САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
ОБЩЕСТВО “ЗНАНИЕ” САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
доктор философских наук,
профессор С. А. Сидоров
Ленинградской обл., 2004
Раздел I. Коммуникативная компетентность специалиста 9
Глава 1. Общение как социально-психологический механизм взаимодейст-9
вия в профессиональной деятельности
Глава 2. Виды общения 20
Глава 3. Характеристики делового общения 23
Глава 4. Вербальные средства коммуникации 33
Глава 5. Коммуникативные барьеры * 49
Глава 6. Слушание в деловой коммуникации 75
Глава 7. Вопросы в деловой коммуникации 91
Глава 8. Ответы на вопросы 97
Глава 9. Невербальные средства в деловой коммуникации 114
Глава 10. Какие сигналы выдают неискренность, обман? 166
Глава 11. Репрезентативная система в деловой коммуникации 177
Раздел II. Психолого-коммуникативный потенциал деловых партнеров 194
Глава 1. Психогеометрические характеристики личности 195
Глава 2. Типы посетителей коммерческих ярмарок, выставок 208
Глава 3. Ролевые и манипулятивные классификации 213
Раздел III. Формы деловой коммуникации 232
Глава 1. Деловой разговор 233
Глава 2. Деловая беседа по телефону 253
Глава 3. Деловые совещания 263
Глава 4. Пресс-конференция 279
Глава 5. Деловые переговоры 293
Глава 6. Торги 324
Глава 7. Дискуссия, симпозиум, полемика, дебаты, спор и др 343
Глава 8. Публичная речь 381
Глава 9. Презентация 400
Глава 10. Самопрезентация 409
Раздел IV. Методы стимулирования критического и творческою
мышления специалистов в деловой сфере 429
Глава 1. Обучающие игры 430
Глава 2. Методы генерирования идей 438
Глава 3. Критика в деловой коммуникации ‘/. 453
Глава 4. Комплименты в деловой коммуникации 470
Библиографический список 492
Деловому общению обучают сегодня в школах бизнеса и
менеджмента, его вводят в учебные программы престижных вузов, ему
посвящают международные семинары и симпозиумы. Интерес к нему
велик, а выбор столь необходимых учебников по деловому общению
(особенно отечественных авторов) весьма скуден. Все это делает
появление данного учебного пособия, целиком посвященного деловой
коммуникации, весьма актуальным.
В книге широко использованы достижения отечественной и
зарубежной науки, а также более чем двадцатилетний опыт преподавания
автором этой дисциплины руководителям и специалистам различных
отраслей народного хозяйства, студентам вузов, коммерческих школ и
Перед нами одно из первых учебных пособий, где рассматриваются
практически все наиболее часто используемые формы делового общения, как традиционные, так и получившие распространение в последние годы.
Несомненным достоинством книги является насыщенность
практическими материалами, помогающими освоить описанные в
теоретической части коммуникативные приемы и процедуры.
Книга носит ярко выраженный обучающий характер. Она отвечает
на вопросы: как преодолеть коммуникативные барьеры, как
формулировать вопросы, как готовиться к ответам и как отвечать, как
выявить сенсорный канал и как использовать эту информацию, как
критиковать, как говорить комплименты и т. п.
Безусловный читательский интерес вызовут разделы, посвященные
стимулированию критического, конструктивно-творческого мышления, анализу проблемных ситуаций, ролевым и деловым играм, мозговой атаке
и др. Будучи специалистом по деловым играм, автор ввел в книгу ряд
собственных игровых разработок. Таковы, например, игры “Запрос”
(защита проектов), “Ранадо” (навыки делового общения), деловые
беседы “Прием на работу”, “Поручение задания”.
Автор сделал все, чтобы системно и доходчиво, глубоко и
интересно изложить современное научное представление о деловой
коммуникации, ее роли и возможностях в повышении эффективности
целенаправленной человеческой деятельности на практике.
Книга, безусловно, окажется полезной и будет востребована не
только учащимися, но и действующими практиками: юристами и
психологами, бизнесменами и менеджерами, экономистами и
специалистами по связям с общественностью — всеми, кто по роду своих
занятий постоянно вступает в деловое общение.
Желаю, чтобы эта книга — плод многолетнего самоотверженного
труда — нашла достойного, внимательного и благодарного читателя.
Заслуженный деятель науки России,
доктор технических наук,
профессор В. А. АБЧУК
Взаимоотношения специалистов в профессиональной
деятельности становятся предметом все более пристального внимания ученых.
Исследования психологов и социологов показывают, что до 70%
управленческих решений принимаются руководителями в устной
J)opMe, в процессе делового взаимодействия.) Без преувеличения
можно сказать, что характер деловых контактов оказывает
решающее влияние на эффективность совместной деятельности, на
успешность проведения бесед, деловых совещаний и переговоров, пресс-
конференций и дискуссий, торгов и презентаций?
Вместе с тем авторский опыт проведения инновационных, поис-
ково-апробационных и деловых игр, а также многолетняя практика
преподавания курса “Деловая коммуникация в профессиональной
деятельности” для руководителей и специалистов самых разных
отраслей народного хозяйства (директора и специалисты заводов и
фабрик; курсы повышения квалификации и переподготовки в
авиационной, судостроительной, медицинской, юридической, педагогической и прочих сферах; коммерческие учебные заведения, готовящие кадры: менеджеров, коммерческих директоров, маркетологов и специалистов по рекламе, секретарей-референтов и
бухгалтеров, имиджмейкеров и специалистов по паблик рилейшнз, торговых агентов и специалистов по переговорам и т. п., а также
руководители государственного аппарата, профсоюзных и
партийных организаций, депутаты и работники культуры) свидетельствуют о наличии идентичных проблем у всех категорий
специалистов. Это и недостаточно развитая коммуникативная и
психологическая компетентность, и низкая культура делового общения, и
эклектика в использовании форм и методов делового
Овладение основами деловой коммуникации позволит
специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реализуя комфортно-психологическое общение и разнообразные
стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и
сотрудничества. А это, в свою очередь, снизит риск неблагоприятных
последствий решений при ведении переговоров и
консультировании, проведении деловых совещаний и собраний. Использование
рациональных программ делового общения, адекватных
коммуникативному намерению специалистов, позволит завоевать доверие в
деловых круга^ Знание различных психотипов деловых партнеров, клиентов, коллег и руководителей, особенностей их
репрезентативных систем, владение приемами влияния на них, а также действия
на основе алгоритмов коммуникативного поведения, — все это
разовьет тот коммуникативный опыт, который придаст формирующимся
рыночным отношениям цивилизованный характер, приведет к
эффективной реализации намеченных целей и программ.
Замысел книги — показать коммуникацию как уникальный, специфический вид деятельности, без которого невозможно стать
Источник: www.litmir.club
Задание 1. Преступление
Единственный в мире Музей Смайликов
Самая яркая достопримечательность Крыма
Скачать 20.63 Kb.
Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа. На бумаге или в голове разработайте сценарий.
Фиаско | Статуя | Спираль |
Океан | Ноготь | Финиш |
Путешествие | Мостовая | Кнопка |
Бумажник | Пальто | Вор |
Дыня | Фанера | Суфле |
Сон | Харизма | Ковбой |
Мотоцикл | Армия | Коробка |
Собака | Нос | Палка |
Преступление | Хоккей | Плод |
Нагревательная спираль потерпела фиаско, когда не смогла в очередной раз нагреть воду в чайнике. Вода в нем была подобна спокойному океану, но и она поняла, что это финиш. Путешествия больше не будет: кнопка не работает. Ничего не подозревающий вор аккуратно взял бумажник, лежащий возле чайника. Выйдя на улицу, он поскользнулся, наступив на кусок дыни в воздушном суфле. Ночью ему приснился сон, что он ковбой, но вместо коня у него оказался мотоцикл, где полным-полно каких-то коробок. Возле них лежит собака и трет свой нос о его ногу. Вор подумал, что неплохо было бы поиграть в хоккей, но новое преступление уже непреодолимо манило его.
- Творчество подобно приготовлению торта.
- Творчество подобно падению в грязь.
- Творчество подобно любви.
- Творчество подобно починке протекающего крана.
- Творчество подобно заточке топора.
Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно».
Заполните пробелы в сравнениях и метафорах:
1. Вода для корабля то же, что экономика для бизнеса.
2. Цветок вызывает радость так же, как агрессия гнев.
3. Кран для воды то же, что тюрьма для свободы.
4. Мой дом – это где мне хорошо.
5. Моя работа – это рутина.
6. Беспокойство – это неуверенность.
7. Правда – это справедливость.
8. Власть – это насилье над людьми.
9. Успех – это тру или умение.
10. Счастье – это жизнь.
11. Любовь – это болезнь.
12. Идеалы – это авторитеты.
13. Размышление – это поиски.
Источник: topuch.com
4202
Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Г.Ф. МОРОЗОВА» Кафедра мировой и национальной экономики ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 38.03.01 — Экономика Воронеж 2018
УДК 339.1 Азарова, Н.А. Деловое общение [Электронный ресурс]: методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 38.03.01 — Экономика /Н. А. Азарова ; М-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВО «ВГЛТУ». – Воронеж, 2018. – 35 с.
ВВЕДЕНИЕ Целью изучения дисциплины «Деловое общение» является освоение теории, практики и культуры делового общения, формирование представлений о компетентности в общении, способах развития компетентности, параметрах конструктивного общения, документационном обеспечении управления и документировании делового общения. 1.2 Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: — формирование у студентов теоретических знаний в виде системы понятий и соответствующих концепций, составляющих основу данной учебной дисциплины; — изучение накопленного опыта цивилизованного общения в сфере предпринимательской деятельности; — уяснение методов работы и общения с людьми; — выработка умения использовать полученные теоретические знания в профессиональной деятельности бакалавра. Овладеть навыками: — формулировки задач делового общения для конкретных систем управления организационного типа. Студент по результатам освоения дисциплины должен обладать следующими компетенциями: — общекультурными (ОК) : – способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4).
Практическое занятие 1. Вербальные средства коммуникации Заберите у меня все, чем я обладаю. Но оставьте мне мою речь. И скоро я обрету все, что имел. Даниэл Уэбстер Вопросы для самоконтроля 1. Каковы функции языка в общении? 2. Чем отличается официально-деловой стиль речи?
3. Чем отличается научный стиль речи? 4. Чем отличается публицистический стиль речи? 5. Чем отличается разговорная речь? 6. Вспомните типы приема и передачи информации. Задание 1 Наугад выберите по паре слов из каждой колонки и используйте их как «затравку» для создания рассказа.
На бумаге или в голове разработайте сценарий.
Фиаско | Статуя | Спираль |
Океан | Ноготь | Финиш |
Путешествие | Мостовая | Кнопка |
Бумажник | Пальто | Вор |
Дыня | Фанера | Суфле |
Сон | Харизма | Ковбой |
Мотоцикл | Армия | Коробка |
Собака | Нос | Палка |
Преступление | Хоккей | Плод |
Задание 2 Изучите приведенные ниже сравнения и объясните, почему они правомочны. Творчество подобно приготовлению торта. Творчество подобно падению в грязь. Творчество подобно любви. Творчество подобно починке протекающего крана. Творчество подобно заточке топора.
Задание 3 Сравнения и метафоры объединяют вещи между собой, устанавливают их похожесть. Сравнения распознаются более легко, потому что содержат ключевые слова «как» или «подобно». Заполните пробелы в сравнениях и метафорах: 1. Вода для корабля то же, что________________________________ для бизнеса. 2. Цветок вызывает радость так же, как____________________ гнев.
3. Кран для___________________ то же, что_____________________ для свободы. 4. Мой дом – это ____________________________. 5. Моя работа – это _________________________. 6. Беспокойство – это _______________________. 7. Правда – это _____________________________. 8. Власть – это _____________________________.
9. Успех – это _______________________________. 10. Счастье – это _____________________________.
В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».
Задание 7 Расскажите об одном и том же событии, используя различные стили речи. Задание 8 Придумайте фразы со словами: терпение, терпеливость, терпимость, толерантность. Задание 9 Продолжите фразы: Стало ясно, что трудности с каждым годом будут ____________. Мы надеемся, что к концу года уровень производства начнет ____________. Моя тревога __________________ с каждым днем.
Площадь засоленных почв __________________ с каждым годом. (возрастать, увеличиваться, повышаться, усиливаться) Задание 10 Подберите синонимы к слову сказал . Задание 11 Выразите мысль без канцеляризмов: Следует приложить все усилия для устранения негативных последствий этого явления. Задание 12 «Переведите» наукообразные фразы: Для создания положительного настроения можно рекомендовать такое известное средство, как улыбка.
Приступать к созданию ребенка можно только в хорошем настроении, осознавая всю полноту ответственности за это дело (из книги о самовоспитании). Практическое занятие 2. Слушание в деловой коммуникации Истина находится не в словах говорящего, а в ушах слушающего. Восточная мудрость Слушание – процесс активный.
Специальные исследования показали, что современные администраторы ежедневно тратят 40% служебного времени на слушание, а эффективность слушания (точность восприятия информации, процедурная культура, эффект понимания и др.), как правило, у большинства не очень высока – около 25%. Вопросы для самоконтроля 1. Что, на ваш взгляд, означает «умение слушать»?
2. Что дает людям умение слушать? 3. Каковы трудности эффективного слушания? 4. Какие ошибки допускают те, кто слушают? 5. Перечислите «вредные привычки» слушания. 6. Как преодолеть крайности мужского и женского стилей слушания? 7. Каковы внешние помехи слушания?
8. В чем особенности направленного, критического слушания? 9. Какова специфика эмпатического слушания? 10. В чем особенность нерефлексивного слушания? 11.
Зачем нужна положительная установка по отношению к неприятному собеседнику? 12. «Обратная связь». Каковы ее виды и способы осуществления?
Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать? Задание 2 Обратите внимание на манеру слушать своих друзей и партнеров. Умеют ли они слушать? Придерживаются ли установок эффективного слушания те собеседники, с которыми приятно разговаривать?
Задание 3 Проанализируйте, какой стиль слушания – мужской или женский – вам ближе, нет ли привычек, мешающих собеседнику и обнаруживающих ваше неумение слушать? Задание 4 Проведите небольшие эксперименты с близкими друзьями. Попробуйте во время разговора сделать непроницаемое лицо и никак не реагировать на слова собеседника.
В другом разговоре попробуйте усердно кивать и преувеличенно отражать эмоции партнера. В третьем – примите ту же позу, что и собеседник, а когда он разговорится, резко измените ее. Внимательно следите за состоянием рассказчиков во всех экспериментах. Результат обсудите с ними.
Последний эксперимент позволяет прийти к выводу: подражание позе и жестам партнера создает комфортную обстановку разговора, помогает собеседнику раскрыться, неподражание действует наоборот. Задание 5 Потренируйтесь в различных типах слушания в разных ситуациях общения. Задание 6 Постарайтесь использовать как можно больше приемов активного слушания в деловом разговоре.
Практическое занятие 3. Невербальная коммуникация Занятие 1. Невербальные средства коммуникации Слушай, что говорят люди, но понимай, что они чувствуют. Восточная мудрость В коммуникации человек использует пять разных знаковых систем: слова, интонация, тембр голоса, жесты, пластика, энергетический импульс.
Первые три традиционно относятся к компетенции лингвистики, четвертая – к невербальной коммуникации, пятая – к экстрасенсорике. В межличностном общении невербальная коммуникация передает 65% всей информации. При выражении отношения телодвижения передают 55% информации, голос – 38%, а слова – всего 7%. Почему? часто употребляются неосознанно; воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют; передают тончайшие оттенки отношения, оценки, эмоций; могут передавать информацию, которую трудно или неудобно выразить словом. На основании намеренности-ненамеренности различают три типа невербальных средств:
поведенческие знаки (дрожь и т.д.); ненамеренные знаки, или самоадапторы (тереть переносицу, поправлять волосы и т.д.); собственно коммуникативные знаки. Язык – это знаковая система сознательного, она реализует в речи то, что вы осознанно собираетесь в ней реализовать.
А знаковая система НВК – семиотика бессознательного, она реализует те мотивы, которые находятся в бессознательном. Очень часто знаковая система НВК противоречит реальной речи. Если человек чувствует нечто, он передает это специальными знаками, что очевидно.
Интересно другое: если насильно лишить человека возможности эти знаки демонстрировать, у него в связи с их отсутствием меняется само психологическое состояние. Например, если человек жестами демонстрирует негативное отношение к вам, лишите его физической возможности демонстрировать это отношение, и, возможно, ваша ситуация улучшится.
Глаза являются самыми мощными знаками НВК: они занимают центральное положение; через зрительный анализатор проходит 87% всей информации (9% проходит через слуховой анализатор, 4% — информация, поступаемая в мозг через остальные органы чувств). Чтобы понять состояние человека, ему необходимо смотреть в зрачок.
Общаясь с человеком, попробуйте ответить на 3 вопроса: 1. Как он на вас смотрит? 2. Долго ли он смотрит? 3. Как долго он может выдержать ваш взгляд? Если вы хотите вызвать в человеке доверие, смотрите ему в глаза не менее 70% всего времени общения – и Вы, скорее всего, добьетесь успеха. Существуют три вида взгляда: деловой, социальный и интимный.
Вопросы для самоконтроля 1. Почему важно понимать язык телодвижений? 2. Почему язык телодвижений неоднозначен? 3. Как с помощью соответствующих жестов и позы можно попытаться снять напряженное состояние партнера? 4. Перечислите жесты, свидетельствующие об уверенном и неуверенном поведении.
Задание 1 Понаблюдайте за позами и жестами людей во время занятия, совещания, на остановке, перед началом спектакля, в транспорте. Сравните свою оценку внутреннего состояния объекта наблюдения с оценкой своего товарища. Обсудите отличия.
Задание 2 Попробуйте в течение 15 минут посмотреть латиноамериканский телесериал без звука и попытайтесь по жестам и позам героев понять, что происходит на экране. Задание 3 В общении с друзьями приобретайте навыки подражания по позе и «отзеркаливанию» жестов. Наблюдайте за изменениями состояния собеседника. Задание 4 Попробуйте определить настроение близкого вам человека, приняв его позу. Задание 5 Разбейтесь на пары. Первые номера начинают рассказывать вторым о том, как они
провели вчерашний день. У слушающих задание – в течение первых трех минут принять позу, подражающую позе рассказчика, и «отзеркаливать» его жесты. Затем принять произвольную позу и перестать «отзеркаливать» партнера. Потом поменяйтесь ролями. Результаты и ощущения обсудите в группе.
Занятие 2. Организация пространственной среды Человек всегда пытается подчинить себе окружающее его небольшое пространство и воспринимает все находящееся в этом пространстве как часть себя или свою собственность. В речевой коммуникации существует три зоны приближения: 1м 30 см – личностная зона; 1м – социальная зона; 45 см – интимная зона.
Если человек не ощущает коммуникативного пространства, он почти наверняка психически болен. Очень часто люди входят в состояние нервного стресса оттого, что нарушаются их территориальные притязания. Но человек не просто переносит себя в пространстве вместе со своим полем, он еще как бы оставляет это поле в тех местах, где он часто бывает.
Для самого человека очень важно, чтобы он понял, где его место в доме или офисе, но не менее важно понять, где места других членов семьи или коллег. В деловом общении большое значение имеет использование возможностей сесть за стол именно там, где это важно для достижения целей или удобно. Какую же информацию можно «считывать», наблюдая за тем, как рассаживаются деловые люди?
1. Угловая позиция подходит больше всего для дружеской непринужденной беседы, хотя возможна и для делового разговора, например: врач – пациент, руководитель – подчиненный. Позиция способствует постоянному контакту глаз и создает условия для жестикуляции, не мешающей партнеру, позволяет наблюдать друг за другом.
Угол стола служит частичным барьером: при возникновении конфронтации можно отодвинуться дальше, в ситуации взаимопонимания – сблизиться; территориальное разделение стола отсутствует. А В 2. Такая позиция подходит для непосредственного делового взаимодействия. Когда задача или проблема решаются совместно, людям нужно сидеть рядом, чтобы лучше понять действия и намерения друг друга, видеть анализируемые материалы, обсудить и выработать общие решения. А В 3. Положение деловых партнеров друг против друга создает атмосферу соперничества, при которой каждый из участников жестко ведет свою линию, отстаивает свою позицию, пытается обыграть делового партнера. Стол между ними становится своеобразным
барьером. Достичь согласия при такой позиции за столом чрезвычайно трудно, даже компромисс затруднителен, а вот конфликт вполне возможен. А В С другой стороны, такая позиция может свидетельствовать о субординации. Разговор тогда должен быть коротким и конкретным.
Именно так садятся за стол переговоров: тогда это означает равноправную позицию и может способствовать конструктивному общению. 4. В определенных ситуациях делового общения целесообразно занимать независимую позицию, то есть по диагонали через весть стол. Эта позиция характерна для людей, не желающих взаимодействовать.
Она свидетельствует об отсутствии заинтересованности или о желании остаться незамеченным, например, на деловом совещании, семинаре и пр. А В Форма стола тоже имеет значение: квадратный стол способствует отношениям конкуренции и соперничества между людьми, равными по положению; за прямоугольным столом на встрече партнеров одинакового социального статуса главенствующим считается место, на котором сидит человек, обращенный лицом к двери; круглый стол создает атмосферу неофициальности и непринужденности.
Вопросы для самоконтроля 1. Как вы понимаете выражение «программировать пространство»? 2. Что означает организация пространственной среды? 3. Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды? 4. Каковы позиции за столом, о чем они могут свидетельствовать? Тест «Что говорят вам мимика и жесты»?
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это: а) спонтанное выражение состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) «предательское» проявление нашего подсознания. 2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин? а) да; б) нет; в) не знаю; 3. Как вы здороваетесь с хорошими друзьями?
Источник: studfile.net