Подходы к этапам консультирования разных авторов: Р. Кочюнаса, А. Айви, Р. Немова. Этапы консультирования: начало, сбор информации, планирование. Позиции консультанта и клиента на разных этапах консультирования. Техники консультирования, соответствующие различным этапам.
Цель занятия: формирование знаний об этапах консультирования.
Задачи занятия:
- 1. Усвоение студентами порядка этапов консультирования.
- 2. Формирование навыков диагностики каждого этапа консультирования.
- 3. Формирование знаний о техниках, необходимых для каждого этапа консультирования.
Практическое занятие 7. Подходы к этапам консультирования
Вопросы для подготовки
- 1. Возможности различных психотерапевтических подходов в консультировании и коррекции.
- 2. Изучение авторов различных подходов в психотерапии.
- 3. Теории личности и практика консультирования.
- 4. Этапы психологического консультирования:
- а) начало работы;
- б) сбор информации;
- в) создание стратегического плана;
- г) реализация плана клиента.
Практические занятия 8, 9. Процесс психологического консультирования
Вопросы для подготовки
Процедуры и техники на каждом этапе:
- 1. Встреча клиента консультантом:
- а) приветствие, проведение клиента на место;
- б) установление раппорта;
- в) снятие психологических барьеров: специальные техники.
- а) диагностика личности клиента: беседа, наблюдение, тесты;
- б) прояснение сути проблемы клиента, определение его ресурсов: диалог, слушание;
- в) активизация памяти клиента: помощь в определении истинных чувств, формулирование высказываний, психологическая поддержка клиента, техника насыщения паузы, провоцирование клиента.
- а) определение возможностей решения: информирование клиента, убеждение, разъяснения;
- б) согласование плана действий: поиск множественных решений, определение алгоритма по разрешению проблемы, стимулирующие вопросы и конкретизация ожидаемого результата;
- в) определение способов контроля за реализацией намеченного плана: техники касаются способов контроля и оценок ожидаемых планов, укрепления уверенности клиента и формирования готовности к достижению.
Задания для самостоятельной работы
Выступления студентов с кратким изложением основных теоретических положений ведущих психотерапевтических подходов.
Список обязательной литературы
1. Кочюнас, Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочюнас. — М., 1999.
Список дополнительной литературы
- 1. Айви, А. Е. Консультирование и психотерапия / А. Е. Айви, М. Б. Айви, Л. Саймек-Даунинг. — М., 2000.
- 2. Бурнард, Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бур- нард. — М., 1998.
- 3. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. — М., 1984.
- 4. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. — СПб., 2000.
- 5. Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. — М., 1998.
- 6. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
- 7. Хухлаева, О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции / О. В. Хухлаева. — М., 2001.
Источник: studme.org
Специфика профессиональной позиции психолога-консультанта в организации
Консультирование охватывает достаточно широкий круг психологических проблем. В любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Не является исключением и область организационной психологии, психологии менеджмента.
Консультирование включает в себя профконсультирование (проводимое при отборе кадров и приеме на работу), промышленное консультирование, консультирование руководителей и др. Зачастую такое консультирование называют деловым консультированием, предполагая, что речь идет о консультировании как отдельных сотрудников предприятия, так и организации в целом. В различных исследованиях отмечается 1 , что основной функцией психолога-консультанта, независимо от специфики его консультирования является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование егоактивности работы над собой. При этом деловое консультирование предполагает, что клиентом может выступать как отдельная личность (сотрудник, руководитель предприятия), так и организация в целом.
В частности, этические принципы профконсультанта в организации включают:
■ сотрудничество с клиентом, поддержку его активности;
■ лояльность по отношению к клиенту;
■ лояльность по отношению к коллегам.
Основными принципами деятельности психологов, проводящих консультирование в рамках организации, можно считать следующие 2 :
· научность, заключающуюся в изучении сущности, закономерностей развития теории и практики профессионального консультирования с учетом психолого-педагогических, психофизиологических, медицинских, социально-экономических задач, решаемых в его процессе;
· гуманистическое отношение к личности консультируемого;
· понимание профессиональной консультации как совместной деятельности консультанта и оптанта, основу которой составляют субъект-субъектные отношения;
· ориентация на приоритетность интересов, потребностей, желаний личности по сравнению с запросами общества на специалистов высокой квалификации;
· активизация самостоятельности клиента в вопросах профессионального самоопределения;
· использование диагностического подхода с целью анализа и прогноза профессионального развития консультируемого;
· обучающий и формирующий характер профконсультационной деятельности;
· непрерывность повышения квалификации профконсультантов, их самосовершенствования и саморазвития.
1 Шнейдер Л.В., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование.— М.: Ижица, 2002.— 224 с; Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации. — Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001.— 224с, с. 20-26.
1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2003. — 256 с.
В большинстве исследований (Р.С. Немов, Ф.С. Исмагилова, М.Ю. Шейнис) отмечается, что для делового консультирования лучше всего подходит деловая обстановка, в которой проводится работа психолога-консультанта с клиентом, а также деловой характер взаимоотношений между ними. Это, в частности, означает следующее 1 .
Во-первых,такое консультирование лучше всего проводить непосредственно на рабочем месте клиента и в привычной для него деловой обстановке. Тогда ему легче будет понять и практически выполнить, здесь и теперь, рекомендации, полученные от психолога-консультанта. Самому же консультанту нахождение в обычной деловой атмосфере вместе с клиентом поможет лучше разобраться в сути проблемы, волнующей клиента, и найти наиболее правильное ее решение.
Во-вторых,в практике проведения делового консультирования сам психолог-консультант должен вести себя как деловой человек. Тогда клиент сможет многому научиться на его личном примере.
В-третьих, деловое поведение психолога-консультанта, несомненно, повысит доверие к нему со стороны клиента.
Наконец,в-четвертых,деловой подход к проведению психологического консультирования означает, что еще до начала консультации с клиентом должны быть полностью оговорены ее условия: время, место, ожидаемые результаты, стоимость и т. п.
1 Немов Р.С. Основы психологического консультирования: Учебник для студентов педвузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.
В процессе делового консультирования можно выделить две основные фазы и соответствующие им подфазы 1 .
Фаза 1:предполагает определение цели и проблемы клиента, четкую формулировку его запроса и включает следующие подфазы:
1) установление отношений взаимопонимания между психологом и клиентом, включая определение ответственности того и другого;
2) получение информации о клиенте (для лучшего понимания клиента);
3) анализ информации о клиенте и соотнесение этой информации с целями и проблемами;
4) выводы, вынесение консультационного диагноза.
Фаза 2:достижение целей консультации или решение проблем клиента, что предполагает две подфазы:
1) вмешательства психолога, выбранные на основе диагноза;
2) оценка использованных вмешательств.
Эффективность консультативного процессасвязывают, как правило, с личностным продвижением и ростом. Если говорить об организации в целом, то, соответственно, консультирование должно приводить к повышению промышленной эффективности предприятия. Эффективность проведения делового консультирования может зависеть от того, какую позицию занимает психолог-консультант. Консультант может занять в ситуации общения одну из следующих позиций:
— быть внутри ситуации,
— быть вне ситуации.
Процесс психокоррекции будет более эффективным, если консультант владеет конкретными фактами, так как это позволяет ему увидеть ситуацию изнутри. Представляя себя на месте клиента, консультант сможет понять, почему клиент поступил именно так, что побудило его к подобным действиям, какие из возможных вариантов выбора ему лучше предложить в данной профессиональной ситуации.
1 Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. — 256 с.
В то же время пребывание в позиции внутри ситуации имеет свои издержки:
■ у консультанта ограничиваются возможности объективной оценки ситуации, ослабевает эффект «взгляда со стороны»;
■ у консультанта, сопереживающего клиенту (например сильно расстроенному из-за потери работы и ее безуспешных поисков), может возникнуть синдром «эмоционального сгорания», то есть наступить эмоциональное и нервное истощение.
Если консультант занимает отстраненную позицию, сохраняя ее даже в моменты сильных эмоциональных переживаний клиента, то тем самым он сохраняет способность к объективной оценке ситуации и предохраняет себя от эмоциональных перегрузок.
М.Ю. Шейнис отмечает, что психолог, работающий в сфере делового консультирования руководства и персонала предприятий (организаций), достаточно сильно отличается от обычного психолога-консультанта. В связи с этим можно выделить две основные цели бизнес-консультации 1 .
Первая цель — попытка разбудить внутренние резервы человека и подтолкнуть их реализацию в нужном направлении.
Вторая, не менее важная цель — на основе полной и достоверной информации о социальных процессах в структурных подразделениях помочь руководителю разработать полномасштабную кадровую стратегию предприятия.
1 Шейнис М.Ю. Рабочая книга психолога организации, мара: Издательский дом «Бахрах-М», 2001. — 224 с.
В связи с обозначенными целями М.Ю. Шейнис выделяет два вида или направления бизнес-консультирования 1 :
■ личностно (клинически) ориентированное(ориентировано на улучшение экономических показателей предприятия через индивидуальную работу психолога с отдельными сотрудниками);
■ социально-организационное(ориентировано на улучшение экономических показателей предприятия путем влияния на каждого отдельного сотрудника, через усовершенствование организационной структуры и кадровой политики в целом).
Практический психолог на предприятии (в организации) использует оба направления, отдавая преимущество той или иной форме, исходя из специфики предприятия и тех проблем, решения которых от него ждут.
Рассмотрим каждое из этих направлений, выделив специфику консультативной работы психолога в личностно ориентированном и в социально-организационном направлении.
Источник: megaobuchalka.ru
Стадии бизнес-консультирования
Первые контакты с заказчиком, обсуждение желаемого результата, переговоры об условиях сотрудничества.
Цель – уяснить суть проблемы или задачи, установить начальные отношения, разработать предварительный план задания (бизнес-проект).
2. Стадия заключения контракта
Важно: четко, однозначно понять условия, на которые соглашаетесь («Что ждет клиент?»)
3. Этап диагностики
— детальное изучение проблемы, анализ фактов;
методы опроса (анкетирование);
4. Этап принятия решений
Если персонал участвует в процесс, то велика вероятность внедрения нововведения.
5. Внедрение
Консультанту желательно сопровождать процесс
6. Завершение оценка результатов работы
ЧТО можно сделать, клиенты чаще всего знают, а вот КАК – это вопрос для консультанта.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Найдите 2 минуты и прочитайте про:
Типы магазинов розничной торговой сети Специализация магазинов Специализация розничной торговой сети способствует росту производительности труда.
Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность Стороны характеризуются юридическими свойствами правоспособности и дееспособности.
Формирующий эксперимент Хотя факторный эксперимент позволяет изучать совместное влияние многих факторов.
Обзор попытки 1 Тест начат Пятница 22 Май 2015, 11:31 Завершен Пятница 22 Май 2015, 11:51 Прошло времени 19 мин 47 сек Набрано баллов 13.
Техника выполнения подкожной инъекции гепарина. Цель: введение лекарств, минуя желудочно-кишечный тракт. Показания: 1. Введение небольших объемов лекарственных веществ. 2.
Источник: studopedia.ru