Предприниматели, как частные лица, так и организации, часто сталкиваются с необходимостью защиты своих прав, оценки действий контролирующих органов и поиска решений, возникающих в этой сфере проблем. Основным документом, регулирующим правоотношения предпринимателя и органов контроля, является ФЗ №294 от 26-12-08 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Этот закон применяется в 2018 году в обновленной редакции. Важный инструмент защиты прав в сфере бизнеса – структура уполномоченных по правам предпринимателей Российской Федерации. Деятельность ее опирается на положения ФЗ №78 от 7-05-13 «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ». Основные способы и формы защиты прав предпринимателя при проведении проверок
Федеральный закон №294 как механизм защиты прав предпринимателей
- уведомительный характер начала работы для предпринимателя;
- запрет требовать от предпринимателя для начала его деятельности получения документов и разрешений, не предусмотренных законом;
- признание объектов контроля изначально добросовестными исполнителями законодательных норм;
- открытость законодательной информации и ее доступность;
- проверки только в рамках полномочий того или иного органа или его представителя;
- запрет на проверки различными органами контроля исполнения одних и тех же законодательных норм;
- ответственность перед законом контрольных органов за нарушения при осуществлении своих функций.
Проверки юридических лиц и ИП полностью бесплатны для них и финансируются из бюджета. Функции и права контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, строго разграничены в соответствии с законом. Согласно ФЗ №294 применяются указанные ниже виды проверок.
Плановая проверка
Общий план проверок выложен на сайте Генпрокуратуры РФ. Руководствуясь этой информацией, можно определить, планируется ли проверка со стороны какой-либо госструктуры в отношении организации или ИП в текущем году. У предпринимателей есть возможность устранить недочеты и ошибки вовремя и избежать санкций по результатам проверки.
Проводится не чаще одного раза в 3 года, но в отношении учреждений образования, а также здравоохранения и некоторых других. Проверки могут проводиться и чаще (ст. 9, п. 2 и 9 вышеуказанного ФЗ). Привилегиями наделены такие контролирующие структуры, как:
- органы пожарного надзора;
- органы санитарно-эпидемиологического надзора;
- лицензирующие органы.
Полный перечень видов деятельности – исключений из общего правила и сроков проверки содержит Постановление Правительства №944 от 23-11-09 г. Сроки могут варьироваться и в связи с присвоенным классом риска, опасности (ст. 9 п. 9.3 ФЗ). О проведении плановой проверки предпринимателя должны предупредить за 3 рабочих дня (ст. 9-12 ФЗ).
Внеплановая проверка
Проводится согласно ст. 10 ФЗ в строго определенных случаях:
- Организации или индивидуальному предпринимателю ранее было выдано предписание исправить недостатки в работе. По истечении установленного срока проводится проверка вне плана.
- Обращение предпринимателя в уполномоченные органы за лицензией или разрешением на определенные виды деятельности.
- В соответствующие органы поступила информация о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью людей, объектам культурного наследия, экспонатам музеев, животным, растениям, окружающей среде, государственной безопасности. Либо в случае чрезвычайных происшествий природного, техногенного свойства.
- Нарушены права потребителей или правила маркировки товаров.
- Существует обоснованное распоряжение прокуратуры для проведения проверки.
- Проверка соответствия присвоенных организации или ИП индикаторов риска характеру их деятельности.
Если имеет место внеплановая выездная проверка, предприниматель должен быть предупрежден не позже чем за сутки до ее проведения (ст. 10-16 ФЗ). Анонимная информация не рассматривается как основание для проверки (ст. 10-3 ФЗ).
На заметку! Потребителю в случае нарушений его прав следует в первую очередь обращаться по месту нарушения. Дальнейшее рассмотрение жалоб контролирующими органами возможно лишь в случае, если вопрос не был решен на месте (ст. 10 ФЗ, ч. 2 п. 2-в).
Обе проверки могут проводиться как в документальной форме, так и в выездной. На официальный запрос о предоставлении документов при документальной проверке нужно ответить в течение 10 рабочих дней. (ст. 11-4,5 ФЗ).
Особый вид проверки – контрольная закупка, т.е. совершение сделки с целью выявления возможных нарушений предпринимателем действующего законодательства по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Это внеплановая проверка, она регулируется ст. 16.1 ФЗ.
На заметку! Максимально установленный срок любой проверки – 20 рабочих дней (ст. 13-1 ФЗ). Только в исключительных случаях, требующих тщательной экспертной работы, продлевается по решению руководства проверяющего органа (ст. 13-3 ФЗ).
Категории риска и освобождение от плановых проверок
Статьей 8.1 ФЗ №294 закреплен так называемый риск-ориентированный подход. Смысл его заключается в следующем: количество проверок контролирующих органов, их характер, периодичность, напрямую зависят от степени предполагаемого вреда, который может нанести субъект предпринимательства, если не будет соблюдать те или иные законодательные нормы. Критерии классификации по этому признаку устанавливаются Правительством, а контролирующие органы присваивают определенный признак фирме или ИП.
Предприниматель может обратиться с заявлением о пересмотре присвоенной ему категории (ст. 8.1-6 ФЗ). Правительственное Постановление №806 от 17-08-16 г. утверждает виды контроля, которым может подвергаться фирма или ИП: земельный, пожарный надзор, жилищный, строительный, в области защиты прав потребителей и др. Всего видов контроля 39. Проверки органами, не включенными в список, противозаконны.
Утверждаются 6 категорий риска и 6 категорий опасности.
Такие юридические лица или индивидуальные предприниматели освобождены от плановых проверок.
Если риск высок (чрезвычайно высок) или значителен, а категория опасности присвоена 1-3, сведения о таком предпринимателе обязательно публикуются на официальном сайте органа, осуществляющего контроль (надзор).
Льготные условия проверок в сфере малого предпринимательства
Проверки малых предприятий до окончания 2018 года находятся под запретом (ст. 26.1 ФЗ №294, ст. 4 ФЗ №209 от 25-12-08 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Если предприниматель не допускал грубых нарушений законодательства, не лишался лицензии, его деятельность не приостанавливалась контролирующими органами по причине нарушений, он не был дисквалифицирован, то и проверка его деятельности вплоть до 31-12-18 г. будет незаконной.
Уполномоченные по правам предпринимателей
Уполномоченный назначается Президентом РФ, и сам может назначать помощников в регионах. Омбудсмену вменяется в обязанность рассмотрение жалоб предпринимателей на действия контролирующих органов. Отказать в принятии жалобы он может лишь в трех случаях: если существует угроза разглашения гос.тайны, если текст обращения нет возможности прочесть либо по обозначенному в нем вопросу уже давались разъяснения раньше.
Решение о принятии жалобы в работу или отказе должно быть принято течение 13 дней. Для осуществления своих функций уполномоченный обладает широкими возможностями в соответствии с законом: от участия в выездных проверках, до обращения в суд.
Главное
- Предприниматели (юридические лица и ИП), руководствуясь положениями ФЗ №294, могут эффективно отстаивать свои права перед органами контроля и надзора.
- Помощь бизнесу призваны оказать уполномоченные по правам предпринимателей в центральном аппарате этой структуры и в регионах.
- Защита прав предпринимателей осуществляется как в досудебном, так и в судебном порядке.
Источник: assistentus.ru
Предпринимательские споры
Предпринимательские споры — это любые разногласия вытекающие из предпринимательской деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включая коммерческие, экономические и хозяйственные, являются видом судебных споров.
Предпринимательская деятельность – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (абз. 3, п. 1, ст. 2 ГК РФ).
Виды предпринимательских споров
Юридические споры делятся на две категории: преддоговорные и договорные. Первые возникают на этапе составления проекта договора и его утверждения сторонами. Решаются такие споры в переговорном порядке. Подача претензий и судебные разбирательства при этом не предусмотрены, поскольку правоотношения между предпринимателями фактически отсутствуют.
Договорные предпринимательские споры могут касаться различных сфер деятельности. Они делятся на следующие виды:
- на потребительские, предметом которых выступает товар или услуга;
- имущественные, их предметом может быть недвижимое, движимое имущество;
- нотариальные, возникающие в отношении нотариально заверенных документов;
- финансовые (на предмет невыполнения стороной договора финансовых обязательств).
Подсудность споров
Споры, вытекающие из предпринимательской деятельности, относятся к категории экономических споров и подведомственны арбитражным судам.
Отличительными чертами споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, являются:
- черты возникающие в сфере предпринимательской деятельности;
- вопросы, которые они затрагивают, связаны с предпринимательской деятельностью специальных субъектов, участвующих в расширенном воспроизводстве работ, товаров и услуг;
- имеющие имущественные последствия.
1) Самыми распространенными категориями споров, вытекающих из предпринимательской деятельности, рассматриваемыми арбитражными судами, являются следующие:
Споры вытекающие из договорных отношений. Разногласия при заключении договоров рассматриваются арбитражным судом в случаях:
- если имеется соглашение сторон о передаче разногласий по договору на разрешение арбитражного суда;
- если заключение договора предусмотрено законом, т. е. если заключение договора носит в силу закона обязательный характер хотя бы для одной из сторон.
К компетенции арбитражных судов относится также рассмотрение споров об изменении условий или о расторжении договоров;
2) споры о защите права собственности. Способом защиты права собственности является признание права собственности путем обращения в арбитражный суд.
Возможность воспользоваться таким способом защиты своего права предоставляется не только собственнику, но и иному законному владельцу имущества. Причем законный владелец имущества имеет право на защиту его владения также против собственника.
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения и в том случае, когда основания передачи имущества новому владельцу не были им оспорены в судебном порядке. Арбитражному суду подведомственны также экономические споры о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанные с лишением владения;
3) споры, связанные с защитой чести, достоинства и деловой репутации. К подведомственности арбитражного суда относятся дела по спорам, связанным с защитой деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Действующее законодательство предусматривает определенную процедуру обращения заинтересованных лиц с требованием об опровержении сведений, порочащих их деловую репутацию. Однако в нем не указано, что эта процедура является обязательным досудебным порядком разрешения спора. Предприниматель, в отношении которого распространены сведения, не соответствующие действительности, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
Арбитражный суд вправе рассматривать и другие споры: о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, об установлении фактов, имеющих юридическое значение, т. е. имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан и др.
4) Особенности рассмотрения арбитражным судом споров, вытекающих из отношений с государственными и иными органами. Арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, т. е. основанных на административном и ином властном подчинении одной стороны другой. Участниками административных правоотношений могут быть государственные органы и органы местного самоуправления, выполняющие по отношению к другим лицам управленческие, контрольные или другие функции.
Арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Подпишитесь на соцсети
Публикуем обзор статьи, как только она выходит. Отдельно информируем о важных изменениях закона.
Источник: suvorov.legal
Охрана и защита прав и интересов предпринимателей
В начале данной статьи хотелось бы немного остановиться на терминологии.
«Охрана прав» представляет собой более широкое понятие, чем «защита», так как представляет собой целый комплекс мер, которые направлены на обеспечение интересов охраняемого субъекта (в данном случае, предпринимателя) .
«Защита прав» — это комплекс механизмов, призванных восстанавливать нарушенные интересы и права предпринимателей.
Права и интересы предпринимателей, подлежащие правовой охране
Права и интересы предпринимателей, которые подлежат правовой охране, можно объединить в несколько групп:
- Имущественные права и интересы.Включают в себя вещные права (право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления имуществом, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитуты) и обязательственные права требования, которые возникают из участия в учреждении коммерческой организации, из заключенных договоров, сделок и т.д.
- Неимущественные права и интересы. К данной категории относятся нематериальные блага, например, деловая репутация, коммерческая тайна, права на объекты интеллектуальной собственности и др.
- Организационно-предпосылочные права и интересы. В эту группу входит право на государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, право на присвоение ИНН, право на постановку на налоговый учет, право на заключение договора на открытие банковского счета в любом коммерческом банке по выбору предпринимателя и др.
Способы защиты прав предпринимателей
В соответствии с Гражданским Кодексом РФ для защиты прав предпринимателей могут применяться различные способы, относящиеся к категории защиты гражданских прав, например, признание права на что-либо, признание заключенной сделки недействительной, возмещение убытков, взыскание неустойки и др.
Эти способы могут применяться как обособленно, так и несколько в совокупности.
Кроме Гражданского Кодекса РФ, защиту нарушенных прав предпринимателей предусматривают также другие законодательные и иные нормативно-правовые акты РФ.
К данной категории относится, например, право на обращение в Прокуратуру РФ с целью принятия мер государственно-принудительного характера.
Порядок защиты в судебном и внесудебном порядке
Российское законодательство в большинстве случаев дает право предпринимателю выбрать для защиты своих прав тот способ или способы защиты, которые он считает наиболее подходящими в сложившейся ситуации.
В настоящее время используется как судебный, так и внесудебный порядок защиты нарушенных прав.
Внесудебный порядок представляет собой урегулирование возникших разногласий во внесудебном порядке, включая рассмотрение заявлений, обращений и жалоб органами исполнительной власти, нотариальную форму защиты и др.
Судебный порядок включает в себя судебную защиту, т.е. рассмотрение экономических споров судами общей юрисдикции, арбитражными и третейскими судами.
Как прокуратура может защищать интересы предпринимателей
В соответствии с ФЗ № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 предприниматели могут защищать свои нарушенные права путем обращения в органы прокуратуры.
Подробности смотрите в видеоролике.
Источник: advocat-rostov.ru