Совершенствование экономического анализа предполагает постановку новых задач, которые необходимо решать новые методами. В современной практике хозяйствования широко распространены следующие направления развития экономического анализа:
- 1. Ситуационный анализ предполагает соответствие повседневным запросам управления, анализ спроса и предложения, учет инфляции и конкуренции на рынке, при этом необходимо использовать оперативный, финансовый план, баланс платежеспособности, оценку риска.
- 2. Маркетинговый анализ предполагает ориентацию предприятия на рыночный спрос, создание новой продукции для новых ниж на рынке. Этот вид анализа предполагает разработку методов маркетингового прогнозного анализа, бизнес планирования, а также применение эвристических и других методов.
- 3. Институциональный анализ. В нем исследуется роль социальных институтов в экономическом развитии. Институциональный анализ инвестиционных проектов имеет своей целью оценку организационной, правовой, административной и политической обстановки в рамках которой проект реализуется и эксплуатируется. В целом институционный анализ выполняет следующие задачи:
- – Выявление и описание условий в рамках которых осуществляется проект
- – Оценка слабых и сильных сторон участвующих в процессе организации в отношении их материальных, управленческих, административных возможностей
- – Оценка влияния законов, политических факторов и других условий на осуществление и эксплуатацию проекта (в вопросах цены, оплаты труда, субсидий и другое).
На ряду с этими направлениями разработке также подлежат инновационный анализ, оценка и анализ рисков хозяйственной деятельности, оценка и анализ денежных потоков, управленческий анализ в отдельных отраслях рыночной экономики.
Можно сказать, что в настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, экономический анализ в своем развитии проходит следующий этап, связанный с необходимостью разработки новой концепции.
Новая концепция экономического анализа предусматривает его развитие в следующих направлениях:
- 1. Разработка методов аналитического изучения вопросов рынка: оценка конкурентоспособности продукции, условия цен на рынке, изучение маркетинговой стратегии предприятия.
- 2. В связи с развитием широкой сети малых и средних предприятий, обладающих повышенной хозяйственной гибкостью, необходимо развитие анализа производства в малом и среднем бизнесе,
- 3. В условиях развития различных форм собственности необходим переход к многовариантному управлению. Это требует аналитического обоснования каждого варианта, а следовательно и развития многовариантного анализа.
- 4. В условиях изменения информационной базы особая роль отводится использованию данных синтетического и аналитического бухучета.
- 5. Возрастание роли стратегического анализа.
- 6. Особое значение приобретает анализ фактической эффективности новых методов хозяйствования, систем управления, создания совместных предприятий.
- 7. В условиях внедрения территориального самоуправления возникает потребность в развитии регионального анализа.
- 8. Значительных изменений требует организация аналитической работы. Так, наряду с традиционными исследованиями, широкое распространение получает проведение аналитических исследований временно создаваемыми творческими коллективами.
- 9. Усложнение экономического анализа требует значительного расширения и обоснования его методик, прежде всего на основе использования экономико-математического моделирования и применения компьютерной техники.
- 10. Разработка приемов анализа эффективности финансовых вложений.
- 11. Развитие анализа природоохранной деятельности.
Источник: studwood.net
Усложнение задач экономического анализа в современном бизнесе
Произошедшие за последнее десятилетие коренные экономические преобразования резко изменили характер функционирования российских предприятий. Они получили практически полную хозяйственную самостоятельность, движение товаров и цен все больше подчиняется рыночным требованиям, создается рыночная инфраструктура в денежно-финансовой сфере — широкая сеть коммерческих банков, финансовый и фондовый рынки. Значительная часть предприятий выведена из государственной собственности. Российский производитель имеет возможность выходить на внешние рынки.
Основной задачей анализа состояния предприятия является системное, комплексное изучение его производственной, хозяйственной и финансовой деятельности с целью объективной оценки достигнутых результатов и установления реальных путей дальнейшего повышения эффективности и качества работы.
Россия имеет широкие потенциальные возможности для обеспечения социально-экономического роста: квалифицированные кадры ученых, инженеров, рабочих, подавляющее большинство видов минерально-сырьевых ресурсов, созданные производственные мощности. Однако этот потенциал не может быть задействован без коренного улучшения экономического обоснования принимаемых решений.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Самое популярное на сайте:
Основные этические категории 1. Основные категории этики: добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство; равенство; справедливость; и.
Действия машиниста при внезапном появлении белого огня на локомотивном светофоре в пути следования (ИДП, Приложение№1 п.3, Инструкция №889-01 г. п.5.2.) Если при движении по путям перегона или станции, оборудованным путевыми.
Подготовка больного и сбор мочи по Нечипоренко Исследование мочи по методу Нечипоренко применяется для количественного определения форменных элементов в моче: лейкоцитов.
Приток к совершенной скважине. Формула Дюпюи. Коэффициент продуктивности. Индикаторные диаграммы, их построение и применение Совершенная скважина вскрывает пласт на всю его мощность и при этом вся поверхность скважины является фильтрующей.
Приемы меткого выстрела из пистолета Макарова Приступать к изучению техники стрельбы необходимо только после того.
Источник: studopedia.ru
Виды экономического анализа и их роль в управлении
В аналитической практике используются различные виды экономического анализа в зависимости от объектов и субъектов исследования, сроков проведения, содержания и задач аналитических программ.
По роли в управлении выделяют:
· управленческий (внутренний) анализ, который является составной частью управленческого учета и обеспечивает аналитической информацией руководство организации;
· финансовый анализ, обеспечивающий внешних и внутренних пользователей информацией о состоянии организации;
По периодичности анализ может быть:
В зависимости от характера объектов управления анализ может быть:
· по отраслям экономики;
· уровням общественного производства и управления;
· стадиям процесса расширенного воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление);
· по составным элементам производства (трудовым, материальным и финансовым ресурсам).
По содержанию и полноте изучаемых вопросов экономический анализ делят на:
· локальный (анализ деятельности отдельных подразделений);
· тематический (анализ отдельных функциональных систем экономики).
По методам изучения объекта:
· экономико -математический и другие.
Пользователи экономической информации
Аналитическая экономическая информация представляет интерес для внешних и внутренних пользователей.
Внешние пользователи подразделяются на две группы.
Первая группа пользователей непосредственно заинтересована в информации:
· существующие и потенциальные собственники средств организации;
· поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей;
· государство в лице налоговых органов;
· служащие с точки зрения заработка и перспектив работы.
Ко второй группе относятся внешние пользователи, опосредованно заинтересованные в аналитической информации:
· консультанты по финансовым вопросам;
· биржи ценных бумаг;
· пресса и информационные агентства;
Внутренние пользователи — руководство предприятия, менеджеры различных служб и т.д.
Информационное обеспечение экономического анализа
Для целей экономического анализа в практике используется широкий круг информации различного рода и характера. Информационная база экономического анализа включает в себя нормативно -законодательные документы, плановые, оперативные, статистические сведения, данные первичной бухгалтерской документации, аналитическую информацию различных информационных агентств.
Основные виды информации для целей экономического анализа:
1) официальные документы и нормативно -плановые:
· Постановления правительства и местных органов власти;
· приказы вышестоящих организаций;
· хозяйственно -правовые документы;
· решения собрания акционеров;
2) Учетные источники информации:
· данные управленческого учета и отчетности;
· данные синтетического и аналитического учета;
3) Внеучетные источники информации:
· материалы, акты, заключения внутреннего и внешнего аудита, ревизий, проверок деятельности налоговыми органами, врачебно -санитарного контроля, профессиональных консалтинговых фирм, региональных отделений статистики и т.д.;
· техническая и технологическая документация;
· данные специальных обследований;
· переписка с контрагентами;
· информация СМИ, интернета, рейтинговые оценки специальных служб и т.д..
Взаимосвязь производственного и финансового анализа.
Анализ хозяйственной деятельности включает два крупных раздела:
1) финансовый анализ;
2) управленческий производственный анализ.
Подразделение экономического анализа на финансовый и управленческий вызвано практикой разделения учета операций на предприятиях на бухгалтерский (финансовый) и управленческий и является весьма условным, так как внутренний (управленческий) анализ можно интерпретировать как продолжение внешнего анализа и наоборот.
Организация, объекты и методы решения задач финансового и управленческого анализа имеют свою специфику, но взаимосвязаны между собой.
Финансовый анализ может быть внешним и внутренним.
Внешний финансовый анализ осуществляется на основе данных публичной бухгалтерской отчетности.
Внутренний финансовый анализ осуществляется на основе данных бухгалтерского учета и отчетности.
Управленческий (внутрихозяйственный) анализ может осуществляться на основе данных бухгалтерского учета и отчетности, а также данных управленческого учета.
В процессе финансового анализа дается оценка:
· абсолютных показателей прибыли, выручки, издержек;
· показателей рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности организации;
· показателей эффективности использования собственного капитала;
· показателей эффективности использования заемных средств;
· показателей эффективности авансирования капитала (инвестиционный анализ);
· показателей финансового состояния организации и рейтинговой оценки организации -эмитента.
Особенности финансового анализа:
· широкий круг пользователей информации;
· разнообразие целей и интересов пользователей аналитической информации;
· наличие типовых методик, стандартов учета и отчетности;
· максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности организации.
В процессе управленческого анализа осуществляется:
· обоснование бизнес -плана;
· комплексный экономический анализ эффективности хозяйственной деятельности;
· оценка технико -организационного уровня и других условий производства;
· оценка эффективности использования производственных ресурсов;
· оценка объемов производства и реализации продукции, ее качества;
· устанавливается взаимосвязь себестоимости, объема продукции, прибыли.
К особенностям управленческого учета относятся:
· ориентация результатов анализа на руководство организации;
· отсутствие регламентации анализа;
· интеграция учета, анализа, планирования и принятия решений;
· закрытость результатов анализа с целью сохранения коммерческой тайны.
Контрольные вопросы по теме:
1) Каковы цели и задачи экономического анализа?
2) Какие задачи стоят перед аналитиком, осуществляющим оценку финансового состояния организации и прогнозирования ее деятельности в условиях неопределенности и риска?
3) В чем сущность экономического анализа? Какова роль экономического анализа в системе управления финансово –хозяйственной деятельностью организации?
4) Дайте характеристику различных видов экономического анализа.
5) Назовите основных пользователей экономической информации.
6) Какие стандартные приемы используются в процессе экономического анализа?
7) Какие Вы знаете источники информации для целей экономического анализа?
8) В чем заключается активная роль информации в управлении бизнесом?
9) Какие основные требования предъявляются к экономической информации ее пользователями?
10) В чем состоит усложнение задач экономического анализа в современном бизнесе?
Методологические основы экономического анализа
Основные вопросы темы:1. Этапы и стандартные приемы экономического анализа 2. Качественные и количественные методы экономического анализа. 3. Методы факторного анализа.
⇐ Предыдущая Стр 2 из 16 Следующая ⇒
Не забудь поделиться страницей с друзьями:
Источник: infopedia.su