Социально экономическая система управление которой происходит через бизнес процессы называется

1. Менеджмент социально-экономическая система.

Менеджмент — рациональное управление современным производством, тесно связанное с улучшением организации на основе постоянного внедрения новых принципов, форм, структур и методов управления с целью повышения эффективности производства, бизнеса. Основная цель менеджмента — достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

Менеджмент (в максимально широком смысле) — руководство социально-экономическими системами.

Менеджмент (руководство) состоит из двух функций: организации и управления. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем проще им управлять. Свести руководство только к совершенствованию организации работы с целью ликвидации проблем управления невозможно из-за меняющихся условий внешней среды.

Организация (как деятельность):

1. Образование и совершенствование связей между частями целого;

2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.

1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели;

А.М.Рощин. Курс «Управление производством и менеджмент». Первая лекция.

2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.

Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными — получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой»).

В одном из российских словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».

Основная проблема здесь заключается в том, что менеджмент можно рассматривать с различных точек зрения: как явление, как процесс, как систему, как отрасль научных знаний, как искусство, как категорию людей, занятых управленческим трудом, как искусство, или как люди, которые непосредственно задействованы в процессе управления.

Как явление менеджмент представляет собой целенаправленное, планомерное воздействие на объект управления со стороны субъекта управления.

Как процесс менеджмент включает в себя ряд последовательных функций. К указанным функциям можно отнести планирование, организацию, регулирование, мотивацию, контроль и учет.

Менеджмент как система представляет собой совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, информация, структура и т.п.

С научной точки зрения менеджмент представляет собой науку, изучающую проблемы управления.

Основными задачами менеджмента как науки являются: объяснение природы управленческого труда, установление причинно-следственных связей в управленческих процессах, выявление условий, при которых совместный труд людей оказывается наиболее эффективным. Важность и значимость систематизированных научных знаний об управлении определяется тем, что они позволяют своевременно и качественно управлять текущей деятельностью организации, прогнозировать возможные варианты развития событий и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и тактику функционирования, грамотно осуществлять постановку целей и задач.

Нередко менеджмент рассматривают как искусство, которое опирается на лежащие в его основе концепции, законы, принципы и методы. Такой подход основан на том, что любая организация, как объект управленческой деятельности, представляет собой совокупность сложных социально-технических систем, на функционирование которых оказывают влияние многочисленные внешние и внутренние факторы.

Часто понятие менеджмент ассоциируется с людьми, чья работа состоит в координации усилий всего персонала предприятия для достижения целей функционирования. Кроме того, понятием менеджмент может обозначаться аппарат управления современных организаций, не зависимо от их формы собственности и целей деятельности.

Но, так или иначе, понятие «менеджмент» всегда тесно связано с понятием «рыночная экономика». Теория управления достаточно активно развивалась в нашей стране и в советский период, однако эти исследования никоим образом нельзя относить к области менеджмента. Ведь в основе современного менеджмента лежит положение о целесообразности.

Иными словами, все управленческие процессы, происходящие в организации, должны быть направлены на достижение четко определенной цели при минимальных затратах. В условиях командно-административной системы во главу угла ставилась не целесообразность, а цель, для достижения которой часто допускались любые затраты. Но нельзя сказать, что нынешняя система управления гораздо лучше советской, нет. Просто они разные, со своими плюсами и минусами.

Поскольку в настоящей работе в основном будут рассматриваться управленческие процессы, происходящие на микроэкономическом уровне (т.е. на уровне отдельной организации), мы будем использовать определение менеджмента следующего содержания.

Менеджмент — это управление организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики.

Сущность менеджмента проявляется в его задачах, функциях, методах и принципах.

(от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об организации деятельности социальной системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов.

(от лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по смыслу близко к русскому слову «руководить». Менеджер оперирует объектами, вещами и ситуациями, для достижения поставленных целей и задач.

1.2 Основные этапы развития и школы менеджмента.

Ни одна организация, ни одно пред­приятие не может добиться успеха без управления. Однако управление как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

Как только доисторические люди стали жить органи­зованными группами, у них появилась некая система управления

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним челове­ком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере раз­растания групп и усложнения выполняемых ими функ­ций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Египетские пирамиды, построенные в 3000—2000 гг. до н. э., являются ярчайшим примером не только куль­туры древних египтян, но и их управленческого искусст­ва. Строительство огромных пирамид требовало, прежде всего, четкого планирования.

Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации и управления производственными процес­сами, заботились о четкой специализации рабочих.

У Сократа дается понимание управления как особой сферы человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является поставить нужного челове­ка на нужное место и добиться выполнения поставленных перед ним задач.

Линейная структура управления государством получила выражение в системе управления Римской империей. Ее основной проблемой был сбор налогов со всех ее частей, значительно удаленных друг от друга. Прямое правление из Рима осуществить было крайне трудно. Изменение структуры управления позволило укрепить могущество Римской империи.

В практике управления существуют примеры органи­заций, возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее время благодаря соз­данию рациональной структуры управления. К их числу относится римская католическая церковь, имеющая наи­более простую структуру управления: папа, кардинал, ар­хиепископ, епископ и приходской священник.

Второй этап — переворот в производственных отношениях связан с научно-промышленной революцией, начавшейся в середине XVIII в.

С научно-промышленной революцией связано выделение трех уровней управления: верхнего, среднего и нижнего.

На этом этапе развития управления только наметилась тенденция перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах.

Научно-промышленная революция дала толчок развитию тео­ретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование науки управления внесли анг­лийские политэкономисты Уильям Петти, Адам Смит и Давид Рикардо.

Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в раз­витие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета кото­рого другие исследователи пришли только через 100 лет.

На формирование теории управления в социалисти­ческом, и не только в социалистическом, обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования.

К. Маркс выво­дит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоя­тельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предла­гался в избытке. Поэтому сделалось необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.

В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталки­ваться многие ученые в своих исследованиях.

Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль спе­циально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляю­щие развивали систему знаний о том, как лучше исполь­зовать ресурсы.

Таким образом, предпосылками и источниками формиро­вания менеджмента как управления особого рода являются:

  • индустриальный способ организации производства;
  • развитие рыночных отношений, основными элемен­тами которых являются спрос, предложение и цена.

Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа. С середины 60 – х годов 20 века и по настоящее время менеджмент находится на третьем этапе своего развития. Это вызвано научно-технической революцией, которая дает основной толчок для инноваций в сфере управления. На наших глазах происходит рождение новых ответвлений менеджмента – управление временем, персоналом, производством и. т. д. В настоящее время ученые и исследователи управленческих проблем предпринима­ли попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объяс­няется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации. В настоящее время принято выделять че­тыре важнейших подхода, которые позволили выделить че­тыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах 1 :

Подход с точки зрения научного Школа научного управления Управления
Административный подход Классическая (административная) школа в управлении
Подход с точки зрения человече- Школа психологии и человеческих ских отношений и подход с точки отношений зрения науки о поведении
Подход с точки зрения количест- Школа науки управления венных методов (количественная)

Потребность разработки новых методологических подходов непосредственно связана с бурным развитием бизнеса, ускорением научно-технического прогресса. Все вышеуказанные школы внесли значительный вклад в развитие науки об управлении. Шклола научного управления. Возникновение современной науки управления отно­сится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на на­учный анализ явлений и фактов управленческого про­цесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инжене­ром Ф.У. Тейлором, которого следует счи­тать основоположником научного управления производ­ством. Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л. Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции. Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на состав­ные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной орга­низации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его орга­низации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Зна­чительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распредели­тельное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место. Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответст­вующей системы оплаты труда можно добиться макси­мальной производительности труда. Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менедже­ров. Цели не были достигнуты. Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства. Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет занимались вопросами рациона­лизации труда рабочих и исследованием возмож­ностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой дея­тельности применительно к любому производству независи­мо от рода его деятельности. Генри Форд продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал руч­ной труд. Форд заменил ручной труд машинами, т. е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Классическая или администра­тивная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инже­нер, выдающийся менеджер-практик, один из основопо­ложников теории управления. В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной орга­низации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители клас­сической школы занялись разработкой подходов к совершен­ствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универ­сальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классиче­скую школу называют административной. Заслуга Файоля заключается в том, что он разде­лил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относя­щиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубивши­ми основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч. На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, бази­рующейся на четырех главных принципах:

  • четкое функциональное разделение труда;
  • передача команд и распоряжений сверху вниз;
  • единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
  • соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).

Все вышеуказанные принципы построения органи­зации справедливы и для настоящего времени, несмотря на то, что достижения НТП наложили на них опреде­ленный отпечаток. Так, широкое использование в прак­тической деятельности электронно-вычислительной тех­ники упростило связи между органами (звеньями) управления в организации за счет ускорения обработки информации. В целом же для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедли­вой критике со стороны теоретиков и практиков ме­неджмента. Школа психологии и человеческих отношений. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осоз­навали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффек­тивности организации. Поэтому школу психологии и че­ловеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой. Первая попытка применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом. В 20—30-е годы нашего сто­летия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение док­трины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф.Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в облас­ти социологии производственных отношений. Одним из главных отличий школы психологии и че­ловеческих отношений является внесение в нее теории человеческого поведения. Одним из основателей школы психологии и челове­ческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» ре­комендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лиде­ром, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство». К недостаткам школы психологии и человеческих от­ношений можно отнести игнорирование вопросов са­моуправления и самоорганизации рабочих в производстве, учеными был несколько завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов. Однако, несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента. Большое место в исследованиях ученых, примыкаю­щих к школе психологии и человеческих отношений, за­нимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам зна­чительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным представителем школы психологии и че­ловеческих отношений, профессором школы менедж­мента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие со­держания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание на вопросах лидерства, стиля руково­дства, поведения людей в организациях. Школа науки управления (количественная школа). Становление школы науки управления связано с раз­витием математики, статистики, инженерных наук и дру­гих смежных с ними областей знаний. Наиболее извест­ными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, Р. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган. Школа науки управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  1. Рассмотрение производства как «социальной сис­темы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  2. Исследование проблем управления на основе сис­темного анализа и использования кибернетиче­ского подхода, включая применение математиче­ских методов и ЭВМ.

Системный подход предполагает, что каждый из эле­ментов, составляющих систему (рассматриваемую организацию), имеет свои определен­ные цели. Процессный подход основывается на положении о том, что все функции управления зависят друг от друга. Ситуационный подход непосредственно связан с сис­темным и процессным подходами и расширяет их при­менение на практике. Сущность его заключается в опре­делении понятия ситуации, под которой подразумевается конкретный набор обстоятельств, переменных, оказы­вающих влияние на организацию в определенное время. Заслуга школы науки управления заключается в том, что она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Второе направление школы науки управления связано с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных условиях многие ученые называют это на­правление новой школой. Начало применения математических методов в эко­номических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801—1877). Возможность использования математики для реше­ния экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов, таких как В.К.Дмитриев, Г.А.Фельдман, Л.В.Канторович, внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ). Особое место принадлежит Д.Е. Слуцкому, известному своими работами по теории вероятности и математической статистике. В 1915 г. он опубликовал статью «К теории сбалансированности бюджета потребителя», которая оказала большое влияние на развитие экономико-математической теории. Через 20 лет эта ста­тья получила мировое признание. Первая в стране Лаборатория экономико-математи­ческих методов была создана в 1958 г. в Академии наук B.C. Немчиновым. В 1930 г. в г. Кливленде (США) была образована ас­социация «Международное общество для развития эко­номической теории в связи со статистикой и математи­кой», в которую входили известные буржуазные эконо­мисты И. Шумпетер, И. Фишер, Р. Фриш, М. Калецкий, Я. Тинберген и др. Ассоциация стала выпускать журнал «Эконометрика». Образование этой ассоциации послу­жило отправным моментом создания математической школы экономистов. Отличительной особенностью науки управления является использование моделей. Модели приобретают особенно важное значение, когда необходимо принимать решения в сложных ситуациях, требующих оценки нескольких альтернатив. Таким образом, 50-е гг. XX в. характеризуются фор­мированием нового этапа в развитии управленческой мысли. На основе синтеза идей, выдвинутых в предше­ствующие периоды, исследователи пришли к пониманию необходимости комплексного подхода к управлению. Кроме того, была сформулирована идея о том, что управление — это не только наука, но и искусство 2 .

Источник: studfile.net

Особенности управления социально-экономическими системами

Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

· В социально-экономических системах

· В живых организмах

В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

ü Согласующее (регулирующая)

2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.

Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:

§ Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

§ Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

§ Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

§ Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

§ Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

§ Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

Виды управления

Некоторые из видов управления:

Признак классификации Виды управления
Источник управленческого воздействия Централизованное, децентрализованное
Адаптивность (приспособляемость) Адаптивное, консервативное
Временной фактор Стратегическое, тактическое
Расположение субъекта управления по отношению к объекту Внешнее, внутреннее
Стиль управления Автократическое, демократическое, волюнтаристское, партисипативное
Системность управления Несистемное, системное
Уровень управления Государственное, региональное, муниципальное и т.д.

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:

§ Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

§ Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления — метод убеждения.

Военное управление. Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.

Особенности управления социально-экономическими системами

Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов

1. Важнейший элемент управления – человек

2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)

Источник: poisk-ru.ru

Управление социально-экономическими системами

Управление социально-экономическими системами – это процесс, обеспечивающий перевод системы из начального состояния в конечное путем целенаправленного воздействия с целью сохранения или изменения состояния, или поведения, а также действия, осуществляемые в рамках системы управления как системы отношений между объектом и субъектом управления.

Социально-экономические системы являются феноменом общественной жизни, определяющим «систему координат», в рамках которой общество осуществляет жизнедеятельность и функционирование.

Важным для понимания сущности социально-экономических систем является определение системы вообще.

Определение 2

Под системой понимают совокупность объектов и процессов, называемых компонентами, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, которые образуют единое целое, обладающее свойствами, не присущими составляющим его компонентам, взятым по отдельности.

Решим твою учебную задачу всего за 30 минут
Попробовать прямо сейчас

Ключевым в данном определении является требование к проявлению новых свойств, которых не имеют компоненты по отдельности. Например, если положить на стол рядом два чистых листа бумаги, их сложно назвать системой. Каждый лист в этой совокупности имеет ровно те же свойства, что и по отдельности.

Но если на этих листах напечатать двухстраничный документ (для определенности – договор), они превратятся в систему. Отдельно первый лист не будет содержать подписи и реквизиты сторон и не сможет подтвердить их готовность выполнять условия, а отдельно второй лист не будет содержать собственно договорных условий. Только вместе они смогут подтвердить готовность обоих участников сделки к выполнению неких соглашений.

Определение 3

Социально-экономической системой называют целостную совокупность взаимодействующих и взаимосвязанных экономических и социальных институтов (субъектов) и отношений по поводу потребления и распределения как материальных, так и нематериальных ресурсов, производства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Подобрали для написания работы по теме «Управление социально-экономическими системами»
Готовые курсовые работы и рефераты
Консультации эксперта по предмету
Помощь в написании учебной работы

Как и любая другая система, социально-экономическая система характеризуется системными качествами. Специфическим выступает особое экономическое отношение, связывающее единством происхождения все остальные отношения, являющееся их «корнем», источником развития более сложных связей. Оно представляет собой простейший в данных условиях способ распределить ресурсы и поддерживать желаемые пропорции.

Важные свойства социально-экономических систем:

  • целостность. Это значит, что если изменению подвергается какой-то из компонентов системы, то другие компоненты подвергаются влиянию этого события, и система в целом тоже меняется. Например, это явление прослеживается при смене средств производства (технологическом обновлении), что приводит к изменению производственных отношений и системы в совокупности. Таким образом, имеет место взаимозависимость между компонентами экономической системы,
  • иерархичность. Это свойство состоит в том, что каждая система выступает элементом системы более высокого порядка. В то же время элементы системы сами могут рассматриваться как системы более низкого порядка. В частности, российская экономика – это компонент мировой экономики, а компонентами российской экономики выступают экономики регионов,
  • интегративность. Это свойство предполагает, что в целом у системы есть свойства, не проявляющиеся в ее элементов. Однако и элементы по отдельности могут иметь свойства, системе не присущие (нейтрализуются за счет уравновешивания и взаимодействия между частями).

Процессы управления социально-экономическими системами

Конечные состояния, к которым стремятся социально-экономические системы, фиксируются в форме их целей – отдельных характеристик систем, для достижения которых осуществляется их деятельность. Выделяют два типа целей:

  • краткосрочные, для которых характерна большая детализация и конкретизация по вопросам достижения,
  • долгосрочные.

При необходимости как отдельную категорию рассматривают промежуточные цели – среднесрочные.

Определение 4

Структурой управления называют упорядоченную совокупность находящихся в устойчивой взаимосвязи элементов, которые обеспечивают развитие и функционирование социально-экономической системы как единого целого.

Если говорить об организационной структуре аппарата управления, то этим термином обозначают форму разделения труда в сфере управления (между организациями, органами, подразделениями и конкретными исполнителями). Каждый субъект создается для того, чтобы выполнять определенный набор функций управления или осуществлять работы, наделяется набором прав в части распоряжения ресурсами и принимает на себя ответственность за выполнение закрепленных обязанностей. Организационная структура служит для регулирования вопросов:

  • распределения задач по субъектам,
  • компетенций субъектов в решении конкретных задач,
  • общего взаимодействия указанных элементов.

Весь управленческий процесс протекает в рамках организационной структуры, соответственно, там же происходит движение информационных потоков.

Процесс управления социально-экономическими системами носит циклический, спиралевидный характер. Началом процесса управления можно считать момент установления взаимосвязи между объектом и субъектом управления, а завершением – их исчезновение.

Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность этапов:

  • собрать первичную (начальную) информацию;
  • зарегистрировать ее, передать и сохранить на информационном носителе;
  • логически и математически обработать первичную информацию, в результате чего образуется синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
  • предоставить синтетическую информацию субъекту управления;
  • если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к следующему пункту, в противном случае производят сбор дополнительной первичной информации, ее регистрацию, обработку и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;
  • принять управленческое решение;
  • документально оформить решение;
  • архивировать документы;
  • довести решение до исполнителей.

После этого исполнители совершают определенные действия, что ведет к изменению состояния управляемого и (или) управляющего объекта, обновлению первичной информации.

Источник: spravochnick.ru

Система социального управления: понятие, организация, назначение и задачи

Для поддержания порядка в обществе и правильного его функционирования необходимо вводить определенные элементы контроля со стороны руководства. Совокупность всех элементов образует систему управления обществом.

Система социального управления является сознательным, организованным и постоянным взаимодействием субъекта и объекта процесса управления. Подобное регулирование совершается с целью упорядочивания и дальнейшего развития.

Регулирование общества

Социальное управление – это одно из важнейших видов руководства и регулирования. С его помощью государство добивается следующих целей:

  • реализация потребностей, необходимых для развития общества и его элементов;
  • формирование наиболее приоритетных в данный момент показателей развития рассматриваемого социума;
  • разработка и внедрение способов решения проблем, появляющихся при достижении плана по развитию социальных процессов и взаимоотношений между членами общества.

система социального управления

Таким образом, главной целью управления социальной системой является обеспечение развития общества и сохранение заданной положительной тенденции.

Направления

Управление общественным развитием можно разделить на три направления:

  • управление социально-экономическими системами – обеспечение социального контроля за выполнением управленческих программ, создание мотивации экономической активности людей, а также регулирование поведения человека в сфере экономических отношений;
  • управление политическими процессами общества – определение ведущей политической стратегии и разработка плана по ее внедрению;
  • управление процессами духовной сферы общества – образование и воспитание, разработка способов активного привлечения будущих поколений к общественной жизни.

управление развитием

Предмет социального руководства

Система управления обществом осуществляется при помощи регулирования отношений между его членами. Оно осуществляется в соответствии с основными задачами развития социума.

Одной из теоретических функций системы управления социальной сферой можно назвать определение содержания методов и средств достижения главных целей развития. Эта задача заключается в уменьшении числа противоречий развития и гармонизации интересов определенных групп из разных сообществ.

Планомерное регулирование жизнедеятельности общества является процессом приведения человеческой деятельности к такой ее форме, которая удовлетворяет основные потребности развития. Но подобное достижение единства происходит только с внедрением государственного управления в систему социального управления.

Таким образом, вся система управления функционирует на различных уровнях действия социальных процессов (государство, сообщество, личность).

Элементы системы

Система управления обществом состоит из нескольких компонентов:

  1. Методы управления. Это контроль, анализ, планирование, учет, стимулирование.
  2. Средства воздействия. Это поощрения, санкции, управленческие решения, приказы, нормы, производственные задачи.
  3. Структуры — внутренняя организация системы рассматриваемого сообщества.

Ядром системы управления социальной организации являются сотрудники, занимающие различные должности: руководители, узкие специалисты и рабочие. Их цель деятельности – это наиболее полное использование всех возможностей структуры управления для решения задач, связанных с общественными процессами.

Объекты системы

В рассматриваемой схеме системы управления социальным развитием общество является и субъектом, и объектом управления одновременно. Поэтому субъект и объект необходимо рассматривать как две находящиеся в постоянной зависимости составляющие. Опишем проще. Субъект в виде механизма управления является частью объекта – управляемого элемента.

Во взаимной связи также находятся его форма и размер. Таким образом, способ функционирования системы руководства устанавливается особенностями самого объекта.

цель управления социальной системой

Можно выделить три вида объектов системы:

  1. Производственные, в которые входят все элементы организации процессов производства.
  2. Структурные, которые являются элементами управляющей структуры.
  3. Функциональные, устанавливаемые специальным механизмом управления в качестве функций.

Исходя из этого, объектом можно назвать всю деятельность людей, которая входит в социальную среду либо как элемент системы социального управления, либо как специальная функция с особым механизмом управления.

Объекты формируются выделением их в качестве основных элементов общественной структуры внутри рассматриваемой организации. Например, такой элемент — это экономическое предприятие, с которого начинается отсчет уровней в макросистеме финансового управления, а также в микросистеме внутри самой компании. Одно предприятие можно назвать основой формирования объектов любых масштабов — начиная от отрасли, заканчивая государством.

Выделение объектов производства является основным для создания структуры в системе управления, каждый элемент которой становится также объектом управления внутри рассматриваемого механизма. Все они делятся на подгруппы по выполняемым функциям и необходимым затратам труда. Формирование и модернизация каждого из объектов управления необходимо для улучшения работы всей системы управления обществом.

Большое значение в процессе развития объектов имеют финансовые, технологические, организационные и социально-психологические факторы. Все они связаны между собой.

Развитие объектов также определяется формами согласования отраслевой и общей территориальной организации, уровнями централизации управления. Формирование объектов, в свою очередь, влияет на их внутреннюю структуру, положение в социальной и экономической системах, общий статус и масштаб.

Механизм управления

Решение проблем в области общественного развития и осуществление стратегической политики требуют формирования механизма единого управления развитием социально-экономических систем. Оно должно стать формой использования и реализации имеющихся законов и обязательств. Система управления создается и модернизируется людьми, которые упорядочивают методику, свойства, формы и рычаги влияния воздействия на социум. Это необходимо для того, чтобы достичь высокой эффективности общества в текущих исторических и культурных условиях.

Качество конкретного механизма управления, его объективная оценка и соответствие требованиям законов зависят от квалификации членов управления. Они должны уметь выявлять приоритетные элементы и взаимоотношения структуры руководства, признаки их проявления и возможные последствия при развитии текущих тенденций.

Структура управления состоит из таких важных элементов, как общие принципы, цели, методика и функции. Сложная, многосоставная система в виде общества требует, чтобы процесс его регулирования предоставлял постоянное взаимодействие всех его участников и решал имеющиеся задачи и проблемы.

Исходя из этого, структура управления обществом и общественными отношениями является совокупностью приемов и методов влияния. Их взаимосвязь предоставляет для общества возможность наиболее эффективного постоянного развития и модернизации.

Модернизация системы

Для правильного функционирования любого социального устройства необходимо постоянное совершенствование системы управления, исключающей бюрократизм и формализм. Они, как правило, замедляют этот процесс.

Разработка плана по модернизации системы управления социальными процессами начинается со сбора имеющейся информации. С ее помощью можно составить обоснование поставленной цели, задач и способов их реализации.

На сегодняшний день управление производством испытывает нехватку социальной информации. Как правило, руководство уделяет больше внимания технической и экономической информации. Сотрудники имеют представление о технических характеристиках компании, об экономических показателях. А в организационной культуре и в факторах механизма трудового поведения они разбираются намного хуже. Эффективный метод руководства организацией требует знаний в обеих областях трудовой деятельности.

Большое значение должно уделяться трендам – приоритетным направлениям в развитии любых процессов, преобладанием определенной точки зрения во мнении членов сообщества.

В конце 20-го века экономика совершила резкий переход от плановой к рыночной, а общественная структура – от тоталитарной к демократической. В связи с этим современная система управления социально-экономическими процессами требует реорганизации.

Необходима кардинальная переориентация деятельности органов руководства в соответствии со стандартами, принятыми на международном уровне. Экономические критерии должны выступать в качестве ресурсных возможностей или факторов, ограничивающих реализацию некоторых проектов. Они не должны рассматриваться как единственная цель. Это было актуально в период плановой экономики, когда приоритет устанавливался на валовые объемы продукции, а не на ее качество.

цель управления социальной системой

На основании социальной информации можно также производить осуществление следующих функций:

  • прогнозирование ситуации;
  • планирование деятельности;
  • организация объектов управления;
  • регулирование с целью поддержания и модернизации системы управления;
  • воздействие на сознание и поведение людей.

Модернизация управления развитием социально-экономических систем завершается учетом и контролем соответствия настоящих результатов и стратегии, составленной на первом этапе планирования.

Средства воздействия

Функции осуществляются при помощи управленческого решения – способа организованного воздействия на объект управления. Такие решения классифицируются по следующим свойствам:

  • структура объекта: республиканский, областной, городской;
  • структура субъекта: коллективный, общественный, коллегиальный;
  • характером реализации воздействия: социальный, управленческий, экономический.

Содержание процесса составления и осуществления управленческих решений зависит от социальной специфики. Для принятия любого управленческого решения необходимо установить основную проблему и пути ее решения. Одним из методов поиска нужного решения можно назвать «мозговую атаку» — дискуссию между всеми участниками процесса.

После нахождения путей устранения проблемы выполнение плана организуют при помощи экономического или административного регламента. Регламент — это свод правил и законов, которые определяют деятельность государственных учреждений на разных уровнях.

Процесс государственного управления в системе социального управления является непрерывным. После исполнения разработанных мероприятий производят сбор новой информации о специфике того же самого объекта. При этом собранные сведения должны отражать его другие стороны, не затронутые ранее.

Социально-психологические методы

Важное место в системе управления социальной защитой занимает разработка социально-психологических способов влияния на отношения в обществе. Особенность этих способов заключается в концентрации внимания на объекте неформальных отношений. С их помощью можно управлять потребностями и интересами отдельных групп людей.

система управления социальной организации

Социально-психологические способы управления осуществляются при помощи следующих процессов:

  1. Выбор сотрудников организации с учетом их взаимной совместимости. Это создает условия для эффективного развития коллективов и, как следствие, всей организации.
  2. Установка социальных норм в коллективе на основе сохранения традиций предыдущих поколений.
  3. Реализация норм социального регулирования при помощи заключения договоров.
  4. Создание у работников мотивации к более эффективной деятельности, достижению целей компании и высоких результатов в работе.
  5. Оказание помощи в удовлетворении основных потребностей сотрудников через организацию досуга и внепроизводственной деятельности.

Таким образом, социальная система управления персоналом заключается в использовании психологических методов. Тем не менее, подобная организация деятельности является не менее эффективной, чем применение экономических или административных методик воздействия.

Самоуправление

Социальное самоопределение работника сильно зависит от того, насколько активное участие он принимает в важных для компании процессах. Поэтому введение самоуправления – важное условие для успешной деятельности любой организации.

Главным элементом самоуправления является формирование структуры коллектива – выборности руководителей некоторых должностей, возможности продвижения по карьерной лестнице. Большое значение в этом процессе имеют общественные организации.

управление системой социальной защиты

Кроме того, сотрудникам можно предоставить возможность принимать участие в решении организационных вопросов, которые затрагивают непосредственно интересы коллектива. Например, в процессе организации труда, времени, или технологической дисциплины. При этом в процессе самоуправления должны быть в той или иной степени задействованы все сотрудники организации.

Сущность самоуправления может быть реализована через все вышеперечисленные функции системы социального управления. Примером может быть участие сотрудников компании в решении некоторых организационных вопросов, активность в принятии других важных решений, касающихся предприятия.

Социальная работа

Менеджмент в социальной работе — это гибкая система управления обществом, нацеленная на регулирование общественного положения и взаимоотношений между его представителями. С ее помощью можно обеспечить развитие членов социума в качестве субъектов всех типов социальных взаимоотношений.

Систему управления социальной работой составляют субъект и объект управления, а также имеющиеся между ними взаимоотношения.

Объектами управления в общественной работе являются сотрудники служб социальной защиты, социальные работники, а также вся совокупность взаимоотношений между людьми в процессе предоставления помощи обществу. Субъектами являются органы управления социальной защиты со всеми входящими в состав организациями и учреждениями.

система управления социальной сферой

Таким образом, система социального управления является важным элементом общественных взаимоотношений. С ее помощью обеспечивается постоянное развитие сообществ, успешное решение имеющихся проблем, регулирование наиболее важных процессов, а также эффективное распределение имеющихся ресурсов.

Источник: fb.ru

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин