Совсем недавно мы узнали как компания «Яндекс» решила выйти на относительно новую для себя нишу досок объявлений и потеснить там «Авито» с «Юлой». Сегодня расскажу о том, как она облагородила жизнь таксистов и вооружила в минувшем 2020-м году российский бизнес быстрой и надежной доставкой. Именно о доставке для бизнеса мы и поговорим.
Не столько о том, насколько она быстра и надежна, сколько о том, что скрывается под капотом данной услуги для отправителя товаров. Чтобы не следовать «тренду на извинения» и не защищать свою точку зрения в каких-либо инстанциях, сообщаю: весь материал, написанный далее — фантазия автора. Статья носит развлекательный характер, поэтому читать ее лучше под танцевальную музыку.
Что такое «Яндекс.Доставка»
Сразу определимся с терминами и определениями, точнее, сведем их к минимуму. Дело в том, что всевозможных вариаций слов с префиксом «Я» — здесь может быть очень много: от «Яндекс.Go» до «Яндекс.Логистики» (именно так обозначены тарифы для доставки товаров). Я буду использовать многие из них, но смысловая нагрузка остается неизменной и говорить мы будем о доставке товаров.
Итак, имея статус юридического лица, вы можете заключить договор либо на услугу корпоративного транспорта, который подразумевает перемещение тел ваших коллег и подчиненных за счет организации на «Яндекс.Такси», либо обойтись без излишеств и заключить договор на доставку товаров вашим клиентам. Это и будет «Яндекс.Доставкой». Правда тарифы для перевозки пассажиров в нем также будут доступны. Если у вас уже ранее был договор на корпоративную пассажирскую доставку — вас попросят заключить новый, в котором (скорее всего) описаны все аспекты ответственности за перевозимый товар и отсутствует необходимость отвечать за сохранность тел (и душ) ваших коллег по нелегкому бизнесу.
Сам процесс заключения договора происходит достаточно быстро и занимает 2-3 дня. После чего для вас станет доступен личный кабинет.
Раздел «Доставки на сегодня» позволяет вызвать не только легковой автомобиль для перевозки груза, но и более крупногабаритный транспорт. Практически все поля здесь обязательный для заполнения.
Расширенная форма создания заявки
Упрощенная форма — это наследие корпоративной доставки сотрудников. Расширенная форма непосредственно относится к курьерской доставке. Летом 2021 года личные кабинеты видоизменяются, по сути «Яндекс» решил разделить направления бизнеса и для доставки товаров будет доступна только расширенная форма.
Наверняка каждый первый сотрудник вашей компании получит легкое душевное расстройство при необходимости заполнения такой формы по 10-15 раз в день, с учетом того, что у него уже есть 100% занятость и он не имеет отношения к логистике. Не исключено, что при частом заполнении таких форм могут возникнуть обострения хронических заболеваний, либо декрет (как способ отправить заполнение таких форм в далекое путешествие). Но, как вы уже успели догадаться, это не точно.
Чем полезна «Яндекс.Доставка» для бизнеса
Как я уже упоминал ранее, доставка товаров «выстрелила» в 2020-м году по вполне понятным причинам.
Среди заявленных преимуществ можно выделить:
- отсутствие необходимости содержания собственного штата курьеров
- всегда есть свободные курьеры (время ожидания от 5 минут)
- габариты доставляемых товаров: от пеших курьеров до грузового транспорта
- безналичная оплата
- стоимость доставки известна заранее
- возможность приема оплаты заказа курьером (на момент написания статьи — только внедряется)
- наличие личного кабинета (который частично уже рассмотрели ранее), отслеживание статуса доставки в режиме онлайн
- покрытие: один договор действует во все городах присутствия «Яндекс.Go»
- API и интеграции
Как обстоят дела на самом деле
Для начала пройдемся по заявленным выше преимуществам на предмет «ожидание — реальность»:
- всегда есть свободные курьеры (время ожидания от 5 минут). Далеко не всегда это утверждение верно. Процесс поиска свободного курьера может занять время. После создания заявки поиск идет в течение 10-15 минут, в худшем случае — завершается со статусом «Свободных курьеров не найдено». После чего необходимо повторное создание заявки, соответственно и формы обозначенные выше придется заполнять заново.
- стоимость доставки известна заранее. В идеальных условиях — все так, но реальность вносит свои корректировки. Дело в том, что существует опция «платное ожидание». В задумке это работает так: курьер прибывает в точку А, ваши сотрудники не успели собрать и упаковать заказ, курьер ожидает 10 минут, после чего нажимает на кнопку в своем приложении и тогда начинается платное ожидание, стоимость которого зависит от конкретного города и которая в дальнейшем повлияет на окончательную стоимость доставки. В реальности же курьер может включить этот таймер просто гуляя по торговому центру, в котором находится точка А или Б. Контролировать этот момент крайне важно, но при этом похоже что личный кабинет максимально в этом не заинтересован, так как пометки вида «платное ожидание» вы не увидите ни в кабинете, ни в экселевских отчетах.
- наличие личного кабинета. Да, личный кабинет есть, базовый функционал присутствует и работает. Однако отдельные моменты заставляют усомниться в его 100%-й готовности для использования. Кроме озвученных ранее моментов стоить упомянуть хорошую идею, детальной проработкой которой похоже никто не занимался. А именно — роли пользователей. Речь идет о разграничении прав: одного пользователя можно добавить с полными правами, другого — ограничить возможностью вызывать такси и не более того. Проблема состоит в том, что настройка прав не подразумевает основного: задать для пользователя тарифы, которыми тот сможет пользоваться. Как итог — ваши сотрудники вместо тарифа «Курьер» могут использовать тариф «Бизнес». Контролировать такие моменты, как и в случает с платным ожиданием — придется вам.
- API и интеграции. Отличное решение для тех, кто прочувствовал на себе все недоработки личного кабинета, а также осознал необходимость автоматизации бизнес-процессов. Но, увы, и здесь все не так просто. До осени 2020-го года документация «Яндекс.Такси для бизнеса» представляла из себя кривой PDF-файл, содержащий список методов со скудным описанием, треть из которых попросту не работала. И это не шутка, при заключении договора присылали файл, в котором могли отсутствовать некоторые страницы, на других текст съезжал, строки — накладывались одна на другую. Далее ситуация несколько изменилась, появилась документация в читабельном виде. Однако работа через API также оставляет желать лучшего.
- Пешие курьеры. По вашей заявке может прибыть не только целый автомобиль с водителем, но и пешеход, которому при этом почему-то будет присвоена модель автомобиля и гос. номер (будете видеть в личном кабинете). В отличии от «Яндекс.Еды», где курьер может быть оснащен велосипедом или самокатом — тут похоже, что курьеры только пешие и передвигаются на общественном транспорте. В данном вопросе автор статьи не «едет», а скорее — «плавает» потому любопытный читатель должен освоить его самостоятельно.
- НДС. Этот момент не относится напрямую к сервису, но наверняка бдительные клиенты отметят несколько завышенный ценник на доставку в сравнении с тарифами для физических лиц. Причина проста. При заключении договора как юр. лицо в стоимость каждой доставки будет добавлен НДС.
Что не так с API «Яндекс.Доставки»
Итак, документация стала предоставляться в адекватном формате, методы (в большей части) — заработали. Что же не так?
Преобразование адреса в координаты (геокодирование). Фактически использование API, как я уже упоминал ранее, подразумевается как альтернатива личному кабинету.
Важный аспект: в личном кабинете на этапе заполнения адресов отправителя и получателя реализованы подсказки, которые исключают возможность ввода несуществующего адреса, также средствами Геокодера осуществляется преобразование адреса в географические координаты. Проблема состоит в том, что API «Доставки для Бизнеса» подразумевает, что подсказки при вводе адреса и геокодирование — это задача, которую клиент решает сам.
В документации фигурируют координаты точек без указания того, каким образом вы их получите. Казалось бы: у вас есть продукт, который решает эту задачу, предоставьте бесплатный доступ для клиента, либо дайте хорошую скидку. Но, увы. Отдельный продукт — это отдельный прайс, который для малого и среднего бизнеса не по карману.
Кульминацией этого безобразия стала интеграция «Яндекс.Доставки» с CRM «Битрикс24». Для работы этой интеграции и решения задачи геокодирования клиент должен получить API-ключ Google Maps. И это не шутка: для использования одного из сервисов Яндекса — вам поможет Google.
Скриншот из официальной документации «Битрикс24»
На самом деле это очень похоже на приключения Биба и Боба, которые наконец-то наши друг друга друга. Кто из них кто — остается только догадываться и писать в комментариях.
Тестирование интеграции. В любых более-менее серьезных интеграциях, которые подразумевают, что получаемые сервисом данные важны, есть два режима работы: тестовый и «боевой». К таким сервисам можно отнести платежные системы и услуги транспортных компаний.
Суть проста: в тестовом режиме работы происходит отладка, если нет не решенных проблем и вопросов — происходит переключение в «боевой» режим. Такой сценарий работы вам предложит СДЭК, Сбербанк (прием оплат банковскими картами на сайте) и масса других компаний. Но только не «Яндекс.Доставка».
Здесь свое особый взгляд на процесс интеграции: если вы крупный клиент — за вами закрепляется еще один менеджер, который профессионально подержит вас за руку поможет вам в работе с тестовой площадкой. Не сталкивался сам, но как я понял — его роль сводится к тому, что он будет менять статусы ваших заявок на тестовой площадке.
Если же вы более мелкий клиент, то тестировать интеграцию вам придется в «боевых» условиях. Проще говоря, вызывайте курьера, готовьте коробочку с псевдо-заказом, которая поедет от вашего офиса на домашний адрес вашего коллеги. В процессе этой поездки — ищите ошибки и недочеты. Нашли? Вносите исправления и вызывайте нового курьера.
Когда я услышал об этом впервые — подумал, что это шутка. Но больше я смеялся когда мне доставляли несколько таких тестовых заказов, за которые, как ни странно, пришлось платить волне реальные деньги.
Информирование и внедрение. Для того, чтобы быть в курсе нововведений в API — необходимо время от времени просматривать документацию. Никакого информативного раздела, в котором можно было бы быстро ознакомиться с изменениями — не предусмотрено.
Особо доставляют беседы с персональными менеджерами, которые сознаются в том, что у них существует ровно такая же проблема: нет оперативной информации об изменениях. Процесс внедрения также оставляет желать лучшего. Например, в документации может появиться новый метод, который по факту — не работает. После обращения в техническую поддержку и длительного ожидания — выясняется что несмотря на появление в документации, фактически метод будет внедрен и начнет работать для всех клиентов в течение 2-3 месяцев. И никакой конкретики и информирования здесь тоже не предусмотрено.
Техническая поддержка. Присутствует в виде переписки по e-mail, в виде телефонного диалога представлена общая линия поддержки, но ни одно ни другое в основной массе — проблем не решает. В данном пункте мы выйдем из границ разговоров про API и коснёмся всей поддержки в целом.
И здесь сложно не сравнивать с поддержкой «Яндекс.Объявлений», где все вопросы решаются максимально быстро и в формате чата. Понятно, что продукты разные, но не покидает ощущение того, что в одном продукте поддержка информирована и старается решать проблемы, а в другом — теряется в собственном API, отвечает даже на простые вопросы, так скажем — не заинтересовано.
Далеко за примером ходить не нужно. Несколько раз при обращении на телефонную линию поддержки я сталкивался с тем, что меня переводили от оператора к оператору 6-7 раз. Как это выглядит: вы попадаете на оператора, тот уточняет суть проблемы, вы излагаете ее максимально подробно (надеясь на решение), но в ответ получаете: «Сейчас я переведу вас на специалиста, который сможет вам помочь». И так повторяется снова и снова. Такой «карусели» и уровню планки отношения к клиенту позавидует даже «Авито».
Персональный менеджер решает проблемы?
Во-первых, стоит отметить текучку кадров на данной должности. Уверен, что мой опыт негативный и скорее исключение из правил (как и весь остальной материал данной статьи), но знакомства с новым менеджером у меня происходили 4 раза за год работы с сервисом. Причем первый сотрудник продержался около 5-ти месяцев, далее пошло ускорение смены кадров. Сложно сказать с чем это связано, мне хочется думать, что так работает карьерная лестница, которая в данном случае по своей скорости больше похожа на лифт.
Во-вторых: нет, менеджер мало чего решает. Фактически менеджер может прочитать вам то, что вы сами читать не стали. Выслушает жалобы. Позвонит и расскажет о нововведениях, которые случайно узнал были запланированы и кажется должны работать работают.
В общем, сложно назвать его совсем бесполезным, но и толку от него немного. Он собирает обратную связь, которая копится и, как вода, которая точит камень, со временем дает результаты. Не те, которые вы ожидали, но результаты.
Третье и последнее. Менеджер «Яндекс.Go» — натура творческая и свободолюбивая. Если быть точным, то почти всегда отсутствующая по контактному номеру телефона. Общая линия поддержки говорит, что «возможно находится на встрече», но мы то с вами. Верим. Конечно же верим, потому пишем на почту и ждем перезвона.
Ожидание может растянуться на сутки или даже двое. Но, нам спешить уже некуда, ведь мы уже (простите за каламбур) — приехали.
Что общего между «Симпсонами» и «Яндекс Доставкой для Бизнеса»
Существует такое выражение: это уже было в «Симпсонах». Оно означает, что происходящие с вами события — не уникальны и почти наверняка были сюжетом одного из выпусков сериала. Кстати говоря, родился этот мем благодаря другому мультипликационному сериалу под названием «Южный Парк» (седьмой эпизод шестого сезона).
Начиная работу с «Яндекс.Доставкой» — просто помните об этом и не придавайте случающимся событиям слишком большого значения, так как сказано ранее — они не уникальны и если их пережило знаменитое семейство, то справитесь и вы.
Далее конечно же не примеры случаев с курьерами, а пересказ эпизодов мультфильма:
- курьер забрал заказ, доехал до клиента, потребовал доплату от него. Не получил, уехал, позвонил отправителю и повторил свои требования. Снова получил отказ. Сообщил, что «будет возить товар 3 дня, а потом выбросит»
- курьер забрал заказ на крупную сумму и больше не выходил на связь
- нет свободного курьера для доставки заказа на протяжении 2 суток
- доставка заказа заняла более двух часов, хотя поездка должна была занять около 20 минут
- курьер оставил машину на платной парковке и требует от вас компенсации
Подведем итоги. Можно ли пользоваться «Яндекс.Go» для доставки товаров покупателям? Если вы задаетесь этим вопросом, то ответ — да, можно. При этом стоит быть готовым к целому ряду проблем, некоторые из них я озвучил, об остальных — известно только «Симпсонам», но скоро узнаете и вы. Существуют ли альтернативы? Безусловно.
Если вам нем не требуется большой охват, то в одном-двух регионах вы без особого труда найдете другого перевозчика. О качестве работы таких альтернатив мне судить сложно, так как нет большого объема заказов для оценки. Но буду рад если вы поделитесь в комментариях своим опытом.
Опубликовано: 26 июля 2021 года, в рубрике «Интернет-коммерция».
Источник: kuzmenov.ru
Как работает Яндекс Доставка?
Яндекс Доставка — это сервис, который появился на основе известного многим Яндекс Такси. С помощью Яндекс Доставки можно реализовать логистику и отправлять в нужное место разнообразные посылки — от небольшой папки с документами, до крупногабаритных и тяжёлых грузов. Сервис решает задачи как крупного так и малого бизнеса. В этой статье рассмотрим, каким образом работает и функционирует сервис Яндекс Доставка.
Как происходит пересылка грузов в Яндекс Доставке
- Яндекс доставка работает с сетью своих курьеров, а также подключает другие логистические службы, такие как Boxberry, Почта России, СДЭК, Стриж и другие.
- Груз передаётся от отправителя курьеру и затем сразу к получателю, если расстояние доставки небольшое.
- Для дальних доставок груз от отправителя передаётся от одного курьера другому, от одной службы доставки в другую, пока наконец не дойдёт до получателя. На дальних доставках груз иногда хранится в промежуточных складах.
- Доставка происходит как до двери получателя, так и в пункт выдачи заказов — зависит от нужд заказчиков и географии.
Кто может стать клиентом Яндекс Доставки?
Яндекс Доставка работает для бизнеса. Клиентами услуги становятся юридические лица и ИП, а также самозанятые и владельцы микробизнеса. Для первых и вторых разные условия.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязательно заключают с Яндекс Доставкой договор. На это уходит до двух рабочих дней. Самозанятые регистрируются в течение двух минут, заполняя простую форму.
- Оформление заказов юридическим лицам и ИП становятся доступны после заключения договора. А самозанятым — сразу после регистрации.
- Юридические лица и ИП получаются три варианта тарифных планов: экспресс доставка — в течение часа по городу, в течение дня — доставка происходит в срок до 4 часов по городу, и на следующий день — доставка происходит на следующий день не только по городу, но и по стране. Самозанятым доступен только один тарифный план экспресс, в котором доставка происходит только по городу в срок до 1 часа.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают работу Яндекс Доставки со своего расчётного счёта, подтверждая каждую оплату закрывающими документами. Самозанятые оплачивают с личного счёта, не используя при этом никаких документов и актов.
Какому бизнесу это подойдёт?
Яндекс Доставка работает с разным типом бизнеса. В первую очередь это интернет-магазины. Сервис в состоянии совершить оперативную доставку даже скоропортящихся товаров. Поэтому этот инструмент доставки хорошо подходит для ресторанов, когда нужно быстро привести еду к клиенту, пока она не остыла.
Также это хороший вариант для магазина цветов, когда есть нужда в оперативной доставке в специальных условиях, чтобы растения не испортились. Яндекс доставка обещает бережное отношение к грузам, поэтому с этим сервисом успешно сотрудничают интернет-магазины электроники, в задачи которых входит доставка хрупких товаров.
Яндекс доставка работает по схемам B2P (busines to person) и B2B (busines to busines). Это значит, что ресурсами этого сервиса организации могут делать доставку от себя к своему клиенту и от себя в другую организацию, то есть непосредственно делать поставки по каким-либо договорам между юридическими лицами или ИП.
Сколько стоят услуги Яндекс доставки?
На официальном сайте Яндекс доставки https://dostavka.yandex.ru имеется онлайн калькулятор, в котором можно рассчитать, сколько будет стоит доставка груза из одного населённого пункта в другой.
Например, экспресс доставка по городу в течение одного часа от одной станции метро до другой стоит 430 рублей. Если речь о габаритном грузе, то цена повышается до 772 рублей.
Междугородняя доставка обходится дороже. Экспресс доставка небольшого груза из Москвы в Тверь будет стоить 4 888 рублей, а грузовая доставка 6 648 рублей.
Куда доставляет Яндекс Доставка
Яндекс Доставка доставляет груз к двери получателя либо в пункт выдачи заказов. Курьерская доставка до двери работает в 1 200 городах страны. Пунктов выдачи имеется боле 10 000 в разных регионах.
Несмотря на такое большое количество пунктов выдачи и обширной зоны покрытия, Яндекс Доставка не работает на большие расстояния. Это идеальный сервис для доставки внутри города и окрестностях. Как правило, заказать доставку можно только в пределах своей или соседней области. Но доставить куда-то далеко, например, из Москвы в Новосибирск или даже Санкт Петербург, Яндекс не сможет. Такие длинные маршруты на данный момент не поддерживаются.
Какие достоинства доставки от Yandex
Яндекс Доставка имеет несколько очевидных достоинства, которые выгодны для любого бизнеса.
- Работа с сервисом происходит через приложение Яндекс Такси, которым пользуется большинство жителей городов. Это значит, что клиенты бизнеса не буду испытывать трудностей при отслеживании заказа, который идёт к ним.
- Для отслеживания доставки клиенту не придётся использовать номер трека, который бывает во многих интернет-магазинах или звонить в поддержку. Достаточно открыть приложение и увидеть, где находится сейчас курьер и через сколько он прибудет на место.
- Яндекс Доставка решает все вопросы логистики. Поэтому бизнесу не понадобится подготавливать сотрудников для вопросов клиентов, связанных с доставкой. Клиенты все эти вопросы смогут задать прямо в приложении Яндекс Такси. Ответ поступит в течение пяти минут в любое время суток.
- Для того, чтобы делать доставку через Яндекс, не понадобится нанимать сотрудника, который разбирается в логистике. Все заботы об этом ложатся на плечи Яндекс Доставки. Оформить доставку сможет любой сотрудник организации без специальной подготовки.
- Для оформления доставки компьютер не обязателен. Как и получатели, отправители контролируют всю логистику через смартфон в приложении Яндекс Такси. Отсюда сотрудникам компании доступно оформление заказов и их отслеживание.
- Для интернет магазинов Яндекс Доставка предлагает встраивание в их сайты. Это можно сделать с помощью специальных плагинов для популярных CMS, CRM, ERP или POS-систем, а также есть возможность связать сайт с сервисом по API.
Источник: it-doc.info