Взаимодействие бизнеса и государства в России основные проблемы и перспективы

Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России – это урегулированный нормами отечественного законодательства и подзаконных актов сложный процесс установления партнерских отношений между представителями крупного бизнеса и органами государственного управления для эффективной реализации на взаимовыгодных условиях задач социально-экономического развития государства в целом, отдельных территорий, его образующих, и отдельных отраслей экономики.

Значение взаимодействия государства и крупного бизнеса в современной России

Взаимодействие представителей крупного бизнеса и органов государственной власти направлено на удовлетворение следующих интересов:

  • с позиции государства такое взаимодействие позволяет решить вопросы развития экономики, в том числе производственной сферы, что обеспечивает рост бюджетных доходов и благосостояния населения;
  • с позиции представителей крупного предпринимательства взаимодействие с органами государственной власти позволяют бизнесу в условиях глобальной конкуренции заручиться поддержкой государства.

Сдай на права пока
учишься в ВУЗе
Вся теория в удобном приложении. Выбери инструктора и начни заниматься!

Экономика всякого государства предполагает взаимодействие значительного числа субъектов: это представители бизнеса крупного, среднего или малого уровней. Традиционно большую часть субъектов экономических отношений составляют представители среднего и малого бизнеса: это предприниматели, которые функционируют без образования юридического лица, организации, в том числе общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, кооперативы, объединения таких организаций и пр. В свою очередь, представители крупного бизнеса – это относительно малочисленная группа, однако именно эти субъекты нередко оказывают решающее воздействие на состояние конкуренции в экономической системе страны, на уровень развития экономики и на место национальной экономики в глобальной экономической системе.

Замечание 1

Как демонстрирует практика развития бизнеса, крупные предприниматели в первую очередь получают доступ к важнейшим ресурсам развития, инвестициям и инновациям, к высокопрофессиональному персоналу.

«Взаимодействие государства и крупного бизнеса в современной России»
Готовые курсовые работы и рефераты
Решение учебных вопросов в 2 клика
Помощь в написании учебной работы

Представители крупного бизнеса выступают опорой государства и поставщиком значительного объема доходов бюджета. Государство активно поддерживает развитие крупного бизнеса. В свою очередь, крупный бизнес посредством взаимодействия с государством извлекает пользу не только экономическую выгоду, он получает возможность лоббировать свои интересы через политические структуры.

Основные направления взаимодействия крупного бизнеса и государства в современной России

Отношения между бизнесом и государством в современной России постоянно преобразуются, видоизменяются и развиваются. Сегодня происходит становление нового формата отношений между представителями крупного бизнеса и государственными структурами: такое взаимодействие направлено на установление взаимовыгодных партнерских отношений.

Изменения происходят и во внутренней структуре крупного бизнеса. Развитие крупного предприятия в условиях конкурентного рынка предполагает наступление предела его расширения в определенный момент времени, когда затраты на расширение начинают превосходить ресурсы, направляемые на развитие. В течение последних нескольких лет эта тенденция проявляется и в крупном бизнесе в России. Многие крупные предприятия, оценивая эффективность собственной деятельности, приходят к выводу о необходимости развития и углубления отдельных наиболее прибыльных и перспективных направлений собственного бизнеса вместо реализации стратегии расширения. Так, например, крупные нефтяные компании выделяют из своего состава отдельные месторождения или отдельные подразделения.

Другой положительной тенденцией развития крупного бизнеса следует признать возможность привлечения инвестиций посредством размещения акций для публичного предложения. Современная прогрессивная компания сегодня стремится не к организации корпоративной структуры, а к обеспечению роста акционерной стоимости компании. Это, в свою очередь, позволяет снизить объем акций, необходимой акционеру для обеспечения контроля над компанией на случай несанкционированного захвата собственности. Так, если раньше главные акционеры крупных предприятий стремились получить стопроцентный контроль над акциями, то сегодня для эффективного контроля достаточно на 51 процента акций.

Названные тенденции предопределяют и прогрессивное развитие взаимодействия между государством и крупным предпринимательством. Указанное подтверждается становлением и развитием института государственно-частного партнерства. Этот институт позволяет привлечь частные средства для обеспечения эффективного использования имущества, которое юридически является имуществом государства.

Необходимо отметить, что различные формы государственно-частного партнерства активно используются и в зарубежных правопорядках, прежде всего, в тех отраслях экономики, которые обеспечивают инфраструктуру (это транспорт, связь, коммунальное хозяйство и пр.).

Однако эффективное использование государственно-частного партнерства требует значительной нормативно-правовой проработки такого взаимодействия.

Еще одним важным для отечественной экономики направлением взаимодействия крупного бизнеса и государства следует признать учреждение и развитие особых экономических зон. Такие экономические зоны посредством государственной поддержки становятся базой для разработок инноваций.

Кроме того, важной составляющей развития взаимодействия между государством и крупным бизнесом выступает проработка вопросов концессионных соглашений. Такие соглашения позволят привлечь значительный объем зарубежных инвестиций.

Положительно зарекомендовала себя и такая форма взаимодействия крупного бизнеса и государства как соглашение о разделе продукции. В соответствии с такой формой взаимодействия представители крупного бизнеса обязуются расплачиваться с государством посредством передачи части добытого продукта.

Источник: spravochnick.ru

Перспективы взаимодействия государственных органов и бизнеса в Российской Федерации

Маховых, И. С. Перспективы взаимодействия государственных органов и бизнеса в Российской Федерации / И. С. Маховых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 9 (456). — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/archive/456/100470/ (дата обращения: 22.05.2023).

Читайте также:  Как сделать отчет по бизнесу плану

Государство и бизнес. Государственный сектор и частный. Власть и деньги. Все эти слова, по своей сути, отражают одно и то же — устои мировой цивилизации, ведь давайте будем объективны — никто не меняет наше существование сильнее, чем действия государства и частных компаний. Все общественные объединения, искусство, академическое сообщество, все простые люди — вынуждено жить по правилам, созданным государством и частным сектором, так как решающая роль у них.

Отношения государства и бизнеса — вопрос вечный и всегда сложный. Он зачастую напрямую зависит от политических и воззрений каждого из нас — один считает, что все нужно национализировать, так как твердая рука закона и государства справится со всем лучше, другой же наоборот — все отдать в частные руки, так как невидимая рука рынка лучше бюрократической системы. Однако, обсуждать противостояние общественного и частного интереса смысла нет — куда логичнее задуматься о том, как они могут и должны взаимодействовать.

Для начала давайте определимся, в чем же ключевое противоречие государство и частного сектора, дабы понять каковы перспективы их взаимодействия, и в чем здесь особенности России

И государство, и бизнес не могут существовать друг без друга — это аксиома. Государство создает условия для функционирования частого сектора, а частный сектор строит, по своей сути, экономику, так как создает товары, предоставляет услуги и составляет налоговую базу, на которую и существует государство.

Россия не является исключением в отношении данного утверждения. Безусловно, исторически и фактически в нашей стране государственной обладает более сильной рукой, нежели, например, в страна Запада, но это не меняет тог факта, что частный сектор платит огромный процент от доходов федеральной казны, что вынуждает с ним считаться, как и с его требованием.

При всем этом, у государства и частного сектора разные конечные цели — государство заинтересовано в контроле и власти, а бизнес в умножении своего дохода. На первый взгляд тут нет противоречия — у каждого своя вотчина, свое поле деятельности, которое соприкасается лишь в налоговой сфере, которая давно и тщательно урегулирована.

В реальности же это не так. И государство, и бизнес напрямую зависят от населения, но в первую очередь — от его платежеспособности и лояльности. Одно трудно отделить от другого, так как давайте будем объективны — чем богаче население, тем лучше оно будет относится к государству, каким бы оно не было. Сытый гражданин поддержит любую власть, это говорил еще Платон, Аристотель и Сенека.

Власть базируется на законе и публичной власти, а частный сектор — на деньгах, свободе их использования и праве собственности.

И вот тут в дело вступает человеческий фактор. Он может быть самый разный — корыстный, идейный, личностно ориентированный и так далее. Из-за того, что государство базируется на законе, а частный сектор на финансах, то и методы у обоих сфер крайне разные, как и люди, которые там работают. В конечном счете, это приводит к хрестоматийному перетягиванию каната, которое принимает форму лоббизма, взяток, политического давления и шантажа.

Простейший пример: экологическое регулирование. Государство им обязано заниматься, так как экологическая защита — его обязанность, ибо от этого зависит отношение граждан к правящей власти, а значит и ее будущее.

В результате вводятся различные ограничения и сборы в этой сфере (налог на вредное производство, обязательство ставить фильтры или размещать производство строго в определённых местах), что абсолютно всегда негативно влияет на бизнес, так как это лишние траты, а бизнес интересует лишь прибыль. Кто-то может смириться и просто следовать букве закона, а другой легко может начать обходить все ограничения.

В России же добавляется все тот же небольшой перекос в сторону государства. Российскому рынку всего 30 лет, социалистическое и плановое прошлое еще прекрасно помнится, и далеко не все государственные мужи пытаются с рынком договориться — кто-то просто пытается его «задавить».

В мире есть примеры, когда одна сторона таки полностью контролирует другую, или просто же занимает доминирующее положение. Первый пример — это, безусловно, СССР и его плановая экономика. В ней были и плюсы — отсутствие безработицы, масштабное производство, но было и огромное количество минусов — полное отсутствие одних рынков и гипертрофированность других (сектор легкой промышленности и электроники как таковой отсутствовал, зато оборонная и тяжелая промышленности были избыточны велики).

Обратный пример — Соединённые Штаты Америки, где частный сектор крайне влиятелен, а топ крупных компаний ничем не уступает по ресурсам, связям и кадрам целым штатам. Например, в США лоббизм — то есть реализация в государственных органах интересов обретённых групп лиц — официально легален. Иными словами, в Сенате США абсолютно легально есть люди, которые представляют интересы определенных людей (например, банкиров) и договариваются о чем-то с представителями закона. Подобный перекос ничем не лучше плановой экономики СССР, так как государственные органы начинают обслуживать частные круги для их блага, так как зависят от их средств.

Читайте также:  Внутренние риски в бизнесе это

Таким образом, ключевой конфликт между государство и бизнесом в России выглядит следующим образом: стороны не особо уважают друг друга, и пока государство пытается бизнес задавить, тот его пытается подкупить.

Важнейшее уточнение: речь идет в целом об экономической системе, но в первую очередь о теневом и черных секторах экономики, а также о различных незаконных и скрытых взаимных манипуляциях, где это противоречие набирает максимальные оборот. Компании «белого сектора» (то есть полностью легальные) с государством никак не конфликтует большую часть времени, так как их все устраивает — бизнес платит налоги, государство его защищает и помогает в случае надобности.

На основе этого важнейшим путем (и фактически единственным) развития отношений между государство и бизнесом, по моему мнению, может стать только одна перспектива.

Речь идет о понятных, простых и жестко соблюдаемых обеими сторонами правил «игры», которые можно сформулировать следующим образом: государство обязывается не пытается насильно национализировать частные предприятия и создает условия для его процветания, а частный сектор в свою очередь платит все налоги и не пытается влезть в государственное управление.

Разумеется, это крайне популистское утверждение, и де-юро примерно такие правила взаимоотношений установлены и сейчас, но де-факто все не так. В законе такое количество правовых пробелов и коллизий, а налоговая нагрузка на частный сектор такая, что множество субъектов частного сектора так или иначе уклоняется от своих обязанностей, а для получения конкурентного преимущества не стесняются давать взятки и заниматься лоббизмом, а государство эти проблемы не особо стремиться решать.

Что для этого нужно? Диалог между сторонами и взаимный контроль — вот основа этого потенциального плодотворного союза. Если обе стороны будут его соблюдать — в выигрыше будут и государство (которое получит увеличение налоговой базы и сократит расходы на подавление бизнеса), и частный сектор (с которого снимут роль «дойной коровы» казны без особых прав и привилегий, а конкуренция среда чище, если там не будет коррупции и лоббистских кругов), и общество (которое получит положительные последствия всего этого).

Безусловно, это крайне упрощенная форма. Имеется ряд вопросов по нормативной базе: как ее составить, как исправить, какие пробелы и коллизии исправлять в первую очередь; что делать с налоговой и нужно ли вообще ее делать, как решать проблемы с черным и теневыми секторами экономику. Огромное количество экономических и правовых моментов требует решения. Однако, на мой взгляд, единственная возможная перспектива положительного характера — это именно договор между государством и бизнесом на максимально понятных и четких условиях. Другие варианты развития событий — превалирования одной стороны над другой — все прекрасно знают и крайне сомнительно, что они кому-то по нраву.

Если государство и бизнес не договорятся — общество не будет полноценным, так как стороны будут тратить время и ресурсы не на социум и его благополучие, а на попытки «съесть» и подавить друг друга.

Основные термины (генерируются автоматически): частный сектор, государство, бизнес, Россия, друг друга, налоговая база, сторона.

Источник: moluch.ru

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Очевидная осознанность Правительством РФ того факта, что развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры, приводит к формированию необходимой институциональной среды для применения ЧГП в России.

Так, Закон РФ «О концессионных соглашениях» создает правовую основу и регламентирует использование партнерства во многих областях общественного сектора, включая транспорт, энергетику, ЖКХ, образование, здравоохранение, а также организацию отдыха граждан и туризм.

Созданный для реализации проектов общегосударственной значимости Инвестиционный фонд РФ обеспечивает финансовую составляющую механизма ЧГП (до 75 % от общей стоимости проекта) и государственное гарантирование кредитов (в размере до 60 % заемных средств).

Наконец, определенные перспективы для эффективного взаимодействия государства и бизнеса в части предоставления экономических и административных преференций частному сектору в высокотехнологичных, инновационных, туристско-рекреационных областях создают формирующиеся в России особые экономические зоны [36].

Как уже отмечалось выше, в РФ практика применения частно-государственного партнерства имеет давнюю историю. Особенно полезен отечественный концессионный опыт периода нэпа и индустриализации.

В 1920-е гг. иностранные концессии в сфере городской инфраструктуры, коммунального хозяйства в крупных городах (например, в Москве) были весьма распространены и развиты. Практика концессий в СССР в указанный период свидетельствует о том, что в качестве одного из существенных условий концессионных договоров, заключаемых советским правительством с иностранными частными инвесторами (юридическими и физическими лицами), выступал льготный налоговый режим. Он находил свое проявление в так называемом паушали-ровании (от немецкого слова paushal — взятый вместе) налогов (например, вместо 26 различных налогов взимался один налог).

Читайте также:  Дал деньги на бизнес как забрать деньги

Таким образом, ЧГП в России может быть реализовано в разных сферах, однако к основным из них целесообразно отнести следующие (таблица 5).

Основные сферы экономики, наиболее нуждающиеся в частно-государственном партнерстве и перспективы его реализации

Сферы реализации частно-государственного партнерства

Особенности форм и механизмов частно-государственного партнерства

Инновационное инвестирование, создание технопарков для разработки высоких технологий

Государство берет на себя создание инфраструктуры (включая социальную), предоставляет преференции. Частные компании вкладывают средства в разработку технологий

Сфера транспортной инфраструктуры (аэропорты, мосты, порты, дороги, вокзалы и др.)

Государство осуществляет основное финансирование крупных транспортных инфраструктурных проектов, привлекая в качестве партнера частный бизнес для решения отдельных задач проекта, учитывая интерес бизнеса в будущем к этим объектам

Строительство социального жилья

В настоящее время эта сфера активно поддерживается государством через механизм ипотеки

Создание инфраструктуры в крупных городах

В ряде городов, в частности в Москве, активно реализуются проекты в этой сфере на принципах ЧГП

Объекты инфраструктуры здравоохранения и образования

Бизнес начинает активно идти в эти сферы, но при достаточном присутствии там государства — в форме бюджетных ресурсов либо льготных условий для вложения

Системы электроснабжения, водоснабжения, канализации

Бизнес пока неохотно идет в эти проекты, но если будут гарантии последующей передачи им этих объектов, активность его усилится

Государственный заказ и закупки

Специфическая форма партнерства, в которой стороны заинтересованы в обоюдном эффекте: государство — в необходимом результате, продукте; бизнес -в стабильной прибыли

Опыт реализации одной из форм ЧГП — соглашений о разделе продукции — в России показывает, что существуют проблемы широкомасштабного привлечения к реализации СРП отечественных подрядчиков, обеспечения конкурентоспособности российских предприятий.

Отсутствует экономический механизм государственной поддержки российских производителей для СРП. Недостаточно четко определена компетенция субъектов РФ в СРП. Затруднения в реализации проектов возникают из-за непредвиденных вмешательств в ход работ правительственных ведомств, задержки с получением земельных участков, необходимых разрешений и лицензий. Полагаем, что для развития данной формы сотрудничества необходимо более значительное финансовое участие местных органов власти в реализуемых проектах, их заинтересованность в результатах реализации проектов, осуществляемых в рамках СРП.

До сих пор такой вид государственно-частного партнерства как концессии не получили существенного развития в России. В целом финансово-кредитные учреждения воздерживаются от крупных инвестиций и кредитов в подобные проекты, небезосновательно опасаясь высоких рисков их реализации, в том числе длительности процедуры ведомственных согласований, колоссального объема информации и необходимой документации, представляемой на конкурс, отсутствия долгосрочного соинвестора в лице муниципалитета (так как бюджеты страны утверждаются ежегодно, а концессионный договор утверждается на длительный период времени — 10-20 лет). По мнению автора, необходимо сделать положения многих статей закона более внятными, а также обеспечить многостороннюю поддержку концессионных проектов, реализуемую в форме прямого участия государства (субсидий, грантов, льготных кредитов) или косвенной под держки через снижение рисков для концессионеров.

Существует целый ряд проблем, представляющих собой серьезную угрозу реализации потенциала Инвестиционного фонда РФ, участие которого в ряде партнерских проектов представлено ниже.

Еще одним институтом развития является Внешэкономбанк -специфическая некоммерческая организация, созданная в статусе государственной корпорации, подотчетной Правительству РФ. Внешэкономбанк был наделен правительством функцией агента по предоставлению государственных гарантий по кредитам системообразующим предприятиям.

Правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики утвердила перечень из 295 системообразующих организаций. За их работой ведется мониторинг, проводятся мероприятия по дополнительной капитализации, госгарантии по кредитам и прямая господдержка. Полагаем, что в условиях финансового кризиса Внешэкономбанк может послужить в качестве одного из механизмов обеспечения подъема инвестиционной активности, продвижения долгосрочных государственных ресурсов в реальный сектор экономики. В нынешних условиях, когда российские компании реального сектора экономики не имеют доступа к «длинным» деньгам и испытывают их нехватку при выполнении своих инвестиционных программ, роль банка развития особенно возрастает.

Отличительной особенностью России является то обстоятельство, что ни одна из форм ЧГП (за исключением самых простых) не прописана в действующем законодательстве с надлежащей степенью полноты, которая открывала бы возможность ее широкого применения в практике хозяйственных отношений с участием как государства, так и частного бизнеса. В результате в России до сих пор каждый отдельный проект формата ЧГП пробивает себе дорогу с огромным трудом, требует многочисленных и обременительных согласований на каждом этапе и при этом, к сожалению, никогда не является безупречным с правовой точки зрения.

Источник: ozlib.com

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
Бизнес для женщин