Тигран Худавердян много лет проработал в «Яндексе» и проделал в нем большой путь от менеджера проектов до поста генерального директора, на который был назначен в марте 2022 года. Встать у руля компании Тиграну Оганесовичу пришлось в тяжелый период санкций и информационных войн, а потому срок его пребывания в должности составил всего одни сутки.
Детство и юность
Тигран родился 28 декабря 1981 года в Ереване, по национальности он армянин. Родители с детства разглядели в сыне математический склад ума, а потому и образование он получал соответствующее, посещая физматшколу в колледже имени Анания Ширакаци. Долгое время мальчик не мог определиться с будущим призванием, поскольку его в одинаковой степени интересовали математика, физика и программирование. В итоге выбор пал на физику.
Высшее образование парень решил получать в России, а потому переехал в Москву, где поступил на физический факультет МГУ, который окончил в 2004 году. Учебу в вузе Тигран считает хорошей школой жизни, поскольку она научила его понимать суть процессов и находить нестандартный подход к решению задач, а также действовать и мыслить системно. Да и студенческие сессии оказывались неплохими стресс-тестами, обучающими преодолению жизненных трудностей.
Худавердян был студентом хорошим, но ленивым. Но и в этом недостатке менеджер, привыкший фокусироваться на поиске преимуществ, нашел положительную сторону: благодаря лени он научился находить кратчайший путь решения задачи, то есть способ достичь результата быстрее и проще.
Бизнес
Окончив МГУ, Тигран сначала подключился к бизнесу семьи, а потом попробовал основать собственный, но дело пошло не совсем бодро, поскольку ему не хватало практических знаний и опыта. Попытавшись открыть пару интернет-магазинов, Худавердян пришел к выводу, что сначала стоит устроиться в стороннюю компанию, и в 2006-м прошел собеседование в «Яндекс».
Поначалу Тигран занимался вопросами единой аутентификации пользователей в экосистеме компании, а затем стал создавать и продвигать сервисы «Яндекс.Навигатор» и «Яндекс.Браузер».
С 2010-го Худавердяну доверили новое направление — «Яндекс.Такси», которое в итоге выросло в отдельную компанию, где Тигран занял место гендиректора. В интервью «Форбс» основатель сервиса пояснил, что не заимствовал идею у Uber: о наличии конкурентов в «Яндексе» узнали уже в процессе разработки.
Очередной взлет в профессиональной биографии произошел в 2019 году, когда 38-летнего менеджера включили в совет директоров и назначили управляющим директором ГК «Яндекс». Руководитель взял курс на прозрачность и рассказал о принципах работы компании и ее ближайших планах. Например, поделился перспективами появления беспилотных автомобилей на улицах столицы.
Реалии пандемии повлияли на бизнес и на «Яндекс» в частности. По признанию Худавердяна, режим самоизоляции негативно сказался на креативной составляющей работы, поскольку лучшие решения компания принимала в процессе совместных творческих обсуждений, которые не смогли заменить zoom-конференции.
В то же время Тигран объявил, что главной ценностью компании остается персонал, а потому объявил об урезании расходов для сохранения рабочих мест. Состояние экономики после коронавирусного кризиса Худавердян сравнил тогда с последствиями мировой войны.
Личная жизнь
Тигран просыпается в 6 утра и к 8 идет на работу, где проводит по 12 часов. В таком режиме сложно выделить время на личную жизнь, но Худавердяну это удается. Он женат и воспитывает пятерых детей.
Тигран любит слушать классическую музыку, и в его личный топ композиторов входят Сергей Рахманинов, Людвиг ван Бетховен и Фредерик Шопен. На сериалы топ-менеджеру жалко тратить время, а вот кино он смотрит с удовольствием, предпочитая фильмы для «подумать», например «Догвилль» Ларса фон Триера.
Спортом Худавердян почти не интересуется и предпочитает те виды, где присутствует игровой момент. Больше всего под его темперамент подходит настольный теннис. Еще гендиректор «Яндекса» старается выбраться на горный склон, чтобы покататься на лыжах. Но пока для отдыха и путешествий в его расписании остается не так много времени.
Увлечением для души остается фотография. Тигран любит снимать человека и природу, особенно ему по душе ландшафтные снимки, которые делаются при помощи квадрокоптера.
Тигран Худавердян сейчас
В интервью Алексею Пивоварову Худавердян признавался, что мечтал стать директором с детства, но тогда представлял эту должность так: ты сидишь в кабинете, к тебе стучат в дверь, а ты отдаешь команды, которые исполняются. Мечта Тиграна сбылась в 40-летнем возрасте, однако суть работы директора оказалась далека от его детских представлений. Сейчас функции топ-менеджера он сравнивает с дирижированием оркестром, даже оркестром оркестров.
15 марта 2022 года стало известно, что Худавердяна, прежде занимавшего должность управляющего директора группы компаний «Яндекс», назначили генеральным директором на замену Елене Буниной, которая перешла в управление HR-отделом. Планировалось, что на новой должности в подчинении Тиграна Оганесовича находятся все менеджеры «Яндекса», а его единственным начальником останется основатель компании Аркадий Волож.
В день нового назначения появилась информация о том, что компания планирует продать сервисы «Яндекс.Новости» и «Яндекс.Дзен», а вечером фамилия самого Худавердяна попала в персональный санкционный список Европейского союза. Из-за этого ограничения, менеджер был вынужден покинуть свои должности в структурах компании, продержавшись на посту генерального директора всего лишь сутки.
Интересные факты
- Гендиректор «Яндекса» принципиально не читает новости, считая их пустыми пожирателями времени.
- Рабочий стол Худавердяна украшает плюшевая женская грудь, полученная в подарок.
- В социальных сетях Тигран подписывается только на тех людей, с кем знаком лично.
- Топ-менеджер интересовался антикварными часами и даже основал компанию, занимающуюся реконструкцией старинных моделей известных брендов.
Источник: 24smi.org
История Яндекс Такси
Когда самостоятельно преодолеть маршрут из точки «А» в точку «Б» не удается, на помощь приходит такси. Сегодня один из самых популярных агрегаторов в этой сфере — Яндекс Такси, на слуху практически у каждого. Чем же объясняется популярность этого сервиса, и кто его создатель? Разберемся в истории Яндекс такси.
История создания
В 2011 году корпорация Яндекс запустила свой новый, самостоятельный сервис – такси. Изначально он не отличался широкими масштабами – всего 11 таксопарков, которые располагались только на территории Москвы, и не более тысячи водителей.
Идея внедрения услуг перевозок на тот момент принадлежала одному из сооснователей корпорации – ее генеральному директору Аркадию Воложу. Именно его можно считать «родоначальником» Яндекс Такси, однако, наиболее серьезные технологические изменения компания получила под руководством Тиграна Худавердяна.
Но вернемся в 2011 год. Модель, воплощенная Воложем, не отличалась инновационностью: услуги пассажирских перевозок на тот момент стали набирать все большую популярность, поэтому было принято решение воплотить в жизнь классическую модель этого сервиса. Вполне успешная идея стала постепенно масштабироваться: увеличивалось не только число машин и таксопарков, но и география проекта. Агрегатор постепенно захватил Московскую область, новые города и даже ближнее зарубежье.
Дальше компания развивалась непомерно быстрыми темпами:
- Очередной скачок развития произошел в 2015 году, когда было объявлено о слиянии с сервисом «Рос. Такси» — корпорация выкупила его, за счет чего увеличил и масштабы компании, и обеспечил приток новых клиентов.
- Уже в 2016 году сервис начал осваивать рынок корпоративного такси Москвы – было заключено порядка 20 договор с компаниями разных сфер деятельности. К концу года сотрудничество с юридическими лицами было оформлено еще в нескольких городах-миллионниках.
- В 2017 году Яндекс и Uber подписали договор об объединении своих сервисов, тем самым создав консолидированную компанию. Более 59 % новой организации принадлежит Яндексу. Эта сделка стала «сделкой года» по версии Forbs.
- В 2018 год – год освоения далеких территорий. Создан отдельный бренд Yango для работы в Африке, Восточной Европе и на Дальнем Востоке. В этом же году по финансовым отчетам компании, она стала приносить чистую прибыль.
- В 2020 году история компании пополнилась технологическим прорывом – запуском дочернего сервиса Яндекс Go. Помимо классического такси, сервис был дополнен услугами доставки еды из ресторанов и магазинов, каршеринга, мониторинга общественного транспорта и даже заказа грузоперевозок (в том числе междугородних).
- В начале 2021 года была анонсирована информация о покупке сервиса Везет и слиянии двух приложений.
Политика компании: пассажир под защитой
Популярность сервиса объясняется рядом факторов:
- Оперативность подачи машины. Стандартное время ожидания не превышает 5 минут. Это обеспечивается большим количеством единиц транспорта и автопарков.
- Широкий выбор категории транспортного средства(от эконома до бизнеса).
- Возможность оплаты картой– достаточно один раз привязать банковскую карту в мобильном приложении, и необходимость каждый раз вводить данные отпадет.
- Открытая информация о водителе. Пассажир может видеть рейтинг водителя, марку автомобиля, и на основе этих данных сделать свой выбор.
- Простое в использовании мобильное приложение. Заказ машины не составляет никакого труда: достаточно пройти несложную регистрацию, и можно сразу вызывать такси.
- Инновационность. Этот пункт вызывает интерес у всех любителей технических новинок. Мобильное приложение постоянно развивается, появляются все новые и новые фишки. Но и это не все: в 2018 году корпорация начала тестировать беспилотные автомобили. В 2020 году на ее базе даже было создано специальное подразделение, которое занимается созданием и тестированием таких транспортных средств. К 2020 году успешно проведено более 5000 тестовых поездок без водителя.
Но еще одно важное преимущество – это защита своих клиентов. При поступлении любой жалобы на водителя, его аккаунт блокируется до выяснения обстоятельств. В некоторых случаях аккаунт водителя будет заблокирован без возможности восстановления, а значит, в данном сервисе он больше работать не сможет.
Мобильное приложение позволяет оперативно осуществить обратную связь с сотрудниками колл-центра компании и решить все возникающие вопросы. Это можно сделать с помощью звонка на горячую линию или в чате приложения.
Кто же директор?
Многих поклонников сервиса волнует вопрос – кто же он — директор Яндекс Такси?
Как уже было отмечено, официальным создателем и разработчиком сервиса является Аркадий Волож, а по совместительству с ним, его старший сын – Лев Волож. Но в 2014 году руководство перешло в другие руки.
Тигран Оганесович Худавердян (28.12.1981 года рождения) – человек, который стоит за всеми глобальными технологическими изменениями компании. Именно благодаря его заслугам сервис занял более 50% рынка услуг перевозок в России и вышел на международный уровень.
Худаверян в корпорации с 2016 года, поэтому его сложно назвать человеком, который пришел «на все готовое» — он причастен ко многим инновационным изменениям, не только в сфере пассажирских перевозок. Именно он приложил руку к созданию платформы Таксометр, которое серьезно облегчило жизнь водителей. С его помощью они получили возможность приема онлайн-заказов и построения оптимального маршрута поездки. После слияния с Uber в 2017 году он занял пост генерального директора. А директором непосредственно отделения пассажирских перевозок стал Даниил Шулейко, ранее замещавший должность операционного директора.
Развитие карьеры Тиграна Оганесовича на этом не остановилось. В 2019 году он стал управляющим группы компаний Яндекс. В апреле 2021 года директор Яндекс Такси вновь сменился. Им стал бывший директор по продукту Григорий Дергачев. А Шулейко возглавил бизнес-группу «e-commerce и ridetech».
Если коснуться юридической стороны вопроса, то владелец Яндекс Такси — это частная компания, которая зарегистрирована в Нидерландах. Форма регистрации — общество с ограниченной ответственностью (ООО). Агрегатор является структурной часть ООО «Яндекс». Головной офис корпорации находится в Москве. Интересно, что посетить его может любой желающий: сотрудники компании, в том числе владелец Яндекс Такси, часто проводят открытые лекции и экскурсии.
Компания Яндекс Такси, история которой насчитывает более 10 лет — одна из самых крупных компаний-агрегаторов такси на российском рынке. Сегодня она занимает лидирующее положение на рынке пассажирских (в том числе корпоративных) перевозок, активно осваивает рынок грузоперевозок, число водителей и таксопарков постоянно увеличивается, а значит – растет ее популярность и востребованность.
Источник: protaksistov.ru
Кому на самом деле принадлежит Яндекс [обновлено]
Выяснили, кто им управляет и кто получает с него доход.
Дата публикации: 2 августа 2022
Дата обновления: 24 ноября 2022
Время чтения: 7 минут
Редакция «Текстерры» Редакция «Текстерры»
«Яндекс» и интернет – это практически слова-синонимы для миллионов россиян. Крупнейшая отечественная поисковая система, маркетплейс, служба доставки еды, такси, агрегатор поиска работы, недвижимости… Сегодня «Яндекс» – транснациональная компания, выручка которой за I квартал 2022 года составила 118 миллиардов рублей.
Но кому принадлежит «Яндекс»?
В какой стране зарегистрирован «Яндекс»
Основное юридическое лицо Yandex N. V. зарегистрировано в Нидерландах в 2004 году. На такой шаг основатели фирмы Аркадий Волож и Илья Сегалович решились, чтобы иметь возможность продавать акции на бирже Nasdaq и привлекать инвесторов.
При этом компания перечисляет налоги в бюджеты России (примерно 50 миллиардов рублей в год) и Нидерландов (около 300 миллионов в рублевом эквиваленте ежегодно).
Финансовые результаты «Яндекса» за II квартал 2022. Информация с официального сайта
В России работает подразделение Yandex N. V. — ООО «Яндекс» (базируется в Москве).
Также офисы компании есть в Белоруссии, Казахстане, США, Швейцарии, Германии, Чехии, Китае и Израиле. При этом офисы в Китае и Израиле работают только как точки продаж.
Карта географического присутствия «Яндекс» в мире. Красными значками обозначены офисы компании. Интерактивную версию карты с более подробной информацией можно рассмотреть здесь
Продвинем ваш бизнес
В Google и «Яндексе», соцсетях, рассылках, на видеоплатформах, у блогеров
Кому принадлежит «Яндекс.Такси» и другие сервисы
«Яндекс.Такси» принадлежит компании MLU B.V. Это совместное предприятие Yandex N.V. и Uber. При этом в марте этого года появились сообщения, что Uber ускорит выход из предприятия в связи с событиями на Украине. По состоянию на июль единственным владельцем MLU B.V. Bloomberg указывает Yandex N.V.
Все остальные сервисы «Яндекса» также принадлежат Yandex N.V. – но часто через посреднические дочерние компании.
Напрямую компании Yandex N.V. принадлежит «Кинопоиск».
«Яндекс.Лавка», «Яндекс.Доставка» и «Яндекс.Еда» принадлежат яндексовскому ООО «Фудтех энд Деливери Б.В.», зарегистрированному в Нидерландах, как и головная компания Yandex N.V.
Учредитель «Яндекс.Вертикалей»(«Авто.ру», «Яндекс.Недвижимость», «Аренда») – швейцарское акционерное общество Yandex Auto.ru AG. Контролирующая его компания – Yandex N.V.
В силу масштабов и разнонаправленности бизнеса структура компании довольно часто меняется.
Ключевые фигуры ООО «Яндекс» в России:
- Артем Савиновский – генеральный директор, руководитель направления медиасервисов;
- Грег Абовский – операционный и финансовый директор;
- Григорий Дергачев – генеральный директор «Яндекс.Такси»;
- Даниил Шулейко – глава бизнес-группы «Яндекса» по электронной торговле и логистическим сервисам;
- Ринат Низамов – руководитель блогерской платформы «Яндекс.Дзен»;
- Петр Попов – глава бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса».
Управление «Яндексом» осуществляет совет директоров. Его состав утверждают акционеры «Яндекса» на общем собрании.
Акционеры «Яндекса»
У «Яндекса» три типа акций: А, B и C. Акции класса А торгуются на Московской бирже (раньше – также на бирже Nasdaq, но торги были приостановлены 28 февраля); одна акция дает один голос на собрании акционеров. Акции класса В распределены между основателями компании, каждая дает 10 голосов на собрании акционеров. Акции класса С технические и используются только для конвертации акций класса В в акции класса А.
Поэтому, если мы посмотрим на структуру акционеров «Яндекса» на официальном сайте, увидим разное распределение экономического владения и прав голоса. Голосующее большинство (51,8%) принадлежит основателям, директорам и работникам «Яндекса». Хотя экономическое большинство (87,5%) – за владельцами акций, свободно торгуемых на бирже.
Структура акционеров «Яндекса» – распределение экономического владения (Economic Ownership) и права голоса (Voting Power)
В связи с включением в санкционный список основатель «Яндекса», генеральный директор и член совета директоров Аркадий Волож покинул компанию. Но через семейный фонд он продолжает владеть 45,3% голосующих акций.
При этом «Яндекс» не выплачивает дивиденды своим акционерам – получаемые доходы направляются в развитие компании. Основным бенефициаром «Яндекса» является Аркадий Волож. Его состояние зависит от стоимости акций компании на биржах. В марте 2022 из-за обрушения стоимости акций «Яндекса» состояние Воложа сократилось на $2 млрд – до $580 млн.
У Сбербанка с 2009 года во владении находится золотая акция «Яндекса».Она дает Сбербанку право блокировать продажу крупных активов. Для «Яндекса» это — своеобразная защита от поглощения крупными западными концернами (в России сейчас вряд ли возможен сценарий поглощения «Яндекса» кем-то внутри страны).
После приостановки торгов акциями класса А на бирже Nasdaq «Яндекс» начал выкупать свои конвертируемые облигации. Цель этого – предотвращение дефолта. Выкуп облигаций нужен для реструктуризации обязательств:
Из-за приостановки торгов на Nasdaq держатели конвертируемых облигаций «Яндекса» на $1,25 млрд со сроком погашения в 2025 году получили право потребовать от компании погашения облигаций по номинальной стоимости плюс начисленные проценты. В марте «Яндекс» предупредил, что предъявление таких требований приведет к дефолту по этим обязательствам, так как компания не имеет достаточных средств для погашения облигаций.
По состоянию на июнь «Яндекс» выкупил 92,7% своих конвертируемых облигаций, заплатив за каждые $200 тысяч номинальной стоимости облигаций $140 тыс. наличными и 957 акций.
Ваша заявка принята.
Мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Что представляет собой «Яндекс» сегодня
Компания «Яндекс» предлагает около 100 сервисов для разных сфер жизни – от покупки авиабилетов до возможности заработка с помощью «Яндекс.Толоки» и «Яндекс.Дзена».
Сегодня основным и ключевым направлением деятельности «Яндекса» является поисковая система. Реклама в поисковике приносит порядка 60% прибыли компании.
У «Яндекса» есть сервисы для широкой аудитории и бизнеса
Новые владельцы Яндекса
В июне 2022 года из-за спецоперации России на Украине гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож попал под санкции Европарламента. Этот странный ход ЕС объяснил тем, что главные акционеры Яндекса — подсанкционные госбанки.
Практически сразу Аркадий Волож ушел со всех постов в российском подразделении компании. Все дело в том, что организация, которую контролирует подсанкционное лицо, автоматически тоже попадает под санкции. Тогда же выяснилось, что материнская компания Яндекса — нидерландская Yandex N.V. под санкции не попадает, как и другие ее дочерние компании.
После череды переговоров внутри компании руководство Яндекса пришло к решению разделить IT-гиганта на две части — международную и российскую. Сделать это было непросто, ведь 90% интеллектуальной собственности Яндекса находилось в России.
23 ноября стало известно, что помочь в разделении компании и реорганизации российской части Яндекса может председатель Счетной палаты РФ Алексей Кудрин. Новую структуру управления, по информации издания The Bell, обсудят и согласуют с Владимиром Путиным.
Сделка будет сложной, а управление Яндексом станет более запутанным. Предполагается, что российский Яндекс получит новую материнскую компанию, контролировать которую будет другая структура, подконтрольная Кудрину и топ-менеджменту Яндекса. Сам Алексей Кудрин, по данным источников The Bell, получит 5% акций новой компании.
В результате реорганизации у новой материнской компании Яндекса также может появиться новый акционер в лице структур Владимира Потанина. Однако Аркадий Волож через Yandex N.V. продолжит владеть частью российского подразделения, хоть и не напрямую.
Источник: texterra.ru