Посредники — это лица, которые связывают желающие заключить сделку стороны. Посредники действуют в сферах перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и др.
Посредники — это лица, которые связывают желающие заключить сделку стороны. Посредники действуют в сферах перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и др. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии таких независимых от производителей и потребителей товаров лиц, организаций, торговых фирм. Цель привлечения посредников — повышение экономичности торговых операций.
Посредники — это лица, которые связывают желающие заключить сделку стороны. Посредники действуют в сферах перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и др. Посредниками могут быть как отдельные лица, так и учреждения. Посредники работают за счет поручителя и получают за это вознаграждение.
К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии таких независимых от производителей и потребителей товаров лиц, организаций, торговых фирм.
Посредническая фирма — это коммерческое предприятие или организация, стоящие между производителями и потребителями товаров и содействующие реализации последних.
Цель привлечения посредников — повышение экономичности торговых операций. Участие посредников повышает экономичность операций (несмотря на выплату посредникам вознаграждения), так как:
- возрастает оперативность в сбыте товаров, в результате за счет ускорения оборота капитала увеличивается прибыль;
- оперативная и активная реакция посредников на изменение рыночной конъюнктуры дает им возможность успешнее работать в интересах экспортера, реализуя товар на более выгодных условиях. Взаимодействуя с потребителями, посредники являются источником ценной первичной информации об уровне качества и конкурентоспособности товаров;
- техническое обслуживание, предпродажный сервис, осуществляемые посредниками, и сокращение сроков поставок с промежуточных складов способствуют повышению конкурентоспособности;
- создание и развитие сбытовой сети преуспевающими посредниками экономит средства экспортеров;
- специализация посредников обычно на массовом сбыте определенных товаров позволяет снизить издержки обращения на единицу реализуемого товара и дает дополнительную коммерческую выгоду.
Виды посреднической деятельности
При выделении видов посреднической деятельности определяющими факторами являются:
- лицо, от имени которого действует посредник, т.е. для кого в результате операций посредника возникают юридические последствия — для него самого или для обслуживаемого им производителя;
- за чей счет действует посредник, т.е. на чей счет относятся расходы или доходы, возникшие в результате операций посредника, — на счет самого посредника или на счет обслуживаемого им производителя.
- дилерские, когда посредник действует от своего имени и за свой счет;
- комиссионные, когда посредник действует от своего имени, но за чужой счет;
- операции по договорам поручения, агентские поручения, когда посредник действует от чужого имени и за чужой счет.
- торговые фирмы, или дилеры;
- комиссионные фирмы;
- торговые агенты, в частности брокеры.
2. Брокеры, или простые посредники — это торговые фирмы, организации, отдельные лица, которые подыскивают взаимозаинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами непосредственно в сделках не участвуют. Брокеру предоставляются специальные полномочия на заключение каждой отдельной сделки, и он обязан действовать строго в пределах этих полномочий. Крупные брокерские фирмы сотрудничают с банками в кредитовании покупателя, в отдельных случаях сами выступают в роли кредиторов, принимают также на себя поручительство за исполнение сделки. С брокерами могут быть заключены соглашения, расширяющие их обязательства. Например, кредитование торговых операций и гарантирование платежеспособности покупателей (договоры делькредере или договоры доверительности).
3. Поверенные. Продавцы или покупатели являются доверителями. Доверители привлекают фирмы, организации и отдельных лиц — поверенных — к совершению сделок от имени и за счет доверителей. Такая практика широко распространена в странах континентальной Европы. В специальной литературе и в коммерческой практике поверенных часто называют представителями.
Агенты-представители организуют деловые контакты доверителей (принципалов) с импортерами товаров, с правительственными и другими организациями, от которых зависят решения о размещении заказов.
Агенты-поверенные работают с доверителем (принципалом) на основании договора поручения, согласно которому поверенный получает право заключать сделки и принимать другие обязательства от имени и за счет доверителя. Когда заключается договор поручения, представители переходят в разряд поверенных.
При заключении с поверенными договоров поручения оформляется доверенность — документ, в котором фиксируются полномочия представителя совершать сделки или иные правомерные действия от имени другого лица (доверителя). Доверенность служит средством реализации договора представителя: действия представителя на основании доверенности создают права и обязанности непосредственно для доверителя. Доверенность выдается в письменной форме. Как правило, максимальный срок ее действия — три года; если срок не указан в самой доверенности, то она сохраняет силу в течение одного года со дня ее совершения.
Существенной частью договора поручения является подробное изложение полномочий поверенного по коммерческим и техническим условиям сделок.
Доверители исполняют подписанные поверенными контракты (так высока степень доверия), возмещают понесенные поверенными затраты и, конечно, выплачивают вознаграждение, тем самым оценивая компетентность и оперативность посредников.
Законодательством ряда стран (ФРГ, Швейцария, Австрия, Лихтенштейн) права поверенных строго охраняются. Например, они имеют право на получение вознаграждения и по тем сделкам, которые доверители самостоятельно заключили с партнерами, но поверенные ранее подписывали для доверителей контракты с этими же партнерами.
4. Комиссионные фирмы. Комиссионер — торговый посредник, который продает и покупает товары от своего имени, но за счет и по поручению поручителя (комитента) за оговоренное вознаграждение (комиссию).
Комиссионер действует строго в пределах предоставленных ему полномочий, в противном случае поручитель может расторгнуть договор торговой комиссии и взыскать с комиссионера убытки. Комиссионер обязан передать поручителю все полученное по заключенной сделке. Однако он не несет ответственности перед поручителем за неисполнение сделки третьим лицом, если только это особо не оговорено дополнительным соглашением, по которому комиссионер берет на себя ответственность за платежеспособность и состоятельность третьего лица. В таком случае у комиссионера возникает право на дополнительное вознаграждение.
Комитент — сторона в договоре торговой комиссии, от которой исходит поручение на совершение сделок комиссионером. В области внешней торговли комитент может давать поручение комиссионеру на совершение разовой сделки или ряда сделок в течение определенного периода по импорту, экспорту, фрахтованию, найму, банковским операциям и т.д. Поручения комитента комиссионер осуществляет от своего имени, но за счет комитента. Комитент возмещает комиссионеру все расходы, связанные с выполнением данного ему поручения, уплачивает обусловленное комиссионное вознаграждение.
Подписание покупателями или продавцами (комитентами) договоров с комиссионерами широко применяется в международной торговле. Такой договор называется договором комиссии; он чаще всего бывает разовый.
Важная часть таких договоров — изложение полномочий комиссионеров по техническим и коммерческим условиям предстоящих сделок. Обычно оговариваются:
- минимальные цены реализации при экспорте товара и максимальные при его импорте;
- минимальные сроки поставок оговоренных партий товара;
- предельные технические и качественные характеристики товара;
- пределы ответственности комитентов перед комиссионерами и комиссионеров перед комитентами;
- размеры и порядок выплаты комиссионных вознаграждений.
По отношению к третьим лицам, т.е. партнерам с противоположной стороны, комиссионеры являются продавцами.
В процессе выработки условий взаимных расчетов между комитентами и комиссионерами учитываются их административные, финансовые и даже личные отношения. Если комиссионером является фирма, в капитал которой комитент вложил долю средств, достаточную для контроля за деятельностью этой фирмы, то финансовые и прочие отношения поддерживаются в значительной мере на доверительных началах.
Открытый счет является одной из форм расчета между продавцом и покупателем за отправленный товар. Товар или товарные документы передаются покупателю на условиях последующей оплаты в установленный срок, причем стоимость товара заносится продавцом в дебет счета покупателя. Платежи могут производиться или через 1-3 месяца после отправки отдельных партий товара, или же в определенные сроки.
Переводные операции по выполнению поручений юридических и физических лиц на осуществление переводов денежных средств проводятся как кредитными учреждениями, так и предприятиями связи.
Инкассо — получение банком платежей в пользу учреждения или лица, передавшего ему документы, против которых должен быть произведен платеж, например документы на товар, отправленный продавцом покупателю. Инкассо широко применяется в международных расчетах. Различают чистое инкассо, куда входит инкассо переводимых и простых векселей, чеков и иных платежных документов, и документарное инкассо, т.е. инкассо коммерческих документов (счетов отгрузочных и страховых документов, различных сертификатов и др.). За выполнение инкассовых операций банки взимают комиссию. Порядок совершения инкассо установлен изданными Международной торговой палатой едиными правилами, которых придерживаются большинство коммерческих банков мира.
Гарантия — это ручательство, обеспечение выполнения обязательств. В торговле продавец обычно дает гарантию качества, а покупатель — гарантию оплаты договорной стоимости товара. По согласию сторон гарантом (поручителем) исполнения договорных обязательств может стать третье лицо, например известная фирма, банковское учреждение.
Банк, выполняющий на основе корреспондентского договора поручение другого банка по платежам и расчетам, называется банком-корреспондентом. Банки-корреспонденты договариваются, по каким счетам будут производиться взаимные расчеты, обмениваются образцами подписей должностных лиц, тарифами комиссионного вознаграждения. Корреспондентские договоры заключаются между банками как внутри страны, так и за ее пределами.
В зависимости от вида совершаемых операций и характера взаимоотношений с комитентом различают экспортные и импортные комиссионные фирмы.
Экспортные комиссионные фирмы могут быть представителем продавца или покупателя. Представитель продавца выполняет поручения отечественного производителя-экспортера по продаже его товаров на заграничном рынке и получает от него комиссионное вознаграждение.
Импортные комиссионные фирмы являются представителями покупателей своей страны. Они размещают заказы у иностранных производителей от своего имени, но за счет отечественных комитентов.
Источник: segment.ru
Проблемы и пути развития коммерческо-посреднического предпринимательства
Несмотря на то, что коммерческо-посреднический бизнес и предпринимательство в Республике Казахстан в последние годы получили широкое развитие, многие фирмы испытывают ряд трудностей. Результаты обследования малых и средних предприятий, проведенного Управлением статистики Карагандинской области, занимающей третье место по числу малых и средних предприятий (8,2%), выявили следующие проблемы, сдерживающие развитие бизнеса: 21
- * трудности в получении кредитов;
- * несовершенство налоговой политики;
- * нестабильность общеэкономической ситуации.
Финансовая обеспеченность предприятий — одна из главных проблем предпринимательства. Одним из основных источников являются кредиты банков второго уровня, предоставляемые субъектам предпринимательства.
Нынешнее положение на рынке кредитных ресурсов республики характеризуется недостаточной доступностью финансовых и кредитных средств для компаний. Это объясняется тем, что, во-первых, на рынке установились высокие процентные ставки, составляющие в среднем 20-25%, во-вторых, коротким сроком, на который выдается кредит, и, в-третьих, отсутствием у многих коммерческих структур ликвидного залогового имущества, которое отвечало бы требованием банков. Предприятия малого бизнеса зачастую имеют затруднения с формированием качественных бизнес-планов, необходимых для получения кредитов.
Наибольшие трудности при получении кредитов испытывают начинающие предприниматели, что обусловлено нежеланием банков вкладывать деньги в организации, не имеющие стабильного дохода. Кроме того, у начинающих предпринимателей велика вероятность банкротства, что также является немаловажной причиной отказа банков в их кредитовании.
Коммерческо-посредническое предпринимательство обладает рядом особенностей, делающих этот вид бизнеса наиболее привлекательным. К ним относятся:
- * быстрая окупаемость вложений по сравнению с другими видами бизнеса;
- * современные казахстанские посредники, за редким исключением, ориентированы на внутренний рынок;
- * весьма гибкое реагирование на изменение состояния рынка, в частности, на изменение спроса;
- * активная инвестиционная политика коммерческо-посреднических структур, что вносит значительный вклад в поддержание конкурентной среды и стимулирует обновление производимого ассортимента, в том числе внедрение новых технологий;
- * мобильность посреднического бизнеса, которая позволяет им быть посредниками между крупными предприятиями;
- * на современном этапе посредническое предпринимательство является одним из факторов, способствующих оздоровлению крупных неэффективно работающих предприятий.
Сложившаяся ситуация не дает возможности субъектам коммерческо-посреднического бизнеса реализовать в полной мере свои возможности.
Государство не может эффективно проводить экономические реформы, сталкивается со следующими серьезными проблемами:
- * сокрытие налогов, что ведет к задержкам или невыплате зарплаты бюджетникам, пенсий; закрытию социальных программ, а это приводит к росту социальной напряженности в обществе;
- * несовершенство, запутанность нормативной базы;
- * коррумпированность госчиновников;
- * наличие «серой» и «черной» экономики, из-за чего бюджет теряет огромные средства;
- * ограниченность притока иностранных инвестиций в экономику страны.
Посреднические структуры в своей деятельности сталкиваются со следующими проблемами:
- * Низкая конкурентоспособность, поскольку избыточное регулирование ведет к увеличению затрат на коммерческо-посреднические услуги.
- * Неработающие законы, поскольку они не согласовываются с теми, для кого предназначены и отсутствуют механизмы приведения положений закона в действие.
- * Неразвитая инфраструктура малого предпринимательства
- * Проблемы с вложением инвестиций в производство, созданием новых рабочих мест из-за высоких налогов, которые ведут к повышению стоимости продукции и услуг. В условиях такого налогового пресса значительная часть малого бизнеса, чтобы выжить, вынуждена уходить в теневой бизнес.
- * Недобросовестная конкуренция, связанная с предоставлением неоправданных налоговых льгот некоторым коммерческим структурам, в том числе и коммерческо-посредническим компаниям.
Для решения этих проблем необходимо наладить тесный контакт и диалог между предпринимателями и государственными органами по вопросам политики развития и поддержки малого и среднего бизнеса.
Какие результаты можно ожидать от такого сотрудничества:
- * Более глубокое понимание правительством, властью на местах проблем развития коммерческо-посреднического бизнеса.
- * Даст возможность проводить консультации на ранних этапах разработки законодательных актов.
- * Создаст новый механизм лоббирования своих взглядов.
- * Установление равноправного диалога предпринимателей и власти будут способствовать появлению важных законодательных инициатив и они, в свою очередь, могут стать буфером для слишком частых изменений в государственной политике.
- * Возможность вести постоянный мониторинг состояния дел в посредническом бизнесе.
Пути развития коммерческо-посреднического предпринимательства. Для того, чтобы радикально влиять на ситуацию в стране, необходимо, чтобы сами коммерческо-посреднические структуры вместе со всем отечественным предпринимательством были причастны к принимаемым решениям. Требуется не просто лоббировать какие-либо частные проблемы через посредников (депутатов, чиновников), а решать проблему в принципе.
Какие рычаги влияния для этого можно использовать?
- * Непосредственное участие в законодательном процессе, в структурах представительной власти в лице своих депутатов в мажилисе, маспихатах.
- * Входить в составы комиссий, экспертных советов, рабочих групп Правительства, министерств и ведомств и непосредственно влиять на корректировку, совершенствование действующих законов.
- * Выпускать информационный бюллетень Форума предпринимателей, через который можно наладить обратную связь со своими членами в регионах, создать механизм оперативного реагирования на действия властей в центре и на местах.
- * Формировать общественное мнение через СМИ (пресс-релизы, интервью, статьи на TV, радио, газетах), проводя пресс-конференции, круглые столы с участием представителей бизнеса, госчиновников, общественных объединений, международных организаций.
- * Привлекать специалистов для анализа, экспертизы проектов законов, действующих нормативных документов для аргументированного диалога с органами власти.
- * Тесно сотрудничать с международными неправительственными организациями, посольствами, с тем, чтобы опираясь на принципы международного права, авторитет организаций, влиять на Правительство.
- * Координировать свою деятельность с другими общественными объединениями для решения конкретных вопросов.
Успешное решение задач, стоящих перед предпринимателями, зависит и от того, как общественность воспринимает роль нарождающегося среднего класса.
Поэтому очень важно формировать положительный образ предпринимателя, в особенности посредника, показывать его участие в социальной сфере жизни общества.
В этой связи можно отметить, что интересы Форума, предпринимателей объективно совпадают с интересами подавляющей части населения.
Деловая активность предпринимателей дает возможность людям получать работу и средства к существованию. А, как известно, предоставление рабочих мест один из видов социальной защиты.
Увеличение рабочих мест ведет к увеличению налогооблагаемой базы, а налоги являются основным источником для выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы, пенсий, финансирования социальных программ. В свою очередь, уровень поступления налогов в бюджет показывает и эффективность управления правительства.
Анализ международного опыта торгово-посреднической деятельности и ее правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что посредники играют важную роль в торговом обороте, а их грамотное использование позволяет экономить средства, время и повышает эффективность внешнеэкономической деятельности.
Использование инструмента посредничества особенно важно для казахстанских промышленных и коммерческих структур, подавляющая часть которых в силу специфики своей деятельности и необходимости крупных капиталовложений не готовы пока к созданию собственной сбытовой сети за рубежом. Особенно незаменимы торговые посредники для тех отечественных организаций, которые впервые выходят на внешний рынок или же недавно начали его освоение.
Поэтому результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- · Решая вопрос об использовании посредника весьма важно оптимизировать их количество, исключив лишние посреднические звенья. Для казахстанского производителя, не имеющего значительного опыта внешнеэкономической деятельности, вполне разумной могла бы быть опора на независимых отечественных торговых посредников.
- · При отсутствии надежных торговых посредников с собственными разветвленными каналами сбыта казахстанские поставщики вполне могут в своей сбытовой стратегии ориентироваться на зарубежные посреднические фирмы. Их поиск, а тем более отбор, целесообразно, как показывает практика, не передоверять кому-либо (так как возрастает вероятность ошибки), а вести самостоятельно.
- · Взаимодействуя с посредником, казахстанским поставщикам повышенное внимание следует обратить на контроль за их деятельностью, особенно в первые 1-2 года работы. В частности, с чрезвычайно большой осторожностью следует предоставлять посредникам исключительное право продажи.
- · Учитывая слабую информированность многих казахстанских поставщиков о мировом рынке, в договоры рекомендуется обязательно включать пункт о периодическом представлении посредником информации о конъюнктуре рынка, перспективах ее развития, деятельности конкурентов, движении цен, появлении на рынке новых товаров и т.п.
- · С самого начала работы с посредником казахстанский поставщик должен ориентироваться в отношениях с ним на принцип максимальной информационной открытости — подробно и честно отвечать на все запросы посредника, сообщать ему о своих планах развития производства и экспорта, о всех возникающих в процессе работы проблемах и затруднениях.
Важной проблемой предприятий торговли является выбор оптимальной структуры товародвижения. В результате исследования данной проблемы на конкретном предприятии устанавливается:
- · При выборе и заключении договоров с поставщиками необходимо учитывать территориальное размещение предприятия, возможность ритмичной доставки товара со склада поставщика по установленному графику и в согласованном ассортименте.
- · Наиболее экономичное снабжение достигается при централизованной доставке товаров с предприятия изготовителя.
- · Роль и значения транспорта в товародвижении зависит от уровня тарифов и средне дальности перевозок.
- · Организация товародвижения предполагает завоз оптимальной партии товара в необходимом ассортименте, не требующим отдельных складских помещений.
- · Элементом логистики товародвижения предприятия является оптимизация товарных запасов.
- · Оптимизация товародвижения зависит от степени расфасовки товара.
Опыт использования зарубежных торговых посредников весьма актуален для казахстанских коммерческих структур не только при экспорте ими товаров на внешние рынки. Наработанные длительной зарубежной практикой нормы, правила и схемы взаимодействия в этой области могут быть творчески использованы казахстанскими импортерами, осуществляющими сбыт иностранных товаров в РК. В первую очередь это относится к принципам построения товаропроводящей сети, правовых и коммерческих взаимоотношений юридических и частных лиц, задействованных в реализации импортных товаров.
Вывод: Основные проблемы развития отечественного коммерческо-посреднические предпринимательства:
- * трудности в получении кредитов;
- * несовершенство налоговой политики;
- * нестабильность общеэкономической ситуации.
Для того, чтобы радикально влиять на ситуацию в стране, необходимо, чтобы сами коммерческо-посреднические структуры вместе со всем отечественным предпринимательством были причастны к принимаемым решениям. Требуется не просто лоббировать какие-либо частные проблемы через посредников (депутатов, чиновников), а решать проблему в принципе.
Источник: vuzlit.com