление Советом Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2016 г. № 149, 2016. C. 4-5.

РОЛЬ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ КОМПАНИИ Маенова Ю.В.

Маенова Юлия Валерьевна — студент, кафедра менеджмента, Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Аннотация: в статье освещается роль анализа финансовой отчетности телекоммуникационной компании, а также главные цели и задачи финансового анализа. Ключевые слова: анализ, финансовая отчетность, управление финансами, финансы, телекоммуникационная компания.

В современных экономических условиях, деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (предприятий и лиц), заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им отчетно-учетной информации, они стремятся оценить финансовое положение компании.

Главным инструментом для этого служит анализ финансовой отчетности, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта, а так же по его результатам принять обоснованные решения.

В телекоммуникационной компании, анализ финансовой отчетности представляет собой процесс, организованный на изучении данных о финансовом состоянии и результате деятельности компании, с целью оценки перспективы его развития.

Источник: cyberleninka.ru

Роль малого предпринимательства в экономике РБ

Республика Беларусь придает большое значение развитию малого предпринимательства, принимает необходимые меры по стимулированию, созданию благоприятных условий для повышения инвестиционной активности в данном секторе экономики, в т. ч. путем привлечения иностранных инвестиций.

Предпринимательство играет важную роль в социально-экономическом развитии страны, способствуя формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, расширению сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию экономике дополнительной стабильности.

Удельный вес работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей) в сфере малого бизнеса составляет около 13 % от занятых в экономике. На малых предприятиях республики производится порядка 6% от общего объема производства продукции (работ, услуг). В объеме ВВП удельный вес малых предприятий составляет 7,3 %. (рис. 1)

Удельный вес малых предприятий в основных экономических

Рис. 1. Удельный вес малых предприятий в основных экономических

За последние годы в Республике Беларусь наблюдается положительная динамика количественного роста субъектов малого предпринимательства. Количество малых предприятий в Беларуси по данным Министерства статистики и анализа РБ по состоянию на 01.01.2008. составляло 33 094 единиц против 32 824 на 01.01.2007 г. рост за рассматриваемый год составил 0,8%. (рис. 2)

Динамика роста численности малых предприятий в РБ

Рис. 2. Динамика роста численности малых предприятий в РБ

На частных малых предприятиях обеспечены более высокие темпы роста по основным экономическим показателям, чем в целом по отраслям экономики. Это еще раз подтверждает, что субъекты малого бизнеса более мобильны и являются важным источником экономического роста страны.

Отраслевая структура малого предпринимательства за последние годы существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рис. 3.

Сфера малого предпринимательства охватывает практически все отрасли и сферы деятельности. Так, основными видами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание (41,2%). На втором месте 23,6% промышленность, на третьем — строительство-12,3%. Отраслевая структура малого предпринимательства за последние годы существенно не изменилась. Доля отдельных видов отраслей наглядно показана на рис. 3.

В промышленности малые предприятия представлены в основном в полиграфическая (33,9% всех малых предприятий промышленного сектора), в цветной металлургии (24,9%), в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (20,2%), а также в пищевой промышленности (19,1%).

Структура числа малых предприятий по отраслям экономики, %

Рис. 3. Структура числа малых предприятий по отраслям экономики, %

Общий объем продукции и услуг, произведенных малыми предприятиями, составил в 2007 г. 10331,5 млрд. руб., что (без поправки на инфляцию) превысило показатель 2006г. на 21,3%. В целом за 2007г. (по сравнению с 2000 г.) объем производства малых предприятий вырос в 6,6 раз.

Уровень развития малого предпринимательства в регионах во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение со стороны местных властей.

Более половины (54,1%) частных малых предприятий и почти четверть индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (22,5%) сконцентрированы в г. Минске. В областях малый бизнес примерно на 50% сосредоточен в областных центрах.

Государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства становится неотъемлемой частью экономической политики страны. Система государственной поддержки малого предпринимательства начала формироваться после принятия в 1996 г. Закона Республики Беларусь ”О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь“. С 1997 г. разрабатываются и реализуются годовые программы государственной поддержки малого предпринимательства. Утверждена Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 г., целью которой является дальнейшее формирование благоприятных условий для устойчивого развития малого бизнеса на основе совершенствования форм и методов государственной поддержки данного сектора экономики.

Читайте также:  Партнерское соглашение как построить совместный бизнес на надежной основе

К настоящему времени сложилась и функционирует единая система поддержки предпринимательства, имеющая следующую структуру: Департамент по предпринимательству Министерства экономики, как государственный орган, отвечающий за проведение в жизнь государственной политики по поддержке предпринимательства, Белорусский Фонд финансовой поддержки предпринимательства, областные учреждения финансовой поддержки предпринимателей, субъекты инфраструктуры поддержки предпринимательства в регионах (центры поддержки предпринимательства, инкубаторы малого предпринимательства), некоммерческие организации предпринимателей.

Для решения проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, функционирует Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, при Совете Министров — Межведомственная комиссия по поддержке и развитию малого предпринимательства, при Министерстве экономики — рабочая группа, в состав которой включены представители некоммерческих организаций предпринимателей, на областном уровне — советы (комиссии) по развитию предпринимательства. В целях повышения уровня организации взаимодействия индивидуальных предпринимателей, собственников (арендодателей) торговых мест, местных исполнительных и распорядительных органов на рынках и иных торговых объектах республики созданы советы индивидуальных предпринимателей.

В целях обеспечения гарантий, соблюдения прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, расширения рынка товаров и услуг, формирования в стране благоприятного экономического климата Президентом Республики Беларусь подписаны Указы от 24 марта 2007 г. № 148 «О неотложных мерах по поддержке предпринимательства» и от 18 июня 2007 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности», 16 мая 2007 г. №225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности».

В республике ежегодно проводится республиканский конкурс «Лучший предприниматель года», который способствует повышению профессионализма и деловой репутации руководителей и коллективов предпринимательских структур, созданию положительного имиджа предпринимателя, стимулированию предпринимательской инициативы населения для решения задач социально-экономического развития страны.

С целью выработки новых направлений и расширения сферы применения мер государственной поддержки предпринимательства разработан проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 гг., подготовлен проект закона «О поддержке малого и среднего предпринимательства», в котором определены основные принципы, виды и формы государственной поддержки субъектов предпринимательства.]

Государственная политика поддержки и развития малого предпринимательства в 2007 г., а также на среднесрочную перспективу до 2010 г. будет направлена на дальнейшее совершенствование регулирования предпринимательской деятельности с целью создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития данного сектора экономики. Особое внимание государства придается формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, активизации деятельности данных субъектов хозяйствования в инвестиционной и инновационной сферах, стимулированию развития предпринимательства не только в столице и областных центрах, но и в городах районного подчинения, поселках городского типа, сельских населенных пунктах. Достижение поставленной цели предполагает реализацию мер по следующим основным направлениям:

— минимизация административных и иных ограничений, усложняющих деятельность и сдерживающих развитие субъектов малого и среднего предпринимательства;

— создание благоприятных условий для доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к кредитно-финансовым, материально-техническим, информационным ресурсам, к научно-техническим разработкам, новым и высоким технологиям;

— развитие внешнеэкономической деятельности и наращивание экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства на основе повышения уровня конкурентоспособности производимой ими продукции;

— развитие механизмов кооперационного сотрудничества между субъектами малого, среднего предпринимательства и крупными промышленными организациями;

— совершенствование взаимодействия органов государственного управления всех уровней с некоммерческими организациями предпринимателей и советами индивидуальных предпринимателей посредством их привлечения к выработке предложений по решению проблемных вопросов предпринимательской деятельности;

— повышение эффективности деятельности субъектов инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства посредством развития их базовых центров и создания новых, в т. ч. в сельской местности, а также на базе предприятий, подлежащих реструктуризации (реорганизации);

— дальнейшая популяризация и формирование в обществе позитивного мнения об отечественном малом предпринимательстве.

Анализ показывает, что в Беларуси предприятия негосударственного сектора работают с более высокой эффективностью, чем государственные. Это касается, прежде всего, таких показателей, как темпы роста прибыли, уровень рентабельности, прирост инвестиций в основной капитал и целого ряда других. Негосударственный сектор уже сегодня дает 18 % налоговых поступлений, в том числе 5 % из них выпадают на долю субъектов малого предпринимательства. А вот на поддержку так называемого малого бизнеса из республиканского бюджета направляется всего 0,06 % средств, что на три порядка ниже доли его вклада в виде налогов.

Министерством предпринимательства и инвестиций разработан, а правительством поддержан и реализуется механизм инвестирования субъектов предпринимательства с участием средств бюджета для активизации банковского капитала. Один рубль бюджетных денег влечет выделение трех рублей собственных средств банков. Это позволит уйти со временем от бюджетного финансирования и, опираясь на стабильный банковский потенциал, наращивать инвестирование на развитие производства и прямые услуги.

В соответствии с программой развития малых предприятий по итогам 2007г. доля малого бизнеса в объеме республиканского ВВП должна достигнуть 23%, количество малых предприятий до 34 тыс., доля занятого активного населения до 15,3%. Основными сферами государственного финансирования малых предприятия станет развитие инфраструктуры предпринимательства и на льготировании банковских кредитов. Этими решениями государство старается поддержать перспективы, заложенные в развитии малого бизнеса, который является важным фактором создания новых рабочих мест и тем самым расширения занятости, роста трудовых доходов и сокращения безработицы.

Источник: studbooks.net

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин